Контраст в литературе это кратко

Обновлено: 04.07.2024

В течение ряда лет я провожу уроки, посвященные писательскому мастерству. Цель таких уроков – показать своеобразие творческой манеры того или иного автора, помочь учащимся осознать эстетическую ценность языковых явлений, увидеть истоки образности и выразительности художественного текста. Предлагаю вниманию коллег-словесников один из таких уроков.

Я коротаю жизнь мою,
Мою безумную, глухую:
Сегодня – трезво торжествую,
А завтра – плачу и пою.

Следовательно, один из существенных моментов мироощущения Блока состоял именно в восприятии противоречивости, контрастности жизненных явлений. И это ощущение он стремился передать в своем творчестве, и прежде всего в типе лирического героя.
Лирический герой Блока многомерен. Его образ отличается богатством и сложностью чувств и помыслов, которые в нем сталкиваются, трагической борьбой противоречий. Герой Блока появляется перед нами и

. в стальной кольчуге,
И на кольчуге крест.

Он говорит о себе:

Мечту торжественных объятий
В священном трепете храню.

Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

– до полушепота у трактирной стойки:

А ты, душа. душа глухая.
Пьяным-пьяна. Пьяным-пьяна.

Для всего этого сложнейшего содержания Блоку надо было найти точное поэтическое выражение. И он нашел. И тип лирического героя, и сюжеты произведений, и композиция многих стихотворений и поэм, и лексика пронизаны ощущением контрастности, интонацией сопоставления. Все это позволяет говорить о характерной для Блока поэтике контраста.
Первое же стихотворение Блока, которое открывает первый том, начинается резким контрастом:

Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

За море Черное, за море Белое,
В черные ночи и белые дни.

Чем ночь белее, тем чернее злоба.

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне, –

совершенно неожиданный поворот темы. Для чего Блок использует контрастную композицию? Чтобы показать силу своей любви к Родине, испытать ее на столкновении противоречий и в романтическом контрасте утвердить это чувство с наибольшей художественной силой.

Какие же языковые средства использует поэт для реализации основного принципа поэтики? Для ответа на вопрос учащимся предлагается самостоятельно проанализировать отдельные строфы:

Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда,
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза, и чудо,
Для меня ты – мученье и ад.

Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Все бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.

И я любил. И я изведал
Безумный хмель любовных мук,
И пораженья, и победы,
И имя: враг; и слово: друг.

Сделанные выводы об использовании антонимов дополняются следующими замечаниями: в творчестве Блока можно заметить довольно широкий круг антонимических пар, лексическое значение которых отражает темные и светлые стороны человеческого бытия, философские вопросы жизни и смерти:

сила страсти – холод ума,
люди – звери,
забвенье – избранье,
свет – тьма,
свято – грешно,
вражда – любовь,
любовь – смерть и т.д.

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Блок использует метафоры синие и желтые (вагоны 1-го и 2-го классов), зеленые (вагоны 3-го класса); желтые и синие олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к судьбам страны. В авторском употреблении слова желтые и синие антонимичны слову зеленые; глагол молчали приобретает обобщенное значение, противоположное глаголам плакали и пели. Учащиеся находят контекстуальные антонимы в следующих строчках:

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.

Пора вернуться к прежней битве,
Воскресни, дух, а плоть – усни!

Антонимы служат для создания одного из самых распространенных стилистических приемов – антитезы, который хорошо знаком учащимся. Но явление антонимии лежит в основе еще одной стилистической фигуры – оксюморона. Используя справочники по литературе, учащиеся дают определение этому понятию, которое дополняется следующим комментарием: основа создания оксюморона – соединение несоединимого. Суть его заключается в том, что предмет характеризуется с противоположных сторон. В состав оксюморона входят не собственно антонимы, а противоположные по значению слова различных частей речи, как разнокорневые (молодая старость, бедный богач), так и однокоренные (неизмеримое измерить, незабвенное забыть, блоковское – невозможное возможно) и ассоциативно противоположные слова (любить мучения; разлучив, сдружить; находить отраду в муке).

С целью закрепления нового материала учащимся предлагается найти оксюморон в следующих отрывках из стихотворения Блока:

Приём контраста в литературе

Контраст – это важный художественный приём, который основан на резком противопоставлении друг другу событий, явлений, характеров героев книги. Он часто используется авторами при формировании сложной системы образов в литературных произведениях. Художественный приём, основанный на противопоставлении образов, событий, явлений, характеров – один из способов восприятия писателем действительности.

Что такое прием контраста в литературе

Многие лингвисты уделяли особое внимание изучению контраста как основного принципаорганизации сюжета. Его психологическим механизмом всерьёз ещё заинтересовался А. А. Потебня – учёный-словесник 19 века, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, талантливый литературовед, философ, языковед.

Виды контраста

Контраст в литературе – многогранное определение.Существуют перечисленные ниже виды этого стилистического приёма:

Роль контраста в произведениях

Основные функции такого художественного приема, как контраст, – текстообразующая и стилеобразующая. Его использование может способствовать реализации разнообразных стилевых черт – образности, субъективности, динамизма.

В стихотворении

Антитезы и оксюмороны способствуют усилению эмоциональности художественной речи в поэзии. Они помогают полнее передать всю сложность чувств, испытываемых автором произведения. С помощью оксюморонов и антитезы раскрывается единство противоположностей.

Среди миров, в мерцании светил Одной звезды я повторяю имя. Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.

В повести

Смуглая барышня Лиза противопоставлена набеленной, чопорной гувернантке. Цвет лица – деталь, которая объединяет главную героиню повести с крестьянскими девушками, проводящими долгие часы за работой на сенокосе. Прием резкого противопоставления использован и в описании одежды. На свидание к молодому барину, Алексею Берестову, барышня Лиза отправилась в невзрачном сарафане тёмных цветовых тонов. Этот незатейливый наряд из дешёвой китайки (как и смуглый цвет лица) словно бы приблизил героиню к народной среде.

Контраст как прием

В теории литературы контраст – это художественный прием создания образов, основанный на резком противопоставлении друг другу явлений, событий, персон, характеров. Контраст часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении.

Виды контраста (противопоставлений) в литературе:

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

В литература, автор использует контраст когда они описывают разницу (я) между двумя или более объектами. Например, в первых четырех строках Уильяма Шекспира Сонет 130, Шекспир противопоставляет госпожа к солнцу, кораллам, снегу и проволоке.

Контраст - антоним сравнение. В поэтических композициях поэты часто приводят в качестве аргумента сложный контраст или сложное сравнение. Например, Джон Донн и метафизические поэты разработал тщеславие как литературный прием, где была продемонстрирована сложная, неправдоподобная и удивительная аналогия. В эпоха Возрождения поэзии, и особенно в сонеты, контраст также использовался как поэтический аргумент. В таком стихе все стихотворение утверждает, что два, казалось бы, одинаковых или одинаковых предмета на самом деле совершенно разные и парадоксально разные. Они могут принимать форму моя любовь не похожа на всех других женщин или Я не похож на другие ее любви.

В начале 18 века теория остроумие разработаны английскими писателями (особенно Джон Локк) считал, что суждение видит различия в одинаковых вещах, или воображение или воображение видит сходство в разных вещах, а остроумие действует должным образом, используя суждение и воображение для формирования здравых суждений. В лирическая поэзия, автор часто пытается показать, что то, что кажется исключительно упражнением в суждении или фантазией, на самом деле является остроумием.

Читайте также: