Конфуцианско даосистский тип культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во многом следовала из принципов организации древнекитайского общества: общинное землевладение, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, ритуализация и бюрократизация общественной жизни. Система обязательных и общепринятых норм поведения в Древнем Китае была особенно жесткой. Этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были выдвинуты на первый план и явно гипертрофированы. Специфика культуры Древнего Китая частично обуславливалась и тем, что значительно удаленный от других центров древней цивилизации Китай на протяжении всей своей многовековой истории ни разу не подвергался таким кардинальным переменам религиозно-культурного и социально-политического характера, какие испытывали цивилизации Ближнего Востока.

Древнекитайское общество – типичная восточная деспотия. Главой государства был император, в подчинении которого находились религия и наука. Отношения между ним и подданными строились по принципу патриархата. Вообще дух семьи был очень развит. В Древнем Китае не существовало жречества как особого социального института, и религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царями. Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице тесно связывался с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков. Был сильно развит культ предков (манизм).

Небо (тянь) – высший объект почитания. Однако в целом мифология была развита слабо, хотя и Древний Китай не избежал периода господства мифологического мировоззрения. Для этих мифов характерны представления о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах – небесной (Ян) и земной (Инь).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Фрумкин Константин. Бессмертие: странная тема русской культуры

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.

ТЕМА 3 Структура культуры

ТЕМА 3 Структура культуры Говоря о культуре, мы будем иметь в виду, прежде всего, духовную культуру. Именно она, как было отмечено выше, играет решающую роль. Каменный топор когда-то был изготовлен человеком не потому, что нашёлся камень, а потому что возникла

ТЕМА 8 Мифология как явление духовной культуры

ТЕМА 8 Мифология как явление духовной культуры Роль и влияние первобытной культуры выходят далеко за пределы времени, в котором она существовала. И дело даже не в том, что она продолжает сосуществовать с культурами более поздних эпох. Она становится органическим

ТЕМА 14 Библия как источник мировой и отечественной культуры

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени Западноевропейская культура Нового времени не является прямым продолжением ни древнегреческой, ни древнеримской культуры. Идея превосходства европейской культуры, заимствованная у Древнего Рима, в течение

ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения (франц. Renaissance – Ренессанс, в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – начало XVII в.) отличалась поразительным всплеском духовной активности личности, интересом к античной философии (эпикуреизм,

Тема 2. Проблемы возникновения и эволюции культуры

Тема 2. Проблемы возникновения и эволюции культуры 2.1. Генезис культуры Решение проблемы генезиса культуры возможно лишь в рамках осмысления генезиса общественной жизни в целом. В литературе проблема генезиса человеческого общества обычно рассматривается в двух

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры Человечество обязано этой культуре многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох, живопись тушью, с помощью кисти, шелк и многое другое). Конфуцианско-даосистскую культуру относят к

Тема 4. Индо-буддийский тип культуры

Тема 4. Индо-буддийский тип культуры 4.1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры Индия – государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического

Тема 5. Мир исламской культуры

Тема 5. Мир исламской культуры 5.1. Формирование исламской культуры С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена

Тема 6. Христианский тип культуры

Тема 6. Христианский тип культуры 6.1. Возникновение христианства Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания

Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма в VI в. до н. э., христианства в 1 в. н.э. и ислама в VII в. н. э. Эти религии внесли существенные изменения в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образности, фантазии. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Конфуцианско-даосистский тип культуры.

1.1. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий.

Как и у других народов, у китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Но с течением времени на первый план среди этих богов и духов стал выходить Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник, их предоктотем. В Китае Шанди воспринимался прежде всего как первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону функций первопредка сыграло в истории китайской цивилизации огромную роль: оно привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявившегося в абсолютизации культа предков.

В дальнейшем, в эпоху династии Чжоу, культ Неба и Чжоу вытеснил Шанди. Чжоуский ван стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной.

Китайская культура не ориентируется на деятельное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит Небу. С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант – следствие могучего творческого процесса в природе.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства. Не испортил эту идею и буддизм, составивший вместе с даосизмом и конфуцианством философско-религиозную триаду, духовный стержень китайской культуры.

Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Ему китайцы обязаны художественно-эстетической практикой, которая и по сей день, поражает человечество своей близостью к природе.

Даосизм не требует переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.

1.2. Художественная практика.

Искусство Китая глубоко пронизано высокими философскими идеями и мудрыми поучениями. Оно гуманистично и величественно. В нем воспевается красота мира и гармония природы. Идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия.

Даже письменность китайцев трепетно-красива и чрезвычайно сложна для усвоения людьми других типов культуры. Каждый иероглиф выговаривается с определенной мелодией, поэтому многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, в зависимости от тона имеют абсолютно разные значения.

Иероглиф с его графической выразительностью предстает в восточных культурах как идеальная структурная модель художественного произведения. Иероглифические формы угадываются и в архитектуре, и в изделиях прикладного искусства, и даже в самой природе – в сплетении стеблей травы или ветвей деревьев.

У китайце в японцев человек должен отойти в сторону, чтобы не мешать цветку выявить себя. Человек скорее слуга цветка, чем его господин. К любимому цветку могли относиться как к любимой женщине. Древние поэты вели беседы с цветами, доверяя им свои тайные мысли как близким, все понимающим друзьям.

Большинство пейзажистов Китая и Японии осознавало, да и до сих пор осознает, что искусство пейзажа – это высокая миссия создания микромира, адекватного всему мирозданию. Объекты, принадлежащие земле и небу: дерево, камень, вода – выступают как архетипы культуры.

В китайской эстетике живопись измеряют двумя параметрами: философией и каллиграфией. Это значит, что лицо художника выражают дух и линия. Камни, деревья, водные потоки, цветы, птицы и даже человек Даня в типизированном, а не индивидуализированном виде.

Как показывает художественная практика конфуцианско-даосистской культуры, искусство способно, воспевая красоту природу, противостоять культу техники и содействовать культу благоговейного отношения к жизни.

1.3. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.

Характер знания в конфуцианско-даосистской культурной традиции резко отличается от западно-европейского его понимания. Вплоть до ХХ в. европейские мыслители с пренебрежением и высокомерием относились к духовным и интеллектуальным знаниям китайского народа и его мудрецов.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Потребности земледелия способствовали возникновению астрономических знаний . В период Чжаньго в Китае получил распространение лунно-солнечный календарь. Правильность многих астрономических наблюдений подтверждена современными учеными. Китайские астрономы умели вычислять время зимнего и летнего солнцестояния, солнечных и лунных затмений. Было отмечено появление кометы Галлея, первое упоминание о которой датируется осенью 613 г . до н.э. В IV в. до н.э. ученым Ши Шэнем был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. Необходимость создания ирригационных сооружений привела к развитию практических знаний по математике и геометрии.

На юго-востоке современной провинции Шань-дун, среди бескрайних рисовых полей и множества курганов, где захоронено не одно поколение китайцев, расположился древний городок Цюйфу. Там в 551 г . до н.э., т.е. более 2500 лет назад, в небольшом княжестве Лу родился и жил выдающийся мыслитель древнего Китая, известный в европейской литературе под именем Конфуций. По-китайски его фамилия Кун, а имя – Цю, но чаще его зовут Кун-цзы (учитель Кун). Биография Конфуция дошла до нас в подробностях, хотя в ней трудно отделить выдумку от реальных фактов.


Конфуций родился в семье мелкого чиновника. Рано потеряв отца, он остался на попечении матери. Семилетнего мальчика отдали в школу, где он проучился десять лет с большим прилежанием, проявив совсем не детскую приверженность к ритуалу и обрядам, занявшим впоследствии такое видное место в конфуцианстве. Он охотно подражал взрослым в совершении домашних жертвоприношений в кумирнях. Как сообщают его биографы, в возрасте 19 лет Конфуций женился и был определен на должность хранителя амбаров с зерном.

Довольно долго прослужив на различных должностях у правителей нескольких княжеств и не добившись больших чинов, Конфуций оставил чиновничью карьеру и занялся проповедью своих этико-политических взглядов. Он разъезжал по удельным княжествам и давал советы их правителям, как разумнее управлять подданными. В официальной китайской литературе Конфуций изображался примерным сыном и ревнителем старинных обычаев, благоразумным и неутомимым служащим, лучшим знатоком древности. Конфуций, видимо, и сам считал себя человеком, усвоившим всю мудрость былых времен. Он стремился предстать перед глазами современников в качестве хранителя и толкователя древних традиций. Мудрец ревниво оберегал свою славу поборника и обновителя заветов старины, преданных забвению или утративших свой внутренний смысл.

Его проповеди пользовались популярностью в стране, особенно среди служилого чиновничества. Те, кто жаждал обогатиться знаниями, становились его учениками. Их, по преданию, насчитывалось три тысячи. Это были люди из различных княжеств, разных возрастов и занятий, навещавшие мудреца для назидательных бесед. Особенно близкими к Конфуцию, как сообщают источники, были 72 ученика, из которых 12 – находились при нем почти безотлучно.


Знание (чжи). Вопрос о знании и его источнике Конфуций сводил к изучению древних книг и заимствованию опыта предков. Основным методом получения знаний он считал обучение, а источником их – древние предания и летописи. Знания приобретались только посредством усвоения традиционных установлений, изречений и подражания авторитетам, т. е. древним свершенномудрым правителям. Всякое новое явление оценивалось с позиции старого опыта и соизмерялось с ним.

Верность (синь). Верность подданного, основанная на покорности и искренности по отношению к правителю, является неотъемлемым элементом этико-политического учения Конфуция.

Одна из важнейших заповедей в учении Конфуция – сыновнее благочестие (сяо) , т. с. любовь сына к своим родителям, и прежде всего к отцу. Дети обязаны не только исполнять волю родителей и верно служить им, они должны любить их всем сердцем, должны быть преданы им всем своим существом.

Если человек не любит родителей, если не признает своих сыновних обязанностей, он – существо ненормальное. Не любить и не почитать родителей – это все равно что сознательно сократить или погубить свою жизнь.

Даосизм

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конфуцианско-даосистский тип культуры культурология Презентация Демидов С.В.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Конфуцианско-даосистский тип культуры культурология Презентация Демидов С.В.

Конфуцианско-даосистский тип культуры культурология Презентация Демидов С.В. Павлодарский нефтегазовый колледж

Китай — самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивил.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти Царь признан сыном н.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических напр.

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления Впоследствии они трансформировались в философско-религиозные системы: даосизм учение Конфуция буддизм, возникший в Индии, но широко распространившийся в Китае 1 2 3 Эти учения сыграли огромную роль в истории страны влияют на жизнь китайцев и до сих пор

Лао-цзы

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм Е.

Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: предсказывали с.

В конце VI — начале V вв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиоз.

Основные положения учения Конфуция: причина невзгод и беспорядков в обществе.

Основные положения учения Конфуция: причина невзгод и беспорядков в обществе - упадок нравственности людей основные добродетели человека: верность, послушание, почитание родителей и старших строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению вся полнота власти в стране должна принадлежать императору культ предков необходимо сохранение традиций и устоев Необходимо соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм Он не проявил особого интереса к философским проблемам бытия, его учение прежде всего свод правил, моральных устоев основа которых - культ послушания старшим, идеализация древности

Во II — I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией пр.

Конфуцианство заимствовало из древних верований многих богов и духов Их число.

Конфуцианство заимствовало из древних верований многих богов и духов Их число которых все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей Все боги делились на категории: Высшая: верховное божество – Владыка земли умершие предки императора Средняя: бог солнца бог грома бог луны дождя бог ветра Конфуций 188 правителей Низшая: бог войны бог огня местные духи земли местные духи рек покровители городов

Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: Это основной критерий п.

Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: Это основной критерий при отборе их на службу именно они — главные хранители конфуцианских заповедей Государство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системой Ее суть: стремление закрепить старые общественные нормы добиться полного послушания народа Эти идеи наложились на издревле существовавшие идеи беспрекословного подчинения старшим и соблюдения старинных норм: еще во II в. до н.э. нарушение этих традиций каралось превращением в государственных рабов самого нарушителя и членов его семьи

С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков.

С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государственных От мужчины требовалось: выполнение обязанностей несение службы подчинение главе рода Женщина: Послушание мужу Послушание свекру и свекрови главная обязанность - служение мужу ум и красота необязательны красноречие, остроумие не нужны идеал женщины — покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу Даже аристократ не был хозяином своей судьбы: по указу императора в любой момент их могли лишить имущества, а то и жизни

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм Основные положе.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм Основные положения буддизма: жизнь - цепь бесконечных перерождений, зло и страдание выход - пассивность, отказ от радостей жизни и желаний дух вечен материя же имеет начало и конец материальный мир не существует самостоятельно материальный мир есть проявление мистического духа К IV в. н.э. буддистская церковь становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной организацией В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству

Все религиозные системы Китая имели много общего: почитание старших и предков.

Представления о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письм.

Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками На рубеже н.э.: изоб.

Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками На рубеже н.э.: изобретены тушь и бумага количество иероглифов - более 3 тыс. во II в. н.э. число иероглифов составляло более 10 тыс. в III в. н.э. — более 18 тыс. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: В это же время: введено единообразное для всей страны письмо составлены первые словари при императорских дворах создаются обширные библиотеки

Основоположник китайской поэзии: Цюй Юань (IV – III вв. до н.э.) Наиболее изв.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой со II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости совершенствовалась художественная керамика с IV в. н.э. – изготовление фарфора производство великолепных лаковых изделий 1 2 32 4 5

Архитектура Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два - три и б.

Архитектура Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два - три и более этажей с многоярусной крышей Типичное здание: опоры в виде деревянных столбов черепичная крыша поднятые вверх края крыши четко обозначенный карниз пагода Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков — вплоть до самого последнего времени

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов Один.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов Один из них был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221 — 207 гг. до н.э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены,

Наука Математика: уже в V в. до н.э. китайцы узнали свойства прямоугольного т.

Медицина: I в. н.э.: составлен каталог медицинских книг, с рецептами лечения.

Медицина: I в. н.э.: составлен каталог медицинских книг, с рецептами лечения многих болезней созданы трактаты по фармакологии Техника: III в. до н.э.: магнитный прибор, прародитель компаса на рубеже нашей эры — водяная мельница машина—насос, поднимающая воду на поверхность земли первый в мире сейсмограф Музыка: уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов в I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба 1 2 3 4 1 2 3

Читайте также: