Концепция самовоспитания ребенка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самовоспитание — это сознательная и целенаправленная деятельность, являющаяся результатом активного взаимодействия человека с окружающей средой, направленная на развитие и самосовершенствование личности.

В основе самообразования лежит набор мотивов, побуждений. Формирование мотивации самообразования и превращение самообразовательной деятельности в привычную форму жизнедеятельности, как характеристика личности, происходит постепенно и проходит через определенные этапы. Динамику формирования самообразования личности можно представить следующим образом.

Следующая стадия — стадия принуждения — характеризуется тем, что человека заставляют измениться и подчиниться той или иной ситуации. На этом этапе личностные изменения начинаются с их сознания и уже произвольно регулируются. В то же время подражание и послушание инструкциям не исчезают полностью.

Третьим этапом развития личности в данном контексте является сознательное самовоспитание. Она обусловлена внутренними потребностями человека. Мотивация становится ведущим компонентом самообразования. Эта мотивация появляется в результате процесса, называемого интернализацией: Под влиянием внешних условий структуры самовоспитания — уверенность в себе, самомотивация, самоорганизация и др. — образуются, которые затем переходят во внутренние, идеальные.

Средства самовоспитания — это инструменты и методы воздействия на личность, передающие цели и результаты самовоспитания, все материальные и нематериальные объекты, способствующие формированию мотивации самовоспитания и осуществляющие саму эту деятельность. Важнейшим из этих средств является практическая деятельность человека, его содержание, причем деятельность не искусственная, а реальная. Другими средствами самообразования являются: Предметы искусства, культуры и быта, в которых отражается жизнь человека; книги, биографии известных людей; дневники и т.д.

Методы самовоспитания — это способы достижения цели самовоспитания, решения задач самовоспитания, которые ставит перед собой человек.

Представим методы самообразования в порядке, соответствующем логике самообразовательной деятельности.

Определение целей и направлений самообразования.

Основные методы на этом этапе следующие.

Самопознание — изучение себя, определение уровня развития личностных качеств.

Самонаблюдение — визуализация и анализ моего поведения в течение определенного периода времени, а также фактов моей жизни. Анализируя данные самонаблюдения, человек обращает внимание на то, каким выражением идей, чувств, качеств и отношений были действия. Самонаблюдение часто осуществляется в процессе самоанализа.

Самотестирование — это сознательное погружение человека в ситуацию, требующую проявления определенного качества. Ситуация самопроверки может быть специально создана им самим.

Теория самовоспитания

Методы самовоспитания

Методы самовоспитания — методы воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение личности человека в соответствии с требованиями общества и планом развития личности, формирование навыков психической и физической саморегуляции.

  • Формирование потребности в самообразовании и самосознании;
  • Формирование способности к самоанализу и самооценке;
  • Организация и стимулирование самостоятельной деятельности по самосовершенствованию;
  • Развитие навыков и умений самообразования.
    Условия эффективности:
  • Педагогическая поддержка и руководство;
  • Осознание потребности учащихся в самосовершенствовании и желания овладеть технологией;
  • взаимодействие между образованием и самообразованием;
  • активная работа студентов.

Привычка вести подробные дневники, принятая многими образованными людьми в прошлые века, является особым методом самообразования. Такие дневники не просто описывали события прошедшего дня. Важнее было передать свое отношение к событиям, зафиксировать свои чувства, представить свои размышления, заняться самоанализом. Возвращаясь к дневниковым записям, можно пересмотреть события прошлого, сделать для себя важные выводы, определить причины успехов и неудач. Впоследствии это стало основой для самокоррекции и самовоспитания.

Анализ программ самовоспитания и дневниковых записей позволяет увидеть направления, методы и ход работы людей над собственной личностью. Поскольку эти программы были адресованы людьми самим себе, они не являются назидательными или резонансными; в них есть ощущение искренности и правдивости. Такие документы представляют ценность для других.

Содержание воспитания и самовоспитания в педагогическом процессе

Существует множество определений образования, но ни одно из них не может быть исчерпывающим. В то же время, основываясь на них, мы можем получить представление о сути образования. Прежде всего, процесс образования предполагает целенаправленность, то есть образование — это целенаправленная деятельность, которая осознанно реализуется. Это отличает ее от социализации, которая является спонтанным процессом, реализуемым под влиянием многочисленных разнонаправленных факторов, в том числе и воспитания. Вторая главная особенность — это взаимодействие между педагогом и учеником. Это необходимый атрибут воспитания: если педагог игнорирует взаимодействие и возводит эффект в абсолют, он, скорее всего, потерпит неудачу, и даже если ему удастся достичь каких-то сиюминутных результатов, мы не можем ожидать долговременных результатов воспитания. Третьей особенностью образования является концепция педагога о субъектности ученика, которая выражается в индивидуальности, неповторимости каждого ученика, его избирательном отношении к образовательному воздействию. Следует помнить, что студент является одновременно субъектом и объектом образования, а также учителем. Проблема в том, что очень часто тьютор игнорирует субъективность ученика, не принимает ее во внимание. С другой стороны, в литературе часто подчеркиваются субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса, в то время как объектные отношения как бы отодвигаются на второй план или просто игнорируются. В-четвертых, образование имеет место только при наличии творческой активности. Можно долго и бесполезно призывать к обеспечению безопасности классов, но если ученики сами делают ремонт, то нет необходимости беспокоиться о безопасности помещений.

Результаты воспитания нельзя увидеть или почувствовать сразу, но есть один неоспоримый результат воспитания — готовность и способность человека к самовоспитанию, понимаемому как процесс сознательного, целенаправленного самоуправления. Этот процесс носит двоякий характер: с одной стороны, развитие желательных качеств, которые кажутся ценными для человека, а с другой стороны, преодоление недостатков, избавление от негативных качеств, привычек и черт в восприятии человека. Самообразование — это основа образования, потому что никто не может образовать человека, если он сам этого не хочет и не занимается самообразованием. Для достижения результатов педагог должен сделать своего ученика союзником, то есть побудить его к самообразованию. Более того, эффективность образования определяется тем, насколько человек хочет и может заниматься самообразованием.

Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача

Педагогическое стимулирование самообразования — это сознательное использование субъектами образования разнообразных стимулов и заключается в их соответствующем отборе, необходимой модификации и вовлечении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и конкретной ситуации.

При осуществлении педагогического стимулирования самовоспитания учителю следует учитывать предыдущий опыт детей, в том числе опыт работы над собой.

Учитывая психологическую идею П. К. Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать, что эффективность стимулирования самовоспитания студентов в определенной степени зависит от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают радость успеха в нем. Любая деятельность человека, ее цели, пути и результаты заранее запрограммированы в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность. Когда цели достигнуты и получены ожидаемые результаты, человек испытывает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Когда запланированные цели не реализуются, он/она испытывает чувство неудовлетворенности и психологического напряжения.

Повторение таких неудач парализует деятельность человека. Напротив, видение своих перспектив, чувство радости от успеха, вызывающее положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и развитие личности. Поэтому стимулирование самообразования заключается в создании условий, позволяющих учащимся видеть перспективы своего роста и постигать радость успеха на этом пути.

Предлагая студентам взглянуть на их рост и развитие, нельзя абстрагироваться от трудностей, которые они испытывают в процессе самообразования. Как уже было показано, работа студентов над собой сопряжена со значительными трудностями, требует от них большого умственного напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит последовательный характер и приносит ожидаемый результат. Для достижения успеха в самообразовании требуются долгие и большие усилия. Из-за отсутствия психологической и практической готовности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в ней, многие студенты не чувствуют заметных успехов в самообразовании, более того, у них случаются казусы и неудачи, которые приобретают закрепленный характер через повторение. В такой ситуации ожидание радости от успеха сменяется разочарованием, становится недостижимым, что приводит к пассивности, потере интереса к самообразованию, его эпизодическому характеру или почти бездеятельности.

Неправильное поведение с педагогической точки зрения также возможно. Не имея возможности для самореализации в социально признанной деятельности, определенный студент может найти более легкие, как правило, антисоциальные способы самоутверждения.

Определяя формы содействия самообразованию, П. Н. Осипов предполагает, что они отражают развивающиеся отношения между преподавателями и студентами. Эти формы могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — студенческий коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или студенческий коллективы — отдельный студент), индивидуально-коллективными (преподаватель — группа) и индивидуально-индивидуальными (преподаватель — студент).

Диагностика готовности детей к самовоспитанию

Первый этап работы по стимулированию самообразования учащихся начинается с диагностики их готовности к самообразованию. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагноз ставится в соответствии с тремя критериями: когнитивным, мотивационным и активным. В этом случае определяется, знает ли ребенок способы самопознания и регуляции своего поведения, хочет ли он узнать о себе больше и изменить что-то в себе, и что он действительно делает для этого.

В рамках диагностики учителю полезно организовать следующее.

  • Анализ мотивов самообразования; анализ поведения ученика в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой, социальной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом, с учителями и другими людьми;
  • Наблюдение, которое представляет собой организованную, целенаправленную и систематическую фиксацию фактов, свидетельствующих об изменениях в самих учащихся, их отношении к себе и окружающей действительности;
  • беседа, которая является как методом обучения, так и методом воспитания учащихся и формирования отношения к самообразованию
  • Анализ эссе студентов и их самоанализ;
  • экспресс-опрос учащихся и родителей, который позволяет получить определенную информацию от большого количества людей за короткий промежуток времени
  • Измерение времени, которое позволяет быстро получить информацию не только о том, как студенты проводят свой день, но и о наличии (или отсутствии) таких качеств, как умение планировать и организовывать время, работоспособность, ответственность, самоконтроль, уверенность в себе и т.д.; при этом измерение времени также служит стимулом для самообразования
  • Обобщение независимых характеристик — сравнение и противопоставление характеристик различных проявлений учащихся разными людьми — классным руководителем, другими учителями, родителями, сверстниками;
  • Педагогический консилиум, т.е. совместное обсуждение индивидуальных особенностей учеников всеми или несколькими учителями, которые их знают; определение путей содействия самовоспитанию.

Но как бы хорошо педагог ни изучал каждого ребенка, диагностировал процесс и результаты самовоспитания, оно прежде всего немыслимо без того, чтобы каждый ученик хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, поэтому важнейшей задачей педагога как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других этапах является обучение учащихся методам самопознания.

Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому очень важно, чтобы уже в процессе диагностики самообразование учащихся, которое само — хотят они того или нет — способствует их самопознанию, стимулировало их к размышлениям о себе, к самооценке и стремилось к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Цель и принципы воспитания.Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитанияследует сформу­лировать таким образом: воспитать активного, инициатив­ного, самостоятельного гражданина, просвещенного, куль­турного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизнен­ному самосовершенствованию.Главным целевым ориенти­ром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося,обладающего следую­щими характеристиками:

— одухотворенность, идейная направленность, связь моти­вов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

— устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

— владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

— высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

— творческий характер деятельности человека;

— осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

— эффективность работы по самоформированию.

Чтобы обеспечить формирование такого человека, необходимо решить в практической деятельности четыре группы задач.

Iгруппа — задачи в области обучения:

а) формировать устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;

б) обеспечивать освоение учащимися стандартов образования по ступеням обучения;

в) формировать общеучебные умения и навыки;

г) способствовать формированию творческих качеств личности, развивать креативность мышления, поддерживать и развивать творчество учащихся в разнообразных его прояв­лениях.

IIгруппа — задачи в области воспитания:

а) осуществлять личностный подход в учебно-воспитательном процессе;

б) превратить процесс школьного воспитания в самовоспитание;

в) развивать нравственную, волевую и эстетическую сферы личности;

г) формировать умения самовоспитания и самообразования;

д) обеспечить ребенку условия для максимальной самореализации;

е) формировать веру в себя;

ж) создать воспитательно-образовательную среду, форми­рующую у учащихся потребность в самосовершенствовании.

IIIгруппа — задачи в области психического развития:

а) развивать индивидуальные способности ребенка;

б) формировать положительную Я-концепцию личности ребенка;

в) формировать доминанту самосовершенствования личности;

г) способствовать формированию умений управления собой, саморегуляции;

д) составлять программы самосовершенствования по раз­делам и периодам развития школьников.

IV группа — задачи в области социализации:

а) формировать высоконравственное отношение личнос­ти к себе (адекватная самооценка, самоуважение, достоин­ство, честь, совесть) и к миру (гуманистическое, демокра­тическое, диалектическое, экологическое мышление);

б) осуществлять деятельностный подход в организации жизнедеятельности ребенка, формировать его социальную активность;

в) содействовать формированию интегративного каче­ства самостоятельности личности — подготовить ребенка к социальной автономизации;

г) обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе;

д) готовить учащихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению.

В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения.

1. Все высшие духовные потребности человека в позна­нии, самоутверждении, самовыражении, самоопределение, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осу­ществлению деятельности по самовоспитанию, самосовер­шенствованию, саморазвитию.

2. Доминанта на самовоспитание и самосовершенствова­ние как установка на осознанное и целенаправленное улуч­шение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

3. На внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно вли­ять с помощью организации внешней части педагогическо­го процесса, включая в него специальные целя, содержа­ние, методы и средства.

4. Важнейшей предпосылкой реализации технологии са­мовоспитания личности в практике воспитательной деятель­ности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к са­мовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую вос­становлению и обогащению его духовности.

5. Демократизация учебно-воспитательного процесса вы­ступает необходимым условием саморазвития личности учащихся.Она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся. Для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка.

6. Необходимо двуединство, синтез процессов воспитания самовоспитания, равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли ; воспитания.

7. Личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я - концепции.

8.Внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна развиваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений инавыков самосовершенствования.

9. Ведущий вектор развития личности учащегося при ис­пользовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

Содержание воспитательного процесса. Главной составляю­щей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной дея­тельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекват­ных способов поведения. Благодаря этому у ребенка армируются потребность и способность осуществлять paботу самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности. Механизм воспитания. Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности.Профессор Г.К. Селевко изобразил структуру разработанной технологии в виде схемы.

Процесс поэтапного изучения теории самосовершенство­вания личности, а также позитивные изменения и возмож­ные отклонения в развитии ребенка профессор Г. К. Селевко представил в виде схемы. (стр.74)

а) развитое клубное пространство образовательного учреждения, где могут проявляться творческие способности учащихся;

б) использование методики коллективного творческого воспитания (по И.П.Иванову) с акцентом на самовоспитание;

в) проведение занятий по развитию творческих способностей учащихся с выходом на конечный продукт;

г) организацию самостоятельной и творческой работы учащихся на уроках трудового и эстетического цикла, на учебных занятиях любых других предметов.

— педагогическое руководство самовоспитанием и само­образованием личности становится приоритетным в органи­зации учебно-воспитательного процесса;

— акцент переносится с преподавания на учение;

— используется не только познавательная, но и нравственно-волевая мотивация деятельности учащихся;

— ставка делается на самостоятельную творческую работу учащихся;

— активизируется и стимулируется процесс осмысливания - учения, субъект занимает рефлексивную позицию;

— центр тяжести педагогического процесса переносится сторону формирования способов умственных действий;

— систематически и последовательно формируются общеучебные умения и навыки.

Профессор Г. К. Селевко убежден, что в содержании и способах организации каждого учебного предмета существуют возможности для формирования у учащихся умений и на­выков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности.

Критерии и показатели эффективности самовоспитания.Возможность измерения эффективности процессов самовос­питания и саморазвития обусловлена наличием канала об­ратной связи в самоуправляющейся системе личности. С це­лью изучения результативности этих процессов предусмот­рен в технологии Г. К. Селевко постоянно действующий (мониторинговый) режим диагностики и самодиагностики учащихся. Для получения интегральной оценки достигну­тых результатов рекомендуется руководствоваться следую­щими критериями и показателями.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Система воспитания Селевко Г.К. «Современная модель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

САМОВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Система воспитания Селевко Г.К. «Современная модель.

Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руковод.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ Цель - воспитать активного, инициативного, самостоятельного г.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ Цель - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию. Акценты целей • Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men). • Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности. • Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности. • Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическ.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую струк.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам. I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения); V кл. - Познай себя (психология личности); VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание); VII кл - Учись учиться (самообразование); VIII кл. - Культура общения (самоутверждение); IX кл. - Самоопределение; X кл. - Саморегуляция; XI кл. - Самоактуализация.

В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лаборато.

В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим • психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся; • составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития; • осмысливание, рефлексию жизнедеятельности; • тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБЪЕДИНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ: Взгляд на личность как н.

ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБЪЕДИНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ: Взгляд на личность как на цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции.

НЕДОСТАТКИ ЛОП Переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методо.

НЕДОСТАТКИ ЛОП Переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методов обучения Формирование отрывочных знаний Противопоставление коллективной познавательной деятельности

ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ ВОЗМОЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕМ КЛ.ЧАСОВ ПО СЕЛЕВКО И КОЛЛЕКТИВН.

ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ ВОЗМОЖНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ТЕМ КЛ.ЧАСОВ ПО СЕЛЕВКО И КОЛЛЕКТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ ПЛАНЕ

Сам себе воспитатель. Снова смотримся в зеркало Создание своего имиджа (я для.

Цель -Воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию.

Принципы

Одухотворенность, идейная направленность, связь моти­вов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

Устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

Владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

Высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в любую деятельность;

Творческий характер деятельности человека;

Осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности;

Эффективность работы по самоформированию.

Содержание -Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации ­ пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.

В данной статье мы рассмотрим, что такое самовоспитание и как оно формируется, расскажем об основных этапах его развития и возрастных особенностях процесса. Начнем с базового определения, что такое самовоспитание.

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Оно предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.

Вопрос самовоспитания рассматривался различными учеными. Так, данную проблему изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие. Определений процесса самовоспитания существует очень много. Так, например, Л. Рувинский в своей книге "Теория самовоспитания" обозначает его как деятельность человека, направленную на изменение и совершенствование своей личности. Согласно А. Кочетову, самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда человек стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления индивида, определяют цели самовоспитательного процесса. Для их достижения они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.

Цели самовоспитания можно разделить на следующие виды:

  • общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);
  • частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)

Человека могут подтолкнуть к самовоспитанию совершенно разные причины: жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельства, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него. Реализовать потребность в самовоспитании порой бывает нелегко. Основной трудностью является неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса.

Особенности самовоспитания в различном возрасте

В двенадцать-тринадцать лет дети начинают нуждаться в физическом, личностном, интеллектуальном самосовершенствовании. Они пытаются прилагать усилия, чтобы достичь этой цели, однако больше внимания уделяют своим недостаткам, особенно физическим, реже психологическим. Самокритика подростка чаще направлена на неумение отстаивать свою точку зрения, чрезмерную подверженность влиянию других, недостаточную целеустремленность. Решить эти вопросы можно с помощью занятий спортом, поскольку он эффективно мотивирует на достижение успеха.

В деле самовоспитания подростком очень важно участие и поощрение взрослых, поскольку именно они могут предоставить возможности самосовершенствования и помочь с постановкой целей. Позитивное участие и помощь помогают подросткам поверить в свои силы, преодолеть комплексы и личностные кризисы. Также зачастую очень полезны положительные примеры самовоспитания, однако негативные модели перед глазами могут сильно тормозить данный процесс.

Процесс самовоспитания – это процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека.

В зрелые годы человек предпочитает прорабатывать свое профессиональное и социально-мировоззренческое самовоспитание, ставить перед собой цель реализовать себя.

Читайте также: