Конфликты 21 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/22 ноября 2012.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить .

Содержание

2000—2004

2005—2009

2010—2012

Высший курдский совет

Ансар ад-Дин [убрать шаблон]
Движение за единство и джихад в Западной Африке (англ.) русск.
Боко Харам

Работа содержит 1 файл

конфликты 21 века реферат.docx

XXI век находится под знаком глобализации, открывающей эру всемирной истории. Последнее десятилетие XX века, исполненное эйфорией от окончания ' холодной войны' и крушения советского строя, породило иллюзии о том, что с насилием покончено. Они были трагически погребены под обломками Всемирного торгового центра, что лишний раз доказало истинность изречения Платона: 'Только мертвые видели конец войны'. Глобализация не покончила с войной, как не смогли этого сделать экономические кризисы или революции, на горе демократиям, режимам мирным по своей сути, и Европе, которой не дают спать спокойно призраки порожденных ею мировых конфликтов XX века, которые стоили ей колоссальных материальных и нравственных потерь. Зато глобализация привела к возникновению новых типов войны.

Наряду с угрозой, исходящей от исламистов-экстремистов, опасность представляют попытки некоторых режимов данного региона получить доступ к ядерному оружию. Эти две политические тенденции и определяют основное содержание проблемы военной безопасности в сегодняшнем мире и в обозримом будущем (ближайшие 15–20 лет).

Текущие конфликты

Война с международным терроризмом. Войну ведут США и их многочисленные союзники против международных террористических организаций. Война началась 11 сентября 2001 года после нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон. В войне принимают участие ООН и многие страны мира.

Россия против Грузии

Конфликт идет вокруг проблемы независимости отколовшихся частей Грузии - Абхазии и Южной Осетии - объявивших о независимости, которая была признана Россией и Никарагуа. В 2008 году конфликт вступил в "горячую" фазу. В процессе урегулирования важную роль играет Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и Европейский Союз.

К трагической дате 08.08.08 Россия и Грузия шли долго, но неуклонно. На накопившиеся за постсоветский период межгосударственные противоречия в последние годы стала накладываться еще и личная неприязнь политических лидеров двух стран, и надежды на то, что повышающаяся напряженность может быть снята в ходе их личной встречи, как это происходило, скажем, во время президентства Эдуарда Шеварднадзе, или имело место во взаимоотношениях других стран СНГ, в общем, не было. Очевидно, что российско-грузинские отношения вошли в такую фазу, что без крупных стратегических уступок одной из сторон о полноценной нормализации отношений можно было и не мечтать. К ним же ни Россия, ни Грузия отнюдь не стремились.

Стороны провоцируют друг друга, перестрелки стали обычным явлением, и, если политики и посредники не предпримут в ближайшие часы активных действий для стабилизации, последствия будут очень тяжелыми, сказал Кулахметов. И был прав.

Военные действия были прекращены после вмешательства Запада, челночных поездок президента Франции Николя Саркози в Москву и Тбилиси на переговоры с президентами воюющих сторон Дмитрием Медведевым и Михаилом Саакашвили, которые, в свою очередь, завершились подписанием мирного соглашения по именам французского и российского президентов. Уговорить их провести прямые переговоры не удалось из-за обилия взаимных предусловий, и уже 26 августа 2008 года Дмитрий Медведев объявил о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Позднее примеру России последовали Никарагуа, Венесуэла и Науру. В ответ Тбилиси объявил о разрыве дипломатических отношений с РФ и выходе Грузии из состава СНГ. Последнее было символично, ибо к тому моменту пребывание Грузии в Содружестве носило условный характер и сводилось разве что к участию в саммитах различного уровня. Тем не менее протокольные процедуры аннулирования членства заняли еще один год, и перестала быть членом СНГ Грузия лишь в 2009 году.

К тому времени метаморфозу претерпела трактовка причин войны 2008 года. Если поначалу все свидетельствовало о том, что грузинская сторона, указывая на обстрелы грузинских же сел осетинскими подразделениями, взялась за наведение конституционного порядка на своей территории путем введения в регион армии и полицейских сил в нарушение ряда соглашений по режиму невозобновления огня в Южной Осетии, а Москва предприняла ответные действия по защите дислоцированных там российских миротворцев и живущих в ЮО российских граждан (подавляющее большинство жителей региона обзавелись российскими паспортами), но, по мнению Запада, применила чрезмерную силу, то по прошествии года не меньшую популярность получила версия об агрессии России, решившей избавиться от проамериканского режима Саакашвили и вернуть Грузию, таким образом, в зону своего геополитического влияния. А действия Тбилиси носили вынужденный характер – войска были введены в Южную Осетию для сопротивления агрессору.

Абхазия и Южная Осетия, получив признание суверенитетов со стороны России, Венесуэлы, Никарагуа и Науру, на большее в этом плане сегодня рассчитывать не могут. Целиком политически и экономически завися от Москвы, в Сухуме и Цхинвале, кажется, понимают формальности своей независимости.

Ближний Восток

В первой четверти XXI столетия главной причиной конфликтов в мире по-прежнему остаются противоречия, порождаемые модернизацией стран Ближнего и Среднего Востока. Деятельность Усамы бен Ладена, Аль-Каиды, талибов, Исламского движения Туркестана и пр. — это прежде всего реакция на растущую вовлеченность Ближнего и Среднего Востока в глобальные процессы. Сознавая общую отсталость арабо-мусульманского мира, его экономическую неконкурентоспособность и в то же время — зависимость Запада от ближневосточной нефти, реакционеры стремятся дискредитировать правящие режимы стран региона, объявив их пособниками Запада, свергнуть их под исламистскими лозунгами и, захватив власть, установить новый порядок (халифат).

Иракское правительство и межнациональные силы против иракских инсургентов и террористов "Аль Каеды"

Конфликт начался в 2003 году после оккупации Ирака силами международной коалиции во главе с США. В конфликте прямо или косвенно участвуют несколько десятков государств.

Иран и Турция против курдов

Конфликт тянется с 1961 года, курды, представляемые различными организациями - некоторые из них применяют террористические методы - добиваются независимости.

Израиль против террористических группировок ("Хамас", "Хезболла", "Палестинский Исламский Джихад" и др.)

Конфликт Израиля с террористами, не желающими признавать факт существования еврейского государства, длится с 1975 года и имеет, в основном, территориальные и религиозные причины. В конфликт прямо или косвенно вовлечены ООН, Сирия, Ливан, Египет, Иран, Иордания, США, Европейский Союз, Россия.

Израиль против Сирии и Ливана

Последняя фаза этого длительного конфликта началась в 2001 году и была связана с активизацией военизированной организации " Хезболла", базирующейся в Ливане и поддерживаемой Сирией и Ираном. Конфликт идет за территории, контроль над источниками воды и по многим иным причинам, в том числе, религиозным. В урегулировании конфликта задействованы ООН, США, Турция, европейский Союз, Лига Арабских Государств.

В первые девятнадцать лет XXI века в мире продолжались и продолжаются вооруженные конфликты, начавшиеся еще в прошлом веке. Также появились новые очаги напряженности, либо переросшие в полномасштабные войны, либо успевшие потухнуть, но тлеющие без видимых путей их разрешения. К сожалению, приходится говорить и о рецидивах конфликтов прошлого века.


Нам представляется интересным уточнить географию современных конфликтов, чтобы выявить их локацию относительно российских границ, а также влияние на формирование миграционных потоков, в том числе на незаконную миграцию.

В XXI в. вооруженные конфликты имели место быть в следующих регионах планеты: Европа, Закавказье, Северная Африка, Африка южнее Сахары, Ближний Восток, Средний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия. Войны и конфликты по названным регионам приведены в хронологической последовательности. Не упоминается вторая чеченская война, т.к. ее активная фаза закончилась в 2000 г. Не называются также антитеррористические операции.

Европа
1. Албано-македонский конфликт в Македонии (2001),.
2. Война на Востоке Украины (2014 – н. вр.).

Северная Африка
1. Гражданская война в Алжире (1991–2002).
2. Гражданская война в Ливии (2011 – н. вр.).

Африка Южнее Сахары
1. Гражданская война в Сьерра-Леоне (1991–2002).
2. Гражданская война в Бурунди (1993–2005).
3. Вторая конголезская война (1998–2002).
4. Вторая гражданская война в Либерии (1999–2003).
5. Первая гражданская война в Кот-д’Ивуаре (2002–2007).
6. Война в Центральной Африке (2004–2007).
7. Война в ДРК (2004–2009).
8. Война Нигерии (2004 – н. вр.).
9. Вторая гражданская война в Чаде (2005–2010).
10. Война в Сомали (2006–2009).
11. Конфликт в Кении (2007–2008).
12. Джибутийско-эритрейский конфликт (2008).
13. Вторая гражданская война в Кот-д’Ивуаре (2010–2011).
14. Восстание туарегов в Мали (2012–2013).
15. Война в ДРК (2012–2013).
16. Интервенция в Гамбию (2017).

Ближний Восток
1. Интифада аль-Аксы (Вторая интифада) (2000–2005).
2. Интервенция в Ирак (2003–2011).
3. Гражданская война в Судане (2003 – н. вр.).
4. Гражданская война в Йемене (2004 – н. вр.).
5. Вторая ливанская война (2006).
6. Конфликт в Ливане (2007).
7. Израильско-палестинский конфликт (2008–2009).
8. Гражданская война в Сирии (2011 – н. вр.).
9. Конфликт в Ливане (2011–2017).
10. Суданско-южносуданская война (2011).
11. Гражданская война в Ираке (2011 – н. вр.).
12. Интервенция в Йемен (2014 – н. вр.).
13. Иракско-курдский конфликт (2017).

Средний Восток
1. Гражданская война в Афганистане (1978 – н. вр.).
2. Интервенция в Афганистан (2001 – н. вр.).

Южная Азия
1. Третья иламская война (1995–2002) (фаза Гражданской войны на Шри-Ланке, длившейся в 1983–2009 гг.).
2. Гражданская война в Непале (1996–2006).
3. Индийско-бангладешский конфликт (2001).
4. Война в Вазиристане (2004 – н. вр.).
5. Четвертая иламская война (2006–2009) (фаза Гражданской войны на Шри-Ланке, длившейся в 1983–2009 гг.).
6. Индо-пакистанский конфликт (2019).

Юго-Восточная Азия
1. Тайско-камбоджийский конфликт (2008).

Итак, в XXI в. войны и вооружённые конфликты происходили в большинстве регионов Восточного полушария. Всего – 46, в том числе унаследованных веком XXI от века ХХ – 11, начавшихся в XX в. и продолжающихся в настоящее время – 2, начавшихся в XXI в. и продолжающихся в наше время – 10.

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем.

Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту. Они могут бытьэкономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, языковыми, межконфессиональными и др. Конфликты могут различаться по степени зрелости, характеру и остроте своего разрешения. В самом общем виде конфликты принято классифицировать по следующим основаниям:

— с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;

— по степени и характеру их нормативной регуляции;

— по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности сторон, интенсивность кризисов и противоречий;

— по темпоральным (временным) характеристикам: долговременные и кратковременные. Некоторые конфликты в политической жизни можно завершить в течении предельно короткого времени, тогда как другие могут быть соотнесены с жизнью целых поколений;

— в соотношении со стремлением и организацией режима правления.

Современные конфликты создают весьма серьезную угрозу человечеству вследствие возможного их расширения в условиях глобализации, развития экологических катастроф, серьезных гуманитарных последствий, связанных с большим количеством беженцев, пострадавших среди мирного населения.Озабоченность вызывает и появление вооруженных конфликтов в Европе – регионе, где вспыхнули две мировые войны, крайне высокая плотность населения, множество химических и других производств, разрушение которых в период вооруженных действий может привести к техногенным катастрофам.

Роль конфликта оценивается неоднозначно. Общественное мнение в основном оценивает конфликт как явление нежелательное, так как конфликт разрушает нормально функционирующую социальную систему. Мнения ученых не столь категоричны в определении негативного характера конфликта. Даже те специалисты, которые считают конфликт отрицательным явлением, все же усматривают в нем некоторые позитивные черта, в частности, к ним можно отнести, можно отнести:

— коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;

— стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;

— функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

Общая характеристика конфликтов ХХI века

Конец XX и начало XXI века ознаменовались новыми факторами в развитии конфликтов. Разрушение СССР и социалистической системы безвозвратно изменили геополитическую обстановку в мире, а внешнеполитическая доктрина России существенно отличается от доктрины страны, преемницей которой она стала. В мире появилась доминирующая сверхдержава – США, которая стремится к реализации собственных интересов и использует для этого любые методы, в том числе и на внешнеполитической арене. Кроме того, нельзя забывать про такие новые явления как терроризм, распространение оружия массового поражения, глобализация. Эти факторы порождают новые конфликты и придают иные оттенки старым.

Причины конфликтов и пути их урегулирования

Главными причинами конфликтов являются:

1. Проблемы государственно-правового статуса народов (вопрос самоопределения). Этнотерриториальные проблемы, связанные с реализацией прав и интересов репрессированных, депортированных, переселенных и разделенных народов.

2. Проблемы национально-территориального устройства и изменения статуса территорий.

3. Проблемы, связанные с хозяйственным использованием равнины и других территорий, приводящие к изменению этнического состава и ущемлению экономических, политических интересов компактно проживающего населения.

4. Проблемы языкового и культурного развития народов.

5. Проблемы сохранения ареала обитания и промыслов уникальных этносов.

6. Проблемы социально-экономического неравенства регионов и территорий.

8. Проблемы неконтролируемой миграции и ущемления прав этнических меньшинств.

10. Проблемы, порожденные перекосами и ошибками в проведении национальной политики в центре и на местах в прошлом и настоящем.

11. Проблемы переоценки национально-религиозной исключительности и роли духовно-культурного наследия отдельных народов в истории региона и страны.

12. Проблемы, порожденные проникновением тоталитарных и экстремистских сект в религиозную среду и политизацией религии.

Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и пр.). Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая:

-механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками;

-многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;

-универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.

Современные подходы к урегулированию конфликтов во многом проистекают из их особенностей. В настоящее время социальная практика располагает достаточно разработанной для этого технологией. Большое значение процедурам и методам урегулирования конфликтов придает ООН.За деятельность в этой области ООН и ее Генеральному секретарю Кофи Аннану была вручена Нобелевская премия мира 2001 г. Поскольку конфликты создают серьезную угрозу региональной безопасности их урегулирование также находится в центре внимания многих региональных межправительственных организаций, в том числеОБСЕ, ОАЕ и др. К решению этих вопросов подключаются и неправительственные организации.

В период конца ХX в. особенно активно стали проводитьсямиротворческие операции (операции по поддержанию мира) по урегулированию вооруженных конфликтов (как международных, так и внутренних) под эгидой ООН. Одновременно обозначилась тенденция ко все более частому взаимодействию ООН с влиятельными региональными военными и политическими структурами для непосредственного проведения операций по поддержанию мира. Вооруженные конфликты последнего десятилетия выявили актуальность сотрудничества ООН с региональными организациями в решении проблем внутренних вооруженных конфликтов. Обоснованием этому является тот факт, что возможности ООН в рамках принципа невмешательства шире, чем у государств. Для государств установлены более жесткие рамки. Ни отдельное государство, ни группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства, по какой бы то ни было причине. По мнению ученых, приоритет ООН при выполнении соответствующих миротворческих мероприятий остается безусловным.Статья 53 Устава ООН указывает на то, что «никакие принудительные действия не предпринимаются в силу этих региональных соглашений или региональными органами без полномочий от Совета Безопасности, за исключением мер, предусмотренных статьей 107″.

Кооперация усилий многих государств, осуществляемая по Уставу ООН в целях обеспечения и поддержания мира и безопасности, предполагает:

— меры по запрещению силы или угрозы силой в отношениях между государствами (ст. 2 Устава ООН);

— меры мирного разрешения международных споров (ст. 33);

— меры обеспечения и поддержания безопасности (гл. VII Устава ООН);

— временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

— принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

— принудительные меры безопасности с использованием вооруженных сил (ст. 42);

— разоружение (ст. 11, 26, 47 Устава ООН);

Механизм реализации миротворческих операций ООН существует в виде совокупности тех международно-правовых средств мирного урегулирования споров и разрешения конфликтов, которые предусмотрены не только в Уставе ООН, но и в Заключительном акте и других документах СБСЕ/ОБСЕ, материалах НАТО , различных региональных организаций и союзов государств. Когда речь идет о взаимодействии ООН с региональными организациями, то следует также назвать ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, СНГ .

Кажется, что в век глобализации и цифровизации не может быть никаких войн. Единственные места, где сейчас могут вестись битвы, — это на фондовых рынках и в комментариях под постами в соцсетях. Однако это не так. Да, теперь глобальные противостояния между армиями двух и более государств кажутся пережитком прошлого, но то тут, то там вспыхивают конфликты.

Это не только войны с терроризмом, но и этнические конфликты, гражданские и гибридные войны. И хотя уровень смертности в военных конфликтах существенно снизился, особенно по сравнению с XX веком, всё ещё десятки тысяч людей погибают по воле амбиций политиков и военных.

Вторая конголезская война (1998–2003)

В 1997 году Мобуту Сесе Секо сверг Альянс демократических сил, и началась Первая конголезская война, которая велась между сторонниками бывшего диктатора и оппозицией. Она, по разным оценкам, унесла жизни от 15 до 20 тысяч человек.

После прихода к власти Лорана Кибилы, ставшего президентом уже Демократической Республики Конго, его бывшие соратники решили взять своё и начали Вторую конголезскую войну. Лоран Кибила, учитывая опыт прошлого диктатора, привлёк на свою сторону иностранные государства и часть лояльных к Мобуту военных. Конфликт разгорелся с новой силой — настолько, что его неофициально называют Первой мировой войной в Африке.

Ангола, Намибия, Чад, Судан и Зимбабве поддержали правительственные силы Кабилы, а войска из Бурунди, Руанды и Уганды — повстанцев против избранного президента. Общие потери в этой войне составили около четырех миллионов человек. Большая часть из них являлись мирными жителями, погибшими в ходе боевых действий или скончавшимися от голода и болезней.

Сирийская гражданская война (2011 — наше время)

Сирийские повстанцы достаточно быстро захватили практически всю страну, но при поддержке некоторых государств ее президенту удалось удержаться у власти. И по мере того, как всё большее количество стран вступало в конфликт, росло и количество заинтересованных участников. Не осталась в стороне и Россия, которая поддержала правительственные силы.

На данный момент конфликт продолжается, и, по разным оценкам, страну покинуло до пяти миллионов человек, а погибло по меньшей мере 470 тысяч. Средняя продолжительность жизни упала с более чем 70 лет до конфликта до 55 лет в 2015 году.

Дарфурский конфликт (2003 — наше время)

К началу 2003 года в Судане накопились межэтнические противоречия, которые не могли более протекать мирно. Основа межэтническому конфликту была положена ещё в Средневековье, а в XXI веке из-за роста пустыни арабы-кочевники начали мигрировать на юг страны. В 2003 году против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из народностей фур, загава и масалитов — негроидного населения, составлявшего меньшинство Судана.

Война в Ираке (2003–2011)

11 сентября 2001 года произошла террористическая атака на башни-близнецы, в результате которой погибло почти три тысячи человек. Американская администрация связала это событие с Саддамом Хусейном — диктатором из Ирака, который до этого несколько раз ввязывался в войны с другими странами, занимался геноцидом собственного населения и был замечен в использовании химического оружия.

Конфликт растянулся на несколько лет и унёс жизни десятков тысяч человек. К моменту вывода войск США из Ирака в 2010 году было убито более 4 700 военнослужащих коалиции и как минимум 85 тысяч мирных жителей Ирака. Данный конфликт стал причиной начала гражданской войны в Ираке в 2011 году, которая закончилась в 2017 году и унесла жизни около 100 тысяч человек среди участников конфликта и более 67 тысяч гражданских.

Война в Афганистане (2001–2014)

В 2015 году конфликт возобновился после террористического акта в центре Кабула — столицы Афганистана — и вновь привёл ко множеству жертв. На данный момент число погибших оценивается в более чем 45 тысяч на стороне проправительственных сил и более чем 40 тысяч на стороне террористов. Гражданские потери оцениваются в 14 тысяч убитых.

Йеменская гражданская война (2014 — наше время)

Конфликт приобрёл международный характер, когда коалиция во главе с Саудовской Аравией вторглась в Йемен, чтобы свергнуть хуситов и вернуть власть правительству Хади. Столкновения возобновились с новой силой и не заканчиваются по сей день, хотя и не находятся на таком серьёзном уровне, как в 2014–2015 годах.

По оценке ООН, в ходе боевых действий было убито более 91 тысячи человек, из которых более 11 тысяч составили мирные жители.

Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014 — наше время)

Как бы неприятно нам ни было говорить об этой всех доставшей теме, тем не менее не упомянуть её нельзя. Говорить о ней много не будем, так как информация льётся годами из всех источников.

По оценкам на январь 2019 года, в данном конфликте погибло 13 тысяч человек, пострадало — до 30 тысяч, а бежать в другие страны были вынуждены более 1,5 миллионов украинцев.

Читайте также: