Концепция кратко сжатого во времени повторения в онтогенезе

Обновлено: 05.07.2024

Словообразование. Происходит от лат. recapitulatio - повторение.
Категория. Повторение в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития.

от лат. recapitulatio - повторение) - понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития.

от лат. recapitulation] - биол. краткое и быстрое повторение, воспроизведение основных этапов развития предковых форм (филогенеза) в ходе индивидуального (особенно зародышевого) развития (онтогенеза) у ныне живущих организмов (см. Биогенетиче ский закон)

Ничем не подтвержденное предположение о том, что мы воссоздаем генетическое развитие нашего вида (филогенез) в нашем индивидуальном развитии (онтогенез). Таким образом, этапы нашего жизненного развития рассматриваются в контексте эволюционного развития нашего вида.

сжатое, краткое и, вместе с тем, ускоренное повторение или воспроизведение того, что имело место в прошлом, в частности повторение основных этапов филогенеза в онтогенезе. Понятие Р. является основным в биогенетическом законе. См. биогенетический закон, онтогенез, рекапитуляции теория, филогенез.

понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии развития эволюционного, - краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм (-> филогенез; закон биогенетический.

Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез).


Закон впервые сформулирован немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в 1866 г. Краткая формулировка закона звучит следующим образом: Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза.

Содержание

Эмбриональное развитие видов

К примеру, развитие лягушки включает в себя стадию головастика, который по своему строению гораздо больше похож на рыб, чем на земноводных. Зародыши всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, объединяющие их с рыбами.

Следствия биогенетического закона

Биогенетический закон часто рассматривается как подтверждение дарвиновской теории эволюции, хотя он вовсе не следует из классического эволюционного учения.

Например, если вид А2 возник путём эволюции из более древнего вида А1 через ряд переходных форм (A1 => => A2), то, в соответствии с классической теорией эволюции, возможен и обратный процесс, при котором вид А2 превращается в А1 — через прохождение тех же промежуточных стадий, но в обратном порядке.

Биогенетический закон (если понимать его буквально) "обратную эволюцию" запрещает: если вид А2 возник путём эволюции из вида А1, то в генетической памяти вида А2 должна сохраниться "запись" более древних генов, связанных с А1. В то же время, поскольку в генах А1 нет "записей", связанных с более поздним видом А2, то А1 не может происходить из А2.

Из биогенетического закона следует, например, что птицы или млекопитающие не могут эволюционным путём превратиться в пресмыкающихся, а затем в земноводных и рыб, ни при каком развитии событий.

Критика

Критики биогенетического закона настаивают на том, что классическая схема "Зародышей по Геккелю" была "подрисована" самим Геккелем — по его собственному признанию, с целью увеличения сходства между зародышами человека и различных классов животных. [1]

По мнению некоторых креационистов, зародыш человека, начиная с самых ранних стадий своего развития, уже является человеком (а не рыбой, земноводным или пресмыкающимся), — и поэтому должен обладать всеми правами человека: так, например, его нельзя лишать жизни посредством аборта. [1]

Однако следует отметить, что такая философия фактически противопоставляет человека животному миру, — и в частности, отвергает наличие у животных (в отличие от человека) каких-бы то ни было прав.

См.также

Ссылки

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Рекапитуляция" в других словарях:

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (ново лат.). 1) повторение в коротких словах самой сути. 2) в счетоводстве, поверхностная проверка отдельных счетных сумм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКАПИТУЛЯЦИЯ [нем. Rekapitulation… … Словарь иностранных слов русского языка

рекапитуляция — и, ж. recapitulation f. <лат. recapitulatio сжатое повторение. 1. устар. Сжатое повторение сказанного. БАС 1. Краткое повторение. Ян. 1806. Рекапитуляция или краткое повторение глав. 1742. Грациан Придворный человек 235. 2. комм. Проверка,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

рекапитуляция — (от лат. rесарitulatio повторение) краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм (см. филогенез, биогенетический закон). Краткий психологический словарь. Ростов на Дону … Большая психологическая энциклопедия

рекапитуляция — проверка, сверка, повторение Словарь русских синонимов. рекапитуляция сущ., кол во синонимов: 3 • повторение (73) • … Словарь синонимов

Рекапитуляция — бухгалтерская сверка учетных записей с их первоисточниками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (от лат. recapitulatio повторение) в биологии повторение признаков далеких предков в индивидуальном развитии современных организмов (напр., закладка у зародышей наземных позвоночных жаберных щелей, характерных для их рыбообразных предков). См.… … Большой Энциклопедический словарь

Рекапитуляция — (от лат. recapitulatio повторение) понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития … Психологический словарь

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — РЕКАПИТУЛЯЦИЯ, рекапитуляции, жен. (лат. recapitulatio повторение сказанного или написанного). 1. Сжатое повторение сказанного (книжн. лит.). 2. Поверка торговых книг и счетов (торг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (от лат. recapitulatio повторение), повторение в эмбриогенезе совр. организмов признаков, имевших место у взрослых предков. Сходство зародышевых признаков высших организмов с особенностями строения взрослых представителей более… … Биологический энциклопедический словарь

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — [фр. recapitulation повторение главного] повторение в индивидуальном развитии признаков взрослых предков. Часто Р. называют всякое повторение в индивидуальном развитии стадий развития предков и тогда различают Р. признаков эмбрионов предков и Р.… … Геологическая энциклопедия

РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (от лат. Re приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и capitulo договариваюсь) англ. recapitulation; нем. Rekapitulation. Повторение организмами в онтогенезе признаков, свойственных их предками, но исчезнувших в процессе… … Энциклопедия социологии

- концепция краткого, сжатого во времени повторения ■ онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм.

. развитии детей. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые сформулировав­шего идею о том, что развитие, гене­зис подчиняется определенному зако­ну. В дальнейшем любая крупная пси­хологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития (11).

К числу ранних психологических теорий относится кон* цепция рекапитуляции С.Холла,которая явилась результа­том перенесения биологического закона на процесс онтоге­нетического развития ребенка. Биогенетический закон(давший название этой группе концепций) был сформулиро­ван Э.Геккелем и И.Мюллеромв отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повто­ряет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе. Следует отметить, что в самой биологии этот за­кон встретил критику и вокруг него развернулась научная борьба (16).

Эти положения С.Холла, естествен­но, вызвали критику у многих психо­логов. Так, С. Л. Рубинштейн подчер­кивал, что подобные аналогии несо-

Биогенетический закон-

перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного Э. Геккелем и И. Мюллером между онтогенезом (индивидуальным развитием организма) и филогенезом (историческим развитием организмов).

стоятельны: взрослый человек, как бы. примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существо­вание как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэто­му то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен (13).

Другим существенным основанием критики теории река­питуляции было признание ею предопределенности хода пси­хического развития, игнорирования конкретно-историчес­кого характера этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Эти теоретические позиции оказали влияние на все зарубеж­ные концепции развития, объединенные в рамках биогенети­ческого подхода. Как писал Д.Б.Эльконин, теории психиче­ского развития ребенка, так или иначе связанные с идеей по­вторяемости в этом развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции, которые, на его взгляд, опираются на концепцию преформизма (16).

Непреформированный тип разви- развития - это такой тип, тия наиболее распространен на на- когда в самом начале

Шей Планете. К Нему Же ОТНОСЯТСЯ И заданы, зафиксированы

развитие галактики, развитие Земли, стадии развития и

Процесс биОЛОГИЧеСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, конечный результат.

развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформирован-ный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно осо­бый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятель­ности, которая существует на данном уровне развития обще­ства (11).

Взгляды К.Бюлера являются углублением концепции ре­капитуляции, поскольку этапы развития ребенка отождеств­ляются им со ступенями развития животных.

Как подчеркивал Л.С.Выготский, К.Бюлер пытался при­вести к одному знаменателю факты биологического и социо­культурного развития и игнорировал принципиальное свое­образие развития ребенка. К.Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс (цйт. по

В ходе развития представления об источнике и причинах

развития психики в онтогенезе актуальным становился во­прос о том, как возникают приобретенные формы поведения (впервые вопрос был поставлен Э.Торндайком).

Оказалось, что они возникают не прямо под влиянием на­следственности, а под воздействием окружающей среды. Но как соотносятся среда и наследственность? При попытке от­ветить на этот вопрос возникла теория конвергенции,или теория двух факторов, разработанная В.Штерном.

Несколько дальше В. Штерна пошел А. Гезелл.Согласно его теории развитие не простая функция, определяющаяся х-элементами наследственности и у-элементами среды. Это самообусловливающийся процесс, поскольку развитие - при-

способление ребенка к окружающей социальной среде, т.е. адаптация. Чтобы решить проблему взаимоотношения био­логического и социального в процессе развития, нужен был адекватный метод. И один из таких методов был найден в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый ме­тод). Близнецы бывают монозиготными (МЗ - идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ - у них разные наслед­ственные основы). Возникает перспектива исследования от­носительного влияния наследственности и среды на психи­ческое развитие детей, на их поведение. Сопоставляя коэф­фициенты различий в этом развитии, можно судить о взаи­моотношении биологического и социального. Эти исследова­ния проводились А. Гезеллом (16).

Вклад А.Гезелла в детскую психологию прежде всего состо­ит в том, что он положил начало становлению детской психо­логии как нормативной дисциплины,которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их ос­нове строит разнообразные психологические шкалы. Он ввел в психологию метод лонгитюдного (продольного) исследова­ния, разработал практическую систему диагностики психи­ческого развития ребенка от рождения до юношеского воз­раста, проводил систематические сравнительные исследова­ния нормы и разных форм патологии (11).

Дальнейшее развитие возрастной психологии в рамках биогенетического подхода шло по пути анализа внутренних причин психического развития ребенка. В отличие от амери­канской психологии, которая, по существу, остается психо­логией научения, европейские психологи (З.Фрейд, Ж.Пиа­же, К.Левин, А.Валлон, Х.Вернер) разрабатывали на основе созданных ими оригинальных методов исследования новые подходы к пониманию психического развития как качествен­ного процесса, подчиняющегося внутренним законам само­движения (11).

Наиболее плодотворное европейское направление изуче­ния внутренних причин и закономерностей психического развития ребенка было создано швейцарским психологом

Жаном Пиажеи получило название Женевской школы ге­нетической психологии.Представители этой школы изуча­ют происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ре­бенка, которые скрыты за внешней картиной его поведется. Для этой цели в качестве основного метода используется из­вестный прием Ж. Пиаже, который ориентирован не на фик­сацию внешних особенностей поведения ребенка и поверхно­стного содержания его высказываний, а на те скрытые умст­венные процессы, которые приводят к возникновению внеш­не наблюдаемых феноменов. Работы Ж.Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в перехо­де от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объек­тивной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому (11).

Своеобразие развития психики ребенка психологи Женев­ской школы связывают с теми структурами интеллекта, ко­торые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Внешние материальные действия ребенка (до двух лет) первоначально выполняются развернуто и последо­вательно. Благодаря повторению в разных ситуациях дейст­вия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.) уже в дошкольном возрасте пере­носятся во внутренний план. В младшем школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умст­венные операции. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения мо­гут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социаль­ной и культурной среды, в которой жи­вет ребенок. Согласно Ж.Пиаже, зако­ны познавательного развития универ­сальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (11).

Видный представитель француз­ской школы экспериментальной пси­хологии А.Валлон,исследуя внутрен­ние причины развития психики, ак­центировал внимание на связи социу-

Женеаская школа генетической психологии-

направление, созданное Ж.Пиаже и его последователями, в исследовании психического развития ребенка, прежде всего происхождения и развития интеллекта.

В процессе развития ребенка А. Валлон отмечал два карди­нальных момента: переход от органическому к психическому (здесь особое место принадлежит эмоциям, которые объеди­няют его с социальным миром, в них осуществляется симби­оз органического и психического) и переход от действия к мысли (он возможен благодаря подражанию). Источник, ко­торый, по мнению А.Валлона, формирует план субъективно­сти, план сознания, лежит во взаимодействии с окружающи­ми людьми (15).

А. Валлона развивалась в направлении преодолении биоге­нетического подходак исследованию психики ребенка. А. Валлон критиковал идею предопределенности развития со стороны наследственности, игнорирование зависимости он^ тогенетического развития от форм и способов взаимоотно­шений ребенка с окружающим миром (прежде всего со взрос­лыми), от характера и содержания его собственной деятель­ности.

Анализ биогенетических концепций детского развития был бы неполным без подробной характеристики двух наибо­лее ярких теорий, оказавших глубокое влияние на весь ход развития возрастной психологии, -теории психического раз­вития Ж.Пиаже и эпигенетической теории развития лично­сти Э.Эриксона.

БИОГЕНЕТИ́ЧЕСКИЙ ЗАКО́Н, кон­цеп­ция, объ­яс­няю­щая взаи­мо­от­но­ше­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия ор­га­низ­мов (он­то­ге­не­за) и эво­лю­ци­он­ной ис­то­рии ви­дов (фи­ло­ге­не­за), обос­но­ван­ная нем. учё­ны­ми Ф. Мюл­ле­ром (1864) и Э. Гек­ке­лем (1866). По­след­ний сфор­му­ли­ро­вал осн. по­ло­же­ния Б. з.: он­то­ге­нез вся­ко­го ор­га­низ­ма пред­став­ля­ет крат­кое и сжа­тое по­вто­ре­ние (ре­ка­пи­ту­ля­цию) фи­ло­ге­не­за его пред­ков. По Гек­ке­лю, в про­цес­се эво­лю­ции по­яв­ле­ние но­вых при­зна­ков про­ис­хо­дит в кон­це ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия ор­га­низ­мов пу­тём до­бав­ле­ния но­вых ста­дий, а преж­нее взрос­лое со­стоя­ние ста­но­вит­ся пред­ше­ст­вую­щей (по­след­ней) эм­брио­наль­ной ста­ди­ей. Этим обу­слов­ле­но по­вто­ре­ние пред­ко­вых со­стоя­ний в он­то­ге­не­зе. Т. о., фи­ло­ге­нез яв­ля­ет­ся при­чи­ной фор­ми­ро­ва­ния он­то­ге­не­за.

. приводят к изменениям психического развития ребенка, влияя на когнитивную сферу личности и формирование психологических свойств. Влияние состояний опосредуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психологическими особенностями .

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

. предпосылок задержек или нарушений психоречевого развития может повысить эффективность их компенсации, способствовать развитию сенсорно-перцептивной и речевой деятельности, психической активности ребенка, усвоению социального опыта (Л.А. Рожкова). .

Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

. возрасте. I. Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста 1.1 Возникновение и развитие . объект называется, а . возрастном этапе задачи . ребенок овладевает играючи за несколько месяцев, оказывалось для взрослого человека, .

Особенности общения детей подросткового возраста с глубоким нарушением зрения

. оценкой и мнением учителя или иного взрослого. ВЫВОДЫ Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становиться общение . процесса личностного роста и развития слабовидящих и слепых людей, специфику их взаимодействия между .

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

. взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить . возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее . в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают .

Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 2

. познавательного развития детей раннего возраста сзадержкой речевого развития 1.1. Состояние познавательного развитиядетей раннего возраста (от 0 до 3-х лет) Познавательная деятельность детей, прежде .

Читайте также: