Конституционный совет франции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Совет обновляется на треть каждые 3 года: президент, председатель Сената и председатель Национального собрания назначают по одному члену Совета вместо тех, у которых истекли 9-летние сроки. В самый первый состав Совета, с целью запустить механизм ротации, три члена были назначены сроком на 9 лет, три сроком на 6 лет и три сроком на 3 года. В случае отставки или смерти члена Конституционного совета на его место той же инстанцией назначается другой, но не на 9 лет, а до истечения срока предшественника. Однако если предшественник находился в должности менее 3 лет, то замещающий может быть назначен на полный срок. Следовательно, максимально возможный срок нахождения в должности составляет (12 лет минус 1 день) = (3 года — 1 день) + (9 лет).

Члены Конституционного совета имеют ряд ограничений: на публичные высказывания; одно и то же лицо не может быть назначено повторно в члены Конституционного совета; их должность несовместима с рядом других должностей и видов деятельности.

Особых ограничений на назначение членов Конституционного совета нет. Какие-либо квалификации юридического характера отсутствуют, так же отсутствуют ограничения по расовой и половой принадлежности. Есть только одно, членом Совета может стать только французский гражданин, который пользуется гражданскими и политическими правами.

67. Основной закон ФРГ 1949г., общ х-ка.

Впоследствии количество земель было уменьшено до 10.первый раздел посвящен основным правам и свободам челове­ка. Специально фиксируется право на человеческое достоинство. Допускается ограничение прав и свобод граждан.Второй раздел Основного закона регулирует отношения меж­ду Федерацией и землями, а также основы политического строя страны. Федеративное устройство обусловило построение де­мократической системы государственных структур снизу довер­ху. По форме правления Германия является парламентской рес­публикой с сильными позициями главы Федерального прави­тельства — Канцлера. Остальные разделы детально регулируют правовой статус высших органов государственной власти, сис­тему федерального законодательства и исполнение федеральных законов, а также общие задачи Федерации и ее субъектов.

По способу изменения Основной закон не является жестким, хотя процедура внесения поправок усложнена по сравнению с принятием обычного закона. Закон о поправке к Основному закону нуждается в одобрении квалифицированного большин­ства в две трети членов верхней и нижней палаты Федерального парламента. В наибольшей степени на со­держании Основного закона отразилось воссоединение Восточ­ной и Западной Германии на основании Договора об установле­нии единства Германии от 31 августа 1990 г., а также вступление ФРГ в Европейские Сообщества.

Правовой статус Федерального правительства в Германии

Правительство состоит из Федерального канцлера и федераль­ных министров.

Федеральный канцлер выбирается Бундестагом. Кандидату­ру на данный пост предлагает Федеральный президент после переговоров с партией, победившей на выборах в Бундестаг. Голосование по данной кандидатуре может проходить в три тура. Если кандидат получает абсолютное большинство голосов членов Бундестага, то Президент назначает его на пост Канцле­ра. Для Германии характерно коалиционное, а не однопартийное Правительство. Федеральные министры назначаются Федеральным президентом по предложению Канцлера. Последний определяет основные направления в политике и руководит работой Федерального правительства. Каждый федеральный министр действует самостоятельно в рамках своей компетенции и несет за это ответственность перед Канцлером. Структура органов исполнительной власти Федерации независимо от профиля ведомства строится в соответствии с принципом трехступенчатости: министерства — высшие (головные) ведомства, наделенные политическими функциями; ведомства среднего звена, имеющие функции надзора; ведомства низового уровня, осуществляющие сугубо исполнительские функции. Федеральное правительство обязано воплощать в жизнь за­коны, принятые Парламентом, а также намечать политические цели и осуществлять руководство государственными делами.

Правительство направляет подго­товленные проекты нормативных актов в Бундесрат даже в том случае, если для их принятия не требуется формального одобре­ния этого органа. Исполнительная власть земель через Бундес­рат участвует в федеральном законодательном процессе. Феде­ральное правительство должно выполнять задачу политического руководства. Она сводится к тому, что Правительство выходит с инициативой, планирует политическое развитие страны и осу­ществляет руководство государством. В рамках этой деятельно­сти Правительство действует самостоятельно.

Федеральное правитель-тво пре­кращет свои полномочия:

— в связи с уходом в отставку (или смертью) Федерального канцлера;

— с момента учреждения нового Бундестага;

—в результате конструктивного вотума недоверия, выражен­ного Бундестагом Федеральному канцлеру;

—при отклонении Бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском Бундестага Феде­ральным президентом.

Президента ФРГ

В ст. 61 Конституции предусматривается возможность отстранения президента по обвинению в умышленном нарушении им Основного закона или другого федерального закона. Вопрос о его виновности и лишении должности принадлежит Федеральному Конституционному суду.

Роль главной политической фигуры Основной закон отводит, таким образом, не президенту, а канцлеру, который выбирается большинством членов бундестага по предложению первого. Им становится лидер партии большинства в бундестаге.

Усиление роли канцлера в ФРГ сближает форму германского государства с президентской системой США и Франции. Эта тенденция усиливается почти неизменным формированием правительства партии канцлера ХДС в союзе СХСС. С 1949г. до 1998г. эти партии бессменно находились у власти, за исключением тринадцати лет правления социально-либеральной оппозиции.

Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года об­новляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного сове­та — все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должнос­тей, принимает решения о конституционности регламентов палат парла­мента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возмож­ности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его резуль­таты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблю­дением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлага­ется рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент рес­публики, председатель правительства, председатели обеих палат парла­мента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательно­го процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и за­крытый.

Государственный совет назначается президентом и дает заключе­ния правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.

Конституционный контроль во Франции является, по существу, пред­варительным. Последующий конституционный контроль осуществляет­ся лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Последующий конституционный контроль осуществляется и при обра­щении граждан в административные суды (в конечном счете — в Госу­дарственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

Бундестаг и бундесрат

Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты бундестага и члены бун­десрата. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в бун­десрат (для получения мнения земель), а затем с мнением бундесрата в течение установленного срока (6 недель) должны быть переданы в ниж­нюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты. Депутаты бундестага могут вносить законопроекты только коллек­тивно: от имени фракции либо если собрано не менее 5% подписей общего числа депутатов бундестага. Члены бундесрата могут вносить законопроекты также группой (от земли), но направлять их в бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение. Законопроекты в бундестаге рассматриваются в трех, чтениях по классической схеме: обсуждение основных положений и передача за­конопроекта в соответствующую отраслевую постоянную комиссию или комитет; постатейное обсуждение с докладом комиссии каждой статьи и голосование по статьям; обсуждение законопроекта в целом и голо­сование. Принятый бундестагом законопроект передается в бундесрат. По некоторым вопросам согласие бундесрата обязательно: для законов об изменении конститу­ции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях феде­рации и земель и др. Если по этим вопросам бундесрат не соглашается с текстом, принятым бундестагом, а предлагает изменения и дополне­ния, создается согласительный комитет (согласительная комиссия) из представителей бундестага и бундесрата. Создания согласительного ко­митета может потребовать правительство. Если согласительный ко­митет поддерживает решение бундестага, то бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный бундестагом. Если комитет решение бундестага не поддерживает, то бундестаг дол­жен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указан­ным вопросам у бундесрата есть, хотя и несколько ослабленное, право вето. Законопроекты по другим вопросам, принятые бундестагом, тоже должны передаваться в бундесрат. Если он дает свое согласие, закон считается принятым, публикуется и вступает в силу. Если же он предла­гает изменения и дополнения, то также создается согласительный коми­тет, но в этом случае независимо от решения комитета бундестаг вправе принять закон без согласия бундесрата. У бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Про­тест рассматривается бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов. Однако в определенных условиях бундесрат, напротив, может при­нимать законы самостоятельно, без участия бундестага. Если правительство считает законопроект неотложным, бундесрат вправе принять его без согласия бундестага. Парламент ФРГ, а именно бундестаг, равно как и в других странах, вправе делегировать правительству полномочия по изданию актов, вхо­дящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полно­мочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правитель­ству земли.

ФРГ осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, но правительство несет ответст­венность только перед бундестагом — как коллективную, так и индиви­дуальную (коллективная ответственность выражается прежде всего в ответственности канцлера — главы правительства, которое с уходом канцлера в отставку тоже заменяется). Формой ответственности канцле­ра является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку. Вопрос о недоверии канцлеру должен голо­соваться в бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника как единая, совокупная резолюция. Конструктивный вотум недоверия применял­ся крайне редко, лишь в исключительных случаях (дважды).

Канцлер и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием принять закон, необходимый прави­тельству. В этом случае при выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению президента) или роспуск парламен­та (бундестага: верхняя палата не распускается). Роспуск парламента по указу президента следует, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.

Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законода­тельному органу: ратифицирует международные договоры (это делает обычно бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие бундес­рата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии, фор­мирует некоторые другие высшие органы государства (бундестаг участ­вует в выборах президента республики, бундестаг и бундесрат формиру­ют Федеральный конституционный суд, избирают председателя и вицепредседателя Счетной палаты — органа финансового контроля).

Если парламент не может собраться, то решения, имеющие силу закона, в период состояния обороны принимаются совместным, коми­тетом, состоящим из 33 членов, 2/3 из которых — депутаты бундестага и 1 /З — члены бундесрата. Эти решения могут быть отменены бундеста­гом с согласия бундесрата.

Президент ФРГ

Исполнительная власть в Германии принадлежит федеральному пре­зиденту, который действует по указаниям правительства. Поэтому на деле президент является лишь главой государства, а реально исполни­тельная власть осуществляется правительством.

Федеральный президент избирается на 5 лет косвенными выбора­ми — Федеральным собранием, которое состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в бундестаге. Прези­дентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Одно и то же лицо может быть избрано прези­дентом только на два срока.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландта­га земли, местных представительных органов, занимать другие оплачи­ваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли. Он пользуется иммунитетом, который прекращается в случаях, установлен­ных конституцией для ответственности президента.

По конституции федеральный президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международ­ные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов необходима их контрассиг-натура канцлером или соответствующим министром (получение контрассигнатуры — подписи). Контрассигнатура не нужна для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недове­рия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначе­ния в этих условиях даты выборов в бундестаг, для предложения канди­датуры нового канцлера. Но все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера: прежнему выражено недоверие либо он ушел в отставку, а новый не избран.

Ответственность президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только бун­дестаг или бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвине­ния) требует большинства в 2/3. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности президент в дальнейшем может быть подверг­нут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституцион­ный суд вправе также временно отстранить президента от должности при предъявлении парламентом обвинения — до решения дела по существу.

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятст­вий для исполнения им своих обязанностей осуществляет председатель бундестага.

По Конституции и Органическому Закону 1958 года во Франции предусмотрено создание специализированного органа конституционного контроля – Конституционного Совета (КС).

Конституционному Совету посвящена глава VII Конституции Франции, статьи с 56 по 63.

Конституционный контроль появился во Франции в 1958 году, после принятия Конституции 1958 года и учреждения V Республики. До этого правовая традиция Франции сопротивлялась введению такого контроля, основываясь на приоритете закона "как выражении общей воли". В Конституции 1946 года было предусмотренного создание Конституционного Комитета, обладавшего совещательными правами. Необходимость "потеснить" парламент, который по французской традиции обладал всеобщей компетенцией, и разграничить компетенцию между исполнительной и законодательной властью привела к созданию не конституционного суда, а Конституционного Совета. Эволюция этого органа, которая проходила в два этапа в 70-х годах XX века, превратила его из "цепного пса исполнительной власти", стоящего на страже статей 34, 37 Конституции Франции, регулирующих компетенцию законодательной и исполнительной власти, в орган по защите прав и свобод. Конституционный Совет, принимая решение от 16 июля 1971 года, наделил себя правом толкования не только Конституции, но и преамбулы к Конституции, в которой упоминаются права и свободы. Таким образом, он вышел из установленных рамок и стал проводить контроль законов на соответствие принципам, заложенным в так называемом конституционном блоке законодательства.

Порядок формирования:

Конституционный Совет – независимый государственный орган, осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе. В состав КС входит 9 членов, назначаемые сроком на 9 лет, из них 3 назначаются Президентом, 3 – Председателем Национального Собрания, 3 – Председателем Сената. Состав КС обновляется на 1/3 каждые 3 года. Также в состав входят exofficio все бывшие президенты Французской Республики:

ü Валери Жискар д’Эстен;

ü Жак Ширак: был условно осужден за злоупотребление доверием (продажа должностей в городскую мэрию); вследствие этого отказался от участия в заседаниях КС;

ü Николя Саркози (покинул КС в июле 2013 года).

Председатель КС назначается Президентом. Он руководит работой КС и представляет его на официальных церемониях, а также занимает 5 место в официальной иерархии должностных лиц Республики после Президента, ПМ и председателей Палат.

Члены КС не обязаны иметь юридическое образование, но должны обладать полным набором избирательных прав. Членам КС запрещено заниматься политической деятельностью. Исключений из состава до сих пор не было. Кворум - 7 человек.

Полномочия:

1) Проверка конституционности законов;

2) Формулировка основополагающих конституционных принципов и, следовательно, обеспечение единства и согласованности всего конституционного блока;

5) Определяет, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституции;

6) Рассмотрение индивидуальных конституционных жалоб (с 2008 г. см. ниже).

Объектом проверки не могут быть:

- Законы о конституционных поправках;

- Законы, принятые на референдуме;

- Вопросы соблюдения парламентской процедуры;

До 2008 года КС относился к квазисудебным органам конституционного контроля в силу закрытости конституционного производства и невозможности рассмотрения индивидуальных конституционных жалоб. Однако конституционная реформа 2008 года преобразовала его в полноценный судебный орган по защите прав и свобод граждан, предусмотрев создание правового института последующего (конкретного) конституционного контроля.

Любой гражданин имеет право заявить, что применяемое при рассмотрении его дела в суде законодательное положение посягает на права и свободы, гарантированные ему Конституцией. При этом сам судья не может поставить вопрос о конституционности: он лишь дает первоначальную оценку запросу и незамедлительно передает его в Кассационный суд или Государственный совет (в зависимости от юрисдикционной принадлежности дела). Последние принимают решение об обращении в Конституционный совет только в том случае, если найдут изначальные претензии гражданина обоснованными. Такое предварительное рассмотрение вопроса представляет собой своего рода фильтр, который упорядочивает процедуру в целом и делает более эффективной деятельность Конституционного Совета.

Конституционный совет - высший орган, осуществляющий контроль за соблюдением Конституции. В Совет входят девять членов, назначаемых на девять лет. Их мандат не может быть ни продлен, ни аннулирован. Состав Совета обновляется на треть каждые три года. Трех членов Совета назначает президент Республики, шесть остальных назначают председатели Национального собрания и Сената (каждый по три члена).
Кроме того, в Конституционный совет пожизненно входят по праву бывшие президенты Республики. Тем не менее, Шарль де Голль и Франсуа Миттеран отказались заседать в Совете по окончанию их президентских мандатов.
Председатель Совета назначается президентом Республики. Голос председателя в Совете является решающим в случае разделения голосов поровну.
Полномочия Конституционного совета четко определены в Конституции (ст. 56-63). Его решения не подлежат обжалованию (ст. 62). Две главные сферы его компетенции - рассмотрение протестов, связанных с результатами голосования, и контроль за соответствием Конституции принимаемых законов. В его функции входит также принятие решения о наличии препятствий к исполнению президентом Республики своих обязанностей. Президент Республики может быть наделен чрезвычайными полномочиями только после консультаций с Конституционным советом (ст. 16).
В компетенцию Конституционного совета входит осуществление контроля за выборами президента, Национального собрания и Сената, за правильностью проведения референдумов, а также контроль за соблюдением условий неизбираемости и запрета на совмещение должностей. В отношении референдума Конституционный совет выполняет двойную функцию: осуществляет предварительное консультирование, а после голосования рассматривает протесты в связи с нарушением процедуры голосования.
Контрольные функции Совета относительно соответствия Конституции носят как обязательный (в отношении регламентов палат парламента и органических законов), так и необязательный характер (в отношении других законов, а также международных договоров или обязательств). В последнем случае рассмотрение этих вопросов может быть поручено Конституционному совету президентом Республики, премьер-министром, председателем Национального собрания, председателем Сената и, начиная с 1974 г., 60 депутатами или 60 сенаторами. Таким образом, у оппозиционных партий появилась возможность обжаловать закон, принятый парламентским большинством. С 2008 года Конституционный совет может также рассматривать несоответствие законов Конституции на основе запросов Государственного совета и Кассационного суда.
В целях усиления контроля за конституционностью принимаемых законов и других актов Конституционный совет в 1971 г. принял решение осуществлять надзор за их соответствием не только самой Конституции 1958 г., но также текстам, на которых она основывается, - преамбуле Конституции 1946 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и другим фундаментальным принципам, признанным законами Республики. В результате Конституционный совет стал подлинным защитником основных прав и свобод граждан.

Читайте также: