Концепция питирима сорокина кратко

Обновлено: 30.06.2024

Социальное поведение – это форма и способ проявления социальными акторами своих установок и предпочтений, возможностей и способностей социального действия или взаимодействия.

Научная деятельность П. А. Сорокина

Основа социологического анализа по Сорокину – это социальное поведение и социальное взаимодействие индивидов, которые он рассматривал в на примере родовой модели, социальной группы, и даже целостного общества. Он подразделил социальные группы на организованные и неорганизованные, уделив особое внимание анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп выделяют особые страты, то есть слои, которые выделяются на основании экономических, политических и профессиональных признаков. Сорокин утверждал, что общество, в котором нет слоев и классов – миф. Изменяться могут только формы и пропорции расслоения, но суть его не меняется. Стратификация – неизменная характеристика любого организованного общества и существует как в недемократическом обществе, так и в обществе процветающей демократии.

Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределяются тем, что люди отличаются своими физическими и умственными способностями и наклонностями, вкусами и пр., а также самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с известной долей необходимость требует организации, а организацию невозможно представить без руководителей и подчиненных. Так как общество всегда стратифицировано, для него характерно неравенство, которое должно быть разумным.

Готовые работы на аналогичную тему

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии невозможно переоценить, настолько он богат широко осмысляемыми, теоретически и методологически подкрепленными знаниями социальной реальности и тенденций будущего общественного развития.

Интегральная социология П. Сорокина

  • учение об обществе;
  • социальная механика (определение статистических законов общества);
  • социальная генетика (происхождение и развитие общества);
  • социальная политика (частная социологическая наука).

В качестве элемента общества Сорокин рассматривал взаимодействие индивидов. Оно может быть:

  • шаблонным и нешаблонным,
  • односторонним и двусторонним,
  • антагонистическим и неантагонистическим.

Общество выступает процессом и результатом социального взаимодействия между многими индивидами. В ходе приспособления такого рода идет формирование социального порядка общества, основная тенденция развития которого - социальное равенства.

Развитие общества людей идет через эволюцию и революцию.

Социальная эволюция – это постепенное и прогрессивное развитие, базирующееся на преобразовании общества, реформах, кооперации людей, стремлении их достичь социальное равенство.

Социальная революция – это быстрый, глубокий прогрессивный или регрессивный процесс развития общества, основанный на насилии одного класса над другим. Он вносит изменения в характер социального устройства.

Сорокин выделил несколько причин социальной эволюции и революции:

  1. подавление основного ряда потребностей большинства населения существующим общественным строем;
  2. неэффективность существующего общественного строя;
  3. слабость сил охраны общественного правопорядка.

Социальная революция прошла ряд ступеней революционного взрыва, когда базовые потребности выходят наружу и уничтожают государство, а также контрреволюции, останавливающие эти потребности.

Сорокиным была разработана теория социальной стратификации, разделения общества на несколько страт – социальных слоев, в зависимости от власти, богатства, образования и пр.

Сорокин является автором теории цивилизационных ступеней развития человека как духовно-культурного образования. Цивилизация у Сорокина выступает исторической общностью людей, объединенной каким-либо типом мировоззрения – идеалами, ценностями, методами познания.

Питирим Сорокин

Этого человека можно без преувеличения назвать выдающимся, а его биографию – удивительной. Питирим Сорокин родился и вырос в России на рубеже 19 и 20 веков, в самый непростой период её истории. Он стал свидетелем Октябрьской революции, последовавшей за ней гражданской войны и политических репрессий, сам подвергся преследованию большевиков и под угрозой смертной казни вынужден был бежать из страны в Европу, откуда позже перебрался в США.

Питирим Сорокин отличался удивительной эрудированностью, но наибольший интерес для него представляли такие науки как социология и культурология. Его книги и статьи переведены на десятки языков, а его социологические теории и концепции по-прежнему сохраняют свою актуальность. Сегодня мы поговорим о том, что представлял собой этот человек, какими идеями обогатил современную науку, а после рассмотрим его краткую биографию.

Кто такой Питирим Сорокин?

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся российский и американский учёный, научные теории и концепции которого играют важную роль в современной социологии. В частности, он является одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Помимо научной деятельности, Сорокин практически всю жизнь проработал преподавателем, в частности, читал лекции в Гарварде. Самым известным студентом, посещавшим его занятия, был 35-й президент США Джон Кеннеди (впоследствии они продолжали общаться в переписке).

Основные научные идеи Сорокина

Все свои наиболее значимые работы Питирим Сорокин написал в эмиграции. Но его идеи были весьма необычными для своего времени, поэтому многие из них остались непонятыми даже в Европе и США. В современной же социологии некоторые из них играют фундаментальную роль. Рассмотрим самые важные теории и концепции Сорокина.

Теория социальной стратификации

Питирим Сорокин описал одну из важнейших иерархических систем, существующих в обществе – социально-стратификационную структуру. Согласно его теории социальной стратификации, любое достаточно большое общество представляет собой совокупность устойчивых социальных слоёв (страт). Представители разных слоёв отличаются по социальному положению, уровню доходов, образованию, престижности профессии и прочим признакам.

Социальная стратификация подразумевает не просто различия между разными слоями, а определённое неравенство. То есть, люди делятся на богатых и бедных, привилегированных и непривилегированных. Сорокин выделил 4 основных признака, по которым обычно происходит естественное деление на социальные страты в любом обществе:

  • уровень дохода;
  • образование;
  • престиж (например, дворянское происхождение);
  • наличие власти.

Не следует путать социальную стратификацию с социальной структурой. Социальная структура определяет распределение труда и обязанностей, а социальная стратификация – распределение результатов этого труда, материальных и прочих благ.

Социальная мобильность

Согласно описанной выше теории социальной стратификации, социальные слои являются достаточно устойчивыми. И всё же отдельные индивиды (или группы индивидов) имеют возможность перемещаться между этими слоями, а также между социальными группами. Для этого явления Питирим Сорокин ввёл термин «социальная мобильность«.

Также он выделил несколько характерных признаков, позволяющих классифицировать различные виды социальной мобильности и характеризовать отдельные из них. В частности, по направлению перемещения можно выделить 2 типа социальной мобильности:

  1. Горизонтальная. Это смена отдельным индивидом (или группой индивидов) социальной группы, к которой он принадлежит, без перемещения в более высокий или низкой слой в стратификационной иерархии.
  2. Вертикальная. Данный вид социальной мобильности подразумевает перемещение индивида или группы индивидов в более высокий или низкий социальный слой. Соответственно, может быт два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая.

Ещё одним важным признаком социальной мобильности является скорость – по данному признаку стратификационные перемещения можно разделить на быстрые и медленные.

Кроме того, социальная мобильность может быть индивидуальной или групповой. В первом случае подразумевается, что отдельный индивид, прикладывая определённые усилия, перемещается в более высокий социальный слой либо, наоборот, по каким-то причинам опускается в более низкий (например, потеряв работу). Во втором случае речь идёт, соответственно, о группе лиц, совместно меняющих свой социальный слой или социальную группу (как по собственной воле, так и из-за внешних причин).

Интегральная социология

  1. Социальная аналитика (теоретическое изучение структуры общества).
  2. Социальная механика (изучение процессов взаимодействия в обществе).
  3. Социальная генетика (изучение закономерностей появления и развития различных общественных явлений).
  4. Социальная политика (практическое управление социальными явлениями для достижения поставленных целей).

Одним из важнейших понятий в интегральной социологии Питирима Сорокина является взаимодействие индивидов. Он выделил три признака, позволяющих классифицировать эти взаимодействия:

  1. Шаблонность (шаблонные и нешаблонные). Очевидно, что речь идёт о том, можно ли сопоставить определённое взаимодействие с неким типичным шаблоном.
  2. Направленность (односторонние и двусторонние). Некоторые виды взаимодействия не требуют ответной реакции, поэтому являются односторонними. Двусторонние подразумевают, что оба индивида производят некие активные действия.
  3. Антагонизм (антагонистические и неантагонистические). В любом обществе существуют противоречия и конфликты интересов. Соответственно, если интересы взаимодействующих индивидов конфликтуют, это антагонистическое взаимодействие, а если интересы совпадают – неантагонистическое.

В рамках интегральной социологии Сорокина общество рассматривается как сложное социокультурное понятие, включающее и процессы взаимодействия между индивидами, и результаты этого взаимодействия. При этом учёный считает, что любое общество непрерывно развивается, а основной целью этого развития является социальное равенство.

Развитие общества происходит через два механизма:

  1. Социальная эволюция. Данный процесс, как и биологическая эволюция, подразумевает постепенное развитие, при котором закрепляются полезные и желательные явления, а вредные и нежелательные – исчезают.
  2. Социальная революция. Это быстрый процесс, приводящий к радикальным переменам в обществе. Социальная революция может носить как насильственный, так и ненасильственный характер (например, сексуальная революция во второй половине XX века).

В качестве основных причин социальной революции Питирим Сорокин называет такие факторы как:

  • неэффективность действующего социального строя;
  • подавление важных потребностей большинства населения;
  • слабость сил, удерживающих действующий порядок.

Революционная ситуация возникает, когда базовые потребности значительной части населения не находят удовлетворения, и при этом очевидно, что эволюционный путь развития остановился или пошёл в неправильном направлении. Революция подразумевает разрушение действующего социального строя и строительство нового. В качестве противодействия революции может начаться контрреволюция, представляющая консервативные интересы сторонников действующего социального строя.

Теория цивилизационных ступеней

В рамках своей типологии культур Питирим Сорокин рассматривает цивилизацию как историческую общность людей, объединённую неким общим мировоззрением. Для отдельно взятой цивилизации характерны собственные идеалы, ценности и методы познания. С точки зрения Сорокина, существует три типа цивилизаций:

  1. Чувственный тип. В таком обществе преобладает чувственное восприятие, а окружающую действительность принято оценивать с позиций гедонизма (стремление жить полной жизнью, получая максимум удовольствия).
  2. Идеациональный.В таком обществе преобладают духовные ценности, а все его члены должны поклоняться и подчиняться некой высшей сущности (богу) или идее (коммунизму).
  3. Идеалистический. Это усреднённый тип, объединяющий особенности чувственного и идеационального типов. Чувства в нём уравновешиваются интеллектом, а вера – наукой. Этот тип Сорокин рассматривал как идеал, к которому стремится любое общество.

Краткая биография

Питирим Сорокин

Питирим Александрович Сорокин родился 23 января (по новому стилю – 4 февраля) 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии. Его отец был ювелиром и реставратором икон (в те годы это было фактически одной профессией), а мать – крестьянкой. У Питирима было два брата: старший и младший. Но после смерти матери её сестра забрала младшего, а Питирим остался с отцом и старшим братом.

Вместе они странствовали по сёлам, в которых отец занимался церковно-реставрационными работами, обучая детей этому ремеслу. Вскоре отец пристрастился к алкоголю и начал регулярно избивать сыновей, вследствие чего те прекратили общение с ним, но продолжили заниматься его делом – выполняли заказы на обрамление икон, украшение и роспись церквей.

В 1900 году отец умер, и Питирим остался круглым сиротой в 11-летнем возрасте. Несмотря на сложности, он уделял значительное внимание образованию. Он с лёгкостью сдал вступительные экзамены в церковно-приходскую школу, которую в 1904 году окончил с отличием. Благодаря личным рекомендациям директора он смог продолжить образование в церковно-учительской семинарии.

Тогда же, на третьем курсе юридического факультета, Питирим увлёкся революционными идеями (хотя в партию социалистов-революционеров он вступил задолго до этого). И тогда же он столкнулся с первыми неприятностями из-за своих политических убеждений, просидев несколько недель в тюрьме. В феврале 1917 года, после Февральской революции, социология получила статус научной дисциплины, и Питирим Сорокин стал первым российским учёным, заведующим межфакультетской кафедрой социологии.

После Октябрьской революции он продолжал симпатизировать эсерам. В какой-то момент под страхом смертной казни он вынужден был отказаться от политической деятельности, благодаря чему ему ещё несколько лет позволяли преподавать в Петроградском университете. Однако в 1922 году ситуация накалилась, и Питирим вынужден был покинуть Россию под страхом смертной казни. Сначала он перебрался в Прагу, а в 1923 году переехал в США по приглашению Иллинойсского и Висконсинского университетов. Через некоторое время ему предложили постоянную должность профессора в Миннесотском университете.

На этом жизненные испытания Питирима Сорокина закончились. Остаток своей жизни он благополучно прожил в США, где и умер в 1968 году в 79-летнем возрасте. Всё это время он занимался преподавательской и научной деятельностью, а также был весьма продуктивным автором (написал более 30 книг). Интересно, что при жизни он не снискал особой славы как автор, но сегодня любой уважающий себя социолог знаком с творчеством Сорокина и теориями, которыми он обогатил социологию, культурологию и другие науки.


1. идеациональный — основан на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной ценности и реальности. К этому типу культуры П. Сорокин относил древнегреческую культуру (с 8в. до н.э. по 6в. до н.э.), европейское средневековье (до 12 в. включительно), а также культуру брахманской Индии.

2. идеалистический — основан на принципе признание того факта, что реальность частично сверхчувственна и частично чувственна, т.е. ориентирована и на Бога, и на человека. К этому типу культуры П. Сорокин относил западноевропейскую культуру (13-14 вв) и греческую культуру классического периода.

3. чувственный — характеризуется непосредственным чувственным восприятием действительности. Основной принцип этой культуры — эта свобода от религии, морали и других ценностей. К этому типу культуры П.Сорокин относил современную ему западноевропейскую культуру (20век)

Культурологическая концепция П.Сорокина -есть осмысление современных ценностей человека. Его подход к данному вопросу до сих пор актуален. Спасибо за внимание!

О социологии Сорокина многие слышали, но значительно меньшее число людей представляет, что это такое. В свое время она стала почти сенсацией и во многом объясняет современный мир.

Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968)

Родился в селе Туръя Вологодской губернии в семье ремесленника, мастера по украшению икон. В возрасте 5-ти лет остался без матери. Вскоре вместе со старшим братом был вынужден покинуть отца из-за регулярных побоев.

Сказалась семейная рабочая традиция: братьям регулярно поступали церковные заказы. Удалось окончить школу грамоты. Но Питириму этого было мало. В 1904 г. пройдена второклассная церковная школа, завершившаяся поступлением в церковно-учительскую семинарию.

Питирим Сорокин

До революций

И после

Активно участвовал в политической деятельности после февраля 1917 г. Боролся с большевиками после Октябрьского переворота. В 1918 г. арестован, но по непонятным причинам отпущен. Позже схвачен вновь, но покаялся и был помилован по указанию В. И. Ленина. На этом политика и закончилась.

Недолго пожив в Европе, в 1923-м переплыл в США, где был востребован как лектор в колледжах и университетах. В 1930-м принял подданство, основал в Гарварде социологический факультет, который и возглавил.

Формирование социальной концепции П. Сорокина

Биография ученого очевидно наложила отпечаток на его систему взглядов. Сказались раннее начало самостоятельной жизни и разностороннее образование.

Преподаваемые в семинарии церковные воззрения только пробудили жажду знаний. Год изучения связанных с медициной дисциплин не прошел даром.

Социология Сорокина

Общение с радикалами дало критичность мышления. С другой стороны, подробное знакомство с трудами создателей теоретической социологии внесло вклад в его научный подход.

Огромное влияние оказали воззрения Л. И. Петражицкого, специалиста по психологии общества и правоведению, доктора римского права.

Депутат I-ой Государственной думы от партии кадетов, эксперт по земельным вопросам и аграрной реформе, по свидетельству современников, слабо читал лекции. Мешали польский акцент и отсутствие таланта оратора.

Зато обоснованная экстравагантность выстроенной системы и упорядоченность мысли возбуждали всеобщий интерес.

Социолог критикует зависимое положение индивида, доминирование общества. Сложившаяся система наказаний и поощрений тормозит прогресс, в то время как человек, возможно, перерос в развитии традиции.

Право толкуется как защищаемые государством договоры, ограничивающие права личности только правами других людей. Расширение персональных возможностей является показателем развития цивилизации.

Сущность социологической теории Сорокина

В ней теоретическая социология подвергнута классификации (аналитика, механика, генетика, общество), введена научная методология анализа.

Взгляды Сорокина

Социальное поведение и взаимодействие людей автор предлагает рассматривать в качестве модели как для группы, так и для общества. Выделяются организованные группы (с отчетливой иерархией) и неорганизованные.

Сама группа делится на страты (слои в геологии) с определенным политическим или экономическим весом, профессиональным авторитетом.

Отрицается возможность существования общества без неравенства (стратификации). При этом не так важна организация, будь то демократия или тирания. Принципы расслоения, характер происхождения, практически одинаковы.

Для прогресса представляется важной нивелирующая неравенство социальная мобильность. Иначе говоря, доступность перемещения в иерархии внутри группы (горизонтальная), между группами (вертикальная).

Значение интегральной социологии для развития науки

Интегральная социология

Общество в них понимается как совокупность взаимоотношений его членов в процессе адаптации коллектива к окружающей обстановке.

С другой стороны, им же была подмечена неспособность существующих теорий объяснить образование наций и последующее национальное неравенство. Последовало продолжение идеи о неэффективности чрезмерного расслоения индивидов, распространение принципа на национальные государства.

Гармоничная система должна объединять материальные и гуманитарные науки, экономику и культуру. Такой предмет как социология способен дать обществу правильный путь для сосуществования, казалось бы, малосовместимых явлений.

Нынешняя модель международной интеграции, может и неосознанно, но пошла по указанному пути.

Заключение

Понятна причина неприятия социологии Сорокина комиссарами. Постановка во главу угла личности, а не коллектива, недопустимость навязывания идеологии для них были неприемлемы.

Неизвестно, читали ли Питирима Александровича политики, но колониализм был в целом разрушен. Европа объединилась. Все яснее прослеживаются тенденции к сближению представителей Западного мира. Вклад социологии неоспорим.


Читайте также: