Конституция рф и рт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Закон устанавливал, что конституционный надзор осуществляют Комитет конституционного надзора СССР и органы конституционного надзора союзных и автономных республик. Задачи, организация и порядок осуществления конституционного надзора определялись Конституцией СССР и конституциями республик, а также законами об органах конституционного надзора. Тем самым была заложена правовая основа для создания органов конституционного надзора в республиках бывшего СССР, в том числе автономном Татарстане (ТатАССР).

Новая Конституция Татарстана, принятая 6 ноября 1992 года и провозгласившая бывшую автономную республику суверенным государством, закрепила положения о создании и компетенции Конституционного суда Татарстана.

В частности, Конституция республики устанавливала, что Конституционный суд Татарстана в целях защиты конституционного строя республики, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции республики на всей ее территории рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти, международных договоров Татарстана, споры о компетенции между органами государственной власти и дает заключения о соответствии Конституции республики действий и решений Президента Татарстана.

Важное значение имело закрепление в Конституции положения о том, что акты либо их части, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования его решения. В отличие от иных видов судопроизводства решения Конституционного суда являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Изначально данный закон закрепил состав суда - 6 судей, в т.ч. председатель и его заместитель. Впоследствии число судей не менялось.

Вот уже почти 28 лет Конституционный суд Татарстана действует в системе правосудия. И как отмечено на его официальном сайте,

создание в Татарстане Конституционного суда стало одной из заметных вех на пути развития государственности его многонационального народа, высказав убеждение, что Конституционный суд окажется эффективным инструментом разрешения правовых споров, проводником конституционной законности и надежным защитником прав и свобод человека и гражданина. Практика показала, что все основные полномочия, которыми наделен Конституционный суд Республики Татарстан, оказались востребованными.

Это утверждение вызвало у автора глубокое сомнение.

Официальный сайт Конституционного суда содержит информацию о судебной практике только за период с 1 января 2001 года по настоящее время. Материала оказалось достаточно, чтобы прийти к каким-либо выводам.

Так, Конституционный суд республики вынес:

Постановлений суда
по итогам рассмотрения дел

Номера
постановлений

ВСЕГО определений за 20 лет

Как известно и следует из ст. 66 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", постановление суда являет собой итоговый акт, которым дело разрешается по существу, а определение - акт, принятый в оперативном порядке по иным вопросам судопроизводства.

Таким образом, за 20 лет деятельности Конституционный суд Татарстана рассмотрел по существу 92 дела и в оперативном порядке рассмотрел 323 материала. Выходит, что в течение 20 этих лет Конституционный суд в среднем показателе принимал итоговые решения с частотой 1 постановление в 3 месяца.

Примечательно, что работу суда в составе 6 судей обеспечивает аппарат, состоящий из 1 руководителя, 1 помощника председателя суда, 1 советник председателя суда, 5 советников судей (по одному у каждого судьи, за исключением председателя), научно-аналитического отдела (3 служащих), отдела подготовки судебных заседаний (3 служащих), финансово-экономического отдела (2 служащих) и общего отдела (3 служащих), всего - 19 служащих в аппарате. Практически все служащие несут государственную гражданскую службу.

Очевидно, что наличие у Татарстана собственного конституционного суда - дань не "моде", заведенной у республик в России еще в начале 90-х годов прошлого столетия, скорее, это своеобразная защита республиканского "Я" у Татарстана.

Дело в том, что Татарстан как равноправная республика воссоздалась в России не сразу.

Так уж сложилось, что Республика Татарстан выступает сегодня субъектом федерации особой формы, заданной не только её республиканским существом.

Надо подчеркнуть, Республика Татарстан – явление в российском федерализме необыкновенное, её статус по факту не похож на статус иных российских республик. Это было предопределено теми историческими обстоятельствами.

Для достижения сбалансированного взаимодействия внутреннего и внешнего факторов республика избрала весьма оригинальный вариант поведения – вовне считать себя равноправным и ничем не отличающимся по правовому статусу от других субъектом федерации, а во внутреннем сегменте политико-правовой действительности преподносить свою природу в формате ассоциированного в федеральной Россией государства, обладающего определенным суверенитетом.

По мнению Конституционного Суда РФ, высказнного еще в Постановлении от 7 июня 2000 года № 10-П, суверенитет России как федерации неделим и един, к многослойности и многоуровневости не склонен, в связи с чем составляющие Россию субъекты федерации носителями суверенных прав являться не могут.

В течение первых пяти лет нового столетия Генпрокуратура России неоднократно высказывалась о статусе республики в составе федерации, "ставила её на место", обращаясь то в Конституционный Суд России, то в Верховный суд Татарстана с требованием о признании неконституционными/недействующими положений статьи 1 Конституции Татарстана.

И 14 февраля 2003 года республика, вероятно устав всем объяснять, по какой причине она прописала в своей конституции норму о собственном суверенитете, с помощью Конституционного суда Татарстана истолковала статью 1 Конституции так:

Положение ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Татарстан, согласно которому суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан, следует понимать как основанное на волеизъявлении многонационального народа Республики Татарстан, выраженном референдумом Республики Татарстан 21 марта 1992 года, положение Конституции Республики Татарстан, которое в силу государственно-правового статуса Республики Татарстан как демократического правового государства, объединенного с Российской Федерацией и являющегося субъектом Российской Федерации, закрепляет принадлежащую Республике Татарстан самостоятельность в той ее мере и степени, при которых самостоятельность Республики Татарстан не может быть уменьшена или ограничена путем изъятия или перераспределения принадлежащих Республике Татарстан ее исключительных полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и полномочий Республики Татарстан по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан каким-либо иным способом, кроме как изменением конституционно-правового статуса Республики Татарстан и в порядке, установленном Конституцией Республики Татарстан и Конституцией Российской Федерации; не может быть признана или истолкована как такое качественное состояние Республики Татарстан, которое в своем правовом значении и реальном проявлении ущемляет или каким-либо иным образом ограничивает государственный суверенитет Российской Федерации, каким-либо образом затрагивает суверенные права Российской Федерации, осуществляется или может осуществляться в противоречии с ними.

По сути, Постановление Конституционного суда Татарстана от 14 февраля 2003 года, "оправдавшее" республику в присвоении слова "суверенитет", стало примером объяснения того, что "черное - это белое, а белое - это черное". На жизни самой республики "виртуальный суверенитет" никак не отразился, как и на реальных гражданах, зато республика с помощью конституционного суда прописала в своей конституции слово "суверенитет", но был ли смысл?!

Всем уже понятно, что Татарстан - регион России, права которого ничем не отличаются от прав тривиальной области или края в России, и наличие символического суверенитета вызывает не только недоумение, но и смех у тех правоведов, которые привыкли не к словоблудию, а к реальной оценке ситуации.

Возможно для этого сейчас Конституционный суд Татарстана нужен республике - поддерживать иллюзию некой её "суверенности", ведь отсутствие конституционного суда в современном государстве немыслимо. Только, как говорят в народе, "авторитет начальника измеряется не кабинетом, а его возможностями".



Навигация по сайту:


Контакты:

Свяжитесь с нами:


ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ. ПРОВЕРКА НА СООТВЕТСТВИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. ИНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ.

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке студенческих работ по праву (юриспруденции).

Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация - консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование ( мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву ).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

КонсультантПлюс

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

На оказание наших услуг даются гарантии.

Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.

Мы оказываем консультации по следующим видам работ:


"Горячие" документы:

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся:

  • Государственная защита прав и свобод:
    • президент РФ гарантирует человеческие и гражданские права и свободы;
    • правительство РФ обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод;
    • прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением личностных и гражданских прав и свобод;
    • уполномоченный по правам человека принимает заявления граждан о нарушении их прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ, осуществляет меры по соблюдению закона.

    Немаловажно, что правовой статус человека и гражданина определяется не только правами и свободами, но и обязанностями.

    Итак, в перечень обязательных к выполнению Конституционных обязанностей входят:


    Конституция является основой всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.

    Настоящее издание содержит текст основного закона страны - Конституции Российской Федерации со всеми последними изменениями, включая присоединение новых субъектов Российской Федерации - Крыма и Севастополя.

    Конституция – это не только правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, в Преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры развития нашего общества и государства. Мы должны помнить, что Конституция – это документ прямого действия, в том числе и в вопросах защиты прав граждан, это документ, обладающий такой силой, которой должно подчиняться все законодательство нашей страны.

    Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, основа для повышения качества жизни.

    История Конституции РФ

    История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые и привели к созданию современного варианта действующей конституции. Годы принятия Конституций отображают определенные этапы в развитии страны и исторические процессы.


    После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция СССР, которая состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

    Следующее принятие Конституции СССР было в 1936 году. Согласно этому документу всем гражданам предоставлялось равное всеобщее, избирательное право, право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов. Провозглашались неприкосновенность личности, тайна переписки.

    На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла новая Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему и действовавшая до распада Советского Союза.

    Исходным событием для принятия новой Конституции стало создание Первым Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 году Конституционной комиссии, председателем которой был Борис Николаевич Ельцин, а ответственным секретарем – Олег Германович Румянцев. Эта комиссия разработала несколько вариантов проекта российской конституции, которые сыграли важную роль и при разработке окончательного варианта. В частности, именно вариант Конституционной комиссии лег в основу главы о правах и свободах человека и гражданина. Вместе с тем процесс разработки и принятия Конституции Российской Федерации затянулся на три года. В течение этих лет страна продолжала жить по старой Конституции РСФСР. Однако ее статьи расходились с проводимыми преобразованиями. С целью устранения несоответствий в нее вносились изменения и дополнения, которые в конечном итоге влияли на ее содержание. Зачастую одна статья начинала противоречить другой. В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.

    В 1992 году появились два проекта, один из которых был разработан Сергеем Михайловичем Шахраем, а другой - А. А. Собчаком и С. С. Алексеевым, а в 1993 году – общий проект Шахрая-Собчака-Алексеева.

    День 12 декабря объявлен государственным праздником, но выходным днём этот день в России не является. 12 декабря – памятная дата России.

    Конституция РФ является основным законом государства и закрепляет юридические, политические и идеологические характеристики страны. Президент РФ принимает присягу на экземпляре Конституции РФ.

    Конституционное право должно соблюдаться на всей территории Российской Федерации. Нарушение конституционного права влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством РФ.

    Структура Конституции РФ

    Под структурой Конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

    Структура Конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

    По своей структуре действующая Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.


    В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России.

    Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства. Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.

    Первый раздел содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

    Основы конституционного строя;

    Права и свободы человека и гражданина;

    Президент Российской Федерации;

    Правительство Российской Федерации;

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

    Во втором разделе Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

    Подробную информацию Вы можете узнать по телефону 24-57-03, доб. 134 (отдел гуманитарных наук)

    Если Вас интересует другая информация по данной теме, задайте свой вопрос по Виртуальной справке

    Читайте также: