Колеса тихомирова кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Цель: разъяснить студентам значимость владения технологиями системного анализа в политологии и научить пользоваться данной моделью.

Порядок проведения: При подготовке к проведению семинара студенты получают задание от преподавателя – подобрать ряд политических решений какой-либо политической структуры или лидера за определенный период времени (законы, указы, постановления, заявления и т.п.). Эти политические решения располагаются в хронологическом порядке и разносятся, в зависимости от основного содержания, по всем восьми элементам структурно-логической модели. На практическом занятии полученные результаты анализируются с точки зрения их спланированности, целенаправленности, системности, научной обоснованности.

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимость учета знаний об обществе, в котором мы живем. Объективная необходимость системного анализа конкретной политической ситуации.

2. Базовые элементы общественной системы. Количественная и качественная оценка участников политических событий. Связи между людьми.

3. Структурно-логическая модель общества. Основные ее компоненты на глобальном уровне и на уровне страны.

4. Использование структурно-логической модели общества в оценке политического процесса (на примере действий политического лидера, партии, движения, администрации).

Темы рефератов и задания:

2. Политическая обстановка, ее анализ и учет в политической практике.

3. Соотношение политического процесса, события, обстановки и ситуации.

4. Глобальный подход к практике политического анализа.

5. Понятие системы и системного анализа в политике.

Формы текущего контроля знаний:

оценка результатов полученных в ходе практического занятия.

Задания для самостоятельной работы:

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Цель: разъяснить студентам значимость владения технологиями системного анализа в политологии и научить пользоваться данной моделью.

Порядок проведения: При подготовке к проведению семинара студенты получают задание от преподавателя – подобрать ряд политических решений какой-либо политической структуры или лидера за определенный период времени (законы, указы, постановления, заявления и т.п.). Эти политические решения располагаются в хронологическом порядке и разносятся, в зависимости от основного содержания, по всем восьми элементам структурно-логической модели. На практическом занятии полученные результаты анализируются с точки зрения их спланированности, целенаправленности, системности, научной обоснованности.

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимость учета знаний об обществе, в котором мы живем. Объективная необходимость системного анализа конкретной политической ситуации.

2. Базовые элементы общественной системы. Количественная и качественная оценка участников политических событий. Связи между людьми.

3. Структурно-логическая модель общества. Основные ее компоненты на глобальном уровне и на уровне страны.

4. Использование структурно-логической модели общества в оценке политического процесса (на примере действий политического лидера, партии, движения, администрации).

Темы рефератов и задания:

2. Политическая обстановка, ее анализ и учет в политической практике.

3. Соотношение политического процесса, события, обстановки и ситуации.

4. Глобальный подход к практике политического анализа.

5. Понятие системы и системного анализа в политике.

Формы текущего контроля знаний:

оценка результатов полученных в ходе практического занятия.

Задания для самостоятельной работы:

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

Данная модель разработана В.Б. Тихомировым в 1989 году. Основу модели составляет предположение относительно того, что любая социальная система существует, когда в ней наличествуют такие элементы как:

Готовые работы на аналогичную тему

Данная методика направлена на обеспечение воздействия на социальную ситуацию, опираясь на которую лица, ответственные за принятие решений, могут адекватно оценивать возможности и последствия.

Данная методика системного анализа рассматривает все компоненты во взаимосвязи, что требует их одинакового размера и равномерного движения.

Практическое применение методики Тихомирова для анализа социальной системы

Методика Тихомирова применима по отношению ко всем социальным системам. Специфику ее применения можно рассмотреть на примере анализа политической партии Справедливая Россия. Данная партия является левоцентристской политической партией, которая пропагандирует идеологию модернизированного социализма и социал-демократии.

Применение методики позволяет выделить в программе партии 4 части:

Культурный уровень политической программы партии включает в себя 4 колеса:

  • во-первых, культурно-образовательный уровень, основу формирования которого обеспечивает система образования. Образование составляет фундаментальную основу государственной безопасности и развития личности в условиях современного информационного общества;
  • во-вторых, культурно-технический уровень, подразумевающий осуществление системной поддержки фундаментальных исследований и науки, развитие высокотехнологичного производства, обеспечение воспроизводства интеллектуального потенциала;
  • в-третьих, культурно-организационный уровень, обеспечивающий сохранность национальной культуры в качестве источника развития человека в творческом направлении. Партия нацелена на противодействие исключительности по расовому и национальному признаку, ксенофобии и шовинизму, иным попыткам ограничить чьи-то права;
  • в-четвертых, культурно-управленческий уровень, подразумевающий осуществление гражданского контроля над публичной властью, признание статуса общественных организаций, обеспечивающих решение повседневных проблем жизнедеятельности людей.

На каждом уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит, и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким- либо одним случаем. По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

- прямое (приказ, задание);

- через мотивы и потребности (стимулирование);

- через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);

- через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).

Применительно к группе, входящей в производственный коллектив предприятия, используются следующие методы социального управления:

- целенаправленное формирование состава группы (по квалификационным, демографическим, психологическим признакам, количеству, размещению рабочих мест и т.д.);

- сплочение группы (посредством организации соревнования, совершенствования стиля руководства, использования социально-психологических факторов и т.п.).

На уровне социальной организации предприятия используются методы: - согласования формальной и неформальной структур (преодоление противоречий между запланированными и действительными связями и нормами);

- демократизации управления (посредством повышения роли общественных организаций, широкого привлечения работников к выработке общих решений, выборности некоторых руководителей производства, развития трудовой активности и т.д.);

- социального планирования (повышение квалификации работников, совершенствование социальной структуры коллектива, улучшение благосостояния и другие мероприятия).

Итак, в общем виде можно выделить три основные группы методов социального управления:

Организационно – административные

• система законодательных актов страны;

• система нормативных документов вышестоящих структур управления;

• система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий;

• система оперативного управления (поощрения, санкции, передача полномочий).

Это управление может быть трёх видов:

2. пассивное подчинение (облегчение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений)

3. осознание (внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения)

2. экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации.

• Налоговая система страны;

• Кредитно – финансовый механизм;

• Система заработной платы;

• Система ответственности за качество работы;

• Система стимулирования инновационной деятельности.

2. социально – психологический механизмы. Это совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

Метод системного анализа восемь колес


Особенность рассматриваемой модели в том, что в системе выделяются восемь основных элементов с вычленением (см. Таблицу. 1) материальной (1,3,5,7) и духовной сферы (2,4,6,8), где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов. Всего рассматривается восемь блоков, каждый из которых ("колёса") является компонентом некой "колесницы", моделирующей общественную систему в целом (Схема 1).

Отношения участников событий - связи между ними также характеризуются количественно (5 и 7) и качественно (6 и 8). При анализе отношений друг к другу важно учитывать культурно-организационный уровень. При множестве связей между участниками событий требуется определенная дисциплина.

По аналогии, в случае отношения участников событий к тому, что они имеют (в результате отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления – производственных отношений элемент 7) рассматривается культурно-управленческий уровень (элемент 8), где требуется определённый порядок в системе отношений. Отношение людей друг к другу и к тому, что они имеют, должно быть разумным.

Общество, в котором мы живем – "Колёса Тихомирова"

Элементы системы - силы

Отношения участников - связи

В духовной сфере важен уровень "сознания" участников событий, который отражается при переходе от одних качественных характеристик к другим. Например, их опыт – это осознанная практика, а знания – осознанный опыт. Соответственно их убеждения – это осознанные знания. Точно так же при рассмотрении, что имеют участники событий, информация – это осознанное время, а научные достижения – осознанная информация, которая на уровне потребительной стоимости реализуется в полезности того, что люди имеют.

Необходимо учитывать, что участники событий обычно стремятся иметь больше вещей и лучшего качества, прежде всего для того, чтобы компенсировать за счет их использования недостаток своих способностей. Вещи здесь выполняют функции определенных способностей. Поэтому, разумно иметь ту или иную собственность для того, чтобы жить. Хотя на практике люди часто демонстрируют обратное - некоторые живут для того, чтобы иметь.

Отвлечение от главного для человечества наблюдается и в системе отношений людей друг к другу. Более разумное стремление к реализации жизненно важных потребностей (продолжение рода, воспитание потомства и т.п.) часто подавляется за счет чрезмерного внимания, например, к отношениям собственности.

Необходимы также более четкие представления, позволяющие разграничить различия усилий, направленных на обеспечение требуемой организованности и порядка в обществе (6,8, Таблице).

Из таблицы видно, что “руководство” связано, прежде всего, со стремлением к разумной организованности в обществе, а управление - с разумным отношением к тому, что люди имеют. В первом случае важен контроль над отношениями людей друг к другу, а во втором - учет того, что они имеют. Многие политики игнорируют тот факт, что их главная функция должна отражать стремление к разумной организованности в отношениях людей друг к другу.

В модели “Колеса Тихомирова” реализован системный подход к обществу в целом и его отдельным составляющим. С этих позиций политическая система - это часть общественной системы, отражающая место и роль политики в функционировании и развитии всего общества, когда политическая власть используется как средство обеспечения требуемой организованности.


Становление и развитие прикладной политологии отражает усиливающуюся тенденцию все большей роли в политической деятельности тех специалистов, которые делают ставку на системный подход и применение количественных методов и моделей Это нашло отражение, в частности, в использовании при решении политических задач современных представлении стратегического управления, основанных на необходимости учета знаний об “обществе, в котором мы живем” Последнее облегчается при использовании структурно-логической модели, которая известна политологам как “колеса Тихомирова”.

С позиций этой модели каждая общественная система рассматривается как совокупность ее основных элементов (ранее говорили о “силах”), которые взаимодействуют между собой (имеются соответствующие “связи” или отношения) согласно закону связей. Последнее означает, что система характеризуется определенной структурой.

Особенность рассматриваемой модели в том, что в системе сначала выделяются четыре ее основных компонента Затем они детализируются с выделением в каждом из них материальной и духовной сферы, где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов Всего на этом этапе рассматривается 8 блоков, каждый из которых (“колеса”) является [c.798] компонентом некой “колесницы”, моделирующей общественную систему в целом.

На глобальном уровне, когда можно говорить о мировом сообществе, рассматриваемая система может быть представлена в таком виде (см. табл. 1).

В системе элементов общественной системы (аналогично на уровне отдельного государства, его регионов и т.п.) выделяются два базовых. Один отражает человеческое общество (и соответственно в нем должны “быть” люди) Второй учитывает необходимость для людей что-то “иметь”, чтобы “быть” (или жить) Возможными сочетаниями базовых элементов системы обусловлены базовые связи между ними с позиций тех, кто здесь должен “быть” – участников событий. Отсюда можно говорить об отношениях их друг к другу (быть – быть) и к тому, что они имеют или могут иметь (быть – иметь), т.е. отношение к собственности, которой можно владеть, распоряжаться, использовать.

МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО – СИСТЕМА

Новая мировая цивилизация

Новое качество жизни

Новая мировая гармония

Культурно-образовательный уровень

Культурно-технический уровень

Культурно-организационный уровень

Культурно-управленческий уровень

Участники событий

Собственность

Участие (общение)

Отношение к собственности

Отношение друг к другу

Отношение к тому, что имеют

Силы (потенциал)

Модель учитывает, что участники событий должны быть количественно и качественно. В последнем случае можно говорить об их культурно-образовательном уровне По аналогии они могут иметь материальные и духовные [c.799] блага, больше или лучшего качества (культурно-технический уровень того, что имеют).

Связи между участниками событий при их общении друг с другом также характеризуются качественно и количественно. В одном случае, речь вдет о множестве связей, а в другом – об их организованности, где требуется определенная дисциплина (культурно-организационный уровень). По аналогии в случае отношения участников событий к тому, что они имеют (в результате отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления – производственных отношений) рассматривается культурно-управленческий уровень, где требуется определенный порядок в системе отношений. Отношение людей друг к другу и к тому, что они имеют, должно быть разумным.

Дальнейшая детализация приводит к “колесам Тихомирова” (см. табл. 2).

В духовной сфере важно учитывать уровень “сознания” участников событий, который отражается при переходе от одних качественных характеристик к другим. Например, в случае участников событий их опыт – это осознанная практика, а знания – осознанный опыт. Соответственно их убеждения – это осознанные знания. Точно так же при рассмотрении что имеют участники событий, информация – это осознанное время, а научные достижения -осознанная информация, которая на уровне потребительной стоимости реализуется в полезности того, что люди имеют.

Необходимо учитывать, что участники событий обычно стремятся иметь больше вещей и лучшего качества прежде всего для того, чтобы компенсировать за счет использования этих вещей недостаток своих способностей. Вещи здесь выполняют функции определенных способностей. Поэтому разумно иметь ту или иную собственность для того, чтобы жить. Хотя на практике людям часто навязывается обратное – некоторые живут для того, чтобы иметь. С этим связаны и известные представления о некоем “человеческом факторе”, его роли в нашей стране. Людей предлагалось рассматривать как “фактор”, который должен быть (жить), чтобы кто-то имел.

Отвлечение от главного для человечества наблюдается и в системе отношений людей друг к другу. Более разумное для них стремление к реализации жизненно важных потребностей (продолжение рода, воспитание потомства и т.п.) часто пытаются подавить за счет чрезмерного внимания, например, к отношениям собственности. [c.800]

Заслуживает внимания и необходимость более четких представлений, позволяющих разграничить различия усилий, направленных на обеспечение требуемой организованности и порядка в обществе.

Из таблицы 2 видно, что “руководство” связано прежде всего со стремлением к разумной организованности в обществе, а управление – с разумным отношением к тому, что люди имеют. В первом случае важен контроль за отношениями людей друг к другу, а во втором – учет того, что они имеют. На практике в нашей стране чаще говорят об “учете” людей и “контроле” за тем, что они имеют. Поэтому и в учебниках по “менеджменту” (управлению) их авторы, не зная общества, в котором мы живем, часто говорят в основном о регулировании отношений людей друг с другом вместо того, чтобы рассматривать проблемы, касающиеся непосредственно отношений к собственности В свою очередь, многие политики игнорируют тот факт, что их главная функция должна отражать стремление прежде всего к разумной организованности в отношениях людей друг к другу.

В модели “Колеса Тихомирова” реализован системный подход к обществу в целом и его отдельным составляющим С этих позиций политическая система – это подсистема общественной системы, отражающая место и роль политики в функционировании и развитии всего общества, когда политическая власть используется как средство обеспечения требуемой организованности. Однако в этом случае политическая система сама обладает системными свойствами. Поэтому и при ее анализе целесообразно использовать рассматриваемую структурно-логическую модель – “Колеса Тихомирова” (см. табл. 3).

Для политической системы важно рассмотрение общества, в котором мы живем, с позиций политических интересов, когда участники событий стремятся взять, удержать и укрепить политическую власть, но в основе все же их базовые жизненно важные потребности, связанные с тем, чтобы “быть” и “иметь”, чтобы “жить”. Это проявляется в стремлении к определенным политическим событиям – продукту политической деятельности. Применение рассматриваемой структурно-логической модели на практике целесообразно, когда требуется оценить эффективность деятельности органов политической власти или того или иного политика, хотя последние обычно в этом не заинтересованы. [c.801]

Читайте также: