Коммуникативные искажения личности юриста кратко

Обновлено: 04.07.2024

24. Роль внешних факторов в повышении эффективности юридического труда

Правоохранительная деятельность предъявляет личности юриста весьма разнообразные требования и создает систему профессиональных умений и навыков:

1) к организационной стороне можно отнести навыки организации рабочего времени, умение организовывать ревизию, экспертизу, руководить осмотром или обыском;

2) к коммуникативной стороне можно отнести, например, навыки владения как собственными эмоциями, так и эмоциями допрашиваемого и др.;

3) к социальной стороне можно отнести педагогические навыки, навыки лектора;

4) к реконструктивной стороне можно отнести навыки быстрого изучения уголовных дел и материалов, навыки моделирования или планирования;

5) к удостоверительной стороне можно отнести, например, навыки составления процессуальных документов, навыки быстрой машинописи, работы с компьютером и др.;

6) к поисковой стороне можно отнести, например, навыки концентрации внимания и наблюдения в период проведения следственного действия, умение по поведению обыскиваемого определить местонахождение спрятанных предметов и др.

На повышение эффективности юридического труда помимо личных качеств юриста большое влияние оказывает и внешняя обстановка:

1) условия проведения следственных действий и некоторые обстоятельства, предшествующие самому следственному действию, например допросу. Необходимо определить группу внешних обстоятельств, которые положительно повлияли бы на ход проведения допроса. К ним можно отнести такие обстоятельства, как:

а) обстоятельства вызова на допрос;

б) внешний вид здания, кабинета, где производится допрос;

в) наружность и поведение допрашивающего;

г) внешняя организационная сторона допроса;

д) своевременное начало допроса.

В кабинете следователя ничто не должно отвлекать допрашиваемого. Кабинет следователя должен быть хорошо освещен. Следователь должен хорошо видеть допрашиваемого, для того чтобы внимательно наблюдать за его мимикой и жестикуляцией. Ни в коем случае недопустима ситуация, когда два и более следователей ведут допросы в одном кабинете;

2) обеспечение юристов хорошо оборудованными помещениями, транспортом, новейшими средствами фиксации и т. д.;

3) внедрение новой и современной техники, организация труда юристов и приобретение специальных навыков, которые определяют уровень профессионализма юриста;

4) подбор кадров и воспитание в них необходимых качеств, которые нужны для профессионального использования своих полномочий.

25. Личность юриста

Личность - это индивид, как носитель определенных качеств, которые выражаются в социально опосредованном, индивидуальном и своеобразном понимании окружающего мира, отношении к нему и связанной с ним активности.

Под личностью юриста понимается субъект, который призван осуществлять профессиональную юридическую деятельность и затрачивать на нее свои усилия, время. Юрист не будет хорошим профессионалом, если он обладает только знаниями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. Он должен иметь определенное мировоззрение. Без справедливости деятельность юристов в правовой сфере теряет свой смысл. От юристов требуются такие качества, как объективность и беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека с учетом презумпции невиновности. Личность юриста должна включать в себя механизм оценки внешнего мира. При осуществлении юридической деятельности определенных успехов может добиться человек, обладающий соответствующими взглядами на жизнь. Юристы должны отличаться высокой культурой и потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Анализ структуры личности юриста должен обеспечить изучение и оценку личности юриста на следующих уровнях:

1) выявление системы качеств и свойств, соотносимых с профессией юриста, которые влияют на его профессиональную деятельность;

2) характеристика реально существующей системы свойств и качеств личности, которая создает профессиональный портрет и профессиональный социальный тип;

3) анализ необходимости реальных и мнимых, этических, нормативно-правовых требований общества, предъявляемых к личности юриста. В структуре личности юриста выделяются такие группы свойств, как:

1) мировоззренческие свойства, к которым относятся:

а) общепринятые социальные ценности личности, ее основные права и свободы;

б) правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству;

в) этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание;

2) интеллектуально-мыслительные свойства, к которым относятся общие профессиональные знания, способность правильного решения мыслительных задач, способность юриста к обучению, способность концентрироваться на предмете познания, наблюдательность и др.;

3) психологические свойства, к которым можно отнести психологическую восприимчивость, правдивость, способность противостоять реальным и мнимым угрозам и др.;

4) физические свойства - возраст, состояние здоровья.

26. Профессиональная этика и структура личности юриста

Профессиональной этикой называют нормы поведения, которые гарантируют нравственный характер взаимоотношений между людьми, вытекающие из их профессиональной деятельности. Существуют специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности, несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали общества. Юридическая деятельность представляет собой сложный и трудный вид правовой деятельности, который требует большого терпения, самоотдачи, интеллектуального и физического напряжения, добросовестности, глубоких профессиональных знаний и высокой ответственности. Деятельность юристов основывается на строжайшем соблюдении норм закона.

Труд юристов имеет отличительные черты от труда большинства людей других профессий. Юридические профессии характеризуются чрезвычайным разнообразием решаемых задач.

Каждое новое дело для юриста представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблонов он будет использовать при разрешении дела, тем больше вероятность нахождения истины. При всей своей сложности и разнообразии юридическая деятельность полностью регулируется нормами закона, и этот факт накладывает отпечаток наличность каждого юриста. При планировании своей деятельности каждый юрист должен мысленно сопоставить свои решения с нормами законодательства, которые регламентируют эти решения. Среди юридических профессий есть такие, занятие которыми требует призвания, образования и большого жизненного опыта, а также профессиональных навыков и умений. Большинство юридических профессий характеризуется высокой степенью эмоциональной напряженности труда. Чаще всего это эмоции отрицательные, но юристу необходимо уметь их подавлять.

В юридической деятельности необходимы прежде всего повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение дополнительных норм поведения. Успешное выполнение юристами своих профессиональных обязанностей является соединением квалифицированности юриста с глубоким чувством ответственности и способностью безукоризненно выполнять свой профессиональный долг.

Профессиональная этика требует от юристов неподкупности, точного исполнения законодательства, соблюдения принципа равенства всех граждан перед законом. Высоких результатов в юридической профессии могут добиться юристы, которые обладают соответствующей психологией, т. е. они должны отличаться высокой культурой, соответствующим интеллектуальным и нравственным потенциалом, способностью правильно пользоваться своими знаниями, трудолюбием, гражданской позицией, уважающей права и свободы человека, и др.

27. Предмет и задачи криминальной психологии

Криминальная психология изучает психические закономерности личности преступников, которые связаны с формированием преступной установки, возникновением преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также формирование преступного стереотипа поведения. Криминальная психология исследует личность преступника и преступной группы, разнообразные психологические пути воздействия на личность и группу. Изучение личности преступника необходимо прежде всего в связи с потребностями практики борьбы с преступностью. Помимо этого, в особом разделе криминальной психологии изучаются психологические аспекты неосторожной преступности, а также исследуется бытовая и профессиональная неосторожность. Для криминальной психологии наиболее характерен подход, который позволяет глубже изучить поведение индивида в развитии, но для этого нужно исследовать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и различные предшествующие этим действиям события.

Выделяют следующие биологические предпосылки, оказывающие отрицательное влияние на поведение человека:

1) патологию биологических потребностей;

2) нервно-психические заболевания, к которым относят психопатии, неврастении, пограничные состояния, которые повышают возбудимость нервной системы;

3) наследственные заболевания;

4) психофизиологические нагрузки и конфликтные ситуации.

Биологическая подструктура не свободна полностью от влияния окружающей среды. Преступниками не рождаются, а становятся. Поэтому в формировании преступных качеств главное место занимают социальные факторы: воспитание, обучение и т. д.

На преодоление негативных предпосылок поведения оказывают влияние:

1) размер санкций (социальных, правовых, моральных), которые следуют в связи с тем или иным вариантом поведения индивида;

В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, поддерживать с ними на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Для того чтобы эффективно участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Говоря о закономерностях общения, необходимо исходить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, обусловленном объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т.д.).

Социальная роль - это определенное фиксированное положение конкретного человека в системе его межличностных отношений.

Кроме того, на ролевые отношения сторон с присущим каждому партнеру индивидуальным стилем исполнения большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус - это положение, авторитет человека в обществе, той или иной социальной группе. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т.д.

В структуре общения выделяют три его взаимосвязанные стороны: коммуникативную(вербальное и невербальное общение), состоящую в обмене информацией между людьми; Весьма внимательно следует относиться к нарушениям речи, которыми являются:

а) логорея - повышенная речевая активность, многословие, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

б) персеверация - многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

в) разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

г) излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

д) резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности1.

Некоторые авторы, например известный австралийский специалист по "технологиям общения" Алан Пиз, полагают, что с помощью невербальных средств коммуникации передастся до 55-65% (и более) информации. Значение их настолько велико, что если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, оказываются рассогласованными (неконкурентными), то люди в большей мере полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего "Я".

перцептивную, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними психологического взаимопонимания;

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему. Г. М. Андреева называет эмпатию аффективным "пониманием", поскольку партнер по общению не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".

Рефлексия - это процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером но общению; своего рода размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: "Я думаю, что он думает, будто я думаю. и т.д."1. Таким образом, содержательной стороной рефлексии в данной ситуации является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению относительно друг друга.

эффект ореола стереотипизация, первое впечатление, эффект края,

интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия, совместных действия (деятельности) партнеров общения.

В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, поддерживать с ними на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Для того чтобы эффективно участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.




Говоря о закономерностях общения, необходимо исходить из того, что в процессе общения юрист всегда выступает в определенном социально-правовом контексте, обусловленном объективно заданной ему социальной ролью (следователя, прокурора, судьи и т.д.).

Социальная роль - это определенное фиксированное положение конкретного человека в системе его межличностных отношений.

Кроме того, на ролевые отношения сторон с присущим каждому партнеру индивидуальным стилем исполнения большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус - это положение, авторитет человека в обществе, той или иной социальной группе. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т.д.

В структуре общения выделяют три его взаимосвязанные стороны: коммуникативную(вербальное и невербальное общение), состоящую в обмене информацией между людьми; Весьма внимательно следует относиться к нарушениям речи, которыми являются:

а) логорея - повышенная речевая активность, многословие, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

б) персеверация - многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

в) разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

г) излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

д) резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности1.

Некоторые авторы, например известный австралийский специалист по "технологиям общения" Алан Пиз, полагают, что с помощью невербальных средств коммуникации передастся до 55-65% (и более) информации. Значение их настолько велико, что если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, оказываются рассогласованными (неконкурентными), то люди в большей мере полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Среди невербальных средств общения особое значение имеет контакт глаз (визуальный контакт) между партнерами, существенно дополняющий вербальную коммуникацию, помогающий раскрытию ими своего "Я".

перцептивную, т.е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними психологического взаимопонимания;

Эмпатия в отличие от рационального понимания поведения человека предполагает эмоциональный отклик, своеобразное прочувствование того, что он переживает, сочувственное отношение к нему. Г. М. Андреева называет эмпатию аффективным "пониманием", поскольку партнер по общению не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".

Рефлексия - это процесс осознания индивидом того, как он воспринимается партнером но общению; своего рода размышление, связанное с анализом собственных рассуждений и выводов, примерно такого типа: "Я думаю, что он думает, будто я думаю. и т.д."1. Таким образом, содержательной стороной рефлексии в данной ситуации является процесс мышления, охватывающий не только ход собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений своего партнера по общению относительно друг друга.

эффект ореола стереотипизация, первое впечатление, эффект края,

интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия, совместных действия (деятельности) партнеров общения.


Аннотация
Общение как основа любой человеческой деятельности играет важную роль в профессиональном становлении личности будущего специалиста. Знание основных закономерностей процесса общения, понимание его сущности, владение навыками коммуникации, умение применять их обуславливают результат профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность юриста имеет свою специфику, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на деловое профессиональное общение. В связи с этим, уже на стадии подготовки будущих специалистов необходимо уделять особое внимание формированию и развитию коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.


Abstract
Communication as the basis of any human activity plays an important role in professional formation of the future specialist. The knowledge of the main regularities of a process of communication, understanding of its essence, possession of skills of communication, ability to apply them cause result of professional activity.
Lawyer’s professional activity has its own specificity that, in turn, marks an imprint on business professional communication. In this regard, at a stage of training of future lawyers it is necessary to pay special attention to formation and development of communicative competence of students of law departments.

Роль общения в жизни человека неоценима. Это неотъемлемая часть его деятельности, одно из условий существования и успешной социализации в обществе. Общение – не только источник получения необходимой информации, но и способ выражения собственных мыслей. За счет коммуникации происходит формирование и развитие личности. Общаясь, человек расширяет свой кругозор, способен выражать свои эмоции, переживания, может поделиться мыслями, идеями, планами на будущее.

Процесс общения подразумевает межличностное взаимодействие, в котором двое и более человек вступают в контакт друг с другом. При таком взаимодействии происходит передача и обмен информацией. Участники общения получают новые знания, опыт, приобретают необходимые навыки и умения.

Нельзя говорить о процессе общения только, как о речевом акте. Общение может быть вербальным и невербальным. Средства невербальной коммуникации также являются важным способом для получения нужной информации. Считается, что человек получает основной объем информации через взгляды, жесты, мимику, и лишь 8 % в процессе речевого общения [1, c. 12-17]. Использование этих средств способствует более четкому пониманию, восприятию ситуации, помогает вовремя адаптироваться, отреагировать на действия партнера по общению.

Что касается, профессиональной деятельности человека, то общение в этой сфере является одним из главных условий, обеспечивающих ее успешность. Психологи отмечают, что 15 % делового успеха составляют профессиональные знания специалиста, а остальные 85 % – способность и умение общаться [2]. Таким образом, общение оказывает огромное влияние на профессиональную деятельность человека. С учетом этих данных нужно помнить, что существуют профессии, в которых коммуникация является основной составляющей рабочего процесса.

С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев рассматривают деятельность в отрыве от психического состояния субъекта. Согласно их теории, деятельность тесно связана с потребностью и мотивом и возникает при их актуализации. Потребность относится к внутреннему психическому состоянию человека, а мотив и деятельность – это внешнее проявление психики субъекта [4].

Л.Б. Ительсон в своих работах дает определение деятельности как внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека [5].

Все определения, так или иначе, указывают на то, что деятельность связывает человека с внешним миром. Сама по себе деятельность является сложным психическим процессом. Это цепь последовательно совершающихся действий, в которой структурная составляющая – отдельное действие. Каждая такая операция направлена на выполнение определенной задачи, а в целом – на реализацию цели. Именно цель определяет вид деятельности. В настоящее время ученые-психологи относят к основным видам деятельности игровую, учебную и трудовую деятельность. Трудовая деятельность направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, на создание общественно полезных продуктов, ценностей. Это ведущая, социально значимая деятельность человека, выполнение которой требует от человека специальных знаний, навыков и умений. Но, как было сказано выше, успех в профессиональной сфере во многом зависит от степени, уровня развития коммуникативных умений у специалиста. Коммуникативная деятельность является основой профессиональной деятельности и напрямую влияет на ее результат.

Коммуникативная деятельность – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [7].

Субъектом коммуникативной деятельности может быть отдельная личность или группа людей.

Коммуникативная деятельность личности рассматривается в единстве трех уровней:

- общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности,

- общение с группой (коллективом) – как личностно-групповой,

- общение с массой – личностно-массовый.

Согласно концепции А.Н. Леонтьева коммуникативная деятельность, состоит из следующих структурных компонентов [9]:

Предмет коммуникативной деятельности – человек, партнер по общению;

Потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

Коммуникативные мотивы это то, ради чего предпринимается общение;

Действия общения это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);

Задачи общения это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

Средства общения это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

Продукт общения это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Также в процессе общения выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

- интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми;

- перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения представляет собой процесс непосредственного обмена информацией между участниками общения. Данный процесс проходит в двух основных формах: вербальной и невербальной.

1. Вербальная коммуникация – устная словесная коммуникация. Этот вид коммуникации предполагает использование речи, как средства обмена информацией. Речь, являясь важнейшим достижением человечества за всю историю его существования, органично переплетается с другими видами деятельности человека. Помимо того, что речь отличает человека от животных, она также является индивидуальной особенностью каждого человека, отражает его социально-психологическое состояние, мышление, отношение к действительности. Речевое общение, как и любая другая активность человека целенаправленно. Каждое высказывание имеет свой мотив, цель.

2. Невербальная коммуникация – процесс передачи информации с помощью жестов, взглядов, выражения лица. К невербальным символам, знакам, используемым для передачи информации, также можно отнести позы участников общения, их положение в пространстве, темп речи, паузы, интонация, тембр голоса. Все эти сигналы сопровождают речевое высказывание, помогая более точно определять смысл передаваемой информации. По выражению лица, по тону высказываний, по движениям можно определить эмоциональное состояние собеседника, готовность к беседе, понять, заинтересован ли он в продолжении разговора.

Ученые считают, что общение не может быть полным, эффективным без использования средств невербальной коммуникации. Их основная ценность состоит в том, что все эти сигналы, знаки по своей природе бессознательны, спонтанны, а значит, указывают на реальное отношение собеседников к ситуации общения, в то время как речевое общение является полностью сознательным, контролируемым актом.

Перцептивная сторона общения представляет процесс восприятия партнерами по общению друг друга и как результат установление взаимопонимания. Перцепция очень важна в коммуникации, поскольку от того, какое впечатление сложится у собеседников друг о друге, зависит эффективность самого общения. При восприятии собеседника, оценке его поведения у человека также формируется представление и о самом себе.

Межличностная перцепция осуществляется разными способами, к одним из которых можно отнести идентификацию (попытку поставить себя на место собеседника). Такой простой, довольно часто использующийся прием помогает составить предположение о внутреннем состоянии человека.

Еще одним способом познания другого человека является эмпатия. Это также довольно распространенный способ познания другого человека. Однако если при идентификации человек сознательно пытается осмыслить проблемы партнера по общению, то при эмпатии он стремится эмоционально откликнуться на проблему. Эмпатия ведет к изменению сознания человека, позволяет мыслить и действовать с позиции собеседника. Таким образом, эмпатия представляет собой сознательное, целенаправленное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Умение слушать и слышать человека, чутко реагировать на изменение эмоционального состояния собеседника очень важно в профессиональной коммуникации.

Идентификацию, эмпатию и рефлексию относят к основным механизмам перцептивной стороны общения. Общение не может быть сведено сугубо к передаче и обмену информацией, обязательно должна иметь место так называемая обратная связь, т.е. получение субъектами общения информации о результатах взаимодействия, осознание того, что партнер по общению понимает информацию, которую ему сообщили, и способен воспринимать своего собеседника.

Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии участников общения, т.е. в последовательном обмене развернутыми во времени реакциями людей на действия друг друга. Поступок одного участника общения меняет поведение другого участника, вызывает с его стороны ответную реакцию, которая, в свою очередь, оказывает влияние на поведение первого участника. Интерактивная сторона общения характеризует общение как совместную деятельность, направленную на достижение общих целей, результатов и зависит от знания самого себя, партнеров по общению, адекватной оценки и самооценки, а также от умения контролировать свое поведение.

Важную роль в интерактивном общении играют люди, способные выступать в роли организаторов общения. Таких людей обычно называют лидерами группы. Они инициируют общение, могут влиять на ход общения, на действия собеседника, и, соответственно, предугадывать дальнейшее поведение.

Таким образом, мы видим, что коммуникативная деятельность представляет довольно сложный психический процесс, и потому, знание основ этой деятельности, владение навыками коммуникации, умение применять их в деле, значительно улучшают результаты профессиональной деятельности специалиста.

В профессиональной деятельности юристов общение также выполняет одну из самых важных функций. От того, насколько эффективно общение, зависит результат профессиональной деятельности юриста. Отношение к общению как к необходимой составляющей профессиональной деятельности, знание и использование основ коммуникативной деятельности на практике влияют на эффективность деятельности такого специалиста.

Как и каждому виду коммуникативной деятельности, профессиональному общению юриста присущи свои отличительные особенности.

Во-первых, профессиональное общение юристов носит официальный характер. Такое общение строго регламентировано, имеет определенные рамки, ограничения, установленные законом. Это в значительной степени влияет на самих участников общения. Зачастую специалисту такого профиля не приходится выбирать, с кем общаться, поскольку клиенты могут относиться к разным социальным, возрастным, национальным группам. С другой стороны, юрист наделен некоторыми властными полномочиями и может оказывать психологическое воздействие на своего собеседника.

Во-вторых, поводы для вступления в общение довольно специфичны и отличаются от других видов коммуникации. В основном они сводятся к работе с правонарушителями, подозреваемыми, свидетелями и проходят в сложных условиях. Это обстоятельство определяет саму ситуацию, поведение ее участников. Ситуация общения может стать конфликтной, так как цели, которые преследует каждая из сторон могут кардинально отличаться. При этом психическое, эмоциональное состояние участников постоянно меняется. Часто им присуще нервное напряжение, агрессия.

По этой причине умение установить контакт с собеседником, выстроить доверительные отношения в ходе беседы, определенную линию поведения становится необходимым личностным качеством в работе юриста.

В-третьих, по характеру разрешаемых задач работа юриста сводится к получению нужной информации. Количество таких задач в одном акте общения может быть неограниченным.

Таким образом, мы видим, что деятельность юриста довольно сложна, и коммуникация в ней играет важную роль.

Профессиональная коммуникация в деятельности юриста имеет свою структуру и состоит из нескольких этапов:

Стоит отметить, что профессиональное общение юристов не сводится лишь к контактам с участниками правонарушения. Они могут вступать в контакт с представителями различных категорий граждан. Это могут быть должностные лица, руководители, простые служащие, работники, коллеги. В данном случае принято говорить о непроцессуальном общении. В основе такого вида общения лежат общепринятые нормы поведения в обществе: речевой этикет, устойчивые выражения. Например, общение с коллегами по работе можно назвать непроцессуальным общением. Такое общение происходит в рамках профессиональной деятельности, но имеет совершенно иные цели и задачи.

Исходя из особенностей профессиональной деятельности юриста, выделим те коммуникативные качества и умения, которыми должен обладать данный специалист:

- способность установить и поддержать психологический контакт с собеседником;

- умение преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;

- способность верно оценивать сложившуюся ситуацию общения, собеседника, его личность, поведение;

- владение вербальными и невербальными средствами общения: развитая культура речи, характеризующаяся правильностью, четкостью, выразительностью, убедительностью, свободное владение навыками письменной коммуникации;

- внимательное и уважительное отношение к собеседнику, вежливость, тактичность, умение слушать партнера по общению, способность к эмпатии;

- умение адекватно оценивать собственное поведение в ситуации общения.

Также мы считаем важным указать на те качества, которые затрудняют общение, снижают результат. К ним относятся:

- стремление к доминированию в общении, навязывание своей точки зрения,

- завышенная самооценка, предвзятое отношение к собеседнику,

- низкий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения.

Человек с эмоционально неустойчивой психикой, агрессивный, либо стремящийся влиять на своего собеседника, его решения, не способен оказывать профессиональные услуги и квалифицированную помощь. Также, если специалист не владеет элементарными навыками профессионального общения, то результаты его работы нельзя назвать удовлетворительными. В работе юриста очень важно знание не только правовых норм, но и норм речевого этикета. Знание этих правил и умение применять их в своей деятельности во многом определяют успех работы данного специалиста. Поэтому уже на стадии подготовки будущих юристов стоит обратить особое внимание на формирование и развитие уровня коммуникативной компетентности у студентов юридических факультетов.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

13.2. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста.

Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Знание, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляют такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность.

Общие закономерности, лежащие в основе любых межличностных отношений, в совокупности составляют так называемый психологический (эмоциональный) контакт. Эти закономерности следующие.

1. В процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте, который выражается системой его отношений с обществом, государственно-правовыми институтами, должностными лицами, отдельными гражданами. Такие отношения обусловлены объективно заданной ему социальной ролью (следователя, судьи, защитника, юрисконсульта и т. д.).

2. Нарушение правил ролевого поведения юристом, выполнение им несвойственных данной коммуникативной ситуации функций чаще всего вступает в противоречие с ролевыми ожиданиями окружающих, непосредственного партнера по общению, что рождает взаимное непонимание, плохо скрываемый антагонизм, а порой приводит и к открытому конфликту.

3. На ролевые отношения сторон большое влияние оказывает социальный статус носителей этих социальных ролей. Социальный статус человека определяется его должностным положением, профессиональным опытом, служебным авторитетом, личными заслугами, возрастом и т. д. Недооценка их в ходе общения, как правило, приводит к малопродуктивному, конфликтному диалогу.

4. Рассматривая механизм ролевого взаимодействия в условиях служебных отношений, нельзя не заметить той социальной установки доминировать, которая формируется у юриста с приобретением профессионального опыта. Такая установка может проявиться во время общения и со стороны различных должностных лиц, компетентных в сфере своей служебной деятельности, также имеющих достаточно высокий социальный статус и соответствующую (а иногда и несколько завышенную) самооценку. При одинаковой личностно значимой доминантности партнеров по общению в ситуации отстаивания каждым из них своей позиции могут возникать напряженно-неустойчивые отношения.

Одной из составляющих профессионального общения является его коммуникативная сторона. Рассмотрим ее более подробно.

Под коммуникативной стороной общения понимается сам процесс обмена информацией между людьми. Этот обмен осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

– коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

– прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

– регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е.

Речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь – основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

Юристам постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Прежде всего к чужой речи следует относиться как к источнику информации, в частности как к источнику доказательств по делу. Однако сообщаемая информация может приобрести силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого протекает в определенном процессуальном режиме, если она обрела форму показаний. В иных случаях речь упомянутых лиц может рассматриваться лишь в качестве обычных высказываний.

Речь (устная или письменная) может также интересовать следователя, судью и как объект идентификации субъекта по ее особенностям (звук, почерк, другие признаки).

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, – явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Характерными нарушениями речи являются:

– логоррея – повышенная речевая активность, перескакивание с одной темы на другую, когда говорящий не дожидается ответа на свои вопросы;

– персеверация – многократная повторяемость высказываний полностью или частично;

– разорванность, бессвязность речи, отсутствие в ней смыслового содержания при внешне правильной грамматической форме;

– излишняя обстоятельность, подробность, вязкость изложения;

– резонерство, мудрствование, беспочвенность и бесплодность рассуждений вплоть до их полной бессмысленности.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:

• грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

• последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

• соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

• экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

• вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Существенно дополняют речевое поведение средства невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, пространственное расположение сторон общения, различные средства вокализации речи (качество голоса, его диапазон, тональность), темп речи, паузы, плач, смех, покашливание и т. п. Все эти жестово-мимические, а также интонационные и прочие сигналы помогают более точно доносить смысл передаваемой информации до партнера и поддерживать с ним продуктивный диалог.

С помощью средств невербального общения раскрываются индивидуально-психологические, характерологические особенности лиц, участвующих в общении, их социально-групповые, культурно-национальные признаки, создается доброжелательная атмосфера во время встречи, демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

В определенных случаях подобная жестикуляция и некоторые другие невербальные средства общения могут приобретать значение улик поведения, показывая следователю заинтересованность допрашиваемого в исходе допроса, в результатах расследования, а возможно, и свою причастность к исследуемому событию. Существенную роль в системе средств невербального общения играют позы участников диалога (как они стоят, сидят, передвигаются во время разговора), их пространственное положение относительно друг друга.

Планируя предстоящую встречу, не следует забывать, что вокруг общающихся людей образуются своеобразные пространственные зоны, очерчиваются некие невидимые границы, которые следует соблюдать в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации. Считается, что интимную зону составляет пространство вокруг субъекта радиусом примерно 45 см. В это пространство допускаются близкие люди, те, кому оказывается особое доверие. Личную, или персональную, зону образует пространство вокруг человека радиусом от 45 до 120 см. Обычно оно используется во время общения в официальной или неофициальной обстановке со знакомыми людьми. Более широкой пространственной сферой вокруг человека является социальная зона радиусом от 120 до 400 см. Она чаще всего соблюдается в общении во время деловой встречи, в официальной обстановке, при приеме посетителей. И, наконец, общественная зона от 4 м и более соблюдается во время выступлений перед большими группами людей, перед аудиторией.

Таким образом, средства невербальной коммуникации не только существенно дополняют речь, но и значительно усиливают вербальное воздействие, демонстрируя намерения общающихся сторон. В тех же случаях, когда средства невербальной коммуникации в чем-то не соответствуют речевому поведению, их рассогласованность (неконгруэнтность) может свидетельствовать о неискренности партнера по общению.

Читайте также: