Комедийная хоромина это в истории кратко

Обновлено: 04.07.2024

Жил-был царь Алексей Михайлович. И была у царя врожденная любовь к художеству. Задумали передовые люди того времени начать "затеянное дело своими силами". С тем и явились вельможи к царю. Любимец царя боярин Артамон Матвеев совет подает: "Надобно, государь, "комедию строить", себя показать. Пусть люди заграничные не подумают, что живем без утех. Прикажи, чего тебе надобно, а мы живо исполним!"
Приказал Алексей Михайлович найти человека знающего толк в комедиях. Нашли такого в Немецкой слободе. Звали его Иоганн Грегори. Царь добро дал, значит полно лясы точить, пора голенища строчить. Выбрали библейский сюжет об Эсфири, порешили включить в представление музыку, пение и танцы. Созвали для действа 60 юношей и несколько военных из Немецкой слободы. Работали денно и нощно. Но пора, братцы, и за топоры браться! В селе Преображенском строить начали "комедийную хоромину". Была она деревянной, имела десять сажен в квадрате да в высоту шесть сажен. Стены, чтобы государю не дуло, обили войлоком, под ноги положили ковры. Зал и рампу осветили сальными свечами. В центре зала поставили кресло для Алексея Михайловича, а для царицы и царевны смастерили ложу с решеткой, через которую смотреть им представленье, но при этом оставаться невидимыми для остального люда. Все было исполнено, как приказано.
Приглашения на "комедию" были разосланы на 17 ОКТЯБРЯ 1672 года. Стали от царя стремянные ходить, клич кликать: "Собирайтесь-де, бояре и купцы, все к великому государю в походу, в село Преображенское".
Актеры по-русски говорили плохо, поэтому потешали публику на немецком языке. Народ у нас смекалистый, библейский сюжет знали хорошо - перевод не понадобился. Действо захватило царя так, что он проглядел целых десять часов подряд, не вставая с места". Положили труд - получили и рыбку, и пруд. Щедро наградил всех царь. Была бы охота, заладится всякая работа. Поставили еще представленья: "Товия младшего", "Комедию об Адаме и Еве", "Темир-Аксаково действо", "Егорьевскую комедию", "Давида и Голиафа", "Бахуса и Венуса", "Орфея". Но пришла беда. Умер в 1676 году царь Алексей Михайлович. Закручинились бояре. Попрощались со старым царем и пошли к новому, Федору Алексеевичу. Но царь к затее своего батюшки остался равнодушен, а боярина Матвеева и вовсе сослал. Радовала "комедийная хоромина" люд наш три с половиной года. Полюбило действо великое множество людей. Но любовь - не пожар, загориться - не потушишь!

Автор: Д. Осада
Источник : Моров А. "Три века русской сцены".

348 лет назад - 27 октября 1672 года – состоялся первый спектакль в Комедиальной хоромине.

Первое в России специальное здание для театральных представлений – Комедиальная хоромина – было выстроено по указу царя Алексея Михайловича в его летней резиденции, в селе Преображенском под Москвой, для развлечения его молодой супруги царицы Натальи.

Труппу театра из иностранцев, обитавших в Немецкой слободе, собрал Йоганн (в России его называли Яган) Готфрид Грегори, сын немецкого врача. С 1658 года он жил в России и служил пастором лютеранской церкви.

Представление продолжалось 10 часов и шло по-немецки, а публике время от времени по-русски объясняли суть очередного эпизода. Царское семейство взирало на спектакль, сидя в креслах, обитых красным сукном, а остальная свита разместилась позади на простых деревянных скамьях. Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной были совершенно захвачены представлением и буквально не отрывали глаз от сцены.

Так на Руси родился русский драматический театр… Так был сделан первый шаг приобщения русских царей к театральному делу.

Театральная тема в Музейно-выставочном центре

Немало поклонников театрального искусства найдётся в Красноармейском районе. Несмотря на удалённость от центра города, где сосредоточены территориально волгоградские театры – обиталище муз Талии, Терпсихоры, Мельпомены, красноармейцы стараются не пропустить ни одной театральной премьеры, с удовольствием пересматривают уже полюбившиеся спектакли, восторженно аплодируя своим кумирам.

Людмила Николаевна Терехова - художник-постановщик Волгоградского театра юного зрителя. Ее история с Волгоградским театром юного зрителя началась сразу по окончании Астраханского художественного училища имени П. А. Власова. Начинала художником-исполнителем, делала перерыв в работе лишь на учебу в Художественно-промышленном училище имени В. Мухиной (Санкт-Петербург). Работая в ТЮЗе, стала членом Союза художников России, членом Союза театральных деятелей. Ею оформлены более 80 спектаклей в театрах Волгограда, Волжского, Тамбова, Астрахани и других городах страны. В числе ее работ немало спектаклей-сказок.

Театральные афиши, программки спектаклей разных лет, красочные сценические костюмы стали яркой иллюстрацией творческого пути одного из старинных городских театров.

Стоит ли говорить, что выставка вызвала живейший интерес у жителей района, а также у гостей города, коих было немало в праздничные дни начала 2017-го года.

Солистка Волгоградского музыкального театра С. Османова в творческой гостиной музейно-выставочного центра.

Солистка Волгоградского музыкального театра С. Османова в творческой гостиной музейно-выставочного центра.

Заключительной ярчайшей точкой выставки стала творческая встреча с ведущей солисткой Волгоградского музыкального театра Светланой Османовой.

Вид Красной площади с комедиальной храминой

Документы сохранили и бытовые сцены, происходящие в комедийной храмине в XVIII веке. Например, упоминали о курении табака, за которое еще незадолго до этого били батогами и вырывали ноздри.

В комедийной большой деревянной храмине во время комедийного действия смотрящие знатные особы русские и иноземцы и нижних чинов люди многие курят табак в чюланах и ходя по хорам и в нижних местах и с пипок пепел с огнем сыплют на полы с великим небрежением, и оттого — есть ли искра какая закрадется по щелям под полы, а сторожа вскоре того не осмотрят, опасно. (от чего боже сохрани) огненного запаления.

Комедийная хоромина — первое театральное здание в России, предназначенное для театральных представлений. Оно было построено в 1672 году в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы (теперь это Москва).

Полковнику фон Стадену, уезжавшему за границу весной 1672 года, было поручено (среди прочих поручений) привезти для государя в службу всяких людей, „которые б умели всякие комедии строить“. Но полковнику это поручение выполнить не удалось, так как иностранные актеры, имеющие самое приблизительное представление о Московии, да к тому же изрядно напуганные различными разговорами, ехать в Россию отказались. Это обстоятельство, однако, не изменило намерение создать театр. Заняться организацией театра было поручено пастору из Немецкой слободы в Москве Иоганну Грегори. По приказу царя Грегори должен был „учинити комедию“, а „на комедии действовать из Библии книгу „Есфирь“. В это время и был построен театр Комедийная хоромина. Труппу театра набрали из детей иноземцев, живших в Москве. Она состояла из шестидесяти четырех человек. Сам Грегори и переводчик посольского приказа Юрий Гивнер репетировали пьесу, написанную на библейский сюжет. Пьеса была первоначально написана по-немецки, а потом переведена на русский язык. Репетиции проводились на двух языках.

17 октября 1672 года состоялось первое представление придворного театра. Спектакль „Есфирь“, или „Артаксерксово действо“, имел большой успех. Зрители были поражены тем, как на сцене события прошлого оживают перед ними и переносятся во время настоящее. Спектакль длился десять часов подряд без антракта, что объяснялось огромным размером пьесы.

В 1672–1676 годах театр регулярно играл при царском дворе. Представления „комедий“ прочно вошли в придворную жизнь. „Комедиями“ в это время назывались любые спектакли — жанрового деления не было. Кроме „Комедийной хоромины“ в Преображенском, было выстроено еще одно театральное помещение в Кремле — над придворной аптекой. В 1673 году была организована русская труппа из двадцати шести подьяческих и мещанских детей. Оповещалась придворная публика о начале спектакля „нарочными сокольниками“ и „стремянными конюхами“. „Комедийная хоромина“ существовала до 1676 года и была закрыта после смерти царя Алексея Михайловича.

Девять „комедий“ было поставлено на сцене этого театра за время его существования: „Артаксерксово действо“ (1672), „Комедия о Товии-младшем“ (1763), „Олоферново действо“ (1674), „Темир-Аксаково действо“ (1675), „Егорьева комедия“ (1675), „Комедия об Адаме и Еве“ (1675), „Комедия об Иосифе“ (1675), „Комедия о Дабиде с Галиадом“ (1676), „Комедия о Бахусе с Венусом“ (1676). Из всех пьес, что составляли репертуар театра, сохранились только „Артаксерксово действо“ и „Олоферново действо“. Первая из них представляла такую историю в лицах: царь Артаксеркс женится на прекрасной и добродетельной Есфири. Мудрый Мардохей, дядя Есфири, становится близким царю человеком. Но высокомерный и хитрый придворный Аман завидует ему и хочет его погубить. Козни властолюбивого злодея становятся известны царю, который велит его казнить. Пьеса восхваляла мудрость и справедливость царя, а перед спектаклем „оратор царев“ непосредственно обращался в зрительный зал с разъяснением того, что будет видеть публика. Основная часть пьес, поставленных на сцене „Комедийной хоромины“, была связана с библейскими сюжетами и проникнута религиозной (христианской) моралью. Могущественные люди и царства, забывающие Бога и охваченные гордыней, неминуемо погибают, а чтущие Бога — непобедимы. В других спектаклях рассказывалось о подвиге девушки, которая спасла свой народ от нашествия врагов. И этот спектакль начинался с обращения к царю как главному зрителю. Царь прославлялся как „мощнейший во всей вселенной“, Бог хранит его царство, которое есть „ограда всему христианству“, а посему люди, находящиеся под покровительством Бога, непобедимы. И далее шло прямое обращение: „Зри, великий царь… изъяснится в комедии сие“. Мысль о том, что православный царь является защитником всех христианских народов от их врагов, развивалась в постановке пьесы „Темир-Аксаково действо“. В основу пьесы был положен сюжет трагедии Марло „Тамерлан Великий“. Тамерлан, или Темир-Аксак, изображен в „действе“ как христианский государь, вступающийся за своих единоверцев из государства „кесаря Палеолога“, которых хочет придать огню и мечу объятый властолюбием, хищный турецкий кесарь Баязет. Тамерлан побеждает турецкие войска и заключает Баязета в железную клетку, где он — „великий варвар и кровопивец“ разбивает себе голову о железные прутья. Пьеса была поставлена накануне обострения отношений между Россией и Турцией. В этой ситуации особое значение приобретала сцена, в которой православный государь обращался к своим воинам:

„Могут ли они турецкое государство одолеть?“ И получал утвердительный ответ. Это была первая постановка на светский сюжет, тогда как три следующие были религиозного содержания.

Для регулярной работы театра требовались актеры, а потому была открыта русская театральная школа. Она была одним из первых театральных учебных заведений Европы. Грегори обучал и русских детей, к 1675 году их было семьдесят человек. Ученики школы (русские и иноземные) были в то же время исполнителями в спектаклях придворного театра. Однако иноземцы содержались гораздо лучше, нежели русские актеры — оплата их труда была более высокой. Вероятнее всего, что учителя-иноземцы обучали актерскому мастерству так, как сами его понимали, то есть опираясь на манеру исполнения, принятую в немецком театре XVII века. Актер должен был „представлять“ аффектированно и театрально все признаки страстей и чувств, коими наделен был его герой.

О размерах театрального помещения („Комедийной хоромины“) в Преображенском можно сказать, что театр был не велик — общей площадью 90 кв. саженей. Зрительный зал обит красным и зеленым сукном. На деревянных скамьях, расположенных амфитеатром, и на сцене размещались зрители. Царское место находилось впереди всех других и было обито красным сукном. Для царицы и царевен устроены особые места-„клети“, то есть нечто наподобие лож, отделенных от зрительного зала решеткой. Они могли видеть спектакль, но в то же время не нарушать принятого этикета. Сцену и зал разделяли перила. Сцена занимала около 55 кв. саженей, то есть больше половины всей площади здания. Такое соотношение определялось необходимостью давать постановочно эффектные спектакли, требующие большой пышности и, соответственно, сценического места. Для изготовления костюмов и бутафории применялись ценные материалы: горностаевые меха, дорогие сукна, атлас, шелка, кружево. В спектакле применялись звуковые и световые эффекты. В „Темир-Аксакове действе“ изображалось „стреляние“, „ракеты“, „огненная молния“. Использовалась в ряде спектаклей и достаточно сложная бутафория — в ряде из них появлялись „человечьи головы“, то есть бутафорские отрубленные головы. Уровень сценической техники был достаточно высок, поелику известно, что на сцене появлялось движущееся чудовище — Змей. Спектакли оформлялись живописными декорациями, которые располагались по кулисной системе, с применением перспективных задников.

Сегодня трудно представить все то потрясение, что испытали зрители на первом спектакле „Комедийной хоромины“. Театр был безусловной новостью и чудом. И поскольку он был признан государственной властью, то, значит, и получал возможность дальнейшего развития — развития именно русского национального театра.

Первую комедийную хоромину (театральное здание — прим. ред.) построили в 1672 году в районе Преображенское, неподалеку от царских покоев Алексея Романова. Она была предназначена для спектаклей первого русского придворного театра. Хоромина представляла собой просторную палату, стены которой были обиты красным сукном, а полы — зеленым. Сцена была огорожена занавесом. В противоположной стороне палаты было особое помещение, которое огораживали решеткой. Первый спектакль в хоромине провели 17 октября в 1672 году. За основу сюжета взяли библейскую легенду, а все роли, даже женские, отдали мужчинам. Диалоги между героями были на немецком языке, а переводил их пастырь. Закрыли хоромину, а труппу распустили через четыре года, в 1676 году, после смерти царя.

Читайте также: