Конфликты на кавказе после распада ссср кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первый этап начался после распада СССР и продолжался до войны в Южной Осетии в августе 2008 г. В это время происходило становление независимой государственности, определялись основные направления развития и векторы внешней политики новых государств. В области государственного строительства все они сделали выбор в пользу утверждения унитарной модели с ликвидацией национальных автономий, которые существовали в советские времена. Игра на националистических и шовинистических настроениях стала важнейшим средством борьбы за власть, политической мобилизации и национальной консолидации, как титульных народов, так и этнических меньшинств.

Отмена автономий, дискриминация и насаждение унитаризма на территориях с многонациональным населением внутри искусственно установленных государственных границ не могло не вызвать конфликтов и сопротивления со стороны этнических меньшинств. В результате власти Азербайджана и Грузии оказались не в состоянии обеспечить контроль над территориями новых государств в их бывших советских границах. Государства ЮК начали независимое развитие не в своих признанных ООН границах, а в границах фактических: у Азербайджана и Грузии после утраты бывших автономий они были в значительной степени урезаны. В регионе сложился формат 3+3, включавший в себя наряду c Азербайджаном, Арменией и Грузией три бывшие автономии – Абхазию, Южную Осетию и Нагорный Карабах, которые начали выстраивать собственную государственность в статусе непризнанных республик.

После окончания периода первых постсоветских войн в зонах конфликтов не прекращались стычки и конфликты, однако вплоть до августа 2008 г. масштабных военных действий на Южном Кавказе не велось, причем вне зависимости от присутствия (Абхазия, Южная Осетия) либо отсутствия (линия соприкосновения в зоне карабахского конфликта) российских миротворческих контингентов. Более 10 лет главной ареной военных действий продолжал оставаться Северный Кавказ, и все это время территория ЮК (в первую очередь Грузия) играла роль тыловой базы для противостоявших российской государственности сил (от местных сепаратистов до международных террористических организаций).

На Южном Кавказе распад СССР обусловил стихийный и фактически неконтролируемый развал силовых структур и Закавказского военного округа (ЗакВО). Лишь в январе 1993 г. по договоренности с властями новых независимых республик его уцелевшие от разграбления остатки были переформированы в Группу Российских войск в Закавказье (ГРВЗ) со штабом в г. Тбилиси. В дальнейшем власти Азербайджана и Грузии не проявили заинтересованности в сохранении российского военного присутствия в регионе, так как в одном случае предпочли видеть главным гарантом своей безопасности Турцию, в другом – США и НАТО. Задача окончательной ликвидации российского военного присутствия решалась правительствами Азербайджана и Грузии при поддержке США/НАТО/ЕС, которые оказывали сильнейшее давление на Кремль по данному вопросу. Из Азербайджана сухопутные и морские части были выведены в 1992 г. После этого российские военнослужащие оставались только на Габалинской радиолокационной станции, которая имела узко специализированный характер и никак не влияла на региональный баланс сил. (1)

В Конституции РЮО грузинский язык был признан в качестве языка меньшинства. Большую роль в улучшении ситуации сыграл президент Северной Осетии А.Дзасохов, который имел прямые неформальные контакты со своими бывшими соратниками по Политбюро ЦК КПСС Б.Ельциным и Э.Шеварднадзе. В итоге в период правления Э.Шеварднадзе (1992–2003 гг.) ситуация в Южной Осетии оставалась стабильной и сохранялась перспектива мирного урегулирования конфликта.

Проявленная Э.Шеварднадзе готовность к компромиссам в Южной Осетии была вынужденной и не означала пересмотра курса на строительство унитарного государства. 14 августа 1992 г., т.е. всего через месяц после прекращения военных действий в Южной Осетии, руководство Грузии начало военную операцию в Абхазии. Накануне российские войска передали грузинской армии большое количество вооружения (вертолеты, танки, артиллерию и т.п.), принадлежавшего Закавказскому военному округу. Это подтверждает версию о том, что, как и накануне наступления на Цхинвал в мае 1992 г., Шеварднадзе получил согласие президента РФ Ельцина на проведение военной операции в Абхазии.

Ввод грузинских войск в Абхазию первоначально объяснялся необходимостью обеспечить охрану железных дорог и освободить захваченных звиадистами (2) тбилисских чиновников. Позднее Э.Шеварднадзе попытался переложить вину за начало войны на Т.Китовани (в августе 1992 г. министра обороны Грузии), который якобы отдал приказ без его ведома. Очевидно, однако, что война в Абхазии была выгодна Шеварднадзе – отправка в Абхазию Дж.Иоселиани, Т.Китовани с вооруженными отрядами позволила Шеварднадзе сосредоточить в своих руках все рычаги власти в столице, а затем устранить политических конкурентов.

Продолжавшаяся более года грузино-абхазская война была ожесточенной и разрушительной, экономике Абхазии был нанесен огромный материальный ущерб. Важную роль в поражении грузинской армии сыграла поддержка абхазов большинством негрузинского населения республики и родственными народами Северного Кавказа. Против грузинской армии воевало большое количество добровольцев (осетины,. приднестровцы, русские, чеченцы и др.), а также казаки с юга России. В условиях острого внутриполитического кризиса в России, Москва не имела возможности контролировать новые границы и воспрепятствовать потоку добровольцев в Абхазию. Российское руководство предпочло занять равноудаленную позицию и ограничиться предложениями своего мирного посредничества.

Местное грузинское население поддержало силовое решение абхазской проблемы, большинство мужчин приняло участие в военных действиях. Поражение в войне привело к изменению этнической структуры Абхазии – большинство грузинского населения было вынуждено бежать из переходивших под абхазский контроль районов. После окончания военных действий вне контроля властей непризнанной республики оставалась небольшая по площади, но стратегически важная верхняя часть Кодорского ущелья и нижняя часть Гальского района.

14 мая 1994 г. в зону грузино-абхазского конфликта были введены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ (КСПМ СНГ). Они состояли исключительно из российского военного контингента, так как другие государства СНГ предпочли воздержаться от участия в них. Функцией российских миротворческих сил, которые были введены по просьбе властей Абхазии и Грузии, было недопущение возобновления боевых действий и создание условий для возвращения беженцев в Гальский район. Введение российских МС позволило стабилизировать ситуацию, большинство населения Гальского района возвратилось в места прежнего проживания, началось возвращение грузинского населения в другие районы Абхазии.

Официальная позиция РФ по отношению к грузино-абхазскому конфликту основывалась на признании принципа территориальной целостности Грузии, внутри которой Абхазии должны быть предоставлены широкие права. На этой позиции базировалось российское посредничество, в результате которого конфликтующие стороны подписали Меморандум о понимании (декабрь 1993 г.), Соглашение о беженцах и Заявление о мерах по политическому урегулированию (апрель 1993 г.).

Тбилиси был крайне разочарован тем, что власти РФ не смогли обеспечить полную изоляцию Абхазии от внешнего мира, а также не пошли на расширение полномочий российского миротворческого контингента и придание ему полицейских функций на всей территории Абхазии (т.е., по замыслу Э.Шеварднадзе, Россия должна была вначале покорить Абхазию, а затем – вернуть ее под управление Грузии).

Власти США не считали целесообразным учитывать интересы России в переустройстве Кавказа по собственному сценарию и рассматривали как наилучший вариант для Южного Кавказа одновременное вступление в НАТО Азербайджана, Армении и Грузии. Вашингтон считал нежелательным сохранение в регионе российского военного присутствия, в том числе в виде миротворческих контингентов в зонах конфликтов. Средством его ликвидации должно было стать военное решение абхазской и югоосетинской проблем силами обученной и модернизированной при поддержке США и НАТО грузинской армии. Подготовка к силовому решению этих проблем началась практически сразу после прихода к власти М.Саакашвили.

Военные расходы Грузии достигли беспрецедентных масштабов, постепенно расширялась площадь контролируемых грузинской армией территорий в Южной Осетии и Абхазии. В результате прокладки объездной дороги по Лиахвскому ущелью был создан Лиахвский коридор, который соединил населенные грузинами села к северу и востоку от Цхинвала. Столица Южной Осетии оказалась в полуокружении, грузинские власти получили возможность наращивания численности своих подразделений без контроля со стороны российских миротворческих сил.

Это давало Тбилиси возможность блокировать коммуникации Южной Осетии и использовать грузинские села как базу для провокаций против российских МС, властей и граждан РФ и РЮО. Аналогичная политика проводилась в Абхазии, где местные власти не контролировали верхнюю часть Кодорского ущелья. В августе 2006 г., в нарушение имеющихся соглашений о прекращении огня, Тбилиси ввел в Кодорское ущелье подразделения грузинской армии.

В начале августа 2008 г. грузинские войска установили контроль над стратегическими высотами вокруг столицы Южной Осетии. В ночь на 8 августа начался штурм Цхинвала, осетинских сел и мест расположения российского миротворческого контингента с использованием авиации, бронетехники, реактивных систем залпового огня, тяжелой артиллерии и минометов. Общая численность наступавшей группировки составляла 22 тыс. человек, на стороне Грузии воевали члены украинской националистической организации УНА-УНСО, а также инструкторы из стран НАТО.

Подавляющее численное преимущество грузинских войск над осетинскими ополченцами и российскими МС позволило им захватить часть Цхинвала и продвинуться по другим направлениям. Однако выполнить главную задачу – блокировать движение по соединяющему Северную и Южную Осетию Рокскому туннелю – им не удалось.

Администрация США оказала действиям Грузии дипломатическую поддержку: глава Госдепартамента К.Райс заявила, что российские войска должны быть выведены с грузинской территории [10], а вслед за ней и президент Дж.Буш потребовал от России немедленно вывести войска из Грузии. При этом он впервые за всю историю российско-американских отношений пригрозил России полномасштабной международной изоляцией [11].

Москва не поддалась дипломатическому давлению США, обвинила Грузию в развязывании вооруженной агрессии и геноциде населения Южной Осетии. 9 августа началась операция по принуждению Грузии к миру, грузинские войска были разгромлены и уже 12 августа российские власти заявили о завершении боевых действий. Таким образом, неверная оценка потенциала России и не учитывающая кавказских реалий стратегия США привела к провалу военной авантюры Саакашвили в Южной Осетии и последующему признанию Москвой независимости двух отделившихся от Грузии республик.

Второй этап постсоветского развития Южного Кавказа (2008–2020 гг.)

Третий этап постсоветского развития Южного Кавказа (2020 – ?)

Война 2020 года в Карабахе радикальным образом изменила ситуацию на Южном Кавказе. После войны усилились позиции Азербайджана, в регионе значительно возросло влияние Турции. Принятие специального меморандума парламентом Турции законодательно оформило и сделало долговременным турецкое военное присутствие на территории Азербайджана [19]. Однако турецким военным не был предоставлен статус миротворческого контингента в зоне конфликта (как того первоначально добивались Анкара и Баку), их роль была ограничена функциями наблюдателей в совместном Российско-турецком мониторинговом центре контроля за прекращением огня в Нагорном Карабахе, который расположен в перешедшем под азербайджанский контроль Агдаме.

Москве удалось стабилизировать ситуацию в регионе в рамках трехстороннего диалога России, Армении и Азербайджана на уровне глав государств. Именно этот формат позволил прекратить военные действия и ввести в зону конфликта контингент российских миротворцев, который гарантирует исполнение подписанных документов и контролирует прекращение огня в течение следующих пяти лет. Расширились и функции российских пограничников, которые будут осуществлять контроль за работой Лачинского коридора между населенной армянами частью Карабаха и Арменией, а также аналогичного коридора между Азербайджаном и Нахичеванской Автономной Республикой.

Размещение российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе гарантирует безопасность и открывает перспективу не только стабилизации, но и более успешного экономического развития Южного Кавказа путем разблокирования границ, строительства новых транспортных коридоров, комплексного использования гидро- и биоресурсов трансграничной реки Аракс, увеличения площади орошаемых земель и т.п. Экономическое сотрудничество может стать основой для повышения уровня доверия и поиска взаимоприемлемых подходов к решению наиболее болезненных проблем в отношениях Армении с Азербайджаном и Турцией. Однако на ситуацию продолжает оказывать влияние множество глобальных и региональных факторов, которые имеют противоречивый характер и делают перспективы развития Южного Кавказа непредсказуемыми. При этом очевидно, что чем более напряженной будет международная ситуация и отношения России с США и коллективным Западом, тем сложнее будет стабилизировать ситуацию на Южном Кавказе и тем выше будет вероятность возникновения новых войн и конфликтов.

Источник: Россия и новые государства Евразии. Журнал ИМЭМО РАН. 2021. № 2.

Примечания

(1) Габалинская РЛС была закрыта в 2013 г.

(2) сторонники свергнутого З.Гамсахурдиа

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Коэн А. 2000. США, страны Центральной Азии и Кавказа: проблемы и перспективы взаимоотношений. – Центральная Азия и Кавказ, № 2 (8).

3. Захаров В.А., Арешев А.Г. 2008. Признание независимости Южной Осетии и Абхазии. История. Право. Политика. М.: МГИМО.

4. Маркедонов С. 2008. Региональные конфликты: перезагрузка. – Россия в глобальной политике, №5. URL:

7. Грузино-абхазский конфликт: прошлое, настоящее, перспективы урегулирования. 1998. М.: Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ).

8. Обращение схода многонационального народа Абхазии, посвященного 185-летию добровольного вхождения Абхазии в состав России. Сухум, 16.04.1995. – Крылов А.Б. 2001. Религия и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994–2000 гг.). М.: ИВ РАН.

14. Политические процессы на постсоветском пространстве: новые тренды и старые проблемы. Коллективная. монография / Отв. ред. Э.Г.Соловьев, Г.И.Чуфрин. 2020. М.: ИМЭМО РАН.

Северный Кавказ является самой многонациональной территорией Российского государства. Подобный фактор обуславливает опасность территориальной целостности страны при возникновении межнациональных, религиозных и этнических конфликтов. Это не могло не найти отражение, когда формировалась внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы 20-го столетия.

Национальный состав Северного Кавказа

Северный Кавказ занимает одно из лидирующих мест по количеству проживающего на его территории населения. Анализируя демографическую статистику, можно прийти к выводу, что количество жителей Кавказа увеличивается в геометрической прогрессии. Так, в 2002 году здесь проживало порядка 6 миллионов человек. Проводимая в 2010 году перепись населения засвидетельствовала колоссальный скачок возрастания данного показателя до 14,8 млн человек.

Национальный состав Северного Кавказа многообразен. Это обусловлено тем, что в его состав включены 7 крупных регионов: Ингушетия, Чечня, Северная Осетия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Ставропольский край, Карачаево-Черкесия. При этом население Дагестана составляет около 3 000 000 человек, Чечни — более 1 000 000 жителей.


На столь компактной территории сосредоточено более 150 наций, этнических групп и коренных народов. Очень часто среди жителей региона возникают крупные конфронтации, которые перерастают в непримиримые конфликты. Кроме того, после распада СССР возникла тенденция противостояния мусульманского мира и православного, что обусловило отток русских жителей с территории Кавказа. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы причины имела объективные, которые требовали молниеносного разрешения.

Причины нарастания конфронтации на территории Северного Кавказа

После распада СССР Северный Кавказ имел большой спектр нерешенных вопросов. Иными словами, демократические процессы, которые затронули всю территорию России, встретились с многочисленными проблемами, тормозящими развитие региона.

Во-первых, внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы не была полностью продумана. Несмотря на то что жители региона обладали всеми правами наравне с русским населением, у власти существовало непоколебимое мнение о том, что представители данных народов не могут осуществлять грамотную политику на территории субъекта. Иными словами, федеральные власти полностью не доверяли местным чиновникам, проживающим исконно на Северном Кавказе. Единственный способ разрешения сложившейся ситуации был найден в виде управления республиками чиновниками из Москвы.

Кроме того, не следует забывать о том, что непродуманная внутренняя политика на Северном Кавказе стала камнем преткновения в экономическом развитии субъекта. Развитие промышленного комплекса происходило по остаточному принципу. Кроме того, население стало обладателем полуразрушенной экологической системы, разграбленных природных ресурсов. Не выделялась и социальная инфраструктура региона. Большинство небольших поселков и сел не имели школ и больниц, что накладывало отпечаток на благополучие жизни населения. Все это стало последствием того, что внутренняя политика на Северном Кавказе была полностью не проработана федеральными властями.

Во-вторых, на территории указанного региона существовали неразрешенные проблемы, связанные с репрессированными гражданами во времена ВОВ. Ни федеральные, ни местные власти, присланные из Москвы, не старались разрешить подобный казус, что нагнетало и без того конфронтационную обстановку.

В-третьих, экономическая отсталость региона существенным образом сказалась на благополучии населения. Невыплата заработных плат, безработица стали детерминантами развития пьянства, правонарушений, наркомании и других социальных проблем.

В-четвертых, стали обостряться территориальные проблемы. Многочисленные народы начали претендовать на соседние территории, на спорные земли. Все больше притязаний стали оказывать разделенные народы, к которым относят осетин, лезгин, ногайцев и др.

В-пятых, рост безработицы, что вызвало рост преступности и терроризма. Это стало проблемой как на местном, так и на федеральном уровне. Усилилась тенденция к появлению религиозно-национальных группировок, которые стали оказывать прямое влияние на чиновников, лоббируя свои интересы.

Все эти факты требовали того, чтобы изменилась внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины не исчерпываются перечисленным списком, так как напряженность возрастала с каждым годом.

Черная страница в истории Чечни

Внутренняя политика России на Северном Кавказе не представляется полноценной без анализа событий, которые развернулись в 90-е годы в Чечне. Усложнение отношений в регионе произошло в период правления Дудаева, когда проводилась политика геноцида русского, еврейского и армянского населения, проживающего на этой территории. Так как ущемление прав народов является прямым и грубым нарушением норм международного и российского права, политика притеснения не выводилась на официальный уровень, но и не подавлялась существующими властями и правоохранительными органами.


Чистка русскоязычного населения была всеобъемлющей в столице региона — городе Грозном. Семьи подвергались грабежам, нападениям. Обыденным делом стали убийства. Это стало основой для утечки образованного населения, которое составляло костяк для экономического, научного и культурного развития субъекта. Таким образом, период правления Дудаева можно считать черной страницей в истории Северного Кавказа.

Революция в Чечне, или Первые шаги к разрешению конфликта на Северном Кавказе

Радикальная политика Дудаева не могла остаться без откликов оппозиционных сил, которые наращивали свое влияние. Весной оппозиция была готова провести референдум обо всех насущных вопросах, которые касались дальнейшей жизни Чечни. Однако Дудаев решил перейти к насильственным методам борьбы с несогласными, что вызвало многочисленные жертвы среди населения.


Мощная техника Дудаева была направлена на здание милиции, в котором хранилась документация для будущего референдума. Танки уничтожили здание. Служащие милиции были убиты. Это стало финальной точкой, которая подтверждала окончание мирного процесса на территории региона.

Внутренняя политика России на Северном Кавказе перешла в более агрессивное русло. Оппозиция заручилась поддержкой Кремля. Первые единицы российской военной техники прибыли в регион, замышлялся поход на столицу Чечни. Однако он был полностью провален. Дудаев был полностью готов к отражению военной мощи оппозиции. Оппозиционные силы потерпели колоссальные технические и людские потери. Дух армии был подавлен.


Первая Чеченская война

После провала операции в Чечне была изменена внутренняя политика России на Северном Кавказе, причины, участники которой постоянно менялись. Первостепенную роль на новой ветке конфликта стали играть российские войска, которые должны были вступить на территорию Грозного как миротворческие силы. Но этого не случилось.


Многочисленные удары по Грозному, зачистки сделали возможным провозглашение военной администрации на территории Чечни, к которой перешло управление. Подобная развязка была невыгодна Кремлю, так как существовал риск усиления мощи военной хунты. Внутренняя политика России на Северном Кавказе в 90-е годы, кратко говоря, повернула в другое русло. Начались наступления сил Басаева, что вызвало проигрыш российских войск и, как следствие, заключение Хасавюртовских соглашений.

Итоги первой Чеченской войны

Безусловно, Чеченская война не прошла бесследно. Трансформация оказалась очень внушительна. Во-первых, произошла перестановка политических сил в регионе. Демократические силы полностью утратили поддержку в Чечне. Все деятели оппозиции либо были убиты во время вооруженных конфликтов, либо бежали в Москву. Кроме того, пала сама идея демократических преобразований в консервативной республике, где заправляли религиозные группировки.

Во-вторых, не было единства и среди националистических исламистских группировок. Это связано с тем, что большое распространение получила радикальная направленность ислама — ваххабизм. Его представители провозгласили на территории Чечни политику джихада. Самым ярым сторонником стал Басаев, за которым потянулась радикально настроенная молодежь.

Таким образом, можно констатировать, что внутренняя политика России на Северном Кавказе 1990-2011 годов привнесла существенные изменения в жизнь региона.

В преддверии новой войны в Чечне

К началу XXI столетия обстановка в Чечне ухудшилась. Все больший авторитет стала набирать группировка Басаева. Грозный стал рассадником террористов. Угроза обрела всеобъемлющий характер. Таким образом, внутренняя политика России на Северном Кавказе, кратко говоря, должна была отвечать новым вызовам и угрозам.

Последней каплей, которая сыграла решающую роль, стало вторжение в Дагестан. Активизировались консервативные силы региона, которые возглавлял Кадыров. Они смогли переосмыслить идею национального государства Чечня, навязывание ложной идеологии ваххабизма и политики джихада.

Вторая Чеченская война

Консервативные силы Чечни, несмотря на собственные взгляды, смогли переосмыслить союз с Россией. Сильная армия, разработанные военные тактики стали прекрасным подспорьем в борьбе с радикалами. Сторонники Кадырова безропотно отдавали свои территории российским военным, тем самым оказывая всестороннюю помощь в вооруженном конфликте. Со временем ЧРИ перешла под контроль российских военных. Масхадов — лидер республики - перешел на сторону ваххабитов, уйдя в подполье. В 2005 году он был ликвидирован.


Итоги Чеченской войны

В результате войны в Чечне к власти пришел Ахмад Кадыров. В 2003 году, по результатам демократических выборов, лидер был провозглашен президентом Чеченской республики. Тесное сотрудничество с Россией дало свои преимущества. Началось восстановление инфраструктуры региона. Мирное население получило возможность получать социальные услуги в полном объеме. Кроме того, произошла консолидация власти. Демократические, консервативные группировки пришли к единому знаменателю, что гарантировало политическую стабильность в Чечне.


Негативные последствия Чеченской войны

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внутренняя политика РФ на территории Северного Кавказа существенно трансформировалась. Однако проблемы существуют и на сегодняшний день. Только всестороннее внимание к этому субъекту позволит стабилизировать обстановку в многонациональном регионе России.


В настоящее время Большой Кавказ, включающий независимые государства Закавказья и северокавказские республики России, - один из наиболее турбулентных регионов постсоветского пространства. Именно здесь в августе 2008 г., впервые после распада СССР, был создан прецедент изменения границ между бывшими союзными республиками. Вовлеченность в кавказские политические процессы ведущих международных игроков серьезно повышает значение региона для мировой политики. В связи с этим представляется актуальным вопрос: в каком направлении будут развиваться конфликты на Большом Кавказе и какие решения по их урегулированию могут стать оптимальными?

В настоящее время Большой Кавказ, включающий независимые государства Закавказья и северокавказские республики России, - один из наиболее турбулентных регионов постсоветского пространства. Именно здесь в августе 2008 г., впервые после распада СССР, был создан прецедент изменения границ между бывшими союзными республиками. Вовлеченность в кавказские политические процессы ведущих международных игроков (США, Европейский союз) серьезно повышает значение региона для мировой политики. В связи с этим представляется актуальным вопрос: в каком направлении будут развиваться конфликты на Большом Кавказе и какие решения по их урегулированию могут стать оптимальными?

Особый регион для России

После распада Советского Союза и образования новых независимых государств Кавказ, долгое время считавшийся периферией мировой политики, оказался в фокусе внимания не только соседей, но и влиятельных участников международных процессов. Бывшие республики советского Закавказья в одночасье стали субъектами международного права. Они обозначили собственные национальные интересы и внешнеполитические приоритеты.

Роль России в кавказской геополитике трудно переоценить. Официальная Москва воспринимает регион как особо важную территорию для своих стратегических интересов, в первую очередь потому, что сама Россия – это кавказское государство. На Северном Кавказе находятся семь республик в составе Российской Федерации (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня) и два края (Краснодарский и Ставропольский). Они входят в состав двух федеральных округов – Северо-Кавказского и Южного.

Применительно к конфликтам в Закавказье российская дипломатия использует не универсальные схемы, а индивидуальные подходы к распутыванию этнополитических узлов в регионе. Было бы упрощением рассматривать их в формате фронтального противостояния между Россией и Западом.

Таким образом, российская политика в Закавказье во многом продолжает курс на поддержание и оптимизацию безопасности Северного Кавказа, который на сегодня является самым проблемным российским регионом.

Применительно к конфликтам в Закавказье российская дипломатия использует не универсальные схемы, а индивидуальные подходы к распутыванию этнополитических узлов в регионе. Было бы упрощением рассматривать их в формате фронтального противостояния между Россией и Западом.

В случае с Грузией Россия, не имеющая с этой страной дипломатических отношений, не признает ее территориальной целостности и рассматривает Абхазию и Южную Осетию в качестве суверенных государств. В случае с Азербайджаном используется прямо противоположный подход. Суть его заключается в следующем: Россия признает территориальную целостность этого государства, регулярно выступает с осуждением выборов любого уровня, проводимых на нынешней территории Нагорного Карабаха, не подпадающей под юрисдикцию Баку, принимает активное участие вместе с США и Францией в деятельности Минской группы ОБСЕ.


На сегодня Москва, Вашингтон и Париж имеют консенсус относительно так называемых базовых принципов армяно-азербайджанского урегулирования как основы для будущего мирного решения [1]. Россия считает Армению (члена ОДКБ и потенциального участника Таможенного союза) своим стратегическим союзником. В то же время она не заинтересована в резком ухудшении двусторонних отношений с Азербайджаном, поскольку имеет с ним общий дагестанский участок сухопутной границы, не говоря уже об этнических ареалах, разделенных межгосударственным рубежом. Утратив рычаги влияния на Тбилиси, Москва пытается аккуратно лавировать между Ереваном и Баку.

Россия и Грузия: есть ли будущее у нормализации?

Возможно ли восстановление добрососедских отношений между Россией и Грузией?

Обе страны имеют вполне рациональный запрос на нормализацию отношений. Во-первых, очевиден экономический интерес грузинского бизнеса к российскому рынку [2]. Во-вторых, стороны осознают общие угрозы в сфере безопасности, существующие на российско-грузинской границе (дагестанский, чеченский, ингушский участки). Внутри самой Грузии (Панкисское ущелье) зафиксированы случаи исламской радикализации и попытки установления контактов между сторонниками экстремистских течений в исламе с единомышленниками на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. В-третьих, есть сферы, где двустороннее сотрудничество уже апробировано (примеры – совместная эксплуатация Ингури ГЭС, демонстрация готовности к кооперации в сфере безопасности во время проведения зимней Олимпиады в Сочи).

В краткосрочной и среднесрочной перспективе на российско-грузинские отношения будет влиять развитие событий вокруг Украины и Крыма.


В случае нарастания конфронтации между Западом и Россией, в которой Грузия будет рассматриваться, наряду с Украиной, в качестве одной из площадок для противостояния, процесс нормализации российско-грузинских отношений либо войдет в фазу стагнации, либо остановится. Выбор в пользу того или иного сценария будет зависеть от глубины противоборства Москвы и Вашингтона, а также от вовлечения в него других постсоветских республик, например, Молдавии, имеющей неурегулированный конфликт в Приднестровье и сложности с Гагаузией.

На сегодня первая часть процесса нормализации, отмеченная смягчением риторики, возобновлением социально-экономических контактов и констатацией общих угроз, исходящих из Северо-Кавказского региона, закончилась. Для продолжения этого процесса нужны новые импульсы. Но они появятся только тогда, когда станут очевидными более широкие международные контексты в отношениях между Россией и Западом.

Нагорно-карабахский мирный процесс: прагматика как основной инструмент

В отличие от Грузии или Украины, нагорно-карабахский процесс не представляет собой площадку для противостояния между Россией и Западом. Напротив, многие годы представители Москвы, Вашингтона и Парижа демонстрируют готовность к совместному продвижению мирного процесса.

В отличие от Грузии или Украины, нагорно-карабахский процесс не представляет собой площадку для противостояния между Россией и Западом. Напротив, многие годы представители Москвы, Вашингтона и Парижа демонстрируют готовность к совместному продвижению мирного процесса. Более того, собственные дипломатические усилия Москвы находят поддержку у Запада вне зависимости от динамики других конфликтов на постсоветском пространстве. Так было осенью 2008 г., когда США публично поддержали усилия Кремля по нагорно-карабахскому урегулированию (формат трехсторонних встреч президентов России, Армении и Азербайджана). Однако из-за неготовности Еревана и Баку к реальным компромиссам страны-посредники де-факто поддерживают сам мирный процесс как альтернативу возможному военному реваншу или силовому слому статус-кво.


Северный Кавказ: внутриполитическая стабильность как гарант внешнеполитического успеха

Вопросы безопасности региона следует рассматривать в более широких стратегических контекстах, таких как этнополитическое развитие Северного Кавказа, религиозная и национальная политика в Российской Федерации в целом, политика в Закавказье.

Между тем Россия, претендующая на лидерство в регионе, испытывает немало проблем внутри собственной кавказской территории. С 1 января по 30 декабря 2013 г. в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах было совершено 33 террористических акта. И хотя нынешняя ситуация на Северном Кавказе не воспроизводит хронику чеченского конфликта, нестабильность распространилась на другие северокавказские территории – Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию. Антироссийские выступления в регионе проходят не столько под националистическими, сколько под исламистскими (джихадистскими) лозунгами.


Необходимо обратить пристальное внимание на сотрудничество с непосредственными соседями России по Северо-Кавказскому региону – Грузией и Азербайджаном. Готовность взаимодействовать по вопросам обеспечения безопасности Олимпийских игр в Сочи нужно использовать как импульс для более качественной совместной работы в будущем. Возможно, следует вернуться к идее создания совместных антитеррористических центров, которая обсуждалась Москвой и Тбилиси в 2004–2005 гг. в контексте возможной трансформации военных объектов бывшей Группы российских войск в Закавказье. Таким образом, появляется шанс придать дополнительный импульс нормализации отношений с Грузией, а также восстановлению российского влияния в Азербайджане.

Принятие всех вышеперечисленных мер дало бы России возможность минимизировать угрозы на Северном Кавказе, что, в свою очередь, повысило бы ее привлекательность для закавказских соседей и других постсоветских государств. Позитивное развитие ситуации в Северо-Кавказском регионе позволило бы Москве активизировать свои интеграционные устремления и получить дополнительную легитимацию в качестве посредника в урегулировании конфликтов. В случае сохранения нестабильности или развития ситуации по негативному сценарию повышаются риски использовать северокавказскую турбулентность против России и ее влияния на страны Закавказья.

Таким образом, ситуация на Большом Кавказе остается (и, скорее всего, будет оставаться) серьезным этнополитическим вызовом для России и других игроков, имеющих свои интересы в Евразии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Причины , участники , содержание , результаты вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе .

Цель занятия: показать сущность национальной политики России, определить проблемы национальной политики РФ и основные пути их разрешения, адать нализ ситуации на Северном Кавказе

Краткие теоретические сведения

1.Национальная политика России

Национальная политика в России - комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Россия представляет собой сложное полиэтничное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения. Однако это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств по ряду причин: во-первых, территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством; во-вторых, за советский период истории России многие ее народы сформировали основы своей государственности, которая осознается в настоящее время как величайшая ценность и историческое достижение; в-третьих, вследствие противоречивости национальной политики советского периода (направленной одновременно и на унификацию народов, и на организацию их государственности) повсеместно в СССР, и в России в том числе, сложилась этническая стратификация, в основе которой лежат различия в экономическом, демографическом и политическом статусах народов. Разрушение сложившейся политической системы в СССР происходило параллельно с возникновением и развитием этнополитической напряженности и конфликтности.

Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса: 1) российский север (территория расселения финно-угорских народов) 2) южно-сибирский район (зона политической активности якутов тувинцев, бурят) 3) татаро-башкирский район 4) северокавказский.

Наиболее конфликтогенной является проблема государственного строительства в республиках Северного Кавказа.

Анализ и характеристика геополитической ситуации

на Северном Кавказе

Во-вторых, Северный Кавказ представляет собой сложную систему межнациональных, кланово-родовых, властных и федеративных отношений.

Под Кавказом в географическом плане, как правило, понимается Северный Кавказ, принадлежащей России, и Южный Кавказ (Закавказье), на территории которого расположены три постсоветских государства: Грузия, Армения и Азербайджан. Однако в расширенном геополитическом и стратегическом отношении Кавказ – это и те страны и организации, чья политика и деятельность в этом регионе прямым или опосредованным образом угрожают национальным интересам и безопасности Российской Федерации. В этом случае на геополитическом пространстве Кавказа появляются такие силы как США, ЕС и НАТО. Помимо этого, свои интересы в регионе имеют Турция, Иран, Саудовская Аравия и ряд других государств исламского мира.

Кавказ остается сегодня наиболее проблемным и уязвимым направлением во внутренней и внешней политике Российской Федерации. В течение последних двух десятилетий здесь произошло семь вооруженных конфликтов, последствия которых до сих пор оказывают негативное влияние на общее состояние военно-политической обстановки в этом регионе и на ряде российских территорий, влючающих российский Северный Кавказ и области, граничащие с ним. Это армяно-азербайджанский вооруженный конфликт из-за Нагорного Карабаха (1989-1994 гг.); первая грузино-южноосетинская война (1991-1992 гг.); осетино-ингушский конфликт 30 октября – 2 ноября 1992 г. из-за Пригородного района Владикавказа; вооруженное вторжение Грузии в Абхазию и война в этой стране (1992-1993 гг.); две чеченские войны (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.); грузино-южноосетинский и грузино-абхазский вооруженные конфликты в августе 2008 г. Во всех этих конфликтах в той или иной форме (от миротворческих мисий и до применения своих войск) принимала участие Россия, что только подтверждает стратегическую важность кавказского направления для современного российского государства.

Террористическая война против России преследует цель оторвать Северный Кавказ от РФ и создать на его территории исламского государства, опирающегося на внешнюю поддержку крупных государств исламского мира, мировой исламской финансовой олигархии, структуры международного терроризма и стратегических оппонентов России из числа региональных и мировых западных держав.

Основные цели государственной политики России в этом регионе.

Проблемы Северного Кавказа настолько серьезны, что требуют мобилизации существенных ресурсов всей страны, ответственной экспертной проработки, последовательных политических и других необходимых действий со стороны государства и консолидации общественных усилий по обеспечению мира на Северном Кавказе. Четкая и недвусмысленная формализация целей и задач государственной политики на Северном Кавказе - необходимое условие взвешенности и сбалансированности такой политики. Основными целями этой политики должны быть:

- обеспечение территориальной целостности и безопасности;

- достижение социального преуспевания населения;

- обеспечение гражданского равноправия;

- сохранение и развитие культурного многообразия;

- предотвращение и разрешение этнополитических и межконфес-сиональных конфликтов.

Российское руководство понимает всю сложность сложившейся ситуации на Северном Кавказе и на Кавказе в целом и предпринимает конкретные шаги, способные предотвратить наступление политического кризиса. Одним из таких шагов, ставшем ответом на новые вызовы безопасности страны, стало принятие Президентом РФ решения о создании нового федерального округа - Северо-Кавказского (СКФО). 19 января 2010 года указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева был образован Северо-Кавказский федеральный округ, в состав которого вошли Ставропольский Край, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика.

.ЗАДАНИЕ. Ответить на вопросы

Что стало главной задачей национальной политики России после распада СССР?

Охарактеризуйте основные события двух чеченских войн в современной истории России.

По Конституции РФ покажите основы федеративного устройства современной России.

Какие существуют в России регионы активного проявления этнополитического процесса?

В чем состоит особое положение северокавказского региона РФ?

Приведите возможные пути урегулирования конфликтов на Северном Кавказе и других регионах РФ

Читайте также: