Коллективы первобытного человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Хотя предки человека были стадными животными, их поведение определялось не только стадными, но и, так же как поведение всех животных, чисто эгоистическими рефлексами. Это положение не могло не сохраниться и в ранней праобщине. Более того, существует мнение, что после того, как человек научился изготовлять орудия, столкновения в праобщине участились и стали более ожесточенными. Это мнение может быть справедливо только отчасти, так как его сторонники оставляют без внимания факт устойчивости первобытных коллективов. Если бы столкновения в стаде были массовыми, то оно не смогло бы существовать и развиваться до более высоких форм социальной организации. Но так или иначе, несомненно, что в праобщине шла острая борьба между эгоистическими и коллективистскими формами поведения. И столь же несомненно, что первые постепенно вытеснялись вторым, так как в противном случае праобщинная организация никогда не переросла бы в общинно-родовую.

В самом деле, выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место подавление животного эгоизма в добывании и распределении пищи, в половой жизни и т. д. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитное объединение.

Постепенный прогресс в изживании эгоистических форм поведения имел место на протяжении всего раннего палеолита. Уже отмеченное развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня — все это способствовало консолидации праобщины, развитию сначала инстинктивных, а затем и осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усовершенствование языка, речь о котором будет ниже. Но особенно большой прогресс в изживании животного эгоизма приходится на заключительный этап существования праобщины — мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива— неандертальские погребения. К этому же времени восходят и другие выразительные археологические находки. В альпийских мустьерских гротах Петерсхеле и Драхенлох были найдены черепа и кости конечностей пещерного медведя. Одни ученые считают их следами больших коллективных запасов охотничьей добычи, другие, ссылаясь на то, что черепа и кости были уложены в определенном порядке, видят в этом признак возникновения религиозных представлений, культа животных.

Все же не следует переоценивать успехи праобщины в утверждении коллективистских форм поведения. На многих неандертальских черепах имеются прижизненные пробоины, в которых многие специалисты видят результат жестоких драк между членами одной праобщины. Последнее, правда, аргументируется лишь самым косвенным образом: тем, что частота нахождения таких черепов с прижизненными пробоинами по мере развития праобщины постепенно убывает. На стоянке Крапина в Югославии найдено множество костей древнего человека, обожженных и расколотых вдоль для извлечения костного мозга, что свидетельствует о существовании каннибализма, может быть, также в пределах одной праобщины.

В этот день:

Дни рождения 1937 Родился Олег Владимирович Овсянников — советский и российский археолог, историк, исследователь археологии и истории Русского Севера, Сибири и Заполярья, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИИМК РАН.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

По Л.Г. Моргану, род есть замкнутая группа людей. В основу их объединения положено представление о родстве, которое отсчитывается по одной линии. Вследствие этого часть людей одного коллектива уходили в другой коллектив. Жизнь родового коллектива жестко регулируется обычаем или традицией, которые установлены, и с которыми согласны все члены рода, нарушение которых строго карается.

Род имеет совет – демократическое собрание взрослых людей. Совет выбирает старейшину и военного предводителя. Совет решает проблему принятия новых членов (включение в свой род чужака называется адопцией). Власть старейшины была моральной. Иногда власть могла передаваться по наследству.

В родовом коллективе существует очень сложная проблема собственности. Есть личная (индивидуальная) собственность, но есть и другие формы собственности (коллективная), в соотношении которых сложно разобраться.

Почти у всех народов отдельный род имеет название и как-либо связан с тотемом.

Род всегда экзогамен (т.е. брак не может быть заключен внутри рода, браки возможны лишь между представителями разных родов).

В родовом обществе большое значение имеют табу. Табу на языке туземцев означает религиозный запрет, нарушение которого ведет к страшным последствиям.

По достижению определенного возраста мальчики и девочки в родовом обществе проходили обряд инициации. Инициация – посвящение в полноправные члены общины.

С обрядом инициации тесно связано понятие социализации. Современная социология под социализацией понимает процесс приобретения ребенком навыков жизни в обществе. Социализация проходит в два этапа: 1) первичная социализация (детская), 2) вторичная социализация (когда взрослый человек меняет окружение). Агент социализации - человек, который помогает другому человеку социализироваться.

Братские или сестринские роды часто составляли фратрии. Фратрия – большая группа родов, которая в ряде случаев может выступать как один большой род. Фратриальное деление называют дуальным или дуально-фратриальным. Фратрия регулирует половые и брачные отношения. Фратрия также экзогамна (браки внутри невозможны).

Несколько фратрий составляют племя. Племени свойственно самоназвание и самосознание. Самая важная функция племени – решение вопросов войны и мира. Племя есть политическая сила. Внутри племени – только эндогамия (браки заключаются только внутри племени, т.е. только между его членами).

Несколько племен могут объединяться в союз племен. Чаще всего цель организации союза племен – война.

Для раннепервобытного общества характерно присваивающее хозяйство (охота и собирательство). Для позднепервобытного общества – производящее (земледелие).

Социальная организация родового общества

Л.Г. Морган, ввел два типа систем родства: 1) классификационные системы родства, 2) описательные системы родства.

Классификационные системы родства свойственны первобытнообщинному строю. Эти системы различают не отдельных родственников, а их "классы": "отцов", "матерей", "мужей", "жен", "сыновей" и т.д.

Классификационные системы родства отражают отношения первобытного коллективизма и группового брака.

Описательные системы родства появляются с разложением первобытнообщинного строя и переходом к моногамии. Исторически сменяют классификационные системы родства. В таких системах каждый родственник обозначается специальным термином или комбинацией терминов, поэтому каждый человек имеет свое название в родственной терминологии (например, отец, мать, брат, сестра, дядя, двоюродные брат, сестра или дядя, дед, прадед и т. д.).

Если инкорпорация в родовую группу происходит по материнской линии, то это матрифиляция (материнское родство). Если по отцовской линии (крайне редко) – патрифиляция (агнатное родство). Все это есть горизонтальное родство. Иногда счет родства велся по обеим линиям.

Для раннепервобытного общества характерны как многомужество, так и многоженство. Когда на место умершего мужа заступает брат – это называется левират. Аналогично, у некоторых обществ существовал и обычай сарарата – когда на место умершей жены приходит её сестра.

Постепенно брачные отношения изменялись и появлялись новые обычаи: выкуп невесты, отработки за невесту, приданное и др.

Линидж – хозяйственная единица, субъект – группа близких родственников разных поколений четко прослеживающих свое родство.

Субклан – маленькая часть рода, единица ритуального значения.

Разложение родового общества

Люди в родовом обществе жили большими семьями. Хозяйство вели все вместе. Постепенно, с развитием технологий (усовершенствование орудий труда), хозяйства, большие семьи распадаются на более маленькие, появляется моногамия, моногамные семьи, живущие в отдельных небольших домах.

Так родовая община сменяется соседской. Население соседской общины уже не было связано родственными узами. Моногамные семьи соседской общины имели свое собственное хозяйство (огород у дома), но также должны были работать на общем поле, возделывая хлеб. Также, возможно, был общий и частный скот. Соседская община сохранилась и с возникновением государств. Внутри некоторых государств соседская община сохранялась вплоть до Нового времени.

Если данная статья об основных этапах антропогенеза была для вас полезной, то обязательно загляните и на наш сайт !

Далекие предки современного человека жили около 2 млн. лет назад, однако приобретать главные черты разумного вида начали спустя сотни лет. Племена первых людей развивались, строение их тела менялось.

Постепенно они расселились в более холодных краях, которые располагались на территории Европы и Азии. Тут людям и пригодились все их познания об огненной стихии. Путем проб и ошибок древние люди наконец овладели буйным огненным монстром: они научились добывать огонь самостоятельно.

Самый первый способ разжигания огня — трение деревянной палки о другой кусок дерева. Такой способ и различные его вариации существовали везде, где обитали люди.

Жилища древнейших людей

Конечно, в условиях более низких температур у людей появилась необходимость прикрывать свое тело одеждой из шкур и кожи животных. А еще у первобытных охотников и собирателей появлялись новые виды жилищ, где они могли укрыться от непогоды.

Пещера. Первый вид жилища первобытного человека. Поначалу группы людей селились в пещерах, никак не изменяя их. Однако позже они начали расширять пещеру и иногда делать в ней отверстия, чтобы из нее выходил дым от костров. Нередко люди делали заграждения у входа в пещеру или сооружали перегородки из камней внутри нее.


Первобытные люди в пещере

Круглая (спальная) яма. В далекие первобытные времена спальным местом могла служить обычная вырытая в земле яма. Люди часто ночевали в таких самодельных углублениях.

Заграждение от ветра. Еще одно строительное сооружение древнейших людей. Сначала заграждения обустраивали в местности, где прорастал тростник. Таким образом человек мог укрыться от сильных ветров. Но и эта постройка со временем приобрела ряд успешных улучшений: изготавливать такие заслоны стали при помощи шкур и костей животных.

Шалаш. Распространенный вид жилища первобытных охотников. Когда группа добытчиков на несколько дней уходила в поход, то в качестве укрытия от ночных холодов использовала именно шалаш. Его было очень просто соорудить, используя подручные материалы. Охотники использовали обычные лесные палки для изготовления каркаса. Сверху они покрывали его шкурами животных и ветками.


Шалаш

Новые орудия

Процесс изобретения и создания новых орудий труда также активно продолжался. Люди начали придумывать множество орудий для охоты, например деревянные копья. Путем видоизменения длинных деревянных палок с помощью рубил и обжигания получившихся изделий на огне и получались такие копья.

Рубило — орудие труда первобытных людей. Рубило было основным универсальным орудием для древнейших людей и могло применяться в самых разных случаях, часто заменяя деревянный нож или топор.

Со временем первобытные охотники научились делать копье еще более разрушительным оружием. Они мастерили для него острый каменный наконечник и привязывали с помощью волокон растений или кожаного ремешка. С таким охотничьим орудием убивать животных стало легче, и добычи с ним хватало на всех.


Охота на мамонта

Но на кого же охотились древнейшие люди? Список желаемых трофеев был велик. Среди них было много вымерших к настоящему времени животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей.

Человек разумный

Первобытные люди осваивали новые территории и с каждым столетием развивались как вид. Ближайший предок современного человека появился 40 тыс. лет назад. Он-то и называется Homo Sapiens или человек разумный.

Ученые до сих пор спорят о происхождении вида Homo Sapiens. Считается, что человек разумный является одним из множества видов людей, относящихся к одному роду (Homo). Однако лишь сапиенс остался на Земле: остальные виды вымерли многие столетия назад.

Ближайшим видом к человеку разумному по многим характеристикам считается вид неандертальцев. Внешне у них есть некоторые отличия. Например, у человека разумного высокий и прямой лоб, а надбровные дуги менее ярко выражены. У сапиенса более длинные руки и ноги, в отличие от неандертальца.


Племя людей Homo Sapiens

И по сегодняшний день ведутся разнообразные исследования генома неандертальцев. Ученые стремятся установить все различия между нашим видом и неандертальцами.

Если рассматривать другие отличительные особенности, то можно сказать о разном уровне развитости материальной культуры. То есть неандертальский человек не изготавливал столь эффективные орудия труда, как человек разумный. Стоит отметить, что величайшее и по сей день стрелковое оружие — лук — было изобретено в первобытные времена.

Лук — стрелковое оружие, поражающее цель на расстоянии. Лук и охотничьи стрелы появились благодаря одному наблюдению. Люди заметили, что когда прут сгибаешь, а затем отпускаешь, то он с силой выпрямляется, резким рывком. С помощью лука люди смогли охотиться и на быстрых мелких животных: зайцев и куниц. Первобытный человек убивал животное с расстояния сотен шагов.


Охота с помощью лука

Но, безусловно, главным преимуществом человека разумного являлся его интеллект. Только вид Homo Sapiens обладал такими способностями, как членораздельная речь и абстрактное мышление.

Родовая община

Племена разумных людей становились сплоченными и начинали образовывать более сложные человеческие коллективы. Образовались родовые общины.

Родовая община — форма социальной организации, в которой люди связаны кровным родством, общим хозяйством и проживают на одной местности. Основная форма социальной организации при первобытно-общинном строе.

В родовой общине семейные узы стояли превыше всего. В ней состояли сородичи — все близкие и дальние родственники. Другими словами, община состояла из членов расширенной семьи.


Родовая община

Расселение людей продолжалось, и теперь они могли адаптироваться к различным природным условиям. Кроме того, группы первобытных людей активно взаимодействовали друг с другом. Родовые общины, которые объединяла общность в наследственных признаках и происхождении, соединялись и образовывали новые массовые коллективы. Так появились расы.

Раса — система популяций человека, в которой существует сходство по ряду физических или социальных признаков в соответствии с воспринятием их обществом.

В родовых общинах у сородичей общими были жилища, запасы пищи, костры, материальные ресурсы. Сородичи-мужчины ходили на охоту, объединяясь в группы. Женщины занимались собирательством и воспитанием детей. Интересно, что в процессе некоторых археологических раскопок на местах обитания первобытных племен были найдены фигурки женщин. Люди поклонялись им, видели в них образ прародительниц и хранительниц благополучия родовой общины.


Скульптура первобытного общества. Фигурка женщины

Связь между сородичами родовой общины становилась все крепче, но и между собой представители разных общин взаимодействовали регулярно. Поэтому со временем образовался новый тип группового объединения людей.

Племя — группа, объединяющая несколько родовых общин, которые располагаются в одной местности.

Самые опытные и старые представители племени назывались старейшины. Мудрые старики знали все о животных, растениях, своих сородичах. Они хранили все правила общины и передавали молодому поколению знания об обычаях племени.

Старейшины всех родовых общин племени входят в совет старейшин. Совет старейшин решал все междоусобицы и конфликты, определял для провинившихся справедливые наказания. Самым суровым было изгнание из племени. Это могло ожидать тех, кто противился древним обычаям.

Читайте также: