Конфликт в чьяпасе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конфликт происходил 1-12 января 1994 в Чьяпасе - штат на северо-востоке Мексики. Конфликт представлял собой восстание сапатистов. Сапатисты - приверженцы леворадикального движения в Мексике (Сапатистская армия национального освобождения). Это движение зародилось в конце 80-х 20 столетия. По сути, Чьяпаский конфликт стал единственным военным противостоянием сапистов. В январе 1994 они создают оппозиционную партию и проводят ненасильственные акции давления на правительство.

Данный конфликт можно отнести к культурно-экономическим. Конечно, в учебнике нет такой классификации. Но сейчас я объясню, почему именно так стоит относиться к конфликту в Чьяпасе. В 80-90-е годы правительство Мексики проводит экономическую политику, направленную на усиление промышленности и привлечения иностранного капитала. Мексика на пути подписания североамериканского соглашения о свободной торговле, которое вынудило в 1992 принять поправки в Конституцию и разрешить приватизацию общинных земель коренных народов Мексики. Сапатисты, в свою очередь, выступали против ратификации договора НАФТА, из-за принятия законов, разрешающих куплю-продажу крестьянских общинных земель. Они требуют конституционного закрепления не только социально-культурных прав коренных народов Мексики, но и экономических прав на земли.

1 января 1994 года, в день, когда НАФТА вступило в силу, вспыхнул вооружённый мятеж во главе с Сапатистской армией национального освобождения (САНО). Восстание было направлено против общественной изоляции коренного населения, поправок 1992 года к Конституции и ожидаемых результатов НАФТА, сапатисты потребовали социальных, культурных прав и прав на землю.

В 2006-м сапатисты категорически отказались поддержать близкого к левым взглядам кандидата в президенты Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. Это вызвало наиболее сильные разногласия между сочувствующими сапатистам в Мексике и в остальной части мира.

Сапатистам в Мексике фактически удалось создать автономные индейские общины, которые уверенно существуют, несмотря на постоянные угрозы мексиканской армии. Впечатляет сложность политической организации этих общин и решительный настрой их обитателей. Однако, сколько они просуществуют при отсутствии серьезных политических изменений в Мексике, особенно в свете того, что давление на права индейцев в области самоуправления возрастает, — это вопрос открытый.

Расположение штата Чьяпас в Мексике . Мексика

Конфликт в Чьяпасе или Конфликт в Чьяпасе — вооруженный конфликт между правительством Мексики и партизанами Сапатистской армии национального освобождения (САНО).

История

Задний план

EZLN организовала и структурировала небольшие сообщества в автономные сообщества, которые играли роль параллельных правительств с комитетом, и на полученные деньги они начали покупать оружие. Первые бои между войсками мексиканской армии и войсками нео-сапатистов произошли в Сьерра-де-ла-Корральчен , в одноименном сражении в горах .

Сапатистское восстание

САНО провела вооруженное восстание в январе 1994 года в знак протеста против глобализации и вступления в силу ЗСТ , подписанного Мексикой, США и Канадой .

Члены САНО, прикрытые балаклавами, заняли 4 муниципальных места, которые позже были увеличены до 7; В Сан-Кристобаль-де-лас-Касас , Альтамирано , Лас-Маргаритас , Окосинго , Ощук , Уикстан и Шаналь , а также в других городах они публикуют первое заявление Сельва Лакандона .

В Сан-Кристобаль-де-лас-Касас 1 января 1994 года повстанцы заняли муниципальное место, уступив место судебным. Тем временем Окосинго был осажден неосапатистами . В Сан-Кристобаль-де-лас-Касас сапатисты выступают с заявлением, требуя полного захвата Сан-Кристобаль-де-лас-Касас и Окосинго и ожидая падения Лас-Маргаритас и Альтамирано.

объявление войны

Прекращение огня

После нескольких дней боев президент Карлос Салинас де Гортари , на тот момент последний год своего пребывания в должности, предложил прекращение огня для переговоров с повстанцами, представителем которых был субкоманданте Маркос .

Первые встречи между САНО и правительством состоялись в соборе Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. Диалог с правительством длился три года и завершился подписанием Сан-Андресских соглашений , которые включали в себя изменение национальной конституции для предоставления прав, включая автономию, коренным народам. Комиссия депутатов от политических партий, названная Комиссией по гармонии и умиротворению ( COCOPA ), немного изменила соглашения с принятием EZLN.

разногласия

Резня в Окосинго

После окончания диалога против мексиканской армии и военизированных формирований было выдвинуто множество обвинений в преследовании и аресте сапатистов. Одним из таких случаев была битва при Окосинго , в которой 57 человек были убиты группой военных. Причины, которые они назвали, заключались в том, что в этом районе находились повстанцы из САНО, которые атаковали военных.

Революция сапатистов в Мексике не удалась, но превратила захолустный горный штат Чьяпас во всемирно известный бренд. Там, где индейцам еще недавно было запрещено ходить по тротуарам, сегодня открываются бутики национальных ремесел и сочиняется рэп на языке цоциль

Федеральная трасса 199, соединяющая джунгли и пирамиды севера Чьяпаса с горной грядой Сьерра-Мадре, где сегодня живет большинство современных майя Мексики, оказалась козьей тропкой. Двухполосная дорога петляла так, будто ее прокладывали по следам испанских конкистадоров. Джунгли, водопады, реки, горы: география Чьяпаса всегда была на стороне местных жителей, ведущих уединенный и самобытный образ жизни. Поэтому любая новая власть, что приходила сюда, первым делом строила дороги. Где дороги, там контроль.

Мир ручной работы

Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, культурная и духовная столица штата, на первый взгляд выглядит как типовой колониальный город. Пространство расчерчено на квадраты жилых и торговых блоков. В центре самый большой квадрат — Сокало. Так в Сан-Кристобале, по аналогии с Мехико, называют главную площадь. По ее периметру расположены церковь, мэрия и торговые ряды с открытыми галереями. Посередине площади — обязательный сквер с беседкой, где по вечерам играют музыканты.

Но стоит присмотреться, как сразу понимаешь, чем Сан-Кристобаль отличается от остальных мексиканских городов. Он очень индейский. Можно подумать, что ты на карнавале — настолько пестрая толпа наводняет улицы. Женщины с волосами, заплетенными в длинные косы, наряжены в уйпиль, традиционную одежду индианок. Вышитые накидки, кружевные белые блузы, разноцветные юбки, сделанные из крашеного домотканого полотна. Мужчины носят просторные рубашки с броской вышивкой, шляпы с разноцветными лентами, шарфы с кистями и шерстяные пончо. Даже нищие одеты в цветные обноски.

В пространстве материализуется низенькая упитанная индианка, до этого невидимая на фоне разодетых манекенов. В ее косы вплетены желтые ленты. Белая блуза расшита узорами алого цвета. Смущаясь, Елена приглаживает взлохмаченную шерсть на юбке.

Елена — ткачиха из городка Сан-Хуан-Чамула. Кармен сотрудничает с ней и еще с множеством женщин из окрестных поселений. В основном это представительницы народностей цоциль и цельталь. Те и другие — потомки майя, столетиями живущие в горах на границе Мексики и Гватемалы.

Индианки, как правило, не могут объяснить символику узоров и цветов. Но они никогда не ошибутся с тем, какой рисунок нужен в разных ситуациях. У каждой женщины и мужчины должны быть отдельные уйпили для будней, праздников, свадьбы, похорон. Уникальные наряды ткут и расшивают для статуй святых покровителей.

Кармен достает мобильный телефон и показывает фотографии, сделанные ею в разных деревнях. Она объясняет, как работают ткачихи. Нити будущего изделия продевают в бердо — доску, похожую на частый гребень. Начало полотна женщина крепит себе к поясу, а конец — к неподвижной опоре. Так индианка становится частью примитивного ткацкого станка, который можно установить где угодно — хоть на городской улице, хоть в джунглях.

После таких слов невозможно уйти без покупки. Небольшая сумка с полосками в духе британского дизайнера Пола Смита стоит 2000 песо (около 100 долларов США). Вспоминая слова Кармен о том, что она дает работу 40 местным женщинам, я решаю, что цена честная.

Мир, подходящий для всех

Маски и платки скрывают лица сапатистов и одновременно означают их равенство между собой. Это символ отказа от отличительных признаков

Граффити с портретами руководителей сапатистов: Команданты Рамоны — индианки-цоциль, боровшейся за права женщин, и Субкоманданте Маркоса

Революция не окончена

Фигура Субкоманданте Маркоса окружена тайной во многом благодаря его собственным мистификациям. Сейчас принято отождествлять его с профессором Рафаэлем Себастьяном Гильеном Висенте. Он родился в 1957 году в семье мексиканского торговца мебелью. В 1981-м был одним из пяти студентов, получивших медаль тогдашнего президента страны Хосе Лопеса Портильо.

Мексика

  • Вооруженные силы
  • Национальная гвардия
    (2019 – настоящее время)
  • Федеральная полиция
    (2006–19)
  • Группы самообороны[1]

Сапатистская армия национального освобождения (EZLN)

В Конфликт в Чьяпасе (испанский: Конфликт де Чьяпас) относится к 1994 восстание сапатистов, то 1995 сапатистский кризис и их последствия, [4] и напряженность между коренные народы и натуральные фермеры в Мексиканский состояние Чьяпас с 1990-х годов до наших дней.

В Восстание сапатистов началось в январе 1994 года и длилось менее двух недель, прежде чем было достигнуто соглашение о прекращении огня. [5] Основными воюющими сторонами в этой части конфликта была Сапатистская армия национального освобождения (исп. Эхерсито Сапатиста де Либерасьон насьональ; EZLN) и правительство Мексики. [5] Переговоры между правительством и сапатистами привели к подписанию соглашений, но в последующие годы они часто не выполнялись. мирный процесс застой. Это привело к усилению разделения между сообществами, связанными с правительством, и сообществами, сочувствовавшими сапатистам. Социальная напряженность, вооруженный конфликт и военизированный количество инцидентов увеличилось, что привело к убито 45 человек в деревне Acteal в 1997 году - антизапатистской милицией. [6] Хотя и на низком уровне, повстанческая деятельность продолжается, и иногда вспыхивают столкновения между сторонниками сапатистов и антизапатистскими ополченцами вместе с правительством. Последний связанный с этим инцидент произошел в 2014 году, когда в Чьяпасе был убит преподаватель, связанный с сапатистами, и еще 15 получили ранения. [7]

Содержание

История и социально-политическая подоплека

Постколониальная Мексика

Революционная Мексика

Та же проблема возникла среди населения, не принадлежащего к криолло, в последующие годы, особенно среди Метисы население в 19 веке. в Мексиканская революция 1910 года бедные фермеры и другие маргинализированные группы, частично возглавляемые Эмилиано Сапата, восстали против правительства и крупных землевладельцев из-за неудач авторитарного режима Порфирио Диас. [10] Именно от Сапаты получили свое название сапатисты. [11]

Демократическая Мексика

Однако, поскольку вопросы материального и политического равенства были более сложными, чем простыми Марксист Вместо того, чтобы немедленно привести к увеличению материального благосостояния и уровня жизни, условия жизни на большей части территории страны остались прежними. Это было особенно актуально в Полуостров Юкатан где упорное сопротивление майя Население наряду со сложными историческими особенностями развития сохраняло географическую территорию, разделенную между почти полностью европейской собственностью, и наемным населением, живущим вдоль побережий и определенных внутренних районов и внутренних районов, которые, по сути, оставались страной коллективной собственности майя. Следовательно, удаленная от общей мексиканской экономической системы, коренная индейская нация майя оставалась свободным, но маргинализованным низшим классом, почти таким же, как и до революции.


1980–1990 годы Мексика

С 1980-х и 1990-х годов экономическая политика Мексики в большей степени концентрировалась на промышленном развитии и привлечении иностранного капитала. Однако эта политика вскоре изменилась, чтобы попытаться заклеймить Мексику как более сельскохозяйственную державу, что привело к приходу администрации президента. Карлос Салинас де Гортари инициирование процесса приватизации земли путем внесения нескольких поправок в 1992 г., которые передали процесс определения коммунальных земель в федеральную юрисдикцию. [14] В EZLN утверждает, что он существует с 1983 года, хотя начал набирать обороты только в начале 1990-х годов. [11]

График


Основание

В 1982 г. Абсалон Кастельянос Домингес, тогда Губернатор штата Чьяпас, участились акты насильственного угнетения коренных народов. Члены Национальных сил освобождения (FLN), в том числе Рафаэль Висенте, впоследствии известный как Субкоманданте Маркос - возможный представитель EZLN [15] - переехали в этот район позже в том же году, и к концу 1983 года в состав EZLN входили 3 коренных народа и 3 метиса. [16] По мере роста группы она стала больше походить на штат Чьяпас, состоящий в основном из коренных или частично коренных жителей. [17]

Первая декларация джунглей Лакандона (1993)

В декабре 1993 года Сапатистская армия национального освобождения (EZLN) издала Первую декларацию джунглей Лакандон, в которой объявлялось незаконным правительство Мексики и президент Гортари. Это заявление было глубоко укоренено в Эмилиано Сапатас План Аяла (1911), который осудил президента Франсиско Мадеро и предложил ряд мер по реформированию правительства. [18]

1994 восстание сапатистов

1 января 1994 года EZLN начала военное восстание в самой южной провинции Мексики, Чьяпас, во имя прав угнетенных коренных народов и демократии; это был тот самый день, когда Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) вступило в силу. [19] EZLN базировала свои операции в джунглях Лакандона и использовала их в качестве отправной точки для захвата городов Окосинго, Лас Маргаритас, Альтамирано, и Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. [5] К 2 января повстанцы уже захватили бывшего губернатора Кастельяноса Домингеса и продолжили удерживать его в заложниках, поскольку собственный суд признал его виновным в преступлениях против коренных народов и коррупции и приговорил к принудительным работам. [20] К 3 января EZLN потеряла более 50 своих солдат и более 100 мирных жителей были убиты, но покинули Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, поскольку не могли удержать контроль над ним; они также освободили правительственную тюрьму, в которой содержалось около 180 заключенных. [17]

В период с 1 по 12 января 1994 г. наблюдалось большое расхождение между информацией, выпущенной и распространенной двумя соответствующими сторонами. Правительство настаивало на том, что повстанцев было всего несколько сотен, тогда как EZLN сообщала, что их число исчислялось тысячами. [17]

Первоначальные мирные переговоры

Сапатистский кризис 1995 года и его последствия

Внимание СМИ

Эти разработки привлекли много международного внимания и критики. В то время как правозащитные организации подчеркивали маргинализация коренного населения, Риордан Рётт (советник Развивающиеся рынки Группа Чейз Манхэттен Банк) заявил в январе 1995 г .:

"Хотя Чьяпас, по нашему мнению, не представляет серьезной угрозы для политической стабильности Мексики, многие в инвестиционном сообществе считают это таковым. Правительству необходимо будет устранить сапатистов, чтобы продемонстрировать их эффективный контроль над национальной территорией и политики безопасности ". [25]

Всего через 2 дня мексиканская армия вступила в бой, чтобы вернуть под свой контроль оккупированные сапатистами районы, но им не удалось арестовать субкоманданте Маркос или другие лидеры EZLN.

Мирные переговоры

В феврале 1995 года новый президент, Эрнесто Седильо, атаковал EZLN, который оказался политически непопулярным, что привело к новым мирным переговорам, которые завершились Соглашения Сан-Андрес 1996 г. [11] Этот договор свидетельствовал о соглашении о важности автономии коренных народов и земельной реформы. [11]

В 1996 г. Comisión de Concordia y Pacificación (COCOPA) представила предложение о конституционной реформе ( Закон Кокопа) на основе Соглашений Сан-Андрес с EZLN и федеральным правительством. В качестве жеста политической воли к мирному разрешению конфликта Zedillo Правительство подписало это предложение, тем самым признав культуру коренных народов и их право на землю и автономию (в соответствии с Конвенция Международной организации труда № 169, подписанный Мексикой в ​​1990 г.).

21 марта 1999 г. несколько референдумы по правам коренных народов были проведены при поддержке EZLN, и люди проголосовали в поддержку Соглашения Сан-Андрес, хотя явка была низкой по сравнению с всеобщими выборами того периода. [11]

Актеальная резня (1997)

За несколько месяцев до Актеальная резнярост насилия привел к перемещению более 6000 человек и 25 убитых в этом районе. [26] В декабре 1997 года это привело к крупнейшему насилию в конфликте в штате Чьяпас с момента первоначального восстания в деревне Acteal, в котором 45 коренных жителей, 15 из которых были детьми, были убиты людьми с использованием мачете и автоматов АК-47 в церкви. [27]

После убийства расследование возглавил генеральный прокурор. Хорхе Мадрасо Куэльяр, а свидетели / выжившие в Acteal Massacre заявили, что нападавшие были лоялистами правящего PRI. [28] К концу месяца несколько человек были обвинены в убийствах, в том числе де-факто мэр Актеала, Хасинто Ариас Крус, член PRI, в результате чего национальная партия отрицает какую-либо связь с убийствами и мэром. [29]

Падение мощности PRI (2000–2001 гг.)

2 июля 2000 г. был избран первый президент, не являющийся членом PRI. избранный, Висенте Фокс, положив конец 71-летнему влиянию PRI на офис. [30] Его кампания была сосредоточена на ускорении экономического роста и прекращении коррупции в правительстве. [31]

Марш на столицу (март 2001 г.)


EZLN диалог приостановлен (2003)

В ответ на принятие закона с новыми поправками, EZLN приостановила диалог с правительством и создала новую систему руководства, которая была необходима для автономного управления, как это в принципе позволяли Соглашения Сан-Андрес, и создала "Комитеты добросовестного правительства". (JBG) "для этого. [4]

Более поздние разработки

С тех пор мирный процесс находится в тупике, правительство официально игнорирует EZLN, рассматривая его как политического соперника, но вооруженные атаки с участием проправительственных военизированный группы часто несут жертвы среди гражданского населения (см. список ниже). [4]

Политика социального развития

Хотя и потому что Чьяпас конфликт неразрывно связан с конфликт низкой интенсивности и война четвертого поколения, важно подчеркнуть, что конфликт касается не только военных или полувоенных действий против вооруженных повстанцев. Решение проблем в регионе с социальное развитие программы часто интерпретируются целевая группа так как "борьба с повстанцами свет "; как средство разделяй и властвуй.

С момента создания Сообщество Лакандон (1971) и растущей напряженности в регионе, и тем более после восстания сапатистов (1994), правительство столкнулось с тремя проблемами:

  1. сохранение тропический лес в районе Лакандон
  2. борьба с бедностью и стимулирование гражданственности среди сообществ в регионе Лакандон
  3. контроль над общественно-политической ситуацией в регионе Лакандон

Эти цели были включены в несколько социальное развитие программы. Примеры Программа Solidaridad, План Каньядас, PIDSS, и Prodesis.

План Каньядас

«Именно после восстания мексиканское правительство начало выделять ресурсы в регион на развитие, создавая программу Каньядас. Однако через несколько лет после того, как эта инициатива была выдвинута, она вызвала резкую критику из-за ее контрповстанческого характера ( он предлагал ресурсы в обмен на отказ от дела сапатистов) и из-за своей неспособности содействовать развитию ". [37]

PIDSS

  1. Постоянный конфликт в этом районе и прошлые инициативы по развитию являются важными детерминантами, которые следовало бы лучше учесть и учесть при разработке программы.
  2. Источником проблем оказались вопросы координации между различными уровнями управления. Они проявляются на уровне целей, но также и в повседневной работе с важной ролью технических специалистов и их дискреционными полномочиями в качестве ключевого вопроса.
  3. Основные понятия развития и участия, безусловно, определяют характер инициативы и ожидания людей от нее, и, следовательно, с ними нужно работать с самого начала. Поощрение участия, но затем управление им с помощью анкет, в которые люди не вносят вклад и которые заполняются учащимися средних школ, подразумевает понимание концепции, что, по крайней мере, проблематично.[1]

Prodesis

Последующие действия PIDSS был Prodesis (2004–2008), проект сотрудничества ЕС-Чьяпас, нацеленный на 16 из 34 микрорегионов, определенных PIDSS.Трудности, с которыми столкнулся этот новый проект, были точно такими же, как и у PIDSS-проекта:

Список инцидентов с применением насилия (с 1994 г. по настоящее время)

Общие потери в ходе конфликта: 105 убитыми.

Влияние СМИ

Данный доклад - это развернутое описание исторического кейса политической медиации в Мексике. В докладе представлена предыстория восстания индейцев-сапатистов в штате Чиапас: особенности исторического и экономического развития штата, бедственное положение индейцев, предыдущие восстания и способы их урегулирования, аграрная проблема и модернизация.

Важнейшее требование восставших 1994 г. – не власть, а включение индейской культуры в общую культуру страны, уважение достоинства коренного народа, участие в коммуникации в политическом пространстве. Восстание длилось 12 дней, после чего начался переговорный процесс между индейцами и властью. В качестве медиатора выступил местный епископ Самюэль Руис.

Власть относилась к произошедшему как к локальному конфликту и предлагала локальные решения (дороги, программы помощи и т.п.), в то время как восставшие требовали решений на общенациональном уровне. Это послужило началом длительного процесса, который вряд ли можно назвать медиацией в точном смысле слова. Скорее, посреднические усилия привели к выведению коммуникации между индейцами и правительством в публичное пространство и структуризация этих взаимодействий (созданы специальные комиссии, принят Закон о переговорах и пр.). Важнейшая характеристика методологии процесса состояла в изменении статуса восставших – превращение из конфликтующей стороны в политическую силу, т.е. в составную часть гражданского общества. Медиация предполагает равенство участников, в данном случае такими участниками становятся правительство и гражданское общество. В докладе представлена хронология переговорного процесса, который периодически прерывался нарушением достигнутых соглашений со стороны правительства и политическими репрессиями, затем возобновлялся, менялись его участники, правительства, правящие партии.

Л.М. Карнозова,
ведущий научный сотрудник сектора проблем правосудия ИГПРАН.


Доклад в формате PDF-файла -

THE ZAPATISTA REBELLION AND THE SAN ANDRÉS ACCORDS:
mediation experience in resolving indigenous conflicts

E. Erofeeva, independent researcher

This article is aimed at presenting and analyzing the peace model elaborated by the Mexican National Intermediation Commission (CONAI) in the process of resolving the armed conflict that flared up in 1994 in Chiapas, Mexico between the indigenous Zapatista Army of National Liberation (EZLN) and the Mexican government.

The conflict was followed by two stages of peace negotiations involving the assistance of civil mediators (CONAI) and Mexican lawmakers (COCOPA). In February 1996, in the village of San Andrés in the state of Chiapas, the parties concluded the first Accord, recognizing the rights of indigenous peoples to their own culture and language. The next round of negotiations was supposed to cover issues of indigenous autonomy and broader political representation, but it never came to discussion. Also, the "Indigenous Law" adopted in 2001 and the relevant amendments to the Mexican Constitution clearly disregarded the indigenous rebels' initial demands that they be granted the right to manage their natural resources and develop their own justice based on traditional "use and custom". The government's failure to fulfill the San Andrés Accords and a loss of trust between the sides ultimately led to dissolution of the mediators' commission and divisions among the lawmakers who had been involved. The Chiapas conflict turned into a "low-intensity war" that to date remains unresolved – or at best only partially resolved.

The Zapatista rebellion can be diagnosed as a "new generation" conflict that requires specific resolution methods. Mediators must clearly define their role at all stages of peace dialogue. CONAI's vision of their role was to facilitate consideration and resolution of the issues that caused the conflict, namely social inequality and marginalization of indigenous peoples. Of particular interest with regard to the conflict resolution efforts in Chiapas is the interaction between mediators and lawmakers, as at times it was the latter who had to take the initiative. In the process of dialogue, indigenous culture, the specifics of indigenous people's world view, and their approach to dialogue based on "use and custom" must be respected. The article also provides a variety of experts' views on the conflict, ranging from diagnostic analysis of the reasons to assessments of the efficacy of peace dialogue.

Читайте также: