Конституционная реформа ельцина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Российская Конституция 1993 г. стала результатом конфликта между первым президентом Борисом Ельциным и Верховным советом России, закончившегося вооруженным противостоянием в центре Москвы и победой президентской стороны. Модель суперпрезидентской республики, построенной по лекалам Кремля, должна была предотвратить вероятность новых вспышек насилия.

Разработка новой Конституции России, которая должна была заменить брежневскую Конституцию РСФСР 1977 г., началась еще в июне 1990 г., на I Съезде народных депутатов РСФСР. Конституционную комиссию (КК) первоначально лично возглавил Борис Ельцин. Подготовку текста поручили юристам во главе с депутатом Олегом Румянцевым. Многие пункты о правах человека, экономических свободах и свободе передвижения вызывали острые споры. Согласованный и одобренный большинством комиссии проект Конституции подготовили только к VI Съезду народных депутатов в апреле 1992 г. Съезд принял его за основу и согласился с концепцией конституционной реформы.

Проект выглядел сбалансированным, но с небольшим перевесом прерогатив двухпалатного Верховного совета. Полномочия главы государства по формированию правительства и судебной системы, руководству внешней политикой и Вооруженными силами, его право вето уравновешивались полномочиями парламента. Парламент утверждал премьера, его заместителей и ключевых министров (финансов, экономики, обороны, внутренних и иностранных дел). Депутаты могли потребовать отставки министра или правительства в целом. В случае отказа президента последовать волеизъявлению парламента он должен был объяснить свои мотивы (ст. 99 проекта) и в случае повторного голосования парламента за отставку выполнить его. Кроме того, предполагалось обязать председателя правительства регулярно отчитываться в первую очередь перед парламентом и уже потом ‒ перед главой государства.

Не исключено, что этот проект приняли бы с отдельными изменениями, если бы не усиление конфликта между Ельциным и депутатами. В декабре 1992 г. VII Съезд депутатов, который, как планировалось, должен был принять доработанный проект Конституции, занялся борьбой с президентом и правительством Егора Гайдара. Предложенные депутатами поправки в Конституцию позволяли Верховному совету отменять указы и распоряжения президента, обязывали его согласовывать с ВС кандидатуры всех министров и руководителей многих других структур исполнительной власти, в том числе антимонопольной службы. Кремль сумел отклонить большинство новелл, оставив депутатам право утверждать силовых министров.

2 июля 1993 г. Президент Борис Ельцин во время выступления на пленарном заседании Конституционного совещания (подготовка новой Конституции Российской Федерации) / Сенцов Александр / Фотохроника ТАС

В ответ Кремль начал разработку собственных проектов Конституции, где полномочия будущего парламента урезались в пользу главы государства. Проект, подготовленный группой сотрудников администрации президента во главе с Сергеем Шахраем, предусматривал ограничение возраста главы государства 65 годами (а значит, Борис Ельцин должен был бы уйти в 1996 г.). Был и проект, подписанный самим Ельциным. Публично стороны демонстрировали готовность к диалогу, но в действительности были настроены на усиление конфронтации. На созванном в июне 1993 г. конституционном совещании, где обсуждались разные проекты Основного закона, содержательной дискуссии не получилось. Оно запомнилось резкими заявлениями представителей президента и Верховного совета и выносом из зала скандалившего депутата-коммуниста Юрия Слободкина, который потерял на поле конституционной брани один из ботинков.

Обе стороны шли лоб в лоб, надеясь, что противник отвернет в последний момент, как это случилось в августе 1991 г. Попытки повторить опыт примирения весны 1993 г. не удалось: обе стороны считали его возможным только в случае безоговорочной капитуляции неприятеля. Зорькин уже играл на стороне Верховного совета, авторитет Церкви был низок, а накопившаяся агрессия всех участников событий искала выход в рукопашной схватке.

Результат тех дней известен: хаос в Москве 3–4 октября, ввод войск, стрельба из танков по зданию Верховного совета, около 160 погибших. Итогом противостояния стала новая Конституция, сконцентрировавшая все рычаги власти в руках президента. В ней ярко отразилась победа исполнительной власти над представительной. Да, все основные права Конституция декларировала, но прерогативы исполнительной власти прописаны в ней гораздо четче конкурирующих полномочий других ветвей. А защита прав достигается не декларациями, а реальной властью парламента и суда, способных ограничивать власть политиков, силовиков и политических управленцев.

Если выделить основные этапы конституционной реформы это будет выглядеть так:

5 октября — распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).

9 октября — Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.

11 октября — Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации

15 октября — Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря

22 октября — Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ

26 октября — Президент принимает указ о реформе местного самоуправления

10 ноября — в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование

12 декабря — состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва

24 декабря — Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

11 января 1994 года — в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года

23 февраля 1994 года — Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября — октября были прекращены.

Хотелось бы отметить, что новая Конституция Российской Федерации, предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу. 11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился.

В начале 1994 года Б. Н. Ельцин инициировал подписание договора об общественном согласии и договора о разграничении полномочий с Татарстаном, а затем — и с другими субъектами Федерации.

Согласно новой конституции в России устанавливалась смешанная республика с двухпалатным парламентом при сохранении на посту Президента России Б. Н. Ельцина.

Публицисты высказывают мнение, что начало военного решения конфликта в Чечне в декабре 1994 года — прямое следствие событий октября 1993 года в Москве.

Утратил силу с 25 декабря 1993 года за исключением пунктов 4-8, 13 на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.

Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции.

В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения зачастую прямо противоречат федеративной природе Российского государства.

Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

В текущей работе Верховного Совета систематически нарушаются его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство.

Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации:

народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации.

В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года.

Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.

Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические партии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совещания, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент.

Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу;

учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;

принимания во внимание, что безопасность России и ее народов более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

сохранения единства и целостности Российской Федерации;

вывода страны из экономического и политического кризиса;

обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

восстановления авторитета государственной власти;

основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года,

4. Абзац утратил силу с 25 декабря 1993 года - Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19. - См. предыдущую редакцию.

Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Российской Федерации.

5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.

6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необходимое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и пресекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они не исходили.

Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовной ответственности в соответствии со статьей 132 УК РСФСР.

7. Расходы, связанные с проведением выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести за счет Республиканского бюджета Российской Федерации.

8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российской Федерации сохраняются.

13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации.

Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим законодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом.

Выражаю надежду, что все, кому дороги судьба России, интересы процветания и благополучия ее граждан, поймут необходимость проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания для мирного и легитимного выхода из затянувшегося политического кризиса.

Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин

21 сентября 1993 года

Введено в действие
Указом Президента
Российской Федерации
от 21 сентября 1993 года N 1400

ПОЛОЖЕНИЕ
о федеральных органах власти на
переходный период

(с изменениями на 11 октября 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 25 декабря 1993 года на основании
Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288
____________________________________________________________________

В целях предотвращения необоснованного издания нормативных актов, не соответствующих законодательным актам Российской Федерации, осуществления оперативного регулирования экономических процессов в стране, обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также реализации Федеративного договора постановляю:

1. Подтвердить действие на всей территории Российской Федерации принятых Верховным Советом Российской Федерации до 21 сентября 1993 г. и вступивших в установленном порядке в силу законов Российской Федерации, постановлений Съездов народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, а также законодательства бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, принятому после 12 июня 1990 года.

2. Установить, что до начала работы Федерального Собрания Российской Федерации правовое регулирование по отнесенным к компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации вопросам республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных налогов и сборов, банковской, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, валютно-финансового и таможенного регулирования, денежной эмиссии, земельной реформы, собственности, федеральной государственной службы и социальной защиты населения осуществляется Президентом Российской Федерации.

Правовое регулирование по названным вопросам осуществляется нормативными актами, издаваемыми в форме указов Президента Российской Федерации.

3. Акты Президента Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2 настоящего Указа, издаются исключительно в целях обеспечения оперативного регулирования экономических процессов в стране, обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также реализации Федеративного договора.

4. Решения Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также решения органов власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга должны соответствовать законодательным актам Российской Федерации с учетом изменений правового регулирования, предусмотренного пунктом 2 настоящего Указа.

5. Правом официального внесения на рассмотрение Президента Российской Федерации проектов указов Президента Российской Федерации, а также проектов законов Российской Федерации, предлагаемых Президенту Российской Федерации для внесения на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации, обладают:

Совет Министров - Правительство Российской Федерации;

руководители органов власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Председатель Верховного Суда Российской Федерации;

Председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации;

Генеральный прокурор Российской Федерации;

Председатель Центрального банка Российской Федерации;

Комиссия законодательных предположений при Президенте Российской Федерации.

6. Проекты нормативных актов, внесенные Президенту Российской Федерации с нарушением пункта 5 настоящего Указа, остаются без рассмотрения.

7. Установить, что все внесенные проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, предварительно согласованные с руководителями заинтересованных министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений, не менее чем за пять дней до представления на подпись Президенту Российской Федерации и проекты законов Российской Федерации не менее чем за месяц до их внесения Президентом Российской Федерации на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации в обязательном порядке проходят правовую экспертизу в соответствующих подразделениях Администрации Президента Российской Федерации.

8. Проекты указов Президента Российской Федерации, а также проекты законов Российской Федерации, предлагаемые Президенту Российской Федерации для внесения от его имени на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации, представляются Президенту Российской Федерации только с заключением правовой экспертизы об их соответствии действующим законодательным актам Российской Федерации с учетом изменений правового регулирования, предусмотренного пунктом 2 настоящего Указа.

9. Установить, что находящиеся на исполнении в центральных органах федеральной исполнительной власти поручения о подготовке законопроектов для внесения в Верховный Совет Российской Федерации подлежат исполнению в установленные сроки, а разработанные в соответствии с ними законопроекты вносятся Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Указом.

10. Установить, что Указ Президента Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 48 "О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ" и распоряжение Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп об упорядочении подготовки актов Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации действуют в части, не противоречащей настоящему Указу.

11. Возложить персональную ответственность за выполнение пункта 4 настоящего Указа при издании актов Совета Министров - Правительства Российской Федерации на Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С.

12. Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.

13. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания.

Президент Российской Федерации

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РФ от 07.10.1993 N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации"

В целях углубления экономических реформ и обеспечения стабильности правовых основ единого рынка объектов приватизации в Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

В целях сохранения и развития культурного потенциала Российской Федерации, обеспечения государственной поддержки деятелей культуры и искусства России и на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

В целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, усиления борьбы с преступностью и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

Учитывая особое географическое и экономическое положение Калининградской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" и в целях обеспечения оперативного регулирования социально-экономического развития в Калининградской области, постановляю:

В целях проведения государственной политики Российской Федерации по привлечению иностранной рабочей силы, обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

Принимая во внимание необходимость безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля, на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

В целях осуществления первоочередных мер по совершенствованию налоговой и бюджетной систем в Российской Федерации и на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" Президент Российской Федерации Указом от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2292) постановил:

В целях углубления экономической реформы, проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий, реорганизацию неплатежеспособных предприятий и ликвидацию предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

В целях обеспечения устойчивого топливо- и энергоснабжения народного хозяйства и населения Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

В целях осуществления первоочередных мер по совершенствованию налоговой и бюджетной систем в Российской Федерации и на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю:

Читайте также: