Коммуникативные умения это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. С раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Когда он начинает активную жизнь в обществе, то сталкивается с множеством трудностей и проблем. Они во многом связаны с умением общаться, взаимодействовать с людьми.

Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать конструктивные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное, отзывчивое отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра, что является невозможностью налаживания доброжелательных, дружеских взаимоотношений.

Сфера общения традиционно важное направление исследований внимание исследований. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, психолингвистов (А. А. Леонтьев, специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, 1980, детской и возрастной психологии (B. C. Мухина, Я. Л. Коломинский). Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Андреева Г. М.)

Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. В этом определении обращают на себя внимание два момента: 1 - коммуникативные умения — это именно осознанные коммуникативные действия учащихся, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям младшего школьного возраста; 2 - коммуникативные умения — это еще и способность учащихся управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.

Общим в этих определениях является осознание коммуникативных действий и способность использовать рациональные приёмы в решении коммуникативных задач. При этом в первом определении обращают внимание на осознание, как функцию мышления. Второе определение подчёркивает роль наличия способностей. В педагогике наиболее часто используют первое определение.

По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений (Л. Р. Мунирова).

Психологи выделяют три уровня общения:

- макроуровень, когда общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности.

- мезауровень, когда общение предполагает контакты на определенную тему. Реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать несколько встреч, актов общения и общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т. е. оно представляется процессом.

В дошкольных образовательных организациях имеются возможности для широкого общения со взрослыми людьми и сверстниками. Рассмотрим формы, условия общения в специально организованных условиях.

1. Беседа. Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли в слове, обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитание навыков культуры поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Речевая деятельность ребёнка в беседе отличается от разговора, прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребёнку приходится всё время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи.

Речевая активность детей в беседе - один из показателей её эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей принимали участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанным, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребёнка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать умению вести разговор.

2. Чтение художественных произведений. Должен быть обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями, требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идё т работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонация); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения.

Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. Объяснение незнакомых слов - обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходимо общение по поводу содержания, литературного произведения, личного отношения детей к поступкам героев и др. При правильной постановке вопросов у ребёнка возникает желание подражать нравственным поступкам героев, дети начинают понимать состояния персонажей.

3. Игра. Игра - педагогическая азбука общения. Она имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. В игре формируются начальные формы речевого этикета, самооценки, межличностных отношений, коммуникабельности. В игре происходит развитие паралингвистических средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики. С помощью игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в игре могут быть различные жизненные ситуации. В играх, особенно развивающих, успешно формируются такие коммуникативные умения как умение соблюдать правила культуры общения; умение употреблять и соотносить средства вербального и невербального общения; эмоционально и содержательно выражать мысли, воздействовать на собеседника, используя жесты, мимику, пантомиму.

Таким образом, содержание коммуникативных умений, представляющих собой сложные, осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности к общению, определяется с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности. По содержанию данные умения у старшего дошкольного возраста объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения. Важными условиями и факторами развития коммуникативных умений выступают все виды деятельности, ведущее место среди которых занимает игра.

Развитие ЭМП у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию занятие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию ориентировки в пространстве. Тема: Знакомство.

Коммуникативные игры и методика их организации по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Коммуникативные умения дошкольников и игра Аннотация: В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности,.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира.

Развитие –вокальных способностей детей Старшего-дошкольного возраста. В этой статье мы рассмотрим эту тему с разных сторон по нескольким этапам формирование развитие вокальных способностей у детей. 1. Кратких.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.

Что такое коммуникативные навыки и почему они так важны?

Специалисты, обладающие хорошо развитыми коммуникативными навыками, востребованы во всех отраслях. Умение эффективно общаться помогает избегать недопониманий и конфликтов, быстрее находить решения сложных вопросов и работать продуктивнее. А это, в свою очередь, экономит ресурсы компаний. Поэтому коммуникативные навыки необходимы всем, без привязки к сфере деятельности, должности и опыту. Ведь независимо от того, работаете ли вы разработчиком программного обеспечения или менеджером по продажам, вам необходимо уметь представлять свои идеи другим людям.

Чтобы научиться общаться эффективно, нужно освоить целый ряд навыков. Давайте подробнее остановимся на самых важных из них.

5 главных навыков для эффективного общения.

Конечно же для того, чтобы сделать хорошую презентацию для большой аудитории и чтобы обсудить рабочие вопросы с начальником, нужны разные навыки. Но есть определённые умения, без которых невозможно рассчитывать на эффективное общение в любой ситуации.

Прежде всего, нужно научиться не только слушать, но и слышать. Ведь часто бывает, что вместо того, чтобы сосредоточиться на смысле сказанного собеседником, мы начинаем заранее обдумывать свой ответ. Эффективная коммуникация начинается с умения слушать: быть внимательным на протяжении всего разговора и задавать уточняющие вопросы, если это необходимо. Попробуйте попрактиковаться — и вы будете поражены, насколько это улучшит ваши коммуникативные навыки!

Независимо от того, разговариваете ли вы с кем-то лично, по электронной почте или по телефону, очень важно выражаться чётко и кратко. Чтобы не запутать слушателя и избежать недопонимания, лучше всегда дать себе время подумать и сформулировать то, что собираетесь сказать. Также стоит уделить внимание тому, насколько громко вы говорите. Если голос слишком тихий, собеседники будут плохо вас слышать. А если слишком громкий, это может восприниматься как агрессия.

Под невербальной коммуникацией подразумевается передача информации между людьми без использования речевых сигналов. Язык тела, жесты, мимика, интонации крайне важны в общении. Исследования показывают, что от 70 до 93 процентов информации мы получаем как раз через такие невербальные подсказки. И их правильная интерпретация является необходимым условием эффективного общения.

Эмпатия — ещё один навык, без которого невозможно обойтись. Чтобы по-настоящему понять другого человека, мы должны быть способны поставить себя на его место, распознать его эмоциональное состояние, разобраться в его чувствах. Это позволит адекватно вести разговор.

Также, чтобы общаться эффективно, нужно научиться справляться с собственными эмоциями. Ведь часто случается, что в пылу спора люди говорят что-то такое, о чём позже жалеют. Умение управлять стрессом позволяет сохранять ясность собственных суждений даже во время самых бурных дискуссий.

Все эти навыки — универсальные. Они пригодятся независимо от того, общаетесь ли вы с клиентами, коллегами или друзьями. Но как же их усовершенствовать?

Как развить коммуникативные навыки?

Коммуникативные навыки каждого человека формируются в течение всей его жизни. Но есть множество способов, которые помогут усовершенствовать их довольно быстро. Вот несколько идей для начала.

Понятие коммуникативных умений и принципы их измерения

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира;

б) процесс общения, т.е. передачу информации от человека к человеку;

в) передачу и обмен информацией в обществе в целях воздействия на него.

Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность (Г.М. Андреева [1]). Для того чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

Г.М. Андреева считает, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [1, с.53].

Мудрик А.В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения [8, с. 26].

Казанский Н.Г., Назаров Т.С. определяют коммуникативные умения как систему приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. [ 5, с.28 ]

Исходя из этого, коммуникативное умение – это умение общаться с людьми, то есть способность людей взаимодействовать, переживать, понимать и влиять друг на друга. Применительно к обучающимся ступени начального общего образования коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия, выделенные А.А. Бодалевым [3, с.116].

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Второй критерий – общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение - процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Для диагностирования уровня сформированности коммуникативных умений в исследовании нами были использованы следующие методики:

Формирование коммуникативных умений тесно связано с развитием личностных новообразований в сфере интеллекта и в сфере профессионально значимых характеристик. Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) [1, с.30].

К первой группе умений относятся все аспекты коммуникационной стороны общения (цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания). Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа – интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности, способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие виды умений [1, с. 67]:

Составляющими коммуникативных умений являются:

· умение слушать другого человека;

· умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;

· умение понимать другого;

· умение сопереживать, сочувствовать;

· умение адекватно оценивать себя и других;

· умение принимать мнение другого;

· умение решать конфликт;

· умение взаимодействовать с членами коллектива.

Эти основные умения были конкретизированы Лернером И. Я. и объединены в несколько групп коммуникативных умений [ 6, с.90 ]:

1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно, ее истолковывать. (Безусловно, по отношению к младшим школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями).

2. Умение ориентироваться в отношениях с возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов – в степени близости и в мере доверительности.

3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит.

Умение ориентироваться в ситуации предполагает, в первую очередь, обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев. Обучающийся должен уметь различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.

Анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений. Определенные коммуникативные умения могут быть характерны для определенного возраста, они формируются и совершенствуются в процессе общения и различных его видах и формах.

Таким образом, под коммуникативными умениями будем понимать владение умственными и практическими действиями, которые дают возможность целенаправленного формирования этих умений в процессе учебной коммуникативной деятельности обучающихся.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 384 с.

4. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л.Коломинский. Москва: АСТ, 2010. 448 с.

5. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). Н.Г.Казанский, Т.С.Назарова. М.: Просвещение, 1978. 224 с.

6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980. 96 с.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: НАУКА, 1984. 444с.

8. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова. 4-е изд., доп. Москва: Азбуковник, 2000. 940 с.

10. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, теории и истории (Новое в гуманитарных науках). Санкт-Петербург: ИГУП, 1999. 592 с.

11. Чернов С. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сборник научных статей. 2007. С. 158 - 165.

Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.

Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.

Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.

Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.

Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Коммуникативные навыки взрослых

Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.

Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:

  • Способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их;
  • Способность спрогнозировать ситуацию общения и ее особенности;
  • Способность адекватно реагировать на критические высказывания или на провоцирующее поведение;
  • Способность следовать заданной цели коммуникации;
  • Способность аргументировать свою позицию;
  • Способность отказать, просить;
  • Способность управлять взаимодействием для получения необходимой информации от собеседника;
  • Способность оказывать и принимать внимание, сочувствие, поддержку;
  • Способность идти на контакт и правильно реагировать на попытки вступления в контакт;
  • Способность создавать атмосферу доверия и сплочённости в рабочем коллективе, в кругу семьи или друзей.

Нарушения развития коммуникативных навыков

На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:

Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.

К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Способы развития коммуникативных навыков взрослых

Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.

К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:

Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.

Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.

Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления. Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.

Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.

Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:

Читайте также: