Концепция гуманизма в марксизме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта статья содержит один или несколько списков . Эти списки выиграют, если будут написаны в форме синтетических абзацев, более удобных для чтения, причем списки можно будет также вводить в письменной и исходной части, чтобы правильно размещать различные элементы.
Действительно, Википедия не выполняет роль базы данных и отдает предпочтение энциклопедическому содержанию в поисках полноты.

Гуманист-марксист (в английском языке : Марксистско-гуманизм ) является революционной философией активистов ( в основном теми комитеты Новость & письма ) со ссылкой на работу Raya Дунаевского , опираясь , в частности , на рукописях 1844 до Маркса . Идеи гуманизма-марксизма начали развиваться после Второй мировой войны .

Резюме

Важные мыслители, связанные с марксистским гуманизмом

Фернандо де лос Риос (1879-1949) может принадлежать к этому течению благодаря своей работе El sentido humanista del socialismo (1926) [последнее издание: Мадрид, изд. BIBLIOTECA NUEVA, 345 стр., 2006]

Давид_900.jpg


Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений. Это определение из Большой советской энциклопедии. Думаю, что даже ярые антисоветчики не смогут увидеть здесь идеологической доминанты и согласятся, что гуманизм действительно предполагает благо человека в качестве критерия оценки чего бы то ни было. Идеология проявляется только в рассуждениях о том, что для человека является благом.

И тут уже расхождения между антикоммунистами и коммунистами неизбежны. Для антикоммунистов среди многих благ обязательна частная собственность (в противном случае они не были бы антикоммунистами). Для коммунистов частная собственность благом не является. Она может быть лишь средством для достижения блага, и то – временным. По Марксу, частная собственность сыграла определенную положительную роль на одном из этапов развития человечества, однако теперь человеческая жизнь нуждается в ее упразднении.

А определение коммунизма в Манифесте коммунистической партии 1848 года как общества, в котором развитие каждого является условием развития всех, дополняет данную цитату, показывая, что при коммунизме на первый план выйдет человек. Именно развитие человека будет целью при коммунизме, а не развитие производства. Второе должно быть всего лишь средством для первого. И способ производства, развивающий производство и одновременно убивающий человека, никак не может быть благом для человека. Кто-то возразит, что коммунизм как общество без частной собственности уже давно ушел с исторической сцены и при капитализме тоже можно развивать человека. Можно ли? Практика показывает, что если и возможно развитие, то только отдельных людей. Ибо для увеличения прибыли основные массы людей нужно не развивать, а упрощать, что капитализм с успехом и осуществляет. А это значит, что надо искать альтернативный путь развития человечества, если мы хотим, чтобы человечество выжило. И наш советский опыт в этом поиске невозможно переоценить. 70-летнее существование государства, в котором, как показала практика, у людей развивались именно человеческие качества, является доказательством, что мечты о подобном государстве – не маниловщина. Короткая жизнь этого государства – это не повод опускать руки. Это повод для поиска ошибок в его построении и создания новой версии гуманистического государства. Ибо человек – это звучит гордо, и он способен достигать поставленных целей. Об этой способности, которая неразрывно связана с человеческой сущностью, чуть позже и в отдельном посте.

Vox Populi

Vox Populi

Vox Populi запись закреплена

Марксизм и гуманизм

Как-то нам предъявляли за наш упор на гуманизм, мол, марксизм отдельно, гуманизм отдельно — никакой связи между ними нет и вполне можно быть марксистом, не являясь при этом гуманистом. Почему это так, мы, к сожалению, не выяснили, но стоит, вероятно, пояснить наш взгляд на взаимосвязь марксизма и гуманизма.

Итак, можно ли быть марксистом и не быть при этом гуманистом? Нет, нельзя. Но можно пользоваться достижениями марксизма — диалектическим материализмом, особенно применительно к обществу, использовать марксистскую методологию анализа реальности, не являясь при этом марксистом в полном смысле этого слова. Впрочем, многие люди, особенно в академической среде, этим и занимаются: просто маскируют по сути марксистские положения и методологию словами, которые трудно привязать к марксистской традиции мышления. В итоге и картинка получается довольно стройная и адекватная, и в пособничестве крамольным течениям не обвинят — лепота.

Однако чего вообще хотели добиться Маркс и Энгельс, а также их последователи по всему миру? Ведь они создавали не голую абстрактную теорию в духе младогегельянцев или "истинных социалистов", которых они рьяно критиковали в той же "Немецкой идеологии". Основоположники марксизма чаяли об освобождении человечества, о конце предыстории и начале подлинной истории людей — без войн, без отчуждения, без насилия. Чаяли об обществе, в котором "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".

Чтобы, однако, такое общество организовать, необходимо не витать в облаках всеобщей любви, равенства и братства, подобно хиппи; чтобы такое общество организовать, необходим строгий научный подход к изучению этого общества и человека, методология, с помощью которой мы сможем вгрызться в суть изучаемого явления, проследить его историю, его развитие, и на основании выделенных тенденций вести его в ту или иную сторону. Из этого и возникает марксизм как научная философия и методология — как теория, накрепко спаянная с практикой, невозможная без практики.

Что же мы получаем в итоге? Мы получаем сильнейший гуманистический запал, который при этом твёрдо стоит на земле, не ограничиваясь проповедью "всеобщей любви", но понимая, что в обществе, разбитом на враждующие классы, мир между этими классами невозможен. В этой конкретной форме проявляется коренное отличие от других форм гуманизма, например, христианства.

В качестве примера реального марксиста-гуманиста можно привести Че Гевару. Он не только известен своей фразой о том, что "истинным революционером движет великая любовь", но и в проведении этого принципа в жизнь. Во время партизанской войны на Кубе Че и остальные партизаны никого не убивали без причины. При взятии казарм врага они всегда предлагали солдатам сдаться; если же те не сдавались и открывали ответный огонь, то, после боя, Че занимался лечением раненых солдат врага.

Суды, которые проходили после взятия власти, тоже отличались гуманностью. Конечно, были вынесены смертные приговоры, однако каждый случай тщательно рассматривался, и те, кто не был виновен в ужасных преступлениях, были помилованы.

В общем, к чему мы всё это. Марксизм — это замечательный метод постижения реальности и её дальнейшего изменения. Однако этот метод ничего не стоит, если в вашем мировоззрении нет гуманизма.

Аналитический марксизм

Используя эти современные логические средства, философы-аналитики пытались ответить на ряд фундаментальных марксистских вопросов. Вот некоторые из них: Почему и как возникают классы? Существует ли на деле эксплуатация трудящихся и возможно ли ее свести на нет? Представляет ли социализм интерес для рабочих при современном капиталистическом обществе? Является ли возможной в настоящее время социалистическая революция или единственный путь к социализму — мирный переход? Можно ли считать равенство целью марксистской этики?

Читайте также: