Контрреформация религиозные войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и Польше – близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше) протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства. Провал ожидал Контрреформацию в Скандинавских странах: Англии и Шотландии. И если в Англии и Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному терпению верующих, то в Скандинавских странах Римско—католическая церковь полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в XVI в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598 г.), который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались ему подчиниться. В Германии и Австрии, где к 1550 г. девять десятых населения отошли от Рима, в ходе Контрреформации под руководством Петра Канизия удалось остановить распространение протестантизма и отвоевать значительное число верующих; сходных успехов католики добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и других частях Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила Южные провинции отделиться от Северных и сохранить верность Испании, в результате чего возникли протестантская Голландия и католическая Бельгия.

В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) католицизм, казалось, торжествовал в Германии, но ситуация резко изменилась, когда французские войска по приказу кардинала Ришелье и шведские войска под предводительством короля Густава Адольфа вступили в войну на стороне протестантов. Вестфальский мир (1648 г.) закрепил религиозный раскол Западной Европы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Контрреформация и конфессионализация

Контрреформация и конфессионализация Религиозная жизнь Германии середины XVI — начала XVII вв. характеризуется динамичными изменениями конфессиональных границ, распространением новой (кальвинизма) и дальнейшим оформлением уже существовавших конфессий, политическими

4. Католическая контрреформация

4. Католическая контрреформация На первых порах ни католики, ни православные в Великом княжестве Литовском не оказались способными противостоять протестантскому движению на достаточно высоком интеллектуальном уровне.Римская церковь, озабоченная распространением

2. ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ

2. ФЕОДАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В ЕВРОПЕ Несмотря на то что феодализму в Европе феодальная реакция еще представляла собой большую силу и феодальный строй не изжил себя. После первых поражений, понесенных от буржуазной реформации и крестьянскоплебейских

Реформация и контрреформация

Реформация и контрреформация /131/ В позднее средневековье теология католической церкви достигла апогея своего развития. Схоластика покоилась на традиционном учении церкви, переосмысленном в логическом и диалектическом ключе; представители поздней схоластики через

Реформация, Контрреформация 1547–1558 гг

Реформация, Контрреформация 1547–1558 гг Превратности наследственной монархии таковы, что Генрих VIII, символ королевского могущества, оставил корону 9-летнему мальчику. Архиепископ Кранмер тщательно готовил Эдуарда VI (1547–1553) к его роли, мальчика воспитывал в духе

Контрреформация и конфессионализация

Контрреформация и конфессионализация Религиозная жизнь Германии середины XVI — начала XVII вв. характеризуется динамичными изменениями конфессиональных границ, распространением новой (кальвинизма) и дальнейшим оформлением уже существовавших конфессий, политическими

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Контрреформация

Контрреформация Существенным обстоятельством стала религиозная контрреформация, состоявшая в реакционном, болезненном и зачастую пагубном возврате к тому, в чем видели основные религиозные ценности католичества. Этот процесс можно возвести к неудаче Регенсбургского

10. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

10. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Контрреформация – это церковно—политиче—ское движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско—католической церкви в XVI–XVII вв.

Контрреформация

Контрреформация Линь Шу явно не понимал, кто был главным врагом населения Китая. Бестолковое управление, жадная и тупая бюрократия, дикое расходы на содержание двора и покупку для Цы Си очередных часов и люстр – всего этого было достаточно, чтобы народ обнищал. Толковые

Реформация и Контрреформация в Европе

Реформация и Контрреформация в Европе Реформация в XVI в. – важнейший переломный этап в истории западноевропейской христианской церкви, духовный переворот, в результате которого был подвергнут пересмотру ряд догматических положений, возникли новые конфессиональные

Ключевые слова конспекта: Реформация, Контрреформация, Лютер, 95 тезисов, Мюнцер, крестьянская война, секуляризация, кружки гуманистов, протестанты, кальвинизм, Шмалькальденские войны, Тридентский собор.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение за коренное обновление церкви, развернувшееся в 16 веке в большинстве Европейских стран. Она положила начало новым религиозным течениям и сектам. Реформация вербовала своих сторонников во всех социальных слоях, и каждый из них истолковывал её задачи в соответствии со своими интересами. Отсюда разнообразие понимания Реформации: то узкое, ограниченное религиозными переменами, то доходящие до идей всеобщего переустройства существующих порядков. Основные причины Реформации были связаны с кризисом католической церкви и обострением комплекса общественных противоречий в эпоху начавшегося разложения феодального строя.

реформация причины

К началу XVI века в Центральной и Западной Европе возросли материальные и политические претензии католической церкви. В средние века она — идеологическая опора феодального строя и претендент на политическую гегемонию. Это вызывало недовольство феодалов, горожан (зарождающейся буржуазии).

В 15 — 16 века королевская власть в странах, вставших на путь государственной централизации, давала отпор притязаниям церкви. Но в раздробленной Германии папство не идёт на уступки. В Германии Реформация началась раньше, объединив широкие слои населения. Реформация в Германии – знамя широкой антифеодальной борьбы (как и в Нидерландах). Требования церковной реформы были в каждой программе политических реформ. Общественному подъёму способствовало гуманистическое движение. Буржуазные отношения создали условия для новой идеологии. Кружки гуманистов – пропагандировали научные мировоззрения, борьбу со схоластикой, о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии.

реформация направления

Радикальное направление реформации – Т. Мюнцер: единственный источник веры – это Библия, Бог есть везде. Он сторонник социального переворота (крестьянство + городская беднота), а священное писание лишь указывает необходимые действия: власть нужно отдать народу, уничтожить дворянские замки и монастыри. Реформация – это путь к революционному переустройству общества. На основе идей и деятельности реформаторов разгорелась крестьянская война. Подавление войны привело к усилению власти. Во многих городах Германии закрылись монастыри, вводится реформированное богослужение. На сторону Реформации переходят некоторые имперские князья, заинтересованные в секуляризации (изъятии чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

По итогам двух Шмалькальденских войн признавалось равноправие католиков и протестантов. Местные князья получили право определять религию своего княжества. В результате в Германии в XVI в. сложились 2 группы княжеств – католическая (наследственные земли Габсбургов) и протестантская (остальные княжества).

Возникает много направлений и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина. Центром кальвинизма становится швейцарский город Женева. Кальвинистская церковь управлялась по демократическим принципам, она поощряла накопительство и торговлю, чем способствовала развитию капиталистических отношений.

значение реформации

Всюду проводилась секуляризация церковных земель, что вело к укреплению светской власти, дворянства, бюргерства. В целом Реформация нанесла удар по римско-католической церкви как одному из устоев феодализма и сломала монополию католицизма в духовной жизни общества.

контрреформация

Контрреформация — реакция церкви на новые явления в социально-политической, религиозной и культурной жизни общества. Папство вынуждено было создать новые инструменты — новые религиозные ордена, инквизицию, книжную цензуру. Оплот Контрреформации – Испания, Германия, Австрия – где были сильны позиции католицизма. Тридентский собор сохранил устои католической церкви; отверг попытки изменения догматов; протестантов — анафеме, папство укрепило все звенья церковной организации.

Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем :

  • национального освобождения (Нидерландское восстание 1560-1570-х);
  • борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.);
  • соперничество за европейскую гегемонию — Тридцатилетняя война (войны между Францией и Габсбургами XVI-XVII вв.).

В эпоху Нового времени изменения произошли во всех сферах европейского общества: феодальную раздробленность сменил абсолютизм, натуральное хозяйство преобразовалось в рыночное, крепостные крестьяне получили личную свободу, произошел прорыв в развитии науки и искусства. Изменения затронули также духовную сферу- произошла революция в религиозном сознании европейцев, ставшая причиной религиозной Реформации. Что такое Реформация, где и при каких обстоятельствах она зародилась, к чему привела – вы узнаете из данного урока.

План урока:

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

  1. Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
  2. Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
  3. Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
  4. Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы - назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
  5. Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).

Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.

Бюст Папы Римского

Начало движения за переустройство церкви

Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.

Реформация в Германии охватила все слои общества:

  • князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
  • горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
  • крестьяне добивались отмены церковных поборов.

Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.

Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет - принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.

Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.

Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.

Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии - лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:

  • она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
  • исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам [1] и иконам;
  • лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).

Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.

Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.

Запоминаем даты!

1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.

Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Памятник Мартину Лютеру в Дрездене

Распространение Реформации в Европе

Швейцария

Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.

Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.

Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:

  1. Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
  2. Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
  3. Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.

Учение Кальвина получило название – кальвинизм. Позднее последователи кальвинизма появились и в Англии, Нидерландах, Шотландии. Основав в Швейцарии новое религиозное учение, Жан Кальвин фактически стал ее правителем, хотя и не занимал видных государственных должностей. Уставшие некогда от гнета католицизма, жители Женевы теперь были вынуждены мириться с жесткими порядками Жана Кальвина. Открыто протестовать против них население боялось, ведь в Женеве была введена смертная казнь, с помощью которой кальвинисты быстро расправлялись с мятежниками.

Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.

Англия

В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).

Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.

Не желавших отказаться от католической веры, несогласных с новыми порядками казнили. По стране прокатилась волна жестоких расправ с бунтовщиками. Новым религиозным устройством была довольна только знать, разделившая с королем церковное имущество. Крестьяне работавшие на монастырских землях были с них изгнаны, большинство из них стало бродягами и попрошайками.

Контрреформация

Папа Римский во главе всех последователей католицизма не желал мириться с распространением учений Мартина Лютера, Жана Кальвина и других протестантских проповедников. Все они окончательно подрывали авторитет римско-католической церкви, а это означало потерю неограниченной власти и несметных богатств.

Чтобы возвратить престиж католицизма папа римский организует Контрреформацию - борьбу католической церкви за восстановление ее власти в европейском обществе. Контрреформация в Европе началась с организации в 1534 году Ордена Святого Игнатия (Ордена Иезуитов). Чтобы возродить престиж католической веры члены Ордена Иезуитов вели проповедническую деятельность, воспитывали подрастающее поколение, занимались благотворительностью. Папа Римский заранее прощал членам ордена все грехи, если их действия (пусть даже убийство) были направлены на распространение Контрреформации в Европе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


Содержание: 1.Причины Реформации. 2.Мартин Лютер и его идеи. 3.Начало Реформ.

Содержание: 1.Причины Реформации. 2.Мартин Лютер и его идеи. 3.Начало Реформации. 4.Лютеранская церковь. 5.Крестьянская война в Германии. 6.Мюнстерская коммуна. 7.Кальвинизм. 8.Кальвинизм в Женеве. 9.Предпосылки контрреформации. 10.Орден иезуитов. 11.Религиозные войны во Франции. 12.Вывод.

Идеи Возрождения при-вели к падению авто-ритета церкви-невеже-ство большей ча.

Идеи Возрождения при-вели к падению авто-ритета церкви-невеже-ство большей части ду ховенства было оче-видным. Возникла идея о том,что церковь нуждается в реформах. Начало Реформации по-ложил Ян Гус, затем она началась в Герма-нии. Продажа индульгенций Церковь стала крупным феодалом, кроме десятины она получала доходы от дорогих обрядов и от продажи индульгенций.

В 1517 г. посланник Папы - Тетцель заявил, что купивший индульгенцию может н.

В 1517 г. посланник Папы - Тетцель заявил, что купивший индульгенцию может не исповедоваться. Это вызвало возмущение прихожан. Во главе их встал профессор богословия М. Лютер, который пришел к выводу о необходимости церковной реформы. Мартин Лютер

В 1520 Г. Папа отлучил Лютера от церкви, но студенты Лютера сож гли папскую г.

Последователи Люте-ра-лютеране создали свою церковь на при- нципах: -церковь.

В 1524 г. в Германии началась крестьянская война. Восставшие обосновывали св.

Они требовали отмены десятины,выборности священников,передачу крестьянам земл.

Лидеры Народной Ре-формации объявили и Лютера и Папу ан-тихристами. В 1534 г.

В 40-х гг. 15 в. начался второй этап Реформации. Его Возглавил Жан Кальвин, в.

Центром кальвинизма стала Женева, боровшая-ся за независимость от герцога Сав.

Центром кальвинизма стала Женева, боровшая-ся за независимость от герцога Савойского. Она обратилась за помощью к Берну, но тот потребовал соблюдения идей Реформации. Кальвин – Женевский папа.

Против реформации выс тупила церковь, объя-вившая протестантов еретиками. Но.

Против реформации выс тупила церковь, объя-вившая протестантов еретиками. Но сама церковь также нужда-лась в реформах.На-чалась контреформа-ция. Папу поддержали импе-ратор Священной Рим- ской империи Карл V и южногерманские кня-зья. Папа Павел III решил изучить проблемы церкви и на основании выводов комиссии начал свои реформы. Были открыты новые богословские факультеты, запрещен ряд книг. С 1545 по 1563 год прошел Тридиентский собор осудивший Реформацию. Тридиентский собор. Миниатюра 17 века.

В 1540 г. был учрежден орден иезуитов во главе с И. Лойолой. Орден не имел мо.

В 1540 г. был учрежден орден иезуитов во главе с И. Лойолой. Орден не имел монастырей, монахи жили в миру. Орден установил железную дисциплину - монах мог совершить даже грех, если ему приказал сделать это ге-\нерал, который и отвечал за это. Игнатий Лойола

Главная задача Ордена-воздействие на умы людей. Для этого монахи применяли вс.

Главная задача Ордена-воздействие на умы людей. Для этого монахи применяли все средства, в том числе и интриги. Иезуиты действовали во многих странах и в к. 16 в. добрались даже до Китая. Их деятельность помогла церкви найти свой путь на Земле. Папа Римский принимает И.Лойолу. Современный рисунок.

Религиозные войны на чались в Германии.В 1531 г. лютеране зак лючили соглашен.

Религиозные войны на чались в Германии.В 1531 г. лютеране зак лючили соглашение. КарлV в 1546 г. начал боевые действия. Но в 1555 г. вынужден был подписать Аугс-бургский мир. В 1556 г. он отрекся от престола и империя была поделена меж-ду его детьми-Филип-пом и Фердинандом. Во Франции противостояние властей являвшихся сторонниками католицизма и гугенотами привело к подписанию в 1562 г. эдикта. Он разрешал гугенотам исповедовать кальвинизм, хотя и с ограничениями. И католики, и гугеноты были недовольны эдиктом. Битва католиков с гугенотами Неизвестный художник.Н.17 в.

Между ними началась война. Повод к ней дал герцог Гиз напавший на мо-лившихся.

Между ними началась война. Повод к ней дал герцог Гиз напавший на мо-лившихся гугенотов в г.Васси. За 10 лет лидеры груп-пировок-Гиз и Антуан Бурбон погибли. Примирение должно было состояться на свадьбе сестры коро-ля-Маргариты Валуа и сына А.Бурбона-Генриха Наваррского Варфоломеевская ночь Но мать короля -Е.Медичи убедила его в том, что гугеноты готовят заговор. В ночь на 24 августа 1572 г.по сигналу колокола католики набросились на приехавших на свадьбу гугенотов. Во время Варфоломеевской ночи погибло несколько сотен человек. Общее число жертв составило 30 тысяч гугенотов.

Генрих Наваррский вы-нужден был принять католичество,но вско ре бежал,и возгл.

Генрих Наваррский вы-нужден был принять католичество,но вско ре бежал,и возгла-вил гугенотов на юге. В 1585 г. католики соз-дали Католическую лигу во главе с Ги-зом.Генрих хотевший возгавить Лигу сам отдал приказ убить Гиза.Вскоре сторон- ники Гиза убили ко-роля. Т.о. В 1589 г. пресеклась династия Валуа. По инициативе Лиги в париж вошли испанские войска. Католики и протестанты перед внешней опасностью объединились и возвели на престол Генриха IV. Он вновь перешел в католицизм заявив: -Париж стоит мессы!. Генрих IV

В 1594 г. Генрих IV вошел в Париж. Вскоре он разбил испанского короля Филиппа.

В 1594 г. Генрих IV вошел в Париж. Вскоре он разбил испанского короля Филиппа II. В 1598г. стремясь объединить страну, Генрих издал Нантский эдикт. Католицизм оставался государственной ре-лигией, но гугеноты могли свободно испо- ведовать кальви-низм. Нанский эдикт

Читайте также: