Конституционный надзор это кратко и понятно
Обновлено: 07.07.2024
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - деятельность специализированных, независимых в сфере их полномочий от других ветвей государственной власти, органов по проверке соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов (в отдельных странах - также ненормативных правовых актов и действий высших органов государства).
Установив факт несоответствия закона конституции, признав закон неконституционным, органы, осуществляющие конституционного контроля, не вправе отменять или изменять его - они публикуют своё решение, и все органы государства, физические и юридические лица должны знать, что такой закон или его определённые положения не подлежат применению.
В различных государствах мира существуют четыре вида органов, осуществляющих конституционный контроль:
1) суды общей юрисдикции. Их решение можно обжаловать вплоть до федерального верховного суда, решение последнего является окончательным. Такая система действует в странах англосаксонского права (Австралия, Канада, США, страны Латинской Америки и др.), но в её применении существуют различия. Напр., в Индии решения о неконституционности может принимать только Верховный суд (в некоторых странах - и суды низших звеньев юстиции).
Осуществление конституционного контроля судами общей юрисдикции исключает подачу к ним специального иска о проверке конституционности, это требование может быть обращено к суду только в ходе конкретного судебного разбирательства одной из сторон процесса;
2) специальные конституционые суды (Австрия, Германия, Италия, Россия и др.), которые занимаются вопросами конституционного контроля. В конституционный суд подаётся специальный иск, ходатайство и др. с просьбой проверить конституционность определённого правового акта (его отд. положений);
3) конституционые советы (во Франции и некоторых др. франкофонных странах). Обращаться в конституционный совет граждане не могут - это право главы государства или членов парламента (напр., во Франции это право президента, 60 депутатов или сенаторов);
4) конституционно-религиозные советы, существующие в некоторых странах мусульманского права (Иране, Пакистане и др.). В их составе - юристы и учёные - знатоки Корана. Такие органы проверяют закон сначала на соответствие его Корану и лишь затем - на соответствие конституции.
По времени осуществления различают предварительный и последующий конституционный контроль. В судах общей юрисдикции и конституц. судах возможен только последующий конституционный контроль, когда акт уже действует. При наличии конституционного (конституционно-религиозного) совета возможен только предварительный контроль - проверка конституционности закона до подписания его главой государства и вступления в силу.
По связи с конкретным законом различают абстрактный и конкретный конституционный контроль. Абстрактный контроль - проверка конституционности акта вне связи с конкретным делом; это - официальное толкование конституционности (неконституционности) акта (его отд. положений), данное органом конституционного котроля. Конкретный конституционный контроль связан с фактическим применением оспариваемого акта, хотя и в этом случае орган коституционного контроля даёт официальное толкование оспариваемого акта, признавая его конституционным или неконституционным. Обычно круг лиц, имеющих право обращаться в конституционный суд в связи с конкретным конституционном контролем (при применении оспариваемого акта на практике), гораздо шире, чем при абстрактном конституционным контролем. В последние десятилетия всё чаще органы конституционного контроля наделяются правом осуществлять и предварительный и последующий, и абстрактный и конкретный конституционным контролем (в частности, в некоторых странах Латинской Америки).
По числу органов контроля различают диффузный (рассредоточенный) конституционный контроль, когда его вправе проводить разные органы, и централизованный К. к., когда его осуществляет только один орган (напр., Конституционный совет во Франции или Конституционный суд в Германии).
По правовым последствиям принятого решения различают решающий и консультативный конституционный контроль. При консультативном контроле решение органа конституционного контроля необязательно. Как правило, органы конституционного закона занимаются такой деятельностью только в случае обращения к ним и лишь в отдельных странах - по своей инициативе, т. н. самозапрос органа конституционного контроля (Австрия, Албания, Польша, Узбекистан). При решающем конституционном контроле правовая позиция - общее представление судей, сложившееся у каждого из них индивидуально, но приобретающее при совпадении взглядов коллегиальный характер, - является обязательной для решения аналогичных вопросов. Решение органа конституционного контроля, как правило, окончательно, но в некоторых странах может быть обжаловано.
В Российской Федерации конституционный контроль осуществляет Конституционный суд. Суд выявляет конституционно-правовой смысл основного закона и указывает, что исключается какое-либо иное толкование в правоприменительной практике. Он формулирует свои правовые позиции, из которых он исходит при решении дел. Судьи, не согласные с позицией большинства или с решением конкретного дела, могут выразить особое мнение (как и решение Суда, оно публикуется). При изменении ситуации, в иных условиях Суд вправе изменить свою правовую позицию (такое же правило применяют и органы К. к. зарубежных стран по отношению к сформулированным ими доктринам). Конституционный суд РФ осуществляет по отношению к рассматриваемым делам последующий конституционный контроль (предварительный возможен по отношению к ещё не ратифицированным договорам РФ с иностранными государствами). Контроль Конституционного суда РФ может быть абстрактным и конкретным, консультативный конституционный контроль не используется. Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию, в отношении участников процесса вступает в силу немедленно после провозглашения, не нуждается в подтверждении др. органами или должностными лицами.
В федеративных государствах органы конституционного контроля создаются и в субъектах федерации (Германия, Россия и др.), в этом случае они проверяют соответствие законов и иных правовых актов субъекта федерации только конституции (уставу) данного субъекта. В странах англосаксонского права суды общей юрисдикции, осуществляющие конституционный контроль (при отсутствии специализированных органов), проверяют и соответствие правовых актов субъекта федерации федеральной конституции.
осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Суть К. н. состоит в том, что надзирающий орган осуществляет наблюдение за соответствием правовых актов конституции, по сигналам или по своей инициативе находит противоконсти-туционные акты и предлагает соответствующим органам их отменить. Сам он отменить такие акты не может, если выполняет в чистом виде функции К. н. Однако если одновременно он является органом конституционного контроля, то может и сам отменять, признавать недействующими подобные акты (см.: Конституционный контроль).
К. н. могут осуществлять различные государственные органы, для которых К. н. - одна из функциональных задач (например, президент, прокуратура). Однако как правило К. н. поручается специально уполномоченному на то органу - комитету конституционного надзора (ККН). Например, таковыми были ККН СССР и союзных республик, предусмотренные при реформе Конституции СССР 1 декабря 1988 г. (Закон о конституционном надзоре в СССР был принят на втором Съезде народных депутатов СССР 23 декабря 1989 г., ККН СССР функционировал с этого времени до ликвидации СССР). В Российской Федерации при конституционной реформе 27 октября 1989 г. тоже был предусмотрен ККН, однако он так и не был создан. А при конституционной реформе 12 декабря 1990 г. вместо ККН был учрежден Конституционный Суд РСФСР. (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .
Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР" в других словарях:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР — см. Конституционный контроль … Юридический словарь
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР — особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. К.н. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (например, США,… … Юридическая энциклопедия
Конституционный надзор — в зарубежных государствах проверка соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. К. н. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (например, США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония) б)… … Большая советская энциклопедия
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР — особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. К.н. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (например, США,… … Энциклопедический словарь экономики и права
конституционный надзор — см. конституционный контроль … Большой юридический словарь
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР ПОСЛЕДУЮЩИЙ — КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР … Юридическая энциклопедия
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ — КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР … Юридическая энциклопедия
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР ПОСЛЕДУЮЩИЙ — (см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР) … Энциклопедический словарь экономики и права
КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ — (см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР) … Энциклопедический словарь экономики и права
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (конституционный надзор) — особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. К. к. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (напр., США, Аргентина, Дания … Юридический словарь
Функционирование любого правого государства основано на принципах и нормах права, которые должны соответствовать друг другу, формируя слаженную правовую систему. В основе такой системы обычно лежат конституционные нормы, которые содержат в себе обозначение основных направлений развития государства.
В этом отношении нельзя переоценить значение конституционного надзора для государства. В данной статье мы рассмотрим особенности такого надзора в России.
Общие сведения
Действие Конституции России охватывает всю территорию государства. Кроме того, указанный документ обладает высшей юридической силой, что подразумевает необходимость разрабатывать все нормативные и другие акты строго в соответствии с Конституцией и изложенными в ней принципами.
Очевидна высокая важность Конституции для правовой жизни нашей страны, поэтому она нуждается в особой охране. Одним из средств такой охраны выступает конституционный контроль.
Понятие конституционного контроля
В целях обеспечения верховенства Конституции над всеми нормативными и правовыми актами уполномоченные на то органы выясняют соответствие таких актов основному закону страны и принимают меры по устранению установленных нарушений и несоответствий. Данная деятельность называется конституционным контролем.
Что касается понятия конституционного надзора, то здесь следует отметить следующее. Надзор предполагает деятельность по выявлению и устранению нарушений закона. В случае с конституционным надзором речь идет об обнаружении противоречий в актах поднадзорного учреждения конституционным нормам.
Другие же деятели науки о соотношении понятий конституционного контроля и надзора говорят в ином ключе. К важнейшим критериям разграничения этих понятий можно отнести тот факт, что контроль проводится в отношении подконтрольного органа, а надзорный же орган не имеет субординационной связи с поднадзорным. Кроме того, в рамках конституционного контроля несоответствующий Конституции правовой акт может быть лишен юридической силы, что невозможно при проведении надзора.
Важно отметить, что современное законодательство России не содержит указаний на различие терминов "конституционный надзор" и "конституционный контроль".
Виды конституционного контроля
Классификация конституционного контроля может быть проведена по различным критериям. Так, по времени реализации конституционный контроль правовых актов подразделяется на предварительный и последующий, то есть проводимый до и после вступления в силу акта.
По обязательности и необходимости проведения конституционный контроль бывает обязательный и факультативный (проводится при наличии соответствующей инициативы). По форме: абстрактный конституционный контроль или конкретный, т.е. в связи с рассмотрением какого-то конкретного дела.
Если исходить из того, что конституционный надзор представляет собой отличающийся от контроля вид деятельности, то можно рассматривать надзор как вид конституционного контроля.
Органы конституционного контроля
В России к органам конституционного контроля относится прежде всего Конституционный Суд РФ. Кроме указанного органа, реализуют конституционный контроль суды общей юрисдикции, Федеральное Собрание РФ, Правительство России, Президент, а также Уполномоченный по правам человека в России.
Существуют также органы, которые реализуют надзор за соблюдением свобод и прав человека, за исполнением законов и соответствие им издаваемых поднадзорными учреждениями актов. Речь идет об органах прокуратуры, которые в отличие от органов конституционного контроля не имеют полномочий отменять несоответствующие законам России акты, но могут их опротестовать в суде.
Конституционный суд России
Судебный конституционный контроль играет важную роль в обеспечении верховенства Конституции РФ. Этот вид контроля на основании закона о Конституционном Суде России реализуется указанным судом.
К его полномочиям относятся следующие:
- Рассмотрение и разрешение дел о соответствии нормативных и других правовых актов основному закону государства.
- Разрешение споров о компетенции и полномочиях между органами исполнительной власти и высшими государственными органами.
- Толкование Конституции России.
- Подготовка заключения о соблюдении порядка обвинения Президента России в тяжком преступлении или государственной измене.
Помимо названных выше полномочий, Конституционный Суд обладает законодательной инициативой в соответствующей ему сфере, а также реализует другие законодательно закрепленные полномочия.
Конституционное судопроизводство
Основной задачей конституционного контроля является осуществление правосудия, связанное с применением норм Конституции РФ, а также уставов и конституций субъектов России. Достигается данная задача посредством конституционного судопроизводства, которое представляет собой систему процессуальный действий суда и других участников производства с связи с рассмотрением какого-либо дела в рамках конституционного контроля.
В связи с тем, что именно конституционные суды обеспечивают единообразие понимания и применения права, а конституционное производство имеет выраженный публично-правовой характер, то можно говорить о конституционном судопроизводстве как о наивысшей форме судебной защиты.
Отметим, что данный вид производства регламентирован не кодексом, а федеральным конституционным законом, который был упомянут выше. В то же время Конституционный Суд России имеет право формировать недостающие процедурные элементы и уточнять правила самостоятельно.
Решение Конституционного Суда РФ является окончательным и обжалованию не подлежит. Фактически эти решения приравниваются к правовым источникам.
Проверка конституционности законов
В рамках конституционного надзора органами власти, судами и гражданами может быть подан запрос или жалоба в Конституционный Суд РФ об исследовании конституционности нормативных актов.
Проверка предполагает установление соответствия акта Конституции в части содержания норм, формы акта, порядка его подписания, принятия и вступления в силу. Кроме того, анализируется соблюдение принципа разграничения ветвей власти и компетенций и предметов ведения государственных органов.
Итогом проверки становится постановление Конституционного Суда России либо о признании положений проверяемого акта соответствующим Конституции, либо несоответствующим ей. Последний исход проверки предполагает отмену акта или его отдельных положений в установленном порядке. Кроме того, отметить необходимо и те правовые документы (или их части), которые были приняты в соответствии с таким актом или его положениями.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие и виды конституционного контроля и надзора. В российской правовой науке сейчас ведутся дискуссии о соотношении указанных терминов.
Как было отмечено, среди ученых и юристов отсутствует единство мнений по поводу понятий конституционного надзора и контроля. С одной стороны, их можно рассматривать как синонимы, с другой же стороны, можно выделить и некоторые отличия.
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ НАДЗО́Р, в большинстве стран то же, что конституционный контроль . В некоторых странах (в частности, в рос. праве) проводится определённое различие: конституц. контроль предполагает принятие обязательных решений, К. н. иногда только указывает на нарушения законодательства, иных правовых актов и требует их отмены или исправления. В СССР в 1989–1991 действовал специальный надзорный орган – К-т конституц. надзора СССР. С 1991 сформирован Конституц. суд РФ – судебный орган конституц. контроля.
Читайте также: