Когнитивный подход а бека кратко

Обновлено: 03.07.2024

Суть когнитивного направления в общих чертах: проблемы человека создаются неправильным, негативным мышлением и негативными установками. Реальное явление и интерпретация его человек в данном случае очень разнятся, что приводит к депрессии, повышенной тревожности и значительно ухудшают качество жизни человека.

Основные задачи когнитивной терапии:

- Выявить проблемы клиента;

- Выяснить, как клиент относится к данным проблема и событиям в своей жизни, как, в каком ключе он их интерпретирует;

- Помочь определить чувства, образы и мысли, которые возникают у человека;

- Вычленить негативные автоматические мысли клиента;

Методы, которые используются в когнитивной терапии:

- Декатострофизация ситуации. Проанализировать самые худшие варианты развития событий. Ответить себе на вопросы: насколько реален такой исход? Что я буду делать, если такое все же случиться?

Аарон Темкин Бек — американский психотерапевт, профессор психиатрии Пенсильванского университета, создатель когнитивной психотерапии, одного из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии. Когнитивная терапия А. Т. Бека наиболее широко применялась в области работы с депрессивными больными.

Биографический очерк

Родился в семье еврейских иммигрантов из Российской империи. Его отец Гарри Бек (Гершл Бык, 1884—1968) был издателем и уроженцем Проскурова (ныне — Хмельницкий, областной центр на западе Украины), иммигрировавшим в США в 1906 году. Мать, Элизабет Темкин (1889—1963), иммигрировала в США из Любеча и была общественным деятелем еврейской общины Провиденса (Род Айленд). Родители поженились в 1909 году.

В 1994 году проф. Арон Бек и его дочь проф. Джудит Бек создали Институт когнитивной психотерапии и исследований (англ. Beck Institute for Cognitive Therapy and Research) в окрестностях Филадельфии. Основная миссия этого института — разработка и проведение тренинговых программ по когнитивной психотерапии, предназначенных для обучения различных специалистов, работающих в сфере соматического и психического здоровья.

Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

Определение понятия когниция — это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

— негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

— нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

1. Сведение проблем - идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Классификация поведенческих правил:

5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. О причинах, симптомах депрессии и возможных способах избавления от нее - читайте далее.

Как выйти из депрессии: Когнитивная терапия Аарона Бека

Главная идея когнитивной психокоррекции

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В "когнитивную триаду депрессии" входят:

- негативное представление о себе ("Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник");

- негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

- нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Как выйти из депрессии: Когнитивная терапия Аарона Бека

Когнитивные искажения - это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация - склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения - бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: "Я - плохая мать".

5. Сверхгенерализация - неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: "Я всегда все делаю неправильно". Или после неудачного свидания женщина делает вывод: "Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами".

6. Преувеличение (катастрофизация) - преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: "Если эти люди обо мне плохо подумают - это будет просто ужасно!"; "Если я буду на экзамене нервничать - я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят".

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии

1. Сведение проблем - идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности. Неадаптивная когниция - это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер "автоматических мыслей": возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. "Автоматические мысли" непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием "коллекционирование автоматических мыслей". Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление - процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления. После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать ("я считаю, что. ") и неопровержимым фактом ("я знаю, что. ").

Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов.

В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

Как выйти из депрессии: Когнитивная терапия Аарона Бека

4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными - обобщенными, менее персонифицированными - связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности - безопасности и боли - удовольствия.

  • Ось опасности - безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском.

Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска.

Например, человек, руководствующийся правилом "Будет ужасно, если я окажусь не на высоте", испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия "быть на высоте", и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности - безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

  • Правила, центрированные вокруг оси боли - удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим.

Например, человек, следующий правилу "Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым", обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: "Немытые овощи канцерогенны").

2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: "После развода все будет по-другому").

3. Поведенческие оценки (например: "Так как я заикаюсь, никто меня не слушает").

4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: "При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине", "У меня нет больше надежды").

5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: "Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа").

6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: "Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым").

5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:


Бек различал произвольные мысли, автоматические мысли и схемы. Схемы — относительно устойчивые когнитивные образования, влияющие на мировоззрение, чувства и поведение человека. При активизации неправильных схем и убеждений возможно систематическое искажение информации, поступающей из окружающего мира. По мнению Бека, в основных когнитивных схемах отражаются четыре фундаментальные эмоции — печаль, радость, гнев и тревога. Автоматические мысли протекают очень быстро, почти на грани осознания, они лежат не так глубоко как схемы и отражают их содержание. Иными словами, автоматические мысли являются своего рода формой для схем.

Характерные особенности автоматических мыслей:

  • принадлежность к внутреннему монологу, к тому, что пациент сам себе говорит;
  • возможность принимать форму слов, образов или сочетания слов и образов;
  • предшествование или сопровождение эмоций;
  • субъективные признаки точности;
  • склонность к возвращению и неоднократному появлению, они носят оттенок навязчивости и возникают вновь и вновь, несмотря на попытки их заблокировать;
  • влияние на тон голоса, выражение лица и жесты;
  • связь с теми трудноуловимыми мыслями, которые лежат в основе относительно очевидных мыслей.

По мнению Бека, причиной формирования дездаптивных когнитивных схем — когнитивной уязвимости, являются детские травмы и социальное научение, основанное на опыте научения тем неадекватном навыкам, которые помогают справляться с ситуацией дезадаптивным способом. Мы различаем внешние и внутренние факторы, активизирующие дезадаптивные когнитивные схемы. Когнитивная схема может, например, проявиться в состоянии астении или при тяжелом заболевании. С другой стороны, оживление когнитивных схем может возникнуть в связи с кружением ожиданий и невыполнением требований человека, неудачами при попытках изменить свой гипервалентный образ действий, невозможности осуществить проверку истинности своих дисфункциональных интерпретаций. Достаточно часто происходит активизация когнитивных схем при их относительном совпадении с аналогичными когнитивными схемами достаточно значимых для пациента людей. Представляет особый интерес вопрос о специфичности когнитивных схем для того или иного заболевания.

Бек выделял несколько специфичных когнитивных моделей:

  1. депрессии,
  2. тревожных расстройств,
  3. нарушений супружеских отношений,
  4. расстройств личности.

Такая гипотеза вполне правомерна, ведь мы встречаемся с относительно устойчивыми паттернами поведения при различных заболеваниях, например, зависимостях от психоактивных веществ. Так, в частности, существуют стандартные суждения больных алкоголизмом, алкогольные стереотипы поведения и типичные высказывания потаторов. При опиатной зависимости типична ориентация на прошлые поступки и пессиместичное отношение к будущему. Создается впечатление, что заболевание может своеобразно трансформировать когнитивные схемы. Так, например, мы встречаемся с тем, что больной наркоманией часто перенимает когнитивные схемы матери, выражает ее взгляды на жизнь (при общем негативном к ней отношении).

Основной целью терапии является перестройка когнитивной сферы пациента, а основными задачами: обучение пациента навыкам самоконтроля за своими когнитивными процессами, проверки верности своих установок и суждений и соответствие условиям реальности их когнитивных схем. Кроме того, задачей психотерапевта является обучение пациента умению оценивать свое мышление и изменять его. Психотерапевт должен снизить выраженность симптомов заболевания пациента, оказать пациенту помощь в попытках его контролировать свои чувства и в становлении адаптивного поведения

Когнитивную терапию Бека отличает:

  • активная работа с когнитивной сферой больного;
  • ограниченное число терапевтических сеансов (15-20);
  • высокая структурированность процесса лечения;
  • интенсивная самостоятельная работа пациента (существенное значение имеет правильно организованная домашняя работа больного);
  • активное исследование проблемы пациентом вместе со своим психотерапевтом.

Основными техниками когнитивной терапии Бека являются:

В когнитивной терапии Бека также активно используются различные бихевиоральные техники: планирование деятельности, проведение экспериментов с целью оценки мышления, репетиция поведения и исполнение ролей.

Достаточно значимым аспектом терапии является ее акцент на предотвращении рецидива заболевания. Одной из форм профилактики рецидива является тестирование ситуаций риска с последующей коррекцией когнитивных нарушений, легко возникающих в этих ситуациях. При различных заболеваниях автоматические мысли нарушают процесс достижения цели, поскольку происходит систематическое нарушение в обработке поступающей к пациенту информации. Эмоциональные реакции людей на действия друг друга зависят скорее от интерпретации этих действий, чем от действий самих по себе. Можно с помощью специального обучения определять автоматические мысли с большой точностью.

Бек приводит следующий перечень наиболее распространенных вариантов тех негативных мыслей, которые отрицательно влияют на эмоциональную сферу и поведение пациентов:

  1. Негативное мнение о себе, основанное на негативном сравнении с другими.
  2. Ощущение собственной ненужности и бесполезности.
  3. Негативная интерпретация событий.
  4. Ожидание негативных событий в будущем
  5. Чувство катастрофы, обусловленное ответственностью и огромностью проблемы

Ниже представлен возможный вариант концептуальной схемы когнитивной терапии:

Читайте также: