Композиция романа дубровский 6 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

История создания

Направление и жанр

Композиция и конфликт

Роман разделён на две части и имеет классическую структуру.

  • Он начинается с экспозиции, в которой нам представляют обе стороны конфликта.
  • Далее идёт завязка, намечается основной конфликт, который будет двигать сюжет.
  • Кульминацией романа, в которой напряжение достигает своего пика, является свадьба Маши и её разрыв с главным героем.
  • Развязкой, разрешающей конфликт, служит сцена боя крестьян-разбойников с солдатами.
  • В финале, который приводит все сюжетные линии к логичному завершению, мы узнаём о судьбе героя после описанных романе событий.

Суть: о чём роман?

Однажды, когда Кирилла Петрович показывал гостям своих собак, его слуга повёл себя неучтиво, высмеяв бедность Дубровского. Тот стразу же покинул поместье приятеля и выместил своё раздражение, приказав высечь мужиков Троекурова, воровавших его лес.

Троекуров, взбешённый такой дерзостью, обдумывает план мести. Воспользовавшись лазейкой в законе и утратой важного документа, он доводит дело до суда и отбирает имение Дубровского. Здоровье Андрея Гавриловича даёт сбой, его разум меркнет. В этот момент к нему приезжает его сын, Владимир. От свершившейся несправедливости юноша приходит в ярость. Старший Дубровский умирает, а в имение прибывают судебные чиновники.

Владимир решается на отчаянный поступок. Вместе со своими крестьянами, которые хотят отомстить за несправедливость, он сжигает своё родимое гнездо и становится на путь разбоя, чтобы отомстить как Троекурову, так и несправедливой государственной машине.

Спустя некоторое время уже знаменитый благородный разбойник Дубровский внедряется в дом к Троекурову под видом гувернёра. Однако неожиданно для самого себя влюбляется в его дочь – Марию. Владимир признаётся в своих чувствах и отказывается от мести, желая провести всю жизнь со своей возлюбленной.

Через некоторое время старый князь Верейский, вернувшийся из-за границы, влюбляется в Машу и просит её руки. Троекуров соглашается, и Марию против её воли выдают замуж. Дубровский пытается спасти её, но его любимая отказывается от побега, так как не может нарушить клятву, данную перед ликом Господа.

На поимку Дубровского бросают армию, но разбойники отражают нападение, после чего, уставший от борьбы Дубровский распускает свою банду и исчезает в неизвестном направлении.

Подробнее о сюжете романа Вы можете узнать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Месть – основная проблема. Пушкин показывает, что путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.
  2. Несправедливость – русское общество, изображённое в романе, в высшей степени несправедливо к героям. Коррупция, кумовство, договорные браки – всё это вызывает резкое неприятие у Пушкина.
  3. Защита человеческой личности – в своём романе писатель протестует прежде всего против того положения вещей, при котором богачи могут навязывать свою волю окружающим, распоряжаясь их жизнями, как игрушками. В обществе того времени попытка защитить себя приравнивалась к преступлению. Слабому нужно было молчать и терпеть, ведь сильному закон был не писан.
  4. Русское барство – помещичье дворянство в большинстве своём представлено в романе в негативном ключе. Это упивающиеся властью самодуры, не приносящие никакой реальной пользе стране. Семья Дубровских показана, как феноменальное исключение из общей картины.
  5. Жестокость и человечность – мир, изображённый в произведении, кажется невероятно жестоким, однако в нём сохранились ещё доброта и человечность в лице Владимира и Марии. И даже самые низкие люди, вроде Троекурова, не являются полными чудовищами и способны на раскаяние и теплоту.
  6. Беззаконие — одна из главных проблем дворянской России. Общество сложилось таким образом, что реальными владыками губернии оказываются не чиновники, а богатые помещики. Они диктуют свою волю и попирают закон.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Виссарион Белинский отмечал хорошее воспроизведение быта помещиков и крестьян в романе. Однако критик остался не впечатлён образом самого Дубровского, в котором он увидел только ничем не выдающегося мелодраматического героя.

Критик Анненков отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества.

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 20.08.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 31.03.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 09.05.2020

комментария 2

Анализ романа ниче так))000))000

Большое спасибо ಡ ͜ ʖ ಡ

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.


Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

различные издания романа Пушкина


Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.

Маша Троекурова

Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:

Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.

Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).

Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.

Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.

Сюжет первого тома:

  • экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
  • завязка – конфликт между бывшими приятелями;
  • развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
  • кульминация – смерть Дубровского-старшего;
  • развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
  • развязка – поджог дома.

Сюжет второго тома:

  • экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
  • завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
  • развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
  • кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
  • развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.

Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.


Композиция романа Дубровский

Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

Владимир Дубровский и Троекуров

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

  • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку. Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
  • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
  • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
  • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
  • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
  • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
  • Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
  • Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.
  • Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
  • Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
  • Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
  • Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
  • Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
  • Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
  • Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Дубровский в Кистеневке

Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

Завязка – это событие, которое является началом действия.

Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.

Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты.

Список литературы

Обязательная литература

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. – 320 с.

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6-й кл.: Учеб. В 2 ч./ Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307.

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6-й класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238.

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:

1. Экспозиция – начало.

2. Завязка – развитие действия.

3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.

4. Развязка – окончание произведения.

Композиция пушкинского романа такова.

Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.

Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.

Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.

Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.

Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.

Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.

Этот авторский приём называется открытым финалом.

Теоретический материал для углублённого изучения

В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.

Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Подчёркивания/зачёркивания элементов

Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.

оставил своих крестьян и уехал за границу;

его поймали и посадили в тюрьму;

Значит, верный ответ – неизвестно.

Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Множественный выбор

Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:

дружба и вражда между помещиками;

взаимоотношения крестьян и помещиков;

любовь Маши и Владимира.

Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.

Пушкин Александр Сергеевич

Краткий и полный анализ романа показывают, с помощью каких приемов автор достиг столь многопланового повествования.

Годы написания — 1832-1833, год публикации – 1841.
История создания — Идея сюжета была взята из исторических хроник. Заглавие роману дали редакторы, так как Пушкин трагически погиб и не успел его назвать.
Жанр — роман, социальный роман.
Направление — реализм с чертами романтизма.
Основная идея — Из-за бессилия закона перед богатством и связями, у людей не остается надежды на справедливость, приходится добывать ее самим.
Тема — Бесправное положение честных, но бедных людей.
Проблема — Тяжело не потерять нравственную опору, когда становишься преступником, пусть это и произошло поневоле. Важно оставаться человеком чести и долга.
Композиция — завязка романа – ссора двух помещиков, приведшая к большому конфликту; кульминация – признание Дубровского Маше; развязка – Маша становится женой Верейского. Финал открытый, чтобы читатель выстроил свою версию окончания романа.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Продажность российской судебно-исполнительной системы и всего чиновничьего аппарата.

Проблема: Деньги, власть и связи позволяют легко творить беззаконие, в ответ это толкает пострадавших пойти на преступления во имя справедливости.

2. Тема: Бесправие младших поколений в семье, отсутствие права голоса у женщин.

Проблема: Историю Маши Троекуровой, которую выдают замуж насильно за нелюбимого старого человека, можно считать типичной.

3. Тема: Зарождение народного недовольства и крестьянских восстаний.

Проблема: Народ способен восстать и показать свою силу, если его интересы ущемляются слишком сильно.
(По этой причине восстают крестьяне Дубровских: они преданы хозяевам, обращавшимся с ними по-человечески, и сочувствуют им, когда у тех отнимают имение).

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

Очевидный конфликт в романе происходит между двумя помещиками – Троекуровым и Дубровским. Один задел честь и достоинство другого, считая, что имеет на это право просто по факту богатства и власти. Это привело к ссоре, преступному изъятию имения, противостоянию семей. Ситуацию спасло только то, что сын Дубровского испытывал чувства к дочери Троекурова, а потому отказался от мести.

Более глубокий конфликт – это расслоение и поляризация общества, даже внутри одного сословия. Читатель видит, как велика пропасть между помещиком и крепостным крестьянином, который приравнивается к скоту. Но пропасть видна и между обедневшим Дубровским и богатым Троекуровым, который купил всё и всех. Когда закон и нормы морали перестают иметь ценность в обществе, начинается разрушение его основ. Автор понимал эти социальные процессы и привлекал к ним внимание с надеждой когда-то изменить жизнь российского общества к лучшему.

Читайте также: