Коллекционирование в средние века кратко
Обновлено: 05.07.2024
В основе появления первых коллекций в странах Востока лежали религиозные мотивы. В сокровищницах у могил мусульманских мучеников, в индо-буддийских храмах и во дворцах светских владык формировались коллекции рукописей, произведений искусства, редких предметов и др. В некоторых восточных странах, например в Китае, активно развивалось частное коллекционирование. Здесь гораздо раньше, чем в Европе появились теоретические разработки по проблемам оценки, атрибуции и хранения произведений искусства.
Систематическое коллекционирование и музеи эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения, определяемая как рубеж позднего средневековья и нового времени, знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений.
Возникновение первых музеев в Европе связано с Италией, преемницей культуры античности, и прежде всего с городами-республиками Генуей, Флоренцией, Венецией. В XV—XVI вв. здесь необычайно модным становится коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно — представителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в VI—XVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV—XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их организации, методов хранения, описания, группировки и экспонирования, накопленный при создании и бытовании первого дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.
Наиболее показателен в этом отношении Уффици — первый частный музей Медичи, созданный в 1560 г, при Козимо Младшем. Начало ему было положено в середине XV в. коллекциями первого флорентийского правителя из этого рода Козимо Старого.
В Уффици была впервые реализована концепция постоянной экспозиции, исходившая из идеи создания модели универсума, где человек и окружающий его мир (космос) представлены в гармоничном единстве.
Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в XVI—XVII вв. на территории Италии формируются научные коллекции.
Освоение античного наследия представителями светской власти в других странах Европы шло с некоторым запаздыванием и осуществлялось в большинстве своем по итальянскому образцу, благодаря династическим бракам многих европейских правителей с представительницами знатных родов итальянской аристократии.
Во Франции XVI в., например, покровителем искусства был король Франциск I. В Фонтенбло он построил галерею, где поместил картины и скульптуры своей коллекции. Эти традиции были продолжены в царствование Генриха II, мужа Екатерины Медичи, его сыновьями – Карлом IX и Генрихом III.
Представители династии Габсбургов уделяли большое внимание собиранию предметов, олицетворявших идею монархической власти, могущества правителя, а также военную мощь и успехи империи.
Во дворцах монархов возникают оружейные комнаты. Если император Максимилиан I, активный коллекционер, вошел в историю как знаток и любитель искусств, то его сын Карл V (патрон Тициана), живя в Испании, прославился крупнейшей из частных коллекций, когда-либо принадлежавших одному человеку — коллекцией оружия. Сохранился ее каталог, снабженный цветными акварельными иллюстрациями.
Военный музей славы основал в 70-х гг. XVI в. Фердинанд из династии Габсбургов в городе Амбросе, недалеко от Инсбрука. Он разослал монархам и князьям письма с просьбой присылать оружие, портреты и жизнеописания героев. На основе таких поступлений им был создан Пантеон славы — прекрасное собрание музейного типа. Старейший инвентарь этой коллекции 1583 г. содержит сведения о 126 портретах героев. Кроме того, у Фердинанда были собрание портретов выдающихся личностей Европы, а также кабинет редкостей.
Рудольф II в своей резиденции в Градчанах (Прага), избранной правителем в 1582 г. местом проживания, он собрал коллекцию, оценивавшуюся уже в те времена в 17 млн гульденов. Страсть этого императора к коллекционированию и меценатству превратила Прагу в крупную сокровищницу Европы. Коллекция включала 2500 изделий, как античных, так и современных, из бронзы и мрамора, а также 1300 картин. Кроме пинакотеки и глиптотеки, здесь существовала сокровищница и так называемая Wunderkammer с богатейшей коллекцией механических приборов.
Повсеместно в Европе распространяется традиция формирования королевских коллекций. Так, в XV– XVI вв. появляются известные коллекции короля Матиеса в Буде (Венгрия), Максимилиана I в Вене, Августа Саксонского в Дрездене, Альберта V в Мюнхене, Сигизмунда II Августа в Вавельском замке в Кракове.
Собирательство и практика организации музеев получили широкое распространение в XVII в. среди церковных иерархов Франции. Опыт папской резиденции был воспринят французскими кардиналами и реализован в создании крупных личных коллекций античного, византийского и современного искусства.
Первый университетский музей, нацеленный на обеспечение учебного процесса, возник в 1683 г. в Оксфордском университете (Англия) и вошел в историю как Эшмолианский музей (назван в честь дарителя коллекции).
Бурное развитие медицины также требовало фактуры для исследований и экспериментов, что привело к возникновению в XVI–XVII вв. большого спроса на анатомические препараты и появлению специфических кабинетов для таких собраний – анатомических театров.
С конца XVI в. растет количество значительных коллекций исторических реликвий в крупнейших монастырях и храмах: соборе святого Марка в Венеции (сокровища ризницы выставлялись по особым случаям); соборе в Галле (Германия), где хранилась и демонстрировалась созданная кардиналом Альбертом Бранденбургским коллекции реликвий, снабженная печатным иллюстрированным каталогом (1510 г.); в собраниях знати, купцов, учёных - в составе кунсткамер, кабинетов "натуралий" и "куриозитетов", "камер раритетов" и т.п. Со временем в их систематизации появились элементы исторического подхода, началось формирование коллекций исторических культурных ценностей: военных трофеев при арсеналах и цейхгаузах (им придавалось документационное значение), произведения искусства и разных чудес. Наиболее известной была коллекция К. Медичи, которая сформировалась во Флоренции еще в XV в. и часть которой была открыта для публики в 1582 г.
Таким образом, в истории музейного дела XVI век стал поворотной вехой, ознаменовавшей становление музея как социокультурного института. Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. В галереях и кабинетах XVI–XVIII вв. присутствовали черты, характерные музейным учреждениям. Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. Возникновение музеев положило начало зарождению музейной науки.
Коллекционирование - это увлечение человека, связанное с собиранием одного рода вещей в коллекцию.
Однако церковная сокровищница или частное собрание феодала, какие бы в них ни хранились уникальные произведения искусства, еще не коллекция, а тем более не музейное собрание.
Коллекционирование в эпоху Средневековья
Европейское Средневековье
В европейской истории средними веками принято называть огромную эпоху, хронологические грани которой в силу их размытости и неопределенности традиционно являются предметом научных дискуссий. Средневековый человек встречался с искусством главным образом в храме. Человека той поры притягивали яркие и сверкающие вещи, ведь их цвет ассоциировался с Богом и Светом как символом божественного Спасения. Поэтому предметы культа старались создавать из дорогих и редких металлов – золота, серебра, драгоценных камней, перламутра, янтаря. Сокровища церкви могли храниться в обычных закрытых шкафах, но чаще всего находились в специальном помещении. Это могла быть особая комната рядом с алтарем или пристройка к храму, а в монастырях – отдельное здание. Особо почитались мощи – нетленные останки людей, причисленных к лику мучеников и святых.
Уже на заре Средневековья укромные помещения для дорогих украшений, оружия, драгоценной утвари стала создавать и светская власть. Блеском и роскошью отличались светские сокровищницы эпох развитого Средневековья.
Средневековый Восток
Коллекционирование в эпоху Средневековья
С падением Римской империи в 476 г. Европа вступила в средние века, где отличительной особенностью ее культуры становится религиозно-христианское мировоззрение и символизм, которые определяли нравственные нормы и ценности общества.
Средневековое искусство направлялось на религиозно-церковные нужды: архитектура и скульптура олицетворяли “библию в камне”, живопись изображала библейские сюжеты, средневековый театр был в виде религиозных мистерий, а самым популярным литературным жанром становятся жития святых.
Церковь осуждала античные идеалы красоты тела и души и, естественно, в таких условиях не могло быть места собраниям художественным произведений и исторических реликвий Эллады и Древнего Рима. Античные произведения искусства не представляли интереса как памятники ушедшей эпохи, так как для средневекового человека история начиналась с Библейской эры и вещь становилась реликвией, только если она подтверждала христианскую догматику, была связана с лицами и событиями истории христианства.
В период раннего средневековья художественные собрания античного мира теряли свою ценность. Одни творения греков и римлян погибли от рук религиозных фанатиков, которые считали скульптурные произведения “вместилищем духов”, другие же пали жертвой практического прагматизма: бронзовые статуи переплавляли на монеты, а мраморные пережигали в известь для получения строительного материала.
Средневековый человек, как правило, неграмотный, встречался с искусством в основном в храме, где для показа божественного присутствия богато оформлялись интерьеры и церковная утварь, подчеркивалась внешняя сторона религиозных обрядов. Предметы культа создавали из золота, серебра, драгоценных камней, янтаря, ведь их цвет и сверкание служили символом Бога. Рукописи, особенно Евангелия, оправляли в оклады из золота и серебра. Богослужебную одежду шили из парчи, бархата, шелка. Все эти вещи являлись высочайшими образцами декоративно-прикладного искусства, представляли материальную и художественную ценность. Поэтому для их хранения требовалось особая сохранность. Так стали появляться специальные места для хранения сокровищ церкви. В начале это была комната рядом с алтарем или пристройка к храму, в монастырях – отдельное здание (ризница), со временем появились настоящие церковные сокровищницы.
Церковные сокровищницы появились в Западной Европе в начале VII в., но подлинный расцвет в их строительстве наступил с началом правления Карла Великого. При нем появилось множество новых храмов и монастырей; в чьи храмовые сокровищницы щедро жертвовал ценности религиозного и светского характера, давая тем самым пример для прихожан.
Обогащала храмы и трофейная добыча военных кампаний. Так, в XI – XIII веках главным источником пополнения старых и возникновения новых сокровищниц стали крестовые походы. Например, во время IV похода был разграблен Константинополь, а вся военная добыча (церковные святыни, произведения искусства) была получена венецианцами и легла в основу создания знаменитой сокровищницы собора Сан Марко в Венеции.
Кроме дорогой богослужебной утвари в состав храмовых сокровищниц входили и реликвии, связанные с Иисусом Христом, Божьей Матерью, апостолами и мучениками. Это были одежда и предметы обихода святых, ткани, в драгоценных сосудах хранилось масло из погребальных лампад, а в ящиках с изображениями евангельских сюжетов держали “священную” почву Палестины. Были и споры между церквями за оригиналы реликвий, например, гвозди, которыми прибивался к кресту Иисус Христос, хранились чуть ли не в 30 из них.
Особо почитались мощи мучеников и святых. За обладание ими была настоящая борьба: их покупали, воровали, делили на части. Хранили их в реликвариях, изготовленных из благородных металлов, слоновой кости и украшенных драгоценными камнями. Они могли иметь форму готического собора, креста, или, если хранили часть тела святого – форму руки, головы и т.п.
С трепетом в западноевропейских церковных собраниях хранились и античные камеи и инталии, так как средневековые мастера уже не в состоянии были их воспроизвести.
В храмовых собраниях имелись и необычные раритеты – редкие минералы, бивни слонов, пальмовые ветви и другие образцы мира природы, которые привозили паломники из Святой Земли. Берегли религиозные учреждения и мемориальные предметы, которые относились к выдающимся историческим деятелям. Огромной сокровищницей исторических реликвий был кафедральный собор г. Реймса, где хранились коронационные регалии французских королей.
Церковные сокровищницы допускались на обозрение богомольцам, так как паломничество было характерной чертой средневековой культуры. А в дни торжественных богослужений особо чтимые реликвии выставлялись для поклонения, а дорогая культовая утварь из сокровищниц использовалась в ритуальных действах.
Среди богослужебной утвари постепенно выделилась группа предметов, которые стремились сохранить при любых обстоятельствах, так как они обладали мемориальной ценностью или же были необыкновенно редки. Эти предметы стали предшественниками современных музейных экспонатов.
Искусство средневековья создавало особый зрительный образ, который оказывал сильное влияние на разум и чувства прихожан, и который церковь использовала как инструмент воспитания христианского благочестия, а не художественного вкуса. Тем не менее, храмы способствовали развитию эстетического чувства верующих, ведь утварь и произведения искусства церквей, оформлявшие их интерьер, несомненно, отражали художественные идеалы эпохи.
Поскольку в средневековом искусстве все было пронизано символами и аллегориями, то в храме воплощалась вся система христианских знаний, его скульптурное и живописное убранство заключало в себе скрытое значение. Вместе с тем отдельные статуи, иконы, картины были связаны с окружающим их пространством и изолированно не воспринимались, какое бы глубокое символическое значение они не несли. Эту пространственно-предметную среду храма, созданную на основе определенной концепции, где вещи-символы несут определенную закодированную информацию и оказывают сильное влияние на разум и чувства человека можно считать “праформой” музейной экспозицией14.
Но в средние века не только храмы имели сокровищницы. Тайные помещения для дорогих украшений, оружия, драгоценной утвари создавала и светская власть. В некоторых странах Европы такие хранилища дорогих предметов назывались “гардеробная”, слово “roba” относилось тогда не только к одежде, но и ко всему имуществу.
Особенно прославилась раннесредневековая сокровищница Карла Великого, которая размещалась в Ахенской капелле. Она хранила: античные геммы, дорогие оклады книг, изделия из слоновой кости арабских и византийских мастеров, одежду из шелка и парчи, христианские реликвии.
В расцвет средневековья роскошью отличались светские сокровищницы Карла V Мудрого. В них хранилось огромное количество ювелирных украшений, корон и золотых сервизов, а также дорогая культовая утварь: кресты, статуи Божьей матери и святых из благородных металлов, реликварии, украшенные драгоценными камнями.
Одним из самых ярких представителей нового, еще только формирующегося типа европейских частных коллекционеров был герцог Жан Беррийский, младший сын французского короля Иоанна Доброго. Он был страстным собирателем и щедрым меценатом. В его коллекции были ювелирные изделия, роскошные ковры, церковная утварь. Но при этом, его гардеробная, в отличие от подобной его брата, Карла V, была уже не просто хранилищем предметов роскоши, а помещением для коллекций тонкого знатока и любителя искусства. Он целенаправленно приобретал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали, платил огромные суммы за часословы-молитвенники с прекрасными миниатюрами, исполненными по его заказу выдающимися художниками. Но он интересовался не только произведениями искусства; с азартом ценителя он собирал редкости природы, а в одном из замков под влиянием зарождавшихся гуманистических идей создал галерею портретов знаменитых современников15.
Понятие “коллекционирование” применительно к средневековым сокровищницам, особенно на начальном этапе их развития, носит условный характер, так как их содержимое в основном формировалось случайно и бессистемно. Оно состояло из трофейных предметов, захваченных во времена крестовых походов и феодального грабежа, а также из купленных у купцов или полученных в качестве подарка или подношения предметов искусства.
Но уже в эпоху классического Средневековья стала вырисовываться такая форма собирания предметов, когда они попадали в коллекцию не случайно, а подбирались намеренно в соответствии со вкусом, интересами и потребностями собирателя.
И именно за таким целенаправленным коллекционированием было будущее, и хотя в полной мере этот феномен смог раскрыться только в эпоху Возрождения, его первые слабые ростки появились уже в средневековой культуре.
Известно с древнейших времён. В Древней Греции наряду с публичными коллекциями (преимущественно произведения скульптуры), создававшимися по решению граждан полиса, существовали и отдельные частные коллекции. В Риме периода Империи коллекционирование стало масштабным явлением: греческие статуи и копии с них собирали многие представители римской знати (наиболее значительное собрание - императора Адриана; смотри в статье Вилла Адриана).
В средние века культура коллекционирования в значительной мере была утеряна, его место заняло собирание и почитание реликвий, мощей и священных образов, которые хранились в сокровищницах монастырей (Сен-Дени близ Парижа и многих других), соборов, паломнических и приходских церквей, а также у частных лиц. Коллекционирование как самостоятельный феномен обособляется от традиционных форм религиозного почитания святынь в Европе в конце XIV века. В это время появляются первые собрания предметов, которые ценились за свою древность или эстетического качества. Во Франции король Карл V и его братья герцоги Жан Беррийский, Филипп Храбрый Бургундский, Людовик I Анжуйский, а также Рене Анжуйский владели собраниями иллюминированных рукописей, гемм, скульптуры, произведений итальянской живописи на досках и др., поручая их приобретение специальным агентам.
Коллекционивование в Новое время
В эпоху Раннего Возрождения утверждается основной принцип коллекционирования: приоритет индивидуального вкуса и предпочтений. Разнообразие вкусов ренессансных правителей проявилось и в направлениях их коллекционирования: Пьеро Медичи собирал геммы, монеты, медали, книги, его сын Лоренцо - живопись и скульптуру, в том числе античную, а также покровительствовал поэтам и гуманистам. Выдающимся коллекционером был Федериго да Монтефельтро, герцог Урбинский, собиравший библиотеку редчайших рукописей и произведения искусства, которые он заказывал итальянским художникам и мастерам из Нидерландов. В Ферраре Лионелло д’Эсте коллекционировал античные геммы, монеты и медали, ковры, живопись и скульптуру. Свои коллекции имели мантуанские герцоги Гонзага, Сиджизмондо Малатеста в Римини, Висконти и Сфорца в Милане, представители Арагонской династии в Неаполе. Во дворцах ренессансных правителей появляется студиоло (кабинет) - небольшое приватное помещение для учёного досуга хозяина, которое позднее стало использоваться для экспонирования его собраний книг, драгоценностей и предметов искусства.
При дворах правителей северной Европы в середине XVI века появляются первые кунсткамеры (Фердинанда I в Вене, эрцгерцога Фердинанда II в замке Амбра, герцога Альберта V в Мюнхене, герцогов Саксонских в Дрездене, герцогов Вюртембергских в Штутгарте, ландграфов Эссенских в Касселе, императора Рудольфа II Габсбурга в Праге и др.) - собрания разнородных редкостей, в которые входили как произведения искусства (картины, геммы, ювелирные изделия, книги, фарфор, мелкая пластика, монеты, медали, ткани), так и природные диковинки: минералы (драгоценные и полудрагоценные камни), кораллы, раковины, образцы растений (корень мандрагоры, гербарии и т.п.) и животного мира (чучела и рога животных, яйца, шкуры), а также экзотические объекты, привезённые из Азии. Со временем художественная и естественно-научная составляющие кунсткамер отделились друг от друга, превратившись в самостоятельные виды коллекций.
Особое место занимали живописные кабинеты. В них была принята сплошная, в несколько ярусов, развеска, при этом произведения размещались симметрично, подбирались друг к другу по размерам и по сюжетам. Для кабинетов специально создавались произведения различных жанров небольшого размера. Крупнейшим центром их производства был Антверпен, где зародился жанр картин, изображающих конкретные кабинеты с их коллекциями (12 картин Д. Тенирса Младшего с изображением коллекций герцога Леопольда Вильгельма Габсбурга в Брюсселе, после 1651 года), а также воображаемые коллекции.
В это время основным предметом художественного коллекционирования становится живопись, в первую очередь итальянская. Коллекции монархов приобретают грандиозные масштабы. Французская королева Мария Медичи, король Людовик XIV, кардиналы Ришелье и Мазарини, британские монархи были активными собирателями итальянского искусства. В Германии не меньшей популярностью пользовалась нидерландская и немецкая живопись. Крупнейшим собранием была выросшая из дрезденской кунсткамеры коллекция Саксонской династии, лёгшая в основу Дрезденской картинной галереи. Король Пруссии Фридрих II Гогенцоллерн собрал в Берлине значительную коллекцию франц. живописи и декоративно-прикладного искусства.
Широчайшее распространение частного коллекционирования происходит в Северных Нидерландах. Живописные произведения украшают интерьеры зажиточного бюргерского дома. Возникают особые жанры малоформатных живописных произведений, пейзажей, натюрмортов, жанровых сцен, в массовом порядке создаваемых специально для домашнего интерьера.
Идеи Просвещения способствовали осознанию необходимости демонстрации коллекций. В течение XVIII века коллекционирование начинает институализироваться: открываются первые крупные музеи (одним из первых общедоступных собраний стал Ашмолеанский музей, основанный при Оксфордском университете в 1683 году). В 1734 году открывается Капитолийский музей в Риме, в 1743 году - коллекция Медичи в галерее Уффици, с 1750 года - Французские королевские коллекции в Люксембургском дворце, в 1759 году - Британский музей, в 1770-х годах - Музей Пио-Клементино в Ватикане, около 1781 года - коллекция Габсбургов в венском Бельведере. Вскоре после начала Французской революции XVIII века (в 1793 году) в качестве общедоступного музея открывается Лувр.
Этот процесс продолжился и в XIX веке, который называют веком музеев. В XIX - 1-й половине XX веков огромная роль в формировании коллекций музеев принадлежит их сотрудникам (В. Боде, М. Фридлендер и др.); музеи имели ведущее значение для создания традиций научного коллекционирования. В то же время коллекционирование в Европе постепенно утрачивает свой аристократический характер, им активно занимаются представители различных социальных слоёв, что способствует дальнейшему развитию художественного рынка. Объектом коллекционирования становится современное искусство. В его собирательстве активная роль принадлежит галеристам и торговцам, которые участвуют в формировании спроса на определённые направления (смотри А. Воллар, П. Дюран-Рюэль, Д.А. Канвейлер), а также самим художникам (Э. Дега, Г. Кайботт).
В конце XIX - начале XX веках, благодаря экономическому подъёму в США, американские покупатели составили существенную конкуренцию европейским собирателям. На рубеже XIX-XX веков в США, а затем и в Европе коллекционирование стало выгодным способом вложения капиталов, не облагаемым налогами, что стимулировало собирательскую деятельность. При содействии европейских (Р. Лонги, Дж. Морелли) или проживающих в Европе американских (Б. Беренсон) экспертов Э.У. Меллон, П. Морган, С. Кресс, И. Стюарт Гарднер, Г.К. Фрик (смотри Фрик собрание), Дж. Виденер, А. Хаммер собрали масштабные коллекции европейского искусства XIV-XVIII веков, большая часть которых впоследствии была передана в музеи США. Особой популярностью в США пользовалось французское искусство импрессионизма и постимпрессионизма. В Европе также продолжали формироваться крупные коллекции (Крёллер-Мюллер музей, Тиссена-Борнемисы собрание и др.). После Второй мировой войны число частных коллекций в США резко возрастает, крупными собирателями современного искусства выступают Н. Саймон, С. и П. Гуггенхейм, Н.А. Рокфеллер и др., старого - П. Гетти. Во 2-й половине XX века как в Европе, так и в США ведущая роль в коллекционировании принадлежит так называемым корпоративным собраниям (принадлежат банкам, фирмам, издательствам и т.д.).
В процессе развития коллекционирования укреплялись его связи как с естественными науками, так и вспомогательными историческими дисциплинами. Коллекционирование способствовало развитию нумизматики, геральдики, сфрагистики, а также археологии, этнографии и др. Оформились самостоятельные направления коллекционирования: научное, учебное, любительское. В XX веке развиваются массовые виды коллекционирования - филателия, бонистика (денежные знаки), нумизматика, филумения (этикетки от спичечных коробков), филокартия (открытки), фалеристика (ордена, награды, значки) и т.п.
Коллекционирование в России
В XIX веке интерес коллекционеров направлялся в значительной мере на собирание отечественных древностей (Н.П. Румянцев) и предметов искусства, археологии и этнографии (П.Ф. Карабанов, А.С. Уваров, А.Д. Чертков). Коллекционерами по-прежнему были многие представители императорской фамилии, в том числе Александр III (основатель Русского музея), великие князья, но коллекционированием начали заниматься и многие представители буржуазии и разночинной интеллигенции. Возникли первые собрания русской живописи (Ф.И. Прянишникова, Н.Д. Быкова, П.П. Свиньина, А.Р. Томилова), графики (Ф.Ф. Вигеля и др.). Ряд частных коллекций XIX - начала XX веков был положен в основу крупнейших художественных музеев России того времени - Третьяковской галереи в Москве (собрание П.М. Третьякова), Театрального музея в Москве (собрание А.А. Бахрушина); после 1917 года - Театрального музея в Санкт-Петербурге (коллекции И.Ф. Горбунова, Л.И. Жевержеева и др.), Киевского музея западного и восточного искусства (ныне Музей искусств имени Б. и В. Ханенко; собрание семьи Ханенко), Нового западного искусства музея в Москве (собрания С.И. Щукина, И.А. Морозова; музей расформирован в 1948 году) и др. Некоторые коллекции вошли в состав больших музеев - в том числе Д.П. Боткина, П.П. Семёнова-Тян-Шанского, С.М. Третьякова и др. (европейская живопись), К.Т. Солдатёнкова, М.П. Боткина, С.С. Боткина, В.О. Гиршмана, А.А. Коровина и др. (русская живопись), П.И. Щукина, А.П. Бахрушина, Н.Д. Бартрама и др. (этнография, русское прикладное искусство), П.Я. Дашкова (графика), А.В. Морозова (керамика), И.С. Остроухова (иконы, русская живопись). На базе частных коллекций сформировался ряд крупных художественных музеев российской провинции, существующих и поныне, - в Астрахани (собрание П.М. Догадина), Иркутске (собрание В.П. Сукачёва), Калуге (собрание Н.И. Васильева), Краснодаре (собрание Ф.А. Коваленко), Новочеркасске (собрание Н.Н. Дубовского), Пензе (собрание Н.Д. Селивёрстова), Серпухове (собрание А.В. Мараевой и Ю.В. Мерлина), Смоленске (собрание княжны М.К. Тенишевой), Феодосии (собрание И.К. Айвазовского) и др. Некоторые книжные собрания (например, Н.П. Румянцева, А.Д. Черткова) стали основой крупнейших библиотек.
Иллюстрации:
Начало: камни в пещерах и греческие картины
Свидетельства о первом реальном коллекционере расходятся во времени — это зависит от точки зрения исследователя. Часто первой коллекцией считают собрание камешков из французской пещеры, которому около 80 тысяч лет. Выживанию оно точно не помогало, но, возможно, имело эстетическое значение.
История коллекционирования в различных его формах началась еще в первобытные времена. Однако концептуальный поворот случился в Европе XV века, когда коллекционирование лишилось сакрального статуса. Раньше редкие и ценные вещи хранились в церковных или королевских сокровищницах, собирали их для того, чтобы поддерживать статус монарха или важность веры. Начиная с XV века коллекционирование становится индивидуальным делом, причем меценаты занимались им не только ради утверждения личного статуса, но и ради эстетического удовольствия.
Прообраз индивидуального коллекционирования появился в Древней Греции в IV веке до н. э. Оно повлияло на формы искусства, которое переориентировалось с общественного использования на индивидуальное: вместо фресок и статуй божеств получила распространение живопись по дереву, которую можно было повесить дома. Частный характер искусства привел к тому, что художники стали личностями, звездами: подписанное известным автором произведение ценилось выше анонимного.
Наслаждение прекрасным и дипломатия искусства
Одним из главных движителей изменений XV столетия была флорентийская семья Медичи: всё начал Козимо Старший, а продолжили Пьеро и Лоренцо. Коллекция произведений искусства стала важным элементом культурной политики Медичи. Ее целью было не только укрепление политических позиций, но и увеличение престижа родного города среди соседей.
Если в Средневековье коллекция выступала как свидетельство хвалы Божьей, то теперь ее владельцы руководствовались иными мотивами. И не только политическими или финансовыми — эстетическое удовольствие играло не меньшую роль. Антонио Филарете цитирует рассказ о том, как Пьеро Медичи созерцал свою коллекцию:
Впрочем, Козимо не забывал и про политику. Коллекционирование для него стало важной частью культурной политики, направленной на укрепление имиджа Флоренции в Европе. Оно было символом власти и социального статуса.
Обладание коллекцией могло едва ли не заменить дворянский титул:
Частные коллекции способствовали созданию в XVI–XVII веках рынка искусства. Появляются публичные аукционы, которые быстро стали важными светскими событиями. Содержание коллекций со временем менялось. В XV веке главным интересом были предметы классической древности, которыми увлекались гуманисты, а под их влиянием — художники, церковные сановники, князья и короли. Интерес к ним усилили раскопки на территории Италии, Греции и Ближнего Востока. Спрос был настолько велик, что распространились копии артефактов: небольшие бронзовые бюсты или гравюры.
В конце XVI века ситуация изменилась — коллекции захватило актуальное искусство. Появился новый тип художника, который творил почти исключительно для коллекционера. Благодаря этому искусство перемещается из церковной среды в светскую.
Открытие Нового света стало важным фактором роста популярности коллекционирования. Америка давала и необычные предметы для коллекции, и почву для размышлений о природе человека, которые отражались в содержании собраний. Привезенные из-за океана наряды, предметы быта и оружие нашли свое место в коллекциях, но имели статус куда более низкий, чем европейские древности. Они были скорее потешными редкостями, чем предметами серьезного изучения.
В то же время произошло еще одно серьезное изменение статуса коллекций по сравнению с Античностью — они стали важным инструментом научных исследований. Возникают коллекции, включающие минералы, чучела, гербарии, измерительные приборы. Это привело к тому, что ученые, писатели, художники и эрудиты стремились получить доступ к собраниям. В ответ на запрос от них, а также от средних слоев общества, правители и частные собиратели создают публичные библиотеки (первой стала Бодлианская библиотека в Оксфорде) и музеи (Эшмолианский музей истории и археологии в том же Оксфорде).
В золотой век коллекционирование было необычайно популярно. Фламандский коллекционер Губерт Гольц во время путешествий по Европе в 1556–1560 годах посетил 968 коллекционеров в Бельгии, Голландии, Италии, Франции, Германии, Австрии и Швейцарии. В записках он упоминает как властных особ (королей, князей, императоров, папу римского и кардиналов), так и люд попроще (теологи, врачи, юристы, ученые, поэты, чиновники, художники, священники, монахи). В 1671 году археолог Якоб Спон упоминал 84 кунсткамеры в одном только Париже.
К XVII–XVIII векам во Франции не осталось ни одного крупного города, в котором не было бы по крайней мере одного коллекционера. Похожая картина наблюдалась по всей Западной Европе.
Промышленная революция и экономическое развитие улучшили благосостояние народа, а потому коллекционированием занялся и средний класс. В Нидерландах он массово скупал графику, офорты, живопись маслом. Тюльпаномания также была следствием моды на собирательство редких сортов.
Якоб ван Рейсдал. Пейзаж с мельницами близ Харлема. Около 1650–1652 годов. Ван Рейсдал — представитель малых голландцев, появившихся в ответ на процветание нидерландского общества: небольшие картины висели в домах бюргеров и даже крестьян
Кунсткамера как модель Вселенной
Собиратели понимали природу как бесконечную изменяемость, а значит, ее мощь лучше всего раскрывалась в уникальных объектах. Также вера в Бога, способного вмешиваться в дела мира и творить чудеса, объясняет интерес к редким предметам, которые часто выставлялись в кунсткамерах.
Кабинеты демонстрировали, что в некоторых сферах общества религия начала утрачивать прежние позиции, а на главную роль в картине мира вместо Бога постепенно начинала претендовать личность. Яркий пример тому — студиоло (кабинет для занятий правителя, в этом случае был смесью лаборатории и кунсткамеры) Франческо I Медичи. Франческо перенес студиоло из личного дворца в публичную галерею Уффици. Этим жестом он не только представил коллекционирование благородным занятием, но и выставил свой внутренний мир как нечто значимое в контексте общества и искусства.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1486 года. Заказчиком одного из главных шедевров галереи Уффици был Лоренцо Медичи. Какое-то время картина висела на вилле Кастелло, принадлежавшей Козимо Медичи
Кунсткамеры были популярны в так называемую эпоху любознательности — промежуточный этап между эпохой религии и эпохой науки.
Кроме идеала бескорыстного коллекционирования она характеризовалась определенной случайностью: в кабинеты редкостей попало всё подряд без какого-либо объединительного принципа.
Построение модели Вселенной таковым вряд ли можно считать, это очень индивидуальная символика, зависящая от фантазии создателя. Поэтому основой кунсткамер часто становились не просто редкие, но и очень необычные вещи. Они отражали веру в то, что Бог может вмешиваться в дела мира и творить чудеса, которые находят материальное воплощение.
Не все кабинеты использовались в философских целях. Болонский ботаник и зоолог Улиссе Альдрованди собрал коллекцию из 11 тысяч растений, животных и минералов, 7 тысяч образцов растений в гербарии, а также почти 8 тысяч рисунков с теми природными редкостями, которые Альдрованди не сумел раздобыть. Улиссе использовал кунсткамеру для проверки теорий Гиппократа о том, что обычаи разных народов обусловлены средой проживания.
Если в первых кабинетах экспонаты разного происхождения хранились вместе, то в XVI веке появилось разделение на aftificialia и naturalia, то есть на предметы искусства и предметы природы. В коллекции Рудольфа II, императора Священной Римской империи, также была третья категория: предметы знания (scientifica).
Настоящая классификация пришла во второй половине XVII века. Коллекции начинают специализироваться, создатели упорядочивают объекты уже не по алфавиту, а по методологии. Появляются крупные научные системы — в 1735 году Карл Линней создает систему классификации растений.
Если кунсткамеры пытались отразить творческое изъявление Бога, то системы не принимали случайности — только строгие принципы.
Знакомство с древними загадками стало менее важным, чем получение о старинных предметах достоверных знаний, которые другие ученые могут перепроверить. Символическая интерпретация уступила место сравнительному методу, а в нем и объекты для исследования нужно подбирать по правилам, не сваливая вместе случайные артефакты. Научная рациональность победила творчество.
Коллекции на службе нации и потребителя
К концу XVIII века коллекции окончательно приобретают систематический характер, который должен был просвещать зрителя в истории искусства. Музеи срослись с наукой, дворцовые коллекции куда чаще пиарили владельцев, а не сами экспонаты. Галереи и кабинеты выполняли просветительскую деятельность.
Коллекции отныне не носили личный характер, не были высказыванием об устройстве бытия, а перешли от творчества к науке.
Созданный в 1793 году Лувр презентовал искусство как универсальное и самое ценное европейское наследие.
Революционная Франция также породила концепт национального художественного собрания, символизирующего нравственную и культурную силу конкретной страны. Музей французских памятников, созданный Александром Ленуаром, работал исключительно с национальными произведениями.
Многие частные коллекционеры завещали свои собрания городу, государству или какому-либо учреждению. Огосударствление искусства способствовало подъему национального движения в XIX веке, когда формировавшиеся нации искали, вокруг чего им сплотиться. Поиск национальной идентичности заставил обратиться к прошлому, фольклору и народным традициям, в которых пытались найти следы долгой истории своей страны. В это время появились коллекции предметов материальной истории народа.
Начало XIX века стало эпохой романтизма, который отверг образцы эпохи Ренессанса и искал новые источники вдохновения. Этот процесс возродил интерес не только к средневековой культуре, но и к раннехристианской, византийской. Модным стало искусство Востока — уже не в качестве диковинки, а как серьезный образец для изучения и подражания.
Коллекционирование потеряло свое философское значение как цельное высказывание об устройстве мира. Коллекционеры XIX века стремились быть не мыслителями, а скорее историками: изучали историю искусств, чтобы правильно подписывать свои экспонаты, узнавали контекст создания предметов. В этом им активно помогали купцы и антиквары.
Можно в очередной раз пожаловаться, что пластмассовый мир победил: капитализм породил новую финансовую элиту, которая не обладала глубокими познаниями в искусстве. Что, конечно, не лишало буржуа желания самоутвердиться по классической модели. Коллекционирование и меценатство помогали капиталистам делать вид, что они не просто хорошие бизнесмены, а люди эпохи Возрождения, компетентные во всём.
Капитализм убил не только смысл коллекционирования, но и сакральный статус сего действа. Массовое производство позволило даже простому работяге заняться локальным собирательством — иногда тех же роскошных предметов, что и богачи, только ненастоящих.
Торговые дома производили тонны безделушек (которые тогда называли bric-à-brac, безделушки): маленькие вазы, композиции из перьев или восковых цветов, украшенные яичной скорлупой, фарфоровые статуэтки, раскрашенные миниатюры.
Иногда в собрание брик-о-браков попадали вообще не функциональные предметы, имеющие ценность только для одного конкретного человека: например, разбитая посуда. Коллекционирование стало феноменом массовой моды.
Изменилась и временная ориентация. Коллекционеры Ренессанса часто обращались к древностям, чья культурная ценность была проверена временем, этим же занимались национальные собрания. Массы же обращались к современности: следили за техническими новинками на выставках и в каталогах, собирали новые объекты из повседневности (почтовые открытки, марки).
Рассвет и закат коллекций отразили важнейшие цивилизационные изменения в Европе. Разрыв с религиозной традицией Средних веков и появление протестантизма породили культ индивидуализма. Желание выделиться развивало культуру потребления — нужно ведь отличаться не только внутренне, но и внешне. Изменялся язык: в Новое время появились английские слова с приставкой self-: self-regard (самоуважение, самооценка), self-consciousness (самосознание, несмелость, застенчивость).
Коллекционирование было одной из форм стремления к проявлению индивидуальности. Дело не только в деньгах — велик был символический посыл собраний, которые раскрывали тонкое устройство души коллекционера.
Антрополог Джеймс Клиффорд писал, что коллекционирование — это тип деятельности, оказавший наиболее важное влияние на формирование западной идентичности. Оно повлияло не только на искусство, но и на то, как сейчас мы ходим по магазинам и тратим деньги.
Читайте также: