Конституция это в истории 19 века кратко
Обновлено: 07.07.2024
Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью . В этой крестоцеловальной записи значилась охрана всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных уликах.
Но и это не последняя попытка прийти к конституционной монархии. В 1773 году, по гипотезе Н.Я. Эйдельмана, дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию.
Очень много людей мечтали о Конституции . Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810 - х годах. Окончательный переход царя к консервативной политике заставил декабристов отказаться от надежд на проведение реформ властью. Наиболее решительные члены "Союза благоденствия" начинали склоняться к республиканским взглядам. В пользу республики высказался съезд коренной управы. Однако единства взглядов по этому вопросу не было. Далеко не все члены союза были готовы согласиться и с предложением о вооруженном захвате власти. В 1821 г. съезд коренной управы в Москве объявил "Союз благоденствия" распущенным. Умеренные члены организации с облегчением отошли от ее деятельности. Но наиболее решительно настроенные участники создали новые тайные общества: Северное и Южное. Первое находилось в Петербурге, второе - на Украине, где располагалась 2-я армия, среди офицеров которой имелось много заговорщиков.
Наиболее известные деятели Южного общества - П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, С. Г. Волконский, М. П. Бестужев-Рюмин.
В середине 19 века на исторической сцене появляется граф Лорис Меликов, который создает проект конституционной реформы , однако он не был реализован из-за гибели последнего. Несмотря на позднее данное ему громкое имя конституции, проект Лорис-Меликова предусматривал лишь самые робкие шаги к конституционному ограничению самодержавия.
Всего в советские годы было издано 4 конституции РСФСР ( 1918, 1925, 1937 и 1978 гг) и 3 конституции СССР( 1924, 1936, 1977) и 5-ая – в РФ.
Конституция – это документ, который имеет сложную историю и ряд важных функций. В нем задекларированы важные положения, которые регулируют отношения между разными группами населения внутри страны, права человека и его обязанности.
На основе конституции пишут все законы и нормативно-правовые акты. Начнем с определения конституции.
Определение конституции: кратко и понятно
Закон контролирует отношения во всех сферах существования человека: социальной, политической, общественной. Она регулирует правовые нормы, определяет и закрепляет права граждан страны, их обязанности, обязанности страны по отношению к населению: гарантии, которые она предоставляет и способы их осуществления.
Конституция вмещает в себя ключевые ценности, которыми должны руководствоваться жители страны и ее руководство, принимая любые решения в социальной, политической или экономической сфере.
Для этого документа характерны два признака: стабильность и долговечность. Закон остается актуальным на протяжении многих лет, пока не возникает потребность в изменение его ценностей и приоритетов в связи с развитием страны.
Наличие конституции – признак, который свидетельствует о том, что жизнедеятельность всех институций в стране подчинена праву, а не своеволию. Основной документ рассматривают также как микромодель общества. Это его юридическая основа, на которой базируются все особенности отношений любых видов.
История конституции от античности до наших дней
Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.
До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:
- с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
- с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
- в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.
Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:
Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.
Виды конституций в современном мире
Конституции классифицируют за разными критериями. Например, по способу принятий выделяют такие ее виды:
- принятые в результате народного голосования. Для утверждения такого документа в стране проводят референдум, где население выражает свое мнение, соглашается или не соглашается с предложенным документом. Так приняли конституцию в Эстонии, России;
- принятые в результате решения законодательного органа;
- в некоторых странах функцию принятия конституции выполняют специально созданные для этого государственные органы: учредительные собрания, Конституционные ассамблеи.
- гибкий, который можно изменять после принятия некоторых законов или проведения специальных процедур. В такие конституции время от времени вносятся правки и дополнения. Такой вид существует в Новой Зеландии;
- жесткие конституции изменить непросто: для этого нужно создавать специальные комиссии, органы, это требует много времени и участия большого количества людей. Некоторые положения в них фиксируются как такие, которые нельзя изменить, например, в Италии нельзя изменить форму правления.
Конституции разделяют также по форме государственного строя (монархические, демократические, республиканские). До некоторого времени их разделяли на писаные (закрепленные в письменной форме) и неписанные.
До 30-х годов 19 века конституции в написанном виде существовали в нескольких государствах Европы, США и Франции. В правоведении различают юридические и фактические виды основных документов.
Функции конституции
За конституциями традиционно закрепляются такие функции:
Название функции
Способ реализации
Является основанием для создания новых правовых актов, норм, законов; регулирует деятельность государственной власти, регламентирует форму государственного строя
Является базой ценностей и приоритетов, которые используются как база для написания новых форм и ведения реформ.
Устанавливает основные институты внутри страны (политические, государственные), определяет статус граждан с точки зрения права, а также деятельность органов самоуправления в городах, селах и других населенных пунктах внутри страны.
Дает документу право определять главные ценности народа и приоритеты государственной деятельности с точки зрения этих ценностей. Например, общими ценностями для многих стран являются суверенитет, права и жизнь человека.
Определяет документ как единственный критерий для деятельности государственных органов, удерживает узурпацию власти и ее монополизацию.
Определяет принципы внешней деятельности страны. Конституция определяет статус государства по отношению к другим, на основе конституции народы и населения других стран оценивают уровень демократии и свободы в них.
В Конституции прописаны принципы функционирования государства, основные критерии и требования к законам, в ней определяются ценности, формы правления и основные приоритеты внешнеполитической деятельности страны.
Этапы развития конституции в РФ
История РФ насчитывает 5 конституций. Самый краткий срок действия – 7 лет, самый длительный – 40. Выделяют такие этапы развития главного документа в России:
Все перемены в содержании конституции обуславливаются требованиями времени. На документ влияют исторические события, войны, государственные перестройки.
Структура Основного закона России
Структура Основного документа видоизменялась с течением времени. Первые Конституции считаются несовершенными с точки зрения юридического права: нормы были группированы несистематично и нелогично, некоторые разделы отсутствовали.
Действующая редакция состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и раскрывает такие положения:
- об основах конституционного права;
- о правах и свободах человека;
- об особенностях федеративного устройства;
- о положении, правах и обязанностях перед населением Президента государства;
- о федеральном собрании и его роли в управлении страной, о правительстве;
- об специфических условиях осуществления судебной власти и местного самоуправления.
В последней главе включены поправки с 1993 года и пересмотр конституции на протяжении ее функционирования. Во втором разделе выложены заключительные положения документа.
Конституция – важный документ каждой страны, который формируется не одно десятилетие. Под влиянием разных исторических фактов, событий, перестройки устройства государств она изменяется для того, чтобы удовлетворять запросы времени и эпохи.
В этом видео вы узнаете еще много интересного о Конституции:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Особый правовой документ – основной закон государства, имеющий важнейшее значение в жизни страны.
К. характеризуется особым порядком принятия и изменения, высшей юридич. силой, особым объектом правового регулирования и особыми способами защиты. К. обычно принимается специально создаваемым для этой цели органом – Учредительным (конституционным и др.) собранием или референдумом избирателей. Учредит. собрание, как правило, орган однопалатный и после принятия К. прекращает свою деятельность, но иногда учредит. собранием провозглашает себя действующий парламент – тогда оно может быть однопалатным (в Танзании в 1977) и двухпалатным (в Бразилии при принятии Конституции 1988). В странах мусульм. права основные низамы дарованы (октроированы) монархами (напр., в Саудовской Аравии в 1992), но настоящей К. считается Коран, ему должны соответствовать основные низамы. Временные К. (обычно краткие) иногда провозглашались в странах Азии и Африки военными (военно-революционными и др.) советами после воен. переворотов. Изменение К. (поправки и др.) также осуществляется более сложным порядком по сравнению с др. законами. К. является юридич. базой развития законодательства и правоприменительной практики, все правовые акты, практика деятельности гос. органов должны соответствовать К., иначе они являются недействующими (акты), правонарушающими (действия органов).
К. регулирует основы обществ. и гос. строя, основы правового положения человека и гражданина. Др. законы, правовые акты тоже могут регулировать отд. важные вопросы обществ. и гос. строя (напр., законы о политич. партиях или о выборах в парламент), но не весь комплекс основ обществ. и гос. строя, статуса личности. Для правовой защиты К. действует конституционный контроль. К. – не только юридический, но также политич. и идеологич. документ. Она закрепляет принципы сотрудничества и одновременно правовые рамки борьбы и состязательности разл. социально-политических сил в обществе, отражает идеологию доминирующих в обществе слоёв.
Автор: В. Е. Чиркин.
Конституция в России
Конституция СССР 1924 разработана в связи с образованием СССР в дек. 1922. Её основой стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР 1922, утверждённые 1-м Всесоюзным съездом Советов (1922). Оба документа дорабатывались Конституц. комиссией ЦИК СССР (образована в янв. 1923 во главе с М. И. Калининым), которая с февраля действовала под рук. комиссии ЦК РКП(б) во главе с И. В. Сталиным. Свои редакции Декларации и Договора представили ЦИК РСФСР, ЦИК УССР, ЦИК БССР, поправки и замечания по Договору поступили от ЗСФСР. Расхождения в проектах и мнениях членов Конституц. комиссии ЦИК СССР предопределялись различиями во взглядах на модель создаваемого союзного государства. Несмотря на официально закреплённую в Договоре об образовании СССР точку зрения В. И. Ленина о необходимости сочетания суверенитета (полновластия) Союза с суверенитетом входивших в него республик, значит. часть парт. и гос. руководителей (Сталин, Калинин, Д. И. Курский, Д. З. Мануильский, Г. К. Орджоникидзе и др.) считали наиболее жизнеспособным государство с сильным центром. Часть парт.-гос. элиты союзных республик (Х. Г. Раковский, Н. А. Скрыпник, П. Г. Мдивани, Ф. И. Махарадзе и др.) пыталась предельно расширить полномочия республиканских органов власти и управления. Согласованный проект был утверждён 6.7.1923 2-й сессией ЦИК СССР 1-го созыва, и К. была немедленно введена в действие. Окончат. её утверждение состоялось на 2-м съезде Советов СССР 31.1.1924.
К. СССР 1924 закрепила объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, их территориальную целостность, установила единую денежную и кредитную систему, единое союзное гражданство и одновременно гражданство каждой республики. Союзным республикам гарантировалось право свободного выхода из Союза (носило декларативный характер, т. к. не был выработан механизм его реализации). К ведению верховных органов Союза было отнесено: регулирование всех важнейших направлений внешней и внутр. политики единого государства, включая представительство СССР в междунар. отношениях; изменение внешних границ; решение вопроса о приёме в состав Союза новых республик; руководство Вооруж. Силами Союза ССР; определение соответствия постановлений высших органов власти союзных республик К. СССР и др.
Система высших органов власти отражала доктринальную установку сов. руководства на отказ от принципа разделения властей. Верховным органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, избиравшийся в соответствии с неравным избират. правом: от городских Советов по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жит. В период между съездами Советов высшим органом власти являлся ЦИК СССР, объединяющий законодат. и исполнит. функции, а в период между сессиями ЦИК – его Президиум. ЦИК СССР состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета (избирался Всесоюзным съездом Советов пропорционально населению каждой из союзных республик) и Совета Национальностей (формировался из представителей союзных и автономных республик, автономных областей), каждая из палат избирала свой Президиум, члены которого в полном составе входили в состав Президиума союзного ЦИК. ЦИК СССР образовывал правительство – СНК, ответственное перед ЦИК и его Президиумом, являвшееся исполнит. и распорядит. органом, но обладавшее также законодат. функциями – правом издавать декреты. Для непосредственного руководства отд. сферами гос. управления создавались наркоматы – общесоюзные, а также объединённые, образуемые как в центре, так и в союзных республиках. К. закрепляла систему высших органов власти и управления союзных республик, аналогичную союзной.
К. СССР 1924 определила компетенцию нового высшего судебного органа – Верховного суда СССР. Спец. глава была посвящена Объединённому государственному политическому управлению (ОГПУ). К. установила герб и флаг СССР. Остальные вопросы конституц. права (обществ. устройство, права, свободы и обязанности граждан, избират. система) регулировались республиканскими конституциями, они предусматривали преимущество рабочих по сравнению с крестьянством в реализации пассивного и активного избират. права, лишение этого права многих категорий населения, многоступенчатую систему выборов. Изменение К. СССР являлось исключительной прерогативой Всесоюзного съезда Советов.
Конституция РСФСР 1925 принята 12-м Всерос. съездом Советов 11.5.1925. Закрепила вхождение РСФСР в состав СССР и передачу союзным органам части республиканских полномочий. Определила юридич. статус автономных республик как субъектов РСФСР, структуру их высших органов гос. власти и управления. Впервые за Президиумом ВЦИК был закреплён статус законодат. органа (в период между сессиями ВЦИК). Конституция ввела президиумы исполкомов местных советов для руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центр. власти. Закрепила вхождение в СНК РСФСР уполномоченных от общесоюзных наркоматов. На 14-м Всерос. съезде Советов (1929) в 37 из 89 статей были внесены изменения, а в 22 статьи – редакционные поправки, отразившие завершение процесса адм.-терр. деления.
Конституция СССР 1936 разрабатывалась Конституц. комиссией, в которую вошли И. В. Сталин (пред.), Н. И. Бухарин, К. Е. Ворошилов, А. Я. Вышинский, А. А. Жданов, Л. М. Каганович, М. М. Литвинов, В. М. Молотов, К. Б. Радек, В. Я. Чубарь и др. Первоначально предполагалось внести дополнения и исправления в действующую К. СССР, однако в процессе работы комиссия пришла к выводу о необходимости выработки новой К., которая бы законодательно закрепила изменения в экономике, социальной структуре, нац.-гос. строительстве (ликвидацию частного сектора в пром-сти и с. х-ве, создание колхозной системы и др.).
Конституция РСФСР 1937 принята 17-м чрезвычайным Всерос. съездом Советов 21.1.1937. По содержанию, предметам конституц. регулирования, нормам, определявшим структуру высших и местных органов гос. власти, права и обязанности граждан, избират. систему, была идентична Конституции СССР 1936.
После распада СССР в рос. Конституцию были внесены изменения (на основании Закона РСФСР от 25.12.1991, Законов РФ от 21 апр. и 9 дек. 1992, и др.), зафиксировавшие новый статус (суверенное федеративное государство) и новое наименование государства – Рос. Федерация или Россия. В качестве незыблемых основ его строя закреплялись федерализм, республиканская форма правления, разделение властей. К субъектам РФ были отнесены не только входившие в состав России республики, автономные области и автономные округа, но и территориальные образования – края, области, города федерального значения. Декларировался отказ от признания приоритета гос. собственности по сравнению с др. формами собственности. Вместо принципа планового развития экономики провозглашались ориентация на рыночные отношения, свобода экономич. деятельности и добросовестная конкуренция. В текст К. была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ, принятая ВС РСФСР 22.11.1991.
Автор: С. А. Байбаков.
Конституция Российской Федерации
Вторая глава К. закрепляет права и свободы человека и гражданина. В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам междунар. права (см. в ст. Конституционные права граждан). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы др. лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодат. и исполнит. власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (см. Конституционные гарантии).
В пятой главе К. говорится о парламенте – Федеральном собрании РФ, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. Парламент принимает законы (обыкновенные, конституционные, законы о поправках к К.), формирует некоторые высшие органы государства и назначает некоторых высших должностных лиц, даёт согласие (Гос. дума) на назначение президентом председателя правительства (министры назначаются президентом без участия парламента). Гос. дума вправе выразить недоверие правительству (необходимы два вотума недоверия для того, чтобы президент решал вопрос об отставке правительства или о роспуске Гос. думы с назначением даты новых выборов). Федеральное собрание осуществляет также некоторые др. полномочия, типичные для парламентов.
В седьмой главе К. говорится о судебной власти, о статусе судов и судей, о высших судах – конституционном, верховном, высшем арбитражном, о порядке их формирования, полномочиях. В этой главе говорится также о прокуратуре, которая осуществляет надзор за соблюдением К. и законов, осуществляет гос. обвинение в суде и выполняет некоторые др. функции.
Восьмая глава К. посвящена местному самоуправлению, которое обеспечивает самостоят. решение населением вопросов местного значения. Оно осуществляется в муниципальных образованиях гражданами путём референдума, выборов, др. форм прямого волеизъявления, через выборные и др. органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов гос. власти, но вместе с ними осуществляют единую публичную власть народа и сотрудничают в этом. Муниципальные образования имеют свою собственность, принимают ежегодный местный бюджет.
В заключительной, девятой главе говорится о поправках и пересмотре К. В К. РФ предусматривается четыре способа её изменения: внесение поправок (для этого необходимы голоса 2/3 депутатов Гос. думы, 3/4 членов Совета Федерации и ратификация поправок 2/3 субъектов РФ), в результате принимается закон о поправке к конституции; включение названия нового субъекта РФ, принятого на основе добровольного присоединения или образования нового субъекта РФ (путём принятия федерального конституционного закона – 2/3 голосов депутатов Гос. думы и 3/4 членов Совета Федерации, это применялось неоднократно при объединении автономных округов с краями или областями, в состав которых они входили); изменение названия нового субъекта РФ, уже состоящего в Федерации (новое название принимается законодат. собранием субъекта РФ и включается в текст); пересмотр К. Поскольку внесение поправок в главы 1, 2 и 9 невозможно (запрещено К.), то при такой необходимости осуществляется общий пересмотр К. Он производится Конституц. собранием, которое либо подтверждает неизменность К., либо принимает новый текст К. 2/3 голосов, либо выносит его на референдум.
К. РФ имеет высшую юридич. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Дополнительная литература:
Конституция СССР: политико-правовой комментарий. М., 1982;
Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987;
Таранев Н. М. К вопросу о работе комиссии ЦК РКП(б) по подготовке Конституции РСФСР 1918 г. // Вопросы истории КПСС. 1988. № 1;
Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000;
Баркова О. Н. История разработки и принятия Конституции РСФСР 1925 г. М., 2007.
Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.
Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.
Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.
Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.
Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.
Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10).
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.
Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.
Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.
Необходимость конституционных перемен назревала объективно.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. Конституция выступает как юридическая база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.
Читайте также: