Концепция десяти зол средневекового китая кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первый вопросРассмотрение данного вопроса следует на­чинать с выявления основных черт право­вой культуры средневекового Китая. При этом необходимо под­черкнуть, что фундамент ее сложился еще в древнекитайском обществе.

Преобладающую роль в регулировании поведения играли в древнем и средневековом Китае нормы морали. Что же каса­ется правовых норм, то они не имели здесь такого значения, какое им придавалось в странах средневековой Европы.

Тем не менее факты свидетельствуют о том, что средневе­ковый Китай имел вполне развитую правовую культуру, хотя она и отличалась рядом особенностей по сравнению с правовой культурой западноевропейского средневекового общества.

При характеристике источников права средневекового Ки­тая следует уделить внимание обычаю и его роли в регулиро­вании общественных отношений, а также закону.

Какова роль обычая и закона в обществе с точки зрения учения легистов? Какое значение придает закону и обычаю уче­ние Конфуция?

Какое значение придается обычаям в нормах правовых па­мятников средневекового Китая?

Какие разновидности закона были известны в средневеко­вом Китае?

В предисловии к своим законам император Чжу Юань-чжан заявлял: "Я, владея Поднебесной, подражал древности в осуществлении управления. ". Это заявление о подражании древ­ности или прошлому типично для китайского властителя лю­бой эпохи. Характерной чертой законодательства средневеко­вых китайских императоров является традиционность. Обык­новенно о традиционности говорят применительно к обычному или религиозному праву. Но в средневековом Китае свойством традиционности была глубоко пронизана вся правовая культу­ра, все источники права и в том числе — даже законодатель­ство. В юридических сборниках или сводах законов, созданных в самые различные эпохи истории средневекового Китая, при различных правящих династиях, непременно обнаруживаются одни и те же концепции или учения, претерпевающие, конеч­но, определенные трансформации, но в целом сохраняющие свой

Данное свойство правовой культуры средневекового Китая необходимо учитывать при анализе текстов различных китайс­ких законодательных памятников.

Второй вопросОснову сборника уголовных установлений Тан составили указы основателя династии

Тан императора Гао-цзу, а также нормы юридических сборни­ков, созданные в эпоху правления императоров династии Суй. Смена правящих династий не прерывала преемственности права в средневековом Китае.

Рассматриваемый правовой памятник был создан в период утверждения власти императорской династии Тан. Данный пе­риод совпал со временем интенсивных работ по систематиза­ции действующего права. Наряду со сводом уголовных установ­лении в середине VII века в Китае создается целая серия сбор­ников правовых норм, регламентирующих разнообразные сфе­ры общественной жизни. Так, в 651 году появился сборник под названием "Тан лин", нормы которого определяли структуру и регламентировали деятельность органов государственного уп­равления, государственные повинности различных групп насе­ления. Регулированию деятельности административных ведомств были посвящены нормы юридического сборника "Тан лю дянь", также созданного в середине VII века.

Структура свода уголовных установлений Тан весьма слож­ная. Все его содержание разделено на 30 цзюаней. В каждом цзюане выделяются: основная норма, разъяснения к ней, ком­ментарий. Цзюань — это группа правовых норм. По какому при­знаку объединены нормы, входящие в один и тот же цзюань?

Уголовно-правовыми нормами содержание свода уголовных установлений Тан не исчерпывается. Какие еще нормы входят в состав данного свода? Третий вопросЧто понимается в "Танском кодексе" под преступлением? Различаются ли здесь фор­мы соучастия в преступном деянии, стадии совершения преступ­ления, формы виновности?

Какие виды преступления описываются в рассматриваемом правовом памятнике? Какие преступные деяния включаются в уголовных установлениях Тан в систему "десяти зол"? В чем заключается смысл данной классификации преступлений?

Главная тема уголовных установлений Тан - - все же не преступление, а наказание. Содержание первого же цзюаня по­казывает, насколько детально разрабатывалась в средневеко­вом китайском праве эта тема. Вряд ли можно сомневаться в связи с этим, что данные уголовные установления предназна­чались в первую очередь судьям.

Что понимается под наказанием в рассматриваемом право­вом памятнике? Какие виды наказания зафиксированы в "Тан­ском кодексе"?

Какие обстоятельства принимаются во внимание при назна­чении наказания за совершенное преступление? Как учитыва­ется при этом социальный статус лица, подлежащего наказанию?

Четвертый вопрос.

Основу правового свода "Законы Великой династии Мин" составляет сборник законодательных актов основателя династии Мин

императора Чжу Юань-чжана, составленный в конце XIV века. В течение последующих двухсот лет к данному сборнику нео­днократно добавлялись новые постановления китайских импе­раторов и делались попытки новой систематизации правового материала. Последняя такая попытка обновления и упорядоче­ния императорских законодательных актов, осуществленная в начале XVII века группой китайских чиновников, и привела к созданию вышеупомянутого правового свода.

Таким образом, рассматриваемый правовой памятник уни­кален в том отношении, что вобрал в свое содержание законода­тельные акты целой эпохи в истории средневекового Китая -эпохи правления императоров династии Мин, охватывающей годы с 1368 по 1644.

Назначение и юридическая природа сборника "Законов Ве­ликой династии Мин" во многом раскрываются в предисловии к нему, составленном основателем династии Мин китайским им­ператором в 1368—1398 годах Чжу Юань-чжаном. По призна­нию императора, он издавал законы с той целью, чтобы народ и сановники знали их, а также для того, чтобы внушить страх перед наказанием за совершение преступления. По распоряже­нию императора сборник его законов был размножен и распро­странен в столице и на местах. Вместе с тем в предисловии к "Законам Великой династии Мин" есть ясное указание на то, что сборник своих норм импера­тор предназначал в первую очередь судьям, которые должны бы­ли присуждать наказания лишь на основании данных им законов.

Содержание рассматриваемого правового памятника типич­но для юридических сборников средневекового Китая. Ведущее место занимают в нем нормы, определяющие меры наказаний за те или иные преступления. Большое место занимают также нормы, регламентирующие деятельность должностных лиц го­сударственного управления. Немало правовых норм посвящено регулированию брачно-семейных отношений. Есть нормы, посвя­щенные регламентации хозяйственной деятельности, имуще­ственных отношений.

Таким образом, перед нами настоящий правовой свод, нор­мы которого касаются самых разнообразных сфер жизни сред­невекового китайского общества.

Пятый вопрос.

При рассмотрении первого вопроса уже от­мечалось, что для законодательства средне­векового Китая характерна традиционность. Эта черта вполне проявляется и в сборнике "Законов Великой династии Мин". Традиционным, причем уходящим в древность, является изло­женное в статье 1 главы I сборника учение о пяти степенях наказания. Традиционна для уголовного законодательства сред­невекового Китая и концепция десяти злодеяний (или зол) — шиэ, описанная в статье 2 той же главы.

В чем заключается суть этой концепции в том варианте, в котором она представлена в изучаемом правовом памятнике?

Перечень десяти злодеяний, представленный в статье 2 главы 1 "Законов Великой династии Мин", выглядит на первый взгляд хаотичным, лишенным какого-либо логичного порядка. В нем игнорируется тяжесть совершенного преступления, вслед­ствие чего оказывается, например, что "самоличное вступле­ние в брак в период траура по отцу [или] матери" или "ложное заявление о смерти деда, бабки, отца [или] матери" трактуются в качестве более тяжких преступлений, чем, например, убий­ство "начальника области, начальника округа [или] начальника уезда. Спрашивается, есть ли в перечне десяти злодеяний ка­кая-либо система? По какому принципу расположены данные "злодеяния"?

Законы династии Мин, как и все средневековое законода­тельство, пронизаны духом неравенства. Выражением его явля­ется, в частности, статья 3 главы I рассматриваемого сборника, в которой перечисляются основания для рассмотрения дела в особом порядке. Принцип неравенства проявляется и в статьях законов династии Мин, посвященных принципам определе­ния наказаний, и там, где идет речь о смягчении участи пре­ступников.

Тем не менее законы династии Мин отражают значитель­но более высокий уровень разработки норм и институтов уголов­ного права, нежели тот, который показывают уголовные уста­новления династии Тан.

Рассматриваемые законы более детально описывают фор­мы соучастия в преступном деянии, выделяя главаря и соучаст­ников. Здесь более четко различаются и стадии совершения преступления, и формы виновности.

Наказание в законах династии Мин составляет главную те­му. Какие виды наказания упоминаются здесь? На основании каких принципов назначается наказание согласно указанным законам? Какие обстоятельства признаются в них смягчающи­ми наказание?

А. ИСТОЧНИКИ

1. Уголовные установления Тан с разъяснениями ("Тан люй шу и"). Цзюани 1—8 / Перевод, введение и комментарий В. М. Рыбакова. СПб., 1999. С. 76-356.

2. Уголовные установления Тан с разъяснениями ("Тан люй шу и"). Цзюани 9—16 // Перевод и комментарий В. М. Рыбакова. СПб., 2001.

3. Законы Великой династии Мин со сводным комментарием и при­ложением постановлений / Перевод с китайского, исследование, приме­чания и приложения Я. Я. Свистуновой. М., 1997. С. 163—165, 304—392.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. 2-е издание, дополненное / Составитель — проф. В. А. Томсинов. М.: Издательство "Зерцало", 2004. С. 504—526.

Б. ЛИТЕРАТУРА

1. Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права. М., 1986.

2. Рыбаков В. М. Истоки этической ориентированности традицион­ного китайского права // Уголовные установления Тан. С. 7—16.

3. Рыбаков В. М. Танский кодекс и его основные положения // Уго­ловные установления Тан. С. 28—74.

4. Свистунова Я. П. Краткий очерк истории минского законодатель­ства // Законы Великой династии Мин. С. 11—39.

5. Свистунова Н. П. Общее описание памятника // Законы Вели­кой династии Мин. С. 40—53.

6. Свистунова Я. Я. Наказания по Да Мин Люй Цзи Цзе Фу Ли // Законы Великой династии Мин. С. 75—99.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов.

Содержание работы

1 . Введение……………………………………………………………………………………………………………… 3
2 . Источники права средневекового китайского государства…………………………… 3
3 . Вещное и обязательственное права средневекового Китая………………………….. 6
4 . Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Китае периода средневековья………………………………………………………………………………………………………….. 8
5 . Уголовное право Китая средних веков……………………………………………………………. 12
6 . Заключение………………………………………………………………………………………………………… 19
7 . Список использованной литературы……………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Уголовное право средневекового Китая..docx

Законодательство, в том числе и танское, не знало и разработанного института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников - сына, внука и пр., защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, ибо негативные последствия этих действий, вплоть до убийства нападавшего, не были продиктованы их преступной волей. В этом же ключе оценивалось и преступное деяние слуги, совершенное по приказу хозяина. Требование "сыновьего благочестия" неизменно диктовало закрепление вышеуказанных норм в китайском законодательстве вплоть до XX в., также как и норм о признании преступным доноса на своих ближайших родственников и об освобождении от ответственности за укрывательство членов семьи, совершивших преступление.

По танскому кодексу смягчались, как правило, наказания за преступления по трем категориям лиц: "старым и малым", а также инвалидам. Но часто детям преступника грозила продажа в рабство. Женщины могли быть казнены, но не могли быть сосланы, а казнь беременной женщины отсрочивалась на 100 дней после рождения ребенка.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали покоилась в традиционном праве на концепции "10 зол". При этом объектом преступного посягательства выступал ритуал, нарушение которого в форме непокорства, сыновьей непочтительности, несогласия и пр. определяло крайнюю расплывчатость уголовно-правовой нормы, дающей возможность самому судье оценивать тяжесть преступления, относить к той или иной ритуальной категории практически любое преступление. Это свойство "10 зол" во все века ценилось в Китае, где не испытывали уважения к писаному закону, не допускающему расширенного толкования правовой нормы.

К первому из "10 зол" относился "заговор о мятеже против государя", в категорию которого мог быть отнесен сговор о любом причинении вреда императору. Главное в этой категории преступлений - направленность преступного посягательства против императора, "сына неба", естественных "небесных" установлений. В том же плане трактовались последующие две формы зла. "Великое непокорство", бунт против существующих порядков и морали, - конкретно к этой категории преступлений был отнесен умысел с целью разрушить, попытка разрушить или разрушение храма и могил предков императора или императорской резиденции. Третье зло - "заговор, измена", означающие измену императору, государству, переход на сторону его врагов, мятеж, бегство из страны или попытка побега из осажденного города.

Все лица, совершившие эти преступления, а также члены их семей считались "неисполнившими долг подданных". Преступники, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни через обезглавливание, женщины семьи (матери, незамужние дочери, жены, наложницы - вместе со слугами) конфисковывались в качестве рабов.

Четвертое зло - "неподчинение, непокорство" - охватывало преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа (но не жены): его родителей, бабки или деда.

Пятое зло - "несправедливость, порочность" - означало поведение, противоречащее естественному порядку вещей, преступления, совершенные с особой жестокостью, злобностью: убийства в одной семье трех человек (если они не совершали преступлений, за которые полагалась смертная казнь) или совершение преступления с особой жестокостью, например с расчленением трупа, а также все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.

Шестое зло - "выражение великого непочтения": преступления, связанные с нарушением особо значимых запретов ли, к числу которых были отнесены, например, кража предметов культа, а также вещей, используемых императором (императорской печати, печатей его жены, матери, бабки), а также оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства, злословие в его адрес. Все лица, совершившие действия, угрожающие здоровью императора или причинившие ему моральный или физический вред (например, не выполнившие или подделавшие его указ), подлежали удавлению. При этом речь шла о такой исключающей умысел форме вины как небрежность, ошибка.

Седьмые, восьмые, девятые и десятые формы зла так или иначе были связаны с защитой нравственного порядка в семье, рассматриваемого в качестве основы социального порядка. Седьмое зло - "выражение сыновьей непочтительности", неподчинение родителям. К нему относились, например, обвинение в неблаговидных действиях деда, бабки, родителей, ругань в их адрес, выделение из семьи и раздел имущества без их согласия и пр.

Восьмое зло - "несогласие, разногласие" между кровными родственниками: от умысла убить или продать в рабство близкого родственника до избиения женой мужа.

Девятое зло - "несправедливость, неправедность" - включало в себя преступления, совершенные друг против друга лицами, связанными не семейными, а официальными, социально-иерархическими узами, например, убийство подчиненным своего начальника, командира, учителя-наставника в конфуцианской морали, а также различные формы выражения женой непочтения к мужу, например неношение по нему траурной одежды и пр.

Десятое зло - кровосмесительные половые связи, которые включали в себя половые отношения не только с кровными нисходящими и ближайшими боковыми родственниками, но и с наложницами деда и отца.

"10 зол" не покрывали все преступные действия. Они были своеобразным мерилом отношения к другим преступлениям, среди которых во все времена выделялись преступления против конкретного человека, посягательство на его жизнь, здоровье и пр. Наказания при этом определялись в традиционном праве с учетом ряда факторов: социального статуса, отношений преступника и потерпевшего в системе кровнород-ственных и служебных связей, наличия и интенсивности преступной воли и др. Преднамеренное убийство влекло за собой самое тяжелое наказание - обезглавливание. От ответственности свободного за убийство "по ошибке", во время игры, например, можно было откупиться. Только сговор рабов и буцуев убить хозяина влек за собой высшую меру наказания, убийство же хозяином своего раба и буцуя наказывалось по танскому кодексу 100 ударами толстыми палками, если они провинились перед ним, если нет - то одним годом каторги. Те же условия учитывались при нанесении телесных повреждений, но мера наказания была меньшей. Муж, причинивший ранение жене, наказывался менее строго, чем в случае ранения постороннего человека. За ранение наложницы он вообще не наказывался.

К преступлениям против личности танским кодексом относились многовариантные ситуации продажи в рабство свободного (с учетом возраста, пола, родства потерпевшего и преступника), входящие в категорию "незаконного перемещения вещи с присущего ей хозяйского места", вместе с хищением и присвоением различного рода имущества. Эти преступления классифицировались и с учетом того, были ли они совершены против частного или казенного имущества, а также частным или должностным лицом - чиновником. Учитывались при этом и способы незаконного приобретения имущества: ограбление, кража, взятка и незаконное приобретение имущества, связанное с использованием служебного положения. Кража, наказуемая, как правило, битьем толстыми палками, определялась как тайное хищение имущества, грабеж - как открытое хищение с помощью угроз или силы.

Особую группу преступлений доставляли различные формы незаконного обогащения, получение имущества обманом, с помощью запугивания, покупки с применением силы или чрезмерным получением выгоды. Таким образом, стиралась грань между преступлением и нарушением легальных ограничений договоров.

Учитывалась при вынесении наказания и стоимость похищенного. Кража в особо крупных размерах наказывалась по танскому кодексу ссылкой с дополнительными каторжными работами и компенсацией стоимости похищенной вещи в двойном размере. Кража казенного имущества увеличивала меру наказания, кража у родственников - уменьшала. К краже приравнивалось и причинение ущерба чужому имуществу. Сурово карался поджог, затопление чужого участка.

Мера наказания за должностные преступления и прежде всего взяточничество варьировалась в зависимости от того, нарушил ли чиновник закон при получении "подарка", раскаялся или нет, а также в зависимости от стоимости, величины взятки. Виновными в преступлении при этом считались обе стороны.

Китайское право не разделяло административного и уголовного наказания. Любое нарушение в сфере деятельности администрации влекло за собой уголовное наказание, будь то опоздание или невыход на работу чиновника или разглашение государственной тайны. При этом чиновник не нес наказания за противоправное действие, если оно было совершено по приказу начальника.

Особую группу преступлений составляли различные нарушения моральных устоев в семье, половые преступления, важнейшим критерием негативной оценки которых выступал также пол преступника и его место в системе родственных связей с потерпевшим. Наряду с преступлениями, входящими в "10 зол", традиционное право сурово карало прелюбодеяние, совращение чиновником женщины, если она находилась в сфере его административной власти, изнасилование, особенно если раб насиловал свободную женщину, и пр. Закон не считал при этом преступлением половые связи хозяина с рабыней или дочерью буцуев.

При династии Северный Вэй (V в.) традиционная система наказаний включала в себя обезглавливание, удавление, каторжные работы со ссылкой, каторжные работы без ссылки, тогда же в качестве наказания стало применяться битье палками. В период Суй (VI в.) толстые палки были дополнены тонкими. Танский кодекс более чем на тысячелетие упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками (пять степеней: от 10 до 50 ударов), толстыми палками (пять степеней: от 60 до 100 ударов), каторжные работы (трех степеней: от 1 до 3 лет), ссылка (трех степеней в зависимости от отдаленности местности: от 2 до 3 тыс. ли') и смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания и удушения). В 623 году была введена ссылка с дополнительными каторжными работами, которой могла быть заменена смертная казнь. В Х-XI вв. смертная казнь была дополнена расчленением трупа преступника.

Китайское право, таким образом, не знало пожизненной каторги, но каторга на определенный срок превращала фактически свободного человека в раба. Чиновники в связи с этим не наказывались каторжными работами. Осужденные оставались на месте ссылки пожизненно, только при династии Тан они могли возвращаться домой по амнистии. Не ссылались казенные рабы, вместо ссылки их били палками.

В династийные кодексы из конфуцианского источника Ли цзы были пе-ренесены "восемь правил" применения наказания к лицам высокого социаль-ного статуса. Восемь категорий знатных лиц (первая - родственники, вторая - верные друзья императора, "служившие ему в течение длительного времени", третья - "благородные люди, слова и поступки которых могли служить образцом", четвертая - "способные, талантливые в военных и государ-ственных делах", пятая - заслуженные военнослужащие, шестая - знатные чиновники высших рангов и должностей, седьмая - "усердные чиновники" и восьмая - "гости", т.е. потомки царских династий) в случае совершения ими ряда преступлений, наказуемых смертной казнью, не подпадали под юрисдикцию обычных судов. Они отдавались на откуп императору при определении наказания, его смягчении или помиловании преступника.

При решении вопроса о наказании за преступления пользовались преимуществами и другие категории чиновников благодаря системе заменяющих наказаний, когда каторга или ссылка заменялись потерей должности. Чем больше было у чиновника титулов, тем больше было возможностей "погасить" основное наказание. В случае серьезных преступлений оставшаяся часть наказания могла быть погашена штрафом.

Господствующее положение бюрократии в обществе определяло нали-чие в традиционном праве Китая и другого весьма специфического института - "тени", на основании которого родственники чиновника ("тенедателя") по-лучали ряд особых социальных и правовых преимуществ в зависимости от "силы тени", измеряемой рангом чиновника и степенью родства с ним "тене-получателей". "Тень" давала возможность получения должности на государ-ственной службе, а также освобождала от ответственности или смягчала на-казание при совершении преступления. Последствия ее действия были под-робнейшим образом зафиксированы в танском кодексе. Даже самый мелкий чиновник имел возможность "прикрыть" своей "тенью" деда, бабку и др.

Принцип коллективной ответственности трансформировался в течение столетий не только за счет более четкого закрепления круга лиц, подлежащих ответственности, но и изменения форм наказания. К коллективной ответственности стали привлекать лиц, связанных не только родственными и служебными узами, но и узами территориальными, административными (соседи, местные власти) - за преступления, совершенные на подведомственной территории и пр. Все больше усложняется и детализируется и система наказаний при коллективной ответственности.

Коллективная ответственность двух видов "юаньцзо" и "ляньцзо".

"Юаньцзо" предполагала ответственность родственников преступников, осужденных за антигосударственные преступления. Родственники считались виновными в том, что не смогли предотвратить преступление. В XVII - XIX вв. часто казнили даже учителя преступника, вменяя ему вину за упущение в обучении ученика.

Обычно под действие принципа общесемейной ответственности попадали близкие родственник преступника, живущие с ним одной семьей, его жена и дети. От наказания освобождались лишь дочь, вышедшая замуж; сын, отданный в усыновление в другую семью; и член семьи, ставший монахом.

Вторым видом коллективной ответственности была общеслужебная ответственность "ляньцзо", наказание сослуживцев чиновника, совершившего проступок по службе.

Чиновник, совершивший преступление или допустивший ошибку, считался главарем, а остальные - пособниками. Всегда привлекались к ответственности начальник административного органа и подчиненный ему чиновник, непосредственно совершивший проступок.

В случае совершения преступлений группой лиц при наказании виновных, мера наказания зависела от признания судом данного лица зачинщиком, главарем или пособником. Главарь и пособники не выделялись при наказаниях за преступления, признаваемыми особо тяжкими: за умысел убить старшего кровного.

Глава 6. Заключение.

Таким образом, все средневековые правовые системы стран Востока утверждали неравенство: сословное, кастовое, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведение людей во всех сферах общественной жизни.

Право средневекового Китая основывалось, в первую очередь, на конфуцианской морали.

Китайские кодексы феодального периода содержали лишь административные предписания или нормы, относящиеся к уголовному праву; гражданско-правовые правила попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая влекло уголовные санкции.

Примечательной особенностью обязательственного права в Китае был его автономный характер, представители власти не участвовали в заключении обязательств.

Вы здесь: Главная Китай История Китая Ответственность за антигосударственные преступления по законодательству средневекового Китая

Ответственность за антигосударственные преступления по законодательству средневекового Китая

Наказания тонкими палками – пять.

Наказания толстыми палками – пять.

Наказание каторжными работами – пять.

Наказание ссылкой – три.

Наказание смертью – два [5] .

Смертная казнь назначалась только после санкции императора.

Двумя видами смертной казни было: удавление (цзяо), при котором тело казнимого оставалось в целости, и обезглавливание (чжань). [6] С позиций конфуцианства нарушение целостности тела трактовалось как непочтение к родителям, а по народным верованиям обезглавливание тела означало и обезглавливание души, которая была обречена странствовать обезглавленной в потустороннем мире [7] .

В средневековом Китае в качестве символа государства, государственной власти и престола по традиции, уходящей в глубокую древность, рассматривался Алтарь духам Земли (шэ) и Злаков (цзи). Поэтому одним из первых шагов каждой новой династии было основание жертвенника божествам Шэ и Цзи.

Наказание за лжедонос (фаньцзо – возврат обвинения и наказания) было равным тому, которое получило лицо, осужденное по ложному доносу. Лжедонос о заговоре против императора карался обезглавливанием зачинщика и удавлением пособников. В случае добросовестного заблуждения лжедоносчик получал право на подачу прошения на высочайшее имя (Тан. 23.12б).

По обвинению в мятеже или измене допускался донос раба или буцюя на своего хозяина (Тан. 2.5а–5б). Допускался и анонимный донос (Тан. 24.7а–8б).

Сюда же относились ошибки, допущенные при приготовлении лекарств императору, неаккуратность при приготовлении пищи или постройке корабля для императора и т.п.

Если вместо ошибочности действий (у) выявлялся умысел (моу) квалификация преступления изменялась на заговор о мятеже против императора (моу фань).

Болтовня о мятеже при отсутствии реального умысла влекла ссылку за 2 тыс. ли.

Средневековое китайское право предусматривало относительно самостоятельную систему норм о наказаниях за преступления воинского характера.

Таким образом, капитуляция без боя или предательство влекли казнь виновного и общесемейную ответственность. Во время военных действий смертные казни в армии осуществлялись на месте волею командира [23] .

Нормы средневекового китайского права оказали серьезное влияние на развитие правосознания и законодательства соседних народов, в том числе монголов, японцев и корейцев. В самом Китае средневековые представления о наказаниях за антигосударственные преступления сохранили свое значение вплоть до начала XX века.

[1] См.: Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII–XIII вв.). М., 1986. С. 6–9.

[2] Законы великой династии Мин. М., 1997. Ч. 1. С. 35.

[3] Законы великой династии Мин. М., 1997. Ч. 1. С. 37.

[5] Там же. С. 56–57.

[6] Начало этой практике было положено суйским кодексом. До этого во всех крупных государствах на территории Китая применялось большое количество официально узаконенных разновидностей смертной казни, нередко жестоких и изощренных. См.: Там же. С. 86.

[7] Как отмечал С.П. Познышев, в ранних европейских системах повешение также считалось более легким наказанием, чем обезглавливание. См.: Познышев С.П. Очерк основных начал науки уголовного права. М., 1923. С. 283.

[8] Существует две версии относительно времени появления этого вида наказания: по одной, оно было введено в период Пяти династий (907–960), по другой – в эпоху Ляо (907–1125). См.: Законы великой династии Мин. С. 88.

[10] Законы великой династии Мин. С. 420.

[11] Кычанов Е.И. Указ. соч. С. 6–9.

[18] В случаях, когда имел место не просто умысел, а попытка совершить анти­государственное преступление, явка с повинной не влекла освобождения от наказания, а лишь уменьшала меру наказания на две степени (Тан. 5.5б–6а).

[19] См.: Законы великой династии Мин. С. 85.

[20] Отцы мятежников и их сыновья от 16 лет подлежали удавлению, а другие сыновья, мать, дочери, жена, наложницы, жена и наложницы сына, дед, внуки, братья и сестры – конфискации, дядья и племянники подлежали ссылке на 3 тыс. ли.

[23] Еще в 1214 г. несколько китайских генералов перешли со своими войсками на сторону монголов. И в последующем китайские части активно участвовали в монгольских военных походах, что не могло не способствовать и распространению образцов китайских военных законов. См.: Лэмб Г. Чингисхан. Властелин мира. М., 2002. С. 111.

[24] Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 9–16. СПб., 2001. С. 41.

[26] Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 9–16. СПб., 2001. С. 43.

Общественный и государственный строй средневекового Китая. История развития и основные источники китайского средневекового права. Концепция "10 зол" - классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали.
Краткое сожержание материала:

Контрольная работа.

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

  • Введение
  • 1. Общественный государственный строй средневекового Китая

2. Источники китайского средневекового права.

3. Концепция " 10 зол".

китайский средневековый право

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот стран, и в каждой из них функционирует такой регулятор общественных отношений, как право. Безусловно, любому конкретному государству присущи свои особенности. Однако существует ряд общих признаков права, на основании которых государства объединяют в определенные группы - правовые системы, или правовые семьи. Классификации правовых систем занимались ведущие теоретики права как в нашей стране, так и за рубежом: Д. Рене, А. Х. Саидов, С. С. Алексеев, Ю. А. Тихомиров, Кр. Осакве и др.

Так, Д. Рене разграничивает основные правовые системы современности по таким критериям, как: историческое формирование той или иной правовой системы, структура права, источники права и др.

При э том следует отметить, что у уче ных о тсутствует единое мнение относи тельно национальной правовой системы Китай ской Народной Республики. Терри ториаль но данное государство расположе но в Восточной Азии и относится к группе стран Дальнего Востока. В со временной компаративистике суще ствует две концепции правовой системы Китая. Приверженцы первой (Д. Рене, К. Цвайгерт, Х. Кетц) относят Китай к дальневосточной правовой системе. Согла сно второй концепции Китай - со циалистичес кое государство и, значит, от носится к социалистической правовой сис теме (А. Х. Саидов, Кр. Осакве, М. Н. Марченко и др.).

  • 1. Общественный, государстве нный строй средневекового Китая

Прежде чем начать рассмотрение средневекового права в Китае, ознакомимся с общественным и государственным строем.

В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь-бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

В социальной структуре Китая выделялись три сословие-классовые группы:

благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегир.ованные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;

добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным'свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - "Сын неба". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении второго канцлера находились:

военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды; военная; надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительствен-ные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.

2. Источники китайского средневекового права

Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголов.

Инквизиционный процесс в Средневековой Европе: положительный и отрицательный опыт становления западной цивилизации
Изучение основных характерных особенностей инквизиционного судебного процесса в средневековой Европе. Определение роли Церкви в процессе становления г.

Право Японии в Средние века
Источники средневекового права Японии. Особенности преступлений и наказаний. Регулирование имущественных отношений. Японское брачно-семейное право, ин.

Доказательственное право
В уголовном процессе доказательственное право всегда занимало одно из центральных мест. Исторически сложившиеся формы процесса - обвинительный, розыск.

Тайный процесс
Проблема свободы личности как стержень общественного развития. Формирование в нашей стране полноценного правового государства с развитой рыночной экон.

Читайте также: