Компетенция российской федерации кратко

Обновлено: 02.07.2024

Статья 2. Основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона

1. Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.

2. Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (далее - предмет совместного ведения) - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.

3. Предмет ведения субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции субъектов Российской Федерации.

4. Компетенция органа государственной власти - совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

5. Полномочия органа государственной власти - права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно - властных действий.

6. Договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий (далее - договор) - правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (далее - соглашение) - правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий.

8. Уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации - лицо, уполномоченное конституцией (уставом) или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Федерации.

К ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) принятие и изменение федеральных законов в области охраны здоровья граждан и контроль за их исполнением;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) установление основ федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка и реализация федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) установление структуры федеральных органов управления государственной системы здравоохранения, порядка их организации и деятельности;

5) определение доли расходов на здравоохранение при формировании республиканского бюджета Российской Федерации, формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, определение налоговой политики (в том числе льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет) в области охраны здоровья граждан;

6) управление федеральной государственной собственностью, используемой в области охраны здоровья граждан;

7) природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности;

8) организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, разработка и утверждение федеральных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

9) организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации;

10) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

11) обеспечение единой технической политики в области фармацевтической и медицинской промышленности, утверждение государственных стандартов Российской Федерации, технических условий на продукцию медицинского назначения, организация надзора за их соблюдением;

12) сертификация (регистрация, испытание и разрешение применения) лекарственных и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов и изделий медицинского назначения, сильнодействующих и ядовитых веществ, наркотических, психотропных средств, выдача лицензий на их производство, контроль за их производством, оборотом и порядком их использования; сертификация продукции, работ и услуг; выдача разрешений на применение новых медицинских технологий;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники отечественного производства в РФ, утвержденную приказом Минздрава РФ от 2 июля 1999 г. N 274

13) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области охраны здоровья граждан;

14) разработка единых критериев и федеральных программ подготовки медицинских и фармацевтических работников, определение номенклатуры специальностей в здравоохранении; установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам;

15) установление стандартов качества медицинской помощи и контроль за их соблюдением; разработка и утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации; установление страхового тарифа взносов на обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации; установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;

16) координация деятельности органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

17) установление порядка производства медицинской экспертизы;

18) установление порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

19) установление порядка создания и деятельности комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан;

20) координация научных исследований, финансирование федеральных программ научных исследований в области охраны здоровья граждан;

21) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

Отдельные полномочия в вопросах охраны здоровья граждан, отнесенные к ведению Российской Федерации, могут быть переданы республикам в составе Российской Федерации, автономной области, автономным округам, краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу в порядке, установленном Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности.

Под предметами ведения обычно имеются в виду сферы государственной и общественной жизни, которые находятся в распоряжении соответствующих государств и государственных образований и внутри которых их органы осуществляют те или иные полномочия.

Под полномочиями понимаются права и (или) обязанности государств, государственных образований и их органов по рассмотрению и решению конкретных вопросов в рамках соответствующих сфер (предметов ведения).

компетенция соответственно федерации, ее субъектов, их органов.

Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

44. Формы взаимодействия РФ и ее субъектов. Проблема федерального вмешательства

Взаимодействие Федерации и ее субъектов воплощается как в системе специальных гарантий положения каждой стороны в федеративных отношениях, так и в постоянных контактах органов властиФедерации и ее субъектов.

Компетенция – определяемые К РФ предметы ведения и полномочия органа (органов) гос власти федерального, регионального или местного уровней.

Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самое РФ и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальных вопросах компетенция принадлежит субъектам Федерации. Каждый уровень управления, предусматривает различную степень самостоятельности Федерации и субъектов в процессе принятия решений и реализации властных полномочий.

Анализ решений Конституц Суда РФ позволяет сформулировать след систему общин правовых позиций в области разграничения полномочий, которая включает в себя след положения:

1) Конституция осущ разграничение нормотворчества полномочий федерального и региональных законодателей

2) Отсутсвие фед закона не препятствует субъекту Федерации принять собственный правовой акт по вопросам совместного ведения

3) Конституционное разграничение полномочий может быть конкретизировано фед законодателем

4) Фед законодатель обладает свободой усмотрения при распределении и перераспределении – в соответсвии с обусловленными К РФ принципами и целями государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой гос власти в РФ, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективный механизм реализации конституционных функций гос-ва в сферах общественных отношений, выступающих объектами гос воздействия

5) В сфере совместного ведения РФ и субъектов Федерации полномочия органов гос власти края, области на территории автономного округа осущ в рамках , определенных ФЗ и договором между соответствующими органами гос власти, которые обязаны принять меры для достижения согласия; отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов гос власти края, области на автономный округ.

Действующая К РФ термин компетенция не использует, речь идет о предметах ведения и полномочиях.

Предметы ведения представляют собой определенную сферу общественных отношений, регулируемых нормами права. Полномочия – это права и обязанности гос-ва, органа гос власти по осущ гос-властных действий.

Предметы ведения РФ выступают государственно-правовой формой проявления учредительного характера гос власти. Они охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности гос-ва и общества, принципы и условия функционирования политических, экономических и социальных основ конституционного строя, системы гос власти в РФ, правового положения личности, обороны и безопасности, международных отношений.

Предметы ведения РФ можно подразделить на след основные группы:

1) Предметы ведения учредительно-правового характера: принятие и изменение Конституции РФ, фз, федеративное устройство и территория РФ, фед гос служба, установление системы фед органов гос власти, регулирование и защита прав человека, федеральное гражданство, регулирование и защита прав национальных меньшинств, гражданское, граждан-процесс, арбитражного-процесс законодат, уголовное, угол-проц, угол-исполнит законодат, судоустройство, прокуратура и фед коллизионное право

3) Предметы ведения в сфере обороты и безопасности: оборонное производство, определения порядка продажи оружия и боеприпасов, производство ядовитых веществ, определение статуса и защиты гос границы

4) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: внеш политика и международные договоры РФ, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения РФ

Под предметами совместного ведения РФ и субъектов РФ понимается круг вопросов, сфер общественных отношений, решение или регулирование которых относится к совместной деятельности Федерации и субъектов. При этом принцип равноправия в отношения Федерации и субъектов РФ предполагает ведущую роль Федерации, поскольку по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются фз и принимаемые в соот с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Перечень предметов совместного ведения носит закрытый характер, то есть не подлежит расширению за счёт включения др вопросов.




Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ можно подразделить на след группы:

1) Предметы ведения учредительно-правового характера: установление общих принципов организации системы органов гос власти и МСУ, обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ конституции РФ и фз, защита прав человека, национальных меньшинств, административное, админ-процесс, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодат о недрах, об охране окруж среды, кадры судебных и правоохран органов, адвокатура и нотариат

2) Предмета ведения соц-эконом характера: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами , водными и др природ ресурсами, разграничение гос собственности, природопользование, охрана окруж среды, общие вопр воспитания, образования, науки, культуры, физ культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, соц защита, включая соц обеспечение

3) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: координация международных внешнеэконом связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Компетенция – определяемые К РФ предметы ведения и полномочия органа (органов) гос власти федерального, регионального или местного уровней.

Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самое РФ и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальных вопросах компетенция принадлежит субъектам Федерации. Каждый уровень управления, предусматривает различную степень самостоятельности Федерации и субъектов в процессе принятия решений и реализации властных полномочий.

Анализ решений Конституц Суда РФ позволяет сформулировать след систему общин правовых позиций в области разграничения полномочий, которая включает в себя след положения:

1) Конституция осущ разграничение нормотворчества полномочий федерального и региональных законодателей

2) Отсутсвие фед закона не препятствует субъекту Федерации принять собственный правовой акт по вопросам совместного ведения

3) Конституционное разграничение полномочий может быть конкретизировано фед законодателем

4) Фед законодатель обладает свободой усмотрения при распределении и перераспределении – в соответсвии с обусловленными К РФ принципами и целями государственно-властных полномочий между органами различных территориальных уровней единой гос власти в РФ, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективный механизм реализации конституционных функций гос-ва в сферах общественных отношений, выступающих объектами гос воздействия

5) В сфере совместного ведения РФ и субъектов Федерации полномочия органов гос власти края, области на территории автономного округа осущ в рамках , определенных ФЗ и договором между соответствующими органами гос власти, которые обязаны принять меры для достижения согласия; отсутствие договора не может служить препятствием для распространения юрисдикции органов гос власти края, области на автономный округ.

Действующая К РФ термин компетенция не использует, речь идет о предметах ведения и полномочиях.

Предметы ведения представляют собой определенную сферу общественных отношений, регулируемых нормами права. Полномочия – это права и обязанности гос-ва, органа гос власти по осущ гос-властных действий.

Предметы ведения РФ выступают государственно-правовой формой проявления учредительного характера гос власти. Они охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности гос-ва и общества, принципы и условия функционирования политических, экономических и социальных основ конституционного строя, системы гос власти в РФ, правового положения личности, обороны и безопасности, международных отношений.

Предметы ведения РФ можно подразделить на след основные группы:

1) Предметы ведения учредительно-правового характера: принятие и изменение Конституции РФ, фз, федеративное устройство и территория РФ, фед гос служба, установление системы фед органов гос власти, регулирование и защита прав человека, федеральное гражданство, регулирование и защита прав национальных меньшинств, гражданское, граждан-процесс, арбитражного-процесс законодат, уголовное, угол-проц, угол-исполнит законодат, судоустройство, прокуратура и фед коллизионное право

3) Предметы ведения в сфере обороты и безопасности: оборонное производство, определения порядка продажи оружия и боеприпасов, производство ядовитых веществ, определение статуса и защиты гос границы

4) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: внеш политика и международные договоры РФ, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения РФ

Под предметами совместного ведения РФ и субъектов РФ понимается круг вопросов, сфер общественных отношений, решение или регулирование которых относится к совместной деятельности Федерации и субъектов. При этом принцип равноправия в отношения Федерации и субъектов РФ предполагает ведущую роль Федерации, поскольку по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются фз и принимаемые в соот с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Перечень предметов совместного ведения носит закрытый характер, то есть не подлежит расширению за счёт включения др вопросов.

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ можно подразделить на след группы:

1) Предметы ведения учредительно-правового характера: установление общих принципов организации системы органов гос власти и МСУ, обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ конституции РФ и фз, защита прав человека, национальных меньшинств, административное, админ-процесс, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодат о недрах, об охране окруж среды, кадры судебных и правоохран органов, адвокатура и нотариат

2) Предмета ведения соц-эконом характера: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами , водными и др природ ресурсами, разграничение гос собственности, природопользование, охрана окруж среды, общие вопр воспитания, образования, науки, культуры, физ культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства, детства, соц защита, включая соц обеспечение

3) Внешнеэконом и внешнеполитич предметы ведения: координация международных внешнеэконом связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

Читайте также: