Конституция кнр 1954 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР. Решение о ее разработке, с использованием опыта СССР и социалистических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституционная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опубликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953 -1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов : об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и определили основы государственно-политической системы социалистического Китая.

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии действовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (принятому в декабре 1954 г.), фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединениях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная политическая деятельность осуществлялась через собрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непостоянно действующих депутатов.

Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных институтов и на основе некоторых традиций переходного периода.

* Женщины получили избирательные права в Китае в ходе выборов в Национальное собрание 1945г.

Параллельно полномочиями главы государства пользовался единоличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персонально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП – на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполитическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное – был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание высших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министерство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые – на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91-94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР. Решение о ее разработке, с использованием опыта СССР и социалистических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституционная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опубликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953–1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и определили основы государственно-политической системы социалистического Китая.

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии действовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (принятому в декабре 1954 г.), фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединениях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная политическая деятельность осуществлялась черезсобрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непостоянно действующих депутатов.

Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных институтов и на основе некоторых традиций переходного периода.

Параллельно полномочиями главы государства пользовался единоличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персонально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП — на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполитическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное — был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание высших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министерство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые — на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91–94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

О ПОРЯДКЕ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ Указ Президиума Верховного Совета СССР 24 апреля 1954 г

О ПОРЯДКЕ ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ Указ Президиума Верховного Совета СССР 24 апреля 1954 г Учитывая, что отбытие всего срока наказания заключенными, осужденными за преступления, совершенные ими в

О ВВЕДЕНИИ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ Указ Президиума Верховного Совета СССР 14 июля 1954 г

О ВВЕДЕНИИ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ИЗ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ Указ Президиума Верховного Совета СССР 14 июля 1954 г Президиум Верховного Совета СССР постановляет:1. Ввести условно-досрочное освобождение осужденных из мест заключения.2. К лицам, осужденным к отбытию

Конституция США

Конституция США Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и

23. Конституция США

23. Конституция США Дата принятия конституции США – 17 сентября 1787 г. Конституционный конвент в составе 55 делегатов от штатов принял Конституцию США. По прошествии 2 лет, 4 марта 1789 г., после процедуры ратификации 11 из 13 штатов, Конституция вступила в законную силу.

31. Конституция США

31. Конституция США Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. 55 делегатами от штатов специально созванного учредительного органа – Конституционного конвента. Через два года 4 марта 1789 г. после ратификации 11 из 13 штатов она вступила в силу. Это основополагающий акт

§ 1. Административное управление Крымом, установленное в 1954 году, в современных условиях межгосударственных отношений между Россией и Украиной привело к деградации Крыма и Севастополя

§ 1. Административное управление Крымом, установленное в 1954 году, в современных условиях межгосударственных отношений между Россией и Украиной привело к деградации Крыма и Севастополя Отношения России с Украиной по проблемам Крыма и Севастополя прошли два этапа: 1) с 1954

Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1954), видный государственный деятель, академик

Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1954), видный государственный деятель, академик * * *Родился в Одессе в семье преуспевающего провизора. С 1890 проживал в Баку, где в 1900 блестяще окончил 1-ю мужскую классическую гимназию. Дальнейшее образование получил на юридическом

13. Криста Леман из Вормса. Яд Е-605. 1954 год

13. Криста Леман из Вормса. Яд Е-605. 1954 год Когда токсикологи достигли своей цели — научились обнаруживать барбитураты или продукты распада, оставляемые ими в организме человека, — то перед ними открылся мир новых ядов, мир транквилизирующих (успокоительных) средств,

§ 8*. Советское право в 1954–1991 гг.

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистиче­ского строя установился с принятием конституции КНР. Реше­ние о ее разработке, с использованием опыта СССР и социа­листических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституцион­ная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опуб­ликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953 -1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и опреде­лили основы государственно-политической системы социалисти­ческого Китая.

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии дей­ствовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Единого фронта народно-демократического. Организацион­ной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (при­нятому в декабре 1954 г.), Фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединени­ях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная поли­тическая деятельность осуществлялась через собрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непо­стоянно действующих депутатов.

Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных инсти­тутов и на основе некоторых традиций переходного периода.




Параллельно полномочиями главы государства пользовался еди­ноличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персо­нально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП — на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполи­тическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное — был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание вы­сших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Воз­главлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министер­ство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провин­циальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года,, низовые — на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91-94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось тра­диционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государст­венные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную соб­ственность.

Уже в переходный период организация власти в КНР не исчерпывалась установленными законами институтами. Наряду с ними существовали (и в большинстве политических ситуаций доминировали) внеконституционные формы власти и, особенно, управления: систе­ма партийных учреждений во главе с ЦК КПК, его Секретариатом и Политбюро, и система военно-административных учреждений НОА, где большое значение имело не только Главное командование, но и провинциальные командующие группировками и армиями. Та­кой разрыв — между писаной и фактической конституциями — во­обще характерен был для социалистического государственного укла­да. В КНР он был особенно значительным в силу ряда традицион­ных особенностей и идейно-политического курса руководимой Мао Цзедуном КПК.

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистиче­ского строя установился с принятием конституции КНР. Реше­ние о ее разработке, с использованием опыта СССР и социа­листических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституцион­ная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опуб­ликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953 -1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и опреде­лили основы государственно-политической системы социалисти­ческого Китая.

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии дей­ствовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Единого фронта народно-демократического. Организацион­ной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (при­нятому в декабре 1954 г.), Фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединени­ях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная поли­тическая деятельность осуществлялась через собрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непо­стоянно действующих депутатов.

Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных инсти­тутов и на основе некоторых традиций переходного периода.

Параллельно полномочиями главы государства пользовался еди­ноличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персо­нально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП — на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполи­тическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное — был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание вы­сших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Воз­главлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министер­ство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провин­циальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года,, низовые — на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91-94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось тра­диционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государст­венные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную соб­ственность.

Уже в переходный период организация власти в КНР не исчерпывалась установленными законами институтами. Наряду с ними существовали (и в большинстве политических ситуаций доминировали) внеконституционные формы власти и, особенно, управления: систе­ма партийных учреждений во главе с ЦК КПК, его Секретариатом и Политбюро, и система военно-административных учреждений НОА, где большое значение имело не только Главное командование, но и провинциальные командующие группировками и армиями. Та­кой разрыв — между писаной и фактической конституциями — во­обще характерен был для социалистического государственного укла­да. В КНР он был особенно значительным в силу ряда традицион­ных особенностей и идейно-политического курса руководимой Мао Цзедуном КПК.

Окончание Второй мировой войны, разгром Японии создали совершенно новую политическую ситуацию в Китае. За годы войны и военного союза антияпонской направленности с гоминьданом Коммунистическая партия стала самостоятельной государственной силой, под непосредственным контролем и управлением которой находилась значительная часть провинций страны.

С самого начала своего формирования в 1919 г. коммунистическое движение в Китае под влиянием Коминтерна было направлено на государственную революцию в стране, на организацию власти социалистического типа. Пока партия гоминьдана располагала преобладающей социальной поддержкой, осуществить эту программу в масштабе страны КПК не могла. Поэтому в соответствии с решением II-VI съездов 1922-1928 гг. (последний состоялся в Москве) КПК установила свою власть и новые порядки в отдельных районах Китая.

Первая революционная база КПК была организована в октябре 1927 г. в Цзинганшане, сразу после установления политической диктатуры гоминьдана, которую КПК отказалась поддержать. Уже в 1928 г. при поддержке СССР началось формирование коммунистической Красной армии. К 1930 г. под контролем КПК и армии находился уже 171 уезд, где было сформировано 6 опорных баз. Основным методом привлечения на свою сторону крестьянской массы стала проводимая КПК аграрная реформа, на деле сводившаяся к конфискации частнособственнических земель и их раздаче бывшим арендаторам и издольщикам.

В подконтрольных районах КПК установила собственные государственные порядки, не признавая гоминьдановских правительства и конституции. В феврале 1930 г. руководство КПК образовало первое советское правительство. Более прочная единая организация была сформирована решениями 1 съезда советов (7 ноября 1931 г.), на который направили своих делегатов уездные советы и армейские части. Съезд провозгласил образование Китайской советской республики, определил направления социально-правовой и национальной политики, провозгласил новую конституцию. По условной советской конституции Китай объявлялся республикой, где вся полнота власти принадлежала съезду советов, избираемому им ВЦИКу и Совету народных комиссаров – правительству. Было образовано и советское правительство во главе с лидерами КПК и армии Мао Цзедуном, Чжу Де и Чжоу Эньлаем.

Осенью 1945 г. состоялись переговоры КПК с гоминьданом об организации совместных властных структур. В результате провокаций соглашение было сорвано. Первая гражданская война (октябрь 1945 – 10 января 1946 г.) окончилась новым соглашением, достигнутым во многом благодаря давлению Совещания министров иностранных дел США, СССР и Великобритании.

Недолгое сотрудничество КПК и гоминьдана, ввиду объективной политической несовместимости их политических курсов, и несмотря на совместное принятие новой конституции страны (1946 г., практически не действовавшей) окончилось еще более резким конфликтом. КПК во что бы то ни стало желала сохранить административную самостоятельность подконтрольных районов и свою армию. Важную роль сыграли и внешнеполитические противоречия: в ноябре 1946 г. гоминьдановское правительство подписало несколько договоров о взаимопомощи с США, тогда как КПК следовала курсу политики СССР. Разразившаяся Вторая гражданская война (1946-1949 гг.) завершилась поражением гоминьдановских армий, изгнанием правительства Чан Кайши из континентального Китая* и практическим объединением всей китайской территории под властью правительства, руководимого КПК и Народно-освободительной армией (НОА).**

* Реально освобождение отдельных районов, островов продолжилось до 1955 г.

** Правительство гоминьдана обосновалось на китайском о-ве Тайвань, который позднее, при поддержке США, трансформировался в самостоятельное государство парламентского типа.

На завершающем этапе революционно-гражданской войны КПК объединила под своим руководством политические движения и общественные организации, не участвовавшие в гоминьдановском управлении и в гражданской войне. Были привлечены к сотрудничеству отколовшаяся от гоминьдана партия Революционный гоминьдан (1949), социал-демократы, даже монархисты-младокитайцы, а также организации проживавших заграницей китайцев, сложившиеся в 1948 г. профсоюзные, женские, молодежные движения. Съезду этих партийно-общественных объединений Единого народно-демократического фронта, получившему название Народного политического консультативного совета Китая, было придано учредительное значение. 1-я сессия НПКСК (21-30 сентября 1949 г.) приняла политическую Декларацию о создании новой китайской государственности, основные конституционные документы, образовала Народное правительство. 1 октября 1949 г. торжественно было провозглашено образование Китайской Народной республики.

Формирование социалистического уклада

В переходный период становления нового государства (1949-1954 гг.) государственно-политический строй определялся Временной конституцией, которую составляли политико-партийные акты НПКСК: Программа НПКСК, Органический статут и особый Закон об организации центрального народного правительства. Китай провозглашался государством народной демократии, основанной на диктатуре народа и социалистической организации общества. Народу в целом принадлежали политические права, статус граждан определялся прежде всего через их обязанности.

Согласно Программе, организация государства должна строиться на принципе демократического централизма (как строилась структура КПК). Высшим органом в стране провозглашалось Всекитайское собрание народных представителей, пока не функционировавшее. Реально в переходный период высшим органом власти был Центральный народный правительственный совет, образуемый сессией НПКСК. Это был законодательный орган, ему принадлежало право объявлять войну, заключать международные договоры, составлять бюджет. ЦНПС образовывал Народно-революционный военный совет. Верховный суд и Верховную прокуратуру. В совокупности ЦНПС и НРВС считались Центральным народным правительством, главой которого был Мао Цзедун. Собственно управление страной возлагалось на Главный Административный совет ЦНПС, который осуществлял свои функции посредством 4 руководящих комитетов (преемников прежних юаней): Политико-юридического, Финансово-экономического, Культуры и просвещения. Народного контроля. Важной особенностью правительственной организации было то, что армия сохранила полную самостоятельность и подчинялась непосредственно руководству КПК.

Конституция 1954 г

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР. Решение о ее разработке, с использованием опыта СССР и социалистических стран Восточной Европы, было принято ЦНПС в январе 1953 г. по указанию ЦК КПК. Одновременно Бюро Временного комитета НПКСК постановило созвать Всекитайское собрание народных представителей для утверждения важнейших политических постановлений. Созданная ЦНПС Конституционная комиссия подготовила к марту 1954 г. проект, который затем был обсужден в партийных комитетах. Проект был опубликован для всенародного обсуждения, по результатам которого комиссия предложила ряд поправок. 3 сентября 1954 г. ЦНПС по докладу Лю Шаоци принял и одобрил проект. 1-я сессия ВСНП (избранного в 1953 -1954 гг. путем многостепенных и сложных по порядку определения депутатов выборов) утвердила первую Конституцию КНР 20 сентября 1954 г. В дополнение к ней было принято несколько органических законов: об организации ВСНП, Государственном совете, местных собраниях, о суде и прокуратуре. Все вместе они конституировали сложившийся государственный порядок и определили основы государственно-политической системы социалистического Китая.

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии действовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС. Согласно ее уставу (принятому в декабре 1954 г.), фронт поддерживает Конституцию КНР, политику государства, направляет свою деятельность к изучению марксизма-ленинизма. В провинциях и других местных объединениях создавались местные комитеты НПКС. Однако основная политическая деятельность осуществлялась через собрания народных представителей, объединившихся на принципах демократического централизма (почерпнутого из Устава КПК) в общегосударственную структуру власти и управления. После принятия Конституции эта структура (подобие советов в СССР) объединила до 5,6 млн. непостоянно действующих депутатов.

Система органов государственной власти и управления была построена своеобразно, при переплетении полномочий разных институтов и на основе некоторых традиций переходного периода.

* Женщины получили избирательные права в Китае в ходе выборов в Национальное собрание 1945г.

Параллельно полномочиями главы государства пользовался единоличный Председатель КНР (пост, видимо, был учрежден персонально для Мао Цзедуна, уже тогда показавшего пристрастия к личной власти). Председателя избирало ВСНП – на 4 года, из граждан старше 35 лет. Он обладал некоторыми внешнеполитическими полномочиями, мог издавать распорядительные указы, а главное – был председателем Государственного комитета обороны (органа особого партийно-военного руководства НОА). Председатель был также вправе созвать Верховное государственное совещание высших должностных лиц страны.

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министерство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые – на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Права граждан были определены в основном на уровне прежних республиканских китайских конституций. Как в социалистическом государстве, важнейшее место отдавалось провозглашению прав на труд, отдых, социальную помощь государства, образование (ст. 91-94). Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом (ст. 12). Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы (ст. 97). За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.

Уже в переходный период организация власти в КНР не исчерпывалась установленными законами институтами. Наряду с ними существовали (и в большинстве политических ситуаций доминировали) вн е к о н ституционные формы власти и, особенно, управления: система партийных учреждений во главе с ЦК КПК, его Секретариатом и Политбюро, и система военно-административных учреждений НОА, где большое значение имело не только Главное командование, но и провинциальные командующие группировками и армиями. Такой разрыв – между писаной и фактической конституциями – вообще характерен был для социалистического государственного уклада. В КНР он был особенно значительным в силу ряда традиционных особенностей и идейно-политического курса руководимой Мао Цзедуном КПК.

Конституция 1982 г.

Новая конституция КНР была подготовлена специальной партийной комиссией и опубликована в апреле 1982 г. для обсуждения. 5-я сессия ВСНП утвердила 4 декабря 1982 г. Конституцию КНР. Она в значительной степени восстановила государственную и политическую систему 1950-х гг.

В развитие положений Конституции об упрочении национальной автономии были восстановлены в правах прежние национальные образования. Согласно Закону 1984 г. о районах национальной автономии в Китае организовано уже до 140 таких районов, в ведение местного самоуправления перешли вопросы образования, науки, культуры.

Высшим органом государственной власти провозглашено вновь в полной мере Всекитайское собрание народных представителей. Нормы представительства населения практически не изменились (1 депутат на 1 млн. жителей), поэтому ВСНП насчитывало до 3 тыс. депутатов, в т. ч. Сохранены особые квоты представительства КПК; армии, национальных районов, общественных организаций. ВСНП избирается гражданами старше 18 лет, не подверженным ограничением прав на 5 лет. Права его расширены: оно имеет исключительно право изменения конституции, принятия кодексов, избрания Председателя КНР, утверждения премьера Госсовета, председателя Центрального военного совета.

Полномочия главы государства по-прежнему поделены между Постоянным комитетом ВСНП (в составе примерно 150 делегатов от ВСНП) и Председателем КНР. Новая конституция повысила требования к гражданскому качеству председателя (старше 45 лет), избирается он на 5 лет. По-прежнему Председатель КНР устранялся от командования вооруженными силами, которое возлагалось на особый Центральный военный совет. Его председатель и являлся главнокомандующим.

Полномочия правительства традиционно возлагались на Государственный совет, который формировался ВСНП и был ответственен перед ним. При реформе 1982 г. количество министерств было значительно сокращено (со 100 до 52), сократился и состав Госсовета.

Конституционный строй КНР, традиционно для социалистической государственности, игнорировал разделение властей. Вместе с тем Конституция 1982 г. последовательно стремилась разделить статус и полномочия разных государственных высших должностей и учреждений и передать важнейшие государственные функции (прежде всего военные) только коллективным органам. Это был один из важнейших способов сохранить прямой контроль Коммунистической партии за государственно-политической системой.

Исход Второй мировой войны изменил соотношение сил не в пользу гоминьдановского правительства. Летом 1946 г. в Китае началась гражданская война, которая закончилась победой КПК над Гоминьданом.

На завершающем этапе революционно-гражданской войны КПК объединила под своим руководством политические движения и общественные организации, не участвовавшие в гоминьдановском управлении и в гражданской войне. Съезду этих партийно-общественных объединений Единого народно-демократического фронта, получившему название Народного политического консультативного совета Китая (НПКС), было придано учредительное значение.

1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР)

В переходный период становления нового государства (1949-1954 гг.) государственно-политический строй определялся Временной конституцией, которую составляли политико-партийные акты НПКСК: Программа НПКСК, Органический статут и особый Закон об организации центрального народного правительства. Китай провозглашался государством народной демократии, основанной на диктатуре народа и социалистической организации общества. Народу в целом принадлежали политические права, статус граждан определялся прежде всего через их обязанности.

Завершенный государственный и правовой порядок нового, социалистического строя установился с принятием конституции КНР.

Конституция 1954 г.

Важнейшее место отдавалось провозглашению права на труд, отдых, социальную помощь государства, образование. Охранялась собственность на трудовые доходы и жилой дом. Кроме общедемократических свобод слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенности личности и жилища, закреплялось традиционно важное для китайцев право на подачу жалоб в государственные органы. За гражданами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, платить налоги, беречь общественную собственность.

Устанавливала основы новой организации всего гражданского общества

Основы государственно-политической системы определялись господством КПК. Другие общественные организации и партии действовали только в союзе с ней в составе провозглашенного в 1948 г. Народно-демократического Единого фронта. Организационной структурой Фронта считалась НПКС.

Китай - унитарное государство с ограниченной автономией на­циональных окраин.

Система органов государственной власти и управления

Параллельно полномочиями главы государства пользовался единоличный Председатель КНР, этот пост занимал Мао Цзедун (лидер КПК).

Правительственные функции исполнял Государственный совет. Его образовывало ВСНП, перед ним он был и ответственен. Возглавлял правительство премьер. Госсовет был коллективный орган, управлявший текущей государственной деятельностью министерств. Образование и реорганизация министерств осуществлялась ВСНП (первоначально их было образовано 30, с 1956 г. стало 41 министерство и 7 правительственных комитетов).

На местах органами управления были местные собрания народных представителей и соответствующие исполкомы. Провинциальные избирались населением на тех же принципах, что и ВСНП, на 4 года, низовые – на 2 года с правом отзыва депутатов. Собрания и исполкомы ведали исполнением и соблюдением законов, составляли местные бюджеты (за счет общегосударственных средств), ведали назначением председателей местных судов.

Уже в переходный период организация власти в КНР не исчерпывалась установленными законами институтами. Наряду с ними существовали и доминировали внеконституционные формы власти и управления: система партийных учреждений во главе с ЦК КПК, его Секретариатом и Политбюро, и система военно-административных учреждений Народно-освободительной армии (НОА), где большое значение имело не только Главное командование, но и провинциальные командующие группировками и армиями.

Такой разрыв – между писаной и фактической конституциями – вообще характерен был для социалистического государственного уклада. В КНР он был особенно значительным в силу ряда традиционных особенностей и идейно-политического курса руководимой Мао Цзедуном КПК.

Конец 1950-х гг. знаменовался существенной деформацией государственно-политических принципов Конституции 1954 г. и дальнейшим возобновлением фактической военно-партийной диктатуры.

В 1968 г. Мао Цзедун высказался за новую Конституцию, в которой не было бы места Председателю КНР и разным несоциалистическим институтам. С июня 1970 г. по август 1973 г. особая комиссия последовательно выработала два проекта. По рекомендации Пленума ЦК КПК ВСНП на сессии 13-17 января 1975 г. утвердило новую конституцию КНР.

Новая Конституция 1978 г., сохранила основные идейно-политические основы прежнего курса.

Конституция 1982 г

Новая конституция КНР была подготовлена специальной партийной комиссией и опубликована в апреле 1982 г. для обсуждения. 5-я сессия ВСНП утвердила 4 декабря 1982 г. Конституцию КНР. Она в значительной степени восстановила государственную и политическую систему 1950-х гг.

В развитие положений Конституции об упрочении национальной автономии были восстановлены в правах прежние национальные образования. Согласно Закону 1984 г. о районах национальной автономии в Китае организовано уже до 140 таких районов, в ведение местного самоуправления перешли вопросы образования, науки, культуры.

Конституция восстановила прежнее значение декларации гражданских прав на уровне 1954 г.

Система органов власти в целом сохранялась. Были несколько расширены права Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП): оно имеет исключительно право изменения конституции, принятия кодексов, избрания Председателя КНР, утверждения премьера Госсовета, председателя Центрального военного совета. Повышены требования к гражданскому качеству председателя: должен быть старше 45 лет, избирается он на 5 лет.

Конституционный строй КНР игнорировал разделение властей. Вместе с тем Конституция 1982 г. последовательно стремилась разделить статус и полномочия разных государственных высших должностей и учреждений и передать важнейшие государственные функции (прежде всего военные) только коллективным органам. Это был один из важнейших способов сохранить прямой контроль Коммунистической партии за государственно-политической системой.

Несмотря на ярко выраженные социалистические начала, тоталитарные порядки, связанные с политической диктатурой одной, коммунистической партии, государственный строй КНР сохранил и воспроизвел некоторые важные особенности всей исторической государственной культуры Китая, восходящие как минимум к началу XX столетия. Одной из важнейших особенностей стал местный регионализм, подкрепленный национальной и административной обособленностью. Другой – сохраняющееся отличие легализированного порядка и реальной системы властных отношений.

В целом, Китай в новейшее время прошел путь от абсолютной монархии к буржуазно-демократической республике, а с середины 20 в. от народно-демократической к социалистической республике с китайской спецификой; от полуфеодальных отношений через попытку установить буржуазные к социалистическим.

Читайте также: