Конституция северогерманского союза кратко

Обновлено: 04.07.2024

Объединительные стремления в Германииуже во времяНаполеоновских войни получившие особенное яркое и энергичное выражение в ходе революций 1848—1849 годов, не могли привести к фактическому объединению. Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей гегемонией осуществить его — Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея).Господствующим классом все ещё была феодальная землевладельческая аристократия, чувствовавшая себя очень хорошо при политическом и экономическом разобщении Германии; торгово-промышленная буржуазия едва зарождалась как класс и пока ощущала потребность только в частичных таможенных договорах. Австрия не пользовалась достаточной популярностью, чтобы преодолеть оппозицию Пруссии, а Пруссия, соответственно, не была настолько сильна, чтобы дать отпор поползновениям Австрии и открыто заявить о своем намерении взять дело объединения в собственные руки.

К середине 1860-х годов эти условия в значительной степени изменились: буржуазия успела окрепнуть и вступила на путь экономического объединения; её интересы требовали уже и политического единства. Пруссия, влиянию которой в Германии ольмюцкое унижениене нанесло существенного ущерба только потому, что ей принадлежала руководящая роль втаможенном союзе, энергично стала готовиться к войне, причем правительство в видах усиления армии не отступало перед нарушением конституции. Когда армия была готова,Бисмарк, воспользовавшись запутанностью шлезвиг-голштинского вопроса, вынудил Австриюк объявлению войны.

Победа Пруссии была победою малогерманской идеи над великогерманской. Пражский мирположил конец вмешательству Австрии в общегерманские дела и упразднилГерманский союз1815 года. Некоторые из государств, отклонивших предложенный им Пруссией перед открытием военных действий нейтралитет (Ганновер,Гессен-Кассель,Нассау, вольный городФранкфурт-на-Майне), были прямо присоединены к Пруссии, равно как и Голштиния и Шлезвиг.

Остальные государства Северной Германии (числом 21) 10 августа 1866 года вошли в состав новой федерации, которая, отвергнув принцип союза государств (нем.Staatenbund), организовалась в виде союзного государства, руководящая роль в котором также досталась Пруссии.

Конституция 1867 г.

4 августа 1866 г. прусский кабинет препроводил 17 дружественным Пруссии государствам проект временного союза, т. е. проект временной конституции Северо-германского союза. Этот проект был рассчитан на год и должен был заменить Конституцию. К февралю 1867 г. был подготовлен для просмотра в учредительном рейхстаге проект новой Конституции Северо-германского союза. 16 апреля 1867 г. рейхстаг утвердил эту Конституцию. Она была одобрена ландтагами, после чего опубликована (1 июля 1867 г.).

Органами Союза являлись:

1) Президент Северо-германского союза, права которого наследственно соединялись с прусской короной (т. е. прусский король был Президентом Союза)

2) бундесрат (союзный совет), составленный из уполномоченных отдельных государств

3) рейхстаг, избиравшийся на основе всеобщего избирательного права

Президент Союза имел значительные права. В частности, ему было предоставлено право экзекуции, т. е. военного подавления членов Союза. Он осуществлял командование союзной армией. Исходящие от Президента распоряжения контрассигновывались союзным канцлером, который и нес за них ответственность.

Бундесрат состоял из уполномоченных отдельных государств. В нем насчитывалось всего 43 голоса, из которых Пруссия имела 17. Он распадался на восемь комиссий, в которых председательское место занимала та же Пруссия.

Рейхстаг был ограничен в своих правах. Его законопроекты вступали в силу лишь по одобрении Президентом союза и бундесратом. Он был отстранен от участия в строительстве армии и в составлении бюджета. Зато у членов рейхстага, как иронически замечает Энгельс, ". было гордое сознание, что они были избраны всеобщим голосованием. Об этом обстоятельстве напоминал им также, хотя и в неприятной форме, вид двух социалистов, которые сидели среди них. Впервые социалистические депутаты, представители пролетариата, появились в составе парламента. Это было зловещее предзнаменование"'.

Образованием Северо-Германского союза и созданием его Конституции Германия сделала шаг на пути к национальному единству. В Северо-Германском союзе видели средство сплотить вокруг Пруссии буржуазию и южно-германских государств, не вошедших в Союз.

Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, издавала общие административные распоряжения и инструкции для исполнения законов, принимала решение об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конституционных обязанностей (ст. 7, 19, 24). Во главе исполнительной власти стоял император, который осуществлял президентство в империи и являлся главой государства. Он обладал весьма широкой компетенцией:

  • назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета - канцлера (ст. 15, 18);
  • имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением (ст. 17);
  • выступал представителем империи в международных отношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия союзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов (ст.11);
  • являлся главой вооруженных сил (ст.63, 64);
  • мог контролировать деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12,24).

Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями.

Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами. Таким образом, исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.

Северогерманский союз (нем. Norddeutscher Bund) — союз германских государств, основанный в 1866 году и включавший все немецкие земли севернее реки Майн. Являлся предшественником Германского рейха 1871 года.

Объединительные стремления в Германии уже во время Наполеоновских войн и получившие особенное яркое и энергичное выражение в ходе революций 1848—1849 годов, не могли привести к фактическому объединению тогда же. Приверженцы объединения никак не могли прийти к единому мнению относительно того, под чьей гегемонией осуществить его — Австрии (великогерманская идея) или Пруссии (малогерманская идея). Господствующим классом все ещё была феодальная землевладельческая аристократия, чувствовавшая себя очень хорошо при политическом и экономическом разобщении Германии; торгово-промышленная буржуазия едва зарождалась как класс и пока ощущала потребность только в частичных таможенных договорах. Австрия, гордая ролью руководительницы европейской политики в 1815—1848 годах, не пользовалась достаточной популярностью, чтобы преодолеть оппозицию Пруссии, а Пруссия, соответственно, не была настолько сильна, чтобы дать отпор поползновениям Австрии и открыто заявить о своем намерении взять дело объединения в собственные руки.

К середине 1860-х годов эти условия в значительной степени изменились: буржуазия успела окрепнуть и вступила на путь экономического объединения; её интересы требовали уже и политического единства. Пруссия, влиянию которой в Германии ольмюцкое унижение не нанесло существенного ущерба только потому, что ей принадлежала руководящая роль в таможенном союзе, энергично стала готовиться к войне, причем правительство в видах усиления армии не отступало перед нарушением конституции. Когда армия была готова, Бисмарк, воспользовавшись запутанностью шлезвиг-голштинского вопроса, вынудил Австрию к объявлению войны.

Блестящая победа Пруссии была победою малогерманской идеи над великогерманской.

Пражский мир положил конец вмешательству Австрии в общегерманские дела и упразднил Германский союз 1815 года. Некоторые из государств, отклонивших предложенный им Пруссией перед открытием военных действий нейтралитет (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау, вольный город Франкфурт-на-Майне), были прямо присоединены к Пруссии, равно как и Голштиния и Шлезвиг.

Остальные государства Северной Германии (числом 21) 10 августа 1866 года вошли в состав новой федерации, которая, отвергнув принцип союза государств (нем. Staatenbund), организовалась в виде союзного государства (нем. Bundestaat), руководящая роль в котором также досталась Пруссии.

Рейхстаг не получил обычных парламентских прав: вотировка законов и бюджета были сделаны его единственными прерогативами.

Другим органом союза был союзный совет (нем. Bundesrath), составленный из делегатов отдельных государств, входивших в состав союза. Голоса (всего было 43) были распределены между государствами неравномерно: так, Пруссия, например, имела 17 голосов, а Саксония — 4. Делегаты были связаны определенными инструкциями своих правительств. Функции союзного совета заключались в вотировании законов; обычно они проходили простым большинством, а для всякого изменения конституции требовалось большинство двух третей. Львиную долю власти в новой организации получил прусский король, как президент союза. Ему принадлежало право объявлять войну и заключать мир от имени союза, вести дипломатические переговоры, заключать договоры, назначать и принимать посланников; в качестве главнокомандующего союзной армией он имел право назначать высших офицеров и наблюдать за организацией войска вообще. Он был верховным главою внутреннего управления, назначал главных должностных лиц союза, созывал и распускал рейхстаг.

Всеми внешними и внутренними делами союза заведовал назначенный королем Пруссия канцлер, не несший никакой ответственности перед рейхстагом и председательствовавший в союзном совете. Государства, вошедшие в союз, продолжали пользоваться своими конституциями, но должны были уступить союзу военное и морское управление, дипломатические сношения, заведование почтой, телеграфами, железными дорогами, денежной и метрической системами, банками, таможнями. Внутренняя история Северо-Германского союза в главном есть история группировки партий.

Раздробленная Германия нуждалась в национальном объединении. Оно могло произойти под главенством двух крупных германских государств Австрии или Пруссии. До конца 1840-х годов первенство в германском союзе принадлежало Австрии. Пруссия в 1833 г. создала Таможенный союз, к которому постепенно примкнули все германские государства, кроме Австрии. Внутренние таможенные пошлины при переезде из одной страны в другую отменялись. Одна общая таможенная граница охватывала всю Германию. Это экономическое объединение Германии подготовляло почву для объединения политического под главенством Пруссии.

Соперничество Австрии и Пруссии в борьбе за объединение немецких земель разделило немцев на сторонников малогерманского пути, которые желали видеть во главе объединённой страны Австрию, и великогерманского пути во главе с Пруссией. Объединение Германии под главенством Австрии поддерживало меньшинство германских патриотов. Это объяснялось тем, что немцы в Австрийской империи составляли правящее меньшинство, а преобладали венгры, славяне. Она включала в себя значительные ненемецкие области, населённые другими этносами, славянами, венграми. Подъем национального движения ввёл Австрию к разъединению и даже к распаду государства, что и произошло в 1918 г. Поэтому большинство германских патриотов хотели основать германское единство без участия Австрии под главенством более этнически однородной Пруссии.

В середине XIX в. Пруссия стала самым сильным государством Германии. Она имела централизованный бюрократический аппарат управления и сильную армию. Ещё в начале XIX в. Пруссия ввела всеобщую воинскую повинность: трёхлетнюю обязательную службу в рядах действующей армии и двадцатипятилетнее пребывание в запасе. Сохранение Пруссией конституции 1850 г. выгодно отличало её в глазах либеральных немцев от Австрии. В ней император, даровав конституцию в 1848 г., отменил её действие в 1851 г. Австрия до 1861 г. снова превратилась в государство с неограниченной монархией.

Объединение Германии в шестидесятых годах XIX в. возглавила Пруссия. Выдающаяся роль в объединении Германии принадлежала руководителю прусской политики Óтто Бúсмарку (1815-1898), который в 1862 г. стал главой прусского правительства. Политикой Бисмарка стало объединение Германии военным и дипломатическим путём под властью прусских королей.

В 1866 г. соперничество Пруссии с Австрией привело к войне, решившей судьбу германского объединения. В этой войне Пруссия победила Австрию. Результатом войны стало отстранение Австрии от участия в политической жизни Германии, присоединение к Пруссии мелких германских государств, которые участвовали в военных действиях 1866 г. на стороне Австрии. Германский союз упразднялся и вместо него учреждался новый Северо - Германский союз под главенством Пруссии. В его состав не вошли Австрия и четыре южногерманских государства.

Для выработки конституции Северо - Германского союза по настоянию Бисмарка созывался учредительный рейхстаг, избранный всеобщим голосованием. При создании Северо - Германского союза Бисмарк для того, чтобы придать бóльший авторитет, престиж новым учреждениям союза и добиться более полного объединения Германии, признал наиболее целесообразным опереться на народное представительство - общегерманский рейхстаг, избранное на основании всеобщего и прямого избирательного права. Именно это предусматривалось избирательным законом, разработанным франкфуртским парламентом 1849 г., но не вступил в силу, так как и сама конституция не вводилась в действие. В 1867 г. учредительный рейхстаг рассмотрел и принял Конституцию Северо - Германского союза, представленную ему Бисмарком. Образцом для этой конституции послужили как конституция Пруссии 1850 г., так и имперская конституция 1849 г., принятая франкфуртским парламентом.

Северогерманский союз под главенством победоносной Пруссии являлся единым федеративным государством. Главой союза стал прусский король. Он назначал по своему усмотрению канцлера союза, которому предоставлялась исполнительная власть. Законодательная власть передавалась двухпалатному парламенту, состоящему из рейхстага, избираемого всеобщим голосованием, и союзного сейма - бундесрáта из представителей от всех германских правительств под председательством канцлера.

Вхождению четырёх южногерманских государств в объединённую Германию препятствовала Франция. Она обоснованно опасалась образования единой и могущественной Германии. Разгром Франции в 1870 г. завершил объединение Германии. Южногерманские государства вошли в состав Северо - Германского союза, который стал называться Германской империей. В 1871 г. было провозглашено образование Второй Германской империи. Прусский король в качестве общенемецкого монарха получил титул германского императора. При объединении всей Германии в 1871 г. учредительный рейхстаг пересмотрел Конституция Северо - Германского союза и превратил её в Конституцию Германской империи.

Читайте также: