Конституция японии 1889 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Конституция разрабатывалась в течение 8 лет в условиях строжайшей секретности ближайшими советниками императора в рамках министерства двора, без какого-либо участия обще-ственности.

За несколько лет до провозглашения конституции в Европу и США была направлена специальная миссия графа Ито Хи- робуми, которая посетила 15 стран, где знакомилась с опытом зарубежного конституционного строительства с целью использования его в Японии. Наибольшее впечатление на графа Ито произвела конституция Пруссии 1850 г., являвшаяся порождением незавершенной буржуазной революции, компромиссом между полуфеодальным юнкерством и политически слабой буржуазией. Она и была взята в качестве образца, что было по-своему весьма логично: быстро развивающаяся усилиями Бисмарка полуфеодальная Пруссия в конце прошлого века действительно была по многим параметрам наиболее сопоставима с Японией. Графу Ито и другим творцам японской конституции пришлась по душе прусская полицейско-бюрократическая система управ-ления, сочетавшая сохранение феодальных начал с одновременным утверждением буржуазии как важнейшей экономической силы. Японский государствовед Нокано Томио подсчитал, что из 76 статей японской конституции 46 имеют прусское происхождение; оригинальных же статей насчитывается не более трех.

Конституция была промульгирована императором 11 февраля 1889 г. и вступила в силу с ноября 1890 г. Одновременно с конституцией были провозглашены законы об императорском доме, о палате пэров и палате представителей, о порядке формирования этих палат.

Император был поставлен во главе всей администрации, а также армии и флота; ему принадлежали функции верховного главнокомандующего. Он определял организацию всех гражданских и военных структур, назначал и увольнял всех чиновников гражданских и военных ведомств, устанавливал размер их денежного содержания. Он жаловал титулы, ордена и другие награды, объявлял амнистию, обладал правом амнистии и помилования, смягчения наказания и восстановления в правах. От имени императора осуществлялась судебная власть. Ему принад-лежало право введения в стране военного и осадного положения.

Японский парламент состоял из двух палат — верхней (Палата пэров) и нижней (Палата представителей). Палата пэров, насчитывавшая до 400 чел., комплектовалась несколькими различными способами. Принцы крови, князья и маркизы занимали место в палате по наследству. Часть пэров (125 чел.) назначалась пожизненно императором за особые заслуги перед монархией и государством. Титулованная аристократия более низкого ранга (графы, виконты, бароны) избирала из своей среды 150 депутатов сроком на 7 лет. Еще 66 членов верхней палаты избирались крупнейшими налогоплательщиками (т.е. лицами, выплачивающими высший поземельный налог или высшие торговые и промышленные налоги). Наконец, пэрами являлись и 4 представителя от Академии наук. Все члены палаты пэров утверждались императором.

Палата представителей была выборной со сроком полномочий 4 года.

Согласно закону о выборах 1889 г. для избирателей был установлен высокий имущественный ценз (15 иен прямого налога — значительная сумма по тем временам, которую не были в состоянии внести и многие самураи) и высокий возрастной ценз (25 лет — активное избирательное право и 30 лет — пассивное); действовал также ценз оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие избирательных прав не имели. Выборы проводились по округам, число которых составляло 109. В выборах японского парламента первого созыва участвовало не более 1 % населения (около 460 тыс. чел. из 50 млн населения страны), а депутатами были избраны исключительно представители буржуазии и помещиков (последних насчитывалось 48 %). Когда в 1900 г. имущественный ценз был несколько снижен (от избирателя стала требоваться уплата прямого налога в сумме 10 иен), число избирателей выросло до 967 тыс. чел.

Палаты парламента формально были равноправными. Нижняя палата обладала даже некоторым преимуществом, поскольку бюджет представлялся сначала именно в нее. Фактически же верхняя палата пользовалась привилегиями по сравнению с нижней. Так, положение Палаты пэров регламентировалось императорским рескриптом, на разработку которого нижняя палата никакого влияния оказать не могла. Положение же нижней палаты определялось законом, в разработке которого принимала участие и верхняя палата. Таким образом, положение Палаты пэров было более прочным и более значительным, чем Палаты представителей.

Парламент должен был созываться ежегодно. Решения принимались по абсолютному большинству голосов. Вводилась пар-ламентская неприкосновенность депутатов, депутаты не могли привлекаться к ответственности за свои выступления в парламенте. За пределами же парламента депутаты подпадали под действие общих законов.

Характерной чертой японской монархии являлось засилие военщины. Все дела, связанные со строительством вооруженных сил, были выведены из-под контроля парламента и кабинета. Главы двух министерств (военного и военно-морского), являвшиеся одновременно командующими армией и флотом, имели право непосредственного доклада императору даже в обход ми-нистра-президента. Принципы военной политики разрабатывались особым Советом маршалов и адмиралов (Генсун). Милитаризм стал идеологией господствующих классов страны, включая буржуазию, стремившуюся преодолеть узость внутреннего рынка страны за счет колониального грабежа и военного захвата внешних рынков.

Относительно правосудия в конституцию были внесены лишь самые общие положения, имеющие, однако, принципиальное значение. Как уже было сказано выше, судебное разбирательство осуществлялось от имени императора и согласно законам (ст. 57). Суды делились на местные, районные и окружные — они назначались министром юстиции. Существовали и высшие суды: 7 апелляционных и верховный; их председатели назначались императором, а члены — министром юстиции. Судьями могли быть лица, имеющие юридическое образование и опыт практической работы; им запрещалось участвовать в политической жизни, быть членами политических партий, занимать общественные должности, связанные с получением финансовых выгод. Устанавливалась несменяемость судей; они могли смещаться с должности лишь при наличии вынесенного в отношении их судебного приговора или дисциплинарного взыскания (ст. 58). Конституцией предусматривалась возможность создания специальных судов (впоследствии это широко использовалось на практике). Наконец устанавливалось, что обычные суды не вправе рассматривать иски, относящиеся к нарушению прав действиями исполнительной власти, — такие дела входили в компетенцию специального административного суда, созданного законом 1890 г. Этот суд состоял из председателя и нескольких советников, назначаемых императором пожизненно.

Характеризуя систему органов местного управления, созданную императорскими указами еще до принятия конституции, следует напомнить, что во главе 46 губерний (или префектур) находились назначенные императором губернаторы. Губернатор осуществлял всю полноту власти в пределах префектуры, следил за выполнением указов императора и распоряжений правитель-ства. В случае возникновения общественных беспорядков губернатору было предоставлено право действовать в согласии с ближайшим командующим войсками. При губернаторе существовало выборное собрание префектуры, имевшее исполнительный орган в лице совета; председателем этого совета являлся сам губернатор. Собрание и совет играли роль совещательных органов при губернаторе; последний мог отменить любое их решение. Действуя через министра внутренних дел, губернатор мог добиться роспуска собрания и совета. Управление городами и селами осуществлялось местными собраниями, их советами и мэрами. Все эти органы обладали лишь номинальной властью, поскольку губернатор мог отменить любое их решение. Таким образом, системе органов местного управления были свойственны две основные черты — чрезвычайный бюрократизм и строжайшее подчинение центральным органам, в первую очередь Министерству внутренних дел (это министерство было одним из первых создано в 1874 г.).

В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы были намерены взять у Запада самое ценное - конституционализм, который определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. Они готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми. В плане подготовки конституционного правления император издал указ о введении титулов князей, виконтов и баронов (как в Европе) для японской аристократии, чтобы со временем создать верхнюю наследственную палату пэров - оплот монархии.

Создатели проекта Основного закона не стремились сконструировать новую конституционную модель и предпочитали использовать соответствующие нормы права других стран, апробированные на практике. Образцом послужили Прусская конституция 1850 г. и Германская конституция 1871 г. Текст Японской конституции был зачитан на заседании Тайного совета в присутствии микадо.

Конституция Японской империи 1889 г. была октроированной, изменять или отменять которую мог только император. С принятием Основного закона Япония стала конституционной монархией.

Император - глава государства принадлежит к "единственной и непрерывной на века династии". Особа императора "священна" и "неприкосновенна". По примеру Прусской конституции 1850 г. Основной закон Японии прикрывал сильную власть микадо одеждами парламентаризма. Глава государства, соединяющий "в себе все права суверенитета", имел законодательные, административные и судебные полномочия.

Законодательные полномочия императора: с согласия парламента издание законов, законодательное вето на постановления парламента, утверждения и обнародования законов. Как глава исполнительной власти, император назначал на все высшие должности в государстве, издавал исполнительные распоряжения, жаловал дворянские титулы и звания, присваивал чины, награждал орденами, объявлял войну и заключал договоры и т. д. Как глава государства он имел право смягчать судебные приговоры, амнистии и помилования.

Свою власть император осуществлял через министров, которые им назначались и смещались. Министры несли ответственность только перед императором. В силу этого правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет, в состав которого входили министры и 15 членов, назначавшихся императором. Тайный совет являлся совещательным органом при императоре. Кроме того, деятельность императора по управлению страной направлялась гэнро - советом старейшин, не предусмотренным конституцией.

Деятельность высших лиц государства считалась служением императору. Сам император был ответственен только перед богом. Микадо - священный центр конституционного порядка и императорское самоограничение (предоставление императором некоторых прав парламенту) рассматривались, даже японскими юристами (Ито), как "божественный дар".

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Членами верхней палаты пэров были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед государством. Все члены палаты утверждались императором. Нижняя палата представителей избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не имели избирательных прав. Срок полномочий палаты пэров - в 7 лет, палаты представителей - в 4 года.

Палата представителей находилась под контролем правительства, которому принадлежало право законодательной инициативы. Правительство могло прервать заседание на срок до 15 дней, потребовать слова в палате в любое время и проведения закрытого заседания. По предложению правительства император мог распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Института "вотум недоверия" правительству конституционное право Японии не знало. Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами. Депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Срок парламентской сессии был ограничен тремя месяцами. Обязательного согласия парламента на принятие бюджета не требовалось. Если парламент не утверждал бюджет, то правительство принимало его в объеме ассигнований прошлого года. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Реально парламент занимался принятием петиции и просительными адресами к императору.




Непосредственное управление на местах находилось в руках 46 префектов. Выборные собрания и избиравшиеся ими советы префектур представляли собой совещательные органы при префекте. На рассмотрение собрания выносился ограниченный круг вопросов, в основном связанных с местным бюджетом. Управление городами и селами было предоставлено собраниям, их советам и мэрам. Префект имел право отменить неугодное ему постановление местных властей, сместить любое должностное лицо и назначить вместо него своего чиновника.

Установленная законом система судебных органов состояла из местных, окружных, апелляционных и административных судов, Верховного суда. Конституция установила принципы независимости и несменяемости судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Судьи назначались императором пожизненно. Но для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие экзамены по юриспруденции и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда в течение 3 лет. В конце XIX в. в Японии появились дивизионные военные суды и Высший военный суд.

Одновременно с судами создавались органы прокуратуры и адвокатуры. Каждая из них действовала в границах территории и юрисдикции определенного суда. Незначительный круг прав и свобод граждан не носил безусловного характера и сопровождался многочисленными оговорками. Свободы допускались в "установленных законом пределах". Так, провозгласив "свободу религии" правительство Японии объявило синтоизм не религией, а государственным ритуалом, верховным блюстителем которого был сам император. Кроме того, свободы не были абсолютными, а скорее носили дозированный характер, т. к. зависели от "случаев точно предписанных законом" и мер, которые "необходимо принять для общего блага". Для японской конституции характерен принцип предпочтения национально-государственных интересов гражданским правам. Основной закон Японии один из немногих в XIX в., который четко определяет обязанности граждан (платить налоги, служить в армии и др.).

Итак, Конституция японской империи 1889 г. по многим параметрам не является точной копией Прусской конституции 1850 г. и Германской конституции 1871 г. Некоторые ее положения фиксируют специфические идеи и институты японского конституционного права. Она заложила правовые основы под здание японской буржуазной государственности. Конституция создала правовое поле, на котором в XX в. зарождались новые элементы демократизма и авторитаризма, проводилась прогрессивная и реакционная политика, приведшая к фашизации государственного строя Японии в рамках Основного закона.

В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы были намерены взять у Запада самое ценное - конституционализм, который определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. Они готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми. В плане подготовки конституционного правления император издал указ о введении титулов князей, виконтов и баронов (как в Европе) для японской аристократии, чтобы со временем создать верхнюю наследственную палату пэров - оплот монархии.

Создатели проекта Основного закона не стремились сконструировать новую конституционную модель и предпочитали использовать соответствующие нормы права других стран, апробированные на практике. Образцом послужили Прусская конституция 1850 г. и Германская конституция 1871 г. Текст Японской конституции был зачитан на заседании Тайного совета в присутствии микадо.

Конституция Японской империи 1889 г. была октроированной, изменять или отменять которую мог только император. С принятием Основного закона Япония стала конституционной монархией.

Император - глава государства принадлежит к "единственной и непрерывной на века династии". Особа императора "священна" и "неприкосновенна". По примеру Прусской конституции 1850 г. Основной закон Японии прикрывал сильную власть микадо одеждами парламентаризма. Глава государства, соединяющий "в себе все права суверенитета", имел законодательные, административные и судебные полномочия.

Законодательные полномочия императора: с согласия парламента издание законов, законодательное вето на постановления парламента, утверждения и обнародования законов. Как глава исполнительной власти, император назначал на все высшие должности в государстве, издавал исполнительные распоряжения, жаловал дворянские титулы и звания, присваивал чины, награждал орденами, объявлял войну и заключал договоры и т. д. Как глава государства он имел право смягчать судебные приговоры, амнистии и помилования.

Свою власть император осуществлял через министров, которые им назначались и смещались. Министры несли ответственность только перед императором. В силу этого правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет, в состав которого входили министры и 15 членов, назначавшихся императором. Тайный совет являлся совещательным органом при императоре. Кроме того, деятельность императора по управлению страной направлялась гэнро - советом старейшин, не предусмотренным конституцией.

Деятельность высших лиц государства считалась служением императору. Сам император был ответственен только перед богом. Микадо - священный центр конституционного порядка и императорское самоограничение (предоставление императором некоторых прав парламенту) рассматривались, даже японскими юристами (Ито), как "божественный дар".

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Членами верхней палаты пэров были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед государством. Все члены палаты утверждались императором. Нижняя палата представителей избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не имели избирательных прав. Срок полномочий палаты пэров - в 7 лет, палаты представителей - в 4 года.

Палата представителей находилась под контролем правительства, которому принадлежало право законодательной инициативы. Правительство могло прервать заседание на срок до 15 дней, потребовать слова в палате в любое время и проведения закрытого заседания. По предложению правительства император мог распустить нижнюю палату и назначить новые выборы. Института "вотум недоверия" правительству конституционное право Японии не знало. Парламентский контроль выражался в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами. Депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Срок парламентской сессии был ограничен тремя месяцами. Обязательного согласия парламента на принятие бюджета не требовалось. Если парламент не утверждал бюджет, то правительство принимало его в объеме ассигнований прошлого года. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Реально парламент занимался принятием петиции и просительными адресами к императору.

Непосредственное управление на местах находилось в руках 46 префектов. Выборные собрания и избиравшиеся ими советы префектур представляли собой совещательные органы при префекте. На рассмотрение собрания выносился ограниченный круг вопросов, в основном связанных с местным бюджетом. Управление городами и селами было предоставлено собраниям, их советам и мэрам. Префект имел право отменить неугодное ему постановление местных властей, сместить любое должностное лицо и назначить вместо него своего чиновника.

Установленная законом система судебных органов состояла из местных, окружных, апелляционных и административных судов, Верховного суда. Конституция установила принципы независимости и несменяемости судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Судьи назначались императором пожизненно. Но для замещения должности судьи требовались юридические знания и профессиональный опыт. Судьями становились лица, сдавшие экзамены по юриспруденции и успешно прошедшие испытательный срок службы в органах суда в течение 3 лет. В конце XIX в. в Японии появились дивизионные военные суды и Высший военный суд.

Одновременно с судами создавались органы прокуратуры и адвокатуры. Каждая из них действовала в границах территории и юрисдикции определенного суда. Незначительный круг прав и свобод граждан не носил безусловного характера и сопровождался многочисленными оговорками. Свободы допускались в "установленных законом пределах". Так, провозгласив "свободу религии" правительство Японии объявило синтоизм не религией, а государственным ритуалом, верховным блюстителем которого был сам император. Кроме того, свободы не были абсолютными, а скорее носили дозированный характер, т. к. зависели от "случаев точно предписанных законом" и мер, которые "необходимо принять для общего блага". Для японской конституции характерен принцип предпочтения национально-государственных интересов гражданским правам. Основной закон Японии один из немногих в XIX в., который четко определяет обязанности граждан (платить налоги, служить в армии и др.).

Итак, Конституция японской империи 1889 г. по многим параметрам не является точной копией Прусской конституции 1850 г. и Германской конституции 1871 г. Некоторые ее положения фиксируют специфические идеи и институты японского конституционного права. Она заложила правовые основы под здание японской буржуазной государственности. Конституция создала правовое поле, на котором в XX в. зарождались новые элементы демократизма и авторитаризма, проводилась прогрессивная и реакционная политика, приведшая к фашизации государственного строя Японии в рамках Основного закона.

Данная статья посвящается конституционному праву Японии, рассмотрению Конституции, бывшей и действующей, и другим важным политическим вопросам.

Первая Конституция Японии 1889 г.

Первую Конституцию приняли в 1889-м г. Она выступала октроированным конституционным документом с ярко выраженным консервативным, милитаристским характером, закрепляющим широкие полномочия императора в области реализации госвласти и милитаристско-бюрократическую систему. Действие Конституции прекратилось после оккупации Японии союзниками.

Вторая Конституция Японии 1946 г.

Нынешняя Конституция Японии была разработана после Второй мировой войны, и является вторым в истории государства конституционным документом. Подготовку конституционного текста вело японское правительство, привлекая специалистов из штаба американских оккупационных войск. Потом проект конституции правительство представило парламенту и приняло в октябре 1946-го г. Новая японская Конституция вступила в законное действие 3 мая 1947-го г.

Она включила в себя множество принципов англосаксонского права, новеллы конституционного права тех времен (к примеру, положения о социальных и экономических правах) и проявляла демократический подход к регулированию отношений в обществе.

Отсюда следует и иное положение Конституции, которое запрещает образовывать сухопутные, военно-морские и военно воздушные силы и прочие военные средства. Для Японии вооруженные силы представляют собой Корпус обороны, на который расходуется не больше 1% от всех средств госбюджета. Интерес вызывает также еще одно положение Конституции, которое устанавливает, что членами правительства должны быть исключительно гражданские люди.

Структура Конституции Японии

Сама же японская Конституция по объему небольшая: включает преамбулу, 11 глав и 103 статьи, регулирующие статус императора, отказ от военных действий, права и обязанности населения, правовой статус парламента, Кабинета министров, суда, госфинансы, местное управление, процедуру изменения положений Конституции. Конституционный документ впервые в истории Японии провозглашает:

  • принцип народного суверенитета;
  • принцип верховенства парламента;
  • принцип выборности обеих палат (был упразднен невыборный характер верхней палаты, который существовал до 1945-го г.).

Япония является конституционной парламентарной монархией, в которой власть императора сводится до минимума (он является исключительно символом нации).

Высший и единственный законодательный орган в Японии – парламент.

Состав правительства формируется, исходя из решающей роли парламента. Члены правительства несут ответственность перед парламентом.

Япония представляет собой унитарное государство, обладающее широкой местной автономией административно территориальных единиц.

В Конституции содержится довольно широкий перечень прав и свобод. В первую очередь, отметим, что Конституцией упразднены привилегированные сословия и провозглашен принцип равенства, под которым подразумевается равенство всех перед законодательной властью, а также недопустимость любой дискриминации. Интерес вызывает положение о том, что всяческие награды действуют лишь при жизни этого лица. Конституция устанавливает равноправие полов, подробно регулирует вопросы брака, который заключается исключительно на основе взаимного согласия сторон.

Орган конституционного контроля в Японии – это Верховный суд, который, как и в Соединенных Штатах, обладает правом окончательного решения вопроса о неконституционности нормативного акта. Но в Японии подают специальный иск о неконституционности акта в судебный орган I инстанции. Таким образом, дело по иерархии возможно довести до Верховного суда.

Японская Конституция является жесткой по поводу внесения в нее изменений. Это возможно лишь по инициативе парламента. Чтобы внести в нее какие-то поправки должно согласиться 2/3 от общей численности членов каждой из 2-х палат.

Ратификация происходит или путем референдума, или согласно новому составу парламента, образованному после проведения национальных выборов. Способ ратификации определяет парламент. Принятые поправки незамедлительно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До этого в Конституцию Японии не вносилась ни одна поправка, но разнообразные политические силы не раз поднимали вопрос о необходимости внести в нее изменения.


Завершением реформ явилось принятие Конституции. Признавалось целесообразным использовать конституционные нормы других государств, апробированные на практи - ке и наиболее адекватно отвечающие целям правящих кругов Японии. Будущая кон - ституция должна была юридически закрепить статус императора как главы государ-

ства, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями,особенно в области военнойи исполнительной власти, при разделении законодательной власти между ним и пар - ламентом. Наиболее подходящими для решения этих задач были признаны прусскаяКонституция1850г. и германская Конституция1871г. Они и послужили образцом для Конституции Японии.

В 1889 г. работа над первой в истории страны конституцией была завершена. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной . Как глава государства он наделялся верховной властью — мог объявлять войну и мир ; заключать междуна-родные договоры;вводить осадное положение;в качествеверховного главнокоман-дующего он наделялсяправом устанавливать структуру и численный состав во-

оруженных сил;в сфере государственного гражданского управленияонопределял

структуру министерств,назначал, увольнял всех должностных лиц, устанавли -
вал их оклады.
Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти), а по его
представлению —остальных министров,которые фактически не зависели от пар -
ламента, так как Конституцией не предусматривалось право вынесения вотума недо -
верия.
Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом , со-

зывал парламент и закрывал его,отсрочивал парламентские заседания,распус-

кал нижнюю палату — палату депутатов.Законы,принятые парламентом,не моглибыть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. В про -

межутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона.Он имел правоамнистии,помилования,смягчения наказанияивос-становления в правах.


Должен был состоять из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать ,а также лица, назначенные императором. Палата депутатов состояла из лиц, победивших на выбо-рах.

Законом 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставлялось

Читайте также: