Когнитивный компонент это кратко

Обновлено: 07.07.2024

компонент субъективного отношения к природе выражает стремление человека познавать природу (Дерябо, Ясвин, 1996).

Найдено научных статей по теме — 15

Когнитивный компонент личностной беспомощности

В статье анализируются значение личностных свойств в жизни каждого современного человека, а также влияние на него неблагоприятных средовых факторов и индивидуальной личностной уязвимости.

Когнитивный компонент конкурентной стратегии официантов

В статье излагаются результаты исследования когнитивного компонента конкурентной стратегии официантов. В качестве объекта исследования выступили 120 официантов г. Ростова-на-Дону.

Компоненты харизмы лидера как социально-когнитивного феномена

В статье кратко приведены результаты теоретического анализа феномена харизмы, выделены ее сущностные особенности и описаны общие компоненты харизмы, которые могут выступать условиями формирования харизматического имиджа лидера.

Педагогическое образование: когнитивный компонент толерантности

В статье раскрыто содержание деятельности по формированию толерантности педагогов и учащихся, т. е. открытости их к познанию, пониманию другого человека, стремлении к продуктивному сотрудничеству.

Когнитивный компонент толерантности в педагогическом образовании

В статье говорится об одной из наиболее актуальных проблем в сфере современного образования формировании толерантности педагогов и учащихся, т. е.

К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантности

В статье рассматривается проблема толерантности в современном обществе, взаимосвязь коммуникативной толерантности и когнитивных стилей. Особое внимание автор уделяет когнитивному компоненту структуры коммуникативной толерантности.

Когнитивный компонент профессиональной компетентности переводчика

Анализируется значимость когнитивного компонента в профессиональной компетентности переводчика. Дается определение и классификация когнитивных умений. Выделены составляющие профессиональной деятельности переводчика.

Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте спортсменов

Медиааттрактор как ключевой компонент линеаризации когнитивной медиасреды

Особенности когнитивного компонента гендерной идентичности молодых женщин

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Проблема нравственного развития студентов в настоящее время становится все популярнее. Процесс формирования нравственной направленности обусловлен когнитивным компонентом.

Когнитивный компонент профессиональных ценностей студентов технического вуза

В статье рассматриваются ключевые вопросы ориентирования современного высшего образование на поиск универсальных профессиональных качеств личности. Речь идёт о содержании и структуре профессиональных ценностей.

Взаимосвязь эмоционального и когнитивного компонентов процесса обучения детей

В статье раскрыты роль, особенности эмоционального и когнитивного компонентов в обучении детей. На основе анализа современных психолого-педагогических исследований выявлено влияние этих компонентов на процесс обучения детей.

Похожие термины:

Когнитивные компоненты

Компоненты когнитивной природы, такие, например, как предшествующий опыт, внимание и константность восприятия, вносящие свой вклад в возникновение некоторых иллюзий.

Когнитивный компонент эмпатии

Когнитивный компонент самооценки

комплекс убеждений о себе, которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными. Показатели когнитивного компонента самооценки: мера реалистичности, способ ориентации при обосновании сам


Аттитюд (или отношение) - это обобщенная тенденция мыслить или действовать определенным образом в отношении какого-либо объекта или ситуации, часто сопровождаемая чувством. Когнитивный компонент - часть аттитюда. Это логическая предрасположенность отвечать последовательно в отношении данного объекта.

Компоненты аттитюда

Суть понятия

Когнитивный компонент может включать в себя оценки людей, проблем, объектов или событий. Такие оценки часто бывают положительными или отрицательными, но иногда они также могут быть неопределенными. Однако, в отличие от других компонентов аттитюда, формирование когнитивного компонента предполагает наличие логических факторов. В чем же тогда заключаются другие элементы аттитюда, или отношения?

Что такое отношение и из чего оно состоит

Отношение - это своеобразный образ мышления, и именно оно определяет, как мы относимся к миру. Исследователи также предполагают, что есть несколько различных компонентов, которые его формируют.

Это можно увидеть, взглянув на три компонента отношения: познание, аффект и поведение.

Итак, мы можем с полной уверенностью перечислить три этих элемента в первозданном виде:

  • когнитивный компонент;
  • аффективный компонент;
  • поведенческий компонент.

Особенности термина

Описываемый в статье компонент отношений относится к убеждениям, мыслям и атрибутам, которые мы связываем с объектом. Когнитивный компонент - это сегмент мнений или убеждений. Он относится к той части отношения, которая связана с общими знаниями человека.

Когнитивный человек.

Аффективный компонент

Аффективный компонент - это эмоциональный или чувственный сегмент отношения.

Это связано с утверждением, которое затрагивает другого человека.

Он имеет дело с чувствами или эмоциями, которые появляются на поверхности впечатлений о чем-то, таких как страх или ненависть. Используя приведенный выше пример, кто-то может подумать, что он любит всех детей, потому что они милые, или ненавидит курение, потому что это вредно для здоровья.

Элемент аффекта в поведении состоит из склонности человека вести себя определенным образом по отношению к объекту. Это относится к той части отношения, которая отражает намерение человека в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

Различия

Как уже говорилось ранее, любое отношение состоит из трех компонентов, которые включают когнитивный компонент, аффективный, или эмоциональный компонент. А также поведенческий. По сути, когнитивный основан на информации или знаниях, тогда как аффективный компонент основан на чувствах.

Поведенческий компонент отражает, как отношение влияет на то, как мы действуем или ведем себя. Это помогает понять их сложность и потенциальную связь между отношением и поведением.

Но для ясности имейте в виду, что термин "отношение" по существу относится к затронутой части трех компонентов.

Когнитивный компонент в эмпатии

Значение и важность

В организации отношение важно для достижения общей цели или задачи. Каждый из этих компонентов сильно отличается от другого, и они могут опираться друг на друга, формируя наши взгляды и, следовательно, влияя на то, как мы относимся к миру.

История

Давно предполагалось, что отношение имеет аффективный, поведенческий и когнитивный компоненты. Две гипотезы были получены из этого предположения и проверены в трех корреляционных исследованиях. Было доказано, что индивидуумы демонстрируют большую согласованность реакции на шкалы отношения, измеряющие один и тот же элемент, чем на шкалы, измеряющие разные компоненты.

Для проверки этой гипотезы была использована многопроцессорная матрица Кэмпбелла и Фиске (1959). Во-вторых, была выдвинута гипотеза о том, что соответствие между вербальными шкалами отношения и невербальными поведенческими реакциями должно быть наивысшим, когда оба взяты из одного и того же компонента отношения. Показатели явного поведения сравнивались с вербальными показателями аффективного, поведенческого и когнитивного компонентов в качестве критерия для второй гипотезы.

Построение словесных мер для трех компонентов потребовало разработки процедуры оценки суммы, которую каждое устное утверждение отразило в каждом компоненте. Шкалы отношения к церкви были подготовлены с использованием методов равных интервалов, итоговых оценок, анализа скалограмм и самооценки. Обе гипотезы были подтверждены, но доминирующей особенностью была высокая взаимная корреляция между тремя компонентами с уникальностью каждого компонента, вносящей очень небольшую дополнительную дисперсию.

Компоненты гражданской позиции

Другое название

Названия когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов обычно не меняются. Однако первый еще часто называют информационным. Информационный компонент состоит из системы убеждений, представлений, ценностей и стереотипов человека об объектах отношения. Другими словами, это относится к представлениям человека о предмете.

Влияние на мнение

Например, человек, ищущий работу, может узнать из своих источников и у других сотрудников, работающих в компании, что в конкретной фирме шансы на продвижение по службе очень благоприятны. В действительности это может быть или не быть правильным. Тем не менее информация, которую использует человек, является ключом к его отношению к этой работе и к этой компании. Вера, восприятие, ценности и стереотипы этого человека в отношении компании вместе составляют когнитивный компонент, влияющий на отношение человека к чему-либо.

Связь с аффективностью

Аффективный компонент социального отношения относится к эмоциональному аспекту отношения, который очень часто является глубоко укоренившимся элементом поведения и больше всего сопротивляется изменениям. При наличии когнитивных связей, можно объединить два элемента и выделить единый когнитивно-эмоциональный компонент.

Электронный мозг

Поведенческий компонент

Поведенческий компонент социального отношения указывает на тенденцию реагировать на объект отношения определенным образом. Им восполняется парциальная недостаточность когнитивного компонента.

Другими словами, это предрасположенность действовать определенным образом по отношению к объекту отношения. Оно становится известно, если наблюдать за поведением человека, то есть за тем, что он говорит, что он будет делать или как он ведет себя, делает или реагирует.

Когнитивные компоненты мышления

Например, заинтересованное лицо в вышеупомянутом случае может решить устроиться на работу из-за хороших будущих перспектив.

Из трех компонентов отношения непосредственно может наблюдаться только поведенческий компонент. Нельзя наблюдать за двумя другими компонентами отношения: убеждениями (когнитивный компонент) и чувствами (аффективный компонент).

Взаимосвязь

Существует внутренняя и взаимосвязанная организация компонентов отношения. Вышеперечисленные три компонента взаимосвязаны и единообразно формируют наше отношение. Изменение одного компонента может привести к изменению других, чтобы сохранить внутреннюю согласованность в общей структуре отношения.

Исследования

Исследования отношения как феномена часто сосредотачивались именно на когнитивном компоненте. Современное мышление в отношении детской патопатологии подчеркивает необходимость рассмотрения психопатологии с точки зрения развития. Киккетти и Шнайдер-Розен, например, утверждают, что психопатология у детей должна рассматриваться с точки зрения неспособности договориться о важных задачах социально-когнитивной компетентности в последовательности развития детства. Овладение сценическими задачами рассматривается как механизм, с помощью которого дети переходят на новые уровни когнитивной организации и дифференциации.

Когнитивная реорганизация рассматривается как процесс, посредством которого предшествующие уровни организации включаются в новые иерархии когнитивной структуры. Таким образом, неспособность договориться об одной задаче развития имеет отношение к овладению последующими этапами и, следовательно, к последствиям для последующей социально-познавательной компетенции во взрослой жизни. Когнитивный компонент, поведенческий компонент - компоненты такого рода играют очень большую роль во всех социальных процессах, что неоднократно подтверждалось множеством исследований.

Сложности и дальнейшие исследования

Межличностная когнитивная сложность относится к числу психологических конструкций, которые люди используют для описания других. Психологическая конструкция, например дружественная, отличается от физической конструкции, используемой для описания кого-то, например, лысого, и от поведенческого описания, например, ест медленно. Говорят, что люди, которые используют больше психологических конструкций для описания других, имеют более дифференцированное восприятие других.

Более 30 лет исследований в области коммуникационной литературы подтверждают связь между межличностной когнитивной сложностью, оцененной с помощью вопросника категории ролей (RCQ; Crockett, 1965), и личностно ориентированными навыками общения (Burleson & Caplan, 1998). Люди с более высоким уровнем межличностной когнитивной сложности имеют больше возможностей понимать взгляды других, проявлять больше эмпатии, делать больше ситуативных объяснений и могут генерировать больше потенциальных объяснений поведения других (Burleson & Caplan).

На сегодняшний день в исследование были включены работники детских садов, медсестры, полицейские и организационные руководители (Burleson & Caplan; Kasch, Kasch & Lisnek, 1987; Sypher & Zorn, 1986). Одной из целей в этом исследовании была оценка диапазона межличностных когнитивных сложностей в популяции студентов CNA.

Управленческая компетентность

Вторая цель состояла в том, чтобы проверить прогнозную достоверность RCQ. RCQ включает в себя просьбу людей описать других, с которыми они знакомы. Можно ожидать, что воспринимающие, которые использовали относительно большое количество конструкций для описания людей, которых они знали, также использовали бы относительно большое количество конструкций для описания людей, которым они только что были представлены. Когнитивный компонент - это те самые ментальные конструкции.

Также было интересно, будут ли CNA, которые считают резидента более симпатичным, использовать больше психологических конструкций, чтобы описать его. Распространенный вывод в литературе по RCQ состоит в том, что люди используют больше конструкций для описания понравившихся и не понравившихся других (Crockett, 1965).

Вполне вероятно, что, если аудитории нравится кто-то, кто представлен в видео, данная аудитория будет более внимательно следить за информацией об этом человеке. В этом исследовании была рассмотрена связь между поведением человека и количеством конструкций, которые студенты CNA использовали для описания. Развитие когнитивного компонента отношения играло в этом деле большую роль.


Каждый человек видит себя и окружающий мир по-своему. Это знание формирует когнитивный компонент его жизнедеятельности, влияет на его поведение, эмоционально-чувственную жизнь. Из чего состоит когнитивный компонент, как формируется знание человека о себе и своем месте в мире, читай в статье.

Что такое когнитивный компонент

задумчивая девушка

Еще в раннем возрасте у человека появляется понимание, кто он такой. Понимание это основывается на знании, кто ты такая, осознании своих ресурсов, способностей, умений, места в жизни. В психологии вся эта совокупность оценок и знаний носит название когнитивный компонент.

Человек, с точки зрения психологии, является гармоничной системой, включающей 3 компонента: когнитивный, поведенческий и аффективный.

Поведенческий связан с тем, как человек действует, какие факторы влияют на его поведение, и какое воздействие оказывает оно на его жизнь. Эмоционально-аффективный компонент включает чувства, эмоции, ощущения.

Если эмоциональный и поведенческие элементы появляются практически с рождения, для возникновения и развития когнитивного компонента требуется время. Сначала он связан с неясным ощущением себя, как носителя некоего имени – Петечка, Анечка, котеночек, зайка.

Позже знание расширяется, включает в свой круг все больше составляющих.

Если в младенческом возрасте ребенок плакал, когда он был голодный или мокрый, то уже к первому году жизни он плачет из-за того, что ему не дали, то, что он считал своим. Из аффективно-эмоциональной причина обиды становится когнитивной, основанной на знании и причинно-следственной связи.

Когнитивная психология

Когнитивная психология

Когнитивный компонент может быть положительно или отрицательно заряженным. В основе этой оценки лежит понимание, что ты обладаешь достаточным очарованием, чтобы стать звездой вечера. Или трезвая оценка, что тебе не хватает знаний, чтобы занять пост начальника.

Восприятие себя

Важная часть когнитивного компонента – самооценка.

Яркий пример в этом плане – синдром самозванца. Ты добиваешься определенного успеха, но понимаешь, что он незаслуженный. Где-то проявляла лень, не училась, пыталась переступить через людей, которые были более талантливыми.

Восприятие себя формируется на основе анализа своего прошлого опыта, достижений, отношений с окружающими людьми. Оценивая полученный результат, ты формируешь образ самой себя.

Поскольку этот образ сформирован на знаниях, причинно-следственных связей, а не на основе одномоментных эмоций, он носит устойчивый характер. Мало того, начинает играть защитную функцию. Он оберегает тебя от сильных эмоциональных потрясений, импульсивных действий.

Так, на протяжении многих недель, месяцев и даже лет ты можешь продолжать воспринимать себя, как успешную даму, самостоятельно добившуюся успеха благодаря учебе, работе, силе воли. Ты знаешь, что можешь решить любую проблему.

Этот сформированный образ дополняется уверенностью в возможности всегда получить поддержку со стороны близких. Если появятся трудности, тебе будет к кому обратиться. Все эти знания дают внутреннюю силу оценивать и осознавать себя, как победительницу.

В результате под влиянием тяжелой финансовой ситуации, потери работы, развода ты не потеряешь свой образ, останешься все той же успешной дамой.

Однако в соответствии с данными статистики, 90% всех женщин себя недооценивают. Даже осознавая свой ум, энергию и талант, они относятся к себе, как к людям низшего сорта.

И в этом проявляется любопытный парадокс когнитивного компонента – одной из его основных частей являются стереотипы. В частности, испокон веков идущее понимание, что женщина должна заботиться о семье. Быть лидером, руководителем – удел мужчин.

Отношения с окружающими людьми

Следующий важный элемент, который оказывает влияние на осознание себя, связан с отношениями с окружающими людьми. Ты воспринимаешь себя не просто как отдельную личность, но как человека, имеющего родителей, детей, супруга, друзей.

Наличие тесных контактов и связей, а также умение выстраивать отношения с окружающими, формирует положительный образ. Ты становишься частью определенной общности, которая тебя поддерживает. При этом понимаешь, что сама даришь им любовь и поддержку.

Впрочем, в некоторых случаях образ бедной и несчастной формируется из-за того, что окружающие тебя действительно не ценят. Они презирают тебя, проявляют агрессию, заставляют страдать.

Эта паутина осознаваемых отношений корректирует тот образ, который сформировался у тебя, основываясь на самопознании. Но все больше запутывается или, наоборот, становится яснее, когда ты понимаешь, что являешься членом общества.

Ты – социальная

Когнитивный компонент включает осознание себя, как человека социального. При этом учитывается:

  • Уровень доходов;
  • Социальный статус;
  • Память о прошлом социальном статусе;
  • Взаимоотношения с коллегами по работе, представителями власти, банков, магазинов.

Представь, что ты пролила на себя кофе, пока ждала очереди в службу занятости. В результате ощущаешь себя замарашкой, которая не может о себе позаботиться, найти работу и вообще как будто падает на дно общества.

В следующий раз ты посетила банк. Пришла в простом платье, босоножках. Перед тобой стоит дама в брендовом костюме, благоухает духами и ведет себя как королева. Ощущая огромный контраст с ней, тебе может показаться, что ты какая-то недоделанная неудачница.

Еще пара таких инцидентов, и ты можешь быть уверена, что получишь крайне низкую самооценку, как представителя социума. К этому приведет опыт, наблюдения и эмоциональные переживания.

Ощущая поддержку со стороны близких, уверенность в своих силах, ты можешь побороть формирующийся образ неудачницы. Но если этого нет, а в детстве ты частенько испытывала стресс и стыд, то восприятие себя, как ничтожества, получит дополнительное подкрепление.

Когнитивный компонент – сложный элемент человеческого естества. Он помогает видеть себя, как личность, представителя семьи, общества, осознавать себя с этих позиций. Этот элемент защищает образ от излишних эмоциональных потрясений, предупреждает импульсивное поведение.

Когнитивный Компонент - это психическое отображение объекта
Эмоции, осуществляемое интеллектом.
Субъективный компонент - это отображение состояния
субъекта-носителя психики.
^
+
КогнИтивный компонент - это основные характеристики
самоВосприятия и самоОписания личности, составляющие
представления человека о себе. /бывает в Тестах

Когнитивный компонент ~ это комплекс убеждений о Себе,
которые могут быть как обоснованными, так и необоснованными.
Когнитивный компонент ~ это мыслительные процессы,
реализующие СамоОтношение в гностическом плане, образующие
"Я - концепцию" личности.

Когнитивный Компонент ~ это прогноз предполагаемого действия
и его последствий, основанный на знаниях и представлениях о мире,
людях, отношениях, социальных нормах, паттернах поведения
ив не меньшей степени, на знаниях о себе и предположениях
о своих возможностях.

Когнитивный ~ это знание об объекте или явлении.
Когнитивный разум это наша осознанность, интеллектуальное
лидерство (IQ), способность ставить амбициозные цели и видеть
цель за целью.

Когнитивный ~ Подход это способ исследования менталитета
нации.

Когнитивный процесс~ это последовательность психологических,
ментальных реакций и мыслительных актов, обеспечивающих
восприятие информации, её понимания и осознания.
^


в Тесте речь может идти.
:
Когнитивная психология ~изучает то, как люди получают
информацию о мире, как эта информация представляется
человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания
и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Когнитивная Психология ~охватывает весь диапазон психологических
процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов,
внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления,
воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития-
она охватывает всевозможные сферы поведения.

Современная когнитивная ~Психология заимствует теории и методы
из 10 основных областей исследований:
восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение,
языковые функции, психология развития, мышление и решение задач,
человеческий интеллект и искусственный интеллект.)
+
так-же проводить исследования:

Когнитивный Стиль~ это способ познания, который позволяет людям
с разными способностями добиваться одинаковых результатов
в деятельности.
это-система средств и индивидуальных приемов, к которым
прибегает Человек для организации своей деятельности.
+ как ~
Когнитивный C т и л ь ~ это относительно устойчивые особенности
познавательной деятельности, своеобразные способы получения,
переработки и воспроизведения информации.
Когнитивный стиль это результат взаимодействия индивидуальных
особенностей процессов приема и переработки информации
человеком.
+
Когнитивный метод ~ это техника, которая позволяет сделать другими
ощущения и действия человека за счет изменения его мыслей.
+
есть ещё в Тестах~
Когнитивный Диссонанс ~ это чувство психологического дискомфорта,
переживаемое индивидом в случае, когда в его сознании сталкиваются
два противоречивых знания об одном и том же объекте или событии.

Когнитивный диссонанс ~ это интеллектуальный конфликт, возникающий
тогда, когда уже имеющимся мнениям и представлениям противоречит
новая информация.
Когнитивный диссонанс ~ это несоответствие в системе знаний,
оно ведет к появлению психологического дискомфорта, а он
в свою очередь побуждает к действию.

Когнитивный Акт ~ это само падение, а то что вы называете
падением или наблюдаете его-это его отражение.
+ тесты
Когнитивный ОПЫТ ~ это психические механизмы, отвечающие
за эффективную переработку информации.

Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.

Человек пишет в блокноте

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивный процесс это.

Когнитивные способности это:

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Фотоальбом

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Глобус

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

Когнитивные нарушения

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма; ;
  2. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  3. онкологические образования;
  4. диабет;
  5. инсульт; ;
  6. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Пожилой человек

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Таблетки

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Три мартышки

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Лента на лице

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

  1. обсессивно-компульсивные расстройства; ;
  2. нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия);
  3. депрессия на лёгкой стадии; ; ;
  4. трудности в отношениях;
  5. зависимость.

Автор статьи: Марина Домасенко

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Если принять за основу ложные фантазии, названные некими терминами (когнитивный), которые в итоге и являются этими значениями (отсылка на другие значения слов — способности, функции, процессы и т.д. , то будет ли являться данная информация сутью по теме. Засунуть в бутылку кучу ингредиентов и назвать их вино = когнитивное, совершенно невозможно в здравом уме так как некоторые составляющие(ингредиенты) имеют в себе уже вино от окружающего мира до бутылки с содержимым. Это тот наглядный случай когда фантазеры — чтобы объясняют введенный термин (то бишь до селе не известное) кучей других терминов и значений сути которых также не знают.

Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.

Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.

Полезная статья, спасибо! В определении когнитивности так же , думаю, писать надо вместе также

Читайте также: