Конкуренция форда и феррари кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однажды Генри Форд II, наследник империи деда и самый могущественный автомагнат середины века, набравшись наглости или перебрав с алкоголем, вполне официально предложил Энцо Феррари продать ему фирму.

Что из этого вышло, мы все прекрасно понимаем. Но вожжа уже тогда попала под хвост, и лошадь по кличке Ford Motor Co. понесла. Американцы вознамерились во что бы то ни стало разгромить команду Ferrari в самом престижном соревновании — 24-часовой марафонской гонке в Ле-Мане. Их ярости и денег хватило на то, чтобы проделать это четырежды — с 1966 по 1969 год. Так родилась легенда Ford GT40 — разовый в общем-то ответ Америки на гегемонию Европы в гонках на выносливость.

Спустя сорок лет, в начале этого века, на волне интереса к ремейкам классических моделей Ford выпускает внешне похожий суперкар GT с передовой начинкой и эффективной аэродинамикой. С 2004 по 2007 год в мире было продано всего 4038 штук, но гораздо важнее тогда было присутствие марки в каталогах дорогих спортивных машин (как раз где-то между Ferrari и Lamborghini), а также вмиг завербованная армия игроков в Need for Speed и GTA.

И вот спустя еще десятилетие, к 50-летнему юбилею GT40, компания отметилась концептом granturismo нового, третьего, поколения. На сей раз — без эстетических причуд, в манере 60-х годов. Ford говорит о себе в настоящем времени: он современный и высокотехнологичный. В основе машины — углепластиковый монокок с алюминиевыми подрамниками.

Сегодня мы рассмотрим с Вами одну очень интересную историю из автомобильного мира - противостояние Ford и Ferrari на гонке Ле-Ман, начавшееся в начале 1960-х годов. Но давайте обо всем отдельно.

Энцо Феррари - основатель автомобильного бренда, известного на весь мир.

Генри Форд 2 - внук, унаследовавший от своего деда Генри Форда (да, да, того самого) автомобильную империю.

Кэрролл Шелби - не только превосходный гонщик, но и инженер, начавший создавать гоночные версии автомобилей, в том числе и Ford с 1962 года

Кен Майлз - по мнению многих гонщиков был "пилотом от Бога", да и к тому же прекрасно разбирался в автомобилях, знал что им нужно и как этого добиться.

Пожалуй, самых основных персонажей мы осветили и теперь чуть более подробно поговорим о самой гонке. 24 часа Ле-Ман - из самого названия понятно, что продолжительность гонки составляет 24 часа. Проводится гонка в небольшом городе Ле-Ман, во Франции. Неофициально гонку еще называют "гонка выносливости и экономичности" - дело в том, что гонщикам нужно найти оптимальный баланс между экономичностью (бензин, шины) и скоростью. Помимо всего прочего, сказывается усталость гонщиков, которые зачастую проводят за рулем по 4 часа! В течение гонки, пилоты меняются на пит-стопах и за отведенное (небольшое) время должны успеть перекусить и отдохнуть, чтобы быть готовым вновь вступить в борьбу.

Теперь давайте перейдем к самому конфликту. К началу 60-х годов XX века положение Энцо Феррари было упадочным - проблемы со здоровьем, семейные трудности, да и в автомобильном бизнесе не все так просто. Феррари надоело работать на два фронта - создавать гражданские машины и заниматься спортивным подразделением. Именно эта череда неурядиц привела к тому, что Энцо был готов расстаться с Ferrari при одном единственном условии - спортивная часть бизнеса останется за ним. Покупателя к 1963 году нашлось 2 - Fiat и Ford. Но Fiat не сделал достойного предложения и остался только Ford, который был готов заплатить 18 млн. долларов за 90% бизнеса, на условии Энцо Феррари. Весной 1963 года представители Ford приехали в Италию для подписания заветного договора. Дата была назначена на 20 мая 1963 года. Пару слов стоит сказать о самом Энцо Феррари, как о одной из самых противоречивых персон в истории автомобилестроения. Нельзя найти логического объяснения этому феномену, но Энцо мог обнимать каждого встречного и буквально через секунду орать и лезть в драку без особой на то причины. И вот, теперь представьте, что Вам нужно договориться о чем-то с подобным человеком, когда все могло пойти "на дно" в ту же секунду. Американцы ожидали, что такое щедрое предложение, да и к тому же обязанность Ford оплачивать расходы на спортивный сектор автомобильных гонок должен был обеспечить гладкое завершение сделки. Но случилось неожиданное - Феррари ткнул пальцем в один единственный пункт, демонстративно обматерил всю американскую делегацию и ушел из кабинета. В дальнейшем станет ясно, что тот самый пункт касался именно спортивного сектора - в контракте Ford была оговорена сумма в 250 тыс. долларов, что ограничивало изначальные условия "полной свободы" в действиях.

После такой разгромной встречи Генри Форд 2 пришел в ярость и решил, что необходимо унизить Феррари, и унизить прилюдно, т. е. на гоночной трассе. Вариантов была 2: или в Формуле-1, или в Gran Turismo. Первый вариант можно было смело отбрасывать по причине того, что Ford пришлось бы создавать болид и всю периферию с нуля, - остается только Gran Turismo.





Фото: Bernard Cahier / Getty Images

Форд против Феррари - что было на самом деле?

Искра зажигания конфликта

В 1957 General Motors, Ford и Chrysler договорились между собой о сокращении финансирования пропаганды скорости автомобилей в рекламе и отказе от прямого финансирования гоночных команд выступающих в американских соревнованиях.

Но между тем GM продолжал разработку своего нового Corvette, а автоспорт входил в свой золотой век популярности. Популярность была настолько высокой, что победы в гонках, напрямую влияли на продажи в сегменте спорткаров. Но вот у Форда ничего спортивного к концу 50-х не осталось.

Энцо Феррари немедленно вышел из сделки на 10 млн. долларов и разорвал все договоренности. Диктаторы автомобильного мира не поладили. Генри Форд решил начать войну, ударив по самому больному месту Феррари – 24 часа Ле-Мана. Старейшая гонка на выносливость автомобилей и пилотов, заезда по кругу длинной в сутки.

Легендарный Ford GT40

Первый опыт

Форд профинансировал разработку нового автомобиля. Для разработки был приглашен экс-менеджер Aston Martin, единственной команды, которая сумела забрать победу за последние 10 лет у Ferrari. Британцы представили на свет Ford GT40. 40 дюймов (102 сантиметра) составляла высота автомобиля. GT40 представлял собой британский среднемоторный кузов, американский 4.7-литровый мотор производства Форд и итальянскую пятиступенчатую коробку передач из спортивного конструкторского агентства Альфа-Ромео. Менеджеры Форда в предвкушении ожидали результатов автомобиля, разработанного в рекордные сроки и за рекордные суммы.

Но за все деньги мира не купишь драгоценный опыт. В 1964 году не один автомобиль Форда не доехал до Финиша гонки Леман. Три первых места на пьедестале принадлежали Феррари. Несмотря на то, что GT40 были самыми скоростными, они сошли по техническим причинам. Как воздух, был необходим руководитель гоночной программы, который обладал опытом и навыками европейских гонок.

Кэрролл Шелби и Кен Майлз

Кэрролл Шелби и Кен Майлз

У Кэррола Шелби было несколько важных козырей в рукаве:

Наличие опытных инженеров и техников;

Опыт работы с Фордовскими комплектующими;

Знание специфики гонки.

Но самым главным преимуществом, у Шелби в штате находилось два лучших пилота-испытателя Кен Майлз и молодой Брюс Макларен. Кен Майлз был инженером и разрабатывал собственные машины, Макларен механиком. Такие пилоты были незаменимы при наладке механизмов автомобиля, потому что сразу могли определить проблему и указать на нее.

Форд прислал свои гоночные машины в Францию грузовыми самолетами. По одной из версий из-за перепада температур на высоте, в головки блока цилиндров попал конденсат и Шелби принял решение, прямо перед гонкой осуществить их замену, на головки иной конструкции. Решение стало судьбоносным. Не один автомобиль Ford не достиг финала гонки Леман 24. Победили вновь Феррари.

Решающая Гонка

Решающая Гонка

Существует много версий этого поступка. Многие очевидцы утверждают, что Кен в знак протеста ударил по тормозам, чтобы показать руководству – гонки это спорт, а не пустая реклама.

Так или иначе Форд победил. А потом еще два года подряд одержат верх над Феррари. Но уже без Кен Майлза, он погибнет через два месяца после гонки Леман. В 1970 году погибнет и Брюс Макларен. Так жили и умирали настоящие энтузиасты автоспорта, рыцари спорта, навеки вписав свое имя в историю автомобильного спорта.

Форд

Форд

Феррари

Феррари

24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана

Возможно, многие из вас уже посмотрели недавно вышедший фильм Ford vs Ferrari, и вы знаете, что это была за история, знаете ее героев, и как все происходило. А, может, кто-то его еще не видел. Что ж, фильм смог хорошо передать многие события того противостояния. Но есть и некоторые вещи, которые там не до конца отражены. Тем не менее, эта история достойна того, чтобы о ней говорили, так как это одно из крупнейших противостояний в истории автоспорта. Надеюсь, вы посчитаете этот текст интересным, и он дополнит для вас картину того, что происходило летом 1966 и в процессе подготовки к самой гонке до этого :)

Ford vs Ferrari

В начале 1960-х Ferrari доминировала на кольце Сартэ, но за кулисами Энцо Феррари искал возможность продать свою компанию. И это привлекло внимание одного крупного американского бизнесмена.




Ford GT40 Mk II и Ferrari 330 P3


Брюс Макларен за рулем Ford GT40

Ford GT40 Mk II

Ford GT40 Mk II был достаточно комфортным автомобилем, чего не ожидаешь от спортивного монстра. Он был разработан для того, чтобы гонщик долгое время находился за рулем, а потому имел мягкие и вентилируемые сидения. Обзорность была великолепная. Учитывая компактные размеры, внутри было достаточно просторно. Если бы гонка в Ле-Мане была простой поездкой на 3000 миль, вы бы вполне могли проехать ее на этой машине. Но в тот момент, когда запускался монструозный V8, вы понимали, что это гоночная машина, которая могла ехать со скоростью больше 320 км/ч. Никакого усилителя руля или помощи при торможении. Никаких электронных систем безопасности. 160 км/ч на третьей передаче – на такой скорости кажется, что вы в коляске, привязанной к космическому кораблю, а это только половина от максимальной скорости. Парни, которые гнали 320 км/ч по прямой Мульсанн ночью на шинах 1966 года после 4 часов за рулем должны были быть очень храбрыми. Или безумцами. Наверное, там была смесь и того, и другого.


Три лидирующих машины Ford на ранних стадиях гонки

Гонка


Кэрол Шелби (в центре) говорит с Крисом Эймоном (слева) и Брюсом Маклареном (справа)

По мере того, как гонка продолжалась, количество GT40 на ходу медленно сокращалось, и в итоге осталось только три машины, но Ferrari тоже поникла, не справляясь с скоростью ведущих GT 40 Mk II. Последняя Ferrari P3, в руках Лоренцо Бандини и Жана Гише, сошла после утечки воды и отказа сцепления. Экипаж Майлза и Халма шел в лидерах и должен был реализовать мечту Форда о победе в Ле-Мане. В отсутствие конкуренции Биби начал приводить в действие свой план: он хотел, чтобы две лидирующих машины бок-о-бок пересекли линию финиша. Фотографии абсолютного доминирования машин Ford разошлись бы по миру и принесли вечную славу. Майлз незадолго до финиша остановился для плановой замены тормозной системы и снова отправился на трассу. Вскоре он вернется в боксы с жалобой на вибрацию в тормозах. Это заметно сократило его лидерство.


Дэнни Халм и Брюс Макларен отдыхают во время гонки - гонщики выступали за разные экипажи

Организаторы гонки заявили, что в таком случае машина Макларена и Эймона будет объявлена победителем, потому что она стартовала дальше с стартовой решетки и пройдет большую дистанцию, чем машина Майлза и Халма. Гонщики не знали об этом, поэтому они выполнили инструкцию: Макларен и Майлз бок-о-бок двигались к линии финиша, Дик Хатчерсон на третьей машине Ford чуть позади. Кто-то говорил, что новозеландец чуть ускорился у финиша, кто-то, что Майлз в знак протеста сам замедлился, отдав победу другому экипажу. Взбешенный Майлз финишировал вторым, считая, что его обокрали менеджеры Ford. Эймон и Макларен стояли на первой ступени подиума и обливались шампанским. Цель Форда была достигнута.


Финиш трех машин Ford в Ле-Мане 1966. Брюс Макларен впереди, чуть позади Кен Майлз

Читайте также: