Комедия древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смех в европейской литературе и культуре — как и практически все, что есть в европейской литературе и культуре, — начинается с античности. И пожалуй, первой формой организованного смеха стала античная комедия. Конечно, греки, как и все нормальные люди, смеялись, по всей видимости, всегда, но в V веке до нашей эры мы впервые сталкиваемся с тем, что смех становится сознательной частью культуры, причем даже большей, чем литература. Именно этот феномен и называется древней аттической Аттика — область в Греции. Центр — город Афины. комедией.

Древняя аттическая комедия — это удивительное явление в истории культуры, даже с современной точки зрения, потому что она является не только жанром литературы, но и частью жизни по крайней мере одного города — Афин. Более того, комедия — одна из важнейших составляющих текущей жизни города, поскольку представление комедий (и трагедий) было частью центральных праздников, которые в Афинах праздновались довольно часто: Малых и Великих Дионисий (посвященных богу Дионису, который считался покровителем театра) и некоторых других.

Откуда взялась комедия? Это отдельный и сложный вопрос, которым сейчас даже не принято особенно заниматься. Относительно него есть примерно то же решение, что в свое время Французская академия наук приняла относительно вечного двигателя: новые версии впредь не рассматривать.

Тем не менее ясно, что у комедии есть мифологические, фольклорные, религиозные истоки, но какие конкретно — мы не знаем. У нас есть много древних рассказов о том, что раньше люди ходили по деревням и пели всякие, как мы бы сейчас сказали, ругательные или поносные песни в адрес своих сограждан, — и вроде бы из этих песен и родилась комедия. Действительно, такие праздники существуют в разных культурах — и у нас они даже до сих пор сохранились в виде каких-нибудь колядок. Вероятно, были и какие-то иные корни.

Но так или иначе, комедия произошла из очень глубинного мифологического представления о том, что ругать человека — хорошо, потому что это некоторым образом уравновешивает состояние мира: если ты человека ругаешь, то дальше у него все будет неплохо, а если хвалишь, то могут быть всякие неприятности. Это представление сохранилось во многих приметах и ритуалах, например в том, что новорожденного ребенка нельзя хвалить. Примерно то же самое было и в Греции.

Замечательно, что эта ругань становится составляющей важнейшего действа в истории и жизни весьма развитого культурного центра Греции — Афин V века до нашей эры.

Комедия представлялась в театре. Театр Древних Афин — это совершенно не то, что мы под театром понимаем сейчас. Афинский театр не дошел до нас в своем первозданном виде, но по разным подсчетам в него помещалось от 10 до 20 тысяч зрителей. Это означает, что на представления трагедий и комедий приходила значительная часть взрослого населения города. Кроме того, в театре присутствовали приезжие, поскольку эти праздники одновре­менно являлись местом, где собирались афинские союзники. Иными словами, это представление было адресовано и городу, и миру. И это в случае комедии особенно интересно, потому что тем самым комедийная ругань становилась предметом внимания не только всего города, но и пришлых людей.

Первая составляющая смеха античной комедии, понять которую, может быть, сложнее всего, — это сиюминутный смех, смех над тем, что происходит сейчас.

Многие имена различных деятелей афинской культуры V века мы знаем только благодаря комедии: если бы их не обругали (а в комедии редко о ком говорят хорошо), мы бы просто ничего о них не знали. Естественно, иногда нам очень трудно угадать, что имелось в виду под какими-то аллюзиями, намеками и шутками — как если люди спустя две тысячи лет будут смотреть совре­менные фильмы или представления, они не поймут каких-то современных аллюзий. Но эти политические сиюминутные аллюзии и намеки играли чрезвычайно существенную роль: в комедии нужно было смеяться прежде всего над теми, кто живет сейчас. Причем чем важнее человек, тем больше над ним надо смеяться.

Второе, над чем смеялась комедия, — это повседневная жизнь города, в том числе религиозная, поскольку комедия составляла часть религиозного праздника. И это для нас тоже чрезвычайно непривычно и интересно.

Комедия в конечном счете стала еще и первым жанром, который понимал себя как литературный жанр. Будучи событием повседневной жизни города, она одновременно говорила и об интеллектуальной жизни, о литературе, и прежде всего о своем партнере — трагедии. То есть античная комедия — это рефлек­сивный жанр: она говорит о современном состоянии мысли и литературы.

Комедия была важной частью жизни города еще и потому, что изначально ставилась на городские деньги. Город отвечал за то, что комедия, как и тра­гедия, должна быть представлена на празднике. Позже город стал отдавать право постановки комедии и трагедии видным и богатым людям, которые соревновались за то, чтобы дать денег на эту постановку. Это тоже важно: ставить комедию было чрезвычайно престижно. В основном деятельность такого человека заключалось в том, что он нанимал хор, который составлял основную часть комедии. Покупались костюмы, членов хора тренировали, кормили, и за все это платил тот, кого теперь мы бы назвали продюсером.

Кроме того, в комедии, как и во всяком театральном представлении, очень важную роль играла чисто внешняя составляющая, и об этом тоже не следует забывать, когда мы читаем тексты античной комедии. Комедия была смешной еще и потому, что она была смешной зримо. Мы не до конца можем оценить сценографию, но иногда можем по крайней мере ее себе представить.

Так что в комедии, по всей видимости, использовалась довольно сложная машинерия, и жук — один из примеров этого.

Смехотворен был также вид членов хора. Выходя на сцену, они сразу показывали, что они — актеры комедии, поскольку были одеты в яркие костюмы, носили маски зверей и имели всяческие атрибуты, демонстри­ровавшие комедийную принадлежность. В комедии чрезвычайно популярно было, чтобы хор изображал зверей, и, кстати, это тоже может говорить о ее мифо­логических истоках, поскольку считается, что звериные хоры — это тоже очень древний фольклорный мотив. Независимо от того, кого изображал хор, его актеры выходили на сцену с преувеличенными знаками плодородных органов — и это тоже доказывает мифологическое происхож­дение комедии: очевидным образом она связана с идеей плодородия, возрождения мира, и именно в этом обновлении мира через смех, в частности, и есть смысл комедии. С такими гипертрофированными органами могли выходить и актеры, изобра­жавшие богов: например, есть картинки Зевса, таким образом представлен­ного в качестве комедийного героя. И конечно, когда такие персонажи появляются на сцене, это тоже чрезвычайно смешно.

Таким образом, оказывается, что комедия — это, с одной стороны, очень зрелищный жанр, с другой — очень древний, с глубокими фольклорными и религиозными корнями, а с третьей — это жанр литературный, который обыгрывал мысли, идеи, образы и мотивы, существовавшие в современной ему или предшествовавшей ему авторитетной высокой литературе.

Все это вместе и создает этот многомерный смех античной комедии, который нам не до конца понятен — в частности, потому, что какие-то его составляю­щие, вроде реалий того времени, труднопостижимы, но который важен именно своей многомерностью. С одной стороны, это смех ради самого смеха, а с другой — смех, в котором есть сразу несколько измерений. Эти измерения можно вытащить из дошедших до нас текстов и понять, почему над комедией смеялись одновременно 15–20 тысяч человек и почему это было так важно. И наверное, это самое интересное, что есть в античной комедии.

Греческая комедия Это была популярная и влиятельная форма театра в Древней Греции с 6-го века до нашей эры. Он был охарактеризован как средство издеваться над политиками, философами и другими художниками.


Аристотель описал жанр греческой комедии, основываясь на его отличиях от трагедии. Среди других отличий он объяснил, что комедия представляет мужчин хуже, чем они есть в реальной жизни..

С другой стороны, он считал, что трагедия лучше отражает человеческую природу. Другое отличие состоит в том, что трагедия работала с реальными людьми, в то время как комедия использовала стереотипы..

В целом, греческая комедия позволила иметь косвенное представление о функционировании политических институтов, правовых систем, религиозных практик, образования и войны в эллинском мире..

Кроме того, работы также показали некоторые личности зрителей и показали, каково их чувство юмора..

Греческая комедия и ее непосредственный предшественник, греческая трагедия, легли в основу современного театра.

  • 1 Происхождение греческой комедии
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Традиционная структура
    • 2.2 Актеры мужского пола
    • 2.3 Несколько ролей в характеристиках
    • 2.4 Несуществующий ресурс выражения лица
    • 2.5 Фиксированное физическое распределение
    • 3.1 Аристофан (444 а.с.-385 а.с.)
    • 3.2 Менандр (342 г. до н.э.-291 г. до н.э.)
    • 3,3 Cratinus (519 до н.э.-422 до н.э.)

    Происхождение греческой комедии

    Точное происхождение греческих комедий потеряно в тумане предыстории, но активность мужчин, одевающих и подражающих другим, несомненно, восходит гораздо раньше письменных записей..

    Первые признаки такой активности в греческом мире происходят от гончарного дела, где находились украшения в шестом веке до нашей эры. C. представлял актеров, одетых как лошади, сатиры и танцоры в преувеличенных костюмах.

    По словам Аристотеля, который написал полтора столетия спустя на эту тему, греческая комедия началась в Мегара и в Сикионе, оба города Греции. Он также утверждал, что Сузарион был первым комическим поэтом.

    Кроме того, этот философ подтвердил, что греческая комедия получила официальное признание (и, следовательно, государственную поддержку) в Афинах после популярных фаллических шествий во время Дионисийских фестивалей..

    С другой стороны, Суда (историческая энциклопедия, написанная на греческом языке византийскими учеными в X веке) предполагает, что первые драматические соревнования в Афинах состоялись на фестивале города Дионисия в начале 480 года. С.

    Другие источники указывают, что в 490-х годах в греческом городе Сиракузы, на Сицилии, комедии, написанные греческим комическим поэтом Эпихармом, уже были представлены..

    Некоторые авторы даже утверждают, что предшественниками жанра были стихи Архилоха (7 век до н.э.) и Гипонакса (6 век до н.э.), которые содержат грубый и явный сексуальный юмор..

    черты

    Обычная структура

    Хотя некоторые новшества были представлены во время его разработки, структура греческой комедии была исправлена. В первой части, называемой безработным, хор вышел на сцену, чтобы интерпретировать несколько песен и танцевальных ритмов..

    Во время безработных костюмы использовались, чтобы произвести впечатление, и они могли представить что-нибудь от гигантских пчел до кухонной утвари. Изредка произведение получало название хора (например, осы Аристофана).

    Затем вторым этапом стал агон. Это была гениальная словесная компетенция или спор между основными действующими лицами. Парабаз последовал, когда хор говорил напрямую с публикой.

    Конец комедийного спектакля был исходом. И снова хор исполнил песни и исполнил танцы, чтобы весело уволить публику.

    Актеры мужского пола

    Все исполнители, певцы и танцоры были профессиональными актерами мужского пола. Чтобы представить большое разнообразие человеческих характеров, они обратились к костюму и очень украшенным лицевым маскам..

    Несколько ролей в характеристиках

    Из-за ограниченного числа участников каждый переводчик должен был выполнять несколько ролей, включая быструю смену костюмов и масок..

    Хор, костюмы, музыканты и репетиционное время финансировались назначенным частным лицом, хорегосом, который играл очень престижную роль в работе..

    Несуществующий ресурс выражения лица

    Маски, использованные в работах, лишали актера использования выражений лица, и, следовательно, использование голоса и жестов стало чрезвычайно важным для передачи содержания.

    Исправлено физическое распределение

    Спектакли были поставлены в театре под открытым небом (театр). Аудитория занимала полукруг сидений перед возвышенной зоной, где стояли актеры, называемой skēne.

    Кроме того, перед аудиторией, но на более низком уровне, чем сцена, была центральная зона, известная как оркестр, из которой исполнялся хор. Это распределение остается широко в современных кинотеатрах.

    Авторы и работы

    Аристофан (444 г.-385 г.)

    Этот греческий комедиограф был главным представителем комического жанра. Предполагается, что его театральная работа была составлена ​​из примерно сорока комедий. Они подчеркивают использование резкого и саркастического языка.

    Среди комедий его обширной работы: гости, вавилоняне, акарнцы, рыцари, облака, осы, птицы, тесмофорианцы, лизистраты, лягушки и сборщики и Плутон.

    Менандр (342 до н.э-291 до н.э)

    Менандро был греческим комедийным актером, который считался максимальным показателем так называемой новой комедии. За свою карьеру, которая длилась примерно тридцать три года, он написал более 100 работ..

    Кратин (519 до 422 года до н.э.)

    Кратин был комиком старой афинской комедии и победителем греческих комедийных конкурсов. По оценкам, он выиграл 27 раз в городе Дионисия и только один раз в Лен..

    Сцена из комедии Менандра

    Комедия начиналась с пролога, представлявшего в виде диалога завязку всей пьесы. Далее выступал хор, состоявший из 24 человек: он всячески помогал главному герою, либо, наоборот, мешал ему, либо разделялся в симпатиях и антипатиях к нему. Следующая сцена комедии – агон, спор двух противников при участии хора. Первая половина комедии заканчивалась победой одного из спорящих. Вторая часть пьесы представляла собой вереницу балаганных сценок, связанных между собой только личностью главного героя: либо он разоблачал и прогонял всякого рода проходимцев, желавших воспользоваться уже завоеванной победой, либо, реже, с каждым новым эпизодом приближался к своему поражению, и тогда одержанная победа оказывалась призрачной, мнимой. Завершалась комедия песнью хора, покидавшего орхестру. Между агоном и эпизодами второй половины комедии могло вставляться лирическое отступление, в котором автор устами хора рассказывал о самом себе, обращался к зрителям с политическими советами, злободневными нападками.

    Лучшим греческим комедиографом современники признавали афинянина Аристофана, также сохранились имена авторов комедий Магнета, Кратина, Евполида. В IV–III веках сочинением комедий прославился Менандр – автор более 100 пьес, в которых не было партии хора, песен и танцев, как в древних комедиях, не обсуждались злободневные проблемы полиса. Лучшие римские комедиографы Плавт и Теренций пользовались многими сюжетами Менандра.



    Комедия — это художественное произведение с юмористическим сюжетом, противоположность трагедии.

    Комедии стали очень популярны в Афинах в V–IV веках до нашей эры благодаря творчеству Аристофана. Он часто соревновался с другими поэтами на ежегодных праздниках в честь бога виноделия Диониса. Там выбирали лучшие юмористические произведения и показывали комедийные театральные постановки. В комедиях, как правило, было много песен и танцев, а актеры выступали в масках.

    В Европе комедии появились в эпоху Возрождения, в XIV–XVI веках. В Италии даже возник особый тип таких произведений — комедия дель арте. Так называли театральные представления, состоявшие из смешных сценок, танцев, музыкальных и акробатических номеров. Актеры, которые в них участвовали, носили особые маски. В основе таких постановок лежали переделанные комедии итальянских писателей. Сюжет произведений часто менялся прямо во время выступлений: артисты много импровизировали.

    Начиная с XVII века комедия стала одним из главных жанров европейской литературы. Развивались разные типы комедий. Высокие были посвящены важным общественным и философским проблемам. А в низких сюжет строился вокруг смешных бытовых ситуаций, курьезных случаев.

    Комедии также разделились на лирические и сатирические. Авторы первых обычно относились к своим героям с симпатией. А в сатирических комедиях писатели обличали пороки общества, поэтому их персонажей часто представляли в неприглядном виде.

    В России национальные, а не переводные комедии появились только в середине XVIII века. Авторами первых произведений в этом жанре были Александр Сумароков, Денис Фонвизин и Василий Капнист. Почти все их комедии были сатирическими. В них авторы писали о ключевых проблемах России тех лет: низком уровне образования, взятках чиновников, крепостном праве.

    Окончательно жанр русской комедии сложился в XIX веке благодаря творчеству Александра Грибоедова, Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина, Александра Островского и Антона Чехова. В их произведениях появились национальный колорит и психологизм. А героями таких комедий часто были типичные жители России.

    Читайте также: