Колодезные поля в древнем китае это кратко

Обновлено: 18.05.2024

Он ясно ощущал, что сами по себе награды и наказания недостаточны для обеспечения дисциплины и утверждения желаемых форм поведения. Щедрые награды легко могут явить обратную сторону, вдохновляя на индивидуальные, а не на коллективные действия, побуждая солдат нарушить строй ради личной славы и выгоды. Введение исключительно суровых наказаний для устранения недовольства также окажется неэффективным, ибо нарушители предпочтут скорее убежать, чем понести кару. Только тогда, когда все способы использованы правильно, включая почитание и поддержку семей погибших воинов, можно создать дисциплинированную, сильную духом и мощную армию.

У Ци ответил: «Подлинное сокровище на Пути [Дао] обеспечения безопасности государства – это предусмотрительность. Если вы обеспокоены, несчастий можно избежать. Позвольте мне обсудить нравы и обычаи этих шести царств. Так как армии Ци многочисленны, они непрочны. Армии Цинь – разделены, а воины сражаются каждый сам по себе. В армии Чу порядок, но они не упорны. Армия Янь умеет обороняться, но не легка. В армиях трех Цзинь есть порядок, но они бесполезны.

Нрав Ци – суровый, страна процветает; правитель и министры надменны и расточительны, вредят простому народу. Чиновники – обильны, награждения несправедливы. Каждое соединение разрывается, передний край крепок, а задний – вял. Поэтому они хоть и многочисленны, но непрочны. Дао нападения на них состоит в том, чтобы разделить их на три части, изматывать и преследовать их слева и справа, постоянно угрожать и идти за ними, и тогда они могут быть разбиты.

Нрав у Цинь – сильный, земля – неровная, а правление – суровое. Наградам и наказаниям верят; люди ни в чем не уступают, они вспыльчивые и вздорные. Поэтому они рассыпаются и сражаются каждый сам по себе. Дао нападения на них состоит в том, чтобы сперва завлечь их выгодой, ибо воины Цинь жадны, бросят своих полководцев и пойдут за ней. Если это использовать, можно обрушиться на их рассеянные ряды, спрятать засады, улучить момент, и тогда их полководца можно пленить.

Нрав Янь – искренний и прямой. Люди там трудолюбивы; они любят мужество и справедливость и редко хитрят. Поэтому он будут упорны, но не легки. Дао нападения на них состоит в том, чтобы нанести удар и давить на них; сделать выпад и отойти на расстояние; затем вновь ударить и отстать, тогда верхи будут сомневаться, а низы будут в страхе. Будь внимателен к нашим колесницам и коннице, избегая открытой местности, тогда их полководца можно пленить.

Три Цзинь – срединные государства. Нрав у них – гармоничный, а правление – справедливое. Население устало от войны, но умеет держать оружие в руках, и не боится своих командиров. Награды малы, а так как командиры не ценят жизнь и не дорожат смертью, армия хоть и управляется, но бесполезна. Дао нападения на них состоит в том, чтобы давить на их боевые ряды, а когда появятся главные силы – противостоять им. Когда они повернут, преследуй, чтобы уничтожить их. Такова стратегическая мощь этих царств.

У Ци рассмотрел также систему комплектования подразделений в соответствии с психофизическими качествами воинов:

«Правитель сильного государства должен различать своих людей.

Среди них те, кто обладает мужеством и силой, должны быть собраны в один отряд. Те, кто радостно идет в бой и отдает все силы, чтобы проявить верность и мужество, должны быть собраны в другой отряд.

У отечественного исследователя-синолога Н.И. Конрада читаем:

Один фрагмент посвящен непосредственно психологической подготовке войск:

Ли Цзин ответил: «Кто бы ни обладал жизнью и природным характером, если он умирает, не тратясь на мысли, когда барабаны призывают идти в бой, это ЦИ побуждает его быть таким. Поэтому правила ведения войны первым делом требуют изучать своих командиров и войска, побуждать их ЦИ к победе, и лишь затем атаковать врага.


Рис. 6. Схематическое изображение сущности и содержания ВАККПЕ: восточно-азиатской классической концепции психологической подготовки единоборцев

Кроме того, ВАКККПЕ позволяет успешно решать ряд иных задач, таких как:

1) Оздоровление и адаптация;

2) Развитие профессионально значимых качеств;

3) Развитие антиципации;

4) Управление психическими состояниями и поведением человека.

Само же внушение осуществляется с помощью следующих средств:



Те доминанты из 36, которыми на высоком уровне (гун-фу) овладел индивид, начинают индуцировать информацию на вербальном и невербальном уровнях.

Когда речь идет о вербальном уровне передачи информации – целесообразно говорить о прямых формах обучения; когда имеется в виду невербальный уровень, естественно предположить косвенные формы обучения (суггестию).

ВАККППЕ создавалась в конкретных исторических условиях, на основе определенных представлений об устройстве мироздания и общества. Анализ натурфилософских воззрений Древнего и Средневекового Китая позволяет сделать вывод о глубоких познаниях тогдашних мыслителей в области природы человека и его психики, что стало возможным на фоне развитых технологий. В этом смысле Китай достиг такого уровня развития техники и науки, какой Европа не имела даже в конце XVII века. Вот некоторые из них:

– Царство Шан (1650–1122 до н. э.) прославилось искусством обработки металла и строительством городов, обнесенных стенами, а основным транспортным средством были конные колесницы.

– Солнечные часы с гномоном китайцы создали в XVI веке до н. э., на тысячу лет раньше греков.

В VI веке до н. э. в Китае развилось железоплавильное производство, технология которого была усовершенствована в I веке н. э. изобретением водяных кузнечных мехов, обеспечивавших равномерный нагрев, что способствовало созданию сталелитейного производства.

– Изобретение компаса в незапамятные времена, а позже и астролябии позволили в период династии Хань (206 до н. э. – 220 н. э.) плавать в открытом море вдали от берегов – В этот же период китайцы строили мореходные суда водоизмещением до 1500 тонн; изобрели тачку и железный плуг с лемехом, создали шелкопрядильное производство. В. конце II века н. э. они начали строить ирригационные машины.

– Известный итальянский путешественник и писатель Марко Поло (1254–1324) в 1292 году привез из Китая в Европу идею топки печей каменным углем. До этого по всей Европе печи топили только дровами.

Этот трактат содержит методологические аспекты ВАККППЕ.


Пятичленная космологическая модель как универсальная классификационная схема китайской культуры


Структура у-син, по сути, моделировала качественные взаимоотношения психического и соматического в человеке, а также качественные взаимоотношения самого человека с окружающим миром.

Количественные взаимоотношения описывались системой многочисленных черт (дхармы, фа, нори), владение которыми в Восточной Азии считалось Высшим Знанием. Приведенная ниже цитата ярко иллюстрирует это.

1) центральная структура;

2) одна из шести структур алгоритма переработки информации у человека;

Целенаправленное воздействие на дхармы осуществлялось с помощью батареи средств, описанию которых посвящен следующий параграф.

5. Дыхательные упражнения;

6. Математическое моделирование (модальности суггестивного воздействия);

7. Произношение звукорезонансных рядов;

10. Движения, позы, физические упражнения и боевые приемы.

Биоритмология (календари нарушений биоритмов)

До сих пор считается, что китайская календарная система самая точная, правда, она и самая сложная, так как учитывает не только солнечный ритм, как в европейском календаре, не только недельно-лунно-солнечный ритм, как в христианском календаре, но также ритмы Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна.

Система цзин тянь представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологич. представлений, проекцию универсальной космологич. модели на социально-экономич. и административно-территориальную сферу. Ее главная идея заключается в согласовании человеч. деятельности на земле с естественными законами, к-рое прежде всего выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Указанные схемы получили большое развитие в эпоху Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.), а концепция цзин тянь в средние века, в частности Ван Ань-ши, привлекалась для идеологич. обоснования действий пр-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или для составления проектов соответствующих реформ.

Источники:
Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. М., 1998, с. 83 – 89 и др.; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. VII. М., 1996, с. 168 – 172.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 535-536.

Колодезные поля

ЦЗИН ТЯНЬ (далее Ц.т.)"Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.), а термин Ц.т. впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. до н.э.).

Согласно Мэн Кэ, в нач. эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900-му (со стороной квадрата 1 ли - ок. 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин ("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" -сы ) пользовании, среднее поле было общинным (гун ) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин, или сян автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.


Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. реалиях и сомнительны лишь отд. цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологич. статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин)", приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь, Ван дао). Он требует "(выправления) канонич. межей (цзин цзе"), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны ("Мэн-цзы"). Здесь система Ц.т. прямо проецируется на "канонич." (цзин) девятиклеточную структуру - общетеоретич. модель пространства. Это и др. уточнения Мэн Кэ позволяют ввести систему Ц.т. в более широкий мироописательный контекст.

Напр., указывается, что поле в 100-му предназначено для прокормления семьи из восьми человек; т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена - фундаментальное "нумерологич." число ( Сян шу чжи сюэ, Гуа, "Чжоу и"); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди) всего Китая, которые "состоят из девяти квадратов со стороной (каждого) 1 тыс. ли" и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в "Чжоу ли", где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун) из девяти чэн. Указ, геометрической схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологич." - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символический характер. Ц.т. скорее всего представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологии, модели в социально-экономическую сферу и не отражает эмпирическую реальность.

Главная идея Ц.т. заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Схемы Мэн Кэ были конкретизированы в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция Ц.т. в ср. века привлекалась для идеологии . Обоснования действий прав-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ.

ЦЗИН ТЯНЬ (далее Ц.т.)"Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве , идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.), а термин Ц.т. впервые появился в "Гулян чжуани" (2 в. до н.э.).

Согласно Мэн Кэ, в нач. эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900-му (со стороной квадрата 1 ли - ок. 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа цзин ("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" -сы ) пользовании, среднее поле было общинным (гун ) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин, или сян автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности.

Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на историч. реалиях и сомнительны лишь отд. цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологич. статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин)", приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь, Ван дао). Он требует "(выправления) канонич. межей (цзин цзе"), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, т.о., упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны ("Мэн-цзы"). Здесь система Ц.т. прямо проецируется на "канонич." (цзин) девятиклеточную структуру - общетеоретич. модель пространства. Это и др. уточнения Мэн Кэ позволяют ввести систему Ц.т. в более широкий мироописательный контекст.

Напр., указывается, что поле в 100-му предназначено для прокормления семьи из восьми человек; т.о., в цзине (сяне) должно быть 64 члена - фундаментальное "нумерологич." число ( Сян шу чжи сюэ, Гуа, "Чжоу и"); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди) всего Китая, которые "состоят из девяти квадратов со стороной (каждого) 1 тыс. ли" и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в "Чжоу ли", где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун) из девяти чэн. Указ, геометрической схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологич." - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символический характер. Ц.т. скорее всего представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологии, модели в социально-экономическую сферу и не отражает эмпирическую реальность.

Главная идея Ц.т. заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Схемы Мэн Кэ были конкретизированы в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция Ц.т. в ср. века привлекалась для идеологии . Обоснования действий прав-ва по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ.

Читайте также: