Компоненты навыка чтения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Навыки чтения характеризуется следующими необходимыми качествами:

Правильность. Под этим понимается процесс чтения без каких-либо искажений, которые могут повлиять на основную мысль прочитанного.

Сознательность. Подразумевается понимание основной мысли, которую заложил автор при написании произведения. Ребенок должен не только понимать смысл высказывания, но и уметь формировать свое собственное отношение к прочитанной информации.

Беглость. Существуют определенные стандарты скорости чтения (как правило, количество слов в одну минуту). При этом ребенок должен читать бегло, но без искажений и вреда для понимания смысла текста.

Выразительность. Это выражение главной мысли произведения (а также собственного отношения к прочитанному) слушателям при помощи средств устной речи. Под выразительным чтением понимается умение интонационно выделять паузы в тексте, соблюдать интонации утверждения, вопроса. Чтение не должно быть безликим и монотонным – важно придавать голосу эмоциональную окраску, при этом не допускать ошибок при прочтении слов.

Обучение чтению предполагает работу над всеми вышеперечисленными качествами, потому что они связаны между собой. В частности, беглость чтения подразумевает темп, т.е. она может считаться средством выразительности при прочтении текста.

Основные этапы становления навыков чтения

Процесс освоения чтения очень сложный и достаточно длительный. При формировании навыков этого процесса выделяют 3 основных этапа – аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап представляет собой начальный этап чтения, когда ребенок читает по слогам. Слоговое чтение основывается на слогозвуковом анализе и синтезе. В данном случае, все 3 компонента чтения (восприятие, произнесение и осмысление) разорваны. Ребенок должен увидеть гласную букву, потом соотнести ее со слогом-слиянием. Он озвучивает увиденный графический слог, делает это плавно, чтобы он мог понять само слово.

Синтетический этап предполагает, что все 3 компонента происходят одновременно. Ребенок уже полноценно читает слова, а не по слогам. При этом для этого этапа важно, чтобы ребенок не только читал слова, но и использовал интонацию, а это возможно только в том случае, если есть понимание общего смысла прочитанного.

Этап автоматизации предполагает, что ребенок уже читает в автоматическом режиме, т.е. не задумываясь об этом процессе. Он не концентрируется на понимании отдельных слов, а стремится понять смысл всего текста, используемых автором художественных средств. На этом этапе уже характерно чтение про себя. Основными признаками этапа автоматизации являются эмоциональная реакция на прочитанное, стремление поделиться своими мыслями по поводу героев, идеи произведения.

Такой поэтапный процесс овладения навыками чтения возможен только при определенных обстоятельствах.

Имеется в виду именно работа самого учителя, который должен выстроить правильный образовательный процесс:

Занятия по формированию навыков чтения должны быть ежедневными.

Тексты, которые используются на занятиях, не должны подбираться в хаотичном порядке. Важно учитывать их сложность, возраст детей и их психологические особенности.

Систематическая работа по предупреждению неправильного чтения.

В случае возникновения у детей ошибок в процессе прочтения текстов, нужно реагировать на это, не допуская того, чтобы эти ошибки вошли в привычку.

В статье дана краткая характеристика навыка чтения и предложены упражнения и задания для его совершенствования. Эти упражнения можно использовать на уроках чтения с 1 по 4 класс.

ВложениеРазмер
chto_takoe_navyk_chteniya.docx 21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

Статья по чтению (для учащихся 1-4 классов)

Что такое навык чтения и как его совершенствовать

учитель начальных классов

Пикалова Ирина Владимировна

Что такое навык чтения?

Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. Техническая сторона чтения включает следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, динамика скорости чтения, правильность чтения. Смысловая сторона: выразительность и понимание.

Главное – понимать и осозновать прочитанное, ведь ребёнок учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Техническая же сторона подчиняется и обслуживает смысловую. Но для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т. е. умения, доведённого до автоматизма.

Способ чтения. Необходимо работать с ребёнком на соответствующем его возможностям этапе.

4. целое слово (группы слов)

Дальнейшая задача - сделать этот способ устойчивым, т. е. довести его до навыка.

Динамика скорости чтения. Сравнивать показатели скорости чтения за какой-либо промежуток времени. Как правило, дети, которые читают медленно, дают меньшую прибавку, и наоборот.

Правильность чтения - это чтение без ошибок. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребёнок допускает ошибки.

Осознанность - способность ребёнка хорошо понимать то, что он читает. Глубина осознанности определяется не только технической стороной навыка, но и уровнем развития речи, запаса наблюдений, потребностей и круга интересов ребёнка.

Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность . Полноценное выразительное чтение возможно, когда техника чтения автоматизирована.

Проблема учащихся начальной школы - низкая техника чтения. А ведь чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность, выразительность. Для развития этих качеств я использую специальные упражнения, которые включаю в уроки чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. Все упражнения разделены на группы: для развития сознательного чтения, для формирования правильности чтения, для развития беглости чтения, для развития выразительности чтения. Вот некоторые из них.

Виды работ над текстом на уроках чтения.

1. Чтение всего текста.

2. Чтение, деление на части, составление плана.

3. Чтение по готовому плану.

4. Чтение, после чтения пересказывание.

5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

6. Чтение с сокращением текста, подготовка к сжатому пересказу.

8. Чтение, ответы на вопросы.

9. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

10. Расположение вопросов по порядку содержания текста.

11. Задавание вопросов по тексту или по части текста.

12. Чтение по ролям.

13. Комбинированное чтение (учитель- ученики).

14. Выборочное чтение:

- нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль;

- чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;

- чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки);

- чтение предложения, которое стало поговоркой (для басни);

- нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, с возмущением, с радостью, печально и т. д.;

- нахождение и чтение предложений , слов, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;

- нахождение и чтение образных слов и описаний;

15. Конкурсное чтение стихотворений.

16. Работа над заголовком:

- докажи, что заголовок выбран правильно ;

- выбери заголовок из предложенных;

- подбери к заглавию часть текста;

- расставь заголовки частей по содержанию текста;

Упражнения для развития выразительности чтения

1.Чтение слова с разными оттенками интонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

4. Упражнения для развития голоса.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов.

7. Прочитать, передовая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

8. Чтение по ролям, в лицах.

- представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составляющие навыка чтения

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения.

Оценивая глубину и уровень понимания прочитанного, необходимо учитывать планы содержания текста: 1) фактический, предметный план и 2) смысл предметного плана.

К предметному плану можно отнести описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, всю событийную линию, значения слов, предложений, абзацев и так далее.

Смысл предметного плана - это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническую сторону навыка чтения составляют следующие компоненты: способ чтения, правильность, скорость или темп чтения, выразительность.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения.

Более других на иные стороны техники чтения воздействует способ чтения. Выделяется пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Чтение по буквам является самым непродуктивным. Самым продуктивным считается чтение словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Он находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания прочитанного. Существуют ориентировочные показатели темпа чтения, которые обозначены программой по чтению, реализуемой учителем.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: 1) замены; 2) пропуски; 3) перестановки; 4) добавления; 5) искажения; 6) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки при чтении возникают по разным причинам:

из-за непонимания или искаженного понимания текста;

в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания;

из-за непонимания значения прочитываемого слова или смысла предложения;

в результате нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознании буквы. Выразительность как компонент навыка чтения определяется

методистами как умение осознанно использовать важнейшие средства выразительности (темп, интонацию, паузы, логические ударения) для выявления содержания, смысла читаемого текста. Ученик при чтении должен суметь вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую ему этим знаком.

Здесь нельзя отождествлять выразительность как составную часть навыка чтения и выразительность как высший тип чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения применяется в школьных условиях преимущественно к художественным произведениям и более всего имеет место на заключительных этапах работы над текстом, когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован и понят учениками.

Итак, комплекс умений и навыков, составляющий полноценный навык чтения, можно представить в общем виде следующей схемой:

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения.

Оценивая глубину и уровень понимания прочитанного, необходимо учитывать планы содержания текста: 1) фактический, предметный план и 2) смысл предметного плана.

К предметному плану можно отнести описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, всю событийную линию, значения слов, предложений, абзацев и так далее.

Смысл предметного плана - это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническую сторону навыка чтения составляют следующие компоненты: способ чтения, правильность, скорость или темп чтения, выразительность.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения.

Более других на иные стороны техники чтения воздействует способчтения. Выделяется пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Чтение по буквам является самым непродуктивным. Самым продуктивным считается чтение словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Он находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания прочитанного. Существуют ориентировочные показатели темпа чтения, которые обозначены программой по чтению, реализуемой учителем.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: 1) замены; 2) пропуски; 3) перестановки; 4) добавления; 5) искажения; 6) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки при чтении возникают по разным причинам:

· из-за непонимания или искаженного понимания текста;

· в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания;

· из-за непонимания значения прочитываемого слова или смысла предложения;

· в результате нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознании буквы. Выразительность как компонент навыка чтения определяется

методистами как умение осознанно использовать важнейшие средства выразительности (темп, интонацию, паузы, логические ударения) для выявления содержания, смысла читаемого текста. Ученик при чтении должен суметь вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую ему этим знаком.

Здесь нельзя отождествлять выразительность как составную часть навыка чтения и выразительность как высший тип чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения применяется в школьных условиях преимущественно к художественным произведениям и более всего имеет место на заключительных этапах работы над текстом, когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован и понят учениками.




Итак, комплекс умений и навыков, составляющий полноценный навык чтения, можно представить в общем виде следующей схемой:


Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о том, каким способом читает ученик и в каком темпе.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Четверг, 02 Августа 2018 г. 20:51 + в цитатник

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения.

Оценивая глубину и уровень понимания прочитанного, необходимо учитывать планы содержания текста: 1) фактический, предметный план и 2) смысл предметного плана.

К предметному плану можно отнести описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, всю событийную линию, значения слов, предложений, абзацев и так далее.

Смысл предметного плана - это то, о чем все это говорит читателю, что всем предметным планом хотел сказать писатель.

Техническую сторону навыка чтения составляют следующие компоненты: способ чтения, правильность, скорость или темп чтения, выразительность.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс чтения.

Более других на иные стороны техники чтения воздействует способчтения. Выделяется пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3) плавное слоговое; 4) плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5) чтение целыми словами и группами слов. Чтение по буквам является самым непродуктивным. Самым продуктивным считается чтение словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Он находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания прочитанного. Существуют ориентировочные показатели темпа чтения, которые обозначены программой по чтению, реализуемой учителем.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, напротив, допускает: 1) замены; 2) пропуски; 3) перестановки; 4) добавления; 5) искажения; 6) повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте, правильно или ошибочно делает ударения в словах.

Ошибки при чтении возникают по разным причинам:

· из-за непонимания или искаженного понимания текста;

· в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова, артикуляционных актов и понимания;

· из-за непонимания значения прочитываемого слова или смысла предложения;

· в результате нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознании буквы. Выразительность как компонент навыка чтения определяется

методистами как умение осознанно использовать важнейшие средства выразительности (темп, интонацию, паузы, логические ударения) для выявления содержания, смысла читаемого текста. Ученик при чтении должен суметь вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую ему этим знаком.

Здесь нельзя отождествлять выразительность как составную часть навыка чтения и выразительность как высший тип чтения.

Выразительное чтение как высший тип чтения применяется в школьных условиях преимущественно к художественным произведениям и более всего имеет место на заключительных этапах работы над текстом, когда он всесторонне рассмотрен, проанализирован и понят учениками.

Итак, комплекс умений и навыков, составляющий полноценный навык чтения, можно представить в общем виде следующей схемой:


Это, прежде всего, умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение, ориентируясь на знаки препинания и содержание. Не следует забывать о том, каким способом читает ученик и в каком темпе.

Читайте также: