Конституция украины 1996 кратко

Обновлено: 18.05.2024

Обретение Украиной независимости повлекло изменения в государственной и правовой системах, что требовало радикальных изменений Конституции 1978 г. Сначала Верховная Рада избрала путь внесения изменений и дополнений к ней, а параллельно шел процесс выработки нового основного закона. Еще 24 октября 1990 образована конституционная комиссия, которую возглавил Л. Кравчук. Она разработала первый проект и представила на рассмотрение в комитеты Верховной Рады. По нему Украина должна стать президентской республикой. Второй проект, представленный на рассмотрение в сентябре 1993 p., предусматривал создание парламентской республики с двухпалатным парламентом и премьер-министром во главе правительства. В ноябре 1993 г. разработана третий проект, в котором уже шла речь о президентско-парламентскую республику. Однако ни один ч этих проектов не получил поддержки депутатов.

В ноябре 1994 г. создана новая конституционную комиссию, которая начала разработку очередного проекта. В мае-июне 1995 г. из-за отсутствия основного закона возникла конституционный кризис, который закончился соглашением между Президентом и Верховной Радой. 20 марта 1996 на рассмотрение Верховной Рады вынесен четвертый проект Конституции, который предусматривал президентско-парламентскую республику с двухпалатным Национальным Собранием (Сенат и Палата депутатов). После внесенных изменений и дополнений в комитетах и согласительных советах, Верховная Рада 4 июня приняла проект в первом чтении. 19 июня начались второе чтение, и утром 28 июня 1996Конституция Украины была принята Верховной Радой.

Конституция Украины состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 основной статьи, и 14 статей переходных положений. Основной Закон нашего государства конституирует права, свободы и обязанности человека и гражданина, народное волеизъявление через выборы и референдумы, определяет структуру, функции, полномочия права и обязанности всех ветвейвласти: законодательной - Верховная Рада, главы государства - Президента, исполнительной - Кабинет Министров, судебной - Верховный Суд, Конституционный Суд, а также содержит положения о прокуратуре, территориальное устройство, Автономную Республику Крым, местное самоуправление. Определен также порядок внесения изменений в Конституцию, определены заключительные и переходные положения.

Действующая Конституция определяет Украину как суверенное и независимое, демократическое, социальное и правовое государство, по форме правления - республикой (президентско-парламентской), по форме устройства - унитарным. Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является народ.

Ключевые понятия: конституционный процесс, конституционная комиссия, Конституция, преамбула, статьи, разделы, независимость.

Историко-государственное событие: 28 июня 1996 - Верховная Рада приняла Конституцию Украины.

Развал Советского Союза после того, как подавляющее большинство советских граждан высказалось за сохранение СССР, был предательством, равного которому по масштабу в России еще не было. Это было самое настоящее предательство со стороны определенных политических сил либерального толка, которые сейчас находятся у власти. Они не собираются прислушиваться к референдумам, они не будут слушать голос народа, они будут, несмотря на мнение народа, продолжать осуществлять своё дело. У них свои цели, нередко отличные от целей народа, - это совершенно очевидно.

То, что произошло в 1991 году, я имею в виду развал СССР, - не было результатом внутренних процессов, происходящих в то время в России. Выбор, который был сделан двадцать лет назад, был навязан России Западом. Те люди, которые были тогда во власти, предали Россию и русский народ.

В последнее время не проводились опросов, где бы действительно была репрезентативная выборка по России, об отношении к Советскому Союзу. Таких данных нет. Но могу сказать следующее: путем опроса экспертов, людей разных политических ориентаций, удалось выявить мощную ностальгию по Советскому Союзу. Народ начал понимать, что с развалом СССР мы лишились действительно чего-то значимого. Люди не принимают нынешнего строя. Народ критически воспринимает ту реальность, в которой он существует. В этой ситуации он обращается или к прошлому или к будущему. Но будущее неопределенно, а то, что было в прошлом, для многих притягательно. Поэтому появляется, в противовес либеральным идеям, тяготение к консерватизму, к традиционным ценностям, которые были и в дореволюционном и в советском обществе.

То, как власть распорядилась с итогами Всесоюзного референдума о сохранении СССР, можно назвать стопроцентным предательством. Люди у власти думали только о своих интересах, об извлечении корыстной пользы для себя, они испытывали желание поделить и присвоить государственную собственность. Их совершенно не интересовало мнение народа и его судьба.

1. Конституционные традиции в Украине.

Конституция Пилипа Орлика была первой в мире государственной конституцией. Она не только провозглашала независимое Украинское государство, но и закрепляла наиболее прогрессивные для того времени идеи государственной жизни.

Значительно ограничивая права гетмана, Конституция закладывала основы принципа распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную, вводила выборность должностей. Таким образом, статьи Конституции Пилипа Орлика дальновидно предусмотрели главные основы развития демократических государств.




1.3. Конституционные идеи в ходе Украинской революции 1917-1920 гг. Во время Украинской революции 1917-1920 гг. конституционная практика была связана с Центральной Радой, УНР и ЗУНР.

Первым актом законодательного характера был Универсал Центральной Рады (10.06.1917 г.), провозгласивший необходимость разработки собственных законов и самостоятельного управления на собственных землях как автономной части нового Российского государства.

II Универсал (3.07.1917 г.) подчеркивал, что Украина признает Всероссийское Учредительное собрание, которое должно утвердить автономию Украины.

III Универсал (7.11.1917 г.) провозгласил создание УНР, демократические права и свободы.

IV Универсал (11.01.1918 г.) провозгласил полную самостоятельность и независимость Украины.

С приходом к власти П. Скоропадского главным конституционным документом стал Закон о временном государственном устройстве Украины, по которому гетман сосредоточивал в своих руках всю полноту власти.

Конституционные документы Директории были приняты за несколько дней до падения самой Директории, поэтому их постигла судьба Конституции УНР.

1.4. Советские конституции. В годы советской власти в Украине были приняты четыре Конституции (1919, 1929, 1937, 1978 гг.), которые, хоть и формально, провозглашали Украину суверенным государством, оставались более идеологическими документами, чем юридическими.

Наличие Конституции - один из основных признаков суверенности государства. Конституция Украины, принятая в 1978 г., после 1991 г. претерпела существенные изменения: Верховная Рада Украины внесла в нее свыше 200 дополнений.

2. Подготовка принятия Конституции независимой Украины. Процесс подготовки проекта Основного Закона начался после провозглашения государственного суверенитета Украины.

17 октября 1990 г. Верховный Совет УССР принял решение привести действующую Конституцию в соответствие с Декларацией о государственном суверенитете Украины.

В июне 1991 г. парламент принял концепцию будущей Конституции, создал Конституционную комиссию.

В июле 1992 г. на всенародное обсуждение был внесен официальный проект Конституции Украины.

В октябре 1993 г. в Верховную Раду был представлен доработанный проект Конституции Украины.

В ноябре 1994 г. была создана новая Конституционная комиссия во главе с президентом Украины Л. Кучмой и Председателем Верховной Рады А. Морозом.

В июне 1995 г. между Верховной Радой Украины и Президентом Украины был заключен Конституционный договор сроком на один год.

Одновременно с проектом Конституции, разработанным Конституционной комиссией, начали предлагать свои проекты политические партии, отдельные ученые. В течение 1990-1996 гг. было предложено 15 проектов Конституции Украины. Один из вариантов, предложенный фракцией коммунистов, предполагал сохранение названия УССР, восстановление советской формы правления, ограничение прав Президента, вхождение Украины в новый Союз. Обнародовал свой проект и Конгресс украинских националистов, отстаивавший унитарное Украинское государство без сохранения Крымом статуса автономии.

В обществе не было единства относительно механизма принятия Конституции (Конституционной ассамблеей или Верховной Радой). Дискуссии возникли также вокруг форм государственного правления в Украине (президентская, парламентская парламентско-президентская, президентско-парламентская республика). Сложными оказались вопросы конституционного определения форм собственности, принципов построения парламента, организации избирательной системы, вопрос государственного языка и символики и др.

Конституционная комиссия передала свой проект в Верховную Раду в феврале 1996 г. Рассмотрение проекта Основного Закона длилось три месяца. Проект прошел три официальных чтения. Основные дискуссии вызвали следующие пункты:

- разделение полномочий между ветвями власти;

- проблема частной собственности;

- статус Республики Крым;

- статус русского языка.

В Верховной Раде была создана специальная депутатская комиссия во главе с депутатом М. Сиротой, которая, преодолевая огромные трудности, согласовывая мнения разных фракций, партий и течений в каждой спорной статье Основного Закона, внесла согласованный проект новой Конституции Украины на утверждение.

3. Принятие Конституции Украины. Центральным событием всего конституционного процесса в современной истории Украины стало принятие 28 июня 1996г. Верховной Радой Украины новой Конституции Украины.

Конституция Украины состоит из Преамбулы, 15 разделов, 161 статьи и 14 пунктов Переходных положений.

Конституция Украины как высший законодательный акт определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности граждан. Утверждение Основного Закона государства создало юридическую основу для эффективной и рациональной перестройки политических структур, стабилизации экономики, формирования развитого гражданского общества, органичного вхождения Украины в мировое сообщество.

4. Историческое значение Конституции 1996 г. Конституция 1996 г. стала первой Конституцией независимой Украины, она стала продолжением многовековых конституционно-правовых традиций украинского народа.

Конституция Украины закрепила правовые основы независимой Украины, ее суверенитет и территориальную целостность.

С принятием Конституции были определены базовые координаты и ориентиры, совокупность общественных ценностей - все то, что формирует политико экономическую систему.

Созданы предпосылки для того, чтобы функционирование и развитие государства и общества не зависели от политической ориентации партий или отдельных политических деятелей. Очерчены отношения государства и гражданина, их права и взаимные обязанности. Установлены пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельной личности.

Принятие Конституции внесло стабильность в политическую жизнь украинского общества, законодательно разграничив права и обязанности различных ветвей власти, политических партий и общественных организаций.

Принятие демократической по своему характеру Конституции укрепило международный авторитет молодого государства.

Комментарии

Развал Советского Союза после того, как подавляющее большинство советских граждан высказалось за сохранение СССР, был предательством, равного которому по масштабу в России еще не было. Это было самое настоящее предательство со стороны определенных политических сил либерального толка, которые сейчас находятся у власти. Они не собираются прислушиваться к референдумам, они не будут слушать голос народа, они будут, несмотря на мнение народа, продолжать осуществлять своё дело. У них свои цели, нередко отличные от целей народа, - это совершенно очевидно.

То, что произошло в 1991 году, я имею в виду развал СССР, - не было результатом внутренних процессов, происходящих в то время в России. Выбор, который был сделан двадцать лет назад, был навязан России Западом. Те люди, которые были тогда во власти, предали Россию и русский народ.

В последнее время не проводились опросов, где бы действительно была репрезентативная выборка по России, об отношении к Советскому Союзу. Таких данных нет. Но могу сказать следующее: путем опроса экспертов, людей разных политических ориентаций, удалось выявить мощную ностальгию по Советскому Союзу. Народ начал понимать, что с развалом СССР мы лишились действительно чего-то значимого. Люди не принимают нынешнего строя. Народ критически воспринимает ту реальность, в которой он существует. В этой ситуации он обращается или к прошлому или к будущему. Но будущее неопределенно, а то, что было в прошлом, для многих притягательно. Поэтому появляется, в противовес либеральным идеям, тяготение к консерватизму, к традиционным ценностям, которые были и в дореволюционном и в советском обществе.

То, как власть распорядилась с итогами Всесоюзного референдума о сохранении СССР, можно назвать стопроцентным предательством. Люди у власти думали только о своих интересах, об извлечении корыстной пользы для себя, они испытывали желание поделить и присвоить государственную собственность. Их совершенно не интересовало мнение народа и его судьба.

1. Конституционные традиции в Украине.

Конституция Пилипа Орлика была первой в мире государственной конституцией. Она не только провозглашала независимое Украинское государство, но и закрепляла наиболее прогрессивные для того времени идеи государственной жизни.

Значительно ограничивая права гетмана, Конституция закладывала основы принципа распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную, вводила выборность должностей. Таким образом, статьи Конституции Пилипа Орлика дальновидно предусмотрели главные основы развития демократических государств.

1.3. Конституционные идеи в ходе Украинской революции 1917-1920 гг. Во время Украинской революции 1917-1920 гг. конституционная практика была связана с Центральной Радой, УНР и ЗУНР.

Первым актом законодательного характера был Универсал Центральной Рады (10.06.1917 г.), провозгласивший необходимость разработки собственных законов и самостоятельного управления на собственных землях как автономной части нового Российского государства.

II Универсал (3.07.1917 г.) подчеркивал, что Украина признает Всероссийское Учредительное собрание, которое должно утвердить автономию Украины.

III Универсал (7.11.1917 г.) провозгласил создание УНР, демократические права и свободы.

IV Универсал (11.01.1918 г.) провозгласил полную самостоятельность и независимость Украины.

С приходом к власти П. Скоропадского главным конституционным документом стал Закон о временном государственном устройстве Украины, по которому гетман сосредоточивал в своих руках всю полноту власти.

Конституционные документы Директории были приняты за несколько дней до падения самой Директории, поэтому их постигла судьба Конституции УНР.

1.4. Советские конституции. В годы советской власти в Украине были приняты четыре Конституции (1919, 1929, 1937, 1978 гг.), которые, хоть и формально, провозглашали Украину суверенным государством, оставались более идеологическими документами, чем юридическими.

Наличие Конституции - один из основных признаков суверенности государства. Конституция Украины, принятая в 1978 г., после 1991 г. претерпела существенные изменения: Верховная Рада Украины внесла в нее свыше 200 дополнений.

2. Подготовка принятия Конституции независимой Украины. Процесс подготовки проекта Основного Закона начался после провозглашения государственного суверенитета Украины.

17 октября 1990 г. Верховный Совет УССР принял решение привести действующую Конституцию в соответствие с Декларацией о государственном суверенитете Украины.

В июне 1991 г. парламент принял концепцию будущей Конституции, создал Конституционную комиссию.

В июле 1992 г. на всенародное обсуждение был внесен официальный проект Конституции Украины.

В октябре 1993 г. в Верховную Раду был представлен доработанный проект Конституции Украины.

В ноябре 1994 г. была создана новая Конституционная комиссия во главе с президентом Украины Л. Кучмой и Председателем Верховной Рады А. Морозом.

В июне 1995 г. между Верховной Радой Украины и Президентом Украины был заключен Конституционный договор сроком на один год.

Одновременно с проектом Конституции, разработанным Конституционной комиссией, начали предлагать свои проекты политические партии, отдельные ученые. В течение 1990-1996 гг. было предложено 15 проектов Конституции Украины. Один из вариантов, предложенный фракцией коммунистов, предполагал сохранение названия УССР, восстановление советской формы правления, ограничение прав Президента, вхождение Украины в новый Союз. Обнародовал свой проект и Конгресс украинских националистов, отстаивавший унитарное Украинское государство без сохранения Крымом статуса автономии.

В обществе не было единства относительно механизма принятия Конституции (Конституционной ассамблеей или Верховной Радой). Дискуссии возникли также вокруг форм государственного правления в Украине (президентская, парламентская парламентско-президентская, президентско-парламентская республика). Сложными оказались вопросы конституционного определения форм собственности, принципов построения парламента, организации избирательной системы, вопрос государственного языка и символики и др.

Конституционная комиссия передала свой проект в Верховную Раду в феврале 1996 г. Рассмотрение проекта Основного Закона длилось три месяца. Проект прошел три официальных чтения. Основные дискуссии вызвали следующие пункты:

- разделение полномочий между ветвями власти;

- проблема частной собственности;

- статус Республики Крым;

- статус русского языка.

В Верховной Раде была создана специальная депутатская комиссия во главе с депутатом М. Сиротой, которая, преодолевая огромные трудности, согласовывая мнения разных фракций, партий и течений в каждой спорной статье Основного Закона, внесла согласованный проект новой Конституции Украины на утверждение.

3. Принятие Конституции Украины. Центральным событием всего конституционного процесса в современной истории Украины стало принятие 28 июня 1996г. Верховной Радой Украины новой Конституции Украины.

Конституция Украины состоит из Преамбулы, 15 разделов, 161 статьи и 14 пунктов Переходных положений.

Конституция Украины как высший законодательный акт определила базовые принципы организации высших органов государства и местного самоуправления, их отношения и компетенцию, а также права, свободы и обязанности граждан. Утверждение Основного Закона государства создало юридическую основу для эффективной и рациональной перестройки политических структур, стабилизации экономики, формирования развитого гражданского общества, органичного вхождения Украины в мировое сообщество.

4. Историческое значение Конституции 1996 г. Конституция 1996 г. стала первой Конституцией независимой Украины, она стала продолжением многовековых конституционно-правовых традиций украинского народа.

Конституция Украины закрепила правовые основы независимой Украины, ее суверенитет и территориальную целостность.

С принятием Конституции были определены базовые координаты и ориентиры, совокупность общественных ценностей - все то, что формирует политико экономическую систему.

Созданы предпосылки для того, чтобы функционирование и развитие государства и общества не зависели от политической ориентации партий или отдельных политических деятелей. Очерчены отношения государства и гражданина, их права и взаимные обязанности. Установлены пределы вмешательства государства в жизнь общества и отдельной личности.

Принятие Конституции внесло стабильность в политическую жизнь украинского общества, законодательно разграничив права и обязанности различных ветвей власти, политических партий и общественных организаций.

Принятие демократической по своему характеру Конституции укрепило международный авторитет молодого государства.

В Конституция Украины (украинец: Конституція України ) это основной закон Украины. Конституция принята и ратифицирована на 5-й сессии Верховная Рада (парламент) Украина 28 июня 1996 г. [1] Конституция была принята 315 голосами "за" из 450 возможных (минимум 300 "за"). [1]


Все остальные законы и другие нормативные правовые акты Украины должны соответствовать Конституции. Право вносить поправки в конституцию посредством специальной законодательной процедуры принадлежит исключительно парламенту. Единственный орган, который может толковать конституцию и определять, соответствует ли законодательство ей, - это Конституционный Суд Украины.

Содержание

История

До 8 июня 1995 г. высшим законом Украины был Конституция (Основной закон) Украинская ССР (принят в 1978 г. с многочисленными последующими поправками). 8 июня 1995 г. Леонид Кучма и спикер Александр Мороз (действуя от имени парламента) подписал Конституционное соглашение на период до разработки новой конституции.

7 февраля 2019 г. Верховная Рада проголосовали за внесение поправок в конституцию, чтобы определить стратегические цели Украины как присоединение к Евросоюз и НАТО. [5]

Структура

В Конституция Украины разделен на 15 глав:

Поправки

В соответствии с Глава XIII: Конституция Украины могут быть изменены только с согласия не менее двух третей конституционного состава (450 Украинские законодатели) Верховной Рады Украины. [6] [7]

В мае 2012 г. Президент Виктор Янукович создать Конституционное Собрание Украины; специальное вспомогательное агентство при президенте для разработки законопроектов о поправках к Конституции, после чего президент внесет их в парламент. [8]

Поправки 2004 и 2010 годов и возврат 2014 года к поправкам 2004 года

Эти поправки ослабили власть Президент Украины; он / она потеряли право назначать Премьер-министр Украины и это стало исключительно задачей парламента. [10] Президент мог только назначать Министр обороны и Министр иностранных дел. [10] Президент также лишился права увольнять членов Кабмин Украины но получил право распустить парламент. [10] Если бы ни одна коалиция в парламенте не могла быть сформирована для назначения премьер-министра, у президента не было бы другого выбора, кроме как созвать новую парламентские выборы. [11]

Поправки к конституции 2004 г. были приняты парламентом только после ограниченных консультаций и обсуждений между политическими силами в контексте Оранжевая революция. Поэтому они вызвали критику со стороны нескольких внутренних (украинские политические партии) и внешних органов ( Совет Европы, то Европейский парламент и Венецианская комиссия). [12]

Поправки безоговорочно вступили в силу 1 января 2006 года. [11] Остальные поправки вступили в силу 25 мая 2006 г., когда новый парламент собрался после Выборы 2006 г..

21 февраля 2014 г. парламент принял закон, восстанавливающий действие поправок к конституции от 8 декабря 2004 г. [20] Он был принят по упрощенной процедуре без какого-либо решения профильного комитета и был принят в первом и втором чтении за одно голосование 386 депутатами. [20] Закон одобрили 140 депутатов Партия регионов, 89 депутатов Батькивщина, 40 депутатов УДАР, 32 г. Коммунистическая партияи 50 независимых законодателей. [20] В соответствии с Радио Свободная ЕвропаОднако указ не был подписан тогдашним президентом. Виктор Янукович, который впоследствии был отстранен от должности. [21] Восстановление поправок принято согласно Соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине и во время уже продолжающегося скрытого аннексия Крыма Российской Федерацией и 2014 г. военное вмешательство России в Украину.

Как 21 год назад Украина принимала Конституцию

21 год назад, 28 июня 1996 года, у Украины появилась собственная Конституция. До этого действовал устаревший Основной закон УССР 1978 года "выпуска".

Первые попытки хотя бы обговорить проект новой Конституции были предприняты в 1992 и 1993 годах. Они закончились ничем: слишком разным было видение Основного закона у разных политсил. Наконец в 1995 году был принят конституционный договор, а спустя год Верховная Рада под руководством Александра Мороза приступила к рассмотрению проекта новой Конституции. Рассматривали ее целые сутки, которые вошли в историю страны под названием "конституционная ночь".

- Утром был выпуск офицеров военных академий. Кучма пригласил меня в Мариинский дворец, где он устроил прием. Помню, в глазах рябило - будто на электросварку насмотрелся: всю ночь напряжение было колоссальное! Некоторые нормы пришлось голосовать по 27 раз. Были 3-4 нормы, которые в сумме набрали 60 голосований. Только на них ушло 6 часов. Меня спрашивали: "а зачем?" - но иначе не была бы принята Конституция, - рассказал Мороз "КП" в Украине".

Также экс-глава Верховной Рады считает, что проведение референдумов для улучшения Конституции имеет право на жизнь.

- Безусловно, референдум - то есть усовершенствование Конституции волею народа - имеет право на жизнь, но это касается лишь ее основополагающих статей! А порядок взаимоотношений в государстве, основные права и свободы меняются парламентом. Без референдума. Потому что в недемократических государствах этим заниматься опасно. Слишком уж документ сложный: разные статьи, нормы связаны друг с другом, как в паутинке, чуть тронешь - все нарушишь. И работой по ее "наладке" должен заниматься только парламент, - считает Мороз.


КАК ОПОЗДАЛ ЧЕРНОВИЛ

Кстати, свой вариант Конституции был и у Кучмы - тогда еще президента. Он прописал президентскую модель управления страной. Чтобы упредить принятие "авторитарной", по его мнению, Конституции, 27 июня 1996 года председатель Верховной Рады Александр Мороз вынес на голосование "свой" депутатский проект.

- Фракции, близкие к Кучме, в том числе Рух, который боялся, что в Конституции будет защищена "левизна", получили от него установку: сорвать вечернюю регистрацию (депутаты тогда регистрировались дважды - на утреннем и вечернем заседаниях. - Прим. авт.). Если бы не набрался кворум, парламент больше не собирался бы до сентября: тогда президент без проблем провел бы "свою" Конституцию через референдум, - рассказывает Мороз. - Предполагая такое развитие событий, я поставил на голосование предложение работать без перерыва.

Депутаты предложение неожиданно поддержали. По словам социалиста, это произошло из-за их растерянности: лидера Руха Вячеслава Чорновила в зале не было.

- Вдруг он появляется в зале, подходит ко мне. Спрашивает, мол, неужели регистрации после обеда не будет? Я ответил: нет, не будет. Он расстроился и побежал советоваться. Но комиссии уже были созданы, они разошлись на работу.

Другой взгляд на происходившее - у тогдашнего пресс-секретаря Чорновила Дмитра Пономарчука. По его словам, Чорновилу нужно было умело лавировать: утвердить в Конституции национальную символику и единый язык, чего не хотели коммунисты, и по возможности не позволить Компартии "протянуть" автономный статус Крыма.

- Каждое положение буквально "продавливалось", - рассказал "КП" в Украине" тогдашний лидер КПУ Петр Симоненко. - По инициативе Мороза в 50-ю статью объединили вопрос статуса русского языка и автономии Крыма - тогда крымскую делегацию подтолкнули к "обмену". Мы этого Морозу не забудем!





















КАК ПЕРЕПИСЫВАЛИ КОНСТИТУЦИЮ

Внесение изменений в Конституцию в декабре 2004 года с ослаблением власти Президента и переходом к парламентско-президентской форме правления стало тем условием, при котором Леонид Кучма согласился на проведение повторного 2-го тура выборов главы государства.

По итогам повторного голосования Президентом стал Виктор Ющенко, однако вследствие принятых изменений с 1 января 2006 года его полномочия были существенно сокращены, что стало одним из источников его длительных конфликтов с премьер-министрами, в частности, с Юлией Тимошенко.

Избранный в 2010 году Виктор Янукович также пытался переписать Основной закон, но избрал весьма сомнительный путь: вместо длительного конституционного процесса решением Конституционного Суда (КС) от 1 октября 2010 года были признаны неконституционным изменения, принятые в декабре 2004 года. Таким образом было возвращено действие Конституции в редакции 1996 года.

Однако правомочность такого решения КС неоднократно ставилась под сомнение, и в феврале 2014 года под давлением Евромайдана, отечественных и иностранных политиков Янукович согласился на возобновление действия редакции Конституции 2004 года. 21 февраля Рада проголосовала за соответствующее решение.

Тем не менее Янукович был отстранен от власти, выехал из страны, а в Украине прошли внеочередные выборы президента.

26 июня уже новый президент Петр Порошенко внес в Раду свой проект конституционных изменений, предусматривавший ликвидацию местных администраций, перераспределение части полномочий между парламентом и президентом, а также ряд других новшеств.

Однако в парламенте этот документ так и не нашел поддержки, и был отозван с прекращением полномочий Рады 7-го созыва.

Рада приняла новый закон о судоустройстве и статусе судей. Также парламент принял изменения в Конституцию в части правосудия.

В ТЕМУ

28 июня 2016 года исполнилось ровно 20 лет с того дня, как народные депутаты утвердили основной закон страны. Конституция Украины 1996 года была принята на 5-й сессии Верховной Рады Украины 2-го созыва. Ее принятие закрепило правовые основы независимой Украины, ее суверенитет и территориальную целостность.

  • В течение трех месяцев с 9 утра до 22 проект Конституции писала специально созданная Временная комиссия.
  • В ночь с 27 на 28 июня 1996 года депутаты голосовали за каждую статью Конституции в отдельности.
  • Международное сообщество назвало украинскую Конституцию одной из самых демократичных в мире.
  • Автором самой маленькой Конституции является художник-график Игорь Степанов. Такая книга состоит из 160 страниц, а ее размер - 2х3 сантиметра. Вес книги составляет 15 граммов.
  • На протяжении 1990-1996 годов было предложено 15 проектов Конституции Украины – от Конституционной комиссии, политических партий, ученых. Коммунисты предлагали сохранить название УССР, восстановить советскую форму правления, ограничить права президента и войти в новый Союз. А Крым мог бы лишиться статуса автономии, если бы была принята редакция Конгресса украинских националистов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Впервые в Киеве официальное обсуждение и принятие конституционного документа состоялось в апреле 1918 года. В те дни город на Днепре был столицей Украинской Народной Республики, территорию которой фактически оккупировали немецко-австрийские войска. Однако в надежде на лучшее будущее Украинская Центральная Рада на своих собраниях на улице Владимирской, 57, готовила Основной закон УНР. 29 апреля он был принят.

Читайте также: