Химеры это в архитектуре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Откуда повелось украшать стены готических соборов диковинными фигурами, почему они так разнообразны (считается, что во всей Франции не найти двух одинаковых), и как вообще вышло так, что на стенах храмов появились изображения чертей, драконов, а то и просто людей в непристойных позах; а также о том, почему знаменитые химеры собора Парижской Богоматери одновременно годятся и не годятся на роль символов времени соборов

Сначала поговорим немного о терминологии.

Гротески и химеры - это на самом деле одно и то же: статуи фантастических или мифических существ, которые устанавливались на фасадах в декоративных целях.

Одна из знаменитых химер собора Парижской Богоматери; на самом деле, они появились на фасаде собора только в XIX веке - но об этом ниже

Одна из знаменитых химер собора Парижской Богоматери; на самом деле, они появились на фасаде собора только в XIX веке - но об этом ниже

Гаргульи , они же горгульи и гаргуйли (все три варианта написания - правильные!) - гротески, нагруженные полезной работой: отводом дождевой воды. Чаще всего они лежат горизонтально, таким образом, сильно вынесены вперед и резко выделяются на фоне здания, сразу обращая на себя внимание.

Само слово "гаргулья" - от французского gargouille , происходящего, в свою очередь, от латинского gurgulio, gula, gargula ("горло"), от корня gar , "глотать". Получившееся слово по звучанию напоминает журчание воды, так что оно очень хорошо подходит для обозначения фигуры, как бы глотающей воду и затем изрыгающей ее. Функциональная же роль гаргулий частично объясняет, почему использовались изображения разных существ: сложно представить, чтобы ангел лежал на животе и изрыгал воду, а вот дракон, черт или лев вполне могут!

В Средние века и гротески, и гаргуйли назывались часто одним словом - babewyn , от итальянского babbuino - "павиан". И действительно, чаще всего это были смешные и необычные изображения, не обязательно фантастических существ - встречались и вполне обычные животные.

Могли быть и фигуры людей:

Гаргулья-лютнист на фасаде собора святого Вита, Прага; можно разглядеть конец водосточной трубы во рту фигуры

Гаргулья-лютнист на фасаде собора святого Вита, Прага; можно разглядеть конец водосточной трубы во рту фигуры

Встречаются и совсем неожиданные решения - посмотрите на фигуру слева:

Как рассказывают во Фрайбурге, когда горожане скидывались на строительство собора, один бюргер не очень торопился расставаться с золотом. В отместку строители собора изготовили фигуру человека и развернули стратегической частью в сторону его дома. Не стоит ссориться со строителями, особенно строящими что-то на века.

Непристойно, зато весело: типичное народное искусство Средневековья! Собор всегда был общим делом - деньги на постройку жертвовали и знать, и простые горожане, на строительстве работали те же окрестные крестьяне, что возделывали поля, на витражах соборов были, помимо библейских сюжетов, портреты графов и королей - и изображения ремесленников за работой. Поэтому и на фасадах органично смотрелись рядом торжественные статуи святых и гротескные фигуры.

А откуда вообще взялся обычай украшать стены фантастическими фигурами? По легенде - от святого Ромена, епископа Руанского, и его охоты на дракона , которого звали Гаргуй. Отыскав и победив дракона, епископ Ромен привел его в Руан, где чудовище было сожжено, но голова и шея его на костре не сгорели, потому что были закалены пламенем самого дракона, вот их и установили на стене городского собора.

Но драконья охота епископа - это VII век, а гаргульи впервые появились уже в XIII веке - на фасаде собора в Лаоне, так считал Эжен Виолле-ле-Дюк, французский архитектор и реставратор XIX века, работе которого обязаны своим существованием по сей день многие памятники средневековой архитектуры. Вот что, кстати, он писал о гаргульях:

Почему же на фасадах зданий, в том числе на наших больших соборах, мы так часто встречаем этих тварей — реальных и вымышленных? Здесь стоит вспомнить то, что мы уже сказали ранее о склонности светского жанра, воздвигшего эти сооружения, видеть в них подобие конспекта мироздания, подлинный космос, энциклопедию, заключающую в себе всё творение — и не по одной лишь идее, но и во вполне последовательном воплощении.

В Средние века собор должен был быть своего рода энциклопедией в камне, причем энциклопедией для в основном не умеющих читать людей. Поэтому на стенах изображались не только сцены из Ветхого и Нового завета, но и бытовые сцены (например, работ времен года), великие ученые прошлого, а также разные животные и птицы - таким образом, получалась одновременно библиотека человеческого знания и отражение безграничности Творения. Высокое Средневековье ознаменовалось как раз новым интересом к познанию мира и возникновением множества школ (некоторые из которых позднее превратились в университеты), включая школу при Шартрском соборе.

Виолле-ле-Дюку же, кстати, обязаны своим существованием знаменитые химеры собора Парижской Богоматери, которые стали прямо-таки символом готической архитектуры - хотя появились они на его фасаде только в ходе реставрации в XIX веке!

Эжен-Эмманюэль Виолле-ле-Дюк - фигура, роль которого в истории сложно переоценить. Восстановление памятников средневековой архитектуры было делом практически всей его жизни; именно он восстановил замок Пьерфон, цитадель Каркассона, собор Сен-Сернен в Тулузе и собор Парижской Богоматери - и это только немногие из его работ. Но в его методе была одна особенность, вызывавшая справедливую критику: он считал, что при реставрации следует не возвращать зданию его историческую форму, а придавать идеальную. Поэтому при реставрации собора Парижской Богоматери он решил украсить балюстраду фигурами сидящих животных и птиц - и они действительно удачно вписались в архитектурный ансамбль собора, даже не слившись с ним в единое целое, а просто став его частью.

И современные реставраторы иногда решают не делать копии средневековых гаргулий и гротесков, а использовать современных монстров (особенно когда средневековая фигура или хотя бы ее подробные описания не сохранились). Иногда это кажется спорным решением, но это всегда необычно и мгновенно привлекает внимание - все как когда-то в Средние века.


Гаргулья (фр. gargouille ), или горгулья [1] — это драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции, в реке Сене. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Святой Роман, архиепископ Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане.

Впоследствии мастера вырезали изображения горгульи на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий.

Скульптуры в виде горгулий (или химер) украшают храмы, построенные в готическом архитектурном стиле.

Гаргульи в популярной культуре

Гаргульи упоминаются в произведениях жанра фэнтази. Обычно представляются как живые существа с каменным телом. Так, в серии книг Асприна про корпорацию МИФ один из второстепенных персонажей — горгул (горгулья мужского пола) по имени Гэс. В книгах Пратчетта про Плоский мир горгульи — одна из населяющих его разумных рас. В компьютерных играх, чье действие происходит в фентазийных мирах, также иногда присутствуют гаргульи. Например, в играх серии

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Химера (архитектура)" в других словарях:

Химера — У этого термина существуют и другие значения, см. Химера (значения). Химера из Ареццо этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция … Википедия

Химера — орнаментальная эмблема. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь

Этруск — Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренция Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci … Википедия

Этрусски — Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренция Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci … Википедия

Этруссы — Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренция Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э., музей Виллы Джулиа, Рим Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci … Википедия

Этрусское искусство — охватывает период IX II в. до н. э. Содержание … Википедия

Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть


В России их встретить достаточно сложно. Но стоит очутиться в Европе, и они смотрят на путешественников сверху вниз – со стен храмов и прочих зданий. Гаргульи – то страшные, то смешные, то агрессивные, то несчастные – обитают чаще всего на готической и романской архитектуре, но можно их встретить даже на современных зданиях.

Знаменитые гаргульи и химеры, украшающие или устрашающие экстерьер Собора Парижской Богоматери.

Легенда о Гаргулье появилась на территории современной Франции и датируется VII веком нашей эры. Согласно легенде неподалёку от Реана, в логове в болотах на берегу Сены жил то ли змей, то ли дракон. Он терроризировал местных жителей и нападал на суда, которые шли по Сене. Чудище извергало из пасти то огонь, то мощные потоки воды. Каждый год, чтобы как-то защититься от свирепого зверя, жители Руана приносили ему жертвы. Звали дракона Gargouille. И бесчинствовала Гаогулья до тех пор, пока не явился Святой Роман и не усмирил её.

Гаргульи на Соборе Парижской Богоматери.

Химеры Собора Парижской Богоматери.

История эта весьма занимательна. Когда епископ Роман решил изловить Гаргулью, то прийти ему на помощь согласился только один человек – преступник, которому терять было нечего, поскольку его уже осудили на смертную казнь. Этого преступника и использовал Святой Роман в качестве приманки, отправив его в логово чудовища. Гаргулья учуяла человеческих дух и вышла из логова, чтобы полакомиться, но тут епископ лишил её воли при помощи святого креста и молитвы. Гаргулья с покорностью легла у ног святого, и он привёл покорившегося зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр.

Гаргульи Сен -Дени.

Гаргульи на храме Sint-Petrus-en-Pauluskerk в Остенде, Бельгия (слева) и на Ульмском соборе, Германия (справа).

Гаргульи на храме Sint-Petrus-en-Pauluskerk в Остенде, Бельгия (слева) и на Ульмском соборе, Германия (справа).

Гаргулья Йоркского собора.

Хвост и туловище Гаргульи сгорели, а вот глотка то ли оказалась жаростойкой, то ли епископ распорядился её не сжигать – сегодня не разберёшься. Городу с глоткой прикрепили в назидание другим драконам к Руанскому собору, чтобы продемонстрировать нечисти, что случается с теми, кто вредит людям.

Гаргулья в Вестминстерском аббатстве в Лондоне.

Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Начиная с XI века изображения гаргулий люди стали вырезать из камня на наружных стенах готических и романских построек. Не исключено, что делали такие фигуры и раньше из дерева, но этот материал не имел никаких шансов сохраниться до времён научного описания.

Современная химера в Валенсии Испания.

Люди не просто усаживали гаргулий на здания, а придумали им работу – извергать воду. Их изваяниями оформляли водостоки. Так, отводя потоки дождевой воды от стен зданий, они начали приносить пользу людям. Ведь вода, выбрасываемая из пасти гаргулий, падала на расстояние от стен, поэтому фундамент не подмывало. Правда, с XVIII века люди освободили гаргулий от тяжёлой работы по сливу воды, начав использовать водостоки. А старушки-гаргульи стали элементом архитектурного декора. Зато каким ярким!

Гаргулья Сен-Жермен-л

Стоит отметить, что с течением времени облик гаргулий существенно менялся – к змеям и драконам добавились различного рода угрожающие люди, птицы, мифические создания и их гибриды в самых невероятных сочетаниях.

Гаргульи на фасаде Саратовской консерватории.

P.S. По поводу гАргулья или гОргулья стоит отметить, что лингвистические словари не фиксируют это слово. В соответствии с этимологией следует писать через А (фр. gargouille). Но в Википедии это слово зафиксировано с написанием через О, что, на наш взгляд, не вполне верно.

Стоит отметить, что звери-химеры вдохновляют многих художников. Чего только стоят странные животные Эндрю Ланкастера .


На многих здания прошлых эпох есть необычные страшные фигуры химера и горгулья. Конечно, все они изначально несли смысловую или даже магическую нагрузку. Сегодня же, мы просто восхищается красотой и необычностью этих монстров, а когда-то было точно известно, какая из фигур для чего и что означает.

Например, химера. Она такая разноликая пугающая, завораживающая и весьма распространённая в Европе. Или не менее выразительная всем известная горгулья.

Химера и Горгулья IMG_7442

Легенды и мифы городов:

Химера – магическое существо, охраняющее здание от вампиров и злых сил. Соединяет в себе несколько животных сразу. По преданию, по ночам они летают вокруг здания и создают магический кокон, не позволяющий другим магическим существам завладеть душами и телами жителей этого дома. Они охраняют достаток и здоровье. Поэтому их часто можно было увидеть на домах богатых жителей и даже на зданиях на банков тех времен.

химера P1280413

Что может химера

Но были и особенности: если у фигуры химеры что-то отламывалось, то это означало, что она пострадала в ночной битве. У неё портился характер, поэтому, чем быстрее её чинили, тем лучше, иначе она обращала свой взор на свое здание. Например, в нем сначала начинали биться стекла, а если и это было непонятно хозяевам, то случалось что-то более серьезное. Самыми знаменитыми Химерами считаются готические химеры, которые не похожи на свой многоликий древнегреческий прототип. Эти Химеры приобрели всемирную известность благодаря статуям Собора Парижской Богоматери в Париже. Там установлены человекообразные фигуры с крыльями летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями. И все это разнообразие бестиария украшает высокие башни.

Химера и Горгулья DSCN3763

Две химеры у ворот — стражники на высоких колоннах

Предания о химерах

Древние греки считали, что Химера вызывает штормы, опасности на земле и на море. Средневековые архитекторы отошли от магической сущности этого чудовища, и стали использовать химеру в качестве аллегорического воплощения человеческих грехов (падшие души, которым был запрещен вход в церковь и которые были превращены в камень за все свои земные грехи). Но конечно, любая легенда – это легенда. Но сочетание в одном теле двух и более наборов ДНК у животных и людей, так и назвали химеризм. Так, химеры живут среди нас и даже сами могут не знать об этом.

химера P1280402

В современной архитектуре редко можно встретить такие украшения. Но если постараться, то можно увидеть этих загадочных существ и на вполне современных зданиях. Например, высокие билдинги Торонто украшают крылатые химеры вполне готического стиля. На многие реставрируемые здания также устанавливают этих необычных существа. Но вы не увидите их стоящими на земле, им нужна высота. Они летают, как крупные птицы, сверху вниз. И плюс, наблюдать сверху всегда удобнее. В некоторых старинных бестиариях было подробно описано, как они летают, когда активны и т.д.

Химера и Горгулья IMG_1840

Кто такие горгульи

Ну, а дальше понеслось. Писатели фэнтэзи и не только, современные режиссеры, и архитекторы, все стали использовать этот элемент и символ свирепости. На самом деле даже современным зданиям эти летающие монстры придают оригинальность и индивидуальность.

 Горгулья 2012

Это современная горгулья

Маленькие города сохранили уникальные старинные здания, спрятанные среди домов и застроек.

Готика и современность

Сегодня множество зданий украшены горгульями, хотя их значительно меньше чем еще сто лет назад. Так сегодня только ленивый не изобразил жуткую горгулью в своих фильмах, или рассказах. Но, как бы то ни было, это существо вполне молодое и не имеет отношения к древним мифам. В готический период в искусстве такие украшения несли зашифрованное послание людям. Высоко возвышаясь и глядя злобно сверху на людей, они напоминали им о тленности бытия и о том, как мелок и ничтожен человек. Бояться и смиряться — вот главное для маленького человека. А кто ослушается, того ждет страшная кара.

Химера и Горгулья P1010201

Современный билдинг в Торонто. Эта горгулья не отводит воду, она охраняет дом

Химера и горгулья на соборах Европы

Величественные соборы Европы — это монументальные по размаху и самоуверенности здания. И все они, без исключения, усеяны фигурами химер, горгулий, гриффонов и других стражей. Например, римско-католический готический собор в городе Кельн, который строился почти 600 лет. Сегодня много исследователей с помощью сверхсовременной аппаратуры пытаются понять: как такое было возможно построить? Только сейчас появилось оборудование, способное просканировать лазером стены и фундамент. И это сканирование дало представление о том, почему при высоте 157 метров и сплошных окнах, он не рухнул и стоит до сих пор. Все шпили и фронтоны этого собора усеяны мифическими существами, от горгулей и химер до падших ангелов, сторожащих души оступившихся людей. Внутри этих соборов люди и так чувствовали себя букашками, а тут ещё эти стражи с недобрым взглядом глядят на тебя сверху. Поневоле начнешь каяться и бояться. Химера и Горгулья помогали внушать почтение зданиям.

Химера и Горгулья DSCN2982

Химера и Горгулья — стражи зданий

Мифические стражи сегодня — будет ли у них завтра?

С каждой эпохой в архитектуре такие украшения то появляются, то исчезают в большом количестве городских легенд и мифов. Конечно, современный мир сильно изменил внешний вид городов и даже старинных зданий. Но никто не отменял символы и красивые украшения. Вне всякого сомнения, они придают городам колорит и оригинальность, характер и акцент улиц. И мы почти сразу узнаем города по характерным зданиям, архитектуре и стилям. А всем известные французкие горгульи будут еще много веков будоражить фантазию как жителей, так и гостей города.

страшные истории

Они — стражи дома

Что и кто сидит на здании

Иногда мы видим как на домах, храмах и других архитектурных произведениях устроились различные мифические существа. Как кого зовут — не разберется, наверное, никто. Потому, что сегодня в архитектуру Европы вплелись символы Китая, Индонезии и других стран. А вы пробовали сообразить, кто это там сверху? И согласитесь, трудно дать этим существам какую то классификацию или сразу вспомнить имя. Ты кто? Действительно, часто на этот вопрос сегодня нет ответа даже у специалистов. Но всё равно красиво и завораживает взгляд. А вот химера и горгулья все таки остаются сегодня самыми узнаваемыми на зданиях, и мы часто их видим в архитектуре.

Мистика
Химера и Горгулья IMG_6747

А вам нравятся эти необычные жители крыш и франтонов домов?

Читайте также: