Конституционный контроль это кратко
Обновлено: 05.07.2024
особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.
Институт К.к. впервые возник в США, где еще в 1803 г. федеральный Верховный суд признал, что у него есть право объявлять противоречащими Конституции США любые законы, принимаемые органами законодательной власти в стране. Объявление закона таковым означало и означает в наши дни, что он не должен применяться в первую очередь судами. Эта модель К.к. впоследствии получила название американской. Впервые специальный орган К.к. - конституционный суд - был создан в Австрии по Конституции 1920 г., что ознаменовало появление так называемой европейской модели К.к. В СССР К.к. существовал формально в 1924-1936 гг. и был восстановлен в 1989 г. с образованием Комитета конституционного надзора СССР. В РФ К.к. был учрежден в 1991 г. (см. Конституционный Суд РФ). К настоящему времени самостоятельные органы К.к. созданы также на уровне республик в составе РФ. В некоторых других субъектах РФ предусмотрен аналог К.к. - так называемый уставный контроль (см. Уставный суд). В большинстве бывших союзных республик в 1991-1995 гг. также были созданы органы К.к. К концу 90-х гг. К.к. был признан в абсолютном большинстве стран мира как неотъемлемый элемент демократической государственности.
В современной мировой практике К.к. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, Эстония): в) специальными конституционными судами, для которых К.к. - главная функция (РФ, Украина, Австрия, Германия, Италия, Турция, Кипр):
г) особым органом несудебного характера (Конституционный совет во Франции и Казахстане). В ряде стран утверждается "смешанная модель", для которой характерно осуществление К.к. как судами общей юрисдикции, так и специализированными органами конституционного правосудия (Греция, Португалия, ЮАР).
Объектами К.к. могут быть обычные законы, органические законы, конституционные законы, международные договоры, регламенты палат парламента, подзаконные нормативные акты, а также правоприменительная практика. В федеративных государствах объектом К.к. являются также вопросы разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. По содержанию К.к. может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил,установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе любого из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом). В США и других странах, следующих классической американской модели, применяется только конкретный контроль, осуществляемый всеми судами общей юрисдикции в процессе рассмотрения уголовных и гражданских дел. Во Франции и ряде франкоязычных стран Африки применяется только абстрактный контроль. Для европейской модели (в том числе для РФ) характерно сочетание в той или иной пропорции абстрактного и конкретного контроля. По моменту осуществления К.к. может быть последующим, когда проверке подвергаются законы, принятые и вступившие в силу (США, Италия. Германия, РФ), или предварительным - когда проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента (Швеция, Финляндия). Во Франции, Мавритании, Габоне и некоторых других странах К.к. подвергаются принятые парламентом законы до их промульгации. В зависимости от того, предоставляется ли нормативный акт в орган конституционного правосудия по предписанию закона или по воле субъекта, обладающего правом инициативы, различают обязательный и факультативный К.к. В подавляющем большинстве государств применяется только факультативный контроль. Лишь во Франции и франкоязычных странах Африки существует обязательный контроль в отношении органических законов и парламентских регламентов, а в Румынии - в отношении конституционных законопроектов.
Обычно орган, осуществляющий К.к., может признать противоречащими конституции либо весь закон (иной нормативный акт), либо его отдельные положения (статьи).
Правовые последствия признания нормативного акта или его части неконституционными различаются в зависимости от модели К.к. В соответствии с европейской моделью (которой придерживается и РФ) нормы, признанные антиконституционными, официально утрачивают юридическую силу, признаются отмененными. В странах американской модели (США, Канада. Япония. Норвегия) решения верховных судов не являются общеобязательными и не могут непосредственно отменять неконституционный акт, однако последний не будет применяться государственными органами, и прежде всего судами (в силу судебного прецедента либо правовой традиции).
В ряде государств решения органов К.к. о признании акта неконституционным могут быть отменены или не утверждены парламентом (Эфиопия, Румыния, Намибия) либо главой государства (Монголия, Казахстан).
Функции К.к. являются главными, но единственными полномочиями органов конституционного правосудия. Последние также могут контролировать проведение выборов, референдумов, а иногда и утверждать их результаты (Венгрия, Казахстан, Индия. Италия, Франция и др.), рассматривать вопросы, связанные с преследованием высших должностных лиц за нарушение конституции, давая заключение (Болгария, Монголия, РФ и др.) или непосредственно решая вопрос об отстранении от должности (Австрия. Италия, Чехия. Хорватия и др.), контролировать деятельность политических партий (Болгария, Азербайджан, Турция и др.) и т.д.
Лит.:Шульженко Ю.Л.Конституционный контроль в России. М., 1995; Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах (Венгрия, Италия, Польша, Югославия, Франция, ФРГ, ЧССР)/ / Вестник Московской областной Думы, 1990, № 2; Сравнительное конституционное право/ Под редакцией А.И. Ковлера. В.Е. Чиркина, Ю.А. Юдина. М., 1996.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - деятельность специализированных, независимых в сфере их полномочий от других ветвей государственной власти, органов по проверке соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов (в отдельных странах - также ненормативных правовых актов и действий высших органов государства).
Установив факт несоответствия закона конституции, признав закон неконституционным, органы, осуществляющие конституционного контроля, не вправе отменять или изменять его - они публикуют своё решение, и все органы государства, физические и юридические лица должны знать, что такой закон или его определённые положения не подлежат применению.
В различных государствах мира существуют четыре вида органов, осуществляющих конституционный контроль:
1) суды общей юрисдикции. Их решение можно обжаловать вплоть до федерального верховного суда, решение последнего является окончательным. Такая система действует в странах англосаксонского права (Австралия, Канада, США, страны Латинской Америки и др.), но в её применении существуют различия. Напр., в Индии решения о неконституционности может принимать только Верховный суд (в некоторых странах - и суды низших звеньев юстиции).
Осуществление конституционного контроля судами общей юрисдикции исключает подачу к ним специального иска о проверке конституционности, это требование может быть обращено к суду только в ходе конкретного судебного разбирательства одной из сторон процесса;
2) специальные конституционые суды (Австрия, Германия, Италия, Россия и др.), которые занимаются вопросами конституционного контроля. В конституционный суд подаётся специальный иск, ходатайство и др. с просьбой проверить конституционность определённого правового акта (его отд. положений);
3) конституционые советы (во Франции и некоторых др. франкофонных странах). Обращаться в конституционный совет граждане не могут - это право главы государства или членов парламента (напр., во Франции это право президента, 60 депутатов или сенаторов);
4) конституционно-религиозные советы, существующие в некоторых странах мусульманского права (Иране, Пакистане и др.). В их составе - юристы и учёные - знатоки Корана. Такие органы проверяют закон сначала на соответствие его Корану и лишь затем - на соответствие конституции.
По времени осуществления различают предварительный и последующий конституционный контроль. В судах общей юрисдикции и конституц. судах возможен только последующий конституционный контроль, когда акт уже действует. При наличии конституционного (конституционно-религиозного) совета возможен только предварительный контроль - проверка конституционности закона до подписания его главой государства и вступления в силу.
По связи с конкретным законом различают абстрактный и конкретный конституционный контроль. Абстрактный контроль - проверка конституционности акта вне связи с конкретным делом; это - официальное толкование конституционности (неконституционности) акта (его отд. положений), данное органом конституционного котроля. Конкретный конституционный контроль связан с фактическим применением оспариваемого акта, хотя и в этом случае орган коституционного контроля даёт официальное толкование оспариваемого акта, признавая его конституционным или неконституционным. Обычно круг лиц, имеющих право обращаться в конституционный суд в связи с конкретным конституционном контролем (при применении оспариваемого акта на практике), гораздо шире, чем при абстрактном конституционным контролем. В последние десятилетия всё чаще органы конституционного контроля наделяются правом осуществлять и предварительный и последующий, и абстрактный и конкретный конституционным контролем (в частности, в некоторых странах Латинской Америки).
По числу органов контроля различают диффузный (рассредоточенный) конституционный контроль, когда его вправе проводить разные органы, и централизованный К. к., когда его осуществляет только один орган (напр., Конституционный совет во Франции или Конституционный суд в Германии).
По правовым последствиям принятого решения различают решающий и консультативный конституционный контроль. При консультативном контроле решение органа конституционного контроля необязательно. Как правило, органы конституционного закона занимаются такой деятельностью только в случае обращения к ним и лишь в отдельных странах - по своей инициативе, т. н. самозапрос органа конституционного контроля (Австрия, Албания, Польша, Узбекистан). При решающем конституционном контроле правовая позиция - общее представление судей, сложившееся у каждого из них индивидуально, но приобретающее при совпадении взглядов коллегиальный характер, - является обязательной для решения аналогичных вопросов. Решение органа конституционного контроля, как правило, окончательно, но в некоторых странах может быть обжаловано.
В Российской Федерации конституционный контроль осуществляет Конституционный суд. Суд выявляет конституционно-правовой смысл основного закона и указывает, что исключается какое-либо иное толкование в правоприменительной практике. Он формулирует свои правовые позиции, из которых он исходит при решении дел. Судьи, не согласные с позицией большинства или с решением конкретного дела, могут выразить особое мнение (как и решение Суда, оно публикуется). При изменении ситуации, в иных условиях Суд вправе изменить свою правовую позицию (такое же правило применяют и органы К. к. зарубежных стран по отношению к сформулированным ими доктринам). Конституционный суд РФ осуществляет по отношению к рассматриваемым делам последующий конституционный контроль (предварительный возможен по отношению к ещё не ратифицированным договорам РФ с иностранными государствами). Контроль Конституционного суда РФ может быть абстрактным и конкретным, консультативный конституционный контроль не используется. Решение Суда окончательно, не подлежит обжалованию, в отношении участников процесса вступает в силу немедленно после провозглашения, не нуждается в подтверждении др. органами или должностными лицами.
В федеративных государствах органы конституционного контроля создаются и в субъектах федерации (Германия, Россия и др.), в этом случае они проверяют соответствие законов и иных правовых актов субъекта федерации только конституции (уставу) данного субъекта. В странах англосаксонского права суды общей юрисдикции, осуществляющие конституционный контроль (при отсутствии специализированных органов), проверяют и соответствие правовых актов субъекта федерации федеральной конституции.
Конституционный контроль – особый вид государственной деятельности, который призван обеспечить верховенство Конституции РФ перед другими нормативно-правовыми актами, а также осуществлять проверку соответствия законов и иных нормативных актов самой Конституции РФ.
Выполнение этой функции государство возлагает на соответствующие органы. Так, к примеру, эту деятельность в США, Норвегии, Японии выполняют суды общей юрисдикции, во Франции – Конституционный совет, а в Австрии, ФРГ, Италии и России – специальные конституционные суды.
По своему содержанию конституционный контроль сводится к следующему:
1) проверке соблюдения процедуры принятия законов;
2) проверке содержания законов и других нормативных актов на их соответствие конституции;
3) обеспечению верховенства конституции перед другими нормативно-правовыми актами и т.д.
В Российской Федерации конституционный контроль в пределах своей компетенции осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти (законодательной и исполнительной) субъектов РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура. Однако су-дебный конституционный контроль находится в ведении исключительно Конституционного суда РФ, который входит в судебную систему РФ и как судебный орган конституционного контроля осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Функции конституционного контроля:
· осуществляет защиту основ конституционного строя РФ;
· осуществляет защиту основных прав и свобод человека и гражданина в РФ;
· обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Конституционное право. Вопрос 26.
Формы конституционного контроля
Предварительный-когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается президент или определенная законом группа депутатов с просьбой проверке конституционности принятого закона до подписания его президентом.
При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другие последствия. Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.
Различают конкретный и абстрактный (конституционный суд Р.Ф. осуществляет абстрактный контроль) конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов).
Исходя из степени обязательности проверки конституционности законодательных актов:
1. Обязательный. Когда проверка конституционности законодательных актов проводится на основании прямых указаний закона и по обращению уполномоченных органов государственной власти.
2. Факультативный. Это есть такая проверка конституционности оспариваемых законодательных актов, которая проводится только по обращению и по инициативе заинтересованных органов государственной власти либо физических лиц. Эта проверка осуществляется по усмотрению сторон.
решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).
решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение необязательно для соответствующего органа).
Конституционный контроль – особый вид государственной деятельности, который призван обеспечить верховенство Конституции РФ перед другими нормативно-правовыми актами, а также осуществлять проверку соответствия законов и иных нормативных актов самой Конституции РФ.
Выполнение этой функции государство возлагает на соответствующие органы. Так, к примеру, эту деятельность в США, Норвегии, Японии выполняют суды общей юрисдикции, во Франции – Конституционный совет, а в Австрии, ФРГ, Италии и России – специальные конституционные суды.
По своему содержанию конституционный контроль сводится к следующему:
1) проверке соблюдения процедуры принятия законов;
2) проверке содержания законов и других нормативных актов на их соответствие конституции;
3) обеспечению верховенства конституции перед другими нормативно-правовыми актами и т.д.
В Российской Федерации конституционный контроль в пределах своей компетенции осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти (законодательной и исполнительной) субъектов РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура. Однако су-дебный конституционный контроль находится в ведении исключительно Конституционного суда РФ, который входит в судебную систему РФ и как судебный орган конституционного контроля осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Функции конституционного контроля:
· осуществляет защиту основ конституционного строя РФ;
· осуществляет защиту основных прав и свобод человека и гражданина в РФ;
· обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Конституционное право. Вопрос 26.
Формы конституционного контроля
Предварительный-когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается президент или определенная законом группа депутатов с просьбой проверке конституционности принятого закона до подписания его президентом.
При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, Индия, США, Филиппины и др.). Законы и иные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации (и, следовательно, не вступают в силу), либо, наконец, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами и другими органами государства. Во многих странах возможны и те, и другие последствия. Как правило, решение специализированного органа конституционного контроля является окончательным и обжалованию не подлежит.
Различают конкретный и абстрактный (конституционный суд Р.Ф. осуществляет абстрактный контроль) конституционный контроль. В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов).
Исходя из степени обязательности проверки конституционности законодательных актов:
1. Обязательный. Когда проверка конституционности законодательных актов проводится на основании прямых указаний закона и по обращению уполномоченных органов государственной власти.
2. Факультативный. Это есть такая проверка конституционности оспариваемых законодательных актов, которая проводится только по обращению и по инициативе заинтересованных органов государственной власти либо физических лиц. Эта проверка осуществляется по усмотрению сторон.
решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).
решающий и консультативный контроль (в последнем случае решение необязательно для соответствующего органа).
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ КОНТРО́ЛЬ, деятельность специализированных, независимых в сфере их полномочий от других ветвей гос. власти, органов по проверке соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов (в отд. странах – также ненормативных правовых актов и действий высших органов государства). Установив факт несоответствия закона конституции, признав закон неконституционным, органы, осуществляющие К. к., не вправе отменять или изменять его – они публикуют своё решение, и все органы государства, физические и юридические лица должны знать, что такой закон или его определённые положения не подлежат применению.
Для того чтобы выяснить, что понимают ученые-конституционалисты под конституционным контролем, необходимо, прежде всего, выяснить, что представляет собой государственный контроль.
Контроль представляет собой определенную систему наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров [1, с.110].
Государственный контроль как таковой характеризуется определенными признаками.
- Отношения между контролирующим объектом и субъектом находятся в подчиненности (в ряде случаев подконтрольности);
- Объектом государственного контроля как правило, выступает законность, а также целесообразность действий контролируемого;
- Органы контроля зачастую наделены особым правом отменять решения контролируемого;
- В случаях, предусмотренных законом к контролируемому объекту могут применяться меры административного воздействия [2, с. 437].
Стоит отметить, что контроль выступает в качестве подфункции системы управления имеет и сосредоточен на обеспечении достижения поставленной цели посредством применения административно-властных полномочий по предотвращению неисполнения принятых управленческих решений, обязательных требований.
В качестве объекта контроля выступает непосредственно деятельность проверяемого лица по обеспечению соблюдения им норм законодательства.
Контроль осуществляется посредством выполнения трех взаимосвязанных функций:
а) проведение проверок административно-хозяйственной деятельности проверяемых лиц, направленной на обеспечение соблюдения требований законодательства;
б) принятие мер по пресечению, предупреждению нарушений и наказанию виновных в нарушении лиц, а также мер, направленных на минимизацию и устранение последствий выявленных нарушений;
в) осуществление мониторинга (систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогнозирование) состояния соблюдения требований законодательства и подготовка предложений при необходимости по его корректировке [3, с.22].
Так, например, Д. Л. Златопольский считает, что под конституционным контролем необходимо понимать деятельность государственных органов, должностных лиц по проверке соблюдения конституции и конституционных законов, а также проверку соответствия всех иных актов высших органов государства [4, с. 77].
Несмотря на множественность и многогранность определений данного понятия, следует отметить, что в силу неполноты раскрытия понятий, а в частности, не раскрытия в полной мере стадий конституционного контроля, — проверки, выявления, констатации, устранения несоответствий актов конституции, с учетом вышеизложенного, логично предположить, что целесообразнее под конституционным контролем в полной степени нужно понимать деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативно-правовых актов конституции, законам, в ходе, которой данные органы полномочны, отменять обнаруженные несоответствия.
Конституционный контроль выступает одной из форм защиты Конституции РФ. В частности, данное положение конкретизируется в ч.2. ст. 125 Конституции РФ, в которой прямо указывается, что Конституционный Суд РФ, выступает субъектом, уполномоченным осуществлять конституционный контроль.
Исходя из нормы ч.2. ст. 125 Конституции РФ, следует отметить, что в настоящее время данный вид контроля является особым видом охраны и защиты конституции. Специфичность конституционного контроля объясняется тем, что данный контроль обеспечивается в первую очередь, беспристрастностью и объективностью, а во-вторых, отделением судебной власти от других, в особенности от судебной и законодательной видов власти [8, с.27].
Сущность конституционного контроля заключается в решении следующих задач:
1) в установлении конституционности правовых актов органов государственной власти, т. е. соответствия юридических актов и действий органов государства на предмет Конституции;
А. Н. Чертков, Н. Н. Харитонова выделяют следующую классификацию объектов конституционного контроля: в частности,- это законы; акты органов исполнительной власти; акты органов местного самоуправления; пробелы в правовом регулировании; внутригосударственные договоры; международные договоры; индивидуальные правоприменительные акты; индивидуальные правоприменительные акты; наличие обстоятельств, оправдывающих введение военного и чрезвычайного положения; создание и деятельность политических партий; действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности; порядок проведения и подтверждения итогов выборов и референдумов; наличие обстоятельств, оправдывающих введение временного исполнения обязанностей главы государства; толкование конституции; споры между органами государственной власти; конституционные жалобы.
Опираясь на нормы ч.2. ст. 125 Конституции РФ, можно выделить следующие объекты конституционного контроля: законы, акты органов исполнительной власти, действия должностных лиц, споры о компетенции между органами государственной власти, акты органов местного самоуправления, а также как следствие пробелы в правовом регулировании.
В качестве субъектов конституционного контроля ученые — конституционалисты выделяют органы общего и специального конституционного контроля. Первоначально первым органом общего конституционного контроля был парламент, основная функция которого сводилась к принятию законов, что, по сути, представляет собой предварительную форму контроля. Несмотря на важность осуществляемых функций парламента по конституционному контролю, следует отметить, что парламент не полномочен в полной мере осуществлять контроль в силу установившегося в государстве принципа разделения властей и четкого отграничения законодательной власти от судебной.
В систему субъектов также входят суды общей юрисдикции, система органов прокуратуры, органы юстиции.
В систему органов специального контроля входит Конституционный Суд РФ, деятельность которого находит свое воплощение в форме конституционного судопроизводства. Отличительной чертой специализированного контроля является то, что ему принадлежит исключительное право принятия окончательных решений в сфере контроля конституционности нормативных актов [11, с.204].
Основные термины (генерируются автоматически): конституционный контроль, государственный контроль, акт, Конституция РФ, орган, Российская Федерация, акт органов, государственная власть, исполнительная власть, Конституционный Суд РФ.
Читайте также: