Консервативное направление уваров кратко

Обновлено: 05.07.2024

С разгромом движения декабристов в 1825 году завершился период господства просветительской идеологии в России. Новый император, Николай I, вошёл в историю как политик-консерватор, противник распространения либеральных идей и преследователь инакомыслия. Главную задачу своего правления император видел в укреплении и сохранении существующего государственного строя. Идеологическим обоснованием охранительной политики Николая I стала теория официальной народности.

Положения теории официальной народности

Впервые принципы новой государственной идеологии были представлены в 1833 году графом С.С. Уваровым, занимавшим пост министра просвещения.

Основа теории официальной народности выражалась в триединой форме:

  • Православие;
  • Самодержавие;
  • Народность.

Православие

Православие объявлялось основой духовной жизни народа. Русский народ религиозен по своей природе и православная вера – лучшее средство объединения всех подданных русского царя.

Самодержавие

Самодержавие выступало главным звеном, выступало основой современной жизни. Только сохранение самодержавного строя могло обеспечить величие и мощь России. Преданная служба самодержавию считалась гражданским долгом для всех подданных великой страны. Забота о них, в свою очередь, и есть главная задача самодержца.

Народность

Народность – по Уварову, заключается для России в отсутствии социальной розни и борьбы. Существует единение народа с царём, которое сложилось в результате добровольного выбора русского народа. Автором теории идеализировалось прошлое народа, говорилось о приверженности народа ко всему патриархальному, что служило косвенным оправданием существования крепостного права.

Создание теории официальной народности

Автор теории официальной народности граф Уваров не изобретал эти понятия. Новым было то, что теперь они связывались в единую триаду, что способствовало, по предположению автора теории, объединению под её началом всех слоёв общества.

Сторонники теории официальной народности подчеркивали и выдвигали в качестве важной особенности отсутствие внутренней борьбы, благодаря чему Россия могла выступать охранительницей и блюстительницей спокойствия. В этом Россия противопоставлялась Западу. Святая Русь крепла единством православия, самодержавия и народа, в отличие от Запада, в котором его нет. Более того, согласно концепции историка Устрялова, Российская империя объявлялась так же и вне Европы, так как занимала срединное, евразийское положение.

Теория С.С. Уварова была последовательной и логичной, чем снискала поддержку многих общественно-политических деятелей.

Минусы теории официальной народности

Достаточно было и тех, кто с критикой отнёсся к новой государственной идеологии, поддерживая серьезность её недостатков.

2 основных недостатка теории официальной народности:

  • Отвергала необходимость конструктивного развития. Государство с идеальными порядками не нуждается в каких-либо преобразованиях;
  • Выделение исключительно положительных страниц исторического развития. На деле же в стране было немало проблем, требовавших продуманного решения. Но принципы теории отвергали эту необходимость.

Хотя недостатки теории Уварова были очевидны многим, никто не осмеливался вслух озвучивать свою позицию. Она стала главным идеологическим орудием реакционных политиков и продвигалась во всей сети образовательных учреждений, печаталась на страницах газет, отсылки к ней встречались в художественной литературе и в религиозных проповедях.

Теория официальной народности была господствующей до 1848 года. А настоящий её кризис наступил в тяжёлый для страны период Крымской войны, после поражения в которой даже для сторонников теории стала очевидной несостоятельность Николаевской системы.

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.

Основное содержание теории

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.

Теория официальной народности

Недостатки новой идеологии

Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.

Всем известно, что активное развитие консервативной идеологии в Российской империи пришлось на время правления Николая I. Так как император сам являлся преданным этой идее, он считал большой проблемой постепенное внедрение в Россию западного либерализма и революционных взглядов. Для контроля за соблюдением цензуры и борьбой с иноземными взглядами было создано 3 отделение корпуса жандармов.


Суть теории состояла из 3 принципов:

  • вера православная;
  • самодержавие;
  • народность.

Согласно мнению Уварова, единоличная власть царя – единственная форма правления, которая может быть возможна в России и при которой страна будет жить в процветании. Православная вера описывалась как незаменимая часть благочестивой и счастливой жизни народа.

Под понятием народности Уваров имел ввиду единение народов Российской империи и наличие собственного пути, отличного от европейского.

Согласно этот теории, считалось, что в Россия, в которой царят эти три принципа, будет избавлена от социальных конфликтов, и что необходимо защитить общество от губительных западных либеральных идей.

Однако и Уваров и сам царь понимали, что полностью избавиться от западного веяния, учитывая науку и культуру, не получится. Так что еще одной целью этой теории являлось приспособление европейского просвещения к российским реалиям, но при этом не изменяя российскую действительность. Это должно было отразиться на воспитании нового поколения русских людей, которые бы понимали необходимость сохранения существующего строя в России, но при этом были и восприимчивы к западным идеям. Только не слепо копируя их, а стараясь применить с пользой именно в царской России. Именно поэтому большая часть внимания консерваторов была направлена именно на учреждения образования.

Помимо сферы образования осуществлялся жесткий контроль литературы и журналистики. Все журналы и книги, противоречившие официальной идеологии государства, были запрещены. А Уваров заявлял, что у граждан нет права обращаться к другим через печатные издания и призывал усиливать меры цензуры.

Действие трех принципов теории официальной народности Уварова распространялось практически на все сферы жизни общества. Она стала основной для дальнейшей деятельности всех консерваторов вплоть до революции 1917 года и свержения монархии.

Менее 50 лет прошло с момента принятия теории, как убийство императора Александра 2 показало, что государству не удалось оградить общество от революционной заразы.

Сергей Уваров: главный русский монархист

Дворянин-вундеркинд

Выходец из дворянской семьи, Сергей Семенович еще в юношестве заинтересовался классической античностью и вскоре опубликовал ряд работ, посвященных археологии и древнегреческой литературе. Эти доклады принесли молодому ученому общеевропейскую известность, знакомство с немецким поэтом-философом Гёте и четой немецких ученых Гумбольдтов. И в возрасте 32 лет молодой, но уже знаменитый ученый Уваров был назначен президентом Императорской Академии наук. Этот пост он занимал до самой смерти в 1855 году.

Сергей Уваров: главный русский монархист

С.С. Уваров

Министр-патриот

Сергей Уваров: главный русский монархист

Николай I


Российская империя при Николае I получила не только полное собрание законов, но и свою официальную идеологию. Ей стала теория официальной народности. Ее разработкой занимался граф Сергей Уваров в 1833 году.

Создание теории и ее суть

1825-1831 годы для власти Российской империи стали неспокойными. Произошли выступления декабристов, усилилась цензура, было подавлено восстание в Польше, которое стало своеобразным эхом революции во Франции.

Император Николай I

Рис. 1. Император Николай I.

Рост революционных настроений не радовал элиту, которая хорошо помнила войны с Наполеоном и революционные 1790-ые во Франции. Следовательно, потребовался антитезис девизу “Свобода, равенство, братство”.

Он был связан с историей Великой французской революцией. В декабре 1833 года Уваров предоставил Николаю I записку, где изложил три начала России:

  • Православие.
  • Самодержавие.
  • Народность. Под этим термином он подразумевал борьбу с западными идеями, например, свободой мысли и рационализмом.

Материалы по теории публиковались в газете “Северная пчела”, они стали своеобразным знаменем для консервативных сил. С этими идеями Российской империя жила до первой русской революции 1905 года.

Сам термин “официальная народность” впервые появился в 1873 году в трудах литературоведа Александра Пыпина по истории русской литературы.

Граф Сергей Уваров

Рис. 2. Граф Сергей Уваров.

Личность Сергея Уварова

Граф Сергей Семенович Уваров родился в 1786 году в Москве. В 1833-1849 годах он занимал должность министра народного просвещения. Также он длительное время, с 1818 по 1855 год был президентом Императорской Академии наук. В своей усадьбе, в Гжатском уезде Смоленской губернии, он создан собственный ботанический сад. В годы его деятельности на посту министра русское просвещение, гимназии и университеты, были выведены на достойный европейский уровень.

В молодости он работал в МИДе, интересовался античностью и даже написал несколько работ по археологии и древнегреческой литературе. В 1851 он под псевдонимом “А.В.” он опубликовал свои воспоминания в журнале “Современник”.


Рис. 3. Сергей Уваров граф.

Что мы узнали?

Кратко о теории официальной народности следует знать, чтобы понимать общественно-политическое движение в Российской империи в середине XIX века, то есть когда она была своеобразным противовесом революционным странам Европы.

Читайте также: