Композиция путешествие из петербурга в москву кратко

Обновлено: 08.07.2024

Никакой другой внешней связи между различными частями этих заметок не существует, как не существует в них и единства формы изложения, отличающейся, напротив, полной свободой: описания дорожных приключений и встречи сменяются размышлениями и воспоминаниями самого автора, а последние, в свою очередь, уступают место историческим этюдам, либо передаче содержания найденных на дороге бумаг.

Но подражание иностранному образцу не идет в книге далее внешней манеры изложения, в выборе же и расположении своего материала русский автор остался совершенно самостоятельным. Материал, внесенный им в свою книгу, является опять-таки крайне разнообразным и на первый взгляд даже поражает своей пестротой и кажущейся беспорядочностью. Широко пользуясь преимуществами избранной им литературной формы, Радищев затрагивает самые различные и, казалось бы, отдаленные друг от друга вопросы семейного, общественного и государственного быта, постоянно переходя от частных случаев русской действительности к общим размышлениям с высоты теории вновь возвращаясь к мелочам жизни.

При этом он не скупится на лирические отступления во вкусе только что начинавшего тогда входить в моду сентиментализма, а в теоретических своих рассуждениях многое прямо заимствует у излюбленных им иностранных писателей, по преимуществу у Руссо, Мабли и Рейналя…

Характеристика творчества А.Н. Радищева

Творчество Александра Николаевича Радищева явило собой образец преемственности революционной мысли и революционного действия, отразило традиции подлинного демократизма в России и оказало сильнейшее влияние на развитие русской культуры конца XVIII — начала XIX вв., и в частности на развитие русской литературы. Творчество и деятельность Радищева, наряду с творчеством Державина, подготовили тот революционный переворот в русской литературе, который был осуществлен Пушкиным в начале XIX в. Радищев проповедовал в своем творчестве следующие идеи:

✓ призыв к борьбе против крепостничества и действующего правительства;

✓ призыв к народной революции;

Философскими основами творчества Радищева и как мыслителя, и как литератора являются:

✓ учение французских просветителей, и в частности Ж.-Ж. Руссо, ориентация на традиции французской литературы;

✓ английская литературная традиция;

✓ германская философия, на основе которой усложняется и развивается механистическая система французского энциклопедизма.

Значение литературного творчества Радищева заключается в следующем:

✓ через свои художественные произведения, выражающие его политические революционные идеи, оказал влияние на формирование движения декабризма;

✓ явил собой пример революционной литературы и показал, что литература может и должна бороться за передовые идеи развития общества и государства.

Литературные труды Радищева

Творчество Радищева разнообразно и включает в себя следующие литературные труды:

✓ ранние произведения, среди которых:

• «Отрывок«, в котором уже закладывались революционные идеи автора;

• перевод книги Мабли «Размышления о греческой истории«;

• перевод военного сочинения «Офицерские упражнения«;

✓ анонимная брошюра «Житие Федора Васильевича Ушакова«, которая имела следующие особенности:

• содержала в себе описание жизни друга Радищева Ушакова, рассказы о жизни студентов в Лейпциге, переводы философских и юридических трудов Ушакова;

• проповедовала революционные мысли Радищева через описание жизни молодых студентов и их борьбу с тиранией преподавателей, и в такой форме давала характеристику русской жизни и призывы к революционной борьбе против царского самодержавия и крепостничества;

✓ поэма «Бова«;

Радищев Александр Николаевич

Краткий и полный анализ повести помогут учащимся составить целостное впечатление о произведении.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Усиливающийся гнет крепостного строя.

Проблема: Бесправие и беззащитность крестьян перед помещиками и верховной властью.

2. Тема: Упадок в экономике, перекос в распределении богатств и ресурсов страны.

Проблема: Крепостное право невыгодно для страны, оно тормозит экономическое развитие.

3. Тема: Отставание российского общества в вопросах прав человека.

Проблема: Законы, если и есть, не соблюдаются. А многих законов попросту нет, потому что не сформировалось представление о человеческих и гражданских правах.

4. Тема: Равнодушие и черствость помещиков по отношению к простым людям.

Проблема: Слепота государства к проблемам и нуждам народа, непонимание идеи равноправия, несправедливость самодержавия.

5. Тема: Недостатки и пороки государственного устройства.

Проблема: Растрата государственной казны на содержание дворянского сословия, беззащитность простого человека перед неправым судом.

*Также подняты темы: разврат и пьянство в народе, низкий уровень образованности всех сословий, злоупотребление властью на всех уровнях, устаревшая традиция отдавать юношей на службу.

п.2. Идея и пафос

Радищев за время путешествия встречается с людьми разных сословий – помещиками, крестьянами, купцами, солдатами, чиновниками. Беседуя с ними или наблюдая за историями их жизни, он подсвечивает: общество функционирует неправильно, а самодержавие и абсолютизм вредят всем сословиям. Абсолютная власть порождает произвол и безнаказанность, отчего она становится особенно жестокой, уничтожающей.

А в народной среде копятся гнев и желание свергнуть поработителей.

Страна, в которой народ еле выживает, не способна выйти в зону экономического роста, напротив, повсюду наблюдаются разруха и стагнация.

п.3. Основные герои

Герой-путешественник (фигура автора) — автобиографический персонаж, который за семь суток преодолевает путь из Петербурга в Москву, а по пути делает заметки обо всем, что видит.
В повести один главный герой, через призму его мыслей и чувств читатель наблюдает за происходящим.
Вот кого встречает путешественник:
✓чиновник-исследователь дворянских родов;
✓пахарь;
✓приятель, чуть не утонувший в Финском заливе;
✓чиновник, потерявший в один день имение, семью и чин из-за несовершенства законов;
✓разорившийся купец;
✓Крестьянкин, бывший председатель уголовной палаты;
✓отец, отправляющий на службу своих сыновей;
✓отец, похоронивший своего сына, умершего от болезни;
✓крестьянка Аннушка, поразившая путника своим целомудрием;
✓крестьяне, которых забирают в солдаты;
✓книгопечатник, жалующийся на цензуру;
✓слуги, которых продают на торгах после разорения хозяина;
✓приятель-поэт;
✓наглый офицер, наводящий страх на крестьян;
✓слепой старец, бывший солдат.
Эти герои являются второстепенными, но все они важны для целостного понимания общественной жизни в России.

п.4. Литературные приёмы

п.5. Конфликт произведения

В повести ярко представлен внешний конфликт народа и государственной власти, которая не хочет с ним считаться. На протяжении всего пути наблюдатель фиксирует разнообразие произвола и беззакония в России, оттого что власть считает народ ресурсом, а не людьми.

Внутренний конфликт наблюдается между героем и окружающей его действительностью, с которой он не может смириться. Поэтому они ставит перед собой задачу донести до людей важность перемен в российском обществе.

Жанр и композиция "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева


Подробный анализ жанра и композиции "Путешествия из Петербурга в Москву" сделал в своей статье историк и писатель В. А. Мякотин:

Никакой другой внешней связи между различными частями этих заметок не существует, как не существует в них и единства формы изложения, отличающейся, напротив, полной свободой: описания дорожных приключений и встречи сменяются размышлениями и воспоминаниями самого автора, а последние, в свою очередь, уступают место историческим этюдам, либо передаче содержания найденных на дороге бумаг.

Но подражание иностранному образцу не идет в книге далее внешней манеры изложения, в выборе же и расположении своего материала русский автор остался совершенно самостоятельным.

Материал, внесенный им в свою книгу, является опять-таки крайне разнообразным и на первый взгляд даже поражает своей пестротой и кажущейся беспорядочностью. Широко пользуясь преимуществами избранной им литературной формы, Радищев затрагивает самые различные и, казалось бы, отдаленные друг от друга вопросы семейного, общественного и государственного быта, постоянно переходя от частных случаев русской действительности к общим размышлениям с высоты теории вновь возвращаясь к мелочам жизни.

При этом он не скупится на лирические отступления во вкусе только что начинавшего тогда входить в моду сентиментализма, а в теоретических своих рассуждениях многое прямо заимствует у излюбленных им иностранных писателей, по преимуществу у Руссо, Мабли и Рейналя.

. за внешнею пестротою содержания "Путешествия" не трудно разглядеть в нем внутренний порядок и гармонию, подчиняющую отдельные части книги общей ее задаче. "

(из статьи В. А. Мякотина "Отражение и самостоятельная переработка Радищевым западных идей. ", книга "А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения" под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)

Это были материалы исследователей о жанре и композиции "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.

Книга представляет собой путевые записки странствующего
по российской провинции Путешественника.

Композиция произведения продумана с особой тщательностью.
Особенность "Путешествия… " - двойной сюжет:
в плане героя - путешествие из Петербурга в Москву,
в плане автора - полемика ума и сердца по поводу страданий
человека.
Эти два смысловых уровня сложным образом соединены
в одном повествовании с помощью вставных "Слова о Ломоносове",
оды "Вольность", вставных жанров типа "найденная рукопись",
"разговор с прохожим", "найденное письмо", "сон".

Каждая глава - новая ступень в развитии основной
авторской идеи. При этом ее раскрытие идет от частного к общему-
от конкретных, ярких и запоминающихся примеров к
глобальному обобщению.
Читатель постепенно, вслед за автором, переосмысливает
каждый из фактов, узнающихся по ходу движения из одной
станции в другую, а окончательные выводы рождаются в
финале как бы одновременно: автор подводит читателя к
тем мыслям, которые постепенно оформляет в течение
всего произведения и окончательно озвучивает их
только в конце.
Каждая глава книги, в связи с такой композицией,
должна рассматриваться только совместно с остальными,
а не изолировано.

Главные герои произведения равноправны.
Это сам путешественник, ведущий свои записи и высказывающий
свои соображения в ходе путешествия, и великий русский народ.
Образ путешественника, передового дворянина того
времени, очень важен для понимания основного смысла
самого произведения, так как в нем сосредоточился
авторский идеал человека, способного вид страданиями народа.
Он открыто и для своего времени слишком смело становится
на защиту крестьянства и так же смело выступает против
самодержавия, которое для него «чудище обло, огромно,
стозевно и лаяй".
Центральные события в книге - встречи путешественника
с народом. Каждая встреча, вернее, само воспоминание
о встрече, открывает новые стороны в русском характере,
в результате чего постепенно вырисовывается обобщенный
образ народной России.

Читайте также: