Конфликты в конце 20 начале 21 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Итак, вспомним об уже известных событиях международной жизни и попытаемся подняться на более высокую ступень их осмысления.

Стремление ведущих держав укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.

Даты и события:

  • 1949 г. — создан блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. — ФРГ, в 1981 г. — Испания, в 1999 г. — Польша, Венгрия, Чехия).
  • 1951 г. — образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
  • 1954 г. — создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
  • 1955 г. — заключён Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО. 1955 г. — образована Организация Варшавского договора (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД).

Даты и события

Военные события в странах Восточной и Юго-Восточной Азии:

  • 1950—1953 гг. — Корейская война.
  • 1946—1954 гг. — война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
  • 1960—1975 гг. — гражданская война в Южном Вьетнаме.
  • 1964—1973 гг. — участие США в войне во Вьетнаме.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлёк внимание великих держав: СССР поддержал арабские страны, США встали на сторону Израиля.

В 1962 г. столкновение интересов СССР и США в отношении Кубы привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны.

Карикатура. 1962 г.


Карикатура. 1962 г.

За мир и безопасность

Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г.освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.

В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

  • уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;
  • уважение территориальной целостности всех стран;
  • признание равенства всех рас и наций, больших и малых;
  • воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;
  • уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;
  • отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
  • воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;
  • воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;
  • урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;
  • содействие взаимным интересам и сотрудничеству;
  • уважение справедливости и международных обязательств.

Организации, выступающие за мир и разоружение:

Здесь перечислена лишь часть движений и организаций, специально созданных для защиты мира и безопасности народов. Эти задачи решают и другие международные организации, например ООН, а также профсоюзные, женские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.

Проблемы разоружения

Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу 1990-х годов договор подписали более 135 стран.

В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряжённости

Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, — в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972—1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьёзные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особую значимость достигнутому.

Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.

30 июля — 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств — участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):

  1. суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;
  2. неприменение силы или угрозы силой;
  3. нерушимость границ;
  4. территориальная целостность государств;
  5. мирное урегулирование споров;
  6. невмешательство во внутренние дела;
  7. уважение прав человека и основных свобод;
  8. равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. сотрудничество между государствами;
  10. добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды.

Старое и новое политическое мышление

В 1982 г. военные расходы на душу населения составили:

  • в мире в целом —145 долл.;
  • в странах Северной Америки — 797 долл.,
  • Европы — 265 долл.,
  • Латинской Америки —34 долл.,
  • Азии — 25 долл.,
  • Африки — 22 долл.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985—1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х — начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев — возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.

В последнее десятилетие XX — начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:

  • создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
  • защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
  • поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
  • охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Говоря о конфликтах конца XX — начала XXI в., следует остано­виться на двух важнейших вопросах, которые имеют не только теоре­тическую, но и практическую значимость.

2. Как можно предотвращать и регулировать вооруженные формы конфликтов в современных условиях?

События же в мире стали развиваться так, что количество локаль­ных и региональных конфликтов с применением насилия в мире сразу после завершения холодной войны увеличилось. Об этом свидетель­ствуют данные Стокгольмского международного института исследо­вания проблем мира (СИПРИ), одного из ведущих международных центров, занимающихся анализом конфликтов, причем большинство из них оказалось либо в развивающихся странах, либо на территории бывшего СССР или бывшей Югославии. Только на постсоветском пространстве, по оценкам В.Н. Лысенко, в 1990-х гг. насчитывалось около 170 конфликтогенных зон, из которых в 30 случаях конфликты протекали в активной форме, а в десяти дело дошло до применения силы.

В связи с развитием конфликтов сразу по окончании холодной Воины и появления их на территории Европы, которая была относи­тельно спокойным континентом после Второй мировой войны, ряд исследователей стал выдвигать различные теории, связанные с нарас­танием конфликтного потенциала в мировой политике. Одним из наи­более ярких представителей этого направления стал С. Хантингтон его гипотезой о столкновении цивилизаций. Однако во второй поло­не 1990-х гг. количество конфликтов, а также конфликтных точек мире, по данным СИПРИ, стало уменьшаться; так, в 1995 г. насчитывалось 30 крупных вооруженных конфликтов в 25 странах мира, 1999 г. — 27, и тоже в 25 точках земного шара, в то время как в 1989 г. их было 36 — в 32 зонах.

В целом же, если говорить об общей тенденции в развитии конф­ликтов на планете, то большинство исследователей соглашаются с тем, что после некоего всплеска количества конфликтов в конце 1980-х —начале 1990-х гг. их число пошло на убыль в середине 1990-х гг., и с кон­ца 1990-х гг. продолжает держаться примерно на одном уровне.

Тем не менее современные конфликты создают весьма серьезную угрозу человечеству вследствие возможного их расширения в услови­ях глобализации, развития экологических катастроф (достаточно вспомнить поджог нефтяных скважин в Персидском заливе при напа­дении Ирака на Кувейт), серьезных гуманитарных последствий, связан­ных с большим количеством беженцев, пострадавших среди мирного населения и т.п. Озабоченность вызывает и появление вооруженных конфликтов в Европе — регионе, где вспыхнули две мировые войны, крайне высокая плотность населения, множество химических и дру­гих производств, разрушение которых в период вооруженных действий может привести к техногенным катастрофам.

И все же среди большого количества факторов, влияющих на развитие конфликтов последнего времени, особо следует выделить пере­стройку мировой политической системы, ее отход от Вестфальской модели, господствовавшей в течение длительного времени. Этот про­цесс перехода, трансформации связан с узловыми моментами мирово­го политического развития.

На смену межгосударственным пришли внутренние конфликты, Дотекающие в рамках одного государства. Среди них можно выделить в три группы:

1) конфликты между центральными властями и этнической (религиозной) группой (группами);

2) между различными этническими или религиозными группами;

3) между государством (государствами) и неправительственной террористической) структурой.

Все указанные группы конфликтов являются так называемыми конфликтами идентичности, так как связаны с проблемой самоидентификации. В конце XX — начале XXI в. идентификация строится преимущественно не на государственной основе, как было (человек видел себя гражданином той или иной страны), а на иной, главным образом этнической и религиозной. По мнению Дж. Расмуссена, 2 /з конфликтов 1993 г. можно определить именно как конфликты идентичности. При этом, по замечанию известного американского политического деятеля С. Тэлботта, менее 10% стран современного мира являются этнически гомогенными. Это означает, что только на этнической основе можно ожидать проблемы в более чем 90% государств. Конечно, высказанное суждение — преувеличение, однако проблема национального самооп­ределения, национальной идентификации остается одной из наиболее существенных.

Другой значимый параметр идентификации — религиозный фактор, или, в более широком плане, то, что С. Хантингтон назвал цивилизационным. Он включает в себя, кроме религии, исторические аспекты, культурные традиции и т.п.

В целом же изменение функции государства, его невозможность в ряде случаев гарантировать безопасность, а вместе с этим идентифи­кацию личности в той мере, как было ранее — в период расцвета госу­дарственно-центристской модели мира, влечет за собой усиление нео­пределенности, развитие затяжных конфликтов, которые то затухают, то вспыхивают вновь. При этом во внутренние конфликты вовлекают­ся не столько интересы сторон, сколько ценности (религиозные, этни­ческие). По ним достижение компромисса оказывается невозможным.

Внутригосударственный характер современных конфликтов час­то сопровождается процессом, связанным с тем, что в них вовлекается сразу несколько участников (различные движения, формирования и т.п.) со своими лидерами, структурной организацией. Причем каждый из участников нередко выступает с собственными требованиями. Это край­не затрудняет регулирование конфликта, поскольку предполагает дос­тижение согласия сразу целого ряда лиц и движений. Чем больше зона совпадения интересов, тем больше возможностей поиска взаимоприемлемого решения. По мере увеличения числа сторон эта зона сужается.

Внутригосударственные конфликты продолжили свое существо­вание в XXI в., но стали очевидными и новые тенденции, которые ох­ватывают более широкий класс конфликтных ситуаций, — это асим­метричные конфликты. К асимметричным конфликтам относятся конфликты, в которых силы сторон в военном отношении заведомо неравны. Примерами асимметричных конфликтов являются операции многосторонней коалиции в Афганистане в 2001 г., США в отношении Ирака в 2003 г., поводом для которой послужили подозрения о произ­водстве Ираком оружия массового уничтожения, а также внутригосу­дарственные конфликты, когда центральные власти значительно силь­нее противостоящих им сил. К асимметричным конфликтам следует отнести борьбу с международным терроризмом, конфликты в ноябре- декабре 2005 г. в городах Франции, Германии и других стран, которые были организованы выходцами из стран Ближнего Востока, Азии, Африки. В то же время конфликты идентичности 1990-х гг. не обяза­тельно были асимметричными.

Изменение характера современных конфликтов не означает сни­жения их международной значимости. Напротив, в результате процес­сов глобализации и тех проблем, которые таят в себе конфликты кон­ца XX — начала XXI в., появления большого числа беженцев в других странах, а также вовлеченности в урегулирование конфликтов многих Государств и международных организаций внутригосударственные конфликты все отчетливее приобретают международную окраску.

Один из важнейших вопросов при анализе конфликтов: почему некоторые из них регулируются мирными средствами, в то время как другие перерастают в вооруженное противостояние? В практическом плане ответ крайне важен. Однако методологически обнаружение уни­версальных факторов перерастания конфликтов в вооруженные формы является далеко не простым. Тем не менее исследователи, которые пытаются ответить на этот вопрос, рассматривают обычно две группы факторов:

1) структурные, или, как их чаще называют в конфликтологии, — независимые переменные (структура общества, уровень экономического развития и т.п.);

2)процедурные, или зависимые переменные (политика, проводили как участниками конфликта, так и третьей стороной; личностные особенности политических деятелей и т.п.).

Структурные факторы нередко называют также объективными, процедурные — субъективными. Здесь прослеживается явная аналогия и политической науки с другими, в частности с анализом проблем демократизации.

В конфликте обычно выделяют несколько фаз. Американские Медователи Д. Прюитт и Дж. Рубин сравнивают жизненный цикл конфликта с развитием сюжета в пьесе из трех действий. В первом определяется суть конфликта; во втором он достигает своего макси­мума, а затем и пата, или развязки; наконец, в третьем действии про­исходит спад конфликтных отношений. Предварительные исследова­ния дают основание полагать, что в первой фазе развития конфликта структурные факторы задают определенный порог, являющийся кри­тическим при развитии конфликтных отношений. Наличие этой груп­пы факторов необходимо как для развития конфликта вообще, так и для реализации его вооруженной формы. При этом чем явственнее выражены структурные факторы и больше их задействовано, тем ве­роятнее развитие вооруженного конфликта (отсюда в литературе по конфликтам нередко происходит отождествление вооруженной формы развития конфликта с его эскалацией). Другими словами, структурные факторы определяют потенциал развития вооруженного конфликта. Весьма сомнительно, чтобы конфликт, и тем более воору­женный, возник на пустом месте без объективных причин.

На кульминационной фазе особую роль начинают играть преиму­щественно процедурные факторы, в частности ориентация политиче­ских лидеров на односторонние (конфликтные) или совместные (пе­реговорные) с противоположной стороной действия по преодолению конфликта. Влияние этих факторов (т.е. политических решений отно­сительно переговоров или дальнейшего развития конфликта) доволь­но ярко проявляется, например, при сравнении кульминационных то­чек развития конфликтных ситуаций в Чечне и Татарстане, где действия политических лидеров в 1994 г. повлекли за собой в первом случае вооруженное развитие конфликта, а во втором — мирный способ его урегулирования.

Таким образом, в довольно обобщенном виде можно сказать, что1 при изучении процесса формирования конфликтной ситуации в первую очередь должны быть проанализированы структурные факторы, а при выявлении формы ее разрешения — процедурные.

Кажется, что в век глобализации и цифровизации не может быть никаких войн. Единственные места, где сейчас могут вестись битвы, — это на фондовых рынках и в комментариях под постами в соцсетях. Однако это не так. Да, теперь глобальные противостояния между армиями двух и более государств кажутся пережитком прошлого, но то тут, то там вспыхивают конфликты.

Это не только войны с терроризмом, но и этнические конфликты, гражданские и гибридные войны. И хотя уровень смертности в военных конфликтах существенно снизился, особенно по сравнению с XX веком, всё ещё десятки тысяч людей погибают по воле амбиций политиков и военных.

Вторая конголезская война (1998–2003)

В 1997 году Мобуту Сесе Секо сверг Альянс демократических сил, и началась Первая конголезская война, которая велась между сторонниками бывшего диктатора и оппозицией. Она, по разным оценкам, унесла жизни от 15 до 20 тысяч человек.

После прихода к власти Лорана Кибилы, ставшего президентом уже Демократической Республики Конго, его бывшие соратники решили взять своё и начали Вторую конголезскую войну. Лоран Кибила, учитывая опыт прошлого диктатора, привлёк на свою сторону иностранные государства и часть лояльных к Мобуту военных. Конфликт разгорелся с новой силой — настолько, что его неофициально называют Первой мировой войной в Африке.

Ангола, Намибия, Чад, Судан и Зимбабве поддержали правительственные силы Кабилы, а войска из Бурунди, Руанды и Уганды — повстанцев против избранного президента. Общие потери в этой войне составили около четырех миллионов человек. Большая часть из них являлись мирными жителями, погибшими в ходе боевых действий или скончавшимися от голода и болезней.

Сирийская гражданская война (2011 — наше время)

Сирийские повстанцы достаточно быстро захватили практически всю страну, но при поддержке некоторых государств ее президенту удалось удержаться у власти. И по мере того, как всё большее количество стран вступало в конфликт, росло и количество заинтересованных участников. Не осталась в стороне и Россия, которая поддержала правительственные силы.

На данный момент конфликт продолжается, и, по разным оценкам, страну покинуло до пяти миллионов человек, а погибло по меньшей мере 470 тысяч. Средняя продолжительность жизни упала с более чем 70 лет до конфликта до 55 лет в 2015 году.

Дарфурский конфликт (2003 — наше время)

К началу 2003 года в Судане накопились межэтнические противоречия, которые не могли более протекать мирно. Основа межэтническому конфликту была положена ещё в Средневековье, а в XXI веке из-за роста пустыни арабы-кочевники начали мигрировать на юг страны. В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из народностей фур, загава и масалитов — негроидного населения, составлявшего меньшинство Судана.

Война в Ираке (2003–2011)

11 сентября 2001 года произошла террористическая атака на башни-близнецы, в результате которой погибло почти три тысячи человек. Американская администрация связала это событие с Саддамом Хусейном — диктатором из Ирака, который до этого несколько раз ввязывался в войны с другими странами, занимался геноцидом собственного населения и был замечен в использовании химического оружия.

Конфликт растянулся на несколько лет и унёс жизни десятков тысяч человек. К моменту вывода войск США из Ирака в 2010 году было убито более 4 700 военнослужащих коалиции и как минимум 85 тысяч мирных жителей Ирака. Данный конфликт стал причиной начала гражданской войны в Ираке в 2011 году, которая закончилась в 2017 году и унесла жизни около 100 тысяч человек среди участников конфликта и более 67 тысяч гражданских.

Война в Афганистане (2001–2014)

В 2015 году конфликт возобновился после террористического акта в центре Кабула — столицы Афганистана — и вновь привёл ко множеству жертв. На данный момент число погибших оценивается в более чем 45 тысяч на стороне проправительственных сил и более чем 40 тысяч на стороне террористов. Гражданские потери оцениваются в 14 тысяч убитых.

Йеменская гражданская война (2014 — наше время)

Конфликт приобрёл международный характер, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией вторглась в Йемен, чтобы свергнуть хуситов и вернуть власть правительству Хади. Столкновения возобновились с новой силой и не заканчиваются по сей день, хотя и не находятся на таком серьёзном уровне, как в 2014–2015 годах.

По оценке ООН, в ходе боевых действий было убито более 91 тысячи человек, из которых более 11 тысяч составили мирные жители.

Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014 — наше время)

Как бы неприятно нам ни было говорить об этой всех доставшей теме, тем не менее не упомянуть её нельзя. Говорить о ней много не будем, так как информация льётся годами из всех источников.

По оценкам на январь 2019 года, в данном конфликте погибло 13 тысяч человек, пострадало — до 30 тысяч, а бежать в другие страны были вынуждены более 1,5 миллионов украинцев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Насколько она актуальна для современных условий, мы сегодня и узнаем.


Вопросы занятия будут такими:

конфликты на Балканах;

интеграционные процессы в мире.

Вместе с распадом СССР прекратила существование биполярная система. По мнению ряда экспертов, США остались единственной сверхдержавой. Такое положение привело к изменению формата международных отношений. В частности, заметно выросла роль США и их союзников, упал международный авторитет и влияние России. Завершение противостояния НАТО и ОВД позволило начать новый этап интеграции в Европе.


Согласно его условиям, все имеющиеся на территории Беларуси, Украины и Казахстана ядерные боеголовки ликвидировались или передавались России.

В 1993 году Россия и США подписали договор СНВ-2. Однако в силу он так и не вступил.


В конце 20 – начале 21 века обострилась проблема распространения ядерного оружия. Ряд государств, в частности Пакистан и КНДР, реализовали собственные ядерные программы.

Правда, были и исключения. Например, к 1994 году ЮАР ликвидировала свой ядерный арсенал и стала первым в мире государством, добровольно отказавшимся от использования ядерного оружия.

В 1990-е годы продолжилось развитие сотрудничества по безопасности в Европе. В 1995 году СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).


Переименование было связано с частичным изменением формата организации. Теперь, помимо предотвращения конфликтов и урегулирования кризисных ситуаций, основными задачами ОБСЕ стали:

поддержание экономической и экологической безопасности;

защита прав человека и развитие демократических институтов в регионе.

Но благодаря усилиям международного сообщества часть противоречий удалось сгладить. Ещё в 1991 году состоялась Мадридская конференция. В её ходе были заложены основы для нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.


В дальнейшем, Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях. В 1994 году признал образование на части территории бывшей Палестины Палестинской автономии. В 2006 году на выборах в парламент Палестинской автономии одержала победу организация ХАМАС. Она не признавала государство Израиль и в ряде стран считалась террористической.


Это привело к новому обострению арабо-израильских отношений. И всё же к 2014 году независимость Палестины признали 135 государств-членов ООН.

В 1990-х – начале 2000-х годов удалось ликвидировать ряд конфликтов в Африке. В 1991 году завершилась гражданская война в Эфиопии.

В 1992 году – гражданская война в Мозамбике. В 2002 году – в Анголе и Сьерра-Леоне. Однако мир на африканском континенте не наступил.

С 1988 года не утихает конфликт в Сомали. Одним из эпизодов гражданской войны в Руанде (1990–1994 годов) стал геноцид народа тутси – количество жертв превысило 1 миллион человек.


Вторая конголезская война 1998–2002 годов стала одним из самых кровопролитных конфликтов со времён Второй мировой войны. В той или иной степени, в него было втянуто 12 государств Африки. Количество жертв превысило 5 миллионов человек.

Многие конфликты в Африке не остаются без внимания и вмешательства европейских государств и США.


Примером может служить интервенция в Ливию в 2011 году. Одним из значительных событий современности, затронувших Африку, является Арабская весна.

В 2010–2011 годах произошли перевороты в Тунисе и Египте. Массовые антиправительственные протесты в Алжире, Марокко, Мавритании, Судане.


В современном мире продолжает играть заметную роль ООН. Эта организация внесла большой вклад в разрешение конфликтов 1990-х – 2000-х годов.

Кроме того, полномочия Организации Объединённых Наций выходят за рамки чисто военных. В её ведении находится решение гуманитарных, социальных, общественных,

политических проблем. Но на новом этапе возникла необходимость в реформе ООН.


В частности, остро стоит вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности. На это звание претендуют Германия, Япония, Индия, Бразилия, ЮАР и ряд иных региональных лидеров. Но ООН не всегда была в силах предотвратить конфликты. Примером тому служат войны на Балканах. Распад Югославии привёл к череде кровавых войн.


На фоне роста национализма в Европе в конце 1980-х годов и экономических трудностей, в СФРЮ обострились этнические противоречия.

С ними переплелись религиозные разногласия. Между мусульманами – в основном боснийцами и албанцами, католиками – словенцами и хорватами, православными – сербами, черногорцами, македонцами.


Важно отметить, что изначально деление Югославии на республики не всегда совпадало с этническими границами. Такая ситуация только усугубила противоречия. Стала одной из главных причин этнических чисток, практиковавшихся сторонами конфликта. Бескровно из состава Югославии вышла только Македония. В 1993 году она была принята в ООН.

В ходе Десятидневной войны в июне-июле 1991 года из СФРЮ вышла Словения.

Выход в 1991 году Хорватии из состава Югославии привёл к масштабному военному конфликту. Сербское население Хорватии провозгласило своё государство на её территории – Республику Сербская Краина.

И только после завоевания Краины хорватами в 1995 году между Сербией в Хорватией был установлен мир.

В 1992 году разгорелась война в Боснии и Герцеговине. На территории этой республики проживали боснийцы (большинство), сербы и хорваты.


В 1995 году было подписано Дейтонское соглашение. Была подтверждена независимость Боснии и Герцеговины. В состав государства вошли Республика Сербская и Федерация Боснии и Герцеговины. Функции главы государства передавались Президиуму. Он состоял из трёх человек – по одному от каждого народа.


В 1998 году началась Косовская война. Проживавшие в Сербии в районах Косово и Матохин албанцы выдвинули требования о независимости. Они стали вытеснять сербов из этих автономий. Руководство Сербии начало военные действия против сепаратистов. События в Косово подверглись критике со стороны мирового сообщества.

В итоге, в 1999 году силы НАТО во главе с США, без санкции Совета Безопасности ООН и вопреки протестам России, начали военные действия против Югославии.


Край перешёл под управление ООН. Одним из следствий войны стало низложение Слободана Милошевича в 2000 году.


Однако новые власти Сербии также отвергли требования об отделении Косово. Дальнейшие переговоры о статусе Косово не принесли существенных результатов.

В итоге, в феврале 2008 года Парламент Косово объявил о независимости края в одностороннем порядке. Одним из итогов конфликтов на Балканах и распада Югославии стало появление 6 независимых стран и одного частично признанного государства.

Ими стали Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Черногория, Косово.

В 1991 году Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла подписали соглашение о создании общего рынка (Меркосур).


В 2004 году был образован Союз южноамериканских наций (Унансур) – региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки.

В 1994 году вступило в силу соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой – НАФТА.

В 1995 году появилась Всемирная торговая организация. Её целями стали:

либерализация международной торговли;

регулирование торгово-политических отношений стран-участниц ВТО.


В 2016 годы в ВТО состояли уже 164 страны. В 2006 году Бразилия, Россия, Индия и Китай приступили к налаживанию экономического и политического сотрудничества.

В 2011 году к этой группе присоединилась ЮАР. Организация получила название БРИКС – по первым буквам английского названия стран-участниц.


Совместными усилиями удалось сгладить конфликты на Ближнем Востоке, частично урегулировать ситуацию в Африке.

Однако обстановка на этом континенте до сих пор остаётся напряжённой.

Распад Югославии привёл к ряду кровопролитных войн на Балканах.

Конец 20 – начало 21 века стали периодом развития интеграционных процессов в мире.

Читайте также: