Константин коровин и валентин серов кратко

Обновлено: 05.07.2024

✨Бетховен — одно из величайших явлений мировой культуры. .

Музы Музы, мусы (M o u s a i, "мыслящие"), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокре.

Свиридов — последний из русских композиторов, который относился.

, таинственный город из глубины веков. В наши дни существует немало люде.

-Музыка

-Метки

-Рубрики

  • Писатели и книги (871)
  • 19 век (100)
  • Бунин (63)
  • Чехов (33)
  • Достоевский (31)
  • Лев Толстой (24)
  • Пришвин (20)
  • Шекспир (15)
  • Куприн (14)
  • Лесков (13)
  • Аксаков (8)
  • Максим Горький (5)
  • Поэты и поэзия (671)
  • Поэты XIX века (154)
  • Лермонтов (33)
  • Заболоцкий (29)
  • Рубцов (26)
  • Анненский (19)
  • Фет (17)
  • Серебряный век (653)
  • Цветаева (152)
  • Блок (83)
  • Ахматова (61)
  • Гумилёв (51)
  • Мандельштам (42)
  • Есенин (26)
  • Бальмонт (22)
  • Хлебников (19)
  • Леонид Андреев (9)
  • Михаил Кузмин (4)
  • Волошин (3)
  • композиторы и дирижёры (463)
  • Бетховен (51)
  • Вагнер (27)
  • Шопен (26)
  • Шостакович (24)
  • Моцарт (18)
  • Шуберт (14)
  • Шуман (14)
  • Бах (11)
  • Дебюсси (10)
  • Сибелиус (7)
  • Лист (3)
  • живопись (440)
  • Голландия (38)
  • Ван Гог (29)
  • Ренуар (16)
  • Босх (9)
  • Марк Шагал (8)
  • Кандинский (4)
  • Русские художники (399)
  • Врубель (23)
  • Валентин Серов (19)
  • Коровин (16)
  • Левитан (15)
  • Кустодиев (10)
  • Крамской (9)
  • Иван Шишкин (8)
  • Борисов-Мусатов (8)
  • Васнецовы (7)
  • Кипренский (6)
  • Музыка и музыканты (382)
  • Ростропович (14)
  • Художники и картины (345)
  • Альбрехт Дюрер, (11)
  • Гейнсборо (6)
  • Искусство (310)
  • Волошин (15)
  • Мыслители (284)
  • Леонардо да Винчи (27)
  • Герман Гессе (19)
  • Флоренский (12)
  • Видео и фильмы (276)
  • Тарковские (65)
  • Артисты (256)
  • Русские композиторы (228)
  • Римский-Корсаков (22)
  • Скрябин (19)
  • Чайковский (17)
  • Свиридов (16)
  • Мусоргский (15)
  • Глинка (12)
  • Танеев (10)
  • Даргомыжский (4)
  • Балет (226)
  • Вне разделов (223)
  • Иван Толстой (30)
  • Есть женщины . (219)
  • Ольга Берггольц (15)
  • опера (198)
  • История России (194)
  • Цветы и поздравления (191)
  • Май (22)
  • Учёные и открытия (189)
  • Наши . (188)
  • Шукшин (24)
  • Шаламов (19)
  • Платонов (16)
  • космонавты (13)
  • Лихачёв (12)
  • Астафьев (12)
  • На здоровье (180)
  • Наша Земля (178)
  • Научно-популярное (177)
  • танцовщики (153)
  • нуриев (22)
  • Цискаридзе (20)
  • Барышников (20)
  • Васильев (16)
  • Лиепа (8)
  • Годунов (7)
  • нежинский (7)
  • Лавровский (1)
  • Святые . (151)
  • Замечательные люди (132)
  • Cкульптура (131)
  • Микеланджело (22)
  • 1812, 1945 (130)
  • Герои 1812 (16)
  • Пушкин (130)
  • Города и памятники (130)
  • Великие балерины (128)
  • Максимова (24)
  • Анна Павлова (13)
  • Уланова (10)
  • Замечательные места и промыслы (123)
  • Природа. Животные (105)
  • Песни и мелодии (104)
  • Русские не в России (104)
  • Борис Зайцев (10)
  • Авангард (103)
  • прерафаэлиты (21)
  • кандинский (13)
  • Ларионов и Гончарова (10)
  • Филонов (3)
  • Театр и актёры (103)
  • Обучающие материалы (103)
  • Еда (94)
  • Фотографии (91)
  • Аудиокниги (83)
  • Наша родина (82)
  • Наука (82)
  • Кто мы (81)
  • Славянская культура (76)
  • Пастернак (76)
  • О Японии (71)
  • Рахманинов (65)
  • ДаКар (61)
  • Балетмейстеры (54)
  • Баланчин (8)
  • Минкус (6)
  • Эйфман (5)
  • Материаловедение (52)
  • Бродский (46)
  • Архитектура (44)
  • Гауди (11)
  • Геометрия и символы (39)
  • Эшер (6)
  • Экопроблемы (39)
  • Романовы (36)
  • Моря и океаны (36)
  • Реки и озёра (15)
  • Непознанное (31)
  • Шестидесятники (19)
  • Аксёнов (8)
  • Мудрые . (15)
  • справочники (13)
  • Возрождение (9)
  • Леонардо да Винчи (2)
  • северное возрождение (2)
  • Рюриковичи (8)

-Поиск по дневнику

-Статистика

В январе 2016 – 151 год со дня рождения русского живописца и графика Валентина Александровича Серова (19 января 1865 – 5 декабря 1911).

В 2016 – 155 лет со дня рождения русского художника, писателя Константина Алексеевича Коровина (5 декабря 1861 – 11 сентября 1939).

На протяжении многих лет дружбы Валентина Серова и Константина Коровина их творчество соприкасалось очень тесно.

Валентин Серов. Портрет художника К.А.Коровина

В 1891 году Серов пишет портрет своего близкого друга Константина Коровина.

С 1901 года Серов и Коровин преподавали в портретно-жанровой мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Каждый из трех друзей искренне восхищался достижениями друг друга или переживал неудачи. Материально художники жили трудно, но их, тридцатилетних, окрыляла дружба, творчество, совместные веселые пирушки с приглашением множества приятелей-художников, шутки, розыгрыши, живописные эксперименты, и вновь, и вновь - постоянные споры об искусстве. Богемная жизнь перемежалась с упорным трудом.

Друзья: Валентин Серов – Константин Коровин

Серов и Коровин познакомились в 1884 году в Школе живописи. Серову было тогда 19 , Коровину — 23. В те времена они часто встречались в поместье Мамонтова в Абрамцеве.

Валентин Александрович Серов. Портрет Саввы Мамонтова

Уже в позднем младенчестве Серов исколесил пол-Европы. В четыре года в Швейцарии он катался на ньюфаундленде Рихарда Вагнера. В девять Тургенев спасал его от дурного влияния парижских проституток. В десять Серов уже учился рисованию у Ильи Репина — старого друга его отца ( к слову , знаменитого композитора).
Коровин был выходцем из другой среды.

Сын обнищавшего купца , он рос в деревне. Спорам об искусстве и мучительным творческим поискам он предпочитал охоту или рыбалку , простые удовольствия , к которым прикипел еще в детстве. Уже будучи известным художником , в моменты кризиса , он не раз будет сбегать с ружьем от неоконченных заказов в какую-нибудь загородную глушь. Или же , забросив холсты и кисти , стрелять по московским дворовым крысам.

Константин Алексеевич Коровин. Неудача

Валентин Александрович Серов. Автопортрет

Серов одевался с иголочки , был всегда опрятен , ухожен и свеж. Коровин обычно выглядел так , словно его только что разбудили: волосы в беспорядке , борода и усы всклокочены , между брюками и жилетом надувается парусом рубашка. Щегольскую небрежность Коровин подсмотрел у своего кумира — тенора Анджело Мазини. Однако в его исполнении щегольская небрежность плавно переходила в обыкновенную неряшливость.

Валентин Александрович Серов. Портрет художника Константина Алексеевича Коровина

Серов был примерным семьянином , образчиком моногамии. Коровин был несчастлив в браке , и хотя он не афишировал своих романов на стороне , они не были редкостью.

Валентин Александрович Серов. Мария Федоровна Морозова

Однажды , работая над декорациями к очередной постановке Частной оперы Мамонтова , Коровин внезапно отлучился из мастерской по какому-то делу. Его помощники , обрадовавшись неожиданной передышке , крепко выпили. В процессе кто-то разбил горшок с белилами. Вернувшись утром накануне премьеры , Коровин обнаружил , что по готовому пейзажу растеклась громадная белая лужа. И тотчас превратил ее в гирлянды белых магнолий. Публика , критики , Мамонтов — все были в восторге от стремительной коровинской импровизации.

Монархи , Великие князья , тайные советники , серые кардиналы , светские прелестницы , публика , коллеги , ямщики , половые — все уважали Серова. С ним считались , перед ним преклонялись , знакомством с ним гордились. Коровина — просто любили.

Константин Алексеевич Коровин. Розы

Само собой , между друзьями было куда больше общего , чем казалось со стороны. У сурового , совершенно несмешного Серова было завидное чувство юмора. И если уж он решал пошутить , получалось очень эффектно. В то же время Коровин — весельчак , балагур , человек-праздник — был куда сложнее , чем старался казаться. На его долю выпало немало испытаний. Его отец , не сумев смириться с банкротством , покончил с собой. Его первенец умер в младенчестве — не в последнюю очередь из-за нищеты ( не хватало денег на еду и лекарства). Коровин винил себя , чувство вины не позволяло ему бросить жену , которую он давно разлюбил.

Сохранять веселый легкий нрав стоило ему немалых усилий. Его работы , казавшиеся современникам поверхностными и легкомысленными , были своеобразной терапией — стеной , которой художник отгораживался от горестей повседневной жизни. Обычно открытый и разговорчивый Коровин не распространялся о своих невзгодах. Такого Коровина — несчастливого , обиженного жизнью — окружающие не знали. Серов знал. В отличие от Серова , Коровин легко сходился с людьми , легко заводил друзей. Но ни Врубелю , ни Шаляпину , ни своему учителю Поленову он на судьбу не жаловался. Выслушивать жалобы было эксклюзивной привилегией Серова. В такие моменты Коровин приходил к Серову с черного входа , вызывал друга на лестницу — никто другой не должен был этого слышать.

Константин Алексеевич Коровин. В лодке

Чуть ли не с момента знакомства Серов и Коровин сделались неразлучны. Время от времени , они вместе работали. Иногда вместе путешествовали. А после того , как к мастерской Коровина на Долгоруковской улице в Москве пристроили отдельную комнату — специально под мастерскую Серова — практически вместе жили.

При столь тесном контакте не могло обойтись без творческого влияния. Но — вот сюрприз — оно было , скорее односторонним , причем поддавался ему обычно несгибаемый монолитный Серов. Оно заметно в эскизах , сделанных во время совместного северного путешествия художников. И , разумеется , в знаменитом портрете Коровина , написанного в той самой мастерской на Долгоруковской. Рядом с Коровиным Серов , случалось , давал слабину , оттаивал , становился тоже чуть-чуть импрессионистом. И иногда — нечасто — бросив работу , тоже палил по дворовым крысам из Костиного ружья.

Валентин Александрович Серов. Окно

Соперничать с Серовым на равных Коровин даже не пытался. Он отдавал себе отчет в том , что в этой компании он всегда будет вторым. И это был еще один важный аспект этой непотопляемой дружбы. Зависть , творческая ревность , соревновательный дух — всего этого Коровин был напрочь лишен.

В свою очередь , суровый правдолюб Серов прощал своему другу то , что не простил бы другим — определенную ветреность , некоторую безответственность , мягкотелость , податливость политических ( или каких-либо еще) убеждений.

Валентин Александрович Серов. Художник К.А. Коровин на берегу реки

Коровин пережил Серова почти на 30 лет. В 1911-м — в год смерти друга — ему исполнилось 50. Юбилей Коровин не отмечал — без Серова праздновать было незачем.


Автор: Андрей Зимоглядов

Главная иллюстрация: Слева направо в коллаже: Илья Репин. Портрет художника В. А. Серова. 1897. Далее — фрагменты работы Серова , фото Коровина , фрагмент работы Коровина


­

5 декабря. Этот день был днём рождения одного из двух друзей и днём смерти другого. Константин Коровин и Валентин Серов. Два крупных русских живописца с очень разными судьбами…

Валентин Серов родился в семье музыкантов, и отец его, и мать были композиторами. В Валентине же артистический дар родителей преобразился в иную форму, мальчик увлекся живописью…

Серову повезло не дожить до этого кошмара. А, вот, его семья дожила и была разделена, разбросана по разным континентам вихрем русского лихолетия. Валентин Александрович был счастливо женат и имел шестерых детей. Трое остались в России, трое оказались в эмиграции. Дочь – в США. Сын Юра, актёр Георг Серофф – во Франции. Первенец, Александр – в Ливане.

Судьба Александра примечательная особенно. С ранних лет он проявил большой талант инженера, конструктора. В 17 лет он по собственному проекту сам собрал яхту и ходил на ней по морю. В годы Великой войны молодой человек отправился защищать Отечество. Выучившись на пилота, доблестно сражался против неприятельских аэропланов. Когда же Россию сокрушила революция, сделал выбор всякого честного русского человека – вступил в ряды Белой армии, в которых продолжал сражаться за свою Родину до самой эвакуации в 1920 году. К тому времени храбрый офицер уже был женат, нужно было кормить семью. После недолгих скитаний Серовы оказались в Ливане, где Александр три года трудился простым рабочим, но потом стал инженером и, наконец, инженером ведущим. Без его подписи не могла быть нарезана ни одна пядь земли ни в Сирии, ни в Ливане. Под руководством Серова была произведена топографическая съемка бассейнов рек, построена первая, действующая сегодня, горная электростанция в Набаа Сафа. В годы Второй мировой войны по заказу англичан он построил три немагнитных минных тральщика, оказавшихся уникальными с точки зрения инженерных решений, а также плавучий док и десяток самых разных судов - траулеры, сейнеры, баржи. Кроме того Александр Валентинович разработал первые в Ливане правила уличного движения и бланки водительского удостоверения.

Его сын, Георгий, старший из пяти детей, стал архитектором и унаследовал семейный живописный талант. Он пишет акварелью пейзажи и копии картин деда. Несколько лет назад внук знаменитого живописца приезжал в Москву на открытие выставки Валентина Серова, ставшей одних из самых значимых культурных событий в России – русские люди часами стояли в очереди, чтобы насладиться живописью замечательного русского художника, живописью, в которой живёт и дышит та утраченная нами Русь, о которой, как о потерянном рае, болит и тоскует всякое русское сердце.

Многочисленные внуки и правнуки Серова ныне живут как в России, так и в разных уголках мира.

Константину Коровину суждено было пережить своего друга более чем на четверть века. Ему было 77 лет, когда он скончался от удара в Париже. Но эта долгая жизнь самого жизнерадостного русского художника, как называли Константина Алексеевича, человека огромного обаяния, была совсем не счастливой…

Константин Коровин, а с ним и его крест – жена и сын, покончивший с собой, – упокоились на французском Бийанкурском кладбище. В 1950 году на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровиных были перенесены на Сент-Женевьев-де Буа. Валентин Серов был погребён в Москве, на кладбище Донском. Однако, большевики мало кому дозволили почивать в родных могилах, и прах художника был перенесён на Новодевичье кладбище.

За красками Севера: как Коровин и Серов ездили в Арктику

Художника Константина Коровина (1861-1939) я открыл для себя, когда познакомился с его мемуарами, которые живописец издал, будучи в эмиграции, в 30-х годах прошлого века. В особенности меня привлекли его воспоминания о Севере, куда Коровин отправился вместе со своим собратом по мольберту – В. Серовым на исходе XX века[i]. Мне показался удивительным тот факт, что выдающийся портретист и не менее талантливый театральный декоратор Коровин, одинаково ценимый в Париже и Петербурге, совершил путешествие по Русскому Северу и Скандинавскому побережью в то время, когда там ещё не было туристов в полном понимании этого слова. В конце XIX века Север только открывался пытливому взору путешественников… А тут два русских передвижника запросто сели в Архангельске на пароход и отправились к Полярному кругу в поисках новых красок и впечатлений. Звали молодых художников Константин Коровин и Валентин Серов.

Коровин

Портрет Коровина кисти Серова. 1891 г.

Итак, в августе 1894 года Коровин и Серов отправились в двухмесячное путешествие по Северу. Художники выехали из Ярославля в Архангельск по трассе строящейся железной дороги.

Железная дорога


Строительство Московско-Ярославско-Архангельской дороги. Фото 1896-1897 гг.

По пути в Архангельск живописцы посетили на Северной Двине глухое село Шалукту и остались им очарованы.

Медвежий угол

Медвежий угол. Фото А. Епатко, 2011 г.

После водной прогулки девушки разостлали на лужайке большую скатерть, вынули из корзин тарелки, ножи, ножи, разложили жареную рыбу, мёд и мочёную морошку, налили в стаканы сладкого кваса…

На прощанье гостям подарили роскошные берёзовые туеса[iii], замечательно сработанные местными крестьянами.

Пристань в Архангельске


К. Коровин. Пристань в Архангельске, 1894 г.

Поморские кресты

К. Коровин. Берега Мурмана (Поморские кресты). 1894 г.

"Это кит! Сильной струей, фонтаном он пустил воду вверх, - пишет Коровин. – Как плавно и красиво огромный кит выворачивается в своей стихии! Должно быть, хорошо быть китом!

- Валентин, - говорю я Серову. – Что же это такое? Где мы? Это замечательно. Сказка.

- Да, невероятно… Ну, и жутковатые тоже места… Эти глыбы как будто говорят – уезжайте-ка лучше подобру-поздорову…"

Ручей в Печенге

К. Коровин. Ручей св. Трифона в Печенге.. 1894 г.

Далее путь Коровина и Серова лежал в Швецию и Норвегию. С борта парохода Коровин зарисовывает трёхсотметровую скалу – самую северную точку Европы – мыс Нордкап.

Гавань в Норвегии

К. Коровин. Гавань в Норвегии. 1894 г.

По возвращении из Скандинавии друзья совершили ещё одну поездку на Север. На этот раз на Новую Землю…

Удивительно, что это часть Заполярья не вдохновила Коровина на создание полотен. Эмоции от посещения Новой Земли художник доверил своему дневнику:

Впрочем, Серов и Коровин не сильно скучали: забросив этюды, художники приняли участие в охоте на белого медведя.

Поезд самоеда

В 1900 году Коровин познакомил с северными мотивами европейскую публику. Будучи в Париже, художник работает над оформлением Русского павильона. Александр Бенуа пишет с восхищением о коровинских панно:

За свои северные панно Коровин удостоился высочайшей награды Франции – ордена Почетного легиона.

После Коровина природа Заполярья стала источником вдохновения для многих живописцев, среди которых такие имена как А. Борисов, А. Архипов, Л. Туржанский, В. Переплётчиков. Как ни далека от искусства Коровина живопись некоторых из этих художников, тем не менее они обязаны его северным работам как творческому импульсу, побудившему их обратиться к арктической теме.

Птицы

К. Коровин. Птицы. 1899 г.


Автор: Андрей Епатко, ст. научный сотрудник Государственного Русского музея.

[ii] В Шалукте жили старообрядцы.

[iii] Берестяные сосуды, использующиеся для хранения различных пищевых продуктов и засолки грибов.

Читайте также: