Конституционная реформа кратко 1988 1991

Обновлено: 02.07.2024

Конституционные реформы были обусловлены предыдущим конституционным опытом страны. Среди предпосылок их возникновения, как правило, указываются следующие:

1) отставание экономики страны от ведущих капиталистических государств мира (в том числе и благодаря использованию устаревших механизмов жесткой централизации экономики);

2) значительное снижение уровня жизни населения;

3) сдерживание возрастающей экономической и политической активности населения старыми методами управления и идеологическими догмами

4) появление и эскалация в обществе противоположных политике государства течений, базировавшихся на тезисах отрицательной роли плановой экономики и отсутствия реального парламентаризма и представительных органов власти народа

Все указанные обстоятельства привели в результате к новому витку конституционного развития нашей страны - конституционным реформам. В научной литературе, такие реформы принято делить на два основных этапа:

1) конституционные реформы по модернизации существующего строя (1988 - 1990 годы);

2) конституционные изменения по революционной смене общественного и государственного строя (1990 - 1993 годы).

Рассмотрим каждый из этих этапов в отдельности. Первый этап был, главным образом, связан с попытками правящей власти вернуться на путь социализма и преодолеть те негативные тенденции, которые сложились к началу 1988 года в обществе в целом. В контексте рассматриваемой нами темы основной интерес представляют те действия центральной власти, которые непосредственно были связаны с конституционными институтами. В этом отношении особо хотелось бы отметить изменения, которые были внесены в действовавшую в то время Конституцию СССР 1977 года и, вслед за ней, в Конституцию РСФСР 1978 года:

1. Произошли важнейшие изменения в системе высших органов государственной власти. Съезд народных депутатов осуществлял функции высшего органа власти и мог рассматривать и разрешать любые вопросы, относящиеся к ведению СССР или РСФСР. Верховный Совет же был постоянно действующим органом, выполнявшим законодательные и контрольные полномочия. По мнению некоторых ученых, данные изменения помогали разрешить сразу несколько задач: привлечь к управлению государством наиболее активных и авторитетных граждан, повысить роль представительных органов в управлении страной, перенести ряд полномочий из Президиумов Верховных Советов и Совета Министров к Верховному Совету См.: Конституционное право России. Указ. изд. - С. 64..

2. Была осуществлена реформа избирательной системы: избирательный процесс стал носить состязательный характер (на один мандат могли выдвигаться несколько кандидатов), вводился запрет на совмещение депутатского мандата и должности, а также часть активного избирательного права была передана общественным организациям.

3. Законом СССР от 1 декабря 1988 года был создан Комитет конституционного надзора, который являлся прообразом современного Конституционного Суда РФ (подобного органа ранее не существовало).

4. Положения о руководящей и направляющей роли КПСС были исключены из статьи 6 Конституции СССР и из статьи 6 Конституции РФСР.

5. Отдельными законами были внесены изменения в обе Конституции в части утверждения равной защиты государством всех форм собственности и отмены приоритета государственной собственности над остальными.

6. Был официально введен пост Президента РСФСР в качестве главы государства. Указанная должность носила выборный характер.

Не смотря на все шаги, принимаемые официальной властью на пути модернизации нового российского общества, их эффективность была достаточно низкой. На наш взгляд, указанные нами выше изменения лишь косвенно относятся к конституционному развитию нашей страны, так как в большей степени являются попыткой разрешить накопившиеся социально-экономические и политические проблемы номинальным способом и с чрезмерной опорой на зарубежный опыт, что не позволило в достаточной степени учесть особенности российского правового менталитета.

1) были провозглашены независимость и суверенитет РСФСР в рамках обновленного СССР;

2) были установлены новый принципы общественного устройства (принцип разделения властей, политического плюрализма, например);

3) была указана необходимость разработки новой Конституции РСФСР.

Второй этап реформ 1990 - 1993 годов ознаменовался значительным количеством изменений конституционного характера, затронувших различные сферы жизни общества. Так, в экономической сфере произошел полный переход к рыночному типу экономики на основе равной охраны всех форм собственности и отмены системы государственного планирования. В политической сфере, помимо уже рассмотренных нами выше изменений, произошло реальное формирование системы местного самоуправления и утверждение новой модели федеративных отношений. Значительные изменения произошли и в сфере обеспечения прав личности - в Конституцию 1978 года была внесена Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая более полно и единообразно (по сравнению с предыдущими попытками) отразила модель правового статуса личности.

Таким образом, в завершение анализа рассматриваемого нами периода, можно сделать вывод о том, что конституционное развитие России в период с 1988 по 1993 годы действительно шло бурными темпами, так как всего лишь за шесть лет был полностью упразднен старый и утвержден новый общественно-государственный строй, а новая российская государственность получила свое правовое оформление. Все эти преобразования осуществлялись путем внесения поправок в действующую Конституцию и изменения существующих конституционных институтов. Все эти события впоследствии привели к изменению статуса нашего государства и принятию новой Конституции Российской Федерации 1993 года.

На XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 г. было принято решение о проведении политической реформы. Высшим законодательным органом страны стал Съезд народных депутатов СССР. Из 2250 депутатов 1500 избирались на альтернативной основе, а 750 делегировались общественными организациями — КПСС, профсоюзами, ВЛКСМ и др. Впервые Верховный Совет СССР (400 человек), избранный на I съезде народных депутатов СССР (1989), стал работать на постоянной основе. Впервые появился Конституционный суд СССР. Возникли многочисленные молодежные, экологические и другие неформальные объединения.
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР отменил статью 6 Конституции, после чего в стране быстро возродилась многопартийность. На выборах в законодательные органы союзных республик весной 1990 г. прошли многие скрытые и открытые антикоммунисты. Тот же съезд избрал Горбачева первым (и, как оказалось, последним) президентом СССР, предоставив ему значительные полномочия. Летом 1990 г. была оформлена Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой Горбачев пытался противопоставить новому политическому руководству РСФСР. В конце 1990 г. решением IV съезда народных депутатов СССР Совет Министров СССР был реорганизован в Кабинет министров, который стал подчиняться не Верховному Совету СССР, а непосредственно президенту СССР.
Весной 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР Б. Н. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1990 г. I съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что послужило примером для ряда союзных республик. Вновь создаваемые государственные органы РСФСР начали борьбу за влияние с общесоюзными министерствами и ведомствами. Еще в марте 1990 г. новые законодательные органы Латвии, Литвы и Эстонии приняли решение о выходе из состава СССР.
Горбачев маневрировал, уговаривал, терял авторитет и в партии, и среди населения.
17 марта 1991 г. впервые в истории страны был проведен Всесоюзный референдум, в ходе которого 70% участников высказались за сохранение СССР в обновленном виде. Россияне в тот же день высказались за введение поста президента РСФСР и 12 июня 1991 г. избрали первым президентом России Б. Н. Ельцина (вице-президентом стал А. В. Руцкой).

На XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 г. было принято решение о проведении политической реформы. Высшим законодательным органом страны стал Съезд народных депутатов СССР. Из 2250 депутатов 1500 избирались на альтернативной основе, а 750 делегировались общественными организациями — КПСС, профсоюзами, ВЛКСМ и др. Впервые Верховный Совет СССР (400 человек), избранный на I съезде народных депутатов СССР (1989), стал работать на постоянной основе. Впервые появился Конституционный суд СССР. Возникли многочисленные молодежные, экологические и другие неформальные объединения.
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР отменил статью 6 Конституции, после чего в стране быстро возродилась многопартийность. На выборах в законодательные органы союзных республик весной 1990 г. прошли многие скрытые и открытые антикоммунисты. Тот же съезд избрал Горбачева первым (и, как оказалось, последним) президентом СССР, предоставив ему значительные полномочия. Летом 1990 г. была оформлена Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой Горбачев пытался противопоставить новому политическому руководству РСФСР. В конце 1990 г. решением IV съезда народных депутатов СССР Совет Министров СССР был реорганизован в Кабинет министров, который стал подчиняться не Верховному Совету СССР, а непосредственно президенту СССР.
Весной 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР Б. Н. Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1990 г. I съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что послужило примером для ряда союзных республик. Вновь создаваемые государственные органы РСФСР начали борьбу за влияние с общесоюзными министерствами и ведомствами. Еще в марте 1990 г. новые законодательные органы Латвии, Литвы и Эстонии приняли решение о выходе из состава СССР.
Горбачев маневрировал, уговаривал, терял авторитет и в партии, и среди населения.
17 марта 1991 г. впервые в истории страны был проведен Всесоюзный референдум, в ходе которого 70% участников высказались за сохранение СССР в обновленном виде. Россияне в тот же день высказались за введение поста президента РСФСР и 12 июня 1991 г. избрали первым президентом России Б. Н. Ельцина (вице-президентом стал А. В. Руцкой).

1988 год

1989 год

Прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. Создан новый высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе. Относительно свободные выборы привели к тому, что депутаты стали играть важную роль в политической жизни страны.
Верховный Совет превращен в постоянно действующий парламент. На I Съезде народных депутатов Горбачев избран председателем Верховного Совета СССР.

1990 год

Из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Компартия перестала быть фактическим органом власти. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом Советам. Правда, нередко главы местных партийных организаций сами становились руководителями Советов, но с другой стороны, это тоже лишний раз говорило о прекращении властных функций КПСС.
Введен пост Президента СССР. На III Съезде народных депутатов СССР президентом избран М.С.Горбачев.

1991 год

Введен пост Президента РСФСР. 12 июня 1991 года в России прошли президентские выборы.
Впервые в истории народ получил возможность самому решать, кому быть главой России. Первым Президентом избран Б.Н.Ельцин.

В области государственного строительства была предпринята серьезная реформа.

Во первых вместо Верховного совета СССР высшим органом государственной власти СССР, провозглашался Съезд народных депутатов СССР. При этом он мог принять к своему ведению любой вопрос, отнесенный Конституцией к ведению СССР, помимо его исключительных полномочий к которым относились: принятие Конституции СССР, внесение в нее изменений; принятие решений по вопросам национально - государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР; определение государственной границы СССР; утверждение изменений границ между союзными республиками; определение основных направлений внутренней и внешней политики СССР; утверждение перспективных государственных планов и важнейших общесоюзных программ экономического и социального развития СССР; избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР; утверждение Председателя Совета Министров СССР; утверждение Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР; избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР; отмена актов, принятых Верховным Советом СССР; принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума). Верховный совет становился постоянно действующим органом законодательный и контрольный орган государственной власти СССР. Главой советского государства являлся Президент СССР, который должен был избираться гражданами гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявш7их участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Органом конституционного контроля в СССР являлся Комитет конституционного надзора, который по поручению Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ давал заключения о соответствии Конституции СССР, проектов законов СССР, Указов Президента СССР, конституций союзных республик, и законов союзных республик, а также Конституции СССР проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда; нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Однако в ходе реализации данной модели был допущен ряд отступлений. Во первых М.С. Горбачев не был избран Президентом СССР, как того требовала Конституция СССР: он был избран съездом. Во – вторых сам съезд народных депутатов не был избран таким образом, как того требовала Конституция СССР.

24 декабря 1989 г Съезд народных депутатов СССР, признал секретные протоколы недействительными с момента их подписания. С этого момента был запущен процесс распада СССР, поскольку тут же прибальтйские республики стали требовать независимости. Ситуацию усугубило еще и то, что федеральный центр не мог оперативно и адекватно реагировать на те проблемы, которые возникали в стране. Отсутствие реакции центра или неадекватные реакции привели к тому, что страна оказалась фактически в неуправляемом состоянии. В 1990 г была отменена 6 статья Конституции СССР, что открыло путь к развитию многопартийной системы

В 1989 по аналогии с Союзной реформой была проведена конституционная реформа в РСФСР.

Высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов РСФСР, который избирался на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Съезд народных депутатов состоял из 1068 депутатов:

900 депутатов - от территориальных избирательных округов;

168 депутатов - от национально - территориальных избирательных округов по нормам: 4 депутата от каждой республики в составе Российской Федерации, 2 депутата от каждой автономной области, один депутат от каждого автономного округа и 84 депутата от краев, областей (исключая автономные образования), городов Москвы и Санкт - Петербурга.[7]

Верховный совет РСФСР был постоянно действующим законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Российской Федерации.

Высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР был Президент РСФСР, который избирался сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Первым президентом РСФСР, а затем и России был избран Б.Н. Ельцин. В 1990 г Съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

Читайте также: