Конфликты в конце 20 начале 21 века кратко
Обновлено: 02.07.2024
Итак, вспомним об уже известных событиях международной жизни и попытаемся подняться на более высокую ступень их осмысления.
Стремление ведущих держав укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.
Даты и события:
- 1949 г. — создан блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1981 г. — Испания, в 1999 г. — Польша, Венгрия, Чехия).
- 1951 г. — образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
- 1954 г. — создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
- 1955 г. — заключён Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО. 1955 г. — образована Организация Варшавского договора (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД).
Даты и события
Военные события в странах Восточной и Юго-Восточной Азии:
- 1950—1953 гг. — Корейская война.
- 1946—1954 гг. — война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
- 1960—1975 гг. — гражданская война в Южном Вьетнаме.
- 1964—1973 гг. — участие США в войне во Вьетнаме.
Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлёк внимание великих держав: СССР поддержал арабские страны, США встали на сторону Израиля.
В 1962 г. столкновение интересов СССР и США в отношении Кубы привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны.
Карикатура. 1962 г.
За мир и безопасность
Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.
В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г.освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.
В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:
- уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;
- уважение территориальной целостности всех стран;
- признание равенства всех рас и наций, больших и малых;
- воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;
- уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;
- отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
- воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;
- воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;
- урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;
- содействие взаимным интересам и сотрудничеству;
- уважение справедливости и международных обязательств.
Организации, выступающие за мир и разоружение:
Здесь перечислена лишь часть движений и организаций, специально созданных для защиты мира и безопасности народов. Эти задачи решают и другие международные организации, например ООН, а также профсоюзные, женские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.
Проблемы разоружения
Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу 1990-х годов договор подписали более 135 стран.
В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении.
Поворот к разрядке международной напряжённости
Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, — в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972—1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьёзные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особую значимость достигнутому.
Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.
30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств — участников СБСЕ стали проводиться регулярно.
10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):
- суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;
- неприменение силы или угрозы силой;
- нерушимость границ;
- территориальная целостность государств;
- мирное урегулирование споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- уважение прав человека и основных свобод;
- равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
- сотрудничество между государствами;
- добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды.
Старое и новое политическое мышление
В 1982 г. военные расходы на душу населения составили:
- в мире в целом —145 долл.;
- в странах Северной Америки — 797 долл.,
- Европы — 265 долл.,
- Латинской Америки —34 долл.,
- Азии — 25 долл.,
- Африки — 22 долл.
Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.
Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985—1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х — начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.
Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.
В последнее десятилетие XX — начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:
- создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
- защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
- поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
- охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.
Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.
Говоря о конфликтах конца XX — начала XXI в., следует остановиться на двух важнейших вопросах, которые имеют не только теоретическую, но и практическую значимость.
2. Как можно предотвращать и регулировать вооруженные формы конфликтов в современных условиях?
События же в мире стали развиваться так, что количество локальных и региональных конфликтов с применением насилия в мире сразу после завершения холодной войны увеличилось. Об этом свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), одного из ведущих международных центров, занимающихся анализом конфликтов, причем большинство из них оказалось либо в развивающихся странах, либо на территории бывшего СССР или бывшей Югославии. Только на постсоветском пространстве, по оценкам В.Н. Лысенко, в 1990-х гг. насчитывалось около 170 конфликтогенных зон, из которых в 30 случаях конфликты протекали в активной форме, а в десяти дело дошло до применения силы.
В связи с развитием конфликтов сразу по окончании холодной Воины и появления их на территории Европы, которая была относительно спокойным континентом после Второй мировой войны, ряд исследователей стал выдвигать различные теории, связанные с нарастанием конфликтного потенциала в мировой политике. Одним из наиболее ярких представителей этого направления стал С. Хантингтон его гипотезой о столкновении цивилизаций. Однако во второй полоне 1990-х гг. количество конфликтов, а также конфликтных точек мире, по данным СИПРИ, стало уменьшаться; так, в 1995 г. насчитывалось 30 крупных вооруженных конфликтов в 25 странах мира, 1999 г. — 27, и тоже в 25 точках земного шара, в то время как в 1989 г. их было 36 — в 32 зонах.
В целом же, если говорить об общей тенденции в развитии конфликтов на планете, то большинство исследователей соглашаются с тем, что после некоего всплеска количества конфликтов в конце 1980-х —начале 1990-х гг. их число пошло на убыль в середине 1990-х гг., и с конца 1990-х гг. продолжает держаться примерно на одном уровне.
Тем не менее современные конфликты создают весьма серьезную угрозу человечеству вследствие возможного их расширения в условиях глобализации, развития экологических катастроф (достаточно вспомнить поджог нефтяных скважин в Персидском заливе при нападении Ирака на Кувейт), серьезных гуманитарных последствий, связанных с большим количеством беженцев, пострадавших среди мирного населения и т.п. Озабоченность вызывает и появление вооруженных конфликтов в Европе — регионе, где вспыхнули две мировые войны, крайне высокая плотность населения, множество химических и других производств, разрушение которых в период вооруженных действий может привести к техногенным катастрофам.
И все же среди большого количества факторов, влияющих на развитие конфликтов последнего времени, особо следует выделить перестройку мировой политической системы, ее отход от Вестфальской модели, господствовавшей в течение длительного времени. Этот процесс перехода, трансформации связан с узловыми моментами мирового политического развития.
На смену межгосударственным пришли внутренние конфликты, Дотекающие в рамках одного государства. Среди них можно выделить в три группы:
1) конфликты между центральными властями и этнической (религиозной) группой (группами);
2) между различными этническими или религиозными группами;
3) между государством (государствами) и неправительственной террористической) структурой.
Все указанные группы конфликтов являются так называемыми конфликтами идентичности, так как связаны с проблемой самоидентификации. В конце XX — начале XXI в. идентификация строится преимущественно не на государственной основе, как было (человек видел себя гражданином той или иной страны), а на иной, главным образом этнической и религиозной. По мнению Дж. Расмуссена, 2 /з конфликтов 1993 г. можно определить именно как конфликты идентичности. При этом, по замечанию известного американского политического деятеля С. Тэлботта, менее 10% стран современного мира являются этнически гомогенными. Это означает, что только на этнической основе можно ожидать проблемы в более чем 90% государств. Конечно, высказанное суждение — преувеличение, однако проблема национального самоопределения, национальной идентификации остается одной из наиболее существенных.
Другой значимый параметр идентификации — религиозный фактор, или, в более широком плане, то, что С. Хантингтон назвал цивилизационным. Он включает в себя, кроме религии, исторические аспекты, культурные традиции и т.п.
В целом же изменение функции государства, его невозможность в ряде случаев гарантировать безопасность, а вместе с этим идентификацию личности в той мере, как было ранее — в период расцвета государственно-центристской модели мира, влечет за собой усиление неопределенности, развитие затяжных конфликтов, которые то затухают, то вспыхивают вновь. При этом во внутренние конфликты вовлекаются не столько интересы сторон, сколько ценности (религиозные, этнические). По ним достижение компромисса оказывается невозможным.
Внутригосударственный характер современных конфликтов часто сопровождается процессом, связанным с тем, что в них вовлекается сразу несколько участников (различные движения, формирования и т.п.) со своими лидерами, структурной организацией. Причем каждый из участников нередко выступает с собственными требованиями. Это крайне затрудняет регулирование конфликта, поскольку предполагает достижение согласия сразу целого ряда лиц и движений. Чем больше зона совпадения интересов, тем больше возможностей поиска взаимоприемлемого решения. По мере увеличения числа сторон эта зона сужается.
Внутригосударственные конфликты продолжили свое существование в XXI в., но стали очевидными и новые тенденции, которые охватывают более широкий класс конфликтных ситуаций, — это асимметричные конфликты. К асимметричным конфликтам относятся конфликты, в которых силы сторон в военном отношении заведомо неравны. Примерами асимметричных конфликтов являются операции многосторонней коалиции в Афганистане в 2001 г., США в отношении Ирака в 2003 г., поводом для которой послужили подозрения о производстве Ираком оружия массового уничтожения, а также внутригосударственные конфликты, когда центральные власти значительно сильнее противостоящих им сил. К асимметричным конфликтам следует отнести борьбу с международным терроризмом, конфликты в ноябре- декабре 2005 г. в городах Франции, Германии и других стран, которые были организованы выходцами из стран Ближнего Востока, Азии, Африки. В то же время конфликты идентичности 1990-х гг. не обязательно были асимметричными.
Изменение характера современных конфликтов не означает снижения их международной значимости. Напротив, в результате процессов глобализации и тех проблем, которые таят в себе конфликты конца XX — начала XXI в., появления большого числа беженцев в других странах, а также вовлеченности в урегулирование конфликтов многих Государств и международных организаций внутригосударственные конфликты все отчетливее приобретают международную окраску.
Один из важнейших вопросов при анализе конфликтов: почему некоторые из них регулируются мирными средствами, в то время как другие перерастают в вооруженное противостояние? В практическом плане ответ крайне важен. Однако методологически обнаружение универсальных факторов перерастания конфликтов в вооруженные формы является далеко не простым. Тем не менее исследователи, которые пытаются ответить на этот вопрос, рассматривают обычно две группы факторов:
1) структурные, или, как их чаще называют в конфликтологии, — независимые переменные (структура общества, уровень экономического развития и т.п.);
2)процедурные, или зависимые переменные (политика, проводили как участниками конфликта, так и третьей стороной; личностные особенности политических деятелей и т.п.).
Структурные факторы нередко называют также объективными, процедурные — субъективными. Здесь прослеживается явная аналогия и политической науки с другими, в частности с анализом проблем демократизации.
В конфликте обычно выделяют несколько фаз. Американские Медователи Д. Прюитт и Дж. Рубин сравнивают жизненный цикл конфликта с развитием сюжета в пьесе из трех действий. В первом определяется суть конфликта; во втором он достигает своего максимума, а затем и пата, или развязки; наконец, в третьем действии происходит спад конфликтных отношений. Предварительные исследования дают основание полагать, что в первой фазе развития конфликта структурные факторы задают определенный порог, являющийся критическим при развитии конфликтных отношений. Наличие этой группы факторов необходимо как для развития конфликта вообще, так и для реализации его вооруженной формы. При этом чем явственнее выражены структурные факторы и больше их задействовано, тем вероятнее развитие вооруженного конфликта (отсюда в литературе по конфликтам нередко происходит отождествление вооруженной формы развития конфликта с его эскалацией). Другими словами, структурные факторы определяют потенциал развития вооруженного конфликта. Весьма сомнительно, чтобы конфликт, и тем более вооруженный, возник на пустом месте без объективных причин.
На кульминационной фазе особую роль начинают играть преимущественно процедурные факторы, в частности ориентация политических лидеров на односторонние (конфликтные) или совместные (переговорные) с противоположной стороной действия по преодолению конфликта. Влияние этих факторов (т.е. политических решений относительно переговоров или дальнейшего развития конфликта) довольно ярко проявляется, например, при сравнении кульминационных точек развития конфликтных ситуаций в Чечне и Татарстане, где действия политических лидеров в 1994 г. повлекли за собой в первом случае вооруженное развитие конфликта, а во втором — мирный способ его урегулирования.
Таким образом, в довольно обобщенном виде можно сказать, что1 при изучении процесса формирования конфликтной ситуации в первую очередь должны быть проанализированы структурные факторы, а при выявлении формы ее разрешения — процедурные.
Кажется, что в век глобализации и цифровизации не может быть никаких войн. Единственные места, где сейчас могут вестись битвы, — это на фондовых рынках и в комментариях под постами в соцсетях. Однако это не так. Да, теперь глобальные противостояния между армиями двух и более государств кажутся пережитком прошлого, но то тут, то там вспыхивают конфликты.
Это не только войны с терроризмом, но и этнические конфликты, гражданские и гибридные войны. И хотя уровень смертности в военных конфликтах существенно снизился, особенно по сравнению с XX веком, всё ещё десятки тысяч людей погибают по воле амбиций политиков и военных.
Вторая конголезская война (1998–2003)
В 1997 году Мобуту Сесе Секо сверг Альянс демократических сил, и началась Первая конголезская война, которая велась между сторонниками бывшего диктатора и оппозицией. Она, по разным оценкам, унесла жизни от 15 до 20 тысяч человек.
После прихода к власти Лорана Кибилы, ставшего президентом уже Демократической Республики Конго, его бывшие соратники решили взять своё и начали Вторую конголезскую войну. Лоран Кибила, учитывая опыт прошлого диктатора, привлёк на свою сторону иностранные государства и часть лояльных к Мобуту военных. Конфликт разгорелся с новой силой — настолько, что его неофициально называют Первой мировой войной в Африке.
Ангола, Намибия, Чад, Судан и Зимбабве поддержали правительственные силы Кабилы, а войска из Бурунди, Руанды и Уганды — повстанцев против избранного президента. Общие потери в этой войне составили около четырех миллионов человек. Большая часть из них являлись мирными жителями, погибшими в ходе боевых действий или скончавшимися от голода и болезней.
Сирийская гражданская война (2011 — наше время)
Сирийские повстанцы достаточно быстро захватили практически всю страну, но при поддержке некоторых государств ее президенту удалось удержаться у власти. И по мере того, как всё большее количество стран вступало в конфликт, росло и количество заинтересованных участников. Не осталась в стороне и Россия, которая поддержала правительственные силы.
На данный момент конфликт продолжается, и, по разным оценкам, страну покинуло до пяти миллионов человек, а погибло по меньшей мере 470 тысяч. Средняя продолжительность жизни упала с более чем 70 лет до конфликта до 55 лет в 2015 году.
Дарфурский конфликт (2003 — наше время)
К началу 2003 года в Судане накопились межэтнические противоречия, которые не могли более протекать мирно. Основа межэтническому конфликту была положена ещё в Средневековье, а в XXI веке из-за роста пустыни арабы-кочевники начали мигрировать на юг страны. В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из народностей фур, загава и масалитов — негроидного населения, составлявшего меньшинство Судана.
Война в Ираке (2003–2011)
11 сентября 2001 года произошла террористическая атака на башни-близнецы, в результате которой погибло почти три тысячи человек. Американская администрация связала это событие с Саддамом Хусейном — диктатором из Ирака, который до этого несколько раз ввязывался в войны с другими странами, занимался геноцидом собственного населения и был замечен в использовании химического оружия.
Конфликт растянулся на несколько лет и унёс жизни десятков тысяч человек. К моменту вывода войск США из Ирака в 2010 году было убито более 4 700 военнослужащих коалиции и как минимум 85 тысяч мирных жителей Ирака. Данный конфликт стал причиной начала гражданской войны в Ираке в 2011 году, которая закончилась в 2017 году и унесла жизни около 100 тысяч человек среди участников конфликта и более 67 тысяч гражданских.
Война в Афганистане (2001–2014)
В 2015 году конфликт возобновился после террористического акта в центре Кабула — столицы Афганистана — и вновь привёл ко множеству жертв. На данный момент число погибших оценивается в более чем 45 тысяч на стороне проправительственных сил и более чем 40 тысяч на стороне террористов. Гражданские потери оцениваются в 14 тысяч убитых.
Йеменская гражданская война (2014 — наше время)
Конфликт приобрёл международный характер, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией вторглась в Йемен, чтобы свергнуть хуситов и вернуть власть правительству Хади. Столкновения возобновились с новой силой и не заканчиваются по сей день, хотя и не находятся на таком серьёзном уровне, как в 2014–2015 годах.
По оценке ООН, в ходе боевых действий было убито более 91 тысячи человек, из которых более 11 тысяч составили мирные жители.
Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014 — наше время)
Как бы неприятно нам ни было говорить об этой всех доставшей теме, тем не менее не упомянуть её нельзя. Говорить о ней много не будем, так как информация льётся годами из всех источников.
По оценкам на январь 2019 года, в данном конфликте погибло 13 тысяч человек, пострадало — до 30 тысяч, а бежать в другие страны были вынуждены более 1,5 миллионов украинцев.
Насколько она актуальна для современных условий, мы сегодня и узнаем.
Вопросы занятия будут такими:
конфликты на Балканах;
интеграционные процессы в мире.
Вместе с распадом СССР прекратила существование биполярная система. По мнению ряда экспертов, США остались единственной сверхдержавой. Такое положение привело к изменению формата международных отношений. В частности, заметно выросла роль США и их союзников, упал международный авторитет и влияние России. Завершение противостояния НАТО и ОВД позволило начать новый этап интеграции в Европе.
Согласно его условиям, все имеющиеся на территории Беларуси, Украины и Казахстана ядерные боеголовки ликвидировались или передавались России.
В 1993 году Россия и США подписали договор СНВ-2. Однако в силу он так и не вступил.
В конце 20 – начале 21 века обострилась проблема распространения ядерного оружия. Ряд государств, в частности Пакистан и КНДР, реализовали собственные ядерные программы.
Правда, были и исключения. Например, к 1994 году ЮАР ликвидировала свой ядерный арсенал и стала первым в мире государством, добровольно отказавшимся от использования ядерного оружия.
В 1990-е годы продолжилось развитие сотрудничества по безопасности в Европе. В 1995 году СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Переименование было связано с частичным изменением формата организации. Теперь, помимо предотвращения конфликтов и урегулирования кризисных ситуаций, основными задачами ОБСЕ стали:
поддержание экономической и экологической безопасности;
защита прав человека и развитие демократических институтов в регионе.
Но благодаря усилиям международного сообщества часть противоречий удалось сгладить. Ещё в 1991 году состоялась Мадридская конференция. В её ходе были заложены основы для нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
В дальнейшем, Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях. В 1994 году признал образование на части территории бывшей Палестины Палестинской автономии. В 2006 году на выборах в парламент Палестинской автономии одержала победу организация ХАМАС. Она не признавала государство Израиль и в ряде стран считалась террористической.
Это привело к новому обострению арабо-израильских отношений. И всё же к 2014 году независимость Палестины признали 135 государств-членов ООН.
В 1990-х – начале 2000-х годов удалось ликвидировать ряд конфликтов в Африке. В 1991 году завершилась гражданская война в Эфиопии.
В 1992 году – гражданская война в Мозамбике. В 2002 году – в Анголе и Сьерра-Леоне. Однако мир на африканском континенте не наступил.
С 1988 года не утихает конфликт в Сомали. Одним из эпизодов гражданской войны в Руанде (1990–1994 годов) стал геноцид народа тутси – количество жертв превысило 1 миллион человек.
Вторая конголезская война 1998–2002 годов стала одним из самых кровопролитных конфликтов со времён Второй мировой войны. В той или иной степени, в него было втянуто 12 государств Африки. Количество жертв превысило 5 миллионов человек.
Многие конфликты в Африке не остаются без внимания и вмешательства европейских государств и США.
Примером может служить интервенция в Ливию в 2011 году. Одним из значительных событий современности, затронувших Африку, является Арабская весна.
В 2010–2011 годах произошли перевороты в Тунисе и Египте. Массовые антиправительственные протесты в Алжире, Марокко, Мавритании, Судане.
В современном мире продолжает играть заметную роль ООН. Эта организация внесла большой вклад в разрешение конфликтов 1990-х – 2000-х годов.
Кроме того, полномочия Организации Объединённых Наций выходят за рамки чисто военных. В её ведении находится решение гуманитарных, социальных, общественных,
политических проблем. Но на новом этапе возникла необходимость в реформе ООН.
В частности, остро стоит вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности. На это звание претендуют Германия, Япония, Индия, Бразилия, ЮАР и ряд иных региональных лидеров. Но ООН не всегда была в силах предотвратить конфликты. Примером тому служат войны на Балканах. Распад Югославии привёл к череде кровавых войн.
На фоне роста национализма в Европе в конце 1980-х годов и экономических трудностей, в СФРЮ обострились этнические противоречия.
С ними переплелись религиозные разногласия. Между мусульманами – в основном боснийцами и албанцами, католиками – словенцами и хорватами, православными – сербами, черногорцами, македонцами.
Важно отметить, что изначально деление Югославии на республики не всегда совпадало с этническими границами. Такая ситуация только усугубила противоречия. Стала одной из главных причин этнических чисток, практиковавшихся сторонами конфликта. Бескровно из состава Югославии вышла только Македония. В 1993 году она была принята в ООН.
В ходе Десятидневной войны в июне-июле 1991 года из СФРЮ вышла Словения.
Выход в 1991 году Хорватии из состава Югославии привёл к масштабному военному конфликту. Сербское население Хорватии провозгласило своё государство на её территории – Республику Сербская Краина.
И только после завоевания Краины хорватами в 1995 году между Сербией в Хорватией был установлен мир.
В 1992 году разгорелась война в Боснии и Герцеговине. На территории этой республики проживали боснийцы (большинство), сербы и хорваты.
В 1995 году было подписано Дейтонское соглашение. Была подтверждена независимость Боснии и Герцеговины. В состав государства вошли Республика Сербская и Федерация Боснии и Герцеговины. Функции главы государства передавались Президиуму. Он состоял из трёх человек – по одному от каждого народа.
В 1998 году началась Косовская война. Проживавшие в Сербии в районах Косово и Матохин албанцы выдвинули требования о независимости. Они стали вытеснять сербов из этих автономий. Руководство Сербии начало военные действия против сепаратистов. События в Косово подверглись критике со стороны мирового сообщества.
В итоге, в 1999 году силы НАТО во главе с США, без санкции Совета Безопасности ООН и вопреки протестам России, начали военные действия против Югославии.
Край перешёл под управление ООН. Одним из следствий войны стало низложение Слободана Милошевича в 2000 году.
Однако новые власти Сербии также отвергли требования об отделении Косово. Дальнейшие переговоры о статусе Косово не принесли существенных результатов.
В итоге, в феврале 2008 года Парламент Косово объявил о независимости края в одностороннем порядке. Одним из итогов конфликтов на Балканах и распада Югославии стало появление 6 независимых стран и одного частично признанного государства.
Ими стали Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Черногория, Косово.
В 1991 году Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла подписали соглашение о создании общего рынка (Меркосур).
В 2004 году был образован Союз южноамериканских наций (Унансур) – региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки.
В 1994 году вступило в силу соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой – НАФТА.
В 1995 году появилась Всемирная торговая организация. Её целями стали:
либерализация международной торговли;
регулирование торгово-политических отношений стран-участниц ВТО.
В 2016 годы в ВТО состояли уже 164 страны. В 2006 году Бразилия, Россия, Индия и Китай приступили к налаживанию экономического и политического сотрудничества.
В 2011 году к этой группе присоединилась ЮАР. Организация получила название БРИКС – по первым буквам английского названия стран-участниц.
Совместными усилиями удалось сгладить конфликты на Ближнем Востоке, частично урегулировать ситуацию в Африке.
Однако обстановка на этом континенте до сих пор остаётся напряжённой.
Распад Югославии привёл к ряду кровопролитных войн на Балканах.
Конец 20 – начало 21 века стали периодом развития интеграционных процессов в мире.
Читайте также: