Колонии для беспризорников кратко

Обновлено: 17.05.2024

Из истории детской беспризорности

В XIX столетии, когда в России стали активно развиваться капиталистические отношения, росли города, рушились прежние социальные и семейные связи, произошёл серьёзный рост числа сирот. Война 1812 года, огненным валом прокатившаяся по западным и центральным губерниям, привела к появлению большого количества сирот. Число сирот в воспитательных домах быстро росло, а коренных мер по преобразованию системы призрения принято не было. В результате условия содержания серьёзно ухудшились. Большая скученность, недостаток питания, плохое медицинское обеспечение привело к очень высокой смертности среди сирот. Так, при императоре Александре I смертность в воспитательных домах временами доходила до 75%.

В начале XX столетия рост числа сирот продолжался. В 1911 г. в 438 приютах находились 14439 детей дошкольного и раннего школьного возраста. К 1917 г. на территории Российского государства действовало 538 детских приютов, где было 29650 детей. Приюты принадлежали духовному и военному ведомствам, МВД. Жизнь таких приютов была жестко регламентирована. Значительная часть приютов принадлежала частным благотворительным учреждениям. Многие приюты жили за счет самоокупаемости и самообеспечения, что приводило к вовлечению детей в производство.

Во второй половине XIX в. к проблемам сирот подключилась общественность. Российская общественность занималась проблемами законодательства, обучения и воспитания детей, предохранения сирот от преступного влияния, создания специальных заведений для несовершеннолетних осужденных. Одной из главных бед считалось влияние криминальной среды на сирот. Тогда дети содержались вместе со взрослыми заключенными. Поэтому учредили специальные заведения для содержания малолетних правонарушителей, детей арестантов, а также нищих, брошенных и бездомных детей.

Развивалось законодательство, были созданы суды для несовершеннолетних. Появились исправительные заведения для подследственных и подсудимых детей. В такие заведения несовершеннолетних помещали по решению суда. Дети, которые вышли из мест заключения, некоторое время жили и работали в таких приютах (иногда по нескольку лет). В этих заведениях, где внутренний распорядок жизни был аналогичен действовавшим в исправительных заведениях, дети должны были пройти своего рода подготовку к обычной жизни. Несовершеннолетние получали общее и профессиональное образование, физическое воспитание. К примеру, такой приют существовал в Струге, куда поступали на добровольной основе подростки, которые освободились из Варшавской главной тюрьмы.

Советский период

Во время Первой мировой и Гражданской войн произошёл резкий всплеск беспризорных детей. В 1921 г. по разным данным беспризорников в стране было 4,5-7 млн. человек. Для решения этой проблемы понадобилось 15 лет. В СССР борьбы с беспризорностью стала политической задачей, так как огромное число беспризорников и сильный рост детской преступности нарушали стабильность государства. Для решения этой проблемы потребовались большие усилия государства и всего советского общества в целом.

В 1917 г. в детских домах было около 30 тыс. детей, в 1919 г. — 125 тыс. в 1921-1922 гг. — 540 тыс. несовершеннолетних. О детях заботились самые различные органы и ведомства: НКВД, Народные комиссариаты просвещения и здравоохранения, партийные органы, комсомол, профсоюзы, женотделы и т. д. Беспризорниками также занимались милиция и уголовный розыск. В 1920 году была создана детская милиция. Детьми занимались и общественные организации, учреждённые представителями интеллигенции. В 1918 году по инициативе В.Г. Короленко в Советской России была учреждена Лига спасения детей. Лига создавала детские колонии, клубы и сады. Учреждения Лиги обычно занимали 2-3 комнаты, где занимались с небольшими группами детей в 20-30 человек. С 1921 года все заведения Лиги перешли в распоряжение Московского отдела народного образования. Ещё одной подобной организацией был Совет защиты детей под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского.

Осенью 1921 г. при ВЦИК была создана комиссия по улучшению жизни детей во главе с Дзержинским (т. н. ДЧК — детская чрезвычайная комиссия). Основным методом борьбы с беспризорностью было определению сирот в интернаты. Создавались приемно-распределительные пункты, где с детьми работали педагоги и врачи. Затем детей направляли в детские учреждения постоянного пребывания (детские дома, интернаты, детские городки, колонии и т. д.), возвращали родителям, родственникам, более взрослых могли трудоустроить.

Делами несовершеннолетних занималась комиссия по делам несовершеннолетних. Первоначально система борьбы с беспризорностью была простой: ребенка забирали с улицы, передавали в приёмный пункт, а оттуда в детский дом. Однако это привело к переполнению детских домов, которые уже не могло содержать государство. В 1923 году детские дома перевели на содержание местных бюджетов. В итоге число детдомов и детей в них резко сократилось. В 1923 году, по сравнению с 1922 г., численность детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них — с 540 тыс. до 253 тыс. человек. В последующие пять лет численность детей в детских домах сократилась ещё вдвое. Причём положение детей в них было весьма плачевным. Особенно тяжёлое положение было в приёмниках-распределителях.

Однако в целом стабилизация и положительная динамика развития советского государства привела к естественному сокращению беспризорности, волну наиболее неприглядных явлений удалось сбить, хотя до полного решения проблемы было ещё далеко.

Развивался институт патроната, когда детей передавали в семьи трудящихся под контролем местных органов власти и общественности. Сложилась более эффективная система работы с подростками: воспитательные беседы, замечания; возврат в семью или устройство в новую; надзор на поведением ребенка; помещение в закрытое детское учреждение.

Уголовный кодекс 1922 г. смягчил режим в отношении беспризорников: несовершеннолетнее обвиняемого было отнесено к числу смягчающих обстоятельств, появилась возможность широкого применения к подросткам условного осуждения, замены судом уголовного наказания воспитательными мерами, которые считались достаточными для достижения задачи исправления виновного. Сама система учреждений для исправления и перевоспитания трудных подростков состояла из двух элементов: закрытых учреждений интернатского типа со строгим режимом, обязательным общим и профессиональным обучением и трудовых домов в городах, трудовых колоний в сельской местности.

После начала Великой Отечественной войны поднялась новая волна беспризорности, увеличилась детская преступность. Советской власти снова пришлось принимать чрезвычайные меры по организации борьбы с детскими правонарушениями и ликвидации беспризорности.


Большое количество беспризорников появилось в России в результате Первой мировой и Гражданской войн. Сотни тысяч детей остались без опеки, они бродили по стране, не имея какого-либо контроля. В 1921 году их насчитывалось более 4,5 миллиона, а уже в 1922-м, согласно другой статистике, — около 7 млн. Для сравнения, в 1910 году в Российской империи было примерно 2,5 млн беспризорных детей.

Решение проблемы потребовало значительных усилий со стороны Советского государства и общества в целом.

Борьба с беспризорностью, таким образом, стала государственной задачей. В 1920-м по губерниям было разослано постановление Наркомата образования, в котором указывалось на необходимость создания специальной детской милиции, лечения беспризорников, организации приемников. В 1921 году при ВЦИК была образована Комиссия по улучшению жизни детей под руководством Феликса Дзержинского. Вопросом занимались также профсоюзы, комсомол и партийные организации. Беспризорников брали на учет в милиции, ГПУ и уголовном розыске. Появлялись детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Если в 1919 году под опекой находились 125 тыс. детей, то в 1921-1922 годах уже 540 тыс.

С 1922 года стали вводиться квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.

В 1926 году в РСФСР насчитывалось до 300 тыс. беспризорников, в 1927-м – около 215 тыс.

Новый рост беспризорности в 1930-х годах обусловила коллективизация сельского хозяйства. Увеличению числа беспризорников и особенно детей, оставшихся без надзора родителей и родственников, способствовали репрессии.

Усиление административных начал в проведении внутренней политики государства привело к сужению круга субъектов, занятых решением проблемы. В частности, была ликвидирована центральная комиссия по делам несовершеннолетних, фактически упразднялась детская социальная инспекция и т. д. Полномочия по борьбе с беспризорностью отныне возлагались на милицию, а также на общества содействия органам милиции и органам уголовного розыска.

Вместе с тем констатировалось значительное сокращение численности беспризорников.

Начиная с 1935 года, стала осуществляться специализация прокуроров, следователей, работников органов дознания, судей, адвокатов по делам несовершеннолетних, что обеспечило более эффективную борьбу с преступностью среди детей и подростков.

Как следствие, в 1940 году количество таких детей составляло не более 1% от уровня 1922 года.

Беспризорность вновь резко возросла с началом Великой Отечественной войны.

Борьба с беспризорностью

Позабыт и заброшен с молодых юных лет

От суровых лет Первой мировой и Гражданской войн, кроме разрухи, осталось ещё одно страшное наследие – детская беспризорность. Масса детей осталась без опеки, мальчишки и девчонки сотнями тысяч бродили по истерзанной и голодной стране. На точную статистику того времени рассчитывать сложно, но всё-таки имеются данные, что в 1921 году таких ребят было 4,5 миллиона, а по другим данным – в 1922 году их было и вовсе 7 миллионов.

Все на борьбу с беспризорностью!

Повсеместно начали организовываться детские воспитательные учреждения интернатного типа – детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. В 1919 году опекой было охвачено 125 тысяч детей, в 1921-1922 годах – 540 тысяч. В 1921 году было создано 200 приёмников-распределителей, которые пропускали через себя ежедневно от 50 до 100 детей. С 1922 года стали вводиться квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков.

Активно внедрялись такие формы работы с беспризорниками, как патронат, усыновление, опека и попечительство. В 1923 году только в Москве на эту работу было брошено 15 тысяч педагогических работников. В 1924 году проходит 1-я московская конференция по борьбе с беспризорностью. В это время беспризорностью серьёзно начинает заниматься ЧК.

Борьба с беспризорничеством и защита детей в 1926 году были закреплены в важных государственных документах. И на Пленуме ВЦИК в 1927 году отмечалось, что принятые меры стали давать результаты. Были выделены дополнительные ассигнования и принят трёхлетний план по борьбе с беспризорностью.

Искоренили полностью

Сироты Великой Отечественной

Новым испытанием для всей страны стала Великая Отечественная война. Имеются разные данные по количеству детей-сирот. Чаще всего пишут, что после войны их было более 600 тысяч человек.

Государство уже имело богатый опыт и по борьбе с беспризорничеством, и в умении справляться с проблемами детского сиротства. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов и в них воспитывалось 17 тысяч детей. Были распространены детские дома при колхозах, промышленных предприятиях за счёт профсоюзов и комсомольских организаций, при милиции. Широко практиковалась передача детей-сирот в семьи. С 1941 по 1945 год было взято под опеку и патронат 270 тысяч детей-сирот.

В 1943 году руководство страны приняло решение об организации на освобождённых территориях суворовских, нахимовских и специальных ремесленных училищ с повышенными нормами содержания детей и обучение их лучшим военным и гражданским профессиям. Каждому ребёнку гарантировалось там семилетнее образование.

Детей, оставшихся без родителей, собирали комендантские патрули и отправляли в военкоматы. Дальше они уже щеголяли в военной или ремесленной форме. Деньги на ребят у государства находились. Дети-сироты в самые суровые дни войны не остались на улице, не были брошены на произвол судьбы.

Колония для несовершеннолетних

Несовершеннолетние в мировой юридической практике считаются особой категорией субъектов правоотношений и преступлений.

В силу их неполного нравственного, поведенческого и интеллектуального развития они не могут в полной мере осознавать последствия своих действий. Именно поэтому для них в отечественной системе исправительных институтов и учреждений создана специальная тюрьма.

Колония для несовершеннолетних в большей степени носит не карающий характер, а воспитательный. Такое воздействие создает почву для потенциального исправления малолетних преступников, с целью ограждения их от рецидива.

Со скольки лет сажают в колонию для несовершеннолетних, и какие виды детских колоний бывают – на эти вопросы Вы найдете ответ в данной статье.

Что такое воспитательная колония?

Что такое воспитательная колония?

Воспитательная колония – это один из видов исправительных учреждений в стране. В нем отбывают наказание в виде лишения свободы лица, не достигшие возраста в 18 лет.

Особенности функционирования воспитательных колоний и порядок исполнения наказания в данном виде исправительного учреждения закреплены в главе 17 Уголовно-Исполнительного Кодекса.

Режимы отбывания наказания

Уголовно-исполнительным Кодексом предусмотрены несколько режимов исполнения наказания несовершеннолетними. Это обычный, льготный, облегченный и строгий режим.

Всех по умолчанию осужденных, поступивших в первый раз в колонию, помещают в обычные условия содержания.

Если в течение 3 месяцев нахождения в обычных условиях подросток не допускает нарушений порядка, его переводят в облегченный режим.

Режимы отбывания наказания

Если же, наоборот, за подростков неоднократно фиксируются нарушения, он попадает в карцер или конфликтует с сокамерниками, то его переводят в строгий режим.

Перед окончанием срока заключения подростков переводят на льготный режим содержания.

Полный перечень оснований для перевода осужденного из одного режима в другой закреплены в статье 132 УИК РФ.

Итак, тем осужденным, кто отбывает наказание в обычных условиях разрешено:

  • 10800 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 8 краткосрочных и 4 долгосрочных свидания в год.

При нахождении на облегченных условиях осужденные имеют право на:

  • 11400 рублей в месяц расходовать на питание и иные нужды;
  • 12 краткосрочных свиданий и 4 долгосрочных свидания в год.

Льготный режим содержания подростков предполагает разрешения следующего характера:

  • Нет ограничений на расходование денежных средств;
  • 6 длительных свиданий и неограниченное количество краткосрочных свиданий в год.

Режимы отбывания наказания

Для строгих условий характерно:

  • 9600 рублей в месяц расходов на питание и иные нужды;
  • 6 краткосрочных и 4 длительных свидания в год.

Обычные, льготные и облегченные условия отбывания наказания предполагают проживание осужденных в общежитиях. В строгих условиях осужденные проживают в запираемых изолированных помещениях.

За что сажают в тюрьму для несовершеннолетних?

По общему правилу детская колония для несовершеннолетних распространяется на содержание подростков, не достигших 18 лет. Но в большей части преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с 16 лет.

Однако, это не означает, что дети 14 лет или даже младше этого возраста не могут сесть в тюрьму. За особо тяжкие преступления могут быть привлечены к ответственности и более молодые дети.

Попасть в детскую тюрьму можно за следующие виды преступлений:

Судебная практика 2022 года говорит о том, что суды стараются не применять в отношении несовершеннолетних наказание в виде реального лишения свободы.

Как правило, подросткам за преступления легкой или средней тяжести выносят условное наказание.

Реальный срок будет применяться при наличии отягчающих обстоятельств, большой общественной опасности данного ребенка.

Как живут в воспитательных колониях?

Для несовершеннолетних девочек и для несовершеннолетних мальчиков существуют отдельные исправительные учреждения.

Правила внутреннего распорядка в таких тюрьмах строго регламентированы, но имеют более мягкие условия содержания, чем во взрослых тюрьмах.

Основные характерные особенности содержания осужденных в колонии выглядят следующим образом:

Окончание срока нахождения в колонии

Окончание срока нахождения в колонии

Итак, очевидно, что для детских колоний остро стоит проблема выхода осужденных из категории несовершеннолетних до окончания срока наказания.

Эта проблема решается двумя способами:

  • Оставление в воспитательной колонии после достижения совершеннолетия.
  • Перевод осужденных из воспитательных колоний в исправительные.

Решение об оставлении в воспитательной колонии подростка принимается совместно начальником колонии с прокурором.

Оставить осужденного в воспитательной колонии можно только на год – до достижения им 19 лет.

После достижения совершеннолетия подросток переводится в исправительную колонию в том случае, если он отрицательно характеризуется. Происходит этот перевод только по постановлению суда.

Все остальные осужденные, которые достигли возраста 19 лет, переводятся на дальнейшее отбывание срока наказания в исправительную колонию по постановлению начальника колонии.

Меры поощрения и наказания

В зависимости от поведения осужденных в стенах воспитательной колонии дети могут получать различные поощрения или наказания со стороны начальства исправительного учреждения. Закреплены данные правовые действия в ст. 135 и ст. 136 УИК РФ.

Меры поощрения и наказания

За хорошее поведение в тюрьме подростки могут получить в качестве поощрения:

  • Перевод на более мягкие условия содержания;
  • Посещение спортивных и культурных мероприятий на воле в сопровождение сотрудника колонии;
  • Можно досрочно покинуть сизо для несовершеннолетних;
  • Возможность покинуть колонию на время в сопровождении родственников.

За плохое поведение в отношении подростка могут быть применены санкции следующего характера:

  • Вынесение выговора;
  • Закрытие в изоляторе;
  • Штраф в размере не более 2 МРОТ;
  • Запреты на проведение досуга.

Кроме того, при систематических нарушениях порядка осужденный скорее всего будет переведен на более строгие условия содержания.

Список колоний несовершеннолетних

Сегодня в России функционирует 24 воспитательных колонии для несовершеннолетних. Из них только 2 содержат в своих стенах девочек-преступниц.

Подробно территориальный перечень колоний представлен следующим образом:

По данным 2017 года в колониях для несовершеннолетних содержится около 1700 человек. При этом большая часть из них содержится в обычных или облегченных условиях, что свидетельствует о том, что подростки активно встают на путь исправления.

Колония для несовершеннолетних – это воспитательное учреждение, в котором особое значение уделяется нравственному развитию преступивших закон подростков.

Главная цель такого учреждения заключается в перевоспитании трудных подростков, разъяснении им противоправности совершенных ими проступков и опасности возможного рецидива преступного деяния.

Читайте также: