Конституция 1923 г китай кратко

Обновлено: 04.07.2024

1917-1923 гг. были временем очевидного государственно-политического хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала возглавленная Сунь Ятсеном партия гоминьдан.

Относительной стабилизации положения Центральному правительству удалось добиться только к осени 1923 г. На выборах (5 октября 1923 г.) большинством голосов парламента был избран президентом бывший военный губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10 октября 1923 г. парламент утвердил новую конституцию Китая.

Конституция 1923 г. (141 ст.) в большой степени повторила систему организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и другими конституционными законами первых лет республики. Главное новшество заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провинций – по сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся унитаризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими источниками доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным, устанавливались предметы собственно общегосударственного законодательства, и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в т. ч. земля, банковское дело, здравоохранение и т.п.). Гарантией провинциальных прав выступала двухпалатная организация парламента.

Соответственно идее разделения властей, законодательными полномочиями наделялось Национальное собрание. Верхняя палата – Сенат – составлялся из делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее было новшеством!) на основе установленной квоты: большинство провинций посылали по 10 депутатов, Монголия – 27, Тибет – 10, от центрального представительства работников народного образования – 8, проживающих заграницей китайцев – 6 и т. д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на 1/3 в два года (по образцу Сената США). Нижняя – Палата представителей – избиралась населением из расчета 1 депутат на 0,8 млн. чел. Правом избирать обладали мужчины старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незначительными имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума (!), несостоятельные должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к правительству, проведения собственных расследований действий администрации.

Территориально республика подразделялась на провинции (22), округа и уезды. По конституции 1923 г. округа не предполагались, но это было нереально. Номинально местное управление предполагалось демократическим: провинциальные и уездные собрания (избираемые на 3 г.), выборные административные советы из 5-9 чел. (на 4 г.). Фактически во главе гражданского управления стояли губернаторы провинций и начальники уездов. Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными административными институтами.


Восстановление республики. конституция 1923 г.

1917-1923 гг. были временем очевидного государственно-политического хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала возглавленная Сунь Ятсеном партия гоминьдан.

Относительной стабилизации положения Центральному правительству удалось добиться только к осени 1923 г. На выборах (5 октября 1923 г.) большинством голосов парламента был избран президентом бывший военный губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10 октября 1923 г. парламент утвердил новую конституцию Китая.

Конституция 1923 г. (141 ст.) в большой степени повторила систему организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и другими конституционными законами первых лет республики. Главное новшество заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провинций – по сути, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся унитаризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими источниками доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным, устанавливались предметы собственно общегосударственного законодательства, и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в т. ч. земля, банковское дело, здравоохранение и т.п.). Гарантией провинциальных прав выступала двухпалатная организация парламента.

Соответственно идее разделения властей, законодательными полномочиями наделялось Национальное собрание. Верхняя палата – Сенат – составлялся из делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее было новшеством!) на основе установленной квоты: большинство провинций посылали по 10 депутатов, Монголия – 27, Тибет – 10, от центрального представительства работников народного образования – 8, проживающих заграницей китайцев – 6 и т. д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на 1/3 в два года (по образцу Сената США). Нижняя – Палата представителей – избиралась населением из расчета 1 депутат на 0,8 млн. чел. Правом избирать обладали мужчины старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незначительными имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума (!), несостоятельные должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к правительству, проведения собственных расследований действий администрации.

Территориально республика подразделялась на провинции (22), округа и уезды. По конституции 1923 г. округа не предполагались, но это было нереально. Номинально местное управление предполагалось демократическим: провинциальные и уездные собрания (избираемые на 3 г.), выборные административные советы из 5-9 чел. (на 4 г.). Фактически во главе гражданского управления стояли губернаторы провинций и начальники уездов. Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными административными институтами.

КОНСТИТУЦИЯ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
10 октябри 1923 г.
Учредительный Конгресс Китайской Республики, с целью поднять национальное величие, укрепить границы государства, увеличить благосостояние общества и утвердить уважение к принципам гуманности, установил настоящую Конституцию. Он обнародывает ее во всей стране, чтобы возложить на всех ее исполнение и упрочить ее на вечные времена.
ГЛАВА I. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Статья 1. Китайская Республика будет навсегда объединенной республикой.
ГЛАВА II. ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ (СУВЕРЕНИТЕТ)
Статья 2. Верховная власть Китайской Республики вверена всему народу в целом.
ГЛАВА III. ТЕРРИТОРИЯ
Статья 3. Территория Китайской Республики состоит из всех стран, принадлежащих Китаю. Территория и пределы провинций могут быть изменены только законами.
ГЛАВА IV. ПРАВА ГРАЖДАНИНА
Статья 4. Всякое лицо, законно принадлежащее в силу своей национальности к Китайской Республике, является гражданином Китайской Республики.
Статья 5. Все граждане Китайской Республики равны без различия рас, классов и религий.
Статья 6. Граждане Китайской Республики не могут быть арестованы, подвергнуты заключению, судимы или наказаны, иначе как согласно закону.
Всякий арестованный гражданин может по закону обратиться в суд для судебного рассмотрения оснований ареста
Статья 7. Нельзя ни войти, ни подвергнуть обыску жилище гражданина Китайской Республики, иначе как согласно закону.
Статья 8. Письма и корреспонденция граждан Китайской Республики не могут быть вскрыты, иначе как согласно закону.
Статья 9. Граждане Китайской Республики свободны выбирать свое место жительства и профессию, без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 10. Граждане Китайской Республики имеют право собираться и образовывать общества, без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 11. Граждане Китайской Республики пользуются полной свободой говорить, писать и издавать свои сочинения без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 12. Граждане Китайской Республики имеют полную свободу почитать Конфуция или исповедовать всякую другую религию без установления каких бы то ни было ограничений, иначе как согласно закону.
Статья 13. Граждане Китайской Республики имеют нерушимое право на обладание собственностью, и всякая экспроприация в интересах публичной пользы должна производиться согласно закону.
Статья 14. Свободы, предоставленные гражданам Китайской Республики помимо упомянутых в настоящей главе и не нарушающие принципа конституционного правления, признаются властью.
Статья 15. Граждане Китайской Республики имеют право возбуждать процессы перед судом согласно закону.
Статья 16. Граждане Китайской Республики имеют право подавать петиции Правительству и Парламенту и излагать свои жалобы согласно закону.
Статья 17. Граждане Китайской Республики имеют право выбирать и быть избранными согласно закону.
Статья 18. Граждане Китайской Республики имеют право состоять на гражданской службе согласно закону.
Статья 19. Граждане Китайской Республики обязаны платить налоги согласно закону.
Статья 20. Граждане Китайской Республики обязаны служить в армии согласно закону.
Статья 21. Граждане Китайской Республики обязаны получать элементарное образование согласно закону.

1917–1923 гг. были временем очевидного государственно-политичес-кого хаоса в Китае. Окончание Первой мировой войны способствовало нарастанию вновь революционно-демократического движения, лидером которого стала возглавленная Сунь Ятсеном партия Гоминьдан.

Существовали также Социалистическая партия, несколько анархистских организаций. Все движения и партии в разной степени были представлены в парламентских институтах разных областей страны. Кроме того, активно заявляла о себе Коммунистическая партия Китая (КПК), созданная на базе рабочего и студенческого движения в Шанхае.

Относительной стабилизации положения Центральному правительству удалось добиться только к осени 1923 г. На выборах (5 октября 1923 г.) большинством голосов парламента был избран президентом бывший военный губернатор столичной провинции Цао Кунь. Укрепившееся политическое большинство группировки чжилийцев инициировало обновление конституции. 10 октября 1923 г. парламент утвердил Конституцию Китая.

Конституция 1923 г. в большей степени повторила систему организации власти, установленную Конституцией 1912 г. и другими конституционными законами первых лет республики. Главное новшество заключалось в том, что, уступая реалиям полувоенной обстановки и почти гражданской войны, Конституция узаконила развитую автономию провинций, Китай превращался в федерацию, несмотря на внешне провозглашавшийся унитаризм. Провинции располагали собственными бюджетами, своими источниками доходов и налоговыми поступлениями. Что было еще более важным, устанавливались предметы собственно общегосударственного законодательства и совместного с провинциальными властями или же только провинциального (в т. ч. земля, банковское дело, здравоохранение и т.п.). Гарантией провинциальных прав выступала двухпалатная организация парламента.

Соответственно идее разделения властей, законодательными полномочиями наделялось национальное собрание. Верхняя палата – сенат – состояла из делегатов провинциальных собраний и от общественных корпораций (последнее было новшеством) на основе установленной квоты: большинство провинций посылали по 10 депутатов, Монголия – 27, Тибет – 10, от центрального представительства работников народного образования – 8, проживающих заграницей китайцев – 6 и т.д. Депутатов избирали на 6 лет с обновлением на 1 /3 через два года.

Нижняя – палата представителей – избиралась населением из расчета 1 депутат на 0,8 млн человек. Правом избирать обладали мужчины старше 21 года с цензом оседлости более 2 лет и некоторыми незначительными имущественными цензами. Выборы производились в две стадии, и от участия в них полностью устранялись неграмотные, курильщики опиума, несостоятельные должники, безумные. В выборах не могли участвовать также военные. Помимо собственно законодательной власти, парламент располагал правом запросов к правительству, проведения собственных расследований действий администрации.

Главой государства и правительственных институтов был президент. Им мог стать только китаец (старше 40 лет, при оседлости свыше 10 лет). Избрание проводили совместно обе палаты парламента квалифицированным большинством в 3 /4. Срок его полномочий установлен был в 5 лет с возможностью только единственного переизбрания. Президент обладал высшей административной властью вместе с кабинетом министров, мог издавать указы, объявлять войну и заключать мир (с согласия парламента), был главнокомандующим армией, назначал чиновников, обладал правом помилования.

Территориально республика подразделялась на провинции (22), округа и уезды. По Конституции 1923 г. округа не предусматривались, но это было нереально. Номинально местное управление предполагалось сделать демократическим: провинциальные и уездные собрания (избираемые на 3 года), выборные административные советы из 5-9 человек (на 4 года). Фактически во главе гражданского управления стояли губернаторы провинций и начальники уездов. Маньчжурия, Монголия и Тибет вообще обладали особым статусом и собственными административными институтами.

В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое национальное правительство, считавшееся общекитайским. Принятые в 1925 г. законы об организации палат (юаней) правительства, воплощавших суньятсеновскую схему пяти властей, учреждались постепенно. Так, в 1928 г. была учреждена законодательная палата, в 1930 г. – экзаменационная, а в 1931 г. – контрольная.

В марте 1929 г. на III съезде Гоминьдана были оформлены опекунские функции партии. Согласно решениям съезда в течение всего периода политической опеки высшим органом государственной власти объявлялся национальный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созывами – Центральный исполнительный комитет. Свои функции, связанные с определением деятельности правительства, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный политический совет.

В 1931 г. функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документом, названным Временной конституцией периода политической опеки. В соответствии с этой Конституцией национальному съезду Гоминьдана предоставлялось право осуществлять власть от имени национального собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИК Гоминьдана, которому было предоставлено право назначать национальное правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста президента республики, он стал председателем национального правительства.

Лишь дальнейшее расширение японской агрессии, вызвавшее формирование антияпонского патриотического фронта, настойчивые требования общественности прекратить гражданскую войну заставили руководство Гоминьдана заключить в 1937 г. соглашение о внутреннем мире. Наступление на освобожденные районы было прекращено, однако в течение всей антияпонской войны эти районы подвергались блокаде.

Введение конституционного правления являлось в период антияпонской войны одним из важнейших демократических требований различных слоев населения страны. Стремясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы назначали новые и новые даты введения конституционного правления. Наконец, 25 декабря 1946 г. национальное собрание составом, сформированным десятилетие назад, приняло Конституцию Китайской Республики. Она вступила в силу лишь через год и поэтому обычно именуется Конституцией 1947 г. В этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период политической опеки. Вместе с тем вводился отсутствовавший в тот период пост президента страны, одновременно упразднялась должность председателя национального правительства. Срок полномочий национального собрания устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились законодательная палата и палата контроля (последняя путем непрямых выборов). Предусматривалось и создание выборных органов самоуправления.

И хотя большого эффекта программа реформ, предпринятых гоминьдановским правительством, не дала, общий принцип ее был очевиден: правительство опиралось в целом на привычные для китайской традиции методы регулирования социальных и экономических отношений. Поэтому страна, в целом, управлялась теми же методами, что и прежде. Сращивание политических, экономических и иных интересов на высшем уровне правящей элиты вело к укреплению привычной для традиционного Китая государственной системы управления, в рамках которой государство выступает в качестве верховного собственника и высшего субъекта власти, а олицетворяют государство и вершат дела его именем те, кто причастен к власти, кто составляет руководящий слой общества. Именно такой практики придерживался Чан Кайши на Тайване, куда эмигрировали гоминьдановцы в 1949 г.

Читайте также: