Конституция это в истории 19 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью . В этой крестоцеловальной записи значилась охрана всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных уликах.

Но и это не последняя попытка прийти к конституционной монархии. В 1773 году, по гипотезе Н.Я. Эйдельмана, дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию.

Очень много людей мечтали о Конституции . Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810 - х годах. Окончательный переход царя к консервативной политике заставил декабристов отказаться от надежд на проведение реформ властью. Наиболее решительные члены "Союза благоденствия" начинали склоняться к республиканским взглядам. В пользу республики высказался съезд коренной управы. Однако единства взглядов по этому вопросу не было. Далеко не все члены союза были готовы согласиться и с предложением о вооруженном захвате власти. В 1821 г. съезд коренной управы в Москве объявил "Союз благоденствия" распущенным. Умеренные члены организации с облегчением отошли от ее деятельности. Но наиболее решительно настроенные участники создали новые тайные общества: Северное и Южное. Первое находилось в Петербурге, второе - на Украине, где располагалась 2-я армия, среди офицеров которой имелось много заговорщиков.

Наиболее известные деятели Южного общества - П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, С. Г. Волконский, М. П. Бестужев-Рюмин.

В середине 19 века на исторической сцене появляется граф Лорис Меликов, который создает проект конституционной реформы , однако он не был реализован из-за гибели последнего. Несмотря на позднее данное ему громкое имя конституции, проект Лорис-Меликова предусматривал лишь самые робкие шаги к конституционному ограничению самодержавия.

Всего в советские годы было издано 4 конституции РСФСР ( 1918, 1925, 1937 и 1978 гг) и 3 конституции СССР( 1924, 1936, 1977) и 5-ая – в РФ.

Конституция – это документ, который имеет сложную историю и ряд важных функций. В нем задекларированы важные положения, которые регулируют отношения между разными группами населения внутри страны, права человека и его обязанности.

На основе конституции пишут все законы и нормативно-правовые акты. Начнем с определения конституции.

Определение конституции: кратко и понятно

Закон контролирует отношения во всех сферах существования человека: социальной, политической, общественной. Она регулирует правовые нормы, определяет и закрепляет права граждан страны, их обязанности, обязанности страны по отношению к населению: гарантии, которые она предоставляет и способы их осуществления.

Конституция вмещает в себя ключевые ценности, которыми должны руководствоваться жители страны и ее руководство, принимая любые решения в социальной, политической или экономической сфере.


Для этого документа характерны два признака: стабильность и долговечность. Закон остается актуальным на протяжении многих лет, пока не возникает потребность в изменение его ценностей и приоритетов в связи с развитием страны.

Наличие конституции – признак, который свидетельствует о том, что жизнедеятельность всех институций в стране подчинена праву, а не своеволию. Основной документ рассматривают также как микромодель общества. Это его юридическая основа, на которой базируются все особенности отношений любых видов.

История конституции от античности до наших дней


Элементы регулирования отношений некоторыми видами документов существовали еще в античности, хотя возникновение этой идеи связывают традиционно с началом 17 века, когда в Великобритании действовал Тайный Совет. Он анализировал законы и признавал некоторые из них недействительными.

До этого можно проследить только некоторые предвестники конституционного способа улаживания споров внутри стран. Истории известны такие факты, которые имеют к этому отношение:

  • с 1180 года во многих древних странах существовали органы, которые регулировали конфликты между правителями;
  • с 13 века элементы такого контроля наблюдались во Франции, с 17 — в Португалии;
  • в 1867 году суду Австрии были даны полномочия для решения споров, которые касались защиты прав людей.

Выделяют 3 крупных этапа формирования конституций в мире:

Для настоящего этапа характерна интеграция конституционных норм в интернациональное пространство, создание органов, которые осуществляют контроль на более высоких уровнях, чем границы одной страны.

Виды конституций в современном мире

Конституции классифицируют за разными критериями. Например, по способу принятий выделяют такие ее виды:

  • принятые в результате народного голосования. Для утверждения такого документа в стране проводят референдум, где население выражает свое мнение, соглашается или не соглашается с предложенным документом. Так приняли конституцию в Эстонии, России;
  • принятые в результате решения законодательного органа;
  • в некоторых странах функцию принятия конституции выполняют специально созданные для этого государственные органы: учредительные собрания, Конституционные ассамблеи.
  • гибкий, который можно изменять после принятия некоторых законов или проведения специальных процедур. В такие конституции время от времени вносятся правки и дополнения. Такой вид существует в Новой Зеландии;
  • жесткие конституции изменить непросто: для этого нужно создавать специальные комиссии, органы, это требует много времени и участия большого количества людей. Некоторые положения в них фиксируются как такие, которые нельзя изменить, например, в Италии нельзя изменить форму правления.

Конституции разделяют также по форме государственного строя (монархические, демократические, республиканские). До некоторого времени их разделяли на писаные (закрепленные в письменной форме) и неписанные.

До 30-х годов 19 века конституции в написанном виде существовали в нескольких государствах Европы, США и Франции. В правоведении различают юридические и фактические виды основных документов.

Функции конституции

За конституциями традиционно закрепляются такие функции:

Название функции

Способ реализации

Является основанием для создания новых правовых актов, норм, законов; регулирует деятельность государственной власти, регламентирует форму государственного строя

Является базой ценностей и приоритетов, которые используются как база для написания новых форм и ведения реформ.

Устанавливает основные институты внутри страны (политические, государственные), определяет статус граждан с точки зрения права, а также деятельность органов самоуправления в городах, селах и других населенных пунктах внутри страны.

Дает документу право определять главные ценности народа и приоритеты государственной деятельности с точки зрения этих ценностей. Например, общими ценностями для многих стран являются суверенитет, права и жизнь человека.

Определяет документ как единственный критерий для деятельности государственных органов, удерживает узурпацию власти и ее монополизацию.

Определяет принципы внешней деятельности страны. Конституция определяет статус государства по отношению к другим, на основе конституции народы и населения других стран оценивают уровень демократии и свободы в них.

В Конституции прописаны принципы функционирования государства, основные критерии и требования к законам, в ней определяются ценности, формы правления и основные приоритеты внешнеполитической деятельности страны.

Этапы развития конституции в РФ

История РФ насчитывает 5 конституций. Самый краткий срок действия – 7 лет, самый длительный – 40. Выделяют такие этапы развития главного документа в России:


Все перемены в содержании конституции обуславливаются требованиями времени. На документ влияют исторические события, войны, государственные перестройки.

Структура Основного закона России

Структура Основного документа видоизменялась с течением времени. Первые Конституции считаются несовершенными с точки зрения юридического права: нормы были группированы несистематично и нелогично, некоторые разделы отсутствовали.

Действующая редакция состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и раскрывает такие положения:

  • об основах конституционного права;
  • о правах и свободах человека;
  • об особенностях федеративного устройства;
  • о положении, правах и обязанностях перед населением Президента государства;
  • о федеральном собрании и его роли в управлении страной, о правительстве;
  • об специфических условиях осуществления судебной власти и местного самоуправления.

В последней главе включены поправки с 1993 года и пересмотр конституции на протяжении ее функционирования. Во втором разделе выложены заключительные положения документа.

Конституция – важный документ каждой страны, который формируется не одно десятилетие. Под влиянием разных исторических фактов, событий, перестройки устройства государств она изменяется для того, чтобы удовлетворять запросы времени и эпохи.

В этом видео вы узнаете еще много интересного о Конституции:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Осо­бый пра­во­вой до­ку­мент – ос­нов­ной за­кон го­су­дар­ст­ва, имею­щий важ­ней­шее зна­че­ние в жиз­ни стра­ны.

К. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся осо­бым по­ряд­ком при­ня­тия и из­ме­не­ния, выс­шей юри­дич. си­лой, осо­бым объ­ек­том пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния и осо­бы­ми спо­со­ба­ми за­щи­ты. К. обыч­но при­ни­ма­ет­ся спе­ци­аль­но соз­да­вае­мым для этой це­ли ор­га­ном – Уч­ре­ди­тель­ным (кон­сти­ту­ци­он­ным и др.) со­б­ра­ни­ем или ре­фе­рен­ду­мом из­би­ра­те­лей. Уч­ре­дит. со­б­ра­ние, как пра­ви­ло, ор­ган од­но­па­лат­ный и по­сле при­ня­тия К. пре­кра­ща­ет свою дея­тель­ность, но ино­гда уч­ре­дит. со­б­ра­ни­ем про­воз­гла­ша­ет се­бя дей­ст­вую­щий пар­ла­мент – то­гда оно мо­жет быть од­но­па­лат­ным (в Тан­за­нии в 1977) и двух­па­лат­ным (в Бра­зи­лии при при­ня­тии Кон­сти­ту­ции 1988). В стра­нах му­сульм. пра­ва ос­нов­ные ни­за­мы да­ро­ва­ны (ок­трои­ро­ва­ны) мо­нар­ха­ми (напр., в Сау­дов­ской Ара­вии в 1992), но на­стоя­щей К. счи­та­ет­ся Ко­ран, ему долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ос­нов­ные ни­за­мы. Вре­мен­ные К. (обыч­но крат­кие) ино­гда про­воз­гла­ша­лись в стра­нах Азии и Аф­ри­ки во­ен­ны­ми (во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­ны­ми и др.) со­ве­та­ми по­сле во­ен. пе­ре­во­ро­тов. Из­ме­не­ние К. (по­прав­ки и др.) так­же осу­ще­ст­в­ля­ет­ся бо­лее слож­ным по­ряд­ком по срав­не­нию с др. за­ко­на­ми. К. яв­ля­ет­ся юри­дич. ба­зой раз­ви­тия за­ко­но­да­тель­ст­ва и пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки, все пра­во­вые ак­ты, прак­ти­ка дея­тель­но­сти гос. ор­га­нов долж­ны со­от­вет­ст­во­вать К., ина­че они яв­ля­ют­ся не­дей­ст­вую­щи­ми (ак­ты), пра­во­на­ру­шаю­щи­ми (дей­ст­вия ор­га­нов).

К. ре­гу­ли­ру­ет ос­но­вы об­ще­ств. и гос. строя, ос­но­вы пра­во­во­го по­ло­же­ния че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Др. за­ко­ны, пра­во­вые ак­ты то­же мо­гут ре­гу­ли­ро­вать отд. важ­ные во­про­сы об­ще­ств. и гос. строя (напр., за­ко­ны о по­ли­тич. пар­ти­ях или о вы­бо­рах в пар­ла­мент), но не весь ком­плекс ос­нов об­ществ. и гос. строя, ста­ту­са лич­но­сти. Для пра­во­вой за­щи­ты К. дей­ст­ву­ет кон­сти­ту­ци­он­ный кон­троль. К. – не толь­ко юри­ди­че­ский, но так­же по­ли­тич. и идео­ло­гич. до­ку­мент. Она за­кре­п­ля­ет прин­ци­пы со­труд­ни­че­ст­ва и од­но­вре­мен­но пра­во­вые рам­ки борь­бы и со­стя­за­тель­но­сти разл. со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ских сил в об­ще­ст­ве, от­ра­жа­ет идео­ло­гию до­ми­ни­рую­щих в об­ще­ст­ве сло­ёв.

Автор: В. Е. Чир­кин.

Кон­сти­ту­ция в Рос­сии

Кон­сти­ту­ция СССР 1924 раз­ра­бо­та­на в свя­зи с об­ра­зо­ва­ни­ем СССР в дек. 1922. Её ос­но­вой ста­ли Дек­ла­ра­ция об об­ра­зо­ва­нии СССР и До­го­вор об об­ра­зо­ва­нии Сою­за ССР 1922, ут­вер­ждён­ные 1-м Все­со­юз­ным съез­дом Со­ве­тов (1922). Оба до­ку­мен­та до­ра­ба­ты­ва­лись Кон­сти­туц. ко­мис­си­ей ЦИК СССР (об­ра­зо­ва­на в янв. 1923 во гла­ве с М. И. Ка­ли­ни­ным), ко­то­рая с фев­ра­ля дей­ст­во­ва­ла под рук. ко­мис­сии ЦК РКП(б) во гла­ве с И. В. Ста­ли­ным. Свои ре­дак­ции Дек­ла­ра­ции и До­го­во­ра пред­ста­ви­ли ЦИК РСФСР, ЦИК УССР, ЦИК БССР, по­прав­ки и за­ме­ча­ния по До­го­во­ру по­сту­пи­ли от ЗСФСР. Рас­хо­ж­де­ния в про­ек­тах и мне­ни­ях чле­нов Кон­сти­туц. ко­мис­сии ЦИК СССР пре­д­опре­де­ля­лись раз­ли­чия­ми во взгля­дах на мо­дель соз­да­вае­мо­го со­юз­но­го го­су­дар­ст­ва. Не­смот­ря на офи­ци­аль­но за­кре­п­лён­ную в До­го­во­ре об об­ра­зо­ва­нии СССР точ­ку зре­ния В. И. Ле­ни­на о не­об­хо­ди­мо­сти со­че­та­ния су­ве­ре­ни­те­та (пол­но­вла­стия) Сою­за с су­ве­ре­ни­те­том вхо­див­ших в не­го рес­пуб­лик, зна­чит. часть парт. и гос. ру­ко­во­ди­те­лей (Ста­лин, Ка­ли­нин, Д. И. Кур­ский, Д. З. Ма­ну­иль­ский, Г. К. Орд­жо­ни­кид­зе и др.) счи­та­ли наи­бо­лее жиз­не­спо­соб­ным го­су­дар­ст­во с силь­ным цен­тром. Часть парт.-гос. эли­ты со­юз­ных рес­пуб­лик (Х. Г. Ра­ков­ский, Н. А. Скрып­ник, П. Г. Мди­ва­ни, Ф. И. Ма­ха­рад­зе и др.) пы­та­лась пре­дель­но рас­ши­рить пол­но­мо­чия рес­пуб­ли­кан­ских ор­га­нов вла­сти и управ­ле­ния. Со­гла­со­ван­ный про­ект был ут­вер­ждён 6.7.1923 2-й сес­си­ей ЦИК СССР 1-го со­зы­ва, и К. бы­ла не­мед­лен­но вве­де­на в дей­ст­вие. Окон­чат. её ут­вер­жде­ние со­стоя­лось на 2-м съез­де Со­ве­тов СССР 31.1.1924.

К. СССР 1924 за­кре­пи­ла объ­е­ди­не­ние РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в од­но со­юз­ное го­су­дар­ст­во, их тер­ри­то­ри­аль­ную це­ло­ст­ность, ус­та­но­ви­ла еди­ную де­неж­ную и кре­дит­ную сис­те­му, еди­ное со­юз­ное гра­ж­дан­ст­во и од­но­вре­мен­но гра­ж­дан­ст­во ка­ж­дой рес­пуб­ли­ки. Со­юз­ным рес­пуб­ли­кам га­ран­ти­ро­ва­лось пра­во сво­бод­но­го вы­хо­да из Сою­за (но­си­ло дек­ла­ра­тив­ный ха­рак­тер, т. к. не был вы­ра­бо­тан ме­ха­низм его реа­ли­за­ции). К ве­де­нию вер­хов­ных ор­га­нов Сою­за бы­ло от­не­се­но: ре­гу­ли­ро­ва­ние всех важ­ней­ших на­прав­ле­ний внеш­ней и внутр. по­ли­ти­ки еди­но­го го­су­дар­ст­ва, вклю­чая пред­ста­ви­тель­ст­во СССР в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях; из­ме­не­ние внеш­них гра­ниц; ре­ше­ние во­про­са о приё­ме в со­став Сою­за но­вых рес­пуб­лик; ру­ко­во­дство Во­оруж. Си­ла­ми Сою­за ССР; оп­ре­де­ле­ние со­от­вет­ст­вия по­ста­нов­ле­ний выс­ших ор­га­нов вла­сти со­юз­ных рес­пуб­лик К. СССР и др.

Сис­те­ма выс­ших ор­га­нов вла­сти от­ра­жа­ла док­три­наль­ную ус­та­нов­ку сов. ру­ко­во­дства на от­каз от прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей. Вер­хов­ным ор­га­ном вла­сти объ­яв­лял­ся Все­со­юз­ный съезд Со­ве­тов, из­би­рав­ший­ся в со­от­вет­ст­вии с не­рав­ным из­би­рат. пра­вом: от го­род­ских Со­ве­тов по нор­ме 1 де­пу­тат от 25 тыс. из­би­ра­те­лей, а от гу­берн­ских съез­дов Со­ве­тов – 1 де­пу­тат от 125 тыс. жит. В пе­ри­од ме­ж­ду съез­да­ми Со­ве­тов выс­шим ор­га­ном вла­сти яв­лял­ся ЦИК СССР, объ­е­ди­няю­щий за­ко­но­дат. и ис­пол­нит. функ­ции, а в пе­ри­од ме­ж­ду сес­сия­ми ЦИК – его Пре­зи­ди­ум. ЦИК СССР со­сто­ял из двух рав­но­прав­ных па­лат – Со­юз­но­го Со­ве­та (из­би­рал­ся Все­со­юз­ным съез­дом Со­ве­тов про­пор­цио­наль­но на­се­ле­нию ка­ж­дой из со­юз­ных рес­пуб­лик) и Со­ве­та На­цио­наль­но­стей (фор­ми­ро­вал­ся из пред­ста­ви­те­лей со­юз­ных и ав­то­ном­ных рес­пуб­лик, ав­то­ном­ных об­лас­тей), ка­ж­дая из па­лат из­би­ра­ла свой Пре­зи­ди­ум, чле­ны ко­то­ро­го в пол­ном со­ста­ве вхо­ди­ли в со­став Пре­зи­диу­ма со­юз­но­го ЦИК. ЦИК СССР об­ра­зо­вы­вал пра­ви­тель­ст­во – СНК, от­вет­ст­вен­ное пе­ред ЦИК и его Пре­зи­диу­мом, яв­ляв­шее­ся ис­пол­нит. и рас­по­ря­дит. ор­га­ном, но об­ла­дав­шее так­же за­ко­но­дат. функ­ция­ми – пра­вом из­да­вать дек­ре­ты. Для не­по­сред­ст­вен­но­го ру­ко­во­дства отд. сфе­ра­ми гос. управ­ле­ния соз­да­ва­лись нар­ко­ма­ты – об­ще­со­юз­ные, а так­же объ­е­ди­нён­ные, об­ра­зуе­мые как в цен­тре, так и в со­юз­ных рес­пуб­ли­ках. К. за­кре­п­ля­ла сис­те­му выс­ших ор­га­нов вла­сти и управ­ле­ния со­юз­ных рес­пуб­лик, ана­ло­гич­ную со­юз­ной.

К. СССР 1924 оп­ре­де­ли­ла ком­пе­тен­цию но­во­го выс­ше­го су­деб­но­го ор­га­на – Вер­хов­но­го су­да СССР. Спец. гла­ва бы­ла по­свя­ще­на Объ­е­ди­нён­но­му го­су­дар­ст­вен­но­му по­ли­ти­че­ско­му управ­ле­нию (ОГПУ). К. ус­та­но­ви­ла герб и флаг СССР. Ос­таль­ные во­про­сы кон­сти­туц. пра­ва (об­ществ. уст­рой­ст­во, пра­ва, сво­бо­ды и обя­зан­но­сти гра­ж­дан, из­би­рат. сис­те­ма) ре­гу­ли­ро­ва­лись рес­пуб­ли­кан­ски­ми кон­сти­ту­ция­ми, они пре­ду­смат­ри­ва­ли пре­иму­ще­ст­во ра­бо­чих по срав­не­нию с кре­сть­ян­ст­вом в реа­ли­за­ции пас­сив­но­го и ак­тив­но­го из­би­рат. пра­ва, ли­ше­ние это­го пра­ва мно­гих ка­те­го­рий на­се­ле­ния, мно­го­сту­пен­ча­тую сис­те­му вы­бо­ров. Из­ме­не­ние К. СССР яв­ля­лось ис­клю­чи­тель­ной пре­ро­га­ти­вой Все­со­юз­но­го съез­да Со­ве­тов.

Кон­сти­ту­ция РСФСР 1925 при­ня­та 12-м Все­рос. съез­дом Со­ве­тов 11.5.1925. За­кре­пи­ла вхо­ж­де­ние РСФСР в со­став СССР и пе­ре­да­чу со­юз­ным ор­га­нам час­ти рес­пуб­ли­кан­ских пол­но­мо­чий. Оп­ре­де­ли­ла юри­дич. ста­тус ав­то­ном­ных рес­пуб­лик как субъ­ек­тов РСФСР, струк­ту­ру их выс­ших ор­га­нов гос. вла­сти и управ­ле­ния. Впер­вые за Пре­зи­диу­мом ВЦИК был за­кре­п­лён ста­тус за­ко­но­дат. ор­га­на (в пе­ри­од ме­ж­ду сес­сия­ми ВЦИК). Кон­сти­ту­ция вве­ла пре­зи­диу­мы ис­пол­ко­мов ме­ст­ных со­ве­тов для ру­ко­во­дства те­ку­щей ра­бо­той и про­ве­де­ния в жизнь по­ста­нов­ле­ний и дек­ре­тов центр. вла­сти. За­кре­пи­ла вхо­ж­де­ние в СНК РСФСР упол­но­мо­чен­ных от об­ще­со­юз­ных нар­ко­ма­тов. На 14-м Все­рос. съез­де Со­ве­тов (1929) в 37 из 89 ста­тей бы­ли вне­се­ны из­ме­не­ния, а в 22 ста­тьи – ре­дак­ци­он­ные по­прав­ки, от­ра­зив­шие за­вер­ше­ние про­цес­са адм.-терр. де­ле­ния.

Кон­сти­ту­ция СССР 1936 раз­ра­ба­ты­ва­лась Кон­сти­туц. ко­мис­си­ей, в ко­то­рую во­шли И. В. Ста­лин (пред.), Н. И. Бу­ха­рин, К. Е. Во­ро­ши­лов, А. Я. Вы­шин­ский, А. А. Жда­нов, Л. М. Ка­га­но­вич, М. М. Лит­ви­нов, В. М. Мо­ло­тов, К. Б. Ра­дек, В. Я. Чу­барь и др. Пер­во­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось вне­сти до­пол­не­ния и ис­прав­ле­ния в дей­ст­вую­щую К. СССР, од­на­ко в про­цес­се ра­бо­ты ко­мис­сия при­шла к вы­во­ду о не­об­хо­ди­мо­сти вы­ра­бот­ки но­вой К., ко­то­рая бы за­ко­но­да­тель­но за­кре­пи­ла из­ме­не­ния в эко­но­ми­ке, со­ци­аль­ной струк­ту­ре, нац.-гос. строи­тель­ст­ве (ли­к­ви­да­цию ча­ст­но­го сек­то­ра в пром-сти и с. х-ве, соз­да­ние кол­хоз­ной сис­те­мы и др.).

Кон­сти­ту­ция РСФСР 1937 при­ня­та 17-м чрез­вы­чай­ным Все­рос. съез­дом Со­ве­тов 21.1.1937. По со­дер­жа­нию, пред­ме­там кон­сти­туц. ре­гу­ли­ро­ва­ния, нор­мам, оп­ре­де­ляв­шим струк­ту­ру выс­ших и ме­ст­ных ор­га­нов гос. вла­сти, пра­ва и обя­зан­но­сти гра­ж­дан, из­би­рат. сис­те­му, бы­ла иден­тич­на Кон­сти­ту­ции СССР 1936.

По­сле рас­па­да СССР в рос. Кон­сти­ту­цию бы­ли вне­се­ны из­ме­не­ния (на ос­но­ва­нии За­ко­на РСФСР от 25.12.1991, За­ко­нов РФ от 21 апр. и 9 дек. 1992, и др.), за­фик­си­ро­вав­шие но­вый ста­тус (су­ве­рен­ное фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ст­во) и но­вое на­име­но­ва­ние го­су­дар­ст­ва – Рос. Фе­де­ра­ция или Рос­сия. В ка­че­ст­ве не­зыб­ле­мых ос­нов его строя за­кре­п­ля­лись фе­де­ра­лизм, рес­пуб­ли­кан­ская фор­ма прав­ле­ния, раз­де­ле­ние вла­стей. К субъ­ек­там РФ бы­ли от­не­се­ны не толь­ко вхо­див­шие в со­став Рос­сии рес­пуб­ли­ки, ав­то­ном­ные об­лас­ти и ав­то­ном­ные ок­ру­га, но и тер­ри­то­ри­аль­ные об­ра­зо­ва­ния – края, об­лас­ти, го­ро­да фе­де­раль­но­го зна­че­ния. Дек­ла­ри­ро­вал­ся от­каз от при­зна­ния при­ори­те­та гос. соб­ст­вен­но­сти по срав­не­нию с др. фор­ма­ми соб­ст­вен­но­сти. Вме­сто прин­ци­па пла­но­во­го раз­ви­тия эко­но­ми­ки про­воз­гла­ша­лись ори­ен­та­ция на ры­ноч­ные от­но­ше­ния, сво­бо­да эко­но­мич. дея­тель­но­сти и доб­ро­со­ве­ст­ная кон­ку­рен­ция. В текст К. бы­ла вклю­че­на Дек­ла­ра­ция прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на РФ, при­ня­тая ВС РСФСР 22.11.1991.

Автор: С. А. Бай­ба­ков.

Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Вто­рая гла­ва К. за­кре­п­ля­ет пра­ва и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. В РФ при­зна­ют­ся и га­ран­ти­ру­ют­ся пра­ва и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на со­глас­но об­ще­при­знан­ным прин­ци­пам и нор­мам ме­ж­ду­нар. пра­ва (см. в ст. Кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва гра­ж­дан). Ос­нов­ные пра­ва и сво­бо­ды че­ло­ве­ка не­от­чу­ж­дае­мы и при­над­ле­жат ка­ж­до­му от ро­ж­де­ния. Осу­ще­ст­в­ле­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на не долж­но на­ру­шать пра­ва и сво­бо­ды др. лиц. Пра­ва и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на яв­ля­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но дей­ст­вую­щи­ми. Они оп­ре­де­ля­ют смысл, со­дер­жа­ние и при­ме­не­ние за­ко­нов, дея­тель­ность за­ко­но­дат. и ис­пол­нит. вла­сти, ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния и обес­пе­чи­ва­ют­ся пра­во­су­ди­ем (см. Кон­сти­ту­ци­он­ные га­ран­тии).

В пя­той гла­ве К. го­во­рит­ся о пар­ла­мен­те – Фе­де­раль­ном со­б­ра­нии РФ, ко­то­рое со­сто­ит из двух па­лат – Со­ве­та Фе­де­ра­ции и Го­су­дар­ст­вен­ной ду­мы. Пар­ла­мент при­ни­ма­ет за­ко­ны (обык­но­вен­ные, кон­сти­ту­ци­он­ные, за­ко­ны о по­прав­ках к К.), фор­ми­ру­ет не­ко­то­рые выс­шие ор­га­ны го­су­дар­ст­ва и на­зна­ча­ет не­ко­то­рых выс­ших долж­но­ст­ных лиц, да­ёт со­гла­сие (Гос. ду­ма) на на­зна­че­ние пре­зи­ден­том пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва (ми­ни­ст­ры на­зна­ча­ют­ся пре­зи­ден­том без уча­стия пар­ла­мен­та). Гос. ду­ма впра­ве вы­ра­зить не­до­ве­рие пра­ви­тель­ст­ву (не­об­хо­ди­мы два во­ту­ма не­до­ве­рия для то­го, что­бы пре­зи­дент ре­шал во­прос об от­став­ке пра­ви­тель­ст­ва или о рос­пус­ке Гос. ду­мы с на­зна­че­ни­ем да­ты но­вых вы­бо­ров). Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние осу­ще­ст­в­ля­ет так­же не­ко­то­рые др. пол­но­мо­чия, ти­пич­ные для пар­ла­мен­тов.

В седь­мой гла­ве К. го­во­рит­ся о су­деб­ной вла­сти, о ста­ту­се су­дов и су­дей, о выс­ших су­дах – кон­сти­ту­ци­он­ном, вер­хов­ном, выс­шем ар­бит­раж­ном, о по­ряд­ке их фор­ми­ро­ва­ния, пол­но­мо­чи­ях. В этой гла­ве го­во­рит­ся так­же о про­ку­ра­ту­ре, ко­то­рая осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор за со­блю­де­ни­ем К. и за­ко­нов, осу­ще­ст­в­ля­ет гос. об­ви­не­ние в су­де и вы­пол­ня­ет не­ко­то­рые др. функ­ции.

Вось­мая гла­ва К. по­свя­ще­на ме­ст­но­му са­мо­управ­ле­нию, ко­то­рое обес­пе­чи­ва­ет са­мо­стоят. ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов ме­ст­но­го зна­че­ния. Оно осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях гра­ж­да­на­ми пу­тём ре­фе­рен­ду­ма, вы­бо­ров, др. форм пря­мо­го во­ле­изъ­яв­ле­ния, че­рез вы­бор­ные и др. ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. Ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния не вхо­дят в сис­те­му ор­га­нов гос. вла­сти, но вме­сте с ни­ми осу­ще­ст­в­ля­ют еди­ную пуб­лич­ную власть на­ро­да и со­труд­ни­ча­ют в этом. Му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния име­ют свою соб­ст­вен­ность, при­ни­ма­ют еже­год­ный ме­ст­ный бюд­жет.

В за­клю­чи­тель­ной, де­вя­той гла­ве го­во­рит­ся о по­прав­ках и пе­ре­смот­ре К. В К. РФ пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся че­ты­ре спо­со­ба её из­ме­не­ния: вне­се­ние по­пра­вок (для это­го не­об­хо­ди­мы го­ло­са 2/3 депу­татов Гос. ду­мы, 3/4 членов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и ра­ти­фи­ка­ция по­пра­вок 2/3 субъ­ек­тов РФ), в ре­зуль­та­те при­ни­ма­ет­ся за­кон о по­прав­ке к кон­сти­ту­ции; вклю­че­ние на­зва­ния но­во­го субъ­ек­та РФ, при­ня­то­го на ос­но­ве доб­ро­воль­но­го при­со­еди­не­ния или об­ра­зо­ва­ния но­во­го субъ­ек­та РФ (пу­тём при­ня­тия фе­де­раль­но­го кон­сти­ту­ци­он­но­го за­ко­на – 2/3 го­ло­сов де­пу­та­тов Гос. ду­мы и 3/4 чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции, это при­ме­ня­лось не­од­но­крат­но при объ­е­ди­не­нии ав­то­ном­ных ок­ру­гов с края­ми или об­лас­тя­ми, в со­став ко­то­рых они вхо­ди­ли); из­ме­не­ние на­зва­ния но­во­го субъ­ек­та РФ, уже со­стоя­ще­го в Фе­де­ра­ции (но­вое на­зва­ние при­ни­ма­ет­ся за­ко­но­дат. со­б­ра­ни­ем субъ­ек­та РФ и вклю­ча­ет­ся в текст); пе­ре­смотр К. По­сколь­ку вне­се­ние по­пра­вок в гла­вы 1, 2 и 9 не­воз­мож­но (за­пре­ще­но К.), то при та­кой не­об­хо­ди­мо­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся об­щий пе­ре­смотр К. Он про­из­во­дит­ся Кон­сти­туц. со­б­ра­ни­ем, ко­то­рое ли­бо под­твер­жда­ет не­из­мен­ность К., ли­бо при­ни­ма­ет но­вый текст К. 2/3 го­ло­сов, ли­бо вы­но­сит его на ре­фе­рен­дум.

К. РФ име­ет выс­шую юри­дич. си­лу, пря­мое дей­ст­вие и при­ме­ня­ет­ся на всей тер­ри­то­рии РФ. За­ко­ны и иные пра­во­вые ак­ты, при­ни­мае­мые в РФ, не долж­ны про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ.

Дополнительная литература:

Кон­сти­ту­ция СССР: по­ли­ти­ко-пра­во­вой ком­мен­та­рий. М., 1982;

Ку­куш­кин Ю. С., Чис­тя­ков О. И. Очерк ис­то­рии Со­вет­ской Кон­сти­ту­ции. М., 1987;

Та­ра­нев Н. М. К во­про­су о ра­бо­те ко­мис­сии ЦК РКП(б) по под­го­тов­ке Кон­сти­ту­ции РСФСР 1918 г. // Во­про­сы ис­то­рии КПСС. 1988. № 1;

Авакь­ян С. А. Кон­сти­ту­ция Рос­сии: при­ро­да, эво­лю­ция, со­вре­мен­ность. 2-е изд. М., 2000;

Бар­ко­ва О. Н. Ис­то­рия раз­ра­бот­ки и при­ня­тия Кон­сти­ту­ции РСФСР 1925 г. М., 2007.

Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.

Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.

Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10).

Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.

Необходимость конституционных перемен назревала объективно.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — не первая в истории страны. До ее принятия действовала российская конституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что является основным законом самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция 1993 года занимает верховенствующее положение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве. Конституция выступает как юридическая база для развития всех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство и взаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.

Читайте также: