Концепция цикличности истории тойнби кратко

Обновлено: 02.07.2024

Теория культурных циклов (лат. cultura — возделывание, воспитание, и греч., kyklos — круг) — учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии.

В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития — от возникновения до упадка.

Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Дж. Вико.

По мнению учёного, каждое общество в своём развитии проходит цикл, включающий три периода: детство — безгосударственный период, в котором ведущая роль принадлежит вождям и жрецам; юность — период, для которого характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость — период, в котором отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своих обязанностей (формой правления на этом этапе выступает монархия или демократическая республика).

Концепция циклического развития получила дальнейшее развитие в работах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, немецкий экономист и социолог А. Вебер также рассматривает мировую историю как ряд всемирно-исторических культур, каждая из которых имеет три фазы развития: молодость; зрелость; упадок. Но, в отличие от О. Шпенглера, А. Вебер рассматривает культуру и цивилизацию не как две фазы развития культурно-исторических целостностей (культура — развитие общества, цивилизация — его упадок), а как два аспекта каждой из них — духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический.

Английский историк и экономист А. Тойнби выделяет шесть основных типов культур-цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии следующие стадии — возникновение; рост, надлом, распад и гибель:

1) первичные, обособленные цивилизации (египетская, андская);

2) первичные, необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, майя);

3) вторичные цивилизации (вавилонская, древнеиндийская, древнекитайская);

4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, японская, арабо-мусульманская);

5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая);

6) неразвитые цивилизации (христианские дальневосточная и дальнезападная).

Американский учёный С. Хантингтон наряду с западной цивилизацией, объединяющей культуру Северной Америки и Западной Европы, выделяет ещё восемь цивилизаций:

По мнению Хантингтона, мировой порядок в XXI в. будет определяться именно взаимодействием различных культур, границы которых проходят по ареалам распространения языков и определённых стилей жизни.

Цивилизация – это философско-историческая категория, обозначающая культурное сообщество, длительно и самодостаточно существующее и обладающее выраженным своеобразием.

Сущность концепции Тойнби

А. Тойнби являлся представителем религиозной философии, что отставило свой значительный след в его концепции исторического развития. С точки зрения Тойнби история представляет собой божественное творение, его воля реализуется через человека и его деяния. Мировой закон представляет собой взаимодействие человечества и божественного логоса. Божественное вопрошание воплощается в виде вызова, который он бросает человеку, в ответ человечество предпринимает определенные действия, преодолевая вызов. Через преодоление человек постигает историю, а значит и самого себя. Тем самым конечной целью исторического развития выступает постижение бога через самораскрытие человека.

Цивилизация, с точки зрения Тойнби, это общество, состоящее из одного или множества государств, представляющих собой относительно независимый самобытный мир.

Цивилизации могут вступать в отношения между собой, формируя экономические, политические, культурные связи. Между ними существует преемственность, в частности, Тойнби прослеживал следующую цепочку: минойская цивилизация – эллинская цивилизация –западная цивилизация. Эта преемственность может возникать в том числе на уровне культурных смыслов.

Готовые работы на аналогичную тему

Цивилизации в своем развитии проходят 4 стадии развития: возникновение, рост, надлом, распад. Цивилизации создаются тогда, когда условия не слишком благоприятные и не слишком тяжелыми. Однако он усматривает действие ряда факторов, как положительных, так и негативных. К негативным он относил силу инерции, которая препятствует развитию человека и задержала развитие человеческой цивилизации примерно на 300 тысяч лет.

К предпосылкам формирования цивилизации он относит следующее:

  • исключительность человека как биологического вида;
  • специфичность среды, которая мобилизует человека на развитие;
  • противостояние человеческого сообщества внешнему вызову как взаимодействие микрокосма и макрокосма.

Таким образом, от того, насколько успешно цивилизация отвечает на вызов, зависит прогресс общества. Все вызовы Тойнби разделял на вызовы природной среды и вызовы человеческой среды. Например, возникновению египетской цивилизации способствовал вызов, брошенный природой – иссушение земель и необходимость создания ирригационной системы. В России внешний вызов выражался в постоянном давлении кочевых племен, ответом стало формирование новой социальной организации, которая не только выстояла против кочевников, но и захватила их территории, превратив в крестьянские поля.

Тойнби выделял следующие типы вызовов:

  • вызов сурового климата;
  • вызов новых земель;
  • вызов внешнего давления;
  • вызов внешнего ущемления, когда общество направляет свои усилия на выработку свойства, чтобы возместить потерю/нехватку;
  • вызов неожиданных ударов со стороны человеческого окружения.

Критерием развития цивилизации и ее роста выступает не совершенствование материальной культуры, а ее самоактуализация и эффективный ответ на внешний вызов. История знает примеры, когда техника совершенствовалась, а цивилизация при этом оставалась статичной, и наоборот.

Типология цивилизаций

Тойнби выделяет 21 цивилизацию. При этом только семь из них относятся к живым сообществам - западная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская. Однако почти в каждой из существующих цивилизаций Тойнби усматривал признаки надлома и говорил о начале кризиса. К числу древних цивилизаций он относил минойскую, шумерскую, хеттскую, византийскую, персидскую, вавилонскую, андскую, египетскую, юкатанскую, мексиканскую, а также цивилизацию майя.

Гибель цивилизаций

Теория культурных циклов (лат. cultura — возделывание, воспитание, и греч., kyklos — круг) — учение о неизбежной повторяемости в историко-культурном развитии.

В соответствии с циклическим типом культурной динамики отдельные культуры рассматриваются как исторически закрытые системы; основное внимание при этом уделяется анализу циклов их развития — от возникновения до упадка.

Основоположником концепции циклического развития культуры является итальянский философ Дж. Вико.

По мнению учёного, каждое общество в своём развитии проходит цикл, включающий три периода: детство — безгосударственный период, в котором ведущая роль принадлежит вождям и жрецам; юность — период, для которого характерно формирование государства и подчинение героям; зрелость — период, в котором отношения между людьми регулируются совестью и осознанием своих обязанностей (формой правления на этом этапе выступает монархия или демократическая республика).

Концепция циклического развития получила дальнейшее развитие в работах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Находясь под влиянием идей О. Шпенглера, немецкий экономист и социолог А. Вебер также рассматривает мировую историю как ряд всемирно-исторических культур, каждая из которых имеет три фазы развития: молодость; зрелость; упадок. Но, в отличие от О. Шпенглера, А. Вебер рассматривает культуру и цивилизацию не как две фазы развития культурно-исторических целостностей (культура — развитие общества, цивилизация — его упадок), а как два аспекта каждой из них — духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический.

Английский историк и экономист А. Тойнби выделяет шесть основных типов культур-цивилизаций, каждая из которых проходит в своём развитии следующие стадии — возникновение; рост, надлом, распад и гибель:

1) первичные, обособленные цивилизации (египетская, андская);

2) первичные, необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, майя);

3) вторичные цивилизации (вавилонская, древнеиндийская, древнекитайская);

4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, японская, арабо-мусульманская);

5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая);

6) неразвитые цивилизации (христианские дальневосточная и дальнезападная).

Американский учёный С. Хантингтон наряду с западной цивилизацией, объединяющей культуру Северной Америки и Западной Европы, выделяет ещё восемь цивилизаций:

По мнению Хантингтона, мировой порядок в XXI в. будет определяться именно взаимодействием различных культур, границы которых проходят по ареалам распространения языков и определённых стилей жизни.

Поиски тех движущих сил исторического развития, под воздействием которых начали развиваться примитивные общества, привели английского историка и социолога А. Дж. Тойнби к созданию оригинальной цивилизационной концепции. Concepture публикует статью о теории пульсирующей силы общественного развития.




Со временем результаты внутренней работы творческого меньшинства переносятся в сферу социокультурных отношений, что является признаком роста цивилизации. Нетворческая масса постепенно переходит на сторону просвещенного меньшинства, усваивает их идеалы, и уже сообща они справляются с вызовом. Однако, как правило, творческая энергия меньшинства иссякает, и тогда оно теряет общепризнанное лидерство, превращается в режим, сохраняющий свою власть путем применения силы. На смену творческому меньшинству приходит правящее меньшинство, и это уже первый признак того, что цивилизация погибает.


Рекомендуем прочесть:

Читайте также: