Конституция италии 1947 г кратко

Обновлено: 08.07.2024

До принятия Конституции Италии в 1946 г. был проведен референдум о форме правления, где большинство избирателей отвергло монархическое устройство государства.

Демократическая Конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в 1947 г. в сложной политической обстановке восстановления страны после поражения фашистской диктатуры Б. Муссолини. Она была промульгирована 27 декабря того же года, а с 1 января 1948 г. вступила в силу.

Италия определяется как демократическая республика, основывающаяся на труде (ст. 1). Закрепляются принципы суверенитета народа, обширный круг прав и свобод граждан, в том числе и социально-экономические. Особенностью данного Основного Закона является то, что антифашизм признается в качестве официальной идеологии. В основных нормах закрепляется учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного политико-территориального устройства.

По способу изменения Конституция является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии. Первая стадия заключается в закона об изменении Конституции и иных положений, который должен получить поддержку каждой из палат Парламента. Вторая стадия состоит в ратификации закона об изменении Конституции. Между первым и вторым голосованием должно пройти не менее трех меся- цев, причем при втором голосовании поправка должна быть одобрена абсолютным большинством голосов в каждой палате. Если в течение трех месяцев после второго голосования пятая часть депутатов любой из палат Парламента, или 500 тыс. избирателей, или пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу об одобрении закона по изменению Конституции, такой закон выносится на референдум. На референдуме закон считается одобренным, если за него подано большинство действительных голосов избирателей, однако референдум не проводится, если при втором голосовании закон об изменении конституционных положений был принят большинством в две трети голосов. Предметом конституционного пересмотра не может быть республиканская форма правления.

Итальянская Конституция оказалась стабильной — за все время ее действия в нее было внесено всего 10 поправок. Изменения главным образом коснулись организации высших органов государственной власти — Парламента, Президента, Конституционного суда.

В настоящее время в стране продолжается конституционная реформа, начатая в 90-х гг. XX в.

16.2. Основы правового положения личности

Среди личных прав и свобод закреплены неприкосновенность личности и жилища. Выдача гражданина иному государству возможна только в случаях, международными соглашениями, причем за политические преступления выдача не допускается. Ограничение свободы и тайны переписки возможно только на основании судебного решения. Также провозглашаются свобода передвижения, свобода вероисповедания.

Конституционные нормы фиксируют широкий спектр политических прав и свобод: свобода мысли и печати, избирательные права, которыми наделяются все граждане независимо от пола. Особое место среди них занимает свобода объединений, включая право на политические объединения. При этом допускается ограничение права состоять в политических партиях для судей, кадровых военных, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей (ч. 3 ст. 98).

Право петиций предусматривает возможность обращения в итальянский Парламент с требованием принятия или отмены законодательных актов или с изложением социальных проблем.

Право на доступ к государственной службе получает развитие в конституционных положениях, устанавливающих равное право граждан обоего пола на одинаковых условиях поступать на государственную службу и занимать выборные должности (ч. 1 ст. 51), возможность приема на службу лиц итальянской национальности, не являющихся гражданами Республики (ч. 2 ст. конкурсный порядок замещения должностей в публичной администрации (ч. 3 ст. 97).

В качестве основных обязанностей граждан предусмотрены: защита Отечества, участие врасходах, соблюдение Конституции, дисциплинированное и достойное выполнение государственных функций теми, кому они доверены.

Законодательная власть (конституционное положение Парламента среди высших органов государственной власти Италии, порядок формирования и роспуска Сената и Палаты депутатов, особенности их компетенции, народная законодательная инициатива, делегированное законодательство, статус парламентариев).

Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии.

Политические партии и партийная система Италии.

Конституционные основы правового статуса человека и гражданина (конституционный акцент на закрепление принципов равенства и свободы, экономических и этико-социальных прав и свобод, социальной функции частной собственности).

Конституция Италии 1947 года (разработка и принятие, общая характеристика, особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль).

Тема 21. Основы Конституционного права Италии

1.1. Разработка и принятие Конституции

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

1.2. Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности.

Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм.

1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения.

В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления.

В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций. Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.




Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11).

По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, либо пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу одобрения закона, изменяющего Конституцию. Референдум не проводится, если при ратификации закон был принят большинством в 2/3 голосов.

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий. В его компетенцию входит также решение:

· споров между 1) органами государственной власти Италии, 2) Италии и областей, 3) между областями и 4) внутри областей;

· законности выборов и референдума;

· вопрос обвинения, выдвинутого Парламентом, против Президента.

Конституция Италии (ст.ст.136 и 137) устанавливает, что в случае объявления Судом о неконституционности какого-либо акта, он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются.

Судебная власть, особенности судебной системы.

Правительство Италии (состав, особенности формирования, полномочия, функции Председателя Совета Министров).

Президент Республики (порядок избрания, полномочия).

Законодательная власть (конституционное положение Парламента среди высших органов государственной власти Италии, порядок формирования и роспуска Сената и Палаты депутатов, особенности их компетенции, народная законодательная инициатива, делегированное законодательство, статус парламентариев).

Выборы, референдум, избирательное право, избирательная система Италии.

Политические партии и партийная система Италии.

Конституционные основы правового статуса человека и гражданина (конституционный акцент на закрепление принципов равенства и свободы, экономических и этико-социальных прав и свобод, социальной функции частной собственности).

Конституция Италии 1947 года (разработка и принятие, общая характеристика, особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль).

Тема 21. Основы Конституционного права Италии

1.1. Разработка и принятие Конституции

После свержения в Италии тоталитарного фашистского режима Муссолини, политические партии, участвовавшие в движении Сопротивления, на совещании в апреле 1945 г. высказались за коренное изменение политических институтов в стране. На референдуме 2 июня 1946 г. 54.3% избирателей проголосовало за переход от монархии к республике. В этот же день были избраны члены Учредительного собрания, призванного разработать и принять Конституцию. 22 декабря 1947 г. 453 голосами против 62 Конституция была принята и 1 января 1948 года вступила в силу.

1.2. Общая характеристика Конституции, ее особенности, порядок пересмотра, конституционный контроль

Благодаря тому, что в Учредительном собрании большинство мест получили антифашистские левые силы, Конституция Италии 1947 года является одной из самых демократических, социальных конституций современности.

Особенностью Конституции является отсутствие в ней преамбулы. Содержащиеся, как правило, в преамбуле философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в основной части конституционного текста.

Подобная конструкция исходит из итальянской конституционной доктрины, согласно которой при этом повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм.

1) Гражданские отношения; 2) Этико-социальные отношения; 3) Экономические отношения; 4) Политические отношения.

В Конституции содержатся также переходные и заключительные постановления.

В содержании Конституции Италии отчетливо проявилась тенденция социализации конституций. Нормы об охране труда, о достоинстве и равенстве, о социальной функции частной собственности, об ограничении частной собственности, возможности национализации наиболее важных предприятий, о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями, поддержки акционирования и защиты сбережений и ряд других, сделали Конституцию Италии самой социальной и демократичной.

Демократичность итальянской Конституции подкрепляется подробным регулированием правового статуса личности (впервые в Европе около 40% конституционного текста посвящено в ней правам и свободам человека), а также, провозглашением в стране демократической республики, многопартийности, парламентарной формы правления, светского характера государства.

Значительный удельный вес в Конституции имеют международно-правовые положения о том, что внутренний порядок страны согласуется с общепризнанными принципами международного права, отказе Италии от войны, как посягательства на свободу других народов и средства разрешения международных споров, о возможности уступки государством ряда своих полномочий международным организациям (ст.10,ст.11).

По способу изменения Конституция Италии является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии: 1) принятие парламентом закона об изменении Конституции; 2) ратификация парламентом данного закона абсолютным большинством голосов в обеих палатах не ранее чем через три месяца после принятия. Ст.138 Конституции предусматривает возможность третьей стадии конституционного пересмотра, проводящийся в том случае, если в течение 3-х месяцев после ратификации 1/5 часть депутатов любой из палат парламента, или 500 тыс. избирателей, либо пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу одобрения закона, изменяющего Конституцию. Референдум не проводится, если при ратификации закон был принят большинством в 2/3 голосов.

Итальянская Конституция достаточно стабильна. В нее внесено всего 10 поправок. Изменения коснулись в основном высших органов государственной власти: Парламента, Президента, Конституционного суда. Вопросы конституционности законов и иных нормативных актов решает Конституционный суд. Конституция не включает его в судебную систему страны, а провозглашает в разделе VI второй части Конституции одной из важнейших конституционных гарантий. В его компетенцию входит также решение:

· споров между 1) органами государственной власти Италии, 2) Италии и областей, 3) между областями и 4) внутри областей;

· законности выборов и референдума;

· вопрос обвинения, выдвинутого Парламентом, против Президента.

Конституция Италии (ст.ст.136 и 137) устанавливает, что в случае объявления Судом о неконституционности какого-либо акта, он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения Суда. Никакие жалобы в отношении решений Конституционного суда не допускаются.

Проблема выбора будущего государственного строя Италии появилась после освобождения от фашизма. Король Виктор Эммануил III возглавил монархический режим, скомпрометировавший себя сотрудничеством с фашистами. В борьбу за установление республики и демократизацию политических институтов вступили партии антифашистского блока, в том числе бывшая партия Пополяри.

По вопросу правления в стране был собран референдум, на котором 12 700 000 голосов было подано за республику, и 10 700 000 за сохранение монархии. Проводившиеся в это же время выборы в Учредительное собрание, задача которого состояла в разработке новой конституции, дали следующий результат. Из 556 депутатов большее количество получили три партии:

  • христианские демократы – 35%;
  • социалисты – 21%;
  • коммунисты – 19%.

Под председательством М. Руини была создана так называемая Комиссия семидесяти пяти. Проводившиеся 22 декабря 1947 года длительные дебаты привели к утверждению Конституции Итальянской республики, которая уже 1 января 1948 года вступила в силу.

Конституция 1947 года

Левые и демократические силы оставили свой след на содержании Конституции 1947 года, которая, в свою очередь, относится к конституциям второго поколения. Эти конституции выделяются тем, что были приняты на пике популярности идей о равенстве и социальной справедливости и непосредственно на потоке демократического подъема.

Перед республикой в первую очередь встает задача по устранению препятствий экономического и социального характера. Эти препятствия являются ограничителем для развития человеческой личности и участия граждан в жизни страны, для свободы и равенства граждан.

Один из разделов Конституции 1947 года разрешает совмещение абсолютно разных форм собственности (частная, государственная, корпоративная). Появилась возможность национализации предприятий, имеющих важное значение для общества. Тем не менее землевладение было ограниченно, но вмешательство государства в экономику с целью полного контроля существовало.

Конституция Италии 1947 года объединяет в себе широкий круг демократических прав и свобод граждан. Закреплялись такие права, как право на труд и справедливое вознаграждение за него, права женщин и мужчин были абсолютно равны в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, трудящиеся имели право принимать участие в управлении предприятиями.

Равенство абсолютно всех граждан перед законом, социальные, политические, национальные и другие различия не дают никому гражданам никаких привилегий. Свобода личности, неприкосновенность личности, свобода слова – все это относилось к личным и политическим правам.

Сохранение Латеранских соглашений о независимости и суверенности Ватикана было подтверждено. Конституция 1947 года обозначала, что государственный строй Италии – парламентская республика, которая основана на принципе разделения властей.

Устройство органов власти

Двухпалатный парламент, состоящий из палаты депутатов и Сената, имеет законодательную власть. Власть избирается путем всеобщих выборов по пропорциональной системе (Нижняя палата) либо по смешанной избирательной системе органами, представляющими области (Сенат). Возрастные рамки для членов парламента устанавливаются следующие – не ниже 25 лет (член Палаты), не ниже 40 лет (сенатор).

В решении вопросов законодательства и контроля над правительством палаты абсолютно равны. Важным пунктом является возможность проведения референдумов и перенаправления права, издания законов на ограниченное время и по ограниченному кругу вопросов, что ослабило полномочия итальянского парламента на издание законов. Такие права, как право на объявление войны, право утверждения налогов, бюджета, право на утверждения важных международных соглашений принадлежат только парламенту. Правительство, в свою очередь, несет большую ответственность перед парламентом.

Для управления страной избирается президент возрастом не ниже 50 лет. Избирается глава государства путем голосования обеих палат парламента и представителями областей. Срок правления президента – семь лет. Помимо командования армией президент выполняет следующие полномочия: имеет право распустить парламент, но только с согласия председателей самого парламента, может требовать повторного согласования законопроекта, имеет право издавать декреты и постановления. Принцип контрассигнатуры всех актов и полномочий президента премьер-министром прописан в конституции страны.

В Конституции зафиксировано главенство в исполнительной власти за советом Министров, возглавляемым председателем. Так как правительство несет ответ перед обеими парламентскими палатами, политические силы перераспределяются после каждых выборов.

В парламенте ни одна из партий не обладает абсолютным большинством, правительство можно охарактеризовать как коалиционное. На почве этого часто возникают правительственные кризисы.

Согласно принятой Конституции, судебная ветка власти была независимой, она включала в свой состав органы разных компетенций: административные суды и общей юрисдикции, военные трибуналы и Высший совет магистратуры, за которым признано главенство в данной системе. Высшим органом в сфере контроля за соблюдением конституционных норм является Конституционный суд, его работу вели 15 судей. Именно Конституционный суд занимался решением конфликтов между республикой и областями, также в его полномочия входило выдвижение обвинений министрам и президенту.

Особенности государства

Унитарное государство – государство, состоящее из областей, провинций, коммун.

Италия относится именно к таким государствам, с такими представительными органами, как областные и провинциальные собрания, муниципалитеты, которые избирают коллегиальные или же единоличные исполнительные органы, все они создаются на основе всеобщих выборов. Деятельность автономных областей, на которых лежит достаточно широкая компетенция местных органов, во многом контролируется правительственными комиссарами. Правительство назначает префекты, от которых в большей степени зависят провинциальные и коммунальные органы.

Основной проблемой для образовавшейся парламентской республики стала политическая нестабильность. В период после 1946 года произошло более 50 роспусков правительства, парламент не нес ответственности за принятые им решения, границы страны не были зафиксированы на конституционном уровне. Позитивные изменения начали происходить с 1953 года, когда по инициативе Христианско-демократической партии вышел новый избирательный закон. Теперь для того, чтобы получить 65% депутатских кресел, нужно было на выборах набрать 50% голосов плюс еще один голос. Списочная система стала неактуальной, в случае, если ни одна партия не смогла набрать нужного количества, поступали иным образом. По итогам голосования применялась пропорциональная система.

Новый закон был принят с целью создания парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.

Изменения регламента затронули:

  • полномочия председателей палат, теперь они стали шире, что сделало работу парламента более организованной;
  • временные рамки для выступлений депутатов, теперь каждому представителю народа отводилось равно время;
  • требования относительно дисциплины, контроль парламента за правительством стал более пристальным.

Следующий значимый закон был принят уже в 1998 году, он был призван внести регламент в работу Совета министров, в частности в президиум. В результате данного нововведения многие полномочия Совета, которые фактически осуществлялись ранее, были легитимизированы. Затем в 2000 году вступил в силу Кодекс о местном самоуправлении, его назначение – в упорядочении деятельности на местном уровне, много внимания было уделено работе коммунальных органов.

До принятия Конституции Италии в 1946 г. был проведен референдум о форме правления, где большинство избирателей отвергло монархическое устройство государства. Демократическая Конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в 1947 г.

в сложной политической обстановке восстановления страны после поражения фашистской диктатуры Б. Муссолини. Она была промульгирована 27 декабря того же года, а с 1 января 1948 г. вступила в силу.

Италия определяется как демократическая республика, основывающаяся на труде (ст. 1). Закрепляются принципы суверенитета народа, обширный круг прав и свобод граждан, в том числе и социально-экономические. Особенностью данного Основного Закона является то, что антифашизм признается в качестве официальной идеологии. В основных нормах закрепляется учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного политико-территориального устройства.

По способу изменения Конституция является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии. Первая стадия заключается в закона об изменении Конституции и иных положений, который должен получить поддержку каждой из палат Парламента. Вторая стадия состоит в ратификации закона об изменении Конституции. Между первым и вторым голосованием должно пройти не менее трех меся- цев, причем при втором голосовании поправка должна быть одобрена абсолютным большинством голосов в каждой палате. Если в течение трех месяцев после второго голосования пятая часть депутатов любой из палат Парламента, или 500 тыс. избирателей, или пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу об одобрении закона по изменению Конституции, такой закон выносится на референдум.

На референдуме закон считается одобренным, если за него подано большинство действительных голосов избирателей, однако референдум не проводится, если при втором голосовании закон об изменении конституционных положений был принят большинством в две трети голосов. Предметом конституционного пересмотра не может быть республиканская форма правления.

Итальянская Конституция оказалась стабильной — за все время ее действия в нее было внесено всего 10 поправок. Изменения главным образом коснулись организации высших органов государственной власти — Парламента, Президента, Конституционного суда.

В настоящее время в стране продолжается конституционная реформа, начатая в 90-х гг. XX в.

16.2. Основы правового положения личности

Более трети статей конституционного текста непосредственно касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Среди личных прав и свобод закреплены неприкосновенность личности и жилища. Выдача гражданина иному государству возможна только в случаях, международными соглашениями, причем за политические преступления выдача не допускается. Ограничение свободы и тайны переписки возможно только на основании судебного решения. Также провозглашаются свобода передвижения, свобода вероисповедания.

Конституционные нормы фиксируют широкий спектр политических прав и свобод: свобода мысли и печати, избирательные права, которыми наделяются все граждане независимо от пола. Особое место среди них занимает свобода объединений, включая право на политические объединения. При этом допускается ограничение права состоять в политических партиях для судей, кадровых военных, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей (ч. 3 ст. 98).

Право петиций предусматривает возможность обращения в итальянский Парламент с требованием принятия или отмены законодательных актов или с изложением социальных проблем.

Право на доступ к государственной службе получает развитие в конституционных положениях, устанавливающих равное право граждан обоего пола на одинаковых условиях поступать на государственную службу и занимать выборные должности (ч. 1 ст. 51), возможность приема на службу лиц итальянской национальности, не являющихся гражданами Республики (ч. 2 ст. конкурсный порядок замещения должностей в публичной администрации (ч. 3 ст. 97).

В качестве основных обязанностей граждан предусмотрены: защита Отечества, участие в расходах, соблю

дение Конституции, дисциплинированное и достойное выполнение государственных функций теми, кому они доверены.

Читайте также: