Конструирование и моделирование швейных изделий 7 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цель: расширить знания по моделированию, научить видоизменять выкройку основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в соответствии с выбранным фасоном.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о взаимосвязи технического и художественного конструирования.
  • Воспитательная: воспитать точность, внимательность и аккуратность в работе, усидчивость.
  • Развивающая: развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, точность в выполнении работы.

Оборудование: шаблоны ночной сорочки, карточки (моделирование выреза горловины),учебник “Технологии” 7 класс, таблица “Подготовка выкройки”, цветная бумага, карандаш, клей, ножниц, тетрадь, выкройка.

Термины: моделирование, модельер, каре.

Ход урока

Карточка для опроса “Основные конструкционные линии чертежа плечевого изделия” (Приложение № 1).

  1. Ответ у доски.
  • Какие мерки необходимы для построения чертежа плечевого изделия и как они записываются? ОТВЕТ: (Поп, Пош, Пог, Ди)
  1. Фронтальный опрос.
  • Для чего необходимы прибавки на свободное облегание, на какие мерки даются прибавки? ОТВЕТ: (Прибавки на Пог, Поп, для комфортности)
  • Какие мерки определяют ширину базовой сетки и длину изделия? ОТВЕТ: (Пог , Ди).
  1. Изучение нового материала.
  1. Беседа с учащимися о моделировании из курса 5–6-го класса.

Вопросы для учащихся:

На предыдущем уроке вы выполнили построение основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Если использовать эту выкройку без изменений, то можно сшить простое изделие, например ночная сорочка. Овладев такими знаниями можно на основе данной выкройки создать новые разнообразные модели.

Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе изделие в пространстве, знать основы художественного моделирования и уметь выполнять некоторые приемы моделирования.

Основные элементы моделирования:

  • уменьшение и увеличение длины изделия;
  • изменение формы выреза горловины;
  • моделирование кокеток;
  • моделирование халата.

Один из приемов моделирования является отделка изделия.

К отделке относятся: накладные детали, строчки, пуговицы, пряжки, застежка тесьма “молния”, канты, кружева, бейка, вышивка, аппликация, сочетание различных по цвету и фактуре материалов (Приложение № 2).

Физкультурная пауза проводится через 20 минут работы. Упражнения выполняются 2-3 раза.

Комплекс упражнений.

Исходное положение – стоя у парты, ноги на ширине плеч.

  1. Исходное положение – руки опущены вдоль туловища, руки вытянуть вперед ладонями вверх, согнуть руки к плечам, вернуться в исходное положение.
  2. Исходное положение – руки, на поясе, ноге на ширине плеч, выполнить повороты туловища вправо и влево.
  3. Исходное положение – руки вытянуты вперед, выполнить сжимание и разжимание кистей рук.

Выполнить приемы моделирование (Приложение № 3)

  1. Практическая работа.
  1. Изготовить выкройку (указать название деталей, направление долевой нити, середину детали, припуски на швы.)
  2. Изменить свою выкройку в соответствии с выбранной фасоном.
  3. Вырезать детали выкройки.

Вопрос для учащихся: Сколько ткани нужно ткани для изготовления вашего изделия? Количество ткани зависит от ширины.

Расчет количества ткани:

  • при ширине ткани 150см рассчитывается по формулам:
    1 х Ди, для средней полноты.
    2 х Ди, для полных;
  • при ширине материала 110см рассчитывается по формуле: 2 Ди + 30см. (на обработку)

Учитель во время работы делает целевой обход, направляя деятельность учащихся, контролируя правильность и безопасность выполнения задания.

Фронтальный опрос учащихся по вопросам.

  • Что можно изменить в готовой выкройке?
  • Какое изделие можно выполнить, не изменяя выкройку?
  • Как правильно рассчитать количество ткани для изготовления изделия?
  1. Итоги урока.
  1. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке вы ознакомились со способами моделирования плечевых изделий. В домашних условиях вы сами себе модельеры, поэтому знания и умения, полученные сегодня, помогут вам создавать неповторимые вещи, учитывающие вашу личность, образ и мастерство.

  1. Выставление оценок с их аргументацией.
  1. Домашнее задание.

Ткань, детали выкройки, портной мелок, английские булавки, тетрадь, учебник.

Каждый человек, а особенно женщина, хочет всегда красиво одеваться и выглядеть привлекательно.
Модные юбки, брючные костюмы, летние платья, красивые блузки – все это можно купить и в магазине или на рынке. Но бывает так, что модель нравится, но не нравится цвет, или размер не тот, который нужен, или юбка немного длиннее, чем хотелось бы. А так хочется, чтобы вещь сидела на фигуре красиво, и цвет был именно тот, который бы хотелось.
Как же быть в этом случае? Как научиться шить самостоятельно?
Лучше всего научиться шить с нуля. Сначала нужно познать азы шитья – это машинные швы, ручные стежки, способы обработки изделия, а также ознакомиться с разновидностями тканей и особенностями работы с ними.
После того, как азы шитья были изучены, можно постепенно переходить к освоению технологии и пошива, например, юбки. Качество готового изделия зависит от того, как правильно были сняты все мерки и сделана выкройка юбки. Поэтому, нужно быть особенно внимательным при снятии мерок, чтобы потом сделать правильные расчеты и выкройку.
Конечно, научиться шить с нуля, да еще и самостоятельно, это трудоемкий и нелегкий труд. Но потом, этот труд будет оправдан.
Никакая кофточка или блузка итальянской фирмы не сравнится с той, которая будет сшита своими руками. Подобранный цвет и фасон, правильно снятые размеры сделают вещь красивой, которая превосходно будет сидеть на Вашей фигуре. И не нужно будет ходить по магазинам, и тратить время на поиски нужной вещи или обращаться в ателье, куда потом нужно будет несколько раз бегать, чтобы примерить вещь и все равно, она будет сшита не так, как Вам этого хотелось бы.
Научившись шить самостоятельно, можно подобрать и сшить для себя такой наряд, который не только поможет скрыть недостатки фигуры, но и хорошо подчеркнуть ее достоинства.


Конструирование одежды — разработка конструкции (построения, взаимного расположения и конфигурации частей) модели одежды. Состоит из следующих этапов: выбор методики, разработка чертежей изделия для эскизного проекта, расчет, построение чертежа (с использованием индивидуальных или стандартных мерок), изготовление лекал, составление рабочей документации.

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.


Фартук (от нем. Vortuch через польск. fartuch) (или передник, запон, иногда подол) — предмет домашней и спецодежды, предназначенный защищать от попадания грязи на основную одежду. Обычно завязывается на поясе, иногда дополнительно закрепляется на шее тесьмой. Это широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней.

Несмотря на простоту кроя этого изделия, существует бесчисленное множество моделей фартуков. И, уверяю вас, еще большее количество можно смоделировать. Здесь все зависит от конкретного назначения этого фартука, от имеющейся у вас в наличии ткани, от дополнительных материалов на отделку (тесьма, кружево, ленты и пр.) от вашего умения, наличия свободного времени, а главное, от вашего желания. Фартук можно пошить из оставшихся обрезков разноцветных тканей, можно вышить на нем различными техниками какой-нибудь узор или ограничиться вензелем с Вашими инициалами. Даже на кухне можно чувствовать себя, если не королевой, то, по меньшей мере, знатным шеф-поваром.

Цель урока: Расширить свои знания о моде, моделировании одежды, профессии модельера.

Задачи: Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. Развивать познавательный интерес учащихся. Развивать художественный вкус. Попробовать себя в роли модельера.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук у учителя, планшеты у учеников.

Материалы: белая и цветная бумага, шаблоны одежды из картона, ножницы, краски, кисти, баночки для воды, фломастеры, карандаши.

1) Организационный этап

Здравствуйте. На прошлом уроке мы с вами говорили о конструировании. Вспомним с вами, что это такое: ответ: конструирование-это расчёт и построение базовой конструкции модели одежды.

Но конструирование даёт нам базовую конструкцию. А мы с вами все разные по типу фигуры, комплекции.

Поэтому существует такой этап создания моделей одежды, который позволяет добиться огромного разнообразия.

Кто скажет, как он называется? Моделирование. Мы с вами говорили немного об этом в 6 классе.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы заниматься моделированием одежды? Ответы учащихся.

3) Актуализация знаний

Моделирование одежды -это процесс разработки новых фасонов одежды по рисунку художника -модельера или фотографии из журнала мод с учетом характеристик используемых материалов, назначения изделия и фигуры человека.

Целью моделирования является изготовление базовой основы для дальнейшего производства изделий.

Моделирование включает четыре основных этапа.

Первый этап заключается в анализе задумки. На этом этапе нужно определить, какие способы и процессы будут применяться для изготовления изделия, изучить материал, который будет использоваться, определить уникальность будущего изделия.

На втором этапе моделирования подбирается уже существующая основа. Здесь учитывается посадка изделия на объект, физические характеристики материалов, ширина и длина основы.

На третьем этапе в уже существующую основу вводятся какие-либо изменения или дополнения.

Четвертый этап моделирования представляет собой отшив образца, на котором идет проверка всей выполненной предыдущей работы и дополнения, если что-то не было учтено.

4.) Первичное усвоение новых знаний

Я предлагаю вам посмотреть видео ролик о том, как менялась мода на протяжении 100 лет на примере свадебного платья, и вы сформулируете то, что вы заметили в этих изменениях и ответите на вопросы:

Что такое мода и от каких факторов она зависит?

5) Первичная проверка понимания

Ответы на вопросы.

Существует 5 различных факторов, формирующих моду:

уровень врожденной сдержанности;

средства массовой информации;

И существует профессия, представители которой занимаются моделированием.

Какие профессии, связанные с модой вы знаете? Модельер-конструктор, дизайнер одежды, визажист, кутюрье.

Одним из первых модельеров в истории человечества является Чарльз Уорт – французский кутюрье, основавший знаменитый дом моды House of Worth. Именно он придумал использовать для демонстрации одежды не традиционные манекены, а показы мод, на которых молодые девушки надевали его наряды и ходили по подиуму.

Сегодня модельерами называют специалистов, которые занимаются изготовлением моделей костюмов, придумывают новые образы и разрабатывают современные технологии моделирования.

В их обязанности входит создание одежды с учетом модных веяний и спроса потребителей.

Чтобы стать востребованным модельером, человек должен уметь понимать требования других людей, учитывать их желания, возрастные предпочтения, финансовое положение и даже национальные особенности.

Разумеется, чтобы обладать всеми этими навыками, нужно учиться и осваивать основные тонкости профессии. Среди необходимых навыков модельера – методика конструирования нарядов, принципы моделирования, знание технологии пошива и свойств ткани.

Чем занимается модельер?

Модельеры придумывают выкройки и коллекции нарядов для показа мод, готовят образцы одежды для серийного изготовления, а также создают оригинальные концепции моды и ищут решения для их реализации. Первое время они должны быть готовы к работе на швейном производстве или в салонах мод, что позволит набраться опыта и получить необходимые знания.

На ваших планшетах представлены ссылки на сайты, где вы можете более детально познакомиться с миром моды.


Каким же образом модельер из базовой конструкции создаёт огромное количество новых моделей одежды?

1. Изменение геометрических размеров и формы отдельных частей швейного изделия.

2. Деление деталей предмета одежды на части или объединение в единые детали

3. Применение художественной отделки, моделирование цветом

4. Способ, включающий несколько или все способы, названные ранее.

Конечно, очень важную роль в моделировании одежды имеет цвет.

Цвета года и колористические тренды объявляют несколько институций: Институт цвета Pantone (Pantone Color Institute), Akzo Nobel Global Aestetic Centre (Dulux), 4-5 влиятельных агенств стилей.

«Институт цвета Pantone — самая авторитетная организация, занимающаяся цветом. Их веера-палитры с тысячами оттенков необходимы для печати, цифровых технологий, моды, дизайна интерьеров и других сфер, связанных с использованием цвета. По сути Pantone создает для нас язык, на котором могут легко общаться между собой все представители мира дизайна. А главное — эта организация не просто дает номера и названия бесчисленным оттенкам, но и проводит глубокий анализ, экспериментирует с цветами и, в силу своего авторитета, даже принимает за нас решения.

Дважды в год команда Pantone Color Institute — мирового лидера в области колористики и цвета — демонстрирует нам цветовые тренды сезона.


6) Первичное закрепление

Используя те знания о моделировании швейных изделий, которые вы сегодня получили и шаблон основы конструкции платья, создайте несколько моделей одежды (по 4 способам).

Для работы можно пользоваться белой и цветной бумагой, ножницами, клеем, декоративными элементами, цветными графическими и живописными материалами .


7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагаю вам дома, пользуясь ссылками из урока, найти информацию о модных цветах на весну-лето этого года, составить цветовую гамму из 3-5 цветов и сделать коллаж на выбранный цвет.


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Давайте посмотрим результаты вашей работы по моделированию. Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись и как вы с ними справились.

В этой статье мы поговорим о начальном этапе воплощения идеи в готовую вещь - разберем, что такое конструирование, а что такое моделирование.

Конструирование одежды - это графическое построение базового чертежа на основе расчета по индивидуальным меркам конкретной фигуры или на основе мерок типовой фигуры, взятых из соответствующей таблицы. Первый способ используется при индивидуальном пошиве, второй распространен в массовом изготовлении одежды.

Появление одежды начиналось с использование шкур животных, затем - самая простая - из целого куска материала, в виде драпировки, а с 9 века н.э., кроеная одежда из прямоугольного куска ткани. С того самого момента, когда появился крой одежды - возникло конструирование, как процесс создания объемной оболочки тела из плоского материала.

Самым первым методом создания объемов одежды - был муляжный, его еще называют методом наколки материала. При помощи муляжного метода можно создать абсолютно любой фасон и силуэт, а порой, только макетным способом можно создать желанный фасон изделия.

В настоящее время во всем мире конструирование осуществляется двумя способами - расчетно-графическим и муляжным. Метод наколки применяют при копировании исторического костюма и при индивидуальном пошиве изделий со сложными драпировками.

В начале 19 века портными были созданы первые расчетно – графические методы конструирования, путем переноса опыта ручного кроя в простейшие формулы. При этих способах чертежи изделий строят на основе измерений и прибавок на свободу облегания.

Процесс снятия с фигуры необходимых измерений называется снятием мерок. Разница между размером одежды и снятыми мерками тела представляет собой ту самую прибавку на свободу облегания, которая меняется в зависимости от плотности прилегания изделия к телу.

В 20 веке Центральный научно исследовательский институт швейной промышленности создал единую методику конструирования ЕМКО СЭВ для массового швейного производства. Центральная опытно-техническая лаборатория ЦОТШЛЛ разработала ЕМКО для индивидуального пошива, которая активно используется по сей день.

При построении чертежа используют различные методики конструирования, которые отличаются лишь формулами и расчетами. Построение конструкции по любой из них дает схожий результат. Расчетно-графическим методом можно построить максимально приближенный чертеж конструкции изделия, поэтому расположение отделочных деталей, чаще всего, уточняют во время примерок.

Изделия по конструкции могут быть плечевыми - платье, блуза, жакет и поясными - юбки, брюки. Для прохождения пути от замысла до готовой вещи - необходимо выполнить несложные действия: сделать эскиз; выбрать форму, степень прилегания изделия; вид застежки, дополнительную отделку. Ткань для модели нужно подобрать с учетом цвета, рисунка и плотности. Определить структуру и способ разделения выкройки на составные части.

Базовую выкройку делят с помощью конструктивно декоративных линий - например, рельефы, кокетки. Продумать объем и степень прилегания изделия необходимо перед построением базовой конструкции. А декоративные детали, наличие/отсутствие вытачек в изделии и прочие нюансы можно добавить при помощи моделирования.

Моделирование одежды - это конструктивные и художественные манипуляции с базовым чертежом для получения желаемых линий и форм задуманного изделия. Преобразования чертежа могут быть самыми различными, некоторые делаются по определенным правилам, а некоторые прорисовываются от руки по модели. Мы можем перевести вытачки в новое положение, изменить объем деталей, добавить конструктивные отрезные линии - кокетки, рельефы, достроить воротник, волан, манжет и т п.

Все активнее черчение вручную заменяется автоматизированным процессом. Для построения базовых чертежей и моделирования существует множество программ, которые называются САПРы (системы автоматического проектирования одежды). Конструирование на компьютере облегчает труд и намного сокращает время на разработку. Даже такие умные программы САПР - требуют от конструктора знания классических методик построения и понимание объемов тела, красоты линий и пропорций.

При высокой точности измерений тела человека, более полную информацию обеспечивают бесконтактные методы. Они включают в себя замену измерений фигуры в натуре, измерениями изображений на фотоснимках. Фотография человека в белье делается с помощью лазера: вид спереди, со спины и в профиль.

Метод, за которым будущее – 3D конструирование. Оно включает в себя виртуальное создание манекена - точной копии тела заказчика. С помощью программы на трехмерной модели человека проводят примерку вещи до раскроя, вносят изменения и потом разрезают на плоские выкройки. Это дает возможность прямо на манекене создавать лекала одежды, оперативно вносить изменения в конструкцию, получить точную посадку на фигуре.

Произвести примерку на себе почти невозможно. Для удобства можно заказать персональный манекен - 3D. Для заказа необходимо сканировать вашу фигуру и обработать бесконтактные измерения.

Процесс изготовления одежды увлекателен и каждый из вас может найти в нем много интересного. Хорошо учится строить чертеж основы конструкции по упрощенной методике ЦОТШП, с использованием измерений и конструктивных прибавок. Хотите сами создавать уникальные, модные вещи - наберитесь терпения, настойчивости в освоении конструирования и моделирования.

Читайте также: