Конфликт преступление и наказание кратко

Обновлено: 07.07.2024

Достоевский долго шел к созданию этого произведения: в юные годы увлекался идеями социализма, входил в кружок Петрашевского, где основными вопросами для обсуждения были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. За это в 1849 году он был сослан на каторгу и вернулся в Петербург лишь спустя десять лет, в 1859 году. В 1860-х начинается активная работа его как журналиста, как писателя. Во время каторги и последующих путешествий по Европе взгляды Достоевского эволюционировали: он формирует собственное видение пути социального развития России. Достоевский был почвенником, то есть поддерживал такое течение русской общественной мысли, как почвенничество. Он считал, что интеллигенция отпала от народа, которому не нужны революционные идеи, считал, что на почве возвращения интеллигенции к народу и православию общество должно воссоединиться. Достоевский ужаснулся результатам французской буржуазно­демократической революции. По его мнению, революция себя не оправдала, так как привела людей к капитализму. Достоевский считал, что Россия должна миновать капитализм и показать всему миру новый путь развития.

В находится теория Раскольникова и спор автора с нею. На страницах романа читатель видит все этапы мучений, которые эта теория дает самому Раскольникову.

В этой теории есть множество разных сторон: она формируется в условиях нищеты, замкнутости и направлена на освобождение людей от этих неравных социальных условий. Изначально теория — это протест против несправедливости устройства общества, но она в то же время разделяет людей на два сорта. Достоевский ведет спор с раскольниковской теорией, показывает, как меняется сам герой, как на него влияет его теория.

Конфликт человека и общества преступление наказание

Может быть, он не решился бы все-таки на осуществление своего жестокого плана. Однако именно тогда он узнает еще об одной несправедливости — бедственном положении своей матери, а также о готовности сестры стать жертвой — выйти за нелюбимого замуж.

Родиона пугает такое будущее Дуни, напоминающее во многом судьбу Сони.

Он не может допустить этого для своей сестры и поэтому принимает решение осуществить задуманное.

Таким образом, одним убийством не обходится — оно влечет за собой другое.

В этой мысли заключается одна из самых важных идей Достоевского.

Внимание Свое непосредственное психологическое выражение этот компромисс нашел в обостренной

Словесник

играет в сюжете романа роль экспозиции.

Автор знакомит читателей с главным героем, обрисовывает обстановку действия, выводит на сцену основных персонажей (за исключением следователя Порфирия Петровича, который появляется на стадии развития действия). Идея убийства давно вынашивалась главным героем, но непосредственная подготовка к преступлению, показанная в романе, занимает около двух дней.

Происходит ряд событий, которые дают толчок основному действию романа: Раскольников убивает старуху процентщицу и ее сестру, прячется в пустой квартире, затем благополучно возвращается домой и кладет на место орудие убийства — топор.

Внутриличностный конфликт Раскольникова

Роман подвергался неоднократной инсценизации и впоследствии был экранизирован. Первая театральная постановка в России состоялась в 1899 году (примечательно, что за границей ее поставили 11-ю годами раньше). Действие происходит в бедном районе Петербурга 1860-х годов.

Родион Раскольников, бывший студент, закладывает старухе-процентщице последнюю ценную вещь. Преисполненный ненависти к ней он замышляет страшное убийство. По пути домой он заглядывает в одно из питейных заведений, где знакомится с совершенно опустившимся чиновником Мармеладовым.

1) определите основной конфликт романа Ф.М.

достоевского преступление и наказание

мировую литературу? 10-11 класс Gamora777 / 07 нояб.

2013 г., 14:19:49 Иванович Б. Николай Петрович В. Василий Иванович 3.

Кто такая Фенечка А.Незаконная жена Николая Петровича Б.Невеста Аркадия В.Сестра Аркадия 4.

Что отрицал Базаров А. Красоту природы Б.

Искусство В. Открытия немецких ученых Г. Любовь Д. Труд 5. Последователь нигилизма А. Ситников Б. Колязин В. Рудин 6.

Основной конфликт романа А. Между старшим поколением и молодым Б. Между дворянами-либералами и разночинцами-нигилистами В.

Между умом и сердцем (внутренний конфликт героев) 9.

Что приятно удивило Аркадия в доме отца во время первого приезда?

А.Младший брат Б. Преобразования в хозяйстве В. Дядя 10. Сколько лет Базаров не был в родительском доме А.1 год Б. 3 года В. 5 лет 11. В кого влюбился Базаров А.

Не раскис, с энергией погрузился в работу В. Не влюблялся, это противоречило его принципам 13.

Что Аркадий привозит Одинцовой во второй приезд А.

Переписку своих матерей Б. Деньги В.

Почему? А. Аркадия Б. Базарова В. Ситникова Г. Павла Петровича 15.

Причина дуэли (между двумя персонажами в романе) А.

Понятие дворянской чести Б. Несовпадения взглядов В. Личное оскорбление 16. Что стало с Анной Сергеевной Одинцовой (эпилог романа) А.

Вышла замуж Б. Продолжает жить прежней жизнью В. Умирает 17. Что стало с Николаем Петровичем (эпилог романа) А.

Женится Б. Уезжает за границу В.

. Кто это? А. Одинцова Б. Кукшина В.

Кто это? А. Павел Петрович Б. Базаров В. Ситников 22.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта. Популярное Elen7 / 12 сент. 2020 г., 16:08:55 Baydrakova95 / 21 апр.

2015 г., 8:55:18 Шурееена / 16 окт. 2020 г., 14:58:00 Lisenok6228 / 16 мая 2020 г., 9:06:56 26kri09sti2000na / 03 февр. 2016 г., 1:18:29 ETA / 26 дек.

2013 г., 5:49:32 Sania1720 / 28 дек. 2020 г., 20:06:40 Mizyova2013 / 21 апр.

2016 г., 0:44:54 Semenovamira / 01 марта 2020 г., 23:17:27 Irabogdanova1 / 15 дек.

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека и окружающий его мир. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с “теорией разумного эгоизма” Добролюбова и Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип, человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев — основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт — убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под влиянием своих идей. Сердцевину романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” — социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Раскольников не обычный убийца, в основе его поступка лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над “муравейником”. Но все дальнейшее повествование доказывает ложность его теории, делящей людей на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Анализ состояния героя после преступления слит Достоевским воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на две части: на сильных мира сего и на “тварей дрожащих”. Но это деление не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”. Он признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, — это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.

Образ Сони — один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершивший самый страшный грех — убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Когда Раскольников спрашивает ее: “…кому из них умереть?”, Сонечка сразу же отвечает: “И кто меня тут судить поставил: кому жить, кому не жить?” Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния, воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применялся в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это — Лужин и Свидригайлов.

Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды.

Свидригайлов живет по принципу вседозволенности; он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она. Композиция романа тоже подчинена развенчанию теории Раскольникова. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять — наказа- нию Раскольникова. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Роман выстроен так, что о самой теории мы узнаем после преступления, автор дает нам возможность осознать, что такие взгляды несут только вред. Композиция романа связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресении Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй — ее читает Соня, третий — в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня воскрес Лазарь.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в его понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и промозглой, с морским пронизывающим ветром, грязным снегом под ногами, хлюпающем холодном месиве в дырявых калошах…

лучший ответ это
В любой ситуации надо оставаться человеком, а не решать свои проблемы за чужой счёт.
Ответ от свежепросольный

Ответ от шеврон

[гуру] Учит тому, что в соответствии с законом причин и следствий, за преступлением ОБЯЗАТЕЛЬНО рано или поздно следует наказание.

Ответ от Марк Тракторенко

[гуру] Что интеллигент, который к своим идеям идет через кровь, становится обычным разбойником и душегубом. Ни одна идея не стоит пролитой чужой крови.

На уроках литературы, перелистывая страничку за страничкой затертой маленькой книжечки, я не могла оторваться, отвести взгляд от романа, ставшего для меня учителем, воплотившем в себе моральные и духовные принципы общества, приоткрывшем для меня дверь в самые дальние, самые темные уголки человеческой души.

Проблематика этого романа, его идея, его задача, тонкой паутиной оплетающая каждую часть, каждую главу, каждое слово, — затронуть человеческие души, пронзить их насквозь, перевернуть все то темное, грязное и порочное, что мы обычно прячем в самых глубинах.

Это проблема покинутого, забытого обществом человека, который еле сводит концы с концами, живет в маленькой убогой комнате, напоминающей своим видом гроб. Это зловонный запах пивных и потных в летний зной тел, в которых можно с трудом узнать людское подобье, и такой же отвратительный аромат разлагающихся человеческих душ. Это проблема обеспечения собственной семьи, материального заработка и того, чего он может стоить… Проблема угрызений совести и ответственности перед совершенными поступками.

Очень ярким образом, который стал в последствии одним из моих любимых, является Сонечка Мармеладова. Эта девушка, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, вынуждена идти работать на панель. Вместе с тем, она является полной противоположностью Родиону — несмотря на то, что ей пришлось переступить через собственную гордость, через человеческое достоинство, она остается духовно чистой. Ее душа не увязла в распутстве и десятке грехов. Она стала маленьким лучиком света для Раскольникова, перенеся в своей жизни не меньше унижений и страданий, чем и он сам.

Я восхищаюсь Достоевским, который воссоздал реалистическую картину человеческого бытия. Ведь все эти проблемы свойственны и нашему времени. Мне кажется, этот роман обязан прочитать каждый подросток. Он словно снимает с тебя розовые очки, призму, под которой ты привык смотреть на мир. Произведение, вечное и актуальное во все времена, стало для меня воплощением заповедей Божьих, моральным уроком, что убийство, под каким бы предлогом и с какой бы целью оно не совершалось, не имеет оправдания.

Достоевский долго шел к созданию этого произведения: в юные годы увлекался идеями социализма, входил в кружок Петрашевского, где основными вопросами для обсуждения были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. За это в 1849 году он был сослан на каторгу и вернулся в Петербург лишь спустя десять лет, в 1859 году. В 1860-х начинается активная работа его как журналиста, как писателя. Во время каторги и последующих путешествий по Европе взгляды Достоевского эволюционировали: он формирует собственное видение пути социального развития России. Достоевский был почвенником, то есть поддерживал такое течение русской общественной мысли, как почвенничество. Он считал, что интеллигенция отпала от народа, которому не нужны революционные идеи, считал, что на почве возвращения интеллигенции к народу и православию общество должно воссоединиться. Достоевский ужаснулся результатам французской буржуазно­демократической революции. По его мнению, революция себя не оправдала, так как привела людей к капитализму. Достоевский считал, что Россия должна миновать капитализм и показать всему миру новый путь развития.

В находится теория Раскольникова и спор автора с нею. На страницах романа читатель видит все этапы мучений, которые эта теория дает самому Раскольникову.

В этой теории есть множество разных сторон: она формируется в условиях нищеты, замкнутости и направлена на освобождение людей от этих неравных социальных условий. Изначально теория — это протест против несправедливости устройства общества, но она в то же время разделяет людей на два сорта. Достоевский ведет спор с раскольниковской теорией, показывает, как меняется сам герой, как на него влияет его теория.

Жизненные ориентиры

Достоевский учит читателя выбору жизненных ориентиров, принципов и основ. Деньги не могут быть ими. Что выбрать? Достоевский предлагает жить чувствами. Сострадание, любовь возвышают человека, приближают его к Богу. Верой в него живет русский человек.

Истоки романа



Иллюстрация Д.Шмаринова


Ф.М. Достоевский. Идиот

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Внутриличностный конфликт Раскольникова

Внутриличностный конфликт Раскольникова

В своем романе Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.

В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг её. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.

Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.

Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает.

В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.

2. маленький человек и мир эксплуатации. проблема власти денег в романе

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги. Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

3. индивидуалистический бунт Раскольникова против капитала. Противоречивость этого протеста. образ Раскольникова

Родион Раскольников, с одной стороны, чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой — бунтарь, совершающий аморальный поступок.

Преступление героя не есть результат его свободного выбора. Раскольников — жертва авторского произвола. Он обречен на убийство, потому что для суда необходим подсудимый, Раскольников попал в капкан. Автор провоцирует героя всеми возможными способами: тут и встреча с Мармеладовым, и письмо матери, и падшая девица, и бедность.

Мотив преступления- деньги. Паутина мелочных расчетов плетется автором вокруг Раскольникова только до убийства. А после же преступления денег хватает на все, даже на поминки Мармеладова. Деньги существуют в романе как условность.

Преступление же обеспечено сложность души Раскольникова. Когда герой перечисляет законодателей и установителей человечества он упоминает Ликурга, Солона, Магомета и Наполеона. И тут бросается в глаза отсутствие одного имени: нет Христа. Этим многозначительным умолчанием Достоевский ставит крайне провокационный вопрос: ”А не был ли и Христос преступником?” “ Уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушал древний свято чтимый обществом”. Герой не включает в свой список сверх людей Христа, но это не означает, что автор не помнит о нем, что он не видит в божьем сыне, создателя нового закона, новой нравственности, прообраз своего героя.

Кумиры, идолы Раскольникова – великие гении, вершители судеб человечества. Чтобы стать одним из них, герою надо принять на себя все грехи людские и тем изжить их. Его преступление в парадоксально этике Достоевского смыкается с величайшей жертвой. Здесь начинается первейшая для Достоевского тема Христа- преступника, которая мучила автора всю его жизнь. Старуха- процентщица действительно пала жертвой не убийцы, а принципа. Раскольников совершил преступление потому, что он человек, Не проверял ли Достоевский героя на прочность из-за того, что увидел себя в осужденном убийце? Не хотел ли убедиться в том, смог бы он, автор, совершить преступление?

Раскольников оказывается в тупике, но Достоевский находит выход из положения, а помогает ему в этом статейка, сложившая до этого уликой дотошному Порфирию Петровичу. И вот это газетная заметка превратилась в залог громадного литературного таланта героя, которым бредит его мать. Это утверждает и Свидригайлов: “ Большой шельмой может быть, когда вздор повылетит”, и чиновник Порох, оригинально замечающий, что многие писатели в начале совершают экстравагантные поступки. По ходу романа Раскольников общается с Порфирием Петровичем, представляющим идеи земной справедливости, возмездия, но не правды.

Главный герой романа «Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его…”

Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, «тварь ли он дрожащая или право имеет…”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, «никчемную старушонку”.

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или… «или отказаться от жизни совсем!”

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится «запачкать” их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить.

Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:

— Что вы, что вы это над собой сделали,— отчаянно проговорила Соня.— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Раскольников понимает что его «теория” потерпела крах. А он и рад этому. Страдая из-за убийства «никчемной старушонки”, герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и «изобретательнее” любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

События в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" происходят на грязных и душных улицах, в убогих каморках. Большинство героев- полунищие, униженные люди. Эта бедность приносит главному герою, Родиону, больше страдания.

Жизнь Раскольникова говорит о его тяжёлом материальном положении: не имея средств на обучение, он оставляет университет, задолжает квартирной хозяйке, живёт в крошечной каморке, отстраняется от людей.

В душе его рождаются противоречия, Родион находится в состоянии духовного тупика, когда "человеку некуда пойти". Это и подталкивает главного героя к созданию страшной теории о сильной личности. Раскольников делит людей на обыкновенных или низких и необыкновенных или высших. Первые не обладают собственной волей, должны жить по правилам, подчиняясь и покоряясь другим. Люди второй группы, правители, могут сделать что-то новое, им разрешено переступить закон.

Так, главный герой становится одержим этой идеей, живёт только ею, пытается доказать себе, что он личность, имеющая право. Теория Родиона вступает в противоречие с нравственностью, герой переживает внутреннюю борьбу. С одной стороны, Раскольников не может спокойно смотреть на то, как мучаются окружающие, он стремится помочь своим близким, отдает последние деньги на похороны, поддерживает семью Мармеладовых. Но с другой стороны, герой сам находится в трудном социальном положении, хочет отстаивать свои права и независимость, стать выше других.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: