Концепт в литературе это кратко

Обновлено: 05.07.2024

В когнитивных науках концепт обозначает основную единицу хранения и передачи информации, структурно отражающую знание и опыт человека. В научном знании (см. Наука) определённым образом упорядоченный и иерархизированный минимум концептов образует концептуальную схему, а нахождение требуемых концептов и установление их связи между собой образует суть концептуализации. Концепты функционируют внутри сформированной концептуальной схемы в режиме понимания-объяснения. Каждый концепт занимает своё чётко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. Концепты одного уровня могут и должны конкретизироваться на других уровнях, меняя тем самым те элементы схемы, с которыми они начинают соотноситься. Концепты в рамках одной концептуальной схемы не обязательно должны непосредственно соотноситься между собой (но обязательно в рамках целостности, в которую они входят).

Концепты характеризуются рядом свойств:


Концепт — инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл; Продукт, демонстрирующий эту идею, называют концепт-продукт, то есть выпускаемая производителем в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации общественности. Пример: концепт-кар.

Концепт в философии и лингвистике — содержание понятия, смысловое значение имени (знака). Отличается от самого знака и от его предметного значения (денотата, объёма понятия). Отождествляется с понятием и сигнификатом.

Концепт (филология) — устойчивая языковая или авторская идея, имеющая традиционное выражение. То же, что мотив.

Концепт (кончетто, консепт) — художественный приём концептизма (косептизма, кончеттизма).

Концепт — произведение концептуального искусства.

Концепт в концептно-ориентированном программировании — конструкция, состоящая из одного класса объектов и одного класса ссылок.

Концепт-арт — направление в искусстве, призванное отражать только идею, а не форму или внешние атрибуты.

Социальный концепт (социальный конструкт) — порождение конкретной культуры или общества, существующее исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто оно существует, или согласны следовать определенным условным правилам

КОНЦЕ'ПТ, а, м. [латин. conceptum] (филос.). Общее понятие, общее представление.

конце́пт

4. лингв. единица ментального лексикона; представляет собой совокупность значений, ценностей и норм как результат познавательной деятельности человека. ◆ В концептах хранится не только индивидуальное знание и опыт, но и знание, общее для всего данного лингвистического сообщества.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова визионерский (прилагательное):

Ассоциации к слову «концепт»

Синонимы к слову «концепт»

Предложения со словом «концепт»

  • Суть философии не в применении существующих теорий к новым эмпирическим областям и проблемам, а как раз в создании новых концептов, способствующих мышлению.

Сочетаемость слова «концепт»

Концепт-кар (англ. concept — идея, car — автомобиль) — прототип будущего автомобиля, предназначенный для демонстрации нового стиля, нового дизайна и технологии. Их часто выставляют на автошоу для проверки реакции зрителей, а уже по ней определяется будущее тех или иных решений. Создание первого концепт-кара приписывается дизайнеру General Motors Харли Эрлу (англ. Harley Earl).Концепт-кары практически никогда не идут в производство, а способствуют созданию и поддержанию образа той или иной марки.

Токийский автосалон (яп. 東京モーターショー То:кё: мо:та:сё:, англ. Tokyo Motor Show) — международная выставка автомобилей, мотоциклов и коммерческих транспортных средств, проходящая осенью раз в два года в городе Токио, Япония, при поддержке ассоциации производителей автомобилей Японии. Впервые была проведена в 1954 году. Является признанным международной организацией конструкторов автомобилей (OICA) автосалоном, на котором чаще представляют концепт-кары, нежели серийные модели, что делает шоу одним из участников.

Женевский автосалон (нем. Internationaler Auto-Salon Genf, фр. Salon international de l’auto de Genève, итал. Salone internazionale dell’auto di Ginevra) — автосалон, проходящий ежегодно в марте в Женеве, Швейцария.

Международный автомобильный салон (нем. IAA, Internationale Automobil-Ausstellung) — ежегодный автосалон, проходящий во второй половине сентября в одном из двух городов Германии: Франкфурте-на-Майне или Ганновере. До 1991 года выставка проходила во Франкфурт-на-Майне. Начиная с 1992 года автосалон был поделён на 2 выставки: по нечётным годам проходит выставка легковых автомобилей (плюс немного мотоциклов) во Франкфурте-на-Майне, по чётным — выставка грузовых автомобилей в Ганновере. Организация выставки.

Литературное произведение как диссипативная, открытая саморегулирующаяся структура. Знакомство с деятельностью С.А. Аскольдова, анализ познавательных концептов. Рассмотрение фундаментальных идей философа Г. Фреге. Сущность понятия "концептуализм".

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 23.09.2018
Размер файла 37,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Концепт в литературе

Открытие Аскольдова состоит в указании на подвижность границ между понятийными и образными моментами в структуре концептов и выражающих их слов.

Рассматривая познавательные концепты, С.А. Аскольдов подчеркивает их схематизм, понятийную природу. Характеризуя концепт как понятие, он выделяет проблему точки зрения (86-87). Познавательные концепты замещают, обрабатывают область замещаемых явлений с единой и притом общей точки зрения. Понятие восходит к единой точке зрения, связанной с единством родового начала. Единство родового начала связано с единством сознания.

Во внутренней форме слова ощутимы противоположные полюсы динамики (схватывание) и стабильности (удержание). Между этими полюсами и разворачивается концепт. Намеченное здесь раздвоение подтверждают данные других языков. Итальянский глагол concepire связан как с деятельностью воображения (immaginare), так и с mente, то есть деятельностью интеллекта. Если латинский глагол capire - синоним intellego, то их перевод на итальянский язык допускает как pensare (мыслить, думать), так и progettare - замысливать, планировать, предполагатьCastigtioni L., Mariotti S. Vocabulario Delia Lingua Latina. Latina Italiano - Italiano Latina/Redatto con collaborazione di A. Brambilla e C. Camagna. Terza Editore. - Milano, 1996. P. 1564. . Возникает одновременное ощущение устойчивости, глубины (интеллект) и стремительного движения вперед, пробрасывания, проектирования, предполагания (progettare).

Концепт - одновременно и индивидуальное представление, и общность. Такое понимание концепта сближает его с художественным образом (символом), заключающим в себе обобщающие и конкретно-чувственные моменты. Смысловое колебание между понятийным и чувственным, образным полюсами делает концепт гибкой, универсальной структурой, способной реализовываться в дискурсах разного типа.

Процитированный фрагмент статьи И. Пригожина заставляет задуматься о том, что и литературу можно представить в виде системы ценностей, состоящей из произведений литературы и художественных текстов и возвышающейся над нею системы ценностных кодов, единых для культурной традиции. В культурной коммуникации традиция, будучи общей для автора и читателя, создает возможность понимания смысла произведения литературы читателем, и она же обеспечивает последнего набором кодов-критериев, которыми он может воспользоваться, чтобы из множества текстов выделить корпус произведений художественной литературы. В качестве такого кода и может быть назван концепт.

внутренняя форма - ядро -актуальный слой.

Итак, Т. Толстая четко структурирует вербально выраженный концепт: внутренняя форма (талант как мера веса, серебра) -ядро (талант как одаренность) -актуальный слой (талант как талан: доход, барыш, удача).

литературный концептуализм познавательный

1.Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность / Под общей редакцией доктора филологических наук, профессора В.П. Нерознака. - М., 1997.

2.Гумбольдт Вильгельм фон. Язык и философия культуры. - М., 1985.

3.Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Межкультурная коммуникация. Практикум. Ч. I. - Нижний Новгород, 2002.

4.Степанов Юрий. Константы: Словарь русской культуры. - М., 2001.

5.Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М.,2007.

6.Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика: Вып. 35. - М., 1997.

Концепт-это мысленное образование ,замещающее в сознании человека множеством предметов одного и того же рода ,то есть являющегося синонимом их смысла.

ВложениеРазмер
Изучение концепта на уроках словесности 61.96 КБ
kontsepty_russkoy_kultury_v_kontekste_izucheniya_russkoy_slovesnosti.docx 61.96 КБ

Предварительный просмотр:

Художественный концепт в контексте изучения русской словесности

учитель русского языка и литературы

МОШ I-III ступеней №37

В художественном творчестве- это новое и индивидуальное понятие,что привнесено развитием культуры и творчеством каждого художника.В связи с этим можно говорить о художественных концептах , которые ,в отличие от универсальных, содержащих обобщённое значение предметов и явлений, определяют идеостиль писателя,его поэтическую картину мира,комплекс представлений, чувств, эмоций,возникающих на основе ассоциативности.

Концепты обобщают духовно-практическое знание народа,представляют систему его мышления, нормы и модели поведения. Именно поэтому изучение концептов в школе дает возможность формирования мировоззренческих позиций обучающихся,расширяет картину мира ребёнка,способствует развитию его абстрактного мышления,обогащает эмоциональное мировосприятие.

В ходе обучения русской словесности концепты могут выполнять роль основных организующих злементов содержания социокультурной составляющей,тематически её формировать.Их использование представляет возможность рассматривать как слова,выражающие универсальные архетипы(мать,отец,семья,земля,вода и др.),так и безэквивалентную,фоновую лексику.В изучении культурно-ценностных понятий (концептов) в курсе русской словесности необходимо ориентироваться на такие принципы:

- соотношение задачи изучения коцептов на уроках обучения словесности с задачей формирования коммуникативной компетентности обучающихся;

- системное изучение концептов с учётом основных концептосфер и сфер общения,заявленных в программах русской словесности;

-рассмотрение ценностного компонента культурного концепта как фактора, имеющего большое воспитательное значение в процессе становления личности ребёнка,влияющего на формирование его аксиологической системы,на обогащение его эмоционального мировосприятия;

- использование личностно важного контекста изучения концептов, нацеливающего на их индивидуально значимое осмысление;

- использование проблемных вопросов и тем как условия концептов, развивающих мышление и позволяющих принимать самостоятельное решений.

Как же осуществить знакомство детей с концептами? Оно может происходить как на уроках русского языка ,так и литературы .Работу с концептами(или концептуальный анализ) можно начинать с уже имеющихся схем, алгоритмов, но при этом важно учитывать возрастные особенности обучающихся, их личный жизненный и , конечно же ,читательский опыт . Чтобы получить представление о концепте,необходимо создать его ассоциативный портрет : какие образы рисуются в сознании ,когда произносится слово – концепт ,какие эмоции вызывает это слово .Предлагается написать несколько словосочетаний ,предложений , связанных с ассоциациями. Далее необходимо создать словесный портрет концепта (выяснение лексического значения слова ,его этимология ,поиск близких по значению слов ,однокоренных слов). Следующий этап – это творческий ,в котором обучающиеся пытаются осмыслить значения слова с точки его бытования в устном народном творчестве , в несвободных словосочетаниях , в крылатых выражениях. На данном этапе совершенно уместным будет привлечение к анализу концепта смежных видов искусств : музыка ,живопись, декоративно – прикладное творчество .Такая интеграция способствует целостному восприятию и пониманию концепта .Г.Гейне однажды сказал ,что музыка начинается там,где кончается слово.Можно добавить ,что музыка продолжается в слове, живёт в нём.

Проводя исследовательскую работу над текстом, необходимо определиться с целью изучения концепта в данном тексте.Необходимо помнить ,что существуют мировоззренческие концепты, о которых человек говорит,размышляет ,исходя из личного опыта , отталкиваясь от впечатления, оставленного от прочитанного в книге,от просмотра фильма и прочее.Есть другие концепты – это художественные.

Село,значит ,наше Радово,

Дворов, почитай , два ста.

Тому,кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Я последний поэт деревни.

Читайте также: