Конституция пруссии 1850 кратко

Обновлено: 08.07.2024

За истекшие после наполеоновских захватов годы в большинст­ве германских государств установились конституционные монархии (Вюртенберг, Ганновер, Бавария, Саксония и др.).

Расположение социальных сил и полномочий государственных властей закрепля­лось в дарованных монархами (октроированных) хартиях. Поэтому абсолютными монархиями к середине XIX в. оставались только Пруссия и Австрия. Противостояние между доминировавшей в по­литике и культуре Австрией и преобладающей в темпах экономиче­ского развития Пруссией все возрастало. Особенно ярко это прояв­лялось в рамках существовавшего Таможенного союза.

Как уже отмечалось, в Пруссии реформирование прежней фео­дальной системы государственного управления происходило после­довательно. Были образованы министерства, отмена крепостного права позволила провести кардинальные налоговые и военные ре­формы, в городах введены начала самоуправления в виде муници­пальных советов, в рамках союзных объединений развивались тор­говля и промышленность.

В 1847—1848 гг. по Германии прокатилась волна безуспешных революционных выступлений. Она подтолкнула к необходимости объединения, для чего общегерманское национальное собрание во Франкфурте-на-Майне попыталось разработать конституцию, но она осталась нереализованной.

Вместо него в январе 1850 г. он подписал Основной за­кон, по характеру напоминающий Хартию 1814 г. Однако и он не был приведен в действие.

Основное содержание Конституции Пруссии

Конституция Пруссии была принята в 1850 г. Она содержала ряд прогрессивных демократических положений. Например, провоз­глашалось уничтожение всех сословных привилегий, объявлялось о равенстве всех пруссаков перед законом, неприкосновенности лич­ности, жилища, свободе совести, занятия научной и преподаватель­ской деятельностью, ликвидации цензуры и ограничении свободы прессы, праве проведения собраний и образования обществ, тайне переписки. Вместе с тем по Конституции правительство могло пой­ти на ограничение прав и свобод.

Законодательная власть в государстве осуществлялась совместно королем и обеими палатами парламента — ландтага, имевшего за­конодательную инициативу. Ландтаг состоял из двух палат: палаты господ (совершеннолетние принцы королевского дома, потомки владетельных князей, представители городов и союзов крупных землевладельцев (юнкеров) и палаты представителей, которая фор­мировалась по сложной схеме (трехклассная система путем двухсту­пенчатых выборов).

Вся полнота исполнительной власти вручалась королю, личность которого объявлялась неприкосновенной. Он имел права назначе­ния и отзыва министров, командования армией, объявления войны и заключения мира, созыва палат ландтага и закрытия их сессий, досрочного роспуска парламента, издания особых распоряжений во время его каникул, заключения торговых договоров и т.д.

Конституция вводила основы принципа контрасигнатуры: вся­кий распорядительный акт короля подписывался соответствующим министром-исполнителем. Министры и иные высшие сановники имели право на членство в парламенте.

Особое внимание уделялось армии (всеобщая воинская повин­ность, народное ополчение в случае войны, возможность использо­вания армии во внутренних конфликтах, ограничение конституци­онных прав военнослужащих). Характерно, что в отличие от граж­данских чиновников армия освобождалась от присяги в верности конституции и присягала только королю.

Судебная власть объявлялась независимой от других властей, осуще­ствляемой судами от имени короля. Судьи назначались королем или от его имени пожизненно, и могли быть смещены лишь на основании за­конного судебного решения. Предусматривался суд присяжных.

Конституция Пруссии с некоторыми поправками действовала до Веймарской революции 1919 г.

Первые две курии составляют крупные Налогоплательщики. В последнюю зачисляются все остальные избиратели. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков.

Таким образом, две первые курии – в численном отношении незначительная кучка – избирали две трети выборщиков. На долю последней, многомиллионной курии оставалась всего одна треть.

Выборы дали нужный правительству результат; из 350 членов Собрания 250 были чиновниками. Новая прусская конституция (1850 г.) стала, как и следовало ожидать, конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки, сделанные буржуазии, были ничтожными.

Конституция 1850 г. создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя из палат была выборной, верхняя составилась (по королевскому указу 1854 г.) из принцев крови, князей, а также из других назначенных короной пэров (ст. 62–68).

В 1852 г. прусский двор надумал превратить ее в полностью назначаемую – пожизненно или наследственно. По требованию короля Бисмарк, как министр, отстаивал этот план и добился его принятия (1853 г.).

Помимо абсолютного вето на постановления палат, конституция предоставляла прусскому королю законодательную инициативу. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти. Королю не возбранялось столько раз распускать парламент (ландтаг), сколько он сочтет нужным и когда он сочтет нужным.

Министры правительства не были подотчетны ландтагу, вотум недоверия был им не страшен. Они не знали, что такое коллективная ответственность. Их действительным главой являлся король, он их назначал и смещал (ст. 44).

Конституция 1850 г. не лишена некоторых деклараций насчет равенства граждан перед законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности. Вместе с тем было сделано все для того, чтобы эти свободы оставались мнимыми.

Право на свободу собираться, например, была ограничено и обставлено условием: только в закрытом помещении (ст. 29). За этим странным требованием скрывалась простая хитрость: помешать тем, у кого недостает денег на то, чтобы нанять помещение. В отмену старого закона, согласно которому никакое учебное заведение не могло быть открыто без разрешения правительства, конституция провозгласила свободу обучения.

Обшитая парламентскими формами, прусская конституция оставалась по своему содержанию конституцией абсолютной монархии.

Таким образом, король, представлявший собою центральную власть в государстве и поддерживаемый многочисленным классом правительственных чиновников, гражданских и военных, имевший к тому же в своем распоряжении армию, мог держать в подчинении буржуазию с помощью дворянства, а дворянство – с помощью буржуазии, угождая интересам то одного, то другого класса и уравновешивая по возможности влияние обоих.

Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе мно­гих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных представительств, в нескольких прежних консти­туции обновлены в сторону их либерализации. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии.

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский ко­роль гарантировал созыв нового ландтага, которому будет поручено выработать своего рода учредительные законы. Созванный 2 апреля ландтаг утвердил несколько основополагающих актов. Важнейшим был избирательный закон 8 апреля 1848 г. Со­гласно ему вводилось всеобщее мужское избирательное Право (ак­тивное — с 24 лет, пассивное — с 30 лет). Будущее представитель­ное собрание помимо выработки конституции получало право рас­смотрения государственных налогов. Ландтаг признал гражданское равноправие, свободы союзов и собраний.

Конституция 5 декабря 1848 г. оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, кото­рая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституци­онной монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей государственной силой была признана тра­диционная монархия.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные пол­номочия, опиравшиеся в том числе на исключительные прерогативы короны. Король сохранил за собой ничем не ограниченное право объявления войны, заключения мира и договоров с иностранными государствами. Только торговые договоры должны были получать одобрение народного представительства. Ему принадлежало коман­дование и управление армией и флотом, включая назначение на все должности. В сфере законодательства король обладал правом зако­нодательной инициативы и, главное, правом абсолютного вето на решения парламента.

Представительный орган (ландтаг) получал право законода­тельной инициативы и принятия законов (которые затем утвер­ждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной служ­бе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.




Созывались и распускались палаты королем. Ему же депутаты приносили присягу на верность.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласив равенство перед законом и отмену привилегий. Осо­бым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собст­венности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обыч­ному суду, наказания могли налагаться только на основании закона; упразднялся институт гражданской смерти, а также конфискация имущества. Наука и обучение ей провозглашались свободными. Де­кларировались свободы мнений, печати, невооруженных собраний, организации обществ и подачи петиций. Устанавливалась всеобщая воинская обязанность.

Конституция, однако, предусмотрела возможность приостановле­ния действия постановлений о гражданских правах и свободах в случае войны или угроз общественному порядку. Это подзаконное понимание гражданских прав стало в дальнейшем одной из особен­ностей германского конституционализма.

Сложившаяся в германских государствах за первую половину XIX в. конституционная монархия сформировала свой особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха и подчиненным положением народного представительства. Этот тип конституционной монархии формиро­вался не столько вследствие революций, сколько как компромисс и реакция на нее. Несмотря на свои германские корни, такая форма конституционной монархии получила большое распростране­ние в Европе в XIX в. и затем в мире.

Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе мно­гих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантированными правами народных представительств, в нескольких прежних консти­туции обновлены в сторону их либерализации. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии.

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский ко­роль гарантировал созыв нового ландтага, которому будет поручено выработать своего рода учредительные законы. Созванный 2 апреля ландтаг утвердил несколько основополагающих актов. Важнейшим был избирательный закон 8 апреля 1848 г. Со­гласно ему вводилось всеобщее мужское избирательное Право (ак­тивное — с 24 лет, пассивное — с 30 лет). Будущее представитель­ное собрание помимо выработки конституции получало право рас­смотрения государственных налогов. Ландтаг признал гражданское равноправие, свободы союзов и собраний.

Конституция 5 декабря 1848 г. оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, кото­рая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституци­онной монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей государственной силой была признана тра­диционная монархия.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные пол­номочия, опиравшиеся в том числе на исключительные прерогативы короны. Король сохранил за собой ничем не ограниченное право объявления войны, заключения мира и договоров с иностранными государствами. Только торговые договоры должны были получать одобрение народного представительства. Ему принадлежало коман­дование и управление армией и флотом, включая назначение на все должности. В сфере законодательства король обладал правом зако­нодательной инициативы и, главное, правом абсолютного вето на решения парламента.

Представительный орган (ландтаг) получал право законода­тельной инициативы и принятия законов (которые затем утвер­ждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной служ­бе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Созывались и распускались палаты королем. Ему же депутаты приносили присягу на верность.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласив равенство перед законом и отмену привилегий. Осо­бым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собст­венности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обыч­ному суду, наказания могли налагаться только на основании закона; упразднялся институт гражданской смерти, а также конфискация имущества. Наука и обучение ей провозглашались свободными. Де­кларировались свободы мнений, печати, невооруженных собраний, организации обществ и подачи петиций. Устанавливалась всеобщая воинская обязанность.

Конституция, однако, предусмотрела возможность приостановле­ния действия постановлений о гражданских правах и свободах в случае войны или угроз общественному порядку. Это подзаконное понимание гражданских прав стало в дальнейшем одной из особен­ностей германского конституционализма.

Сложившаяся в германских государствах за первую половину XIX в. конституционная монархия сформировала свой особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха и подчиненным положением народного представительства. Этот тип конституционной монархии формиро­вался не столько вследствие революций, сколько как компромисс и реакция на нее. Несмотря на свои германские корни, такая форма конституционной монархии получила большое распростране­ние в Европе в XIX в. и затем в мире.

История разработки и создания Конституционной Хартии Пруссии

Конституционная Хартия Пруссии – это Конституция Пруссии По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция Германии подробнее , принятая в 1850 году и отображающая государственное устройство страны в то время.

В большинстве государств Германии По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовая система Германии подробнее к середине ХIХ века уже были приняты конституции. Пруссия была одним из тех государств, которые не спешили с созданием конституции, так как не хотели ограничивать свою власть из-за конституции.

После революции 1848 года прусский король дал согласие на выборы в Национальное собрание По данной теме мы уже выполнили реферат Национальное собрание, его полномочия. Партийная система современной Франции подробнее . Собрание По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Представительство подробнее было избрано открытыми и двухстепенными выборами – куриальной системой. Избиратели – мужчины делятся на три курии. К первым двум куриям относились крупные налогоплательщики, к третьей – все остальные избиратели. Каждая курия могла выбрать одинаковое число выборщиков. Выборы давали необходимый для правительства результат – 250 членов собрания (из 350) были чиновниками. Именно они начали разработку новой Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Структура Конституционной Хартии Пруссии

Конституционная хартия Пруссии имела много схожего с Конституционной Хартией Франции По данной теме мы уже выполнили реферат Франция подробнее 1814 года. Ее структуру составляли 111 статей, разбитых на ХI титулов.

Основные положения титулов:

Государственное устройство по Конституционной Хартии Пруссии

Король являлся неприкосновенной личностью (ст. 43). Он:

  • обладал полнотой исполнительной власти (ст. 45) – назначал и смещал премьер-министра, чиновников, обнародовал законы, издавал распоряжения, необходимые для исполнения законов;
  • являлся главнокомандующим армией, объявлял войну (ст. 46, 47);
  • обладал правом подписывать договоры с иностранными правительствами;
  • имел законодательную власть, которая осуществлялась совместно с обеими палатами (ст. 62); при принятии законов были необходимы и согласие палат, и короля;
  • обладал правом законодательной инициативы, правом вето на законопроекты, предложенные в одной сессии парламента (ст. 64).

Законодательной властью и законодательной инициативой обладали верхняя и нижняя палаты - Палата господ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Судебная и исполнительная власть РФ подробнее и палата депутатов соответственно (ст. 62).

Палата господ наполовину назначалась, а наполовину избиралась. В 1852 году О. фон Бисмарк предложил, чтобы Палата господ назначалась наследственно или пожизненно и в 1853 году этот план был реализован. С 1854 года верхняя палата по королевскому указу составлялась из совершеннолетних князей, принцев крови иных высокопоставленных лиц (ст. 62–68).

Палата депутатов состояла из 433 членов, которые избирались избирателями трех курий. Выборщики должны были соответствовать ряду требований: возраст – не менее 25 лет, уплачивать определенного размера государственный налог.

Палата господ была противовесом Палате депутатов По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее . Только верхняя палата могла принимать или отвергать целиком бюджет. Король мог созывать палаты и закрывать их сессии (ст. 51), распускать одну или две палаты. При этом правление без парламента не могло продолжаться более чем 90 дней. В отдельных случаях, правительство могло принимать распоряжения, которые не противоречили Конституции, даже если палаты не заседали, на одобрение ближайшей сессии двух палат.

Судебная власть принадлежала судьям, которые назначались от имени короля и являлись достаточно независимыми. Судьи назначаются пожизненно, своей должности они могли быть лишены на основании судебного решения, или по причинам, установленным в законе (ст. 87). Для рассмотрения уголовных преступлений был введен суд присяжных. За правительством оставалось право определять, какие составы преступлений рассматривать.

Принцип разделения властей проводился лишь формально. Король уступил немногочисленные свои полномочия. В тоже время в полном смысле этого слова абсолютной монархией Пруссия уже не являлась. Власть короля ограничивалась в отношении его подданных. Он частично поступился судебной властью, предоставив ее несменяемым и пожизненным судей.

К абсолютному монарху приближают короля области законодательной и исполнительной власти. Согласно ст. 108 члены верхней и нижней палат, все государственные чиновники должны были приносить присягу соблюдению Конституции, повиновения и верности королю.

Конституционная Хартия Пруссии отображает переходную форму правления от абсолютной монархии к дуалистической

Революционные события 1848 г. привели к значительным переменам в конституционном строе многих германских государств. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы. Одним из важных итогов было установление конституционной монархии в Пруссии.

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский король гарантировал созыв учредительного собрания. Учредительное собрание открылось 22 мая 1848 г., но оно встало в оппозицию королю. Поэтому выработка конституции была обставлена затруднениями.

Конституция была принята 5 декабря 1848 г. Однако она оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, которая стала действующим основным законом Прусского королевства.

Хартия 1850 г. установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством, но с очень сильными полномочиями монарха.

Король был не только главой государства. Ему принадлежали значительные законодательные, административные и судебные полномочия.

Представительный орган (ландтаг) получал право законодательной инициативы и принятия законов (которые затем утверждались королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция установила всеобщее избирательное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости).

Конституция формально ликвидировала сословный строй, провозгласив равенство всех перед законом и отмену привилегий. Особым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обычному суду, наказания могли налагаться только на основании закона.

Поворотным событием общегерманского значения стал приход в 1862 г. на пост председателя прусского кабинета и министра иностранных дел О. Бисмарка (1815-1898). Весь последующий процесс объединения Германии был связан с его деятельностью.

Реальное объединение Германии под господством Пруссии стало возможным в результате нескольких последовательных войн, инициированных Бисмарком. Первой стала война с Данией (1864), после которой Пруссия получила значительную часть бывшего герцогства Шлезвиг-Гольштейн. Второй была война с Австрией (1866) и коалицией большинства южных германских государств (Баварии, Саксонии, Бадена и др.). В том же 1866 г. был упразднен Германский союз. Несомненным стало преобладание Пруссии.

Австрия признала объединение Германии без нее. В итоге в 1867 г. сложился Северо-Германский союз во главе с Пруссией, основанный уже не только на экономических, но и государственно-политических связях.

Северо-Германский союз был уже не союзом государств, а союзным государством. В него вошли почти все государства Германии за исключением 4 крупных южных монархий. Члены союза сохранили свои государственные системы, правительства, но они стали подчинены союзным властям и передали этим властям важные полномочия.

В 1867 г. была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и Общесоюзному рейхстагу. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего избирательного права.

В 1870 г. Пруссия (при поддержке стран Северо-Германского союза) начала войну с Францией и выиграла ее в 1871 г. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство – Германская империя.

Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли

22 монархии и несколько вольных городов.

Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии.

Имперское правительство было представлено единственным лицом – канцлером. Кабинета министров не существовало. Должность канцлера традиционно занимал министр-президент Пруссии.

Высшим представительным учреждением империи являлось федеральное собрание состоящее из Союзного совета (бундесрата) и Рейхстага.

Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) – назначались правительствами союзных государств. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссия занимала 17 мест из 58, остальные государства имели от одного до шести депутатов.

Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утверждал его в качестве указа.

В результате неудач па фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. в Германии создалась революционная ситуация. Под влиянием падения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г.

9 ноября 1918 года революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм II отрекся от престола и бежал в Голландию.

Учредительное собрание, было созвано в городе Веймаре - небольшом культурном центре Германии.

Коалиция трех партий – Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии.

Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом.

Читайте также: