Конкурсные кредиторы в деле о банкротстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом или наступившая в результате завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 186-ФЗ, от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия). Конкурсным кредитором, действующим в интересах участников синдиката кредиторов, признается кредитный управляющий, действующий в порядке, предусмотренном главой X.1 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 22.12.2020 N 447-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 219-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация - меры, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

реализация имущества гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и освобождения гражданина от долгов;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника - председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов - лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов - лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также - саморегулируемая организация) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также - национальное объединение саморегулируемых организаций) - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2017 N 266-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

вред, причиненный имущественным правам кредиторов, - уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

недостаточность имущества - превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ)

До утверждения в установленном порядке федеральных стандартов применяются нормативные правовые акты, изданные до 02.12.2014 (ФЗ от 01.12.2014 N 405-ФЗ).

федеральные стандарты - федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.


Кредиторами в делах о банкротстве признаются лица, имеющие по отношению к должнику (лицу, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве) права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Так, кредиторы, впоследствии являющиеся конкурсными, обладают правом на подачу заявления о признании должника банкротом; в случае возбуждения дела о банкротстве конкурсные кредиторы являются участниками собрания кредиторов с правом голоса (после того, как их требования будут включены в реестр требований кредиторов). В свою очередь, собрание обладает исключительной компетенцией по решению вопросов о введении той или иной процедуры, о выборе арбитражного управляющего, а также о заключении мирового соглашения и некоторых других вопросов, в частности, об образовании комитета кредиторов. Необходимо отметить, что собрание кредиторов контролирует деятельность арбитражного управляющего, утвержденного в деле о банкротстве, посредством, например, ознакомления с представляемыми им отчетами о его деятельности. К тому же конкурсные кредиторы имеют возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения. Также конкурсные кредиторы, требования которых составляют не менее чем десять процентов общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов, имеют право на созыв собраний кредиторов.

Кроме того, конкурсные кредиторы, а в случае невозможности полного погашения требований кредиторов и кредиторы по текущим платежам, обладают правом на подачу заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника; отдельные конкурсные кредиторы, с определенным процентом требований от их общего количества, также вправе оспаривать сделки должника.

При этом конкурсные кредиторы являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, в связи с чем обладают соответствующими процессуальными правами, в то время как кредиторы по текущим платежам лицами, участвующими в деле о банкротстве, не являются, но они вправе участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением их прав, а также имеют право знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии, что позволяет им со своей стороны контролировать арбитражного управляющего посредством ознакомления с его отчетами и прилагаемыми к ним материалами, предоставляемыми им в суд.

Следует заметить, что все кредиторы имеют право на подачу в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, жалоб на действия арбитражного управляющего, нарушающие их права и (или) законные интересы.

Кроме того, объем предоставляемых прав зависит от типа кредитора – это может быть как обычное лицо, преследующее цель вернуть собственные средства, так и конкурсный кредитор, наделяемый расширенными полномочиями. Также права кредиторов при банкротстве в существенной степени зависят от доли предъявляемых ими требований в общем объеме неисполненных обязательств должника. В то же время Законодательство дает право миноритарным заимодавцам объединять свои требования в одно, что обеспечивает им больший объем полномочий.

Нужно также учитывать статус лица, в отношении которого проводится процедура банкротства. Наиболее сложным ввиду своей относительной новизны является банкротство физлиц – объем судебной практики по таким делам еще недостаточно велик, поэтому решение отдельных вопросов, в том числе и касающихся прав кредиторов, здесь может вызывать определенные разногласия. Избежать этого поможет банкротство физических лиц под ключ, проводимое квалифицированными юристами.

Общие права кредиторов при банкротстве должника

  • требовать коммерческую, а также финансовую информацию о лице-должнике;
  • требовать созыва общего собрания кредиторов, получать в их ходе право голоса, делегировать представителя в кредиторский комитет;
  • принимать участие в выборе управляющего;
  • оспаривать подозрительные сделки, проводимые должником, привлекать лиц, осуществляющих контроль за его действиями, к ответственности;
  • осуществлять контроль действий выбранного управляющего, обжаловать принимаемые им решения и действия;
  • направлять в суд жалобы, ходатайства и возражения.

Как отмечено выше, конкурсные кредиторы наделены более широкими правами. В частности, они уполномочены:

  • обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении должника делопроизводства о банкротстве;
  • лично участвовать в рассмотрении дела о признании банкротом задолжавшего лица;
  • подавать в арбитражный суд ходатайство о смене управляющего;
  • направлять запросы о выборе процедуры того либо иного вида;
  • предлагать кандидатуры на вакансию арбитражного управляющего.

Права кредиторов в деле о банкротстве

Права конкурсного кредитора при созыве общего собрания

В соответствии с положениями Закона о банкротстве созыв и проведение общего собрания кредиторов могут осуществляться участвующими в рассмотрении деле государственными лицами, а также конкурсными кредиторами.

При проведении таких собраний лица, признанные конкурсными кредиторами, могут реализовать следующие свои права:

  • назначение либо корректировка сроков проведения тех или иных процедур;
  • утверждение графика погашения должником неисполненных обязательств;
  • разработка и утверждение плана процедур, входящих в процедуру банкротства;
  • утверждение выбранного представителя собрания;
  • определение требований к лицу, назначаемому на должность управляющего той или иной процедурой;
  • предложения кандидатур на должность управляющего;
  • заключение с должником мирового соглашения.

В то же время права кредиторов при проведении общего собрания распределяются не равномерно, а в соответствии с долей их требований в общей массе задолженности. Соответственно, чем больше сумма, которую следует выплатить кредитору, тем больше количество голосов, которое он получает в ходе общего собрания.

Если же в деле фигурирует всего 1 конкурсный кредитор, то все решения принимаются по его единоличному решению.

Права комитета кредиторов

В ситуации, когда количество лиц, заявивших о своих требованиях к должнику, достигает 50, в соответствии с Законодательством в обязательном порядке формируется комитет кредиторов. Это представительный орган, который создается в ходе общего собрания. Также в его ходе определяются количество членов комитета (от 3 до 11), его полномочия и компетенции, а также прочие аспекты.

Комитет кредиторов обладает следующими правами:

  • направление жалоб на назначенного управляющего в арбитражную инстанцию;
  • созыв очередного собрания;
  • требование от управляющего данных о финансовом положении должника;
  • вынесение собранию рекомендаций о смене арбитражного управляющего в ситуации, когда последний не справляется со своими обязанностями.

По своей сути, комитет права кредитора в процессе банкротства, а также систематизирует все действия, предпринимаемые заимодавцами.

Права залогового кредитора при банкротстве

Залоговый кредитор – это еще одна специфическая группа субъектов, имеющих материальные требования к должнику. Их особенность заключается в том, что выдвигаемые ими требования обеспечиваются той или иной формой залога. Как определяет Законодательство, признание должника банкротом не является причиной для прекращения возникших ранее залоговых отношений.

Ключевым правом данных субъектов является полномочие требовать погашения возникшей задолженности за счет средств, полученных при реализации на торгах залогового имущества.

Еще одна важная особенность прав залогового кредитора при банкротстве того или иного лица – отсутствие права голоса при проведении общих собраний. Такой субъект сможет голосовать только при решении общих вопросов. Однако если кредитор официально откажется от своего права требовать возмещения за счет продажи залогового имущества, то залогодержатель приобретает право голоса наравне с остальными кредиторами.

Уступка права требования

В соответствии с положениями ст.382 ГК РФ между кредиторами возможно проведение сделки, в результате которой одна сторона передает, а другая принимает право требовать с должника исполнение обязательств. В соответствии с определением Президиума ВАС РФ уступка права требования является заменой кредитора по конкретному обязательству.

Условия для проведения такой процедуры могут быть различными:

  • если в первоначальном договоре, но основании которого первоначальный кредитор получил право требования, установлен запрет на смену заинтересованной стороны, то для смены кредитора потребуется получение согласия должника. При этом последний имеет законное право не дать такого согласия – в данном случае уступка права требования будет признана незаконной сделкой;
  • если же в договоре нет запрета на уступку права требования без согласия на то должника, то после проведения соответствующей процедуры новый кредитор должен просто уведомить ответчика о проведенной уступке. В противном случае, если должник переведет деньги первоначальному заимодавцу, новый кредитор не будет иметь права требовать выплату.

Для проведения уступки требования должны быть учтены некоторые условия. Во-первых, уступаемое право должно быть бесспорным и возникнуть до момента его передачи. Во-вторых, оплата уступленного права не должна зависеть от факта получения новым кредитором средств от должника. Другими словами, не допускается заключение таких сделок с обязанностью нового правообладателя передать полученные деньги первоначальному кредитору за вычетом своей комиссии. Данная мера направлена на борьбу с незаконными действиями, в том числе с правонарушениями со стороны коллекторских агентств.

Автор: Юлия Комбарова

Оставьте заявку и мы вас проконсультируем об условиях, сроках и последствиях прохождения процедуры банкротства совершенно бесплатно.

В рамках статьи 34 этого нормативного акта рассматривается перечень лиц, которые участвуют в деле о банкротстве юридического лица. К основным участникам относятся:

  • собственно должник, в отношении которого ведется банкротное производство; , назначенные по вынесенному решению арбитражного суда;
  • конкурсный кредитор, который может оказывать влияние на ведение банкротного дела;
  • федеральные и муниципальные государственные органы, осуществляющие регулирование в пределах своих полномочий проведения процедуры банкротства;
  • лица, которые предоставили обеспечение доступными им способами проведения процедуры финансового оздоровления организации, находящейся в рамках процедуры ведения банкротного дела.

Понятие конкурсного кредитора

Конкурсным кредитором, в соответствии с вышеупомянутым делением, признается такой кредитор вне зависимости от того, идет ли речь о физическом или юридическом лице, по отношению к которому у должника есть просроченная финансовая задолженность, подтверждаемая документально.

Однако имеющиеся финансовые задолженности, в отношении которых установлено, что они просрочены, не должны иметь характер просроченных по причине неуплаты возмещения по существующим трудовым правоотношениям либо по причине несвоевременной уплаты возмещения имущественного вреда.

Конкурсный кредитор в соответствии с правилами, действующими для проведения процедуры банкротства юридических лиц, является основным кредитором, который может путем голосования по ключевым вопросам проведения процедуры банкротства влиять на весь процесс, в том числе на составленную очередность удовлетворения своих финансовых требований.

Однако следует понимать, что удовлетворение требований такого кредитора, которое проводится из средств конкурсной массы, будет происходить только в третью очередь, так как в рамках первых двух происходит расчет с сотрудниками организации и уполномоченными государственными органами и государственными фондами.

Для того чтобы получить статус конкурсного кредитора, юридическое или физическое лицо, перед которым у должника имеются непогашенные обязательства финансового типа, должно обратиться к арбитражному управляющему для включения в реестр кредиторов. Срок для такого обращения не может превышать тридцать дней с даты, когда стало известно о начале процедуры банкротства в отношении должника. В противном случае, велик риск получить отказ в признании статуса конкурсного кредитора.

Отличия от кредитора

От обычного кредитора конкурсный отличается правом участия в голосовании по наиболее важным вопросам проведения процедуры банкротства юридического лица-должника, а также возможностью оказания влияния на формирование очередности удовлетворения требований кредиторов. Это является ключевыми отличиями, так как обычный кредитор не может оказывать такого влияния на процесс и может только наблюдать за ним без осуществления какого-либо вмешательства.

Кого нельзя признать конкурсным кредитором

При определении перечня конкурсных кредиторов арбитражный управляющий (именно на него возлагаются обязанности по формированию реестра всех кредиторов, которые имеются у организации-должника, а также по определению перечня требований таких кредиторов) должен учитывать, что не все кредиторы обладают правом называться конкурсными. К числу лиц, которые не могут быть определены в качестве конкурсных кредиторов, относятся:

  • сотрудники организации, которые ожидают погашения имеющейся перед ними задолженности по заработной плате и иным обязательным выплатам за исполнение ими своих непосредственных служебных обязанностей;
  • лица, которые необязательно являются сотрудниками организации-должника, получающие от организации компенсационные выплаты, направленные на возмещение различных видов ущерба (материального, морального), если получение таких выплат было просрочено по вине организации-должника;
  • физические и юридические лица, выступающие в качестве соучредителя юридического лица, признанного должником и проходящего процедуру банкротства;
  • лица, признаваемые авторами произведений, относимых к результатам интеллектуального труда, если перед такими лицами у юридического лица-должника имеются непогашенные финансовые задолженности.

Права и обязанности

Для того чтобы участие конкурсного кредитора в деле о банкротстве имело максимальный успех на получение возмещения по имеющимся задолженностям, такому кредитору необходимо понимать, какими правами он обладает. К числу основных прав относятся:

  • выступление с заявлением о необходимости проведения банкротной процедуры по причине несостоятельности конкретной организации-должника;
  • участие в проводимых судебных разбирательствах в рамках рассмотрения дела о финансовой несостоятельности той или иной организации;
  • участие в обсуждении кандидатуры арбитражного управляющего от момента предложения такой кандидатуры (конкурсный кредитор вправе самостоятельно предложить такую кандидатуру) до оспаривания решения суда о назначении конкретного арбитражного управляющего на ведение банкротного дела;
  • предоставление в арбитражный суд ходатайств в рамках специальных заявлений, в соответствии с которым осуществляется предложение вводить ту или иную банкротную процедуру (предоставление такого ходатайства должно осуществляться только в сопровождении специальных аргументационных составляющих);
  • в случае урегулирования имеющихся споров с должником, в том числе в части погашения задолженности перед конкурсным кредитором, последний имеет право подписать с должником мировое соглашение, по которому произойдет прекращение его участия в банкротном процессе;
  • созыв собраний кредиторов с целью голосования по ключевым вопросам проводимой банкротной процедуры. При этом следует понимать, что если конкурсный кредитор один, то собрание созвать невозможно, а все решения будут приниматься единолично таким кредитором. Кроме того, следует также помнить о том, что у каждого конкурсного кредитора, участвующего в собрании, есть определенное число голосов. Такое число голосов рассчитывается на основании размера задолженности юридического лица, находящегося в процедуре банкротства, перед кредитором от общего размера требований всех кредиторов. Таким образом, чем больше размер требований конкретного конкурсного кредитора в общей массе требований, тем больше у него голосов при осуществлении голосования по ключевым вопросам процедуры финансовой несостоятельности;
  • в том случае, если действия арбитражного управляющего не устраивают конкурсного кредитора, и эти факты обоснованы конкурсным кредитором, он имеет право подать заявление в суд об отстранении такого арбитражного управляющего, приложив к своему заявлению доказательства обоснованности своего ходатайства.

Если говорить об обязанностях, возлагаемых на конкурсного кредитора при получении им такого статуса, то здесь следует учитывать следующие:

  • необходимость непосредственного участия в формировании и последующем утверждении плана проведения той или иной процедуры в рамках банкротного дела;
  • осуществление согласования сроков, определенных для проведения различных процедур в рамках судебного процесса;
  • формирование графика и очередности по удовлетворению требований кредиторов в отношении юридического лица-должника;
  • осуществление голосования по поводу выбора единственного представителя от всех конкурсных кредиторов (в случае их большого количества) с целью представления интересов в различных ведомствах при рассмотрении вопросов, связанных с банкротной процедурой конкретной организации-должника;
  • формирование перечня требований, предъявляемых к деятельности арбитражного управляющего с целью получения максимального удовлетворения имеющихся требований;
  • назначение специального лица, которое будет осуществлять управление реестром кредиторов и их требований, в рамках проведения процедуры финансовой несостоятельности. Назначение такого лица может быть осуществлено только из числа специалистов, имеющих лицензию на осуществление такого вида деятельности.

Порядок действий в деле о банкротстве

Для того чтобы кредитор получил статус конкурсного и, соответственно, имел возможность оказывать влияние на проведение банкротной процедуры, он должен осуществить определенные действия, к числу которых относятся:

  • подать заявление в арбитражный суд о признании конкурсным кредитором. В тексте такого заявления необходимо указать следующие данные: сведения о том арбитражном суде, куда направляется ходатайство; идентифицирующая информация о том юридическом лице, в отношении которого проводится процедура по признанию финансовой несостоятельности; аналогичные идентифицирующие сведения о заявителе; размер суммы задолженности и сроки ее возникновения; дата подачи заявления и подпись того лица, который это заявление подписывает;
  • к заявлению при обращении в судебные органы следует приложить документы, подтверждающие факт возникновения финансовой задолженности у должника перед заявителем (в качестве таких доказательств может выступать договор займа денежных средств или расписка в получении, копии судебных актов о необходимости взыскания денежных средств и т. д.);
  • следующим шагом становится участие в процессе, проводимом арбитражным судом, по факту присвоения статуса конкурсного кредитора. Такой процесс осуществляется с целью определения достоверности предоставленных в заявлении сведений, в том числе для определения источника возникновения задолженности и правомерности признания кредитора конкурсным (не входит ли он в круг лиц, описанных выше, которых нельзя причислить к конкурсным кредиторам);
  • после издания судебного решения и вступления его в силу возможно обращение к арбитражному управляющему с целью включения требований в реестр для обязательного удовлетворения из конкурсной массы.

После того как требования конкурсного кредитора будут включены в специальный реестр требований, и арбитражный управляющий, и сам конкурсный кредитор обязаны уведомить остальных кредиторов о появлении нового конкурсного кредитора, который будет принимать участие в процедуре по признанию финансовой несостоятельности должника.

Установление размера требований в деле о банкротстве

Все предъявляемые требования должны быть сформулированы и направлены в адрес должника в течение тридцати дней с даты вступления в силу решения суда о начале проведения процедуры финансовой несостоятельности и официальной публикации такого судебного акта в аккредитованных средствах массовой информации.

Размер требований устанавливается на основании имеющихся документов, выступающих в качестве доказательств обоснованности их выдвижения. Однако решение о том, какой размер подлежит удовлетворению, принимает суд по итогам специального судебного заседания. Требования конкурсных кредиторов, направленные в суд, должны пройти процедуру согласования с арбитражным управляющим (он проверяет обоснованность выдвижения такого требования), а также с самим должником.

Возможность увеличения требований

В случае если возникли исключительные обстоятельства (например, вступило в силу решение суда о взыскании с должника в пользу конкурсного кредитора определенной денежной суммы) требования могут быть увеличены. Однако для этого потребуется повторно обратиться с ходатайством о включении требований в реестр с соблюдением всех процессуальных сроков. Только в том случае, если никто из кредиторов, арбитражный управляющий и сам должник не выскажут возражений на такие обстоятельства увеличения размера требования, они могут быть включены в реестр.

Если суд получил хоть одно возражение на установление таких требований в их новой версии, то в праве может быть отказано либо суд самостоятельно будет устанавливать тот размер требований, который подлежит удовлетворению из конкурсной массы с учетом всех обстоятельств дела.

Читайте также: