Концепция кратко сжатого во времени повторения в онтогенезе
Обновлено: 05.07.2024
Словообразование. Происходит от лат. recapitulatio - повторение.
Категория. Повторение в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития.
от лат. recapitulatio - повторение) - понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития.
от лат. recapitulation] - биол. краткое и быстрое повторение, воспроизведение основных этапов развития предковых форм (филогенеза) в ходе индивидуального (особенно зародышевого) развития (онтогенеза) у ныне живущих организмов (см. Биогенетиче ский закон)
Ничем не подтвержденное предположение о том, что мы воссоздаем генетическое развитие нашего вида (филогенез) в нашем индивидуальном развитии (онтогенез). Таким образом, этапы нашего жизненного развития рассматриваются в контексте эволюционного развития нашего вида.
сжатое, краткое и, вместе с тем, ускоренное повторение или воспроизведение того, что имело место в прошлом, в частности повторение основных этапов филогенеза в онтогенезе. Понятие Р. является основным в биогенетическом законе. См. биогенетический закон, онтогенез, рекапитуляции теория, филогенез.
понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии развития эволюционного, - краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм (-> филогенез; закон биогенетический.
Биогенетический закон Геккеля-Мюллера: каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез).
Закон впервые сформулирован немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем в 1866 г. Краткая формулировка закона звучит следующим образом: Онтогенез есть рекапитуляция филогенеза.
Содержание
Эмбриональное развитие видов
К примеру, развитие лягушки включает в себя стадию головастика, который по своему строению гораздо больше похож на рыб, чем на земноводных. Зародыши всех без исключения позвоночных животных также имеют на ранних стадиях развития жаберные щели, двухкамерное сердце и другие признаки, объединяющие их с рыбами.
Следствия биогенетического закона
Биогенетический закон часто рассматривается как подтверждение дарвиновской теории эволюции, хотя он вовсе не следует из классического эволюционного учения.
Например, если вид А2 возник путём эволюции из более древнего вида А1 через ряд переходных форм (A1 => => A2), то, в соответствии с классической теорией эволюции, возможен и обратный процесс, при котором вид А2 превращается в А1 — через прохождение тех же промежуточных стадий, но в обратном порядке.
Биогенетический закон (если понимать его буквально) "обратную эволюцию" запрещает: если вид А2 возник путём эволюции из вида А1, то в генетической памяти вида А2 должна сохраниться "запись" более древних генов, связанных с А1. В то же время, поскольку в генах А1 нет "записей", связанных с более поздним видом А2, то А1 не может происходить из А2.
Из биогенетического закона следует, например, что птицы или млекопитающие не могут эволюционным путём превратиться в пресмыкающихся, а затем в земноводных и рыб, ни при каком развитии событий.
Критика
Критики биогенетического закона настаивают на том, что классическая схема "Зародышей по Геккелю" была "подрисована" самим Геккелем — по его собственному признанию, с целью увеличения сходства между зародышами человека и различных классов животных. [1]
По мнению некоторых креационистов, зародыш человека, начиная с самых ранних стадий своего развития, уже является человеком (а не рыбой, земноводным или пресмыкающимся), — и поэтому должен обладать всеми правами человека: так, например, его нельзя лишать жизни посредством аборта. [1]
Однако следует отметить, что такая философия фактически противопоставляет человека животному миру, — и в частности, отвергает наличие у животных (в отличие от человека) каких-бы то ни было прав.
См.также
Ссылки
Литература
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Рекапитуляция" в других словарях:
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (ново лат.). 1) повторение в коротких словах самой сути. 2) в счетоводстве, поверхностная проверка отдельных счетных сумм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕКАПИТУЛЯЦИЯ [нем. Rekapitulation… … Словарь иностранных слов русского языка
рекапитуляция — и, ж. recapitulation f. <лат. recapitulatio сжатое повторение. 1. устар. Сжатое повторение сказанного. БАС 1. Краткое повторение. Ян. 1806. Рекапитуляция или краткое повторение глав. 1742. Грациан Придворный человек 235. 2. комм. Проверка,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
рекапитуляция — (от лат. rесарitulatio повторение) краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм (см. филогенез, биогенетический закон). Краткий психологический словарь. Ростов на Дону … Большая психологическая энциклопедия
рекапитуляция — проверка, сверка, повторение Словарь русских синонимов. рекапитуляция сущ., кол во синонимов: 3 • повторение (73) • … Словарь синонимов
Рекапитуляция — бухгалтерская сверка учетных записей с их первоисточниками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (от лат. recapitulatio повторение) в биологии повторение признаков далеких предков в индивидуальном развитии современных организмов (напр., закладка у зародышей наземных позвоночных жаберных щелей, характерных для их рыбообразных предков). См.… … Большой Энциклопедический словарь
Рекапитуляция — (от лат. recapitulatio повторение) понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного развития … Психологический словарь
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — РЕКАПИТУЛЯЦИЯ, рекапитуляции, жен. (лат. recapitulatio повторение сказанного или написанного). 1. Сжатое повторение сказанного (книжн. лит.). 2. Поверка торговых книг и счетов (торг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (от лат. recapitulatio повторение), повторение в эмбриогенезе совр. организмов признаков, имевших место у взрослых предков. Сходство зародышевых признаков высших организмов с особенностями строения взрослых представителей более… … Биологический энциклопедический словарь
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — [фр. recapitulation повторение главного] повторение в индивидуальном развитии признаков взрослых предков. Часто Р. называют всякое повторение в индивидуальном развитии стадий развития предков и тогда различают Р. признаков эмбрионов предков и Р.… … Геологическая энциклопедия
РЕКАПИТУЛЯЦИЯ — (от лат. Re приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и capitulo договариваюсь) англ. recapitulation; нем. Rekapitulation. Повторение организмами в онтогенезе признаков, свойственных их предками, но исчезнувших в процессе… … Энциклопедия социологии
- концепция краткого, сжатого во времени повторения ■ онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм.
. развитии детей. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые сформулировавшего идею о том, что развитие, генезис подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития (11).
К числу ранних психологических теорий относится кон* цепция рекапитуляции С.Холла,которая явилась результатом перенесения биологического закона на процесс онтогенетического развития ребенка. Биогенетический закон(давший название этой группе концепций) был сформулирован Э.Геккелем и И.Мюллеромв отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе. Следует отметить, что в самой биологии этот закон встретил критику и вокруг него развернулась научная борьба (16).
Эти положения С.Холла, естественно, вызвали критику у многих психологов. Так, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что подобные аналогии несо-
Биогенетический закон-
перенос на психическое развитие ребенка соотношения, установленного Э. Геккелем и И. Мюллером между онтогенезом (индивидуальным развитием организма) и филогенезом (историческим развитием организмов).
стоятельны: взрослый человек, как бы. примитивен он ни был, вступает в отношения с природой, в борьбу за существование как готовый, созревший индивид; у ребенка совсем другие отношения с окружающей действительностью. Поэтому то, что кажется похожим, вызвано другими причинами, представляет собой другой феномен (13).
Другим существенным основанием критики теории рекапитуляции было признание ею предопределенности хода психического развития, игнорирования конкретно-исторического характера этого процесса, его зависимости от форм и способов взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Эти теоретические позиции оказали влияние на все зарубежные концепции развития, объединенные в рамках биогенетического подхода. Как писал Д.Б.Эльконин, теории психического развития ребенка, так или иначе связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции, которые, на его взгляд, опираются на концепцию преформизма (16).
Непреформированный тип разви- развития - это такой тип, тия наиболее распространен на на- когда в самом начале
Шей Планете. К Нему Же ОТНОСЯТСЯ И заданы, зафиксированы
развитие галактики, развитие Земли, стадии развития и
Процесс биОЛОГИЧеСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, конечный результат.
развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Непреформирован-ный путь развития не предопределен заранее. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, который он должен достигнуть. Детское развитие - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс - процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества (11).
Взгляды К.Бюлера являются углублением концепции рекапитуляции, поскольку этапы развития ребенка отождествляются им со ступенями развития животных.
Как подчеркивал Л.С.Выготский, К.Бюлер пытался привести к одному знаменателю факты биологического и социокультурного развития и игнорировал принципиальное своеобразие развития ребенка. К.Бюлер разделял с почти всей современной ему детской психологией односторонний и ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс (цйт. по
В ходе развития представления об источнике и причинах
развития психики в онтогенезе актуальным становился вопрос о том, как возникают приобретенные формы поведения (впервые вопрос был поставлен Э.Торндайком).
Оказалось, что они возникают не прямо под влиянием наследственности, а под воздействием окружающей среды. Но как соотносятся среда и наследственность? При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции,или теория двух факторов, разработанная В.Штерном.
Несколько дальше В. Штерна пошел А. Гезелл.Согласно его теории развитие не простая функция, определяющаяся х-элементами наследственности и у-элементами среды. Это самообусловливающийся процесс, поскольку развитие - при-
способление ребенка к окружающей социальной среде, т.е. адаптация. Чтобы решить проблему взаимоотношения биологического и социального в процессе развития, нужен был адекватный метод. И один из таких методов был найден в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Близнецы бывают монозиготными (МЗ - идентичная наследственность) и дизиготными (ДЗ - у них разные наследственные основы). Возникает перспектива исследования относительного влияния наследственности и среды на психическое развитие детей, на их поведение. Сопоставляя коэффициенты различий в этом развитии, можно судить о взаимоотношении биологического и социального. Эти исследования проводились А. Гезеллом (16).
Вклад А.Гезелла в детскую психологию прежде всего состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины,которая описывает достижения ребенка в процессе роста и развития и на их основе строит разнообразные психологические шкалы. Он ввел в психологию метод лонгитюдного (продольного) исследования, разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, проводил систематические сравнительные исследования нормы и разных форм патологии (11).
Дальнейшее развитие возрастной психологии в рамках биогенетического подхода шло по пути анализа внутренних причин психического развития ребенка. В отличие от американской психологии, которая, по существу, остается психологией научения, европейские психологи (З.Фрейд, Ж.Пиаже, К.Левин, А.Валлон, Х.Вернер) разрабатывали на основе созданных ими оригинальных методов исследования новые подходы к пониманию психического развития как качественного процесса, подчиняющегося внутренним законам самодвижения (11).
Наиболее плодотворное европейское направление изучения внутренних причин и закономерностей психического развития ребенка было создано швейцарским психологом
Жаном Пиажеи получило название Женевской школы генетической психологии.Представители этой школы изучают происхождение и развитие интеллекта у ребенка. Для них важно понять механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведется. Для этой цели в качестве основного метода используется известный прием Ж. Пиаже, который ориентирован не на фиксацию внешних особенностей поведения ребенка и поверхностного содержания его высказываний, а на те скрытые умственные процессы, которые приводят к возникновению внешне наблюдаемых феноменов. Работы Ж.Пиаже и его учеников показали, что развитие интеллекта ребенка состоит в переходе от эгоцентризма (центрации) через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому (11).
Своеобразие развития психики ребенка психологи Женевской школы связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Внешние материальные действия ребенка (до двух лет) первоначально выполняются развернуто и последовательно. Благодаря повторению в разных ситуациях действия схематизируются и с помощью символических средств (имитация, игра, речь и др.) уже в дошкольном возрасте переносятся во внутренний план. В младшем школьном возрасте системы взаимосвязанных действий превращаются в умственные операции. Порядок формирования фундаментальных структур мышления постоянен, но сроки их достижения могут варьировать в зависимости от внешних и внутренних факторов и, прежде всего, от социальной и культурной среды, в которой живет ребенок. Согласно Ж.Пиаже, законы познавательного развития универсальны, они действуют как в процессе развития мышления ребенка, так и в ходе научного познания (11).
Видный представитель французской школы экспериментальной психологии А.Валлон,исследуя внутренние причины развития психики, акцентировал внимание на связи социу-
Женеаская школа генетической психологии-
направление, созданное Ж.Пиаже и его последователями, в исследовании психического развития ребенка, прежде всего происхождения и развития интеллекта.
В процессе развития ребенка А. Валлон отмечал два кардинальных момента: переход от органическому к психическому (здесь особое место принадлежит эмоциям, которые объединяют его с социальным миром, в них осуществляется симбиоз органического и психического) и переход от действия к мысли (он возможен благодаря подражанию). Источник, который, по мнению А.Валлона, формирует план субъективности, план сознания, лежит во взаимодействии с окружающими людьми (15).
А. Валлона развивалась в направлении преодолении биогенетического подходак исследованию психики ребенка. А. Валлон критиковал идею предопределенности развития со стороны наследственности, игнорирование зависимости он^ тогенетического развития от форм и способов взаимоотношений ребенка с окружающим миром (прежде всего со взрослыми), от характера и содержания его собственной деятельности.
Анализ биогенетических концепций детского развития был бы неполным без подробной характеристики двух наиболее ярких теорий, оказавших глубокое влияние на весь ход развития возрастной психологии, -теории психического развития Ж.Пиаже и эпигенетической теории развития личности Э.Эриксона.
БИОГЕНЕТИ́ЧЕСКИЙ ЗАКО́Н, концепция, объясняющая взаимоотношения индивидуального развития организмов (онтогенеза) и эволюционной истории видов (филогенеза), обоснованная нем. учёными Ф. Мюллером (1864) и Э. Геккелем (1866). Последний сформулировал осн. положения Б. з.: онтогенез всякого организма представляет краткое и сжатое повторение (рекапитуляцию) филогенеза его предков. По Геккелю, в процессе эволюции появление новых признаков происходит в конце индивидуального развития организмов путём добавления новых стадий, а прежнее взрослое состояние становится предшествующей (последней) эмбриональной стадией. Этим обусловлено повторение предковых состояний в онтогенезе. Т. о., филогенез является причиной формирования онтогенеза.
. приводят к изменениям психического развития ребенка, влияя на когнитивную сферу личности и формирование психологических свойств. Влияние состояний опосредуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психологическими особенностями .
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
. предпосылок задержек или нарушений психоречевого развития может повысить эффективность их компенсации, способствовать развитию сенсорно-перцептивной и речевой деятельности, психической активности ребенка, усвоению социального опыта (Л.А. Рожкова). .
Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста
. возрасте. I. Формирование предпосылок развития связной речи у детей раннего возраста 1.1 Возникновение и развитие . объект называется, а . возрастном этапе задачи . ребенок овладевает играючи за несколько месяцев, оказывалось для взрослого человека, .
Особенности общения детей подросткового возраста с глубоким нарушением зрения
. оценкой и мнением учителя или иного взрослого. ВЫВОДЫ Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становиться общение . процесса личностного роста и развития слабовидящих и слепых людей, специфику их взаимодействия между .
Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения
. взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить . возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее . в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают .
Познавательное развитие детей раннего возраста с задержкой речевого развития 2
. познавательного развития детей раннего возраста сзадержкой речевого развития 1.1. Состояние познавательного развитиядетей раннего возраста (от 0 до 3-х лет) Познавательная деятельность детей, прежде .
Читайте также: